-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Описание похода по Юго-Восточной Карелии 12-17 августа 2002 г

Понедельник, 07 Июля 2008 г. 22:30 + в цитатник
Novicova все записи автора
 (472x699, 89Kb)
Началось все довольно банально. По возвращении с байк-десанта на Валаам Андрей поведал о своем намерении торжественно отметить начало своего отпуска, но не тем, о чем вы сейчас подумали, а походом по Карелии. После прочтения отчетов всяких туристов, которые ездили в те края в разные времена, решено было остановиться на окрестностях Онежского озера. Так бесславно закончился бы еще один матрасный поход, если бы Андрею не пришла в голову гениальная идея пригласить Надю (известную своей склонностью ко всякого рода странствиям), нежные девичьи мозги которой также находились в состоянии аффекта после прочтения всяких интернетовских опусов. В результате эти ребята вдвоем изобрели план вероятных перемещений во времени и пространстве и в полночь 12 августа мы втроем уже стояли на Московском вокзале в ожидании мурманского поезда…

В небе спутники летают, заблудиться не дают

В 8.30 утра вылезли из поезда в Петрозаводске. Собрали велики и первым делом покатились на пристань, чтобы узнать расписание "Кометы", чтобы доехать до того берега Онежского озера.


Город из нас троих толком никто не знал (я вообще был в первый раз), но ориентироваться было легко, т.к. стоит он на склоне и к пристани нужно ехать все время куда-то вниз. Центр Петрозаводска с его невысокой застройкой максимум в 5-6 этажей не идет ни в какое сравнение с давящей атмосферой центра СПб с его узкими улицами и высокими домами. Сразу чувствуешь себя как дома. Везде чисто, никаких помоек вроде незаметно. Показалось, что даже маршрутки не носятся так, как по Питеру. Почти на каждой большой площади стоит по памятнику, правда почти все из них - всяким вождям пролетариата, а так запомнился только Петр I, основавший Петрозаводск в 1703 г. К 300-летию там видимо относятся более спокойно, чем в Питере, где все облеплено рекламными щитами по поводу этого события и даже умудрились сделать какой-то сайт в Интернете.
На первый день пунктом назначения была Заячья Губа, расположенная на ЮЗ берегу Онеги, которая однажды уже сразила своей красотой неких велотуристов, болтавшихся в тех краях в 2000 году. Вообще находилось сие прекрасное место в 70 км по асфальту от Петрозаводска, но Андрей заранее предугадал возможные проявления самомазохизма и проложил запасной маршрут по всяким хляпям и весям, однако старательно избегая при этом всякого рода "пунктирчиков". После перекуса в кафе путем всеобщего голосования идея передвижения по асфальту была признана недостойной и вскоре мы весело забирались по шоссе на Олонецкую возвышенность по запасному варианту. Судя по темпу 25-30 км/ч на зубастых покрышках с тяжеленными рюкзаками никакого матрасничества не ожидалось. Особо отличился Андрей, поставив назад нечто шириной 2.3" под названием Continental, правда впоследствии оно себя вполне оправдало :).

Вскоре доехали до Лососинского озера. Из него вытекает речка Лососинка и впадает в Петрозаводске в Онежское. Мозги наши, измученные долгим пребыванием в СПб, сразу же переклинило от такого прекрасного вида и они побежали фотографировать и снимать видеокамерой (не мозги, а Надя с Андреем). Купаться никто не захотел и поехали дальше.
Сразу же за озером асфальт вдруг решил стал грунтовкой. Не знаю как у остальных, а у меня сразу возникло смутное ощущение, что рано или поздно нас непременно ждет ж…, точно так же как Винни-Пуха, лезущего в дупло за медом, непременно ждут пчелы. Причем у Винни-Пуха туда всего один путь, а у нас туда (или в него) ведут все, в зависимости от того, чем это считать - пунктом назначения или общим состоянием… Размышляя о столь возвышенных вещах, даже время идет быстрее и ехать легче.

Вскоре добрались до мостика через Илаксу.

Речка в общем-то болотная, но вода на удивление чистая и прозрачная. Андрей побежал в кусты за какими-то ягодами, ничего там не нашел и видимо с горя решил сфотографировать мостик и потом нас двоих. Чего мы там с Надей высматриваем, до сих пор остается загадкой.
Дальше было 25 км такой же грунтовки, ехалось быстро и весело и вскоре дорога привела к озеру, которое GPS обозвал "Lebyazhye" (язык сломаешь), а в атласе Карелии оно называлось Елчозеро. Вода с виду чистая, но вылезли на берег, покрытые тонком слоем какой-то скользкой бяки, пришлось даже отмываться. Надя тем временем пошукала в лесу и вернулась с грибами. По первости это обрадовало. Будет чего покушать :). Взяли с собой. По пути попалось небольшое садоводство, в которое мы завернули в поисках магазина, все-ж не в автономку ехали. Магазин там нашелся в образе пустой ж/д цистерны, с кучей скамеечек у входа. Вначале мы подумали, что это должно быть летняя танцплощадка, но на месте воображаемого подиума росла картошка :). Сошлись во мнении, что скамеечки идеально подходят для распития всякого рода напитков и поедания пищи "не отходя от кассы", что мы и сделали. Про себя не сказал бы, что сильно обижен при рождении по части мозгов (хотя со стороны оно выглядит наверное совсем наоборот), но во время поедания мороженого вдруг захотелось прикольнуться - вытащить из-под "магазина" подпиравшие его камушки и скатить вниз с горки. Как говорится, все что есть хорошего в жизни либо незаконно, либо аморально, либо ведет к ожирению… Ну ладно, прошу 02 не звонить, это как лирическое отступление, с каждым наверное иногда бывает... :(
После садоводства, проехав через живописную свалку, мы выехали на грейдер с крупной щебенкой с довольно крутыми спусками и подъемами. На спусках скорость легко без подкрутки переваливала за 35 км/ч (особенно у Андрея и Нади, нагруженных велоштанами), из-под колес выбивало камни и поэтому руль приходилось держать очень крепко. Вообще из всех троих только я в этом походе схалявил, поехав с обычным рюкзаком, без пенки и багажника. Разгильдяйство полное, спасибо Андрею и Наде за транспортировку части снаряги за меня. Вскоре добрались до Пяжиевой Сельги, через которую проходит ж/д на Петрозаводск. Я почему-то считал, что она уже давно электрифицирована, но на самом деле пока еще стояли новые столбы без проводов. По этой причине от Лодейного поля до Петрозаводска еще не ходят электрички в обычном понимании этого слова (только дизели).
После Пяжиевой Сельги в неба стало понемногу капать и по оставшимся 10 км грунтовки до асфальта так быстро ехать уже не получалось. Под конец небесная канцелярия совсем осерчала на питерских байкеров и начался настоящий ливень, а 20 минут спустя трое мокрых до нитки сусликов, втопив по шоссе больше 30-ти, уже стояли перед поворотом на очередную грунтовку. Впереди на 40 км был один лес и подозрительно прямая дорога. К счастью, тучи не могли конкурировать с великами по скорости передвижения и грозу удалось обогнать.
Примерно на половине оставшегося пути до Онежского озера грунтовка проходила сквозь огромное болото, на котором, помимо клюквы, в большом количестве произрастала голубика. Устоять было просто невозможно и полчаса были отданы чревоугодию, за время которого гроза опять стала где-то рядом и пошел дождь. Оторвавшись от нее в очередной раз, на небе мы заметили
обалденную радугу во все небо, какую не каждый день-то увидишь. Если верить GPSу, то путь наш от самого асфальта пролегал прямо по узкоколейке, которой на самом деле уже не было - видимо когда-то очень давно здесь был район лесозаготовок.
Тем временем прямой участок закончился, оставалось только перевалить через Шокшинскую гряду, а там до Заячьей губы было рукой подать. А вот тут, как водится, начинается самое интересное - свернув в нужный поворот, ехавший на руле Андрея GPS стал уверять, что движемся мы якобы по лесу и никакой дороги там нет. Но на самом деле она была. Вспомнился Винни-Пух. После обследования близлежащих дорог Андрей решил наплевать на все спутники, летающие вокруг нашей грешной планеты и мы ломанулись, полагаясь на собственную интуицию. GPS должен работать, а байкер думать! Дорога стала глинистой, иногда встречались большие лужи во всю ее ширину и пошли горки, да такие крутые, что либо едешь на передаче 1-1, либо топаешь пешком (что проще). Скорость упала до 5-10 км/ч. После очередной горки был устроен небольшой перекус, потому что после 100 км грунтовок все прилично устали. На лес опускались сумерки с туманом, в мокрой одежде было мягко говоря некомфортно. Хотелось больше никуда не ехать, однако по-любому лучше песок нa зубaх, чем иней нa …..!!! (добавить по смыслу).
Вскоре выехали на нормальную грунтовку и понеслись с Шокшинской гряды вниз к Онежскому озеру. GPS перестал врать, по выкладкам Андрея до поселка Шокша было всего 5 км, которые были пройдены без приключений. В одном месте попали в сильный туман, видимость упала до 100 м. Такое я видел в первый раз, в общем, в условиях сумерек и полной тишины жутковато. Если верить километровым столбам на асфальте, то до Петрозаводска было всего-навсего 63 км, а мы навыписывали кренделей как минимум в два раза больше. Страшная штука MTB. Надо будет пересаживаться на шоссейник :). Через полчаса, забравшись в тягун высотой 70 м и безбашенно съехав с него в темноте без фар, добрались наконец до Заячьей губы. Был уже первый час ночи, поэтому быстренько поставили палатку, запалили костер не без помощи "святой воды" и завалились спать.

Грибы

... проспавшись как следует и вылезши из палатки на лоно природы, мы обнаружили, что вчерашний день пропал не зря (фото 11,12). Все было как на море - песок, солнце, чистая вода (гораздо прозрачнее чем на Ладоге), в лесу куча куча грибов с ягодами.

Левый и правый берег губы каменистый, со скалами, а в середине песок.

В бухту впадает небольшая речка под названием Яни (т.е. "Заячья"), у которой мы и остановились. Последствия вчерашнего еще давали о себе знать (суммарный подьем за день 980м), поэтому порешили ехать в Петрозаводск не на сегодняшнюю "Комету" в 17.30, а завтра рано утром.

Выковыривания грязи из великов оказалось недостаточно, пришлось мыть прямо в озере. Не знаю, как думают остальные, но мыть МТВ - это все равно, что мыть вездеход :), причем некоторые товарищи извращаются по полной программе, засовывая велик под душ и затем протирая до блеска тряпочкой каждую спицу. Правда, в озере этот процесс (без протирки спиц ) оказался даже приятным, т.к. прибой хорошо помогает смывать всю бяку, главное по втулки не заезжать. Так что пришлось порадовать свой велик первой в его истории "помойкой", следующая будет видимо при аналогичных обстоятельствах в следующем походе.
Андрей с Надей решили поехать в Шокшу пополнить запасы пива и прочей еды, а также провести допрос живущих там вепсов. Первое упоминание об этом старинном вепсском селе относится к 1563 году. С 18 века оно знаменито своими разработками кварцита красивого малинового цвета. В старину его называли "шокшинским порфиром" или "вельможным камнем", поскольку он шел на облицовку наиболее значительных зданий, в том числе и дворцов. Он использован для внутренней отделки Зимнего дворца, Исаакиевского и Казанского соборов в Санкт-Петербурге.
В послевоенное время вепсов всячески зажимали (запрещали говорить на родном языке и т.д.), в результате сейчас они уже говорят на русском, хотя свой язык еще вроде не забыли (для Нади даже пели песни на вепсском языке, только на камеру не получилось заснять). В настоящее время вроде как все возрождается, в местных школах уже сейчас изучают вепсский язык. Раньше вепсы были в этих местах весьма многочисленной народностью (примерно половина названий на карте - из вепсского языка).
В этот же день мы насобирали кучу грибов. Вначале это обрадовало, т.к. соблюдалась аксиома о всеядности байкера и принцип "байкер должен есть часто, но помногу". Правда, ничего кроме грибов по большому счету не было, поэтому совместными усилиями было изобретено новое блюдо байкерской кухни под названием "грибовуха" (не путать с медовухой, оно без градусов). Рецепт: в котелок наливается чуть-чуть водички и доверху накладывается грибов, в результате получается нечто наподобие каши, которое даже вполне съедобно. Hичто тaк не согревaет душу, кaк холодное пиво с этим "нечто"... Пища эта оказалась то ли такой суперпитательной, то ли еще чего, но в итоге мне пришлось все доедать. Кулинарные извращения заставили Надю вспомнить про студенческие годы и уход в "академку" при помощи селедки и молоком :). Еле ползал...

Петроглифы

В 3.00 запиликала трубка Андрея, стало быть надо вставать. Особой радости это не вызвало, т.к. было темно, холодно и роса сильная. Хотелось как лучше - включить фару, чтобы быстрее палатку собрать, а получилось как всегда - фара на секунду моргнула, а потом аккумулятор решил сделать "Хоттабыча" (как обычно) и оттуда весело повалил дымок, даже в темноте было хорошо видно. Хорошо, что хватило мозгов быстро выдернуть из него все провода "с мясом", а то бы там вообще все расплавилось. Народ, не делайте никаких разъемов для подключения к внешнему аккумулятору - все эти полезные вещи отсыревают и коротят в самый неподходящий момент.
Перед отъездом тяпнули для храбрости на троих литр кефира. Вроде энтузиазма чуть-чуть прибавилось. Впереди было 70 км асфальта до Петрозаводска и 4 с половиной часа до "Кометы". Вначале ехать было хорошо, да потом стало тяжеловато, пришлось бежать в кустики. Как ни свежо питaние, дa …… с трудом :).

За три с половиной часа добрались до Петрозаводска (фото 13). Такая монотонная дорога с затяжными тягунами прилично выматывает, несмотря на то что везде асфальт. В итоге до пристани удалось добраться за полчаса до отправления "Кометы". Велики без проблем помещаются на корму. Билет туда (до Шальского) стоит 150 р и еще нужно заплатить уже "на борту" за велики около 40 р с носа.
Вообще у них есть такса, сколько платить за 1 кг багажа и довольно древний циркуляр, где написано, сколько весит холодильник, телевизор и т.д. Так вот согласно этому циркуляру любой холодильник независимо от модели должен весить 200 (!) кг, а любой велик (хоть дутик) - 30 кг. Грабительство полное! Правда на обратном пути из Шальского в Петрозаводск, после заверений, что велики наши сделаны в основном из алюминия, удалось сторговаться на 30 р с одного велика.
"Комета" идет до Шальского час сорок, при отсутствии волны со скоростью 55-60 км/ч. Через 20 минут после отплытия пропала сотовая связь (и Дельта, и GSM). Похоже, что Петрозаводск едва ли не единственное место о всей Карелии, откуда по ним можно позвонить.

В 11 утра приплыли в Шальский, расположенный в устье большой реки Водлы по обеим ее берегам, которая судоходна на 28 км. Лет семь назад по ней еще сплавляли лес, по этой причине видимо и нет моста. Чтобы перебраться на машине на другой берег, нужно ехать 40 км до ближайшего моста в Пудож, а затем примерно столько же обратно. Дорожное движение из-за этого практически отсутствует и довольно много местных ездят туда-сюда на дорожных велосипедах, причем не на развалюхах, а на почти новых. Хорошо бы в Питере ради эксперимента и прикола взорвать на неделю все мосты - машин бы стало сразу

как минимум вдвое меньше и все бы пересели на велосипеды.

Перебраться на другой берег без машины оказалось не так заморочно, т.к. недалеко от пристани был довольно обшарпанный причал, от которого такого же вида буксир за 5 р перевозил желающих на другой берег. В отличие от "Кометы", там за велики ничего не содрали. Вообще переправа работает по расписанию, но нам повезло попасть на "чартерный" рейс, который был вне расписания и с другим пунктом назначения чуть дальше по реке, т.к. капитану надо было подкинуть туда знакомую мадам.

Перед погрузкой на буксир Надя чуть не задавила пьяного мужика, спавшего на травке. Вообще, в Шальском работает только лесозавод и еще один, производящий щебенку, да и на них, по информации местной газеты, увлекаются эти делом. Во время скромной трапезы у магазина на другом берегу к нам на "автопилоте" подошел мужик и состоялся диалог примерно следующего содержания:


- Че вам надо?
- Да ничего не надо, у нас все есть.
- Не, ну че вам надо? Че вы сюда приперлись?
- Ну мы так… природу посмотреть…
- Не, ну ты скажи, че вам надо?
- Э-э-э… Да вот рыбки копченой бы…
- Ну пошли, сейчас вам будет рыбка.


Мозги городского человека, отвыкшие от такой манеры общения, сразу же при этом клинит и он воспринимает это как наезд, а оно скорее всего было желанием нам чем-то помочь... Лично я слегка прибалдел. Как зомби мы с Андреем (который и так Зомби) поперлись за этим мужиком. Сразу скажу, что рыба обломилась, т.к. после того, как тот мужик зашел домой, оттуда стал доноситься голос его жены касательно его общего состояния :). Зря поверили пьяному аборигену… В наше отсутствие Надя рассказала про другого менее пьяного мужика, который заверял, что еще в старые добрые времена они устраивали freeride extreme" не то на Салютах, не то на Аистах по берегу Кольского полуострова со скоростью аж 80 км/ч, таща при этом на себе байдарки и чего-то из стрелкового оружия. Богата все-таки земля русская талантами…

Получив дозу духовной пищи, тронулись в путь. По информации местных, до петроглифов было 20-25 км, если ехать прямо вдоль Онежского озера по кромке воды.

Мыс Бесов Нос, на котором они расположены, виднелся где-то далеко в дымке. Из двухкилометрового атласа Карелии в этом месте, понятное дело, растет густой лес. На самом деле там оказалась ровная песчаная дорога, по которой даже ездят на машинах,
правда скоро она закончилась, но на велике проехать можно без проблем. Одолев таким образом полпути, пляж кончился и пошли скалы. Дальше туда вела тропинка в лесу, протоптанная всякими туристами, которых в этих краях больше чем местных. Вскоре добрались до мыса Карецкий нос (на атласе Карелии не обозначен), там по информации Нади должны уже были быть петроглифы.
Дело осложнялось тем, что они были не очень-то заметны, а из нас никто их раньше вживую не видел. Поползав по скалам, вскоре удалось-таки найти у самой воды сначала два изображения (вроде как лодка с людьми и еще что-то непонятное), а потом еще.
Они были открыты в середине XIX века. Среди изображений преобладают птицы (в основном лебеди), представлены звери (лоси, олени и др.), люди, лодки. Множество оригинальных фигур: бес, выдра, сом, дерево, морские звери.

До Бесова Носа Андрей повел нас через заброшенную деревню под названием Шальский, где все заросло травой в рост человека.

В районе самого мыса довольно много всяких туристов, поэтому велики пришлось завести подальше в лес, пристегнуть к дереву и забросать ветками. Петроглифы нашли довольно быстро и их было много - птицы, звери, люди на лодках и много всяких не то медуз, не то еще каких-то непонятных существ, которые может и жили 5-6 тыс. лет назад, но уже вымерли. Непонятные существа, в основном круглые по форме с хвостиками, по версии ученых вполне могли быть какими-то летательными аппаратами инопланетян или какой-то высокоразвитой цивилизации, существовавшей в то время на Земле. Жалко, что местные вандалы и некоторые туристы время от времени портят изображения, выбивая на них "здесь был Петя" и т.п. Дело было уже к вечеру, мы уже думали, что найти самое известное изображение ("Беса") нам не удастся, но потом прямо на него и наткнулись.

Через всего беса вертикально снизу вверх проходит трещина, пересекаясь на месте рта с другой трещиной. Так вот есть поверье, что если наклониться и прижать ухо к его рту, то можно услышать его слова. А говорит он всем разное: может запугать, а может и от беды предостеречь.

Где-то вдалеке на узкой полоске берега находится Муромский монастырь, до которого по берегу "всего" около 30 км, но там вроде как совсем не проехать и нужно при этом форсировать речку Муромку, соединяющую Муромское озеро с Онежским.

Наверное всем известна склонность Андрея к залезанию на всякие архитектурные сооружения и заброшенный деревянный маяк на мысу не стал исключением, т.к. лестница наверх там еще сохранилась. Сделан он из дерева и высотой с пятиэтажный дом, сверху открывается

обалденный вид на Онежское озеро, видно даже противоположный берег за 40-50 км. Покупавшись в озере, решено было ехать в Муромский монастырь с утра, чтобы не ломиться в темноте по дороге непонятного качества.
Ф-82

С утра был сильный ветер и штормило, так что шум воды был слышен даже за полкилометра до озера. Пачку масла, закопанную вечером в песочек у воды для сохранения, было уже не найти, запасы бензина для примуса иссякли. К 11 утра так никто и не пожелал вылезти из палатки, пришлось применить карательные меры :). Андрей вчера совершил настоящий подвиг, сохранив в своем рюкзаке со вчерашнего дня сколько-то пива. И речку форсировало, и через бурелом пробиралось…

В итоге в час дня двинулись по направлению к асфальту в поселке Каршево, т.к. через него вроде можно было проехать до Муромского монастыря, а также заправиться у местных бензином и продуктами. Дорога вдоль реки Черная, которая в атласе показана пунктиром, оказалась вполне проезжей до самого Бесова Носа даже для легковых машин, только в одном месте есть небольшое болото.
Недалеко друг с другом расположены 3 поселка: Каршево, Нигижма и Красноборский. До 1960-х годов здесь была закрытая зона, т.к. где-то рядом были ракетные пусковые установки, потом зону сняли, а на месте ракетных шахт вроде построили свиноферму. Искать это не хотелось, чтобы успеть до ночи в монастырь.

Как оказалось, в Каршево б-а-а-льшие проблемы с бензином. Ближайшая заправка находится в Пудоже и ни у кого бензина нет. Только в Красноборском один мужик слил из машины поллитра, даже не взяв за это предложенные 10 р. У нас, говорит, так не принято. Мелочь, а приятно :). Вообще, в Каршево и Красноборском какое-то очень спокойное население. Когда обращаещься к кому-нибудь на улице, никто не шарахается испуганно, как некоторые в СПб. Говорят спокойно, чуть-чуть нараспев, как на Вологодчине. Отношение к питерским доброжелательное. Посоветовали не оставлять в лесу без присмотра велики, т.к. несмотря на глухомань могут стащить. Про Красноборский нам рассказали, что никто там ничем не занимается, единственная работа есть на лесоповале, откуда почти весь лес идет в Финляндию. В середине августа много местных собирают чернику, которую принимают по 16 р за килограмм. Порадовали цены на квартиры в 2-х этажных домах - 20 тыс.р. за 2-х комнатную квартиру. Было бы так везде...
Если верить карте, то от Красноборского на юг вдоль Онеги идет грунтовка, по которой предстояло ехать. На самом деле вместо нее 2 года назад было проложено шикарное шоссе (вроде как это и есть "Трансонега", что идет из СПб через Лодейное Поле и Вытегру в Архангельск). По километровым столбам до Питера было 415 км. Что удивило, так это практически полное отсутствие машин -

видимо еще не все знают, что нету тут уже грунтовки :). Довольно быстро доехали до последнего оплота цивилизации - пос. Гагукса. Находится он на возвышенности, с которой хорошо видно Муромское озеро. Там было замечено весьма интересное транспортное средство для перевозки леса, скорее всего это был трактор Т-150 после апгрейда резины (и так понятно для какой цели).
Это вам не какая-нибудь Nokia Gazzaloddi 26х3.0" или еще какая жалкая резинка, продукт жизнедеятельности загнивающего капитализма, а нечто покруче - Ф-82!!! Нет, лучше F-82 !!! (так для буржуев понятнее). Для катающейся общественности, желающей проапгрейдиться по данному варинту - размеры сего чуда 71х47" :). Остается только поставить вилку с рабочим ходом полтора метра, только вот проклятые буржуи вроде еще такие не научились делать. Смех смехом, но встреча с таким монстром вызывала определенные подозрения…
И правда - через несколько км асфальта мы свернули на грунтовку, а потом Андрей обреченно порадовал, что мы находимся в ур. Сорма и нам "туда". Дорожный знак недвусмысленно намекал, что нам дейставительно "туда". Разведка показала, что "пунктирчик" представляет из себя сильно заросшую тропу, по которой однако кое-где можно ехать.
Надя напялила накомарник, мы с Андреем помазались какой-то бякой против комаров и двинулись. Сразу после поворота с грунтовки тропа по остаткам моста вела через большую лужу. Судя по его состоянию, последняя машина здесь проезжала не менее 20 лет назад.

Ехать было трудно, под ногами иногда чавкала вода и попадались поваленные деревья. Была уже мысль спрятать велики в лесу и идти пешком, но до монастыря было далековато, а ночевать в лесу никому не хотелось.

Надиному велосипеду такая дорога явно не нравилась и они на пару несколько раз шлепались набок в густую траву, правда после снятия туклипсов все стало нормально. Раз уж зашел разговор о железяках, то шимановским контактам М535 вся глина и грязь была почти до фени, только встегиваться они стали чуть-чуть труднее.
Через 10-15 км тропинка наконец стала напоминать лесную дорогу, по которой можно было даже проехать без остановки 100-200 метров (до следующего дерева). Только вот средняя скорость от этого уменьшилась, потому что стали попадаться целые скопления грибов, в основном белых и подосиновиков. Столько мне пришлось увидеть впервые за свою недолгую жизнь. Они торчали буквально через каждые 5-10 метров. На всякие недостойные грибы мы после вышеописанных кулинарных изысков уже и внимания не обращали и быстро нарезали полпакета, больше уже было тяжело тащить да и смеркаться стало. А они все торчали и отвлекали внимание, противные.
Вскоре мы выехали на небольшую полянку, заросшую травой, на которой стояла потемневшая от времени заброшенная изба. Смеркалось. Вокруг была глухомань и полная тишина. Было даже жутковато. Все очень сильно напоминало фильм Тарковского "Сталкер" с Зомби и его чудо-прибором в главной роли, для полноты картины нехватало только аномальных явлений и всякой чертовщины. Взяв фару, Надя с Андреем пошли посмотреть, что в избушке и почти сразу же раздался Надин визг. "Ну все, трое придурков искали приключений и вляпались в какую-то историю..." - пронеслось в голове. Затем я увидел их обоих, бегущих назад. По словам Нади, как только она вошла внутрь, мимо нее наружу выскочило нечто, похожее на маленькую собачку. На самом деле это скорее всего был какой-то зверек. Вот вам и чертовщина…
До монастыря оставалось еще около 10 км, как под колесами захлюпало. Дорога шла прямо через болото. Тропа, по закону подлости, стала едва заметной и решила отделиться от дороги и к тому же стала петлять. Вот мы и оказались в ипостаси Винни-Пуха - в полночь шлепая через болото по едва заметной тропе при свете фар, не зная, где и когда когда оно кончится. К счастью, кончилось оно довольно быстро и на пути попалась развилка. Мы были на узкой косе между Онежским и Муромским озером. Бросив велики и запомнив на всякий по прибору точку, все втроем пошли на разведку. Не знаю, почему Надя, шедшая первой, так спокойно отреагировала на этот раз на внезапно возникший в темноте прямо перед ней серый силуэт. По крайней мере, она сказала "Здрасьте" :). Силуэт в ответ чего-то пробурчал. Оказалось, что это местный дядька, приплывший на лодке из Гагуксы за черникой и остановившийся в небольшой рыбацкой избе, которую мы в темноте и не заметили.
Он нам показал еще одну пустую на берегу, где мы и решили переночевать. Внутри была печка, стол и двое нар из досок. В общем, места было как минимум на 4 человека. Поели грибов, нашли кучу газет "Труд" пятилетней давности с анекдотами про новых русских и завалились спать.
Был уже час ночи. На том берегу виднелись огни Гагуксы, до которой по прямой всего 15 км, а нас получилось раза в два больше. Почему велики не могут ездить по воде?

Муромский монастырь

В 10 утра послышались шаги и в избушку ввалились двое местных мужиков. Оба были прилично выпимши и на живом великорусском языке вполне дружелюбно стали интересоваться, кто мы такие и откуда мы ("народная речь" заменена цензурой):
- О, ребята, еклмн, как дела?
- Спасибо, вроде пока живые.
- Вы откуда, вологодские что-ли?
- Да нет, мы из Питера.
- О, питерские! Ни фига вы даете! На великах! В монастырь что-ли?
Надю они не заметили, т.к. она лежала у стенки, матюги сыпались, как из рога изобилия, очень органично и непринужденно вплетаясь в общую тему разговора. Самым запоминающимся и одновременно вполне печатным выражением было "в рот меня чих-пых", которое вставлялось в каждый подходящий момент. Тут до меня дошло, что в условиях городской жизни мы совсем не замечаем истинной красоты русского языка. Мозги запудрены льстивыми и заискивающими оборотами искусственного происхождения типа "а не будете ли вы так любезны…", "уважаемые дамочки и господа…" и т.д, когда можно просто сказать: "Уважвемые господа, еклмн, начинаем презентацию, вашу мать!". Узнав много новых слов и оборотов, Надя наконец решила показаться публике. Мужики слегка оторопели, засмущались и стали извиняться: "Ой, блин, извините, но мы без матюгов не можем, у нас без них совсем говорить не получается".
На столе появилась бутылка из-под "Медового" с чем-то прозрачным на дне и мужики предложили опрокинуть за знакомство. Мы вначале подумали что это водка, но на всякий вежливо отказались - мало ли на чем местные по озерам плавают :). В свою очередь, Андрей налил им купленной накануне водки (для монахов, что-ли?), вызвав у мужиков заметное оживление. Теперь мы стали для них "своими". В общем, их можно понять - не часто в такой глухомани увидишь питерских, еще реже питерских байкеров, ну и совсем не часто - питерских байкеров, да еще и пьющих водку. Как говорится, курить вредно, пить противно, a умирaть здоровым жaлко :). Пришлось пить за знакомство.
Мужики рассказали, что приплыли из Гагуксы на моторке на 5 дней за черникой с тремя детишками. В первый день они отдыхают (т.е. пьянствуют), а потом выходят на промысел. Как оказалось, вся черника в окрестностях Гагуксы выбрана местным населением, поэтому полным ходом идет освоение более отдаленных "плантаций". Нам поведали про неких людей, которые за 5 дней умудрились собрать комбайнами полтонны черники. Для тех кто не знает, комбайны - это не "Дон-1500", а специальные девайсы в виде гребенки для сбора ягод, хотя обычным комбайном тоже может и стоило бы попробовать, если поставить на него вышеупомянутые Ф-82 для езды по болоту :).
Деньги от продажи черники, понятное дело, пропиваются. Прозрачная жидкость в бутылке из-под "Медового" называлась "Льдинкой" и представляла собой стеклоочиститель на основе спирта. На запах, кстати, весьма напоминает спирт, но пробовать мы не рискнули. Еще пьют "Женьшень" (тоже что-то наподобие стеклоочистителя). По пути от Гагуксы эти великие мореплаватели выдули на двоих почти полтора литра "Льдинки" и, тем не менее, вполне сносно стояли на ногах. В подобной ситуации "немецкая немощь" (© Михаил Задорнов) однозначно откинула бы коньки, т.к. принципиальной разницы между "буравчиком" и "Льдинкой" нет :).

Затем разговор зашел о нас, болезных. Наверное симбиоз велосипеда и пива способствует поддержанию хорошей формы, потому что Андрею дали на вид 20 с чем-то лет, а Наде - всего 17, да еще на 3-м месяце беременности (чего она себе на пояс повесила?). Про меня ничего не сказали, видимо дела совсем плохи и в свои 24 года я тогда выглядел на тридцатник… :(
Немало интересной информации удалось узнать про петроглифы, которые мужики называли "картинками" и вспомнили, что когда-то езлили туда пьянствовать. Часть петроглифов, по их словам, затоплено водой, в т.ч. такой шедевр, как мужик с бабой, сидящие не то на лосе, не то на олене и занимающиеся "этим самым" :).
Вечная тема для народного творчества! Не знаю, правда это или нет, но посмотреть было бы любопытно. Перед уходом Надя сняла одного из мужиков на камеру, после чего он стал сокрушаться, что у них только первая и вторая программа, так что вряд ли получится посмотреть :). Оставшаяся дорога до монастыря была вполне приличная, только теперь вместо грибов тормозила малина.
Через 5 км пути впереди показались развалины монастыря. Может быть, мы были первыми, кто доехал сюда на велосипедах за 650 лет его существования. Наверное, нет смысла рассказывать про
его историю, т.к. все подробно написано на сайте Петрозаводской и Карельской епархии.
Основан он был в 1350-1352 г, после революции полностью разрушен, а в 1992 г ему вернули юридический статус. Сейчас монахами и послушниками ведутся восстановительные работы, начатые в 1991 г. Всего мы видели трех или четырех монахов, но к общению они были явно не расположены, только один пробурчал : "Ну и не надоело вам сюда рулить?"







По непроверенной данным, где-то в окрестностях монастыря есть пещеры.
Где-то час мы бродили по монастырю, затем Андрей повел к протоке между Онегой и Муромским озером, чтобы поесть и успеть выбраться на асфальт до темноты. В рыбацкой избушке на берегу протоки нашлась даже картошка, что было весьма кстати, т.к. жрать одни белые грибы к тому времени уже всех достало. Зачем нам Таити - нас и тут неплохо кормят :). Обратный путь прошли без приключений со средней скоростю аж 8,9 км/ч, наловчившись перепрыгивать через упавшие деревья. На асфальт выбрались в 11 вечера, включили фары и на радостях сразу втопили 30 км/ч. Кстати о птичках: новый Эллипсоид FL-301 светит все же лучше, чем старый, несмотря на то, что некоторые товарищи пытаются доказать обратное. Вообще достаточно одного такого, с двумя можно в полной темноте без всякого риска быстро ехать по незнакомой дороге, а тремя такими фарами освещенность ненамного хуже, чем у машины с ближним светом (проверено).
До Пудожа по темноте ехать было лень, поэтому решили остановиться на одном из озер в районе пос. Красноборский. Повыписывав кренделей вокруг двух озер в поисках подходящего места и разбудив всех собак в Нигижме, в час ночи забрались подальше в лес у озера и поставили там палатку.

Пудож

С утра оказалось, что место выбрали просто супер - в 20 метрах проходила асфальтовая дорога и палатку было с нее просто замечательно видно, а ночью казалось, что вокруг один лес. Сегодня надо было успеть через Пудож на "Комету" в Петрозаводск. До Пудожа 19 км нудной асфальтовой дороги и потом 36 до Шальского, если ехать по правому берегу Водлы.

Пудож - маленький провинциальный городок населением 11 тыс. человек, основанный в 1382 г и приобревший статус города с 1785 г. Расположен он на берегу р. Водлы в 115 км к востоку от Петрозаводска. В Пудожском районе находятся месторождения серого и розовато-серого гранита (более известного, как "пудожский камень"), а также титано-магниевых руд. Вот он - будущий центр российского рамоклепания и байкостроения! В Пудоже мы попробовали кефира производства местного маслозавода, по вкусу и консистенции напоминающего сметану. Продукция питерских заводов с ним и рядом не стояла. Местный музей оказался в субботу закрыт, больше в городе смотреть было нечего и, посетив
единственное нормальное кафе под названием "ХL" (bikers approved), двинулись на Шальский. На подъезде к Шальскому встретили местных мужиков с черникой, купили о них целый котелок. Не успев отстегнуть одну педаль, мне повезло очень глупо убраться прямо на ровном асфальте, правда без последствий. В Шальском в ожидании "Кометы" была предпринята героическая попытка съесть всю эту чернику, правда она оказалась неудачной.
Через 2 часа после посадки мы уже были в Петрозаводске, опять оказавшись в цивилизации. Хотелось назад :(
В поезде нам рассказали про затонувший сухогруз "Каунас" у Литейного моста. Глубина Невы в этом месте 12 метров, поэтому из воды торчал только радар белого цвета.



Вот так и закончилась эта авантюра. Прокатились просто супер !!! Спасибо Наде и Андрею за компанию!



Специально для любителей цифр: за 6 дней проехали 450 км (145, 0, 90, 60, 60, 70).
Все фотографии взяты у Андрея, за что ему отдельное спасибо. Их можно найти здесь.

Всем всего
Сабурыч
 (699x472, 135Kb)

 (699x472, 100Kb)

Источник текста и фото http://3sracers.spb.ru/Russian/Reports/2002/Karelia02/Karelia02.htm
Место на карте


Рубрики:  Петрозаводск
Пудож
Онежское озеро
Метки:  

Novicova   обратиться по имени Понедельник, 07 Июля 2008 г. 22:39 (ссылка)
Сколько впечатлений, наверно, от такого путешествия
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку