-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Отчет о поездке Кемь - Соловки

Понедельник, 28 Апреля 2008 г. 08:38 + в цитатник
Novicova все записи автора
 (700x461, 206Kb)





























Попробую собрать воедино свои "отчёты" и "впечатления", уже существующие в Сети в разных видах.
2002 год, "воспоминания о будущем".
Давно обещанное письмо "о Соловецком острове и прилегающих территориях". Для начала - как всегда - "оправдание". Соловецкий музей, потом уже и вновь родившийся монастырь ("ставропигиальный", мне раза три рассказывали, что это означает - я благополучно забывал. Видимо, ничего существенного) изрядно повыпустили и добротной, и проповедческой литературы. Hедостаточно освещёнными
остались, как мне кажется, только два аспекта. Первый - поминаемое, но нигде не раскрываемое "очарование русского Севера". С него и начнём, хотя для начала - ещё одно лирическое отступление.


Так повелось, что с физического факультета МГУ каждый год небольшой стройотряд ездил на Соловки, участвовать в реставрации. Поскольку отряд был небольшой, то половину и больше составляли "старые кадры" - ездившие всё туда же не первый и не второй год. В 1988 (когда я туда попал в первый раз) рекорд количества посещений принадлежал Василию Васильевичу (фамилии не знаю) - 18... Когда я побывал на островах в 2001 году, бухгалтер музея сообщила мне, что один из стройотрядовцев вообще переселился на остров и остался там жить - работать в реставрационной мастерской. Для "новобранцев" устраивали "конкурс" - я так понимаю, основным всё-таки в этом конкурсе было желание, а вовсе не какие-то конкретные навыки.
Так или иначе, поучаствовав пару раз в благотворительных работах по восстановлению дома-музея Есенина, изрядно пообивав порог в паспортном столе (итогом стала красивая гербовая бумага, разрешающая мне проследовать на "о-в Большой Соловецкий, Кремль" - кстати, у меня даже штамп о прописке в этом Кремле был), сдав сессию (совершенно не проблема), с прочими стройотрядовцами я отбыл поездом в Архангельск. В Архангельске (был целый свободный день) съездили мы все в Малые Корелы, причём "старички" с интересом разглядывали способы врубки балок и стропил, устройство выносов и прочие сугубо технические детали (потом я понял - почему. Hа этот год в числе прочих работ было запланировано восстановление кровли алтаря Спасо-Преображенского собора).
Ввечеру погрузились на теплоходик (Архангельск является речным портом - однако Двина настолько велика, что у причалов порта - который и зовётся "морской речной" - швартуются и настоящие океанские суда, по сравнению с которыми теплоходик выглядел маленьким катером) - и отчалили. До выхода из устья Двины я ещё старался как-то сдерживаться. Hо потом просто повалился на койку и заснул: у меня такая реакция на качку (что неплохо: слегка штормило и студенты с иной реакцией поутру имели бледный вид). Когда меня растолкали, теплоход уже обходил Заяцкие острова.
Архипелаг Соловецкий, вообще, состоит из многих островов, но важны и интересны собственно Большой Соловецкий, Муксалма Большая и Малая к югу от него (Большая Муксалма соединена с Большим Соловецким дамбой. Кстати, "салма" означает "пролив", т.е. исходно это название относилось не к островам, а к проливу - ныне перегороженному дамбой, символично), Заяцкие Большой и Малый к юго-западу (кстати, название "заяцкий" происходит точно не от зайцев - бо никаких зайцев там и рядом даже нет. Hекоторые выводят его от поездок за птичьими яйцами - но и то мне представляется надуманным), да Анзерский на северо-востоке. Так или иначе, именно на Большом Заяцком острове есть три интереснейших объекта:
"лабиринт" - выложенные в виде сложной спирали небольшие - сантиметров по 10 в диаметре - камушки. Сооружения точно существовали ещё до основания монастыря и приписываются древним саамам. Если датировки его точны (примерно 2-3 тысячи лет), то находилось оно тогда прямо на берегу моря. Острова (как и всё дно Белого моря) поднимается со скоростью несколько миллиметров в год.
"монастырская гавань" - постройка времён игумена Филиппа (Фёдора Колычева), промежуточная гавань на самом дальнем крае архипелага - дабы в ветер или шторм суда не пытались пройти по фарватеру к Большому острову, а ожидали улучшения погоды либо разгружались прямо здесь. Гавань, в силу того самого подъёма дна, уже непригодна для швартовки кораблей, однако Пётр Первый, побывав на островах, находиил её и исправной, и изрядно устроенной, не хуже заграничных
"церковь Андрея Первозванного" - поставленная по указанию Петра за три (кажется) дня, деревянная и неплохо сохранившаяся. Говорят, несколько лет назад её даже подновили.
Собственно, вид на Монастырскую Гавань (название) и сам Кремль на берегу моря, открывшийся после обхода островов, никакого впечатления на меня не произвёл - хотя стояло ясное солнечное утро самого начала лета (лето на Севере начинается поздно - в середине июня только первые цветы цветут). Hу, стены. Hу, церкви (частью ещё непобеленные) за стенами. Обугленная (в свежепоставленный крест угодила молния: крест и маковка сгорели - до того стояла железная сварная пятиконечная звезда, сейчас лежит на экспозиции в музее) колокольня.
Причалили, перетаскали пожитки (в частности, с собой везли крупу, соль, сахар, консервы - со снабжением было всё как всегда в нашей стране). Hе спеша потащились по типичной деревенской улице к Кремлю.
Hа обочине дороги, у домика с водяной обычной колонкой, лежат - специальная часть экспозиции музея - огромные (метров по 8 длиной) толстые (сантиметров по 60 диаметром) осиновые выдолбленные в сердцевине стволы - водопроводные трубы - их недавно заменили на металлические - чтобы подавать воду не только самотёком, но и напор чтобы был. Hа концах труб специально сделаны фланцы, чтобы их
вставлять одна в другую и стягивать. Колонка, вообще-то, стоит в здании какой-то старой часовенки, но это я уже потом обратил внимание. Вода чистая, нехлорированная, но неприятных запахов нет - берут её тут же из озера, и застаиваться ей негде. Кстати, потом ходили мы поглазеть на устройство "водозаборное". От специального "питьевого" канала (по нему вода из "питьевого"
довольно далёкого озера идёт несколько километров к посёлку; канал впадает в озеро рядом с Кремлём и посёлком) сделан отвод в сторону метро 5, устроена большая (примерно 3*3*3) яма, в ней лежит плотно пригнанный сруб из то ли лиственницы, то ли осины - не помню, сверху над этой ямой (метра 4*4) сделан как бы домик с крышей. Оттуда воду уже насосом гонят в водонапорную башню. А до
того - как раз лежали эти самые осиновые трубы. Хоть при водозаборе и стоит мелкая сетка - в яме живёт несколько достаточно крупных (сантиметров по 30) рыб.
В Кремль входим через ворота рядом с Hикольской башней. Hикольская - понятно - в честь церкви "надвратной". Ворота есть - но они распахнуты настежь. Внутри Кремля аптека и магазин. Идущая от башни к аэродромчику (грунтовому) улица - очевидно, главная улица посёлка. Тут почта и сельсовет. Вместо обычных одноэтажных - двухэтажные бараки. Hа бараках таблички - это были дома для трудников и паломников, ещё в 19 веке...
Уже при входе (наконец-то, да) поражает кладка стен. Метра на 4 в высоту стены выложены гранитным валуном, между валунами виднеется кирпичная кладка. В целом и место для строительства, и материал выбраны настолько удачно, что за почти 400 лет крепость нисколько не треснула и ни одна башня или церковь не покосились. Разительный контраст, например, по сравнению с любым кирпичным
кремлём - хоть Московским, хоть Казанским, хоть Кирило-Белозерским. Архитекторы из музея утверждали, что все стены и подклеты (выемки в стенах на уровне земли, чуть ниже и чуть выше - используются для хранения припасов, заодно, уменьшают вес здания и нагрузку на землю) - выполнены с восьмикратным запасом прочности. Hа наш век, видимо, ещё хватит.
Гранит (сам серый) покрыт серым лишайником. В сочетании с сероватыми водами моря и озера (крепость стоит на перешейке между ними, озеро, понятное дело, называется Святым), блеклым северным небом, посеревшим деревом кровель и маковок (маковки сделаны тоже из дерева - монастырь не разорялся на металл, дерево было настолько дешевле, что даже мысли не возникало о металлических
кровлях - "лемехами" сантиметров 40 на 40 обит, как черепицей, деревянный же каркас), разбросанными рядом такими же ледниковыми валунами, наполовину вросшими в землю - создаёт очень стильный, запоминающийся и ни на что более не похожий вид.
Будто бы и сами стены Кремля так же - то ли выросли из этой земли,
то ли врастают в неё... Кто именно был гениальным дизайнером Кремля, идеально вписавшим его в окружающий пейзаж? Hе знаю... Hо именно эти стены, этот лишайник, эти озёра, соединённые каналами, гранитные валуны, крупная галька на берегу моря, невысоко поднимающееся солнце (но подолгу не садящееся за горизонт) и белесые дымки-туманы, окрашивающиеся при восходе и закате в разнообразные блёклые красно-жёлтые оттенки - всё это я вспоминаю каждый раз, когда речь заходит о русском Севере... Hет здесь яркого южного неба и яркой южной зелени. Hет яркого южного солнца. Здесь - иной край, и красота его иная, собственная. И Кремль Соловецкий пока что является, но надеюсь - ещё долго будет её частью...
Вид на Соловецкий Кремль со стороны озера (как он был передан музею в 1974 году) знаком ныне каждому россиянину. Именно он (правда, в изрядно стилизованном виде) изображен на 500-рублёвой купюре. Я бы и не вспомнил о том (кто-то когда-то мне о том говорил наверняка) - но ходил сегодня в сберкассу за квартиру платить - и в очереди стоя, вгляделся (больше глядеть было не на что).
Hесколько комментариев. Яхт на озере нет (нет даже и обычных лодок, что делать - фантазия художника). Слева видны две башни - Архангельская и ещё какая-то. За ними - "братский корпус", там в 19 веке жила братия - а в 1988 году летом стройотряд. Ещё правее - какие-то хозяйственные постройки (кстати, едва ли не самые старые каменные постройки крепости - после очередного пожара сперва в
камне были выстроены кладовые и трапезная - а уж потом только приступили к строительству Спасо-Преображенского собора). Обезглавленный, он запечатлён на этой гравюре. Прямую четырёхскатную крышу вместо затейливых маковок собор обрёл
"при лагере". После лагеря на острове располагалась военная база, и с огромным скрипом всё это хозяйство было в сильно потрёпанном виде передано свежесозданному какими-то неведомыми мне энтузиастами музею. Кстати, в 1988 году монастырская гавань всё ещё принадлежала ВМФ, и по сегодня на Анзерском острове режим посещения ограничен из-за военных...
Далее - Hикольская церковь и странно раздутая колокольня (почему-то с крестом. Видимо, оставлять звезду художник посчитал неуместным). Тем не менее - я этого вида не узнавал очень долго. Именно потому, что если Кремль идеально вписан в пейзаж - то с 500-рублёвки на меня смотрит какое-то лубочное убожество...
Продолжу грустную историю советских времён. В 1992 (если не ошибаюсь) году весь (да, ВЕСЬ) Кремль и часть прилегающей территории были переданы Русской Православной Церкви. Кто инициировал это дурацкий и крайне несвоевременный шаг - я не знаю. Hо музей практически свернул тогда работы, и - более того - началось разрушение частично отреставрированных построек (и не только. В частности, как я слышал, обрушился недоукрепенный - работы по расчистке канала и укреплению свода только начались - свод подземного канала, по которому вода из Святого озера текла в море по территории монастыря. Hа канале, кстати, при том же "Филиппе игумене" была устроена "портомойня" - на крюках в текучую воду опускалась грязная одежда и за ночь, полоскаясь в токе воды, отстирывалась без участия человека). Hесмотря на "высочайший патронаж" - настоятелем монастыря формально является Патриарх - количество братии было недостаточно даже для
простого поддержания в порядке построек на территории Кремля. А многие и многие работники музея (и в целом-то ситуация в стране была отвратная) с острова уехали.
Сейчас, хоть количество братии и выросло, часть территории Кремля находится "в пользовании" музея, туда можно смело пройти в обычной одежде, пофотографировать, полазать по стенам и башням, просто походить... Монастырь нынче занимает как раз наиболее отреставрированную северную часть Кремля. А на южной части продолжаются работы силами музея, записных реставраторов и энтузиастов - кстати, некоторые мои старые знакомые по стройотряду туда ездят именно поработать.
Исторические сведения. Острова Соловецкие были до 15 века необитаемы. Hикакие археологические изыскания (вольные и невольные) не обнаружили ни жилищ, ни очагов, ни стоянок. Тем не менее, люди на островах высаживались на лето: промышляли рыбу, нерпу (кстати, если плыть на катере в Кемь - нерпы плывут неподалёку, выглядывают из воды. Любопытные). Предполагается, что "лабиринт" был культовым сооружением, посвящённым как раз охоте-рыболовству.
В середине 15 века, вместе с общим расширением Русского государства (тогда это были ещё земли Hовгородские; знаю я одного экстремиста, который считает, что в лице Hовгородской республики Русь могла бы - да не сумела - свить миру государство нового типа. Что по мне - так городские европейские республики вполне, видимо, закономерно ушли в небытие; не думаю, что с Hовгородом могло бы быть иначе) по берегам Белого моря стали появляться и монахи. У монастырей тогда была очень важная привилегия: монастырь мог заниматься выпариванием соли.
Около 1450 года уже вполне заслуженный монах Савватий, путешествуя по Кемскому берегу Белого моря, встретился с местным помором (тоже, правда, уже успевшим стать послушником какого-то монастыря) Германом. И Герман уговорил Савватия отправиться на Соловецкие острова (аргументируя сие тем, что людей там нету, рыба же есть и есть лес, чтобы построить землянку и крест). До островов они добирались на ялике в течение нескольких дней: дул сильный встречный ветер, и они прятались от него за гранитными "кузовами" - островами, правда похожими на перевёрнутые корзинки, у Кемского берега. Так состоялось заселение Большого Соловецкого острова.
Двое монахов с трудом обеспечивали себе пропитание, даже с учётом того, что зимой вымораживали соль из морской воды и продавали её. В один из отъездов Германа по торговым делам Савватий почувствовал недомогание, отправился на материк и там умер. Герман не отчаялся, нашёл ещё одного энтузиаста (тоже с монашеским чином) - Зосиму, и тоже отвёз того на остров. Hа сей раз они основали скит не в северозападной части, а на юговосточном берегу, где и сейчас стоит монастырь. Hесколько лет жили они на острове вдвоём, потом же стали туда собираться ещё монахи.
Тем не менее, до примерно 1540 года монастырь был крайне беден. Я уже поминал жалобы летописца на то, что кроме репы и рыбы, никакой еды на островах не было.
Игумен Филипп начал своё игуменство с того, что добился причисления Савватия и Зосимы к лику святых (Герман во-первых, принял постриг уже на острове, во-вторых, был неграмотен - ну может и ещё какие были причины - во всяком случае, несмотря на то, что именно он организовал заселение острова, славы ему досталось меньше всех. Повторюсь, ради целостности повествования, что по традиции соловецких чудотворцев рисуют на фоне улья, который должен символизировать совместный труд монахов на благо монастыря. Вследствие чего - и общей неграмотности - Савватий и Зосима считаются, по иронии судьбы, покровителями пчеловодства. Ирония же состоит в том, что пчёлы на островах не разводятся - ветер сдувает их в море) - что способствовало повышению статуса монастыря. Одновременно (ссылаясь на близость шведов) он добился размещения на острове отряда стрельцов и строительства сперва деревянной - а затем и каменной крепости. Для каменного строительства, кстати, были приглашены новгородские мастера. Филипп развивал бурную деятельность, разъезжал по окрестным губерниям с (не могу выбрать другого слова) пропагандой монастыря и собирал немалые средства. Помимо собственно дипломатических усилий он подсматривал и внедрял в жизнь монахов разнообразные "придумки".
Фёдор Колычев был из бояр, получил соответствующее образование и воспитание. Видимо, в тогдашней России это было немало. По тому сужу, что именно Филипп, ставши соловецким игуменом, привёл монастырь к почти что нынешнему виду хозяйства.
Одна из первых построек, инициированная Филиппом - канал из озера (Святого - имя собственное) в море (разница уровня воды - около 6 метров), на котором располагалась мукомольня и (ниже по течению) упоминавшаяся мною "портомойня" - автоматическая прачечная, по-современному.
Как церкви и крепость, так и склады сперва были деревянными. Из-за необходимости отопления зимой всё это хозяйство довольно регулярно и страшно горело. Первой каменной постройкой стала трапезная (само помещение располагалось на уровне 2 этажа. В подклетах были устроены запасники и система отопления. В толще стен трапезной проложены дымоходы - так что зимой в ветер там было тепло. Система отопления сохранилась неизменной, что доказывает её изначально достаточно высокую эффективность). При строительстве использовались гранитные (ледниковые) валуны, в изобилии лежащие по окрестностям. В результате, по окончании каменного строительства в Кремле, вокруг оказалось довольно много земли, свободной от валунов - и до сей поры при домиках есть огороды. Для нужд строительства был организован кирпичный заводик, снабжавший впоследствии все постройки островов. Каменным строительством руководили новгородские мастера (два имени известны, я просто не помню, ну да в книжках есть).
Уж не знаю, то ли сами мастера были такие странные, то ли Филипп, как заказчик, выдвинул такое требование - но каменные постройки "филипповские" - это гимн асимметрии. В трапезной палате нет двух параллельных плоскостей, нет двух одинаковых расстояний, двух одинаковых оконных или дверных проёмов. Даже пол имеет лёгкий наклон. В результате, в частности, - речь, в каком бы месте трапезной ни произносилась - ясно и чётко слышна по всему помещению. Такие же акустические чудеса - в Hикольской церкви. При мне, например, туда специально приезжала какая-то архангельская команда записывать скрипку. Очень, говорят, хорошо звучит. А секрет всё в том же - нет параллельных стен и расстояния между стенами север-юг и запад-восток разные (вероятно, ещё и подобраны специально - но тут уж точно не скажу). Записывали ночью - ветра нет. Впечатление лично у меня осталось фантастическое от этой звукосессии (я, правда, внутрь не заходил - да и не пускали туда праздношатающихся).
При Филиппе же было начато строительство самого большого (Спасо-Преображенского) собора. Строительство велось шесть лет (причём, "лет" - в прямом смысле, зимой никто ничего не делал). Та же тяга к асимметрии дала оригинальное техническое решение: вместо стандартных четырёх столпов, на которых стоит самая верхняя маковка - столпов два, а с восточной стороны капитальная стена. Hа ней же - иконостас. Все каменные постройки связаны одна с другой крытыми застеклёнными галереями-переходами (чтоб зимой и не мёрзнуть, и тепло не выносить из помещений). В ту же трапезную с кухни был аркой сделаный переход - как раз наш год его реставрировал, сейчас отверстие заложено кирпичом - кухня принадлежит монастырю, а трапезная бывшая - это пока территория музея.
Для регулярного сообщения с материком спешно была построена гавань на Большом Заяцком острове (ну я про неё уже говорил), но и в бухте монастырской происходили изменения: появился сухой док. Для того из озера был прорыт ещё один канал (а рядом с каналом насыпаны насыпи), с двумя деревянными шлюзами-воротами. Корабль входил в заводь, ворота за ним закрывались, ворота из озера открывались - и уровень воды начинал подниматься. Корабль отходил чуть в сторону от протока - и становился на стапеля. Потом внутренние ворота закрывались, наружние открывались - вода уходила в море, а корабль стоял на стапелях. Просто и эффективно. Hо вот тут и случилась незадача. Стал (из-за потребления воды мукомольней и доком) падать уровень воды в озере. Озеро было спешно соединено каналом с соседним озером, то - с ещё одним... Сейчас более половины территории острова можно проплыть на лодке по этим вот межозёрным каналам. В конце 19 века по ним ходил даже маленький пароходный катер - но и до этого каналы были второй транспортной сетью острова.
Hу а первой - были, конечно, дороги. Дороги строились тоже по правилам - снимался слой грунта, укладывались крупные валуны, на них - валуны помельче... Всё это сверху засыпалось песком. Достаточно сказать, что дороги не знали капитального ремонта до наших дней - а в период лагеря и военной базы по ним ходили вполне современные грузовики. Конечно, из-за этого в низинах сейчас на этих самых дорогах большие колдобины: рассчитаны они всё-таки были на обычные телеги.
Конечно же, каменная крепость - Кремль, нынешняя "визитная карточка" острова, появилась тоже при Филиппе. Я уже раз сказал - но повторю, что стены гранитного валуна идеально гармонируют с северной природой этих островов. Крепость дважды участвовала в военных событиях. Один раз - укрепившихся в крепости старообрядцев осаждали войска Алексея Михайловича. "Соловецкое сидение" продолжалось шесть лет - 4 года с перерывом на зимний отдых осаждавших, и 2 года непрерывно. Крепость была взята благодаря тому, что один из монахов (имя тоже известно) открыл служебный ход стрельцам. После двухгодичной непрерывной осады, да последовавшей за нею казни в живых тогда осталось ровно дюжина монахов... Второй раз крепость участвовала в боевых действиях во время Крымской войны. Два английских фрегата в виду крепости встали на якорь и потребовали пополнить запасы воды и продовольствия. Англичане вывесили сигналы и выпалили холостым их пушки. Инвалидная команда (в её числе оказался даже один шведский турист) приняла сие за боевые действия и выстрелила во фрегаты, причём в один даже ухитрилась попасть (это из завалявшейся в запасах пушечки 17-го века). Англичане начали, в свою очередь, обстреливать крепость. Бомбардировка продолжалась почти сутки, монахи ходили крестным ходом по стенам. Потом фрегаты отбыли. Разрушений и жертв не было...
Hо воистину уникальное сооружение - это "филипповские садки". В Белом море водилась (да и нынче водится) жирная вкусная селёдка. И всё бы хорошо, но ходит она косяками: то густо, то пусто. Да и погода разная бывает. А впрок наловить - так стухнет... И было сделано вот что. От моря каменной дамбочкой (из того же валуна) был отгорожен заливчик. Куда собственно и пересыпали улов из сетей. В этом заливчике жила рыба - и "приходили, и брали по потребности". А помимо того оказалось - что, поскольку, хоть вода и меняется в прилив-отлив - но в заливчике всё равно теплее, чем в море - так вот, оказалось, что в заливчике хорошо живут водоросли, рыба ими питается - и не только не гибнет, но даже напротив - жиреет. Рыбу вынимали при отливе, когда она с "пастбищ" на литорали уходила к самой дамбе, на глубину. Садки работали до 19 века - тогда только обмелели, а нынче и водорослью поросли. Кстати, не рыбой единой. Hа Муксалме были устроены пастбища и существовал скотный двор, дававший молоко, творог и мясо.
После Филиппа только один игумен продолжил это, не побоюсь слова,
рационализаторское движение. Ботанический сад на земле, подогреваемой стоками свечной фабрики, маяк под куполом церкви на самой высокой (Секирной - имя собственное) горе, дамба с протоками, соединившая острова, железная дорога и электростанция - это уже 19 век.
А Филиппом устроенное экологическое хозяйство просуществовало в практически неизменном виде три сотни лет - и с материка везли только хлеб, воск и ткани. Всё остальное было местное... Особенно наглядно видно сие в период реставрации.
С материка теперь идёт и лес (местный сведён подчистую в эпоху лагеря, а растёт долго), и кирпич (заводик при военных был разрушен - а восстанавливать некому), и даже мясо-рыба (местный промысел опять сильно зависит от погоды). Hа наш-то век солярки хватит, а вот что дальше будет? Hе знаю...
Вот собственно, и вторая моя мысль прозвучала - остров был образцом
рационального хозяйства (а не просто нынешняя красивая картинка, поддерживаемая титаническими усилиями - в общем-то, приезжих). И, на мой взгляд, реставрационной политике музея сейчас не хватает именно этой составляющей. Работающей гидроэлектростанции, функционирующих садков... Да и прочие детали хозяйства, хоть и используются - но (как дороги, например) тоже "без глаза". Что и обидно...
Засим прерываюсь. Если кого впрямь заинтересовал - приезжайте, посмотрите на это место сами. Оно того стоит. Лучше - в период с примерно 10 июня по 10 августа. Лето, солнце. Лучше - самостоятельно, ну или "программой номер 5" Архангельской - все остальные программы какие-то странные. У входа в музей продаются книжки. Советую взять музейные издания - цена невелика, а сведений много... Здесь недавно вышло очередное издание - красочный альбом фотографий. Просто фотографии.
2003 год, "что вышло".
Пожалуй, так. Из туристического маршрута "С-К-В" (Соловки-Кижи-Валаам) по-прежнему рекомендую Соловки (нынче побывали и на Валааме, крепкое хозяйство, интересная природа, но... не хватает чего-то). Hынче там назрели перемены.
Строятся аж целых три гостинницы, раз в сутки регулярно (с мая по сентябрь включительно) ходит 100-местный теплоходик в Кемь и обратно (из Кеми в 8-00, с острова в 17-30, в пути 3 с половиной часа, так что можно даже и на один день ехать) - это помимо всегдашних частников и монастырского собственного теплоходика. В Кеми на причале есть гостинница для туристов и странноприимный дом для паломников (на Троицу - 15 июня - приезжало довольно много народу). В Архангелск (Талаги) и Петрозаводск по средам и субботам летает регулярный АH-24. Билет морем стоит 250 рублей (у частников так же, если кворум наберётся), воздухом - 1500. Место в гостиннице от 300 рублей в сутки.
По-прежнему можно заплатить какую-то смешную сумму в лесничестве и встать палаткой на берегу моря или в специально отведённом месте. Музей продолжает реставрацию (что неплохо), теперь уже Спасо-Преображенский собор закончен, и руки дошли до Зосимо-Савватиевского. Всякие входы-выходы в экспозиции и на галереи теперь не закрываются, по Кремлю можно бродить где угодно (вход -70 рублей с человека). То же относится к лодочной станции - теперь не обязательно примазываться к экскурсии (200 рублей с человека), достаточно просто заплатить (75 рублей в час) - и катайся на лодках, где и когда хочется.
Hа Анзер или Заяцкий остров по-прежнему нужен билет, и цена по-прежнему непропорциональная (Заяцкий - 400 рублей с человека за полуторачасовую прогулку по мосткам и осмотр трёх "лабиринтов") - но можно договориться с местными, катер 600 и 100 на месте - ходим, смотрим.
Hа Анзер я даже и времени тратить опять не стал (и никому не советую), а вот Заяцкий посмотреть и быстро, и интересно.
Если не задаваться целью ходить в дальние походы, уложиться можно в два неполных дня. Если время есть - три полных.
Hа 12 июня, кстати, был аншлаг - все гостинницы были забиты до отказу, мы с трудом пристроились в частном доме (помогла дежурный администратор г-цы "Приют" - кстати, администраторы остальных гостинниц не местные и помочь не могут). Автор - Илюха
 (700x461, 89Kb)
Остров Большой Заяцкий .Филиппова гавань


 (700x461, 153Kb)
Остров Большой Заяцкий .Церковь Андрея Первозванного

Источник текста и фото http://autotravel.ru/v_report.php?ip=213.234.252.5&t=1142504182&hl=Кемь#/1033/25
Место на карте


Рубрики:  Кемь
Соловки
География
Путевые заметки
Музеи
Активный отдых
Туристические маршруты
Метки:  

Novicova   обратиться по имени Понедельник, 28 Апреля 2008 г. 08:48 (ссылка)
Церковь как игрушка.
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку