Nataiv все записи автора
Маршрут: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Медвежьегорск – Петрозаводск – Лодейное Поле – Новая Ладога – Волхов – Чудово – Вышний Волочек – Тверь – Москва.
Сроки: 10 – 12 июня 2007 г.
Автомобили: OPEL-VECTRA, HYUNDAI-GETZ.
Часть 1. Подготовка.
Где можно посмотреть белые ночи? Ну, конечно, наиболее цивилизованно в Питере. Наверное, во времена Достоевского это сделать было проще, а сейчас заказать гостиницу за два месяца до поездки оказалось практически невозможным. Вы думаете, что мы расстроились? Нет. Мы расстроились чуть позже, когда по этой же причине отпал и Петрозаводск. Но руки опускать не стали, а открыли карту Карелии. Оказывается, есть такой город Медвежьегорск, о наличии которого мы даже и не знали. По интернету нашли рядом с городом базу отдыха «Малую Медвежку», а наличие свободных мест предопределило выбор в пользу этого места.
Бронь ничего не стоила, просто заранее оплатили 20% от стоимости проживания. Когда приехали, доплатили остальное. Стоимость размещения оказалась немалой, но как выяснилось впоследствии, полностью оправданной. В пользу Медгоры (именно так еще называют город) говорил и тот факт, что белые ночи там чуть светлее и продолжительнее, чем в Северной Пальмире. А посмотреть белые ночи была основная цель нашего путешествия. Второй целью была рыбалка. Кроме того, при выборе сказалась и возможность посещения Кижей, как запасного варианта – водопада Кивач. Дополнительным плюсом стала возможность не только порыбачить, но и приготовить уху из собственноручно пойманной рыбы. В гостинице это было бы проблематично, а в Малой Медвежке оказалось пустяком.
Выбор трассы обсуждался несколько дней и окончательно утвержден в таком виде: Москва – Ярославль – Вологда – Вытегра – Пудож – Медвежьегорск. Обратный путь был выбран несколько иной: Медвежьегорск – Петрозаводск – Новая Ладога – Чудово – В.Новгород – Тверь – Москва. За все путешествие предполагалось преодолеть 2300 км через 24 города России. Основным критерием выбора было желание посмотреть новые места. По Ленинградке все уже увидено не раз. Наверное, в следующий раз придется ехать в Карелию через Киров, где я еще не был, другие города уже знакомы.
Каждый раз собираясь в дальнее путешествие, стараешься лечь не так поздно и почему-то долго не можешь уснуть. Понимаешь, что надо себя заставить, так как весь день придется провести за рулем, но сон упрямо не идет. В борьбе с необходимостью заснуть и неуходящим возбуждением перед чем-то новым и неизведанным, находясь в какой-то прострации между явью и сновидением, наконец-то засыпаешь, даже не понимая этого, и резкая трель будильника воспринимается как конец мучениям и радостью свершившегося ожидания. Ура, этот день настал, вперед к приключениям! Ты бодр и жизнерадостен, никакого чувства сонливости нет и в помине. Оно придет позже, часов в 7-8 утра.
Итак, мы стартовали в пять. Погода: облачность с попеременным дождиком. Желание одно: скорее добраться до тех мест, где путешествие станет приятным от созерцания таких мест, которые давно надоели местным жителям, но вызывают восторг у приезжих. Никаких проблем при движении по Московии не было, в Ярославль прибыли через 3 часа. Попытались проехать город по указателям в объезд, но ни к чему хорошему это не привело, вернулись быстро назад и поехали как и все прямо. Это и оказалось лучшей дорогой. В половине 11-го оказались в Вологде. Посещать какие-то достопримечательности здесь в планы не входило, так как заранее наметили остановку в Кирилло-Белозерском монастыре.
Чем-то особенным монастырь не поразил. Но все равно оставил приятное впечатление.
Потратив ровно час, двинулись дальше. За Липиным Бором убедились, что карта уже не соответствует новой дороге, но ближе к Вытегре все стало на свои места. Границу с Карелией пересекали ближе к вечеру и скоро въехали в Пудож. Зная, что в городе всего одна заправка и испытывая острое желание пополнить запасы бензина, сразу же поверили первому указателю «Заправка». Тем более туда сворачивал местный джигит на разбитых Жигулях. Он налево, мы за ним, он в какие-то ворота и мы туда же. В итоге через 500 метров оказались на какой-то базе, где из цистерны можно было налить чуть ли не половником А-72. Другого не было. Само место напоминало американское кладбище машин и пару ротозеев смотрели на наши автомобили с большим удивлением, чем мы на них. Как и обычно, пришлось спросить, где мы находимся. Отлегло, когда узнали, что есть другая, цивильная заправка на выезде из города. Выезд нашли не сразу, опять пришлось спрашивать, но заправка была нормальной. Правда, по заправке ходила самая обыкновенная лошадь и, подходя к машинам, требовала сахар, залезая головой прямо в салон авто.
Надо сказать, что из всех нас раньше в Карелии был только я. Поэтому взял на себя обязанности не только экскурсовода, но и руководителя экспедиции, что ни у кого возражений не вызвало. До путешествия у меня в запасе было около двух месяцев, чтобы рассказать и о природе, и о клещах, и о погоде и обо всем чего знал, да и не очень знал тоже. Теперь, когда мы оказались практически на месте, настала пора сравнивать мои рассказы с реальностью. Природа не подвела: она оказалась даже лучше, чем в моих рассказах. Клещей мы так и не встретили. А что касается белых ночей, то до них оставалось еще немного, уже вечерело. После Пяльмы дорога стала портиться: то хороший участок, то сплошные ямы. На мой взгляд, сплошные ямы полезнее для машины, так как скорость держишь небольшую. Куда хуже, когда после хорошего асфальта влетаешь в неожиданно возникшую перед тобой колдобину. Как-то незаметно проехали начало Беломорско-Балтийского канала в поселке Повенец и в 8 вечера прибыли к месту назначения.
Часть 3. Белые ночи и рыбалка.
Коттедж оказался очень приличным. Полностью обставленная видеотехникой гостиная. Куча спальных мест (до 10 человек). Кухня с газовой плитой, СВЧ, холодильником, громадным набором посуды и всяких мелких принадлежностей. Почему-то запомнились красивые заглушки для винных бутылок. В подвале дома сауна и спортзал с настольным теннисом. Два туалета, душ. Территория коттеджа огорожена, на территории беседка и мангал.
Мясо мы привезли с собой, и на ужин был шашлык. Настроить видео методом тыка не получилось, поэтому просто телевизор своим «шуршанием» создавал приятную обстановку после напряженного дня. А за окном почему-то стемнело. И «белая ночь» оказалось совсем не белой, виной сему была сумрачная погода и сплошные серые облака.
На следующий день поехали в Пяльму на рыбалку, вторично объезжая те же ямы и выбоины, но не сильно на них обращая внимание в предвкушении знакомства с Онегой.
Конечно, можно было и в Малой Медвежке договориться о рыбалке, но мы заранее выбрали вариант с Пяльмой, где нас уже ждали. За 1200 рублей (ранее оговоренная цена с организатором подтвердилась спустя месяц исполнителем!) нам предоставили сопровождающего с лодкой и червей. Бортовые удочки мы взяли свои из Москвы. На моторе за 20 минут доплыли до ближайшей луды (отмели), которая располагалась примерно в семистах метрах от берега. Прохладный ветерок гнал по небу низкие облака, а волны слегка ласкали борта лодки. В одну сторону бесконечная синь озера, в другую симпатичная полоска берега.
Глубина в этом месте оказалась около четырех метров, а чуть в сторону уже глубже. Температура воды градусов 9-10. Когда-то давно я купался в Волге при 7 градусах. Точнее не купался, а с разбегу нырял, делал 10-15 быстрых гребков от берега, разворачивался и с еще большей скоростью выпрыгивал в теплый песок. Здесь теплого песка не было… Подумалось, если лодка потонет, то до берега шансов доплыть будет мало. Мысль отогнал, но она вернулась на обратном пути, когда усилился ветер и уже солидные волны подбрасывали лодку, обдавая нас веером приличных брызг. Вода стала свинцовой, и появились барашки на гребне волн. Нашему сопровождающему приходилось постоянно маневрировать, чтобы исключить подход больших волн со стороны борта. Об изменчивости погоды на озере я читал и вот пришлось убедиться в этом самому.
Впрочем, любое, даже не совсем приятное приключение запоминается лучше, и мы даже были рады возможности прочувствовать суровый нрав Онеги. Хотя для нашего сопровождающего ничего сурового и не было. Он попадал и в настоящие шторма, о чем нам успел поведать. Что понравилось в нем, так это полное отсутствие чувства превосходства профессионального рыбака над приезжими московскими любителями. Он помогал насаживать червя, советовал как лучше ловить, он интересно рассказывал, когда спрашивали, не досаждая трепом. Благодаря ему мы не замерзли (теплые куртки), и он отдал свою часть улова без всякого сожаления. А поймали мы за пару часов около 80 окуней размером с ладонь и более.
Для одних рыбалка эта добыча рыбы. Для других важен процесс ловли. Их не интересует рыба сама по себе, но поймать ее необходимо хотя бы для самоутверждения. Мы себя относили к третьей категории, для которой рыбалка – отдых, а пойманная рыба – ужин. В данном случае вопрос стоял именно так. Почему-то сразу, еще в Москве, решили, что из пойманной рыбы сварим уху, а остальную зажарим. Все необходимые для этой цели вещи (лук, картошка, приправы, марля и прочее) были заранее взяты из столицы. Ситуация, когда не удастся ничего поймать (хотя бы из-за непогоды) просто не рассматривалась…
Обратная дорога из Пяльмы в Медгору, тем более с уловом, оказалась менее колдобистой и более скоростной. А уха, точно не помню: двойная или тройная, сваренная по всем правилам рыбацкого искусства, с добавлением 50 грамм водочки, была безжалостно уничтожена. А потом ели окуней с поджаристой хрустящей корочкой…
Часть 4. Обратный путь.
Я не люблю третье транспортное кольцо в Москве. Как с него умудряются свернуть там, где надо, иногородние, для меня остается загадкой. Есть такие замудренные развязки, что даже после долгого предварительного изучения, оказавшись на ней и талдыча про себя правильное направление «В центр», вдруг видишь выбор: налево «улица Бесхозная», а направо «проспект Безразворотный». А мне-то куда? Мне же в центр?! Куда же поворачивать?! Направо пойдешь – коня потеряешь, налево – женишься. А прямо пойдешь – совсем пропадешь. И благополучно проезжаешь мимо…
Но даже в Москве я не встречал такую развязку, которую построили на выезде из Медвежьегорска. Правда там указатели не только тебя путают, но и еще имеет место быть их отсутствие. Но нам повезло. Наши машины были единственными в этом месте. Никто сзади не мигал фарами и не гудел. Мы просто тормозили, если была альтернатива направлений, и, сверяясь с подобием карты, принимали решение. Причем, штурман одно, а водитель другое. А когда совершив очередной финт по развязке, мы снова оказывались в этом же месте, правильное решение находилось автоматически.
Надо заметить, что выехали мы довольно поздно, часов в 10. Нам не очень хотелось стоять в пробке на подъезде к Москве. А ближе к полуночи она, возможно, и рассосется. Поэтому задачи вернуться к шести вечера не стояло. Забегая вперед, скажу, что пробка началась на Новгородской объездной, продолжилась в В.Волочке, а у Москвы не рассосалась. Дома мы были после 3-х ночи. Ну мы же об этом еще не догадывались, когда заезжали посмотреть на водопад Кивач.
С нас взяли деньги за просмотр почти по Бендеру. Если Вы будете проезжать мимо, то заехать стоит. Специально за тыщу верст ехать смотреть на это вряд ли надо. В Новой Ладоге купили копченую рыбу (сиг очень хорош). Цена ее сопоставима с московской, но привлекает свежесть горячего копчения. Дальнейшую дорогу описывать не имеет смысла: все как и всегда - пирожки в Крестцах, ГИБДэДэ в кустах, а фуры на всем протяжении. Следуя принципу Штирлица – запоминается последняя фраза - добавлю: обязательно поезжайте в Карелию и пусть Вас не смущают трудности!
Ваш покорный слуга, Сергей Матюхин (sermat)
Источник фото и текста
Место на карте
Теги: карелиякарта карелииактивный отдых в карелиитуризм карелияпутеводитель по карелиипутешествие по карелиирыбалка карелияпутеводитель карелияфорелеводческое хозяйство карелия