-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Наука и образование в Карелии

Четверг, 10 Апреля 2008 г. 15:25 + в цитатник
Darbka все записи автора
 (500x383, 68Kb)

Нетронутая, «дикая», природа Карелии, ее природные ресурсы, а также история и культура северных народов издавна привлекала внимание российских и зарубежных путешественников. Некоторые из них оставили свои дневники, представляющие огромный интерес и для современного читателя, например, «Московитские дела» (1549 г.) немецкого дипломата Зигмунда Герберштейна. Российское государство, в состав которого Карелия вошла в ХV в., также активно накапливало сведения о ресурсах края и хозяйственной деятельности населения, осваивая присоединенные территории. Постепенно накапливались знания о Карелии, все сильнее осознавалась уникальность природных богатств края и традиционной культуры проживающего здесь населения – прибалтийско-финского (карелы, вепсы) и славянского (выходцы из Новгородской земли, Тверского, а затем и Великого Московского княжества), возникали новые проблемы, требующие решения, а значит, и предварительного исследования. Одними из самых ранних и очень важных источников стали писцовые книги, которые составлялись с конца XV по XVII в. Они содержали «роспись погостов, дорог» и другие важные для современного историка сведения. Есть сведения, что «русский философ» из Кандалакши Федор Чудинов (вторая половина XVI в.) написал первую книгу по истории Карелии, к сожалению не сохранившуюся. Он же попытался составить алфавит карельского языка. К XVII в., за два с четвертью века, Карелия совершила качественный скачок в своем развитии: из бывшей аграрно-промысловой провинции Великого Новгорода она превратилась в одну из передовых областей России. Соль и изделия железоделательного промысла в больших количествах расходились по всей стране, активно развивались кораблестроение, текстильное производство. Олонецкие купцы заняли одно из первых мест в балтийской торговле России со Швецией.
Важным рубежом в изучении Карелии стало XVIII столетие, так называемая Петровская эпоха (Фото 27. Памятник Петру I в г. Петрозаводске). Бурное развитие экономики требовало сырьевых ресурсов – леса, железных и медных руд, мрамора, строительных и поделочных материалов, которыми сполна обладала Карелия, а близость к новой столице Санкт-Петербургу делала эти территории еще более привлекательными. Это было время, когда сама жизнь требовала более тесного единения практики с наукой. Изучению естественных природных богатств содействовала Горная школа в Петрозаводске, открытая в 1716 г. Со временем появляются карты Олонецкого края.

Поистине революционным шагом на пути становления науки в масштабах всей России стало создание в Санкт-Петербурге по распоряжению императора Петра 1 Академии наук (указ правительствующего Сената от 28 января (8 февраля) 1724 г.). Создание Академии наук было одним из важных элементов глубокого обновления страны, начатого реформами Петра 1. По замыслу Петра, Российская академия наук не должна была повторять ни одну из западноевропейских. В условиях тогдашней России ей предстояло стать не только научным, но и учебно-образовательным учреждением. При Академии наук были организованы университет и гимназия, в которых преподавали академики. В задачу Академии входили все виды научно-технического обслуживания государства, направленные на его усиление и централизацию. В дальнейшем (в конце XVIII - начале XIX вв.) характер деятельности Академии наук изменился: она перестала выполнять учебные функции, которые перешли к университетам, и сосредоточила свое внимание на научно-исследовательской работе. Эта особенность организации системы науки и образования оказалась в России очень жизнеспособной: Академия наук (в настоящее время Российская академия наук) и поныне остается главным центром науки в России, ответственным перед государством за проведение фундаментальных исследований в стране, широко сотрудничая с университетами, которые в большей степени выполняют функции научно-образовательных учреждений.
Первым президентом Академии наук в России стал лейб-медик Петра I Лаврентий Блюментрост. Выходец из семьи немецких и российских врачей, получивший медицинской образование в Германии, Великобритании и Нидерландах, Лаврентий Блюментрост первый исследовал (1717 г.) минеральные воды близ деревни Кончезеро (50 км от Петрозаводска), открытые за три года до этого крестьянином Иваном Ребоевым, и разработал подробные правила для посетителей основанного в 1719 г. курорта «Марциальные воды» – первого курорта России.
Начиная с 20-х годов XVIII в., в России организуется большое число экспедиций в различные отдаленные районы страны под руководством ученых Академии наук или при их активном участии. Проводятся и разносторонние исследования Карелии, включавшие изучение ее природных условий и естественных ресурсов, флоры и фауны, а также этнографические исследования.
Однако региональная наука и целенаправленные исследования Карелии начинают развиваться лишь в XIX столетии, сначала на базе музейного дела: в 1871 г. по предложению губернатора Г.Г. Григорьева было решено основать Олонецкий естественно-промышленный и историко-этнографический музей. В дальнейшем музей становится центром научно-исследовательской, собирательской, природоохранительной деятельности и пропаганды краеведческих знаний. Уже в советские времена, в 20–30-е гг. ХХ в., и музейное дело, и краеведческое движение в Карелии получают новый импульс: Олонецкий музей приобретает статус Карельского государственного краеведческого музея.

Карельский государственный краеведческий музей – одно из старейших музейных учреждений Северо-Запада России.
Музей работает в историческом центре г. Петрозаводска в зданиях историко-архитектурного ансамбля Круглой площади, построенного архитекторами школы В.И. Баженова в последней трети XVIII века. Ансамбль административных зданий (здесь размещались резиденция олонецкого губернатора и губернские присутственные места) является памятником федерального значения и представляет собой первый в Карелии образец городской градостроительной архитектуры. Фото 6. Здания архитектурного ансамбля Круглой площади, в которых располагается Карельский государственный краеведческий музей
Музейное собрание (160 тыс. предметов) представляет природу, археологию, историю края и города Петрозаводска, традиционную культуру русских, карел и вепсов. В 2001 г. в музее создан Центр межмузейного диалога, призванный координировать музейную деятельность в Карелии. В структуре музея работают два филиала: Музей истории первого российского курорта "Марциальные воды", в состав которого входит церковь апостола Петра (памятник федерального значения XVIII века, связанный с именем Петра I) и Шелтозерский вепсский этнографический музей.


В это же время создаются предпосылки для организации в Карелии региональных высших учебных заведений и научно-исследовательских организаций. Так, в 1931-м году в Петрозаводске открывается Карельский педагогический институт (ныне Карельский государственный педагогический университет) – первое высшее учебное заведение в республике.

Карельский государственный педагогический университет (КГПУ) – первое высшее учебное заведение в республике.
В КГПУ на 10 факультетах (естественно-географический, иностранных языков, начального образования, физической культуры, филологический, физико-математический, технологии и предпринимательства, дошкольной и социальной педагогики и психологии, психологии, дополнительного образования) ведется обучение по 37 основным и дополнительным специальностям. Открыто представительство университета в г.Сортавала. Учебный процесс ведут около 350 преподавателей, среди которых более половины имеют ученые степени и звания, в т.ч. 11% докторов наук, профессоров. В университете работают два совета по защитам диссертаций: докторский по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования» и кандидатский по специальностям «Физиология» и «Биохимия». Прием в аспирантуру осуществляется по 8 общественным и естественно-научным специальностям.
В КГПУ имеются научно-исследовательский сектор, центр информационных технологий, учебно-научно-педагогический центр, учебно-педагогический комплексы "Контакт" и «Технологии», музей истории университета и музей истории религии и атеизма Карелии; работают научно-исследовательские лаборатории: физики плазмы, геоэкологии и геоинформатики, региональной социально-экономической географии, экологии северных вод, лингвистического краеведения и языковой экологии, учебного телевидения и др.
В КГПУ обучается более 3000 студентов дневного и около 1300 студентов заочного отделений. В образовательных учреждениях Карелии 70% учителей являются выпускниками КГПУ.


В том же 1931 году начинает свою деятельность Карельский научно-исследовательский институт (КНИИ), сотрудники которого занимаются проблемами лесного и сельского хозяйства, социально-экономическими и этнографо-лингвистическими вопросами. При институте организуется первый в республике заповедник – «Кивач».

Заповедник «Кивач» – первая охраняемая природная территория Карелии.
«Кивач» – типичный среднетаежный лесной заповедник (территория с самым высоким статусом охраны) расположен почти в центре южной части республики в 30 км к северо-западу от берега Онежского озера. Заповедник можно назвать Карелией в миниатюре, так как на его сравнительно небольшой территории (10,6 тыс. га) представлены почти все формы карельского рельефа, что предопределяет богатство ландшафтов, растительного и животного мира. Заповедник пересекает река Суна, насчитывающая свыше 50 порогов и водопадов, самым знаменитым среди которых является водопад Кивач, давший свое имя и заповеднику (Фото 16. Водопад Кивач.). Кивач – второй по величине водопад равнинной Европы, высота падения воды составляет10,7 м. В настоящее время в Карелии существуют только два заповедника – "Кивач" и "Костомукшский".


Организация КНИИ положила начало созданию академической науки в Карелии. Однако в дальнейшем (в 1937 г.) после волны репрессий КНИИ реорганизуется в Карельский научно-исследовательский институт культуры (КНИИК) и занимается лишь вопросами истории и культуры, утратив комплексность своей структуры.
В 1940 г. организуется Петрозаводский государственный университет, ставший впоследствии одним из крупнейших вузов на Северо-Западе России.

Петрозаводский государственный университет (ПетрГУ) – один из крупнейших вузов на Северо-Западе России.
ПетрГУ включает в себя 16 факультетов: эколого-биологический, исторический, лесоинженерный, математический, медицинский, политических и социальных наук, прибалтийско-финской филологии и культуры, сельскохозяйственный, промышленного и гражданского строительства, физико-технический, филологический, экономический и юридический, а также подготовительный факультет, факультет повышения квалификации и факультет постдипломного образования в области медицины. В состав университета входят 4 филиала: Кольский (г. Апатиты, Мурманская обл.), Приладожский (г. Сортавала), Беломорский (г. Беломорск) и Костомукшский (г. Костомукша)), а также Учебные центры в таких городах Карелии как Сегежа и Кондопога. Структурными подразделениями вуза являются Северный научно-исследовательский институт рыбного хозяйства, Институт управления, экономики и права при Правительстве РК, Региональный центр новых информационных технологий, Региональный центр по международному сотрудничеству на Европейском Севере России, Карельский информационный центр Европейского союза, Карельский инновационный центр Бизнес-инкубатор, Образовательно-инновационный центр, Ботанический сад и др.
На 76 кафедрах ПетрГУ работают 800 преподавателей, более половины из них имеют научные степени. В ПетГУ работают 8 диссертационных советов по присуждению ученой степени доктора наук (на эколого-биологическом, математическом и лесоинженерном факультетах) и кандидата наук (на физико-техническом, историческом, филологическом, экономическом, медицинском факультетах и на факультете прибалтийско-финской филологии и культуры). Действует аспирантура по 55 специальностям.В настоящее время в ПетрГУ (вместе с филиалами) обучается около 17000 студентов.



Открывшиеся в Петрозаводске высшие учебные заведения совместно с имеющимися средними специальными заведениями позволили частично решить проблему нехватки квалифицированных специалистов в Карелии: с 1928 по 1940 гг. в республике было подготовлено около 9 тыс. специалистов. Однако, несмотря на исследования, проводимые в республике учеными Академии наук и других научных организаций страны, продолжает остро чувствоваться недостаток систематических знаний о природном и культурном наследии территории. Проблема назрела и осознавалась на всех уровнях – от научных кругов до властных структур. Поэтому сразу после освобождения Петрозаводска от оккупации (1944 г.) карельские ученые вновь поднимают вопрос о необходимости создания в республике многоотраслевого филиала Академии наук СССР, способного вести комплексные исследования хозяйственных и культурных проблем республики. И уже в 1946 г. в Петрозаводске создается подразделение Академии наук СССР (в настоящее время Карельский научный центр Российской академии наук) и начинается история развития региональной академической науки в Карелии.

Карельский научный центр Российской академии наук (КарНЦ РАН) – одно из трех структурных подразделений Российской академии наук на Северо-Западе России. (Фото 1. Главное здание Карельского научного центра Российской академии наук)
В настоящее время в его состав входят 7 институтов: Институт биологии, Институт водных проблем Севера, Институт геологии, Институт леса, Институт прикладных математических исследований, Институт экономики, Институт языка, литературы и истории. Всего в Центре работает около 1000 человек, половина из которых научные сотрудники, из них 1 член-корреспондент РАН, 62 доктора и 237 кандидатов наук. В КарНЦ РАН готовят аспирантов по 29 научным специальностям.
Потенциал Центра позволяет проводить исследования по многим важнейшим направлениям современной науки как фундаментальным, так и прикладным. В частности, разработки последних лет во многом связаны с изучением и охраной природы Карелии и соседствующих территорий: изданы Красные книги Карелии и Восточной Фенноскандии, подготовлены геологические, ландшафтные, почвенные, ресурсные карты территории Карелии, создан каталог рек и озер, разработаны обоснования по созданию целого ряда охраняемых природных территорий. В области гуманитарных наук изучена история освоения территории Карелии человеком, созданы основы для возрождения языка (карельского, вепсского) и культуры коренных народов.
Разработки ученых КарНЦ РАН успешно внедряются в геологии (поиск новых месторождений, организация добычи и технологии переработки полезных ископаемых Карелии), в лесном хозяйстве (создание технологий восстановления леса и ухода за ним, освоение пищевых и лекарственных лесных ресурсов), в гидрологии (оценка состояния и использование водных ресурсов), в сельском хозяйстве (внедрение в сельскохозяйственное производство новых сортов кормовых трав, новых технологий выращивания и защиты растений, совершенствование технологий пушного звероводства и рыбоводства). Учеными Центра разработана концепция экономического развития Республики Карелия и методология среднесрочного стратегического планирования социально-экономического развития региона.


Третьим из ныне действующих на территории Карелии вузов стала Петрозаводская государственная консерватория. Основанная в 1967 году, первоначально как Петрозаводский филиал старейшей в России Санкт-Петербургской консерватории, в 1991 году она становится самостоятельным музыкальный вузом.

Карельская государственная Консерватория имени Александра Глазунова – самый северный музыкальный вуз России

В составе консерватории два факультета: исполнительский и теоретико-дирижерский, на которых ведется подготовка следующих специалистов: фортепиано, оркестровые струнные, духовые и ударные инструменты, народные инструменты, академическое пение, дирижирование академическим хором, композиция, музыковедение и этномузыкология. С 1992 года в консерватории открыта аспирантура по специальности "Музыкальное искусство". В 1993 году на базе кафедры музыки финно-угорских народов по решению Министерства культуры России совместно с министерствами и управлениями культуры регионов, где проживают финно-угорские народности (Республики Карелия, Коми, Марий-Эл, Удмуртия, Мордовия, Ненецкой и Коми-Пермяцкий национальные округа), создана Академия финно-угорских народов для подготовки кадров в сфере национальной культуры. На базе консерватории с 1998 года осуществляется целевая подготовка по специальности "Актерское искусство" для Национального театра Республики Карелия.

Из 127 преподавателей Петрозаводской консерватории 25 профессоров и докторов наук, 38 доцентов и кандидатов искусствоведения, в числе преподавателей 12 заслуженных деятелей искусств и артистов России, 24 заслуженных деятеля искусств и артистов Карелии.

За годы существования из стен Петрозаводской консерватории вышли около 3000 специалистов, около 500 из них работают в Карелии и составляют основу музыкальных учебных заведений и творческих коллективов республики - Симфонического оркестра, Оркестра русских народных инструментов Карельской государственной филармонии, Музыкального театра и национального ансамбля "Кантеле", фольклорных и хоровых коллективов.



В настоящее время наряду с вышеназванными учреждениями в республике действуют ряд отраслевых научно-исследовательских институтов и 11 филиалов высших учебных заведений Москвы и Санкт-Петербурга. В частности, в целях подготовки кадров для органов государственной и муниципальной власти и управления Республики Карелия, а также федеральных органов на территории республики в 1995 г. был создан Карельский филиал Северо-Западной академии государственной службы. Функции его учредителя выполняет Российская академия государственной службы при Президенте Российской Федерации.
Таким образом, к началу XXI века Республика Карелия стала крупным научным центром Северо-Западного федерального округа и Российской Федерации, а накопленный ею научный потенциал активно используется во всех областях развития региона. Правительство Республики Карелия активно взаимодействует с научными учреждениями при решении наиболее значимых для республики проблем социально-экономического развития, ведущие ученые республики являются внештатными Советниками Главы Республики Карелия, входят в Межведомственный координационный Совет по науке и технике при правительстве республики.
информация http://www.petrozavodsk-mo.ru/
фото с сайта http://eparhia.onego.ru/kf07a.htm
Место на карте


Рубрики:  История
Наука и Образование
Туристические маршруты


Процитировано 1 раз

Darbka   обратиться по имени Четверг, 10 Апреля 2008 г. 15:31 (ссылка)
Мне больше всего нравится версия о феях. Интересно, их там кто-нибудь видел? ;)
Ответить С цитатой В цитатник
Darbka   обратиться по имени Суббота, 19 Апреля 2008 г. 12:43 (ссылка)
На фотографии - Здание Карельского научного центра Российской академии наук
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку