-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


Кантеле

Среда, 09 Апреля 2008 г. 19:27 + в цитатник
Darbka все записи автора

Кантеле (700x213, 12Kb)
Кантеле – один из наиболее архаичных инструментов карельского и финского народов. Невозможно дать полный и исчерпывающий ответ, когда и как он был освоен финнами и карелами. Существует две различных версии о появлении кантеле в этой местности: либо кантеле распространилось из балтийского региона сначала в Западную Финляндию, а потом было освоено карелами в начале нашей эры, или инструмент пришел в Карелию прямо из стран Балтии.
По классификации Э.Хорнбостеля и К.Закса кантеле относится к классу хордофонов, группе дощечных цитр со струнами, расположенными параллельно корпусу, с резонаторным ящиком.

Родственниками кантеле в большой семье национальных струнных щипковых инструментов являются литовский канклес, латышский кокле, эстонский каннель, русские гусли, удмуртский крезь, китайский цинь, японское кото...
В работе Виктора Челомбитько "Технология изготовления национального музыкального инструмента кантеле-прима" (1990) дано краткое описание инструментов, бытовавших на территории Карелии. Так, в частности, читаем: "Первые инструменты кантеле были цельнодолблеными и имели 5 струн. Короб кантеле изготавливали из ольхи, колки из березы, струны из конского волоса. По мере развития музыкальной культуры совершенствовался и инструмент. Верхнюю деку стали изготавливать из еловой дощечки. На смену струнам из конского волоса пришли жильные, а затем и металлические. Увеличивалось и количество струн. Наиболее распространенными были 5-, 10-, 12- и 16-струнные кантеле, которые имели диатонический строй. В настоящее время в Карелии существует две разновидности кантеле, диатоническое и хроматическое. Диатоническое кантеле предназначено для исполнения народной музыки. Для исполнения классической музыки нужен инструмент с хроматическим звукорядом, чем и была вызвана необходимость в усовершенствовании инструмента. На хроматическом кантеле можно исполнять как народную, так и классическую музыку.
К инструменту кантеле как объекту исследования ученые обращались с начала XIX века. Это Э.Леннрот, А.Вяйсянен, Т.Лейсиё, А.Черепахина, И.Семакова. По предположению Д.Бубриха, само слово "кантеле" заимствовано из древнебалтийских языков. Название инструмента, по версии карельских ученых-фольклористов, происходит от слов "канси" – крышка, "канта" – носить или "канто" – пень. В южных районах Карелии инструмент имел такие названия – "kanteleh", "kantelevo", "kandalla". Этимология названия инструмента на сегодня окончательно не выяснена.
Как предполагает А.О.Вяйсянен, один из дошедших до нас инструмент – карельское 5-струнное кантеле – был изготовлен в 1699 году; его длина 73 см, самая большая ширина 12 см, ширина от стержня 7 см, толщина 5,5 см. Вяйсянен так описывает инструмент: "Кантеле – инструмент с
повсеместно распространенным прямосторонним резонатором, вытянутым в направлении расположенных на его верхней деке струн, которые и определяют размеры инструмента".
Согласно А.Вяйсянену, народные кантеле в деревнях южной и северной Карелии имели, как наиболее распространенное, число струн от 5 до 24. Первые инструменты были цельнодолблеными. Строй пятиструнного кантеле – диатонический пентахорд со звукорядом g1 – a1 – h1 (b) – c2 – d2. В зависимости от третьей струны настройка мажорная либо минорная. У старинных кантеле корпус выдалбливался снизу и не закрывался, у позднейших выдалбливался сверху и закрывался декой с вырезанными в ней резонаторными отверстиями в виде кружков, треугольников, крестиков. По сведениям Т.Лейсиё, деку к корпусу привязывали либо лентой из бересты, либо прикрепляли деревянными или железными гвоздями.
Позже кантеле стали изготавливать путем склеивания корпуса из досок ольхи, ели, сосны, березы. Корпус обычно выделывался из березы, дека – из ели. В узкой стороне корпуса имеются "щечки", между которыми вставляется деревянный или металлический струнодержатель. На широкой стороне располагаются деревянные вращающиеся колки, позже они были заменены на металлические. Аутентичные кантеле имели пять жильных струн, кантеле позднейших типов – металлические. Способы игры – щипок, бряцание, или же смешанный прием игры. На кантеле импровизировали и аккомпанировали пению.
В 1785 году великий русский поэт Гаврила Романович Державин, бывший в то время олонецким губернатором, писал, что "…лоптяне забавляются игрой на гуслях пятиструнных, сделанных из сосны. Можно сказать, что сосна их греет, сосна питает, сосна и веселит".
Первым, кто обратился к изготовлению хроматического кантеле, был Элиас Лённрот – собиратель и первый издатель рун "Калевалы". В 1830-1840 годах им было изготовлено два хроматических кантеле, одно из которых сейчас хранится в музее в Финляндии.
Струны у этого инструмента находились на двух уровнях. Струны, соответствующие черным клавишам фортепиано, находились на более низком уровне, по сравнению с остальными струнами. Стержень был заменен подставкой.
Несмотря на изобретение Лённрота, кантеле в Финляндии оставались преимущественно инструментами с диатоническим строем. Многострунное кантеле с механизмом повышения высоты струн было изобретено Паулем Салминеным в 1920-х годах. Салминен создал концертный инструмент – с большим и высоким корпусом округлой формы, не характерными для традиционного кантеле, со специальным глушителем звука. Механизм, который крепится на кантеле, состоит из семи валиков-"повышателей". При помощи трех положений рычажков можно получить основной тон звука, повысить или понизить его на полтона. Работа рычажка регулируется свободной рукой исполнителя.
Деятельность Салминена и сам его инструмент значительно повлияли на современные стили игры на кантеле в Финляндии. Кантеле Салминена широко признано в музыкальной педагогике, игра на нем преподается во многих учебных заведениях. Специально для этого инструмента И.Сопаненом была создана школа игры.
Эволюция инструмента, начавшаяся еще со времен Элиаса Лённрота – собирателя и первого издателя рун, имеет историю, протянувшуюся через века. Ведь кантеле, обладая необыкновенной красотой и лиричностью звучания, первоначально имело слабые возможности в передаче звука. И желание каждого мастера, принявшего с душой в свои руки инструмент – как-то ему помочь, усилить возможности, расцветить тональность. Так с годами появилось хроматическое кантеле, которое получило свое распространение и в Финляндии.
Большую работу по изготовлению хроматических кантеле проделали мастера Клюхин, Ямщиков, Кристал, Кук
В настоящее время изготавливаются кантеле-прима, кантеле-альт и кантеле-бас.


информация http://history.kantele.ru/
фото с сайта http://www.petrozavodsk-mo.ru/
Рубрики:  Финляндия
История
Искусство
Метки:  

Darbka   обратиться по имени Четверг, 10 Апреля 2008 г. 11:20 (ссылка)
Красивый инструмент. Наверное, звучит очень красиво :)
Ответить С цитатой В цитатник
svetlana_tirkkonen   обратиться по имени Понедельник, 18 Мая 2009 г. 17:09 (ссылка)
А вот это кантеле называется tuulikantele, - ветряное кантеле. Его вешают на дверях дома, с уличной стороны, и на нём играет ветер...
 (700x525, 49Kb)
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку