-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Путеводитель_по_Карелии

 -Интересы

saratov алтай архангельск архангельская область афиша петрозаводск база отдыха карелия байдарка ладога башкоркостан белое море белое море карта белое море фото беломорск соловки бурятия валаам валаам и кижи валаам карта валаам кижи валаам отдых валаам отзывы валаам фото

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) Челябинская_область

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 12.02.2008
Записей: 1479
Комментариев: 1596
Написано: 3355


История соловков

Суббота, 23 Февраля 2008 г. 02:18 + в цитатник
Александр_Грищенко все записи автора mon_color (473x180, 27Kb)
Археологическое наследие Соловецких островов эпохи камня - раннего металла

Археологическое наследие Соловецких островов эпох камня - раннего металла представляют более 1100 объектов первобытной культуры, в том числе 25 стоянок и камнеобрабатывающих мастерских, около 30 каменных лабиринтов и более 1000 каменных насыпей-курганов и разнообразных символиче-ских выкладок.

Остатки древнейших стоянок Малое Кумино, Муксалма 3 и Соловецкая 3 открыты на высоких (16 -20 м над уровнем моря) коренных террасах, отстоящих от современной береговой черты на 0,5-2,0 км. Это небольшие по площади (до 500 кв.м) сезонные поселения, топография и инвентарь которых - ножевидные пластины и их сечения, скребки, проколки, сверла, долотовидные орудия из кварца - позволяют датировать памятники эпохой позднего мезолита (5 тыс. до н.э.) и связать их с мезолитическими поселениями Северной Карелии.

Неолитические (4-3 тыс. до н.э.) стоянки Колгуевская-2, Муксалма-2 и мастерские расположены в дюнных впадинах или на берегу древних озер, превышающих уровень моря на 12 - 15 м. Керамика с ямочно-гребенчатой орнаментацией и разнообразные орудия охоты и рыболовства из кварца, кремня, сланца и песчаника - рубящие орудия, стрелы, ножи, скребки, проколки, грузила - указывают на то, что обитателями этих стоянок были морские рыболовы и охотники с Онежского полуострова. Уникальная находка этого времени - 5-килограммовый якорь в виде массивной плиты трапециевидной формы с углублениями на противоположных краях изделия, сделанный из красноцветного песчаника.

Стоянки эпохи раннего металла (II-I тыс. до н.э.) Муксалма-1, Капорская и Колгуевская-1 обнаружены на 8-10-метровых открытых к морю террасах и относятся к числу более долговременных. Их инвентарь составляют шаровидная посуда с разнообразной орнаментацией и преимущественно кремневые орудия труда: наконечники стрел, дротиков и копий, ножи, скребки, проколки, скребла, отбойники, тесло, ка-менный якорь. Чрезвычайно интересны предметы культового назначения: "боевой" сверленый топор из сланца и кремневые скульптурки морских промысловых животных.

К последней группе памятников древней материальной культуры Соловков относятся стоянки Соловецкая-1, Соловецкая-2 и Андреевская пустынь, остатки которых обнаружены под культурным слоем монастырских поселений XVI-XIX вв. Грубая лепная керамика и невыразительный кремнево-кварцевый инвентарь этих поселений свидетельствуют о "закате" каменного века в Беломорье в первые века новой эры.

Отдельную категорию первобытных памятников составляют святилища и лабиринты. Святилища - это компактные группы погребальных и культовых памятников, в число которых входят каменные лабиринты, насыпи - курганы и другие выкладки символического характера. Крупнейшее на архипелаге святилище Б. Заяцкого острова включает в себя не менее 13 лабиринтов, 950 насыпей и десятки символических выкладок, которые занимают площадь в 600 тыс. кв. м. Всего же на Соловках открыты и изучаются три культово-погребальных комплекса. Каменными лабиринтами называют спиралевидные фигуры, представляющие собой систему ходов, стенки которых выложены валунными камнями. Лабиринты Соловков подразделяются на круглоспиральные, подковообразные, "классические" и концентрически-круговые. Их диаметр варьирует от 3,4 до 25,4 м, высота не превышает 0,4 м. На Соловецких островах обнаружено около 30 таких сложений; преобладающая часть (ок.20) входят в структуру святилищ. В процессе раскопок курганов-насыпей (диаметр - от 1 до 4 м, высота - 0,4-1,6 м) археологи обнаружили остатки погребальных костров в виде зольно-углистых линз, насыщенных кальцинированными фрагментами костей человека, млекопитающих, птиц и рыб, а также кварцевыми и кремневыми скребками, нуклеусами, заготовками орудий и отщепами.

Сопоставляя топографию и инвентарь стоянок и святилищ, исследователи пришли к выводу о том, что лабиринты и погребения оставлены людьми, посещавшими Соловки во 2 тыс. до н.э. - начале новой эры и населявшими островные поселения.

Материалы археологических исследований дают представление об их повседневных занятиях и верованиях. В число основных входили: рыболовство, охота, собирательство и первобытное "ремесло" - обычный набор занятий древнего северного населения, но на Соловках они обладали своеобразием, обусловленным географическими особенностями региона. В охоте сочетались островная форма (на мелкого зверя и птицу) и морская (на тюленя, кольчатую нерпу), в рыболовстве - морская и озерная разновидности. Своеобразием собирательства было сочетание лесных (заготовка грибов, ягод, съедобных кореньев и трав) и прибрежных (сбор моллюсков и рыбы) форм. Постоянным и необходимым занятием было изготовление каменного инвентаря, для которого в мезолите и неолите использовали преимущественно местный материал - кварц, сланец и песчаник, а в эпоху раннего металла - привозной кремень.

Отдельный вопрос - о средствах морского передвижения. Судя по археологическим источникам (каменный инвентарь и якоря) и природным возможностям, до Соловков добирались на легких каркасных лодках с обшивкой из сшитых и склеенных шкур лесных или морских животных.

Проблематика лабиринтов и святилищ многогранна и сложна. Одни вопросы (например, датировки, культурной принадлежности, классификации, методики построения) можно считать в целом решенными, другие (назначения) вызывают жаркие споры. По мнению большинства археологов лабиринты принадлежат к категории культово-символических памятников, связанных с верованиями их создателей. На одиночных выкладках могли совершаться священнодействия культово-промысловой магии, на святилищах - обряды погребения и связанного с ним жертвоприношения, а также инициации, поклонения предкам, мертвым, Солнцу и др. Среди возможных верований первобытного беломорского населения ученые называют представления о "трех мирах" (нижнем, среднем, верхнем), тотемизм, культ предков (камней, деревьев, лесных и морских животных, птиц), астральные культы.

Памятники первобытной культуры Соловецкого архипелага различны по своей культурно - исторической значимости. К разряду уникальных относят каменные лабиринты, и они действительно уникальны, потому что вместе с курганами и другими выкладками составляют святилища, не имеющие аналогов на территории России. Их ценность и в том, что это - важнейший источник для изучения верований первобытного населения Беломорья. И, наконец, данные памятники - практически готовый археологический музей под открытым небом. Крайне важны для понимания и реконструкции древней островной культуры и решения проблем, связанных с лабиринтами, открытые поселения и мастерские.

Значимость археологических памятников эпох камня - раннего металла исключительно велика, так как они позволяют воссоздать пятитысячелетнюю древнюю историю Соловков и делают культуру людей, осваивавших острова в древности, неотъемлемой частью истории и культуры Севера.

Указом Президента Российской Федерации от 6 декабря 1995 года объекты островной археологии наряду с другими памятниками Соловецкого историко-культурного комплекса включены в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. Их сохранение является одной из важнейших обязанностей сотрудников Соловецкого музея-заповедника, жителей и гостей Соловецких островов.

Уважаемый читатель! Посещая Соловки, внимательно и бережно отнеситесь к памятникам древней и средневековой культуры архипелага. Помните, что благодаря им могут быть разгаданы еще многие загадки и тайны истории жемчужины Беломорья.

История Соловецкого монастыря

Соловки издревле были известны людям. Об этом свидетельствуют обнаруженные на островах археологические памятники эпохи северного неолита (конец II - начало I тысячелетия до н.э.) - временная (летняя) стоянка беломорских племен на острове Б. Муксалма, неолитические святилища на Б. Заяцком и Анзерском островах, средневековые могильники саамов на Анзере. Однако до XV века постоянных жителей на острове не было.

В 1429 году на остров приплыли из Карелии иноки Савватий и Герман. Их привели сюда поиски уединения и тишины. Шесть лет провели отшельники в полной изоляции от внешнего мира. Место их первого поселения на севере Б. Соловецкого острова носит имя Савватия. Однако в 1435 году монахи вынуждены были покинуть остров. Савватий скончался вблизи Сорок (нынешний Беломорск). Герман же, продолжая его дело, на следующий год возвращается на Соловки с иноком Зосимой.

Именно Зосима выбрал новое место для основания обители - на перешейке между Святым озером и гаванью Благополучия. Это было довольно бойкое место - здесь часто останавливались приходившие на промысел рыболовы и зверобои, которые в скором времени разнесли слух об иноках, поселившихся на пустынном острове, по всему Беломорью. К Зосиме и Герману стала собираться братия. Дом Святого Спаса и Святого Николая (так называли обитель поморские крестьяне) быстро рос. В середине XV века он официально был признан духовными и гражданскими властями Великого Новгорода. Новгородское правительство пожаловало монастырю в вечную собственность все острова Соловецкого архипелага и ряд земель на материке. Земельные владения монастыря росли также за счет пожертвований частных лиц, актов купли-продажи участков, освоения пустошей и т.д. К середине следующего - XVI столетия - монастырь стал крупнейшим землевладельцем региона. В Соловецкой вотчине активно развивались традиционные для Русского cевера солеварение, рыболовство, зверобойный промысел, добыча слюды, жемчуга, животноводство.

В 1548 году настоятелем обители был избран Филипп, в миру Федор Степанович Колычев. Это был разносторонне талантливый человек, внесший огромный вклад в укрепление духовного авторитета и материального благосостояния монастыря. При Филиппе была устроена система питьевых каналов, объединившая 52 озера и снабжавшая монастырь свежей проточной водой, были проложены дороги, соединившие монастырь с отдаленными частями острова, расширен и укреплен скотный двор на острове Б. Муксалма, основан кирпичный завод, начаты разработки известняка в районе Орлеца на Северной Двине... Перечисление деяний игумена можно продолжать довольно долго. Но главным из них было начало каменного строительства на Соловках.

В 1552 году по благословению Филиппа была заложена Успенская церковь с трапезной на подклетах и келарской палатой. За шесть летних сезонов (зимой строительство не велось - качество каменной кладки снижалось) под руководством новгородских зодчих Игнатия Салки и Столыпы было возведено это чудо средневековой русской архитектуры. А на следующий год по завершении Успенского храма Филипп закладывает Спасо-Преображенский собор - главный храм монастыря. Его строительство было завершено в 1566 году. Этот грандиозный храм не имеет аналогов в русской культовой архитектуре. Он необычен во всем: в объемно-пространственной композиции, в решении кровли, в художественном оформлении.

Незадолго до завершения строительства Спасо-Преображенского собора Филипп вынужден был покинуть Соловки: на архиерейском соборе он был избран Митрополитом Московским и всея Руси. Однако долго возглавлять Русскую Православную Церковь ему не пришлось. Обличения опричных злодейств, творимых царем Иваном Грозным, стоили Митрополиту кафедры: осенью 1568 года Филипп был заточен в Тверской Отрочь (???) монастырь, а в конце 1569 года по приказу царя опальный Митрополит был задушен Малютой Скуратовым. В глазах русских людей злодейски умерщвленный Святитель стал символом противостояния самодержавному произволу. В конце XVI века мощи Филиппа были перенесены на Соловки и упокоены в Преображенском соборе, а в 1652 году Филипп был причислен к лику общероссийских Святых. Мощи его были перенесены в Москву, где покоятся в Успенском соборе Кремля.

Конец XVI столетия открыл первую страницу в военной истории Соловецкого монастыря. В связи с реально возникшей опасностью нападения шведов на обитель в 1578 году на Соловки прибыл воинский отряд под руководством воеводы Михаила Озерова. Одним летом вокруг монастыря был поставлен деревянный острог, набрано войско (около ста человек стрельцов и стрелецких начальников). На следующий год монастырские ратники получили первое боевое крещение, отражая нападение шведских отрядов на Кемь. Первый опыт оказался неудачным - стрелецкий отряд был разбит, воевода погиб. В последующие годы монастырь сосредоточенно укрепляет оборону как острова, так и своих обширных материковых владений, вновь набирается войско (жалованье, провиант, амуниция, оружие, боеприпасы - от монастыря), строятся остроги: Камский, Думский, Ругозерский, Муезерский; начинается строительство каменной крепости на Соловках.

Летом 1582 года был положен первый камень в основание Соловецкой крепости. Строительство продолжалось 13 летних сезонов. Руководил им каменных дел мастер из Вологды Иван Михайлов, которого со временем сменил монах Трифон (Кологривов). Стены и башни возводились из природного материала - валунов, которые в изобилии имеются на острове. Строительство велось участками, к лету разбирали часть деревянного острога, к осени на этом месте уже стояла каменная стена. В 1595 году строительство было приостановлено, а на следующий год завершилось возведением Белой башни. Крепость представляет собой вытянутый с севера на юг пятиугольник с пятью круглыми боевыми башнями. Общая длина стен по внешнему обводу 1084 метра, толщина от 5 до 7 метров у основания, высота до 11 метров. Крепость обладала отличными для своего времени боевыми качествами, оборона ее была тщательно продумана. Примечательно, что шведы, регулярно разбойничавшие в материковых владениях обители, так ни разу и не отважились напасть на сам монастырь.

Соловецкая крепость подверглась осаде единственный раз. Это произошло во второй половине XVII века, когда монахи, храня верность "старой вере", отказались принять церковную реформу, начатую Патриархом Никоном. Много лет продолжалось глухое противостояние братии, не желавшей переменять веру первоначальников Зосимы и Савватия на "латынство" ненавистного Никона. Однако в конце концов такое положение вещей перестало устраивать правительство. В 1668 году на Соловки был направлен воинский отряд, чтобы привести монахов в покорность. Ворота закрылись. Началась осада, длившаяся в течение семи с половиной лет. Только в январе 1678 года в результате предательства одного из монахов - Феоктиста - воеводе Ивану Мещеринову удалось овладеть крепостью. Практически все осажденные были убиты в ночном сражении либо казнены на следующий день. Память мучеников за праотеческую веру свято чтится русскими старообрядцами.

Конец XVII и начало XVIII века ознаменовались двумя визитами Петра Первого на Соловки. Государь посетил свое богомолье в первый раз в 1694 году. Второй раз Петр побывал на Соловках в 1702 году. Этот второй приезд ознаменовался строительством церкви Святого Апостола Андрея Первозванного на Б. Заяцком острове. Церковь сохранилась до нашего времени.

XVIII век отмечен в истории обители еще одним печальным событием: в 1764 году Императрица Екатерина II провела секуляризацию церковных и монастырских земель. Огромная Соловецкая вотчина отошла в казну. В компенсацию монастырю была дарована ставропигия, т.е. непосредственное подчинение Святейшему Синоду, минуя Архангельскую епархию. С тех пор губернские власти неоднократно жаловались по инстанциям на свойственный старцам "сепаратизм", выражавшийся в регулярном игнорировании распоряжений этих самых властей.

Секуляризация, лишив монастырь материковой вотчины и доходов, поступавших с нее, дала толчок интенсивному развитию островного хозяйства. К 1880-м годам в монастыре насчитывалось до 40 различных производств: слесарное, столярное, кузнечное, гончарное, кожевенное и т.д. и т.п. Развивается сеть скитов (Савватьево, Исаково, Секирная, анзерские скиты, Сергиевский на Б.Муксалме), представлявших собой небольшие монастыри, ориентированные на занятие тем или иным видом в основном сельскохозяйственной деятельности. Процветают рыболовный и зверобойный промыслы. Скотный двор на Б. Муксалме насчитывает до 300 голов коров. Для облегчения доставки мяса и молочных продуктов Б. Соловецкий остров и о. Б. Муксалма соединяются насыпной валунной дамбой с проезжей дорогой поверху через пролив Железные ворота.

Культ основателей монастыря Зосимы и Савватия привлекает на острова многочисленных паломников. Интерес к обители был подогрет и событиями Крымской войны, когда в июле 1854 года два британских военных парохода "Бриск" и "Миранда" в течение девяти с четвертью часов бомбардировали обитель, засыпая ее ядрами и бомбами (более 1800 штук!). Благодаря покровительству Богородицы по молитвам Преподобных Зосимы и Савватия, за все время обстрела в монастыре не было ни одного убитого или раненого, монастырским храмам и келейным корпусам был причинен минимальный ущерб. "Все разрушения", - рапортовал в Святейший Синод архимандрит Александр, - "были исправлены за четыре часа".

Во второй половине XIX века поток богомольцев на Соловки возрастает, достигая в отдельные годы 10-12 тысяч человек за навигацию. Старый парусно-весельный флот монастыря уже не справляется с возросшим пассажиропотоком, и в 1861 году архимандрит Порфирий покупает в Архангельске пароход. На следующее лето своими силами монахи строят еще один пароход, а несколько позднее, в 1880-х годах, на верфях в Або (Финляндия) и Гетеборге (Швеция) по заказу обители строятся еще два судна. Порфирий же строит трехэтажную гостиницу (Преображенскую) для богатых паломников (старые деревянные Архангельская и Петербургская с парными комнатами на 30-40 человек не могли удовлетворить взыскательную публику).

Конец XIX и начало XX века ознаменовались деятельностью архимандрита Иоанникия, отличавшегося суровым нравом и любовью к техническим новшествам. При Иоанникии была начата строительством система судоходных каналов, соединивших десять озер Большого Соловецкого острова. Эта система и сегодня приводит в восторг многочисленных посетителей Соловков своим совершенством и живописностью каналов. Иоанникий, преодолевая сопротивление косной части братии, строит первую на севере России гидроэлектростанцию, увы, не сохраненную последующими поколениями соловчан. Ее руины наводят на грустные размышления. Зато прекрасно сохранилось здание радиостанции, выстроенное в 1916 году.

Активная и плодотворная хозяйственная деятельность архимандрита была прервана событиями февраля 1917 года в Петербурге. Узнавшие о низложении монархии старцы, подражая рабочим и крестьянам, свергли властного Иоанникия и избрали настоятелем Вениамина, которому суждено было возглавлять монастырь до мая 1920 года.

1920 год был последним в почти пятивековой истории Соловецкого монастыря. В мае на острове высадилась комиссия Архгубчека (нормальное название ???), изрядно пограбившая обитель: были изъяты денежные средства, продовольствие (для голодающих рабочих), ценности и т. п. А в октябре того же года было принято решение о ликвидации монастыря. На базе процветавшего монастырского хозяйства был создан совхоз, это самое хозяйство и доконавший. Три года спустя совхоз был закрыт. Этот акт сопровождался большим пожаром.

В мае 1923 года на Соловки прибыла первая партия заключенных. Начала отсчет история Соловецкого лагеря особого назначения. Это был первый в Советской России регулярный концентрационный лагерь, сформированный на базе Северо-Двинских лагерей. Предназначался он для "перековки старого человеческого материала в сознательных строителей социализма", как тогда говорили. На деле же - для уничтожения (в основном физического) этого самого старого "человеческого материала". Бог весть, сколько людей было загублено на Соловках: расстреляно, погибло от голода и болезней, от непосильного труда на лесоповале и торфоразработках... Царское и белое офицерство представители дворянства, творческой, научной и технической интеллигенции, духовенства, члены бывших социалистических партий, раскулаченные крестьяне, чекисты, партийные, советские и хозяйственные работники...

Эта страшная машина действовала до конца 1939 года. В 1940 году на Соловецких островах был дислоцирован Учебный Отряд Северного Флота. В 1942-1945 годах при Учебном Отряде действовала Школа Юнг ВМФ, куда по направлениям военкоматов набирали подростов 15-16 лет для обучения различным флотским специальностям: рулевой-сигнальщик, судовой электрик судовой механик, боцман и т.д. Выпускники Учебного Отряда и Школы Юнг принимали участие в боевых действиях в годы Великой Отечественной войны. Многие из них погибли, защищая Отечество. Учебный Отряд действовал на Соловках до 1957 года.

В 1967 году был организован филиал Архангельского краеведческого музея, взявший под охрану многочисленные памятники истории и культуры архипелага. Семь лет спустя филиал был преобразован в Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник. Важной вехой в истории музея стало включение памятников, охраняемых и реставрируемых им, в "Список всемирного наследия" ЮНЕСКО в 1992 году, а год спустя - в государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
СОЛОВЕЦКИЕ ЛАГЕРЯ ОСОБОГО НАЗНАЧЕНИЯ (СЛОН)
Концентрационные лагеря ОГПУ-НКВД на Европейском Севере СССР. Выбор места для будущих лагерей был, ве-роятно, сделан М.С. Кедровым, руководившим работой комиссии Архангельского губернского революционного комитета (Архгубревкома) по изъятию продовольственных излишков, оружия, денег и ценностей бывшего Соловецкого монастыря (29.04-1.05.1920). В дальнейшем (1920-39) места заключения на Соловецких островах приобрели следующую структуру по этапам: трудовой лагерь с подчинением подотделу принудительных работ Архгубисполкома (организован 20.05.1920), переподчинен объединенному отделу мест лишения свободы Архгубисполкома (14.08.1920), в подчинении Управления островами (с ноября 1920); весной (по другим данным - в июне) 1923 лагерь вошел в качестве отдела в Управление северными лагерями ОГПУ. Постановлением Совета Народных Комиссаров (СНК) от 13.10.1923 был организован Соловецкий лагерь принудительных работ особого назначения (СЛОН ОГПУ). В конце 1929 года открыто 4-е отделение Соловецкого лагеря (СЛАГ ОГПУ); осенью 1930 на основе СЛОН организовано лаготделение СИКМИТЛ ОГПУ (Соловецкий и Карело-Мурманский исправительно-трудовые лагеря). 16.11.1931 открыто 11-е отделение Беломорско-Балтийского лагеря (ББЛАГ ОГПУ). 1.01.1932 организовано 1-е отделение Соловецкого исправительно-трудового лагеря (СИТЛ ОГПУ). В 1933 году появилось 8-е Соловецкое специальное отделение (штрафное) Беломорско-Балтийского комбината (ББК ОГПУ с 1.11.1933, ББК НКВД с лета 1934). В 1937-39 г. на месте СЛОН организована Соловецкая тюрьма особого назначения (СТОН 10-го отд. ГУГБ НКВД, создана 20.02.1937, закрыта 2.11.1939).

7.06.1923 прибыла большая партия заключенных (дворяне, старая интеллигенция, участники Белого движения, политзаключенные Пертоминского концлагеря, уголовники). Первоначально их разместили на территории упраздненного монастыря, затем лагеря заняли все острова Соловецкого архипелага и Кондостров. В скиту на Секирной горе разместили штрафной изолятор. Бесплатный труд заключенных использовался в коммерческих целях; они занимались сельским хозяйством, торфодобычей и лесоразработками. На Большом Соловецком острове была построена узкоколейка, работали кирпичный завод и предприятия кустарной промышленности, строились бараки.

В 1925 силами заключенных стали строить тракт Кемь - Ухта. В 1929 была отправлена экспедиция на реку Чебью (основан город Ухта). В 1930 организована Вайгачская экспедиция ОГПУ. С конца 1920-х СЛОН получил распространение в Карелии и Мурманской области, имел 12 отделений с множеством "командировок". В системе СЛОН содержались тысячи заключенных: на 1.10.1927 их было 12 896 чел., в т. ч. на Соловках 7445, на материке 5451 чел. (ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.2818); в СТОН на 15.03.1939 в заключении находились: в тюрьме 1678 чел., на лагерном поселении 1646, на 1.08.1939 соответственно - 2512 и 1722; на 1.10.1939 -1522 чел. (всего) (ГАРФ. Ф.9414. Оп.1. Д.6). В 1939-40 оставшиеся в живых заключенные были вывезены в Орловскую и Владимирскую тюрьмы, в Норильск и другие места заключения. В 1920 - начале 1930-х в СЛОН работала типография, издавался журнал "Соловецкие острова" (под названием "СЛОН" печатался на Соловках в 1924-26, 1929-30; в 1927-28 выходил на страницах журнала "Карело-Мурманский край"); выходила газета "Новые Соловки". Активно работало Соловецкое общество краеведения (СОК), имелся музей, действовали театры, была богатая библиотека; работали школы. В СЛОН были сосредоточены культурные, интеллектуальные и духовные силы послереволюционной России. В тяжелых условиях ГУЛАГа немногие из них дожили до освобождения.
Источник: http://solov.altsoft.spb.ru/cgi-bin/getpage.cgi?id=1304#13
Александр Яковлевич Мартынов
Место на карте
Рубрики:  Соловки
Музеи
Архитектура, археология
Метки:  

Процитировано 1 раз

Александр_Грищенко   обратиться по имени Принята первая программа мониторинга природного наследия Соловецких островов Суббота, 23 Февраля 2008 г. 02:50 (ссылка)
На Соловках завершился первый межрегиональный семинар по проблемам мониторинга природного наследия Соловков.

Главным результатом семинара стало принятие Программы мониторинга природного наследия Соловецкого архипелага. Это первая комплексная программа по изучению природы Соловков. Программа разработана Соловецким музеем-заповедником совместно с Учебно-научным Центром «Природные ресурсы Севера» Поморского государственного университета (Архангельск).

Необходимость мониторинга природной среды Соловков очевидна: в настоящее время нет полных данных о состоянии этого уникального природного комплекса. Это означает, что прогнозировать развитие экологической ситуации, определить пределы антропогенных нагрузок на Соловках сейчас практически невозможно.

Цель мониторинга – создать адекватную картину состояния природного наследия Соловков, которая позволит разработать эффективные и долгосрочные меры защиты и восстановления уникального природного комплекса.

Первый этап программы рассчитан на 2003-2007 годы, бюджет этого этапа составляет около 5 миллионов рублей. Поэтому заинтересованные организации намерены вложить свои ресурсы в реализацию Программы.
Совместно с Соловецким музеем-заповедником в обсуждении программы приняли участие ученые Поморского университета, Архангельского технического университета, Северного медицинского университета, Архангельского Гидрометцентра, Северного отделения Полярного НИИ морского рыбного хозяйства и океанографии (СевПИНРО), Архангельской лесоустроительной экспедиции, Соловецкого филиала Беломорской биологической станции МГУ, а также представители Соловецкой районной администрации.

На семинаре было принято решение о ежегодном обмене результатами. Таким образом, каждый участник Программы будет иметь целостную картину о ходе мониторинга и об экологической ситуации на Соловках.
В рамках программы будет создан координационный совет, который будет ежегодно планировать совместные действия в рамках Программы.
Соловецкий музей-заповедник взял на себя обязательство по формированию единой базы данных о результатах исследований всех участников Программы мониторинга. Доступ к базе данных будут иметь все участники Программы.

Заседание координационного совета Программы запланировано на апрель 2004 года. На нем будет сформирован план единой исследовательской программы на 2004 год.

Планируется, что в Программе мониторинга примут участие студенты и молодые ученые в рамках работы Образовательного Центра «Соловецкие острова», который действует при музее-заповеднике. В перспективе состав организаций – участников Программы будет расширяться.
Программа мониторинга будет в самое ближайшее время опубликована на официальном веб-сайте Соловецкого музея-заповедника www.solovky.ru.

Информация: Информационный Центр «Друзья Соловков». Соловецкий государственный историко-архитектурный и природный музей-заповедник,
infocenter@solovky.ru , 8-818-359-02-81
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку