-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Поэты_серебряного_века

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) _Дизайны_для_Вас

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 06.01.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 83




Здравствуйте, Дорогие Пч. Рада приветствовать Вас здесь. Правила: 1. Никакой рекламы и флуда. 2. Правильно размещайте посты по разделам. 3. Уважайте друг друга. Приятного прочтенения. MaGic_GirL_OF_LoVe

Олени в подарок

Понедельник, 20 Февраля 2012 г. 10:34 + в цитатник
Аноним (Поэты_серебряного_века) все записи автора

 

Скачайте в подарок сборник стихов «Олени»
Эта книга в формате .pdf была создана из стихов поэтов Фесбука и Вконтакте .
Участников конкурса «Олени олени»
 
Рисунки Оленчинковой Татьяны
Качайте тут
(Если ссылка не открывается ,просто скопируйте ее и вставьте в адресную строку)
 

Метки:  

Фиалки и олени поэтессы Елены Летской

Пятница, 17 Февраля 2012 г. 07:57 + в цитатник
Аноним (Поэты_серебряного_века) все записи автора

 

Она каким чудесным образом гармонично смогла объединить оленей и фиалки, горы, синие леса,бухты.Из всего этого ей удалось своять стихотворение для нашего конкурса «Олени олени». Вот ее фиалковый олень и конечно ее произведение. Читать его нужно обязательно шепотом…..

заказать иллюстрацию

Снова неба полет голубой
в вышине над моей головой,
берег моря, накат волны
и далекие мысы земли.

И оленей испуганных взмах
по глубоким распадкам в горах.
В бухте гулкой фиалок глаза
и жужжанье хмельного шмеля…ПОДРОБНЕЕ ЖМИ http://www.olenchinkova.com/realiti-shou-hudozhnik.../fialki-i-oleni-elenyi-letskoy


Метки:  

...

Вторник, 01 Июля 2008 г. 14:01 + в цитатник
morgana_spb (Поэты_серебряного_века) все записи автора Идите же! – Мой голос нем
И тщетны все слова.
Я знаю, что ни перед кем
Не буду я права.

Я знаю: в этой битве пасть
Не мне, прелестный трус!
Но, милый юноша, за власть
Я в мире не борюсь.

И не оспаривает Вас
Высокородный стих.
Вы можете – из-за других –
Моих не видеть глаз,

Не слепнуть на моем огне,
Моих не чуять сил…
Какого демона во мне
Ты в вечность упустил!

Но помните, что будет суд,
Разящий, как стрела,
Когда над головой блеснут
Два пламенных крыла.

11 июля 1913
Рубрики:  Марина Цветаева

Без заголовка

Воскресенье, 08 Июня 2008 г. 21:59 + в цитатник
Котёнок_с_коготками (Поэты_серебряного_века) все записи автора  (247x384, 66Kb)
Две руки, легко опущенные на
Младенческую голову!
Были- по одной на каждую-
Две головки мне дарованы.

Но обеими- зажатыми-
Яростными- как могла!-
Старшую у тьмы выхватывая-
Младшей не уберегла.

Две руки- ласкать,разглаживать
Нежные головки пышные.
Две руки- и вот одна из них
За ночь оказалась лишняя.

Светлая- на шейке тоненькой-
Одуванчик на стебле!
Мной ещё совсем не понято,
Что дитя моё в земле.



Первая половина апреля 1920
Рубрики:  Марина Цветаева



Процитировано 1 раз

Н.А Тэффи - "Марьонетки"

Понедельник, 25 Февраля 2008 г. 16:16 + в цитатник
Narbeleth (Поэты_серебряного_века) все записи автора Марьонетки

Звенела и пела шарманка во сне...
Смеялись кудрявые детки...
Пестря отраженьем в зеркальной стене,
Кружилися мы, марьонетки.
Наряды, улыбки и тонкость манер,-
Пружины так крепки и прямы!-
Направо картонный глядел кавалер,
Налево склонялися дамы.
И был мой танцор чернобров и румян,
Блестели стеклянные глазки;
Два винтика цепко сжимали мой стан,
Кружили в размеренной пляске.
"О если бы мог на меня ты взглянуть,
Зажечь в себе душу живую!
Я наш бесконечный, наш проклятый путь
Любовью своей расколдую!
Мы скреплены темной, жестокой судьбой,-
Мы путники вечного круга...
Мне страшно!.. Мне больно!.. Мы близки с тобой,
Не видя, не зная друг друга..."
Но пела, звенела шарманка во сне,
Кружилися мы, марьонетки,
Мелькая попарно в зеркальной стене...
Смеялись кудрявые детки...

1910
Рубрики:  Лирика

Н.А Тэффи - "Засветила я свою лампаду..."

Понедельник, 25 Февраля 2008 г. 16:15 + в цитатник
Narbeleth (Поэты_серебряного_века) все записи автора Засветила я свою лампаду...

Засветила я свою лампаду,
Опустила занавес окна.
Одиноких тайную усладу
Для меня открыла тишина.
Я не внемлю шуму городскому,
Стонам жизни, вскрикам суеты,
Я по шелку бледно-голубому
Вышиваю белые цветы.
Шью ли я для брачного алькова
Мой волшебный, радостный узор?
Или он надгробного покрова
Изукрасит траурный убор?...
Иль жрецу грядущей новой веры
Облечет неведомый обряд?
Иль в утеху царственной гетеры
Расцветит заманчивый наряд...
Иль на буйном празднике свободы
Возликует в яркости знамен?..
Иль, завесив сумрачные своды,
В пышных складках скроет черный трон?.
В откровенье новому Синаю
Обовьет ли новую скрижаль?..
Я не знаю, ничего не знаю -
Что мне страшно и чего мне жаль!
Волей чуждой, доброю иль злого,
Для венка бессмертной красоты
Зацветайте под моей иглою,
Зацветайте, белые цветы!
Рубрики:  Лирика

Прощание

Понедельник, 23 Июля 2007 г. 04:51 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора В авто,
      последний франк разменяв.
- В котором часу на Марсель? - 
Париж
     бежит,
           провожая меня,
во всей
       невозможной красе.
Подступай
         к глазам,
                  разлуки жижа,
сердце
      мне
         сантиментальностью расквась!
Я хотел бы
          жить
              и умереть в Париже,
если б не было
              такой земли - 
                           Москва.

1925
Рубрики:  В. Маяковский

Вечность Бросила в город...

Понедельник, 23 Июля 2007 г. 04:47 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора Вечность бросила в город
    Оловянный закат.
Край небесный распорот,
    Переулки гудят.

Всё бессилье гаданья
    У меня на плечах.
В окнах фабрик - преданья
    О разгульных ночах.

Оловянные кровли -
    Всем безумным приют.
В этот город торговли
    Небеса не сойдут.

Этот воздух так гулок,
    Так заманчив обман.
Уводи, переулок,
    В дымно-сизый туман...

26 июня 1904 
Рубрики:  А. Блок

Есть игра - Осторожно войти...

Понедельник, 23 Июля 2007 г. 04:46 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора Есть игра: осторожно войти,
Чтоб вниманье людей усыпить;
И глазами добычу найти;
И за ней незаметно следить.

Как бы ни был нечуток и груб
Человек, за которым следят, -
Он почувствует пристальный взгляд
Хоть в углах еле дрогнувших губ.

А другой - точно сразу поймет:
Вздрогнут плечи, рука у него;
Обернется - и нет ничего;
Между тем - беспокойство растет.

Тем и страшен невидимый взгляд,
Что его невозможно поймать;
Чуешь ты, но не можешь понять,
Чьи глаза за тобою следят.

Не корысть, не влюбленность, не месть;
Так - игра, как игра у детей:
И в собрании каждом людей
Эти тайные сыщики есть.

Ты и сам иногда не поймешь,
Отчего так бывает порой,
Что собою ты к людям придешь,
А уйдешь от людей - не собой.

Есть дурной и хороший есть глаз,
Только лучше б ничей не следил:
Слишком много есть в каждом из нас
Неизвестных, играющих сил...

О, тоска! Через тысячу лет
Мы не сможем измерить души:
Мы услышим полет всех планет,
Громовые раскаты в тиши...

А пока - в неизвестном живем
И не ведаем сил мы своих,
И, как дети, играя с огнем,
Обжигаем себя и других...

18 декабря 1913
Рубрики:  А. Блок



Процитировано 5 раз

"Как острым кинжалом..."

Четверг, 05 Июля 2007 г. 17:52 + в цитатник
Агония_белых_лилий (Поэты_серебряного_века) все записи автора  (365x500, 39Kb)
В колонках играет - Веня Д'ркин "Ти Би Бо"
Настроение сейчас - Средней поршивости

Как острым кинжалом
Насквозь проколота словами.
Закрыла рот рукой-я не кричала.
Отгоняя страх,махала руками.

Твоя улыбка похожа на оскал-
Ха!Моя смерть похожа на шутку!
Пока ты в пещере своей дремал,
Я в агонии билась.Да.Жутко.

"Пусть!"-прокричал в глушь-"Умирай!
Ничего никогда не вернется назад!
Я без тебя буду пропущен в рай!
Хотя...без тебя...он все тот же ад..."
Рубрики:  Свое творчество.

Первый снег

Вторник, 03 Июля 2007 г. 03:54 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора Снаружи вьюга мечется
И все заносит в лоск.
Засыпана газетчица
И заметен киоск.

На нашей долгой бытности
Казалось нам не раз,
Что снег идет из скрытности
И для отвода глаз.

Утайщик нераскаянный,
Под белой бахромой
Как часто вас с окраины
Он разводил домой!
Все в белых хлопьях скроется,
Залепит снегом взор,
На ощупь, как пропоица,
Проходит тень во двор.
Движения поспешные:
Наверное, опять
Кому-то что-то грешное
Приходится скрывать.
Рубрики:  Б. Пастернак

Ночь

Вторник, 03 Июля 2007 г. 02:51 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора Багровый и белый отброшен и скомкан,
в зеленый бросали горстями дукаты,
а черным ладоням сбежавшихся окон
раздали горящие желтые карты.

Бульварам и площади было не странно
увидеть на зданиях синие тоги.
И раньше бегущим, как желтые раны,
огни обручали браслетами ноги.

Толпа - пестрошерстая быстрая кошка -
плыла, изгибаясь, дверями влекома;
каждый хотел протащить хоть немножко
громаду из смеха отлитого кома.

Я, чувствуя платья зовущие лапы,
в глаза им улыбку протиснул; пугая
ударами в жесть, хохотали арапы,
над лбом расцветивши крыло попугая.

1912
Рубрики:  В. Маяковский

Предчувствую тебя....

Вторник, 03 Июля 2007 г. 02:49 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора

             И тяжкий сон житейского сознанья
             Ты отряхнешь, тоскуя и любя.
                                  Вл. Соловьев

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо -
Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне - и ясен нестерпимо,
И молча жду, - тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,
Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,
Сменив в конце привычные черты.

О, как паду - и горестно, и низко,
Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.
Но страшно мне: изменишь облик Ты.

4 июня 1901. С. Шахматово

---

Обожаю это стихотворение....

Рубрики:  А. Блок

Февраль. Достать чернил и плакать....

Вторник, 03 Июля 2007 г. 02:41 + в цитатник
Вечный-Апрель (Поэты_серебряного_века) все записи автора Февраль. Достать чернил и плакать!
Писать о феврале навзрыд,
Пока грохочущая слякоть
Весною черною горит.

Достать пролетку. За шесть гривен,
Чрез благовест, чрез клик колес,
Перенестись туда,где ливень
Еще шумней чернил и слез.

Где, как обугленные груши,
С деревьев тысячи грачей
Сорвутся в лужи и обрушат
Сухую грусть на дно очей.

Под ней проталины чернеют,
И ветер криками изрыт,
И чем случайней, тем вернее
Слагаются стихи навзрыд.
Рубрики:  Б. Пастернак

Принимаю.

Понедельник, 23 Апреля 2007 г. 23:40 + в цитатник
Chost_of_Love (Поэты_серебряного_века) все записи автора

О, весна без конца и без краю -
Без конца и без краю мечта!
Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!
И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,
И удача, тебе мой привет!
В заколдованной области плача,
В тайне смеха - позорного нет!

Принимаю бессонные споры,
Утро в завесах темных окна,
Чтоб мои воспаленные взоры
Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!
И колодцы земных городов!
Осветленный простор поднебесий
И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога -
С буйным ветром в змеиных кудрях,
С неразгаданным именем бога
На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей
Никогда я не брошу щита...
Никогда не откроешь ты плечи...
Но над нами - хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,
Ненавидя, кляня и любя:
За мученья, за гибель - я знаю -
Всё равно: принимаю тебя!

Моё любимое.


Рубрики:  А. Блок

Александр Блок.

Вторник, 10 Апреля 2007 г. 01:17 + в цитатник
Narbeleth (Поэты_серебряного_века) все записи автора

Девушка пела в церковном хоре
О всех усталых в чужом краю,
О всех кораблях, ушедших в море,
О всех, забывших радость свою.

Так пел ее голос, летящий в купол,
И луч сиял на белом плече,
И каждый из мрака смотрел и слушал,
Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,
Что в тихой заводи все корабли,
Что на чужбине усталые люди
Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,
И только высоко, у Царских Врат,
Причастный Тайнам, — плакал ребенок
О том, что никто не придет назад.

 

Рубрики:  А. Блок

Андрей Белый.

Воскресенье, 08 Апреля 2007 г. 17:49 + в цитатник
Narbeleth (Поэты_серебряного_века) все записи автора

Солнце

Солнцем сердце зажжено.
Солнце - к вечному стремительность.
Солнце - вечное окно
В золотую ослепительность.

Роза в золоте кудрей.
Роза нежно колыхается.
В розах золото лучей
Красным жаром разливается.

В сердце бедном много зла
Сожжено и перемолото.
Наши души - зеркала,
Отражающие золото.

                                                                                                                         

Рубрики:  Лирика

Бунин Иван Алексеевич

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:08 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (22 по новому стилю) 1870 года в небогатой дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда, Орловской губернии. Начальное образование получил в домашних условиях, его учителем и наставником был Н. О. Ромашков, человек художественно одаренный и образованный, в прошлом студент Московского университета. Под его влиянием Бунин пристрастился к чтению книг и к занятиям живописью.

Осенью 1881 года Бунин поступил в гимназию в городе Ельце. Занятия посещал неохотно, предпочитая им литературное самообразование. В 1886 году был отчислен из четвертого класса гимназии. Четыре года он жил в деревне Озерки, где находился его старший брат Юлий, народоволец, сосланный сюда под полицейский надзор. Брат приобщил молодого Бунина к чтению серьезной философской литературы, мировой и русской художественной классики. Еще в гимназические годы Иван Алексеевич писал стихи, здесь стал увлекаться и другими формами литературного творчества: прозой, публицистикой.

В 1889 году Бунин совершил первое путешествие по стране: Харьков, Севастополь, Ялта. Осенью того же года стал жить в Орле. Сотрудничал в газете «Орловский вестник» (сначала корректор, затем редактор). Через два года издал в Орле небольшую книжку стихотворений.

Увлеченный учением Л. Толстого, Бунин в 1894 году встречается с ним в Москве. Однако толстовцем не стал, через год в рассказе «Сутки на даче» с некоторой иронией напишет об идеях толстовского опрощения. В 1895 году он знакомится в Москве и Петербурге с известными русскими писателями, в том числе с А. П. Чеховым. Затем вновь много путешествует, с 1898 года живет около двух лет в Одессе.

В 1895 году публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин весь отдается литературному творчеству. Кончились поиски призвания, остались позади странствия по Украине, мелкая журналистская и иная работа, давшие, впрочем, богатый материал для рассказов и повестей.

Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает его Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896) американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев (в 1909 году Академия наук изберет Бунина своим почетным членом).

Постепенно Иван Алексеевич освобождается от прямых литературных влияний, обретает собственный творческий голос, это было замечено крупнейшими художниками. Его не захватили модные декадентские течения в литературе. Бунин хранил верность реалистической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры. Но таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте Чехова, Толстого, Горького.

Иван Алексеевич видел зреющие исторические перемены в стране и отразил их. Он не принял революцию 1905 года, записал в дневнике свои впечатления от нее: «какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, что вскоре после революции 1905 года Бунин напишет свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричастности к политике, но в художественном творчестве отражал ее. В 1909 - 1910 годах он создает повесть «Деревня», принесшую Бунину широкую читательскую известность. В ней говорила страдающая и думающая крестьянская Россия.

В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не приняв Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою родину.

Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина, когда он уже не знал, как прежде, длительного творческого счастья и душевных радостей (его драматическое настроение выразилось в стихотворении «У птицы есть гнездо...», 1922).

Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом в 1945 году, был счастлив за свое отечество. С интересом читал книги советских писателей, восторгался «Василием Теркиным» Твардовского. В 1953 году 8 ноября писатель умер в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.

Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в её юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа,— вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней — эта тема классической поэзии звучит в стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно: «Ты раскрой мне, природа, объятия, / Чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для принятия...», 1886).

В естественности бытия, по Бунину,— источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской, лирике очеловечивание (антропоморфизм) природы он повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами. По-тютчевски звучащая поэзия грозы как символа обновления мира прямо проецируется в человеческую жизнь («Не пугай меня грозою...», 1888). Но тютчевская тема обретает неожиданный поворот. Поэт слышит в весенней грозе не только гром, а и тишину: «Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твое молчанье» («Полями пахнет...», 1901).

Лучшим стихотворным произведением Бунина явилась поэма «Листопад» (посвящена М. Горькому) — это высокая пейзажная лирика. Поразительная по краскам, живописному изяществу, она встала в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии.

Широкую известность Ивану Алексеевичу принесла проза. Многое в наследии Бунина-прозаика следует отнести — по аналогии с тургеневским примером — к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны главные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, присутствует во многих рассказах автор в качестве очевидца и участника происходящего. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) выражает поэтическое отношение писателя к миру. Он воспринимается как радостный гимн природе.

С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен — эта мысль в разных вариантах прошла через многие повести и рассказы Бунина.

Интерес к быту и духовному миру простых людей помог Ивану Алексеевичу в годы после революции 1905 года создать превосходные повести и рассказы из народной жизни. В них в полной мере раскрылось искусство художественного психологизма Бунина. Образы мужиков выросли до крупных художественных типов. Демократизм писателя становится все конкретнее. Внимательно вглядывается он в мир простого человека. Переплетение светлых и темных сторон жизни — постоянная тема бунинской прозы.

Во многих повестях и рассказах Бунин обращается к «вечным» темам. Первые из них — любовь и смерть. В истинной любви, по Бунину, есть что-то общее с вечной природой. И прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил, как и природе, подлинный поэти­ческий гимн. Для него любовь и существование без нее - два враждебных типа жизни. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, каким опасностям она подвергается. Одна из известных новелл писателя — «Легкое дыхание» (1916) — художнический суд над моралью взрослых, фальшивых людей, погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Гимназистка Оля Мещерская, беспечная к наставлениям классной дамы, юная красавица, не боящаяся, в отличие от своих чопорных подруг, ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос,— это само «легкое дыхание» жизни. Однако враждебный ей мир взрослых оборвал эту праздничную жизнь, и ничего не осталось от Оли Мещерской, кроме фарфорового медальона на могильном кресте.

Постоянный мотив в бунинских рассказах — превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством. Буржуазная действительность побуждала Бунина усиливать эту антитезу. Одно из ярких свидетельств тому — знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). Здесь «радостный, прекрасный, солнечный» остров выступает символом реальной, истинной красоты, резко контрастирующей со всей показной, по дешевым актерским рецептам расписанной внешней жизнью американского господина и его семьи. Среди людей, приплывших в Европу на роскошном корабле, все фальшивы, все ведут игру, противную духу здоровой жизни, игру, в которой сокрыто духовное умирание, недалекое от физического конца. Господин из Сан-Франциско в самые, казалось бы, счастливые мгновения своей жизни неожиданно умирает. А бездушная игра продолжается: хозяин отеля хочет скрыть от постояльцев эту смерть, на пароходе тщательно прячут в глубине трюма тело покойника. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь, полную блеска огней, бриллиантов, обнаженных женских плеч, и танцует по-прежнему «пара нанятых влюбленных», которой «давно наскучило... притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку».

В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. В дали от Родины литературная деятельность Бунина не прекратилась. С прежней силой раскрывалась тема любви. На первое место здесь надо поставить «Митину любовь» (1924). Убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер. Но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. Любовь — высший судья в человеческих отношениях, — утверждает Бунин в рассказе «Темные аллеи» (1938).

Самым крупным произведением Ивана Алексеевича, созданным в эмиграции, был роман «Жизнь Арсеньева» (1927—1933). Это — автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. Эпическое начало — подробности реальной жизни, представленные с присущей Бунину пластичностью,— определяет большое достоинство романа.

Среди литературных жанров Бунина заметное место занимают его воспоминания о Чехове и Толстом, которых он считал своими учителями. Над литературным портретом Чехова он работал почти всю свою творческую жизнь (первые заметки — «Памяти Чехова» — опубликовал в 1904 году, писал о нем и в последний год своей жизни). Толстому Бунин посвятил литературно-философское исследование «Освобождение Толстого» (1917). Его главная задача — раскрыть попытки Толстого освободиться от земного и прийти к «вечному». Бунин продолжал писать о Толстом и в начале 30 годов. Творчество Ивана Алексеевичи Бунина — крупное художественное явление в русской литературе XX века.
Рубрики:  Биография

Волошин (Кириенко-Волошин)

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:07 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора  (187x252, 8Kb)
Максимилиан Александрович Волошин родился 16 мая (28 по новому стилю) 1877 года в Киеве в семье юриста. Предки Волошина — запорожские казаки и обрусевшие в XVIII веке немцы.

После смерти отца (1881) Волошин с матерью, Еленой Оттобальдовной, переехал в Москву, где и прошло его детство.

Е. О. Волошина любила русскую классическую литературу и рано познакомила своего сына с лучшими ее образцами. Благодаря удивительной памяти Макс, которому еще не исполнилось пяти лет, знал наизусть многие произведения Пушкина, Лермонтова и Некрасова. Он легко запоминал сказки, стихотворения и даже целые поэмы. «Любил декламировать, еще не умея читать. Для этого всегда становился на стул: чувство эстрады»,— вспоминал он. С пяти лет Волошин начал читать.

Любознательный, остроумный, не по годам развитой мальчик отличался большой наблюдательностью и обнаружил детское тяготение к творчеству: лепетал свои первые стишки, с увлечением рисовал.

Интерес к живописи возник у него во время одной из прогулок с няней, когда он увидел, как обыкновенный холст на мольберте художника превращается в картину: под легким движением кисти появляется све­жий, дышащий морозом утренний снег. Мальчик был потрясен. Это было первое знакомство с творческим процессом, с В. И. Суриковым, который в то время жил по соседству с Волошиными и писал этюды к будущей картине «Боярыня Морозова». С этого времени маль­чик не выпускал из рук карандаш и бумагу. Тогда маленький Макс и не предполагал, что значительно позже, в конце 1912 года, художник и искусствовед И. Э. Грабарь обратится именно к нему с предложением написать о Сурикове, что в январе 1913 года состоятся интересные встречи, беседы писателя Волошина с известным художником и в результате возникнет монография «Суриков».

В 1893 году они переехали в Коктебель, ставший для Волошина «истинной родиной... духа». Обучался в московских гимназиях (1887 - 1893), в 1897 году закончил гимназию в Феодосии. В 1897 - 1900 годах (с перерывом) учился на юридическом факультете Московского университета. Позднее годы учения Волошин считал «вычеркнутыми из жизни» — ни гимназии, ни университету «не обязан ни единым знанием, ни единой мыслью» («Автобиография»).

Высланный из Москвы за участие в студенческих беспорядках, Волошин в 1899 и 1900 годах путешествует по Европе (Италия, Швейцария, Франция, Германия, Австрия, Греция). Музеи, библиотеки, средневековая архитектура и памятники древности — Волошин как «впитывающая губка», «весь — глаза, весь — уши». Стык столетий — 1900-й год он считал годом своего духовного рождения: странствуя с караваном верблюдов (в составе экспедиции по изысканию трассы Оренбургско-Ташкентской железной дороги) по среднеазиатской пустыне, он получил возможность взглянуть на Европу «с высоты азийских плоскогорий» и почувствовать «относительность европейской культуры».

Полтора десятилетия постоянных переездов: Париж, Берлин, Москва, Петербург, Коктебель и снова Париж. Волошин знакомится с Э. Верхарном (в 1919 году вышла книга его стихов в переводах Волошина), О. Роденом, М. Метерлинком, поэтами-символистами В. Я. Брюсовым, А. Белым, А. А. Блоком, Ю. К. Балтрушайтисом, художниками «Мира искусства», печатается в альманахах «Северные цветы», «Гриф», журналах «Весы», «Золотое руно», «Аполлон» и других. Эти годы отмечены «блужданиями духа» — от буддизма и католичества до теософии и антропософии Р. Штейнера, — а также сменяющими друг друга романтическими переживаниями (в 1906 - 1907 был женат на художнице М. В. Сабашниковой).

Натура щедро одаренная, Волошин совмещал в себе разнообразные таланты. В 1910 году вышел его первый сборник «Стихотворения. 1900 - 1910». Волошин предстает зрелым мастером, прошедшим школу «Парнаса», постигшим сокровенные тайны поэтического ремесла. В стихах о Коктебеле, вошедших в циклы «Киммерийские сумерки», «Киммерийская весна» (Киммерия — древнегреческое название восточного Крыма), поэт обращается к греческой, египетской, славянской мифологии, библейским образам, экспериментирует с античными стихотворными размерами, заставляя сквозь строгие краски крымских пейзажей услышать дыхание древних цивилизаций. Волошину принадлежат венки сонетов «Corona astralis» («Звездная корона») и «Lunaria» — безупречные образцы редкой в русской поэзии формы (состоит из 15 сонетов; каждый стих ключевого сонета является первым в одном из 14 сонетов и одновременно — последним в предыдущем сонете; конец последнего сонета повторяет начало первого, замыкая венок). «Corona astralis» посвящена Е. И. Дмитриевой (Васильевой), с которой связана еще одна грань волошинского дарования: он явился соавтором блистательной мистификации — Черубины де Габриак.

Особое место в культуре серебряного века заняла художественная и литературная критика Волошина. В своих эссе он не разделял произведения и личность художника, стремясь дать «цельный лик» мастера, сотворить легенду о нем. Разбросанные по периодике многочисленные статьи Волошина о современном искусстве он объединил в книге «Лики творчества» (в 1914 году вышел 1-й том, посвященный французской литературе и театру, начавшаяся война помешала осуществить замысел многотомного издания).

Одновременно с художественной критикой Волошин сам занимается живописью. Темперой, а позднее акварелью пишет изысканные по колориту крымские пейзажи, большей частью работая по памяти. С годами акварели превращаются в ежедневное занятие, играя роль своего рода дневника. Как художник Волошин участвует в 1914 году в строительстве антропософского храма «Гетеанум» в Швейцарии (рубит барельефы, работает над эскизом занавеса).

Отвращение Волошина к начавшейся войне нашло выражение в сборнике «Anno mundi ardentis 1915» («В год пылающего мира 1915», 1916). Октябрьская революция и Гражданская война застают его в Коктебеле, где он делает все, «чтоб братьям помешать / Себя губить, друг друга истреблять». Принимая революцию как историческую неизбежность, Волошин видел свой долг в том, чтобы помогать гонимому, независимо от «окраски» — «и красный вождь, и белый офицер» искали (и находили!) в его доме «убежища, защиты и совета». В послереволюционные годы резко изменилась поэтическая палитра Волошина: на смену философическим медитациям и импрессионистическим зарисовкам приходят публицистически страстные размышления о судьбах России и ее избранничестве (образ «неопалимой купины»), картины и персонажи русской истории — сборник «Демоны глухонемые» (1919), книга стихов «Неопалимая купина», в том числе поэма «Россия». К истории материальной культуры человечества обращается поэт в цикле «Путями Каина».

В 1920-е годы Волошин существует в контакте с новой властью, работает в области народного просвещения, охраны памятников, краеведения — выступает со стихами, лекциями, ездит с инспекционными полномочиями по Крыму и т. п. Неоднократно выставляет свои акварели (в том числе в Москве и Ленинграде). Получает охранную грамоту на свой дом, становится членом Союза писателей, ему назначается пенсия. Однако стихи Волошина после 1919 года в России практически не печатались.

Едва ли не главным творением Волошина стал коктебельский дом поэта, построенный им в 1903 году на берегу моря. Просторный дом с художественной мастерской и башней для астрономических наблюдений усилиями хозяина превратился в место паломничества литературно-художественной интеллигенции. Здесь бывали М. И. Цветаева, Н. С. Гумилев, А. Н. Толстой, О. Э. Мандельштам, В. Ф. Ходасевич, Е. И. Замятин, М. А. Булгаков, С. В. Шервинский, А. П. Остроумова-Лебедева, М. С. Альтман и многие другие. В 1920-х годах число приезжавших в летние месяцы достигало нескольких сотен. Искрометные коктебельские мистерии — турниры поэтов, шарады, живые картины и прочее, прогулки на Карадаг, собирание камешков и ловля бабочек — Волошин был душой всех начинаний. В подпоясанном парусиновом балахоне и сандалиях на босу ногу, с массивной головой Зевса, украшенной венком из полыни, представал гостям хозяин «земли могил, молитв и медитаций» (стихотворение «Дом поэта», 1926), «киммерийский царь».

Максимилиан Александрович Волошин умер 11 августа 1932 года в Коктебеле. После смерти Волошина аура Дома поэта поддерживалась его вдовой Марией Степановной, верными ему завсегдатаями и незримым присутствием самого Волошина, оставшегося здесь навсегда: слева от дома холм Кучук-Енишар, где похоронен поэт, справа — Карадаг, на скалистом обрыве которого «судьбой и ветрами изваян» его профиль.
Рубрики:  Биография

Есенин Сергей Александрович

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:05 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора  (181x264, 11Kb)
Сергей Александрович Есенин родился 21 сентября (3 октября по новому стилю) 1895 года, в селе Константиново Рязанской губернии в крестьянской семье. Ребенком жил в семье деда. Вот что вспоминает поэт об этом времени: «С двух лет был отдан на воспитание довольно зажиточному деду по матери, у которого было трое взрослых неженатых сыновей, с которыми протекло почти все мое детство. Дядья мои были ребята озорные и отчаянные. Трех с половиной лет они посадили меня на лошадь без седла и сразу пустили в галоп. Я помню, что очумел и очень крепко держался за холку. Потом меня учили плавать. Один дядя (дядя Саша) брал меня в лодку, отъезжал от берега, снимал с меня белье и, как щенка, бросал в воду. Я неумело и испуганно плескал руками, и, пока не захлебывался, он все кричал: «Эх! Стерва! Ну куда ты годишься?..» «Стерва» у него было слово ласкательное. После, лет восьми, другому дяде я часто заменял охотничью собаку, плавал по озерам за подстреленными утка­ми. Очень хорошо лазил по деревьям. Среди мальчишек всегда был коноводом и большим драчуном и ходил всегда в царапинах. За озорство меня ругала только одна бабка, а дедушка иногда сам подзадоривал на кулачную и часто говорил бабке: «Ты у меня, дура, его не трожь, он так будет крепче!» Бабушка любила меня из всей мочи, и нежности ее не было границ».

Среди первых впечатлений Есенина — духовные стихи, распевавшиеся странствующими слепцами, и бабушкины сказки. С отличием закончив Константиновское училище (четырехклассное) в 1909 году, он продолжил обучение в Спас-Клепиковской учительской школе (1909 - 1912), из которой вышел «учителем школы грамоты». Летом 1912 года Есенин переехал в Москву, некоторое время служил в мясной лавке, где приказчиком работал его отец. После конфликта с отцом ушел из лавки, работал в книгоиздательстве, затем в типографии И. Д. Сытина, где в 1913 году Есенин познакомился с Анной Романовной Изрядновой. Вскоре он вступил с ней в гражданский брак, а 1 декабря (3 января по новому стилю) 1914 года у них родился сын Юрий. В этот период Есенин примкнул к революционно настроенным рабочим и оказался под надзором полиции. В это же время Есенин занимается на историко-философском отделении университета Шанявского (1913 - 1915).

С детства слагавший стихи (в основном в подражание А. В. Кольцову, И. С. Никитину, С. Д. Дрожжину), Есенин обретает единомышленников в «Суриковском литературно-музыкальном кружке», членом которого он становится в 1912 году. Печататься начинает в 1914 году в московских детских журналах (дебют — стихотворение «Береза»).

Весной 1915 года Есенин приезжает в Петроград, где знакомится с А. А. Блоком, С. М. Городецким, А. М. Ремизовым и др., сближается с Н. А. Клюевым, оказавшим на него значительное влияние. Их совместные выступления со стихами и частушками, стилизованными под «крестьянскую», «народную» манеру (Есенин являлся публике златокудрым молодцем в расшитой рубашке и сафьяновых сапожках), имели большой успех.

Первый сборник стихов Есенина — «Радуница» (1916) — восторженно приветствуется критикой, обнаружившей в нем свежую струю, отмечавшей юную непосредственность и природный вкус автора. В стихах «Радуницы» и последующих сборников («Голубень», «Преображение», «Сельский часослов», все 1918, и др.) складывается особый есенинский «антропоморфизм»: животные, растения, явления природы и пр. очеловечиваются поэтом, образуя вместе с людьми, связанными корнями и всем своим естеством с природой, гармоничный, целостный, прекрасный мир. На стыке христианской образности, языческой символики и фольклорной стилистики рождаются окрашенные тонким восприятием природы картины есенинской Руси, где все: топящаяся печка и собачий закут, некошеный сенокос и болотные топи, гомон косарей и храп табуна — становится объектом благоговейного, почти религиозного чувства поэта («Я молюсь на алы зори, Причащаюсь у ручья»).

В январе 1916 года Есенина призвали на военную службу и прикомандировали к Царскосельскому военному госпиталю в качестве санитара.

В 1917 году Сергей Александрович женился на Зинаиде Николаевне Райх.

В начале 1918 года Есенин переезжает в Москву. С воодушевлением встретив революцию, он пишет несколько небольших поэм («Иорданская голубица», «Инония», «Небесный барабанщик», все 1918, и др.), проникнутых радостным предчувствием «преображения» жизни. Богоборческие настроения сочетаются в них с библейской образностью — для обозначения масштаба и значимости происходящих событий. Есенин воспевая новую действительность и ее героев пытался соответствовать времени («Кантата», 1919). В более поздние годы им были написаны «Песнь о великом походе», 1924, «Капитан земли», 1925, и др.). Размышляя, «куда несет нас рок событий», поэт обращается к истории (драматическая поэма «Пугачев», 1921).

Поиски в сфере образности сближают Есенина с А. Б. Мариенгофом, В. Г. Шершеневичем, Р. Ивневым, в начале 1919 года они объединяются в группу имажинистов.

В январе 1919 года Есенин выступил в качестве одного из авторов «Декларации» - литературного манифеста имажинистов, а дальнейшем и другого программного документа группы - «Восемь пунктов» (1924). В феврале 1919 года он, вместе с Мариенгофом и Шершеневичем, организовал кооперативное издательство «Имажинисты», в котором вышли в свет четыре его поэтических сборника: «Трерядница», «Радуница», «Преображение» (все - 1921) и «Пугачев» (1922), а также несколько коллективных сборников с его участием. Вместе с Мариенгофом он написал устав «Ассоциации вольнодумцев» (так официально называлось объединение имажинистов), утвержденный А. В. Луначарским 24 сентября 1919 года, и был избран председателем «Ассоциации».

Есенин становится завсегдатаем «Стойла Пегаса» — литературного кафе имажинистов у Никитских ворот в Москве. Однако поэт лишь отчасти разделял их платформу — стремление очистить форму от «пыли содержания». Его эстетические интересы обращены к патриархальному деревенскому укладу, народному творчеству — духовной первооснове художественного образа (трактат «Ключи Марии», 1919). Уже в 1921 Есенин выступает в печати с критикой «шутовского кривляния ради самого кривляния» «собратьев» - имажинистов. Постепенно из его лирики уходят вычурные метафоры.

В начале 1920-х годов в стихах Есенина появляются мотивы «развороченного бурей быта» (в 1920 распался длившийся около трех лет брак с З. Н. Райх), пьяной удали, сменяющейся надрывной тоской. Поэт предстает хулиганом, скандалистом, пропойцей с окровавленной душой, ковыляющим «из притона в притон», где его окружает «чужой и хохочущий сброд» (сборники «Исповедь хулигана», 1921; «Москва кабацкая», 1924).

Событием в жизни Есенина явилась встреча с американской танцовщицей Айседорой Дункан (осень 1921), которая через полгода стала его женой. Совместное путешествие по Европе (Германия, Бельгия, Франция, Италия) и Америке (май 1922 — август 1923), сопровождавшееся шумными скандалами, эпатирующими выходками Есенина, обнажило их «взаимонепонимание», усугублявшееся и буквальным отсутствием общего языка (Есенин не владел иностранными языками, Айседора выучила несколько десятков русских слов). По возвращении в Россию они расстались.

На родину Есенин вернулся с радостью, ощущением обновления, желанием «быть певцом и гражданином... в великих штатах СССР». В этот период (1923 - 1925) создаются его лучшие строки: стихотворения «Отговорила роща золотая...», «Письмо к матери», «Мы теперь уходим понемногу...», цикл «Персидские мотивы», поэма «Анна Снегина» и другие.

Главное место в его стихах по-прежнему принадлежит теме родины, которая теперь приобретает драматические оттенки. Некогда единый гармоничный мир есенинской Руси раздваивается : «Русь Советская» — «Русь уходящая». Намеченный еще в стихотворении «Сорокоуст» (1920) мотив состязания старого и нового («красногривый жеребенок» и «на лапах чугунных поезд») получает развитие в стихах последних лет: фиксируя приметы новой жизни, приветствуя «каменное и стальное», Есенин все больше ощущает себя певцом «золотой бревенчатой избы», поэзия которого «здесь больше не нужна» (сборники «Русь Советская», «Страна Советская», оба 1925). Эмоциональной доминантой лирики этого периода становятся осенние пейзажи, мотивы подведения итогов, прощания.

Осенью 1921 года Есенин познакомился с актрисой Августой Миклашевской. Ей посвящен цикл «Любовь хулигана».

Последние два года жизни Есенина прошли в постоянных разъездах: он трижды совершает путешествия на Кавказ, несколько раз ездит в Ленинград, семь раз — в Константиново.

В январе 1925 года состоялась первая встреча Сергея Александровича с Софьей Андреевной Толстой, внучкой Л. Н. Толстого. В очередной раз пытается начать семейную жизнь, но его союз с С. А. Толстой не был счастливым. В конце ноября 1925 года измученный скитальчеством и бивуачным бытом поэт попадает в психоневрологическую клинику. Одним из последних его произведений стала поэма «Черный человек» («Друг мой, друг мой, Я очень и очень болен...»), в которой прошедшая жизнь предстает частью ночного кошмара. Поэма «Черный человек», над которой поэт работал два года, была закончена 12 - 14 декабря 1925 года. Последним произведением Сергея Александровича стало стихотворение "До свиданья, друг мой, до свиданья...". Прервав курс лечения, 23 декабря Есенин поехал в Ленинград, где в ночь на 28 декабря в состоянии глубокой душевной депрессии в гостинице «Англетер» покончил с собой. 29 декабря в помещении Ленинградского отдела Союза писателей состоялась гражданская панихида.

Широко распространенные версии о других обстоятельствах смерти поэта специально созданная комиссия в 1993 году не подтвердила.
Рубрики:  Биография

Без заголовка

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:03 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора Я в сердце века — путь неясен,
А время удаляет цель:
И посоха усталый ясень,
И меди нищенскую цвель.

14 декабря 1936
Рубрики:  О. Мандельштам

Без заголовка

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:01 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора Дождик ласковый, мелкий и тонкий,
Осторожный, колючий, слепой,
Капли строгие скупы и звонки,
И отточен их звук тишиной.

То — так счастливы счастием скромным,
Что упасть на стекло удалось;
То, как будто подхвачены темным
Ветром, струи уносятся вкось.

Тайный ропот, мольба о прощеньи:
Я люблю непонятный язык!
И сольются в одном ощущеньи
Вся жестокость, вся кротость на миг.

В цепких лапах у царственной скуки
Сердце сжалось, как маленький мяч:
Полон музыки, Музы и муки
Жизни тающей сладостный плач!

22 августа 1911
Рубрики:  О. Мандельштам

Без заголовка

Четверг, 08 Марта 2007 г. 09:01 + в цитатник
Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Предназначенное расставанье

Обещает встречу впереди.





До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.






<1925>
Рубрики:  Лирика


Поиск сообщений в Поэты_серебряного_века
Страницы: [5] 4 3 2 1 Календарь