Ласочка (Поэты_серебряного_века) все записи автора
Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября (22 по новому стилю) 1870 года в небогатой дворянской семье. Детство провел на хуторе Бутырки Елецкого уезда, Орловской губернии. Начальное образование получил в домашних условиях, его учителем и наставником был Н. О. Ромашков, человек художественно одаренный и образованный, в прошлом студент Московского университета. Под его влиянием Бунин пристрастился к чтению книг и к занятиям живописью.
Осенью 1881 года Бунин поступил в гимназию в городе Ельце. Занятия посещал неохотно, предпочитая им литературное самообразование. В 1886 году был отчислен из четвертого класса гимназии. Четыре года он жил в деревне Озерки, где находился его старший брат Юлий, народоволец, сосланный сюда под полицейский надзор. Брат приобщил молодого Бунина к чтению серьезной философской литературы, мировой и русской художественной классики. Еще в гимназические годы Иван Алексеевич писал стихи, здесь стал увлекаться и другими формами литературного творчества: прозой, публицистикой.
В 1889 году Бунин совершил первое путешествие по стране: Харьков, Севастополь, Ялта. Осенью того же года стал жить в Орле. Сотрудничал в газете «Орловский вестник» (сначала корректор, затем редактор). Через два года издал в Орле небольшую книжку стихотворений.
Увлеченный учением Л. Толстого, Бунин в 1894 году встречается с ним в Москве. Однако толстовцем не стал, через год в рассказе «Сутки на даче» с некоторой иронией напишет об идеях толстовского опрощения. В 1895 году он знакомится в Москве и Петербурге с известными русскими писателями, в том числе с А. П. Чеховым. Затем вновь много путешествует, с 1898 года живет около двух лет в Одессе.
В 1895 году публикует рассказ «На край света». Поощряемый похвалами критиков, Бунин весь отдается литературному творчеству. Кончились поиски призвания, остались позади странствия по Украине, мелкая журналистская и иная работа, давшие, впрочем, богатый материал для рассказов и повестей.
Вскоре пришло к молодому писателю и лестное официальное признание литературных заслуг: в 1903 году Академия наук награждает его Пушкинской премией за стихотворный сборник «Листопад» (1901) и перевод «Песни о Гайавате» (1896) американского поэта Г. Лонгфелло, основанной на сказаниях североамериканских индейцев (в 1909 году Академия наук изберет Бунина своим почетным членом).
Постепенно Иван Алексеевич освобождается от прямых литературных влияний, обретает собственный творческий голос, это было замечено крупнейшими художниками. Его не захватили модные декадентские течения в литературе. Бунин хранил верность реалистической традиции русской классики. Его стиль казался даже демонстративным на фоне разнообразных эстетических экспериментов той поры. Но таков был путь не одного Бунина: традиция жила в великом опыте Чехова, Толстого, Горького.
Иван Алексеевич видел зреющие исторические перемены в стране и отразил их. Он не принял революцию 1905 года, записал в дневнике свои впечатления от нее: «какой-то жуткий восторг, чувство великого события». То, что вскоре после революции 1905 года Бунин напишет свои самые лучшие произведения, нельзя назвать случайностью. Он иногда высказывался о своей непричастности к политике, но в художественном творчестве отражал ее. В 1909 - 1910 годах он создает повесть «Деревня», принесшую Бунину широкую читательскую известность. В ней говорила страдающая и думающая крестьянская Россия.
В 1917 году наступила социальная драма писателя, который всегда жил интересами России. Не приняв Октябрьской революции, писатель в 1920 году навсегда покинул свою родину.
Начался эмигрантский период жизни и творчества Бунина, когда он уже не знал, как прежде, длительного творческого счастья и душевных радостей (его драматическое настроение выразилось в стихотворении «У птицы есть гнездо...», 1922).
Бунин прожил долгую жизнь. Он увидел победу советского народа над немецким фашизмом в 1945 году, был счастлив за свое отечество. С интересом читал книги советских писателей, восторгался «Василием Теркиным» Твардовского. В 1953 году 8 ноября писатель умер в Париже. Похоронен на русском кладбище Сен-Женевьев-де-Буа.
Бунин вступил в литературу поэтом. Уже в её юношеских стихотворениях звучали мотивы, которые во многом определят смысл позднейшего, зрелого творчества. Он говорит о природе как средоточии гармонии. Быть естественным, как сама природа,— вот идеал юного поэта. Не только восторг перед природой, а и страстная жажда воссоединения с ней — эта тема классической поэзии звучит в стихотворении шестнадцатилетнего Бунина программно: «Ты раскрой мне, природа, объятия, / Чтоб я слился с красою твоей!» («Шире, грудь, распахнись для принятия...», 1886).
В естественности бытия, по Бунину,— источник главных ценностей человеческого существования: покой, бодрость, радость. Давно возникшее в мировой, в том числе и русской, лирике очеловечивание (антропоморфизм) природы он повторяет настойчиво, обогащая новыми метафорами. По-тютчевски звучащая поэзия грозы как символа обновления мира прямо проецируется в человеческую жизнь («Не пугай меня грозою...», 1888). Но тютчевская тема обретает неожиданный поворот. Поэт слышит в весенней грозе не только гром, а и тишину: «Как ты таинственна, гроза! Как я люблю твое молчанье» («Полями пахнет...», 1901).
Лучшим стихотворным произведением Бунина явилась поэма «Листопад» (посвящена М. Горькому) — это высокая пейзажная лирика. Поразительная по краскам, живописному изяществу, она встала в один ряд с лучшими пейзажами в мировой поэзии.
Широкую известность Ивану Алексеевичу принесла проза. Многое в наследии Бунина-прозаика следует отнести — по аналогии с тургеневским примером — к жанру «стихотворений в прозе». Для его прозы характерны главные свойства стихотворной речи: эмоциональная напряженность и ритмический строй. Почти в той же мере, что и в стихах, присутствует во многих рассказах автор в качестве очевидца и участника происходящего. Рассказ «Антоновские яблоки» (1900) выражает поэтическое отношение писателя к миру. Он воспринимается как радостный гимн природе.
С надеждой ждать грядущее, но не исключать из памяти ушедшее, помнить о связи времен — эта мысль в разных вариантах прошла через многие повести и рассказы Бунина.
Интерес к быту и духовному миру простых людей помог Ивану Алексеевичу в годы после революции 1905 года создать превосходные повести и рассказы из народной жизни. В них в полной мере раскрылось искусство художественного психологизма Бунина. Образы мужиков выросли до крупных художественных типов. Демократизм писателя становится все конкретнее. Внимательно вглядывается он в мир простого человека. Переплетение светлых и темных сторон жизни — постоянная тема бунинской прозы.
Во многих повестях и рассказах Бунин обращается к «вечным» темам. Первые из них — любовь и смерть. В истинной любви, по Бунину, есть что-то общее с вечной природой. И прекрасно только то чувство любви, которое естественно, не ложно, не выдумано. Такому чувству писатель сложил, как и природе, подлинный поэтический гимн. Для него любовь и существование без нее - два враждебных типа жизни. Возвышая любовь, Бунин не скрывает, каким опасностям она подвергается. Одна из известных новелл писателя — «Легкое дыхание» (1916) — художнический суд над моралью взрослых, фальшивых людей, погубивших прелестное, искреннее молодое существо. Гимназистка Оля Мещерская, беспечная к наставлениям классной дамы, юная красавица, не боящаяся, в отличие от своих чопорных подруг, ни чернильных пятен на пальцах, ни растрепанных волос,— это само «легкое дыхание» жизни. Однако враждебный ей мир взрослых оборвал эту праздничную жизнь, и ничего не осталось от Оли Мещерской, кроме фарфорового медальона на могильном кресте.
Постоянный мотив в бунинских рассказах — превосходство естественности бытия над его расчетливым устройством. Буржуазная действительность побуждала Бунина усиливать эту антитезу. Одно из ярких свидетельств тому — знаменитый рассказ «Господин из Сан-Франциско» (1915). Здесь «радостный, прекрасный, солнечный» остров выступает символом реальной, истинной красоты, резко контрастирующей со всей показной, по дешевым актерским рецептам расписанной внешней жизнью американского господина и его семьи. Среди людей, приплывших в Европу на роскошном корабле, все фальшивы, все ведут игру, противную духу здоровой жизни, игру, в которой сокрыто духовное умирание, недалекое от физического конца. Господин из Сан-Франциско в самые, казалось бы, счастливые мгновения своей жизни неожиданно умирает. А бездушная игра продолжается: хозяин отеля хочет скрыть от постояльцев эту смерть, на пароходе тщательно прячут в глубине трюма тело покойника. Прячут и продолжают вести призрачную жизнь, полную блеска огней, бриллиантов, обнаженных женских плеч, и танцует по-прежнему «пара нанятых влюбленных», которой «давно наскучило... притворно мучиться своей блаженной мукой под бесстыдно-грустную музыку».
В эмиграции отношения с видными русскими эмигрантами у Буниных складывались тяжело, да и Бунин не обладал коммуникабельным характером. В 1933 году он стал первым русским писателем, удостоенным Нобелевской премии. В дали от Родины литературная деятельность Бунина не прекратилась. С прежней силой раскрывалась тема любви. На первое место здесь надо поставить «Митину любовь» (1924). Убеждение Бунина в чистоте, незамутненности, здоровой естественности любви осталось неизменным. Правда, порой в бунинском изображении любви преобладал «земной», чувственный характер. Но это никогда не случалось за счет снижения главной, духовной значимости любви. Только в таком качестве она составляет самые лучшие мгновения жизни. Любовь — высший судья в человеческих отношениях, — утверждает Бунин в рассказе «Темные аллеи» (1938).
Самым крупным произведением Ивана Алексеевича, созданным в эмиграции, был роман «Жизнь Арсеньева» (1927—1933). Это — автобиографическое произведение, в котором автор рассказывает о своем духовном развитии, о счастливых и трагических ощущениях бытия. Эпическое начало — подробности реальной жизни, представленные с присущей Бунину пластичностью,— определяет большое достоинство романа.
Среди литературных жанров Бунина заметное место занимают его воспоминания о Чехове и Толстом, которых он считал своими учителями. Над литературным портретом Чехова он работал почти всю свою творческую жизнь (первые заметки — «Памяти Чехова» — опубликовал в 1904 году, писал о нем и в последний год своей жизни). Толстому Бунин посвятил литературно-философское исследование «Освобождение Толстого» (1917). Его главная задача — раскрыть попытки Толстого освободиться от земного и прийти к «вечному». Бунин продолжал писать о Толстом и в начале 30 годов. Творчество Ивана Алексеевичи Бунина — крупное художественное явление в русской литературе XX века.