Смысл жизни. |
Данным вопросом обычно занимаются либо философы, либо психологи. Еще эту тему затрагивают художники.
Как правило, вопрос звучит так:
Что такое смысл жизни?
или
В чем состоит смысл жизни?
иногда
Как его найти?
В основном ответ на последний вопрос пытаются дать через ответ на первые два, т.е. через определение данного понятия. Однако немного покопавшись приходят к тому, что общего ответа на поставленные вопросы нет. Для каждого человека ответ может быть уникальным.
Т.к. деятельность сообщества предполагает работу со смыслом жизни, необходимо дать для себя ответ на поставленные вопросы.
Начнем с определения понятия СМЫСЛ. Заглянем в словари.
Большая советская энциклопедия
Смысл, - 1) идеальное содержание, идея, конечная цель (ценность) чего-либо. Термин "С." может обозначать целостное содержание какого-либо высказывания (научного, философского, художественного), не сводимого к значениям составляющих его частей и элементов, но само определяющее эти значения. 2) В логике — то же, что значение. 3) В языкознании — иногда синоним значения.
Толковый словарь русского языка Ушакова
СМЫСЛ, - 1. Внутреннее, логическое содержание (сло́ва, речи, явления), постигаемое разумом, значение. 2. Цель, разумное основание.
Общая психология. Словарь
Смысл — 1) суть, главное, основное содержание (иногда скрытое) в явлении, сообщении или поведенческих проявлениях; 2) личностная значимость тех или иных явлений, сообщений или действий, их отношение к интересам, потребностям и жизненному контексту в целом конкретного субъекта.
Во всех приведенных определениях есть одно общее то, что смысл предполагается внутренним содержанием или значением того, о смысле чего идет речь. Т.е. сам объект мыслится как источник и носитель своего смысла, как будто его смысл заключен в нем самом.
Отсюда и дальнейшие поиски смысла жизни внутри самой жизни человека в виде фиксированного определения такого смысла. И когда такие попытки обнаруживают свою несостоятельность, делаются выводы о бессмысленности поиска смысла жизни.
На мой взгляд проблема коренится в самом подходе, предполагающем Познаваемость мира. Вот и смысл в рамках этого подхода тоже пытаются познать как некую предопределенную данность. А он почему-то не дается.
Что же на это может сказать творческое мировоззрение, основанное не на познании, а на сотворении мира?
Оно утверждает, что смысл чего-либо это продление этого чего-либо во вне его самого. Т.е. смысл объекта это его место, роль и связи в целостной системе других объектов. В самом объекте смысла нет, смысл его только в его внешних связях. Но не в произвольных связях, а только тех, что включаеют его в некий больший целостный объект. Причастность к большему чем мы сами, - вот в чем состоит смысл нашей жизни. И смысл этот не валяется где-то ожидая, когда мы его обнаружим. Он должен быть сотворен нами самими. Мы наполняем или не наполняем нашу жизнь и окружающие предметы смыслом. И смысл всему можно придать разный в зависимости от того, в какой роли и к какой внешней целостной системе мы причислим себя.
Главный вопрос - как мы это делаем? Что мы делаем, чтобы обрести смысл жизни? (Не смысл существования, т.к. существование это мертвая форма придуманная любителями познания. А смысл жизни, т.к. жизнь это творение, это непрерывный процесс внеполагания самого себя, т.е. творения смысла.)
Ответ - мы просто пытаемся увязать между собой уже имеющиеся части нашей жизни и окружающего мира в нечто целостное и дополнить их недостающими частями, производя соответствующие действия и совершая поступки. Именно поэтому для детей и подростков смысл должен определяться взрослыми до того момента, пока они ни накопят некоторый багаж опыта и знаний и ни начнут сами пытаться собрать из этого свой особый смысл. Но этому тоже надо учить и помогать.
Вот этим может и должно заняться сообщество.
Метки: смысл жизни целостность |
Базовые маркеры сообщества. |
Из всех возможных маркеров сообщества только четыре определяются исходно, из которых только первый жестко фиксирован, остальные три предполагают развитие. Эти маркеры:
Объединяет людей не только значимая идея, мировоззрение и ценности, но и вид деятельности. Без совместной деятельности сообщество остается формальным и неактуальным. Творчество проявляется только в деятельности, а как нам без творчества с предлагаемым Твореческим мировоззрением?
Теперь кратко по всем пунктам
Метки: сообщество творчество смысл жизни мировоззрение русский дух система ценностей |
Структурные элементы сообщества. |
Переходя к практической разработке структуры создаваемого сообщества необходимо определить элементы такой структуры. Из предыдущего рассмотрения субкультур следует, что такими элементами должны быть:
1. Идея значимости.
Для предлагаемого сообщества центральным основополагающим маркером и объектом обличенным наивысшей значимостью является Русский Дух. Только люди признающие существование и значимость для себя Русского Духа будут заинтересованы стать причастными к данному сообществу. Помимо этого, разумеется, должна быть еще масса причин и интересов, чтобы пожелать примкнуть к сообществу, но без признания значимости Русского Духа для себя и России вряд ли это возможно. Т.е. главным маркером сообщества будет маркер в сердце человека, где только он видит присутствие или отсутствие в нем Русского Духа. Никакого внешнего теста на этот предмет не предусматривается.
2. Маркеры.
Язык это не просто набор слов. Сам набор используемых слов предназначен определить некоторый базис образов, используя который люди описывают остальные образы мира, неимеющие словесного обозначения. Т.е. язык это прежде всего система координат в пространстве образов, а потому он отражает мировоззрение говорящего. Люди используют слова исходя из своего представления о мире. Язык является внешним отражением второго духовного маркера - мировоззрения. Поэтому для нашего сообщества следующим значащим маркером будет мировоззрение. В данном случае подразумевается Творческое мировоззрение. Вопрос выбора мировоззрения открыт, но исходно предполагается, что прошлые формы в виде язычества, христианства и материализма исчерпали свой потенциал, и попытка возврата к ним лишь уводит нас в сторону от настоящего творческого поиска нового взгляда на мир.
Кодекс (правила) поведения это тоже один из самых значимых маркеров принадлежности к сообществу. Уровень жесткости правил может быть разным. От строгого табу до самых широких правил, что определяет заорганизованность сообщества. Мы же будем стремиться к наиболее мягким формам внешних правил, но жестким изнутри. Организация нашего сообщества строится по принципам игры, поэтому внешне все это не должно быть строгим и серьезным. Однако игры без правил не бывает, поэтому перенесем их во внутрь. К тому же это напрямую следует и из Творческого мировоззрения, которое предполагает внутреннюю самоорганизацию системы (мира), а не как следствие действия внешних незыблимых законов. Поэтому предполагается, что в сообществе будет обозначена только система ценностей, а кодекс для себя каждый должен будет сформулировать сам. В этом будет состоять и одна из сфер применения творческого подхода и самореализации.
Иерархия необходима именно как элемент игры, т.к. она определяет статус игрока, который опять же является маркером. Особенность статуса в том, что он дает маркер изменяемый по значению. В отличие от других маркеров этот маркер позволяет размыть границу между членами и не членами сообщества, что в свою очередь дает возможность заинтересованным лицам не быть жестко отвергнутыми в случае не достаточно ясного их самоопределения в отношении сообщества. Например, могут быть желающие поучаствовать в какой-либо акции сообщества или внешне обозначить свою лояльность к нему. Интересным в плане игры может быть и само продвижение по статусам сообщества.
Внешний вид так же имеет большое значение как маркер. Именно через маркеры внешнего вида чаще всего и определяют свою причастность к тому или иному сообществу. Сюда следует отнести не только элементы одежды, но и элементы поведения и отношение к различным социальным явлениям, а так же обсуждаемые темы, музыка, кино, книги и т.п. В этой сфере следует предоставить максимальную возможность для самовыражения, но в рамках заданных другими более значимыми маркерами.
Действа, акции и церемонии самый гибкий и динамичный вид маркеров. Но именно этот вид маркера самый действенный и продуктивный с точки зрения проведения социальной игры. В действе главные маркеры могут быть лишь обозначены, в остальном предполагается полная творческая свобода. И разумеется в своих проявлениях действа не должны нарушать и противоречить главным маркерам сообщества. Наоборот, акции должны раскрывать смысл главных маркеров, хотя возможно и совсем косвенным образом. Это особенно проявляется в художественных произведениях.
Метки: субкультура мировоззрение иерархия маркеры русский дух система ценностей структурные элементы сообщества |
Субкультура как игра. |
Из известных групп влияния таких как:
- религия, секты, оккультные и эзотерические общества
- суды, партии, профсоюзы и корпорации
- СМИ и искусство
- субкультуры
последние интересны тем, что наименее заорганизованы и доступны для игрового варианта организации. По сути субкультуры сами являются игрой.
Мы не собираемся заниматься политикой, пропагандой или продажей товара, не будем вмешиваться в законодательство и религиозные войны, нам достаточно просто поиграть в ролевые игры и озвучить свои взгляды на те или иные вопросы. А потому самым подходящим видом группы влияния для нас будет субкультура.
Субкультура моделируется следующими положениями:
• Каждый индивидуум стремиться определить и занять свое место в чем-то большем, чем он сам, в какой-либо общественной игре (субкультуре или организации)
• Выпадение из игры деструктивно для личности и поэтому она ищет или создает другую игру.
• В каждой игре количество мест либо абсолютно ограничено, либо ограничено какими-то другими параметрами игры. В связи с этим все люди в принципе не могут войти в одну игру, они вынуждены создавать все новые и новые игры.
• Нахождение в игре определяется необходимостью придерживаться определенных рамок, выпадение из которых, либо жестко карается, либо постепенно понижает статус игрока и со временем выводит его на периферию игры и за ее пределы.
• Получается, главным смыслом любой игры является вхождение в нее и удержание в ней, либо переход в другую игру. Т.е. смыслом игры является сама игра.
• Поэтому основным инструментарием игры являются маркеры принадлежности к игре, такие как сленг, элементы одежды, тотемы, элементы поведения, темы общения и интересов, предмет поклонения.
• Предмет поклонения это центральный маркер игры. Он может быть чем угодно (предметом, тотемом, человеком, образом, идеей, творением человека, Богом или духом).
• Игра возникает всегда вокруг какого-либо предмета поклонения. Это необходимое условие для возникновения игры. Это основной маркер принадлежности к игре. Но для построения игры необходим еще набор маркирующих действий, желательно коллективных. С формированием особого стиля поведения связанного с предметом поклонения формируется и новая игра.
• В связи со своей главной сутью, а именно принадлежностью к игре, игра предполагает иерархию включенности в игру как минимум с тремя уровнями
1. элита, которая может быть одновременно предметом поклонения, архитектором, инициатором или ведущим игры
2. адепты - основной ведомый состав игры
3. периферия или все те, кто вне игры.
• Чем бы или кем бы ни являлся предмет поклонения, он всегда есть всего лишь идея. Т.е. поклоняются не предмету, человеку или Богу, а всего только определенной идее связанной с этим предметом, человеком или Богом. Содержание идеи в том, что с избранным предметом связываются особые высоко оцениваемые качества достойные почитания и подражания. По сути это идея значимости.
• Таким образом, для построения новой игры необходимы новая идея значимости и особый набор элементов поведения для выражения своего почтения и приверженности этой идее. Причем предлагаемый набор должен предполагать некоторую свободу для его творческого расширения.
• Целью субкультуры является поиск самой себя, т.е. поиск собственной формы существования. Субкультура существует только благодаря своему становлению, как только она считается сформированной, она начинает умирать. Таким образом, деятельность субкультуры заключается в постоянном поиске, выявлении и коррекции форм поклонения своей идее. Это приводит к регулярным расколам и ответвлениям внутри субкультуры и ее трансформации. Трансформация и творческий поиск это ее жизнь, это ее игра.
• При том что каждый индивидуум стремиться войти в какую-либо социальную игру, он одновременно стремиться выразить свою индивидуальность и обрести смысл своего существования в рамках такой игры. Поэтому обязательным аспектом субкультуры является предоставление индивидууму возможности для самовыражения и самореализации.
Исходя из выше сказанного предлагаемая игровая команда будет строится на основе обозначенных положений, т.е. как субкультура. Таким образом Орден Русского Духа предполагается не только как команда для игры, но и своей внутренней организацией будет напоминать игру.
При этом не следует недооценивать силу и возможности игровой организации. Одной из важнейших возможностей предоставляемой субкультурой является возможность выразить свое отношение по многим общественным вопросам, чего в современном обществе лишена подавляющая часть граждан. Причем выразить не просто "вякнув" в интернете, а организованным действием.
И это только то, что на поверхности...
Метки: субкультура группа влияния игра |
Локальность vs относительность. |
Еще раз хочу заострить внимание на том, почему в творческом мировоззрении речь идет обычно о локальности, а не об относительности.
Относительность предполагает один единый мир, в котором смещается лишь система координат, что и дает относительный взгляд на этот мир.
Относительна только точка зрения, взгляд. Мир же при этом предполагается единым и независящим от этого взгляда.
Локальность предполагает ограниченность мира или его восприятия. Т.е. в этом случае речь идет о совершенно разных системах координат, которые не могут быть представлены друг через друга, как это возможно в относительности. Скорее это будут ортогональные или "параллельные" пространства, замкнутые в себе. С этой точки зрения детерминизм возможен, но лишь локально, как островки в безбрежном не детерминированном океане. Но даже эти островки не представляют собой 100 процентной закономерности, а лишь приближение к этой недостижимой планке.
Все в этом мире локально.
Метки: пространство закономерность относительность система координат локальность |
Новая идеология? А может новый мир? |
Последнее время многие поднимают вопрос о новой идеологии России или русской идее. Зачем нужна идеология?
Простой ответ - необходимо единение русских людей.
Обычно исходят из того, что до этого эту задачу сначала выполняла религия (православие), а потом идеология (коммунистическая). Под идеологией понимают систему идей и ценностей на основе которых формируется единство народа и власти. Еще добавляют, что идеология это система внушения и формирования общественного сознания для управления обществом. Этот аспект превращает идеологию в оружие диктаторов и олигархических структур для оболванивания народа, что делает ее неприемлемой в будущем обществе.
Что же делает идеологию таким коварным инструментом?
Прежде чем ответить на этот вопрос, заметим, что религия тоже не безгрешна в этом вопросе. Она так же является орудием в руках нечистоплотных властителей. Но религия основана на вере, и она требует абсолютной веры в свои догматы, что и позволяет удерживать сознание людей в определенных рамках. Идеология казалось бы свободна от догматов и строится на свободном выборе идей. Однако это не так. Свобода и здесь жестко ограничена. Ограничена принципами рационального ума, такими как логика, объективность и универсализм. Собственно сами ограничения не представляют опасности с точки зрения подчинения сознания. Опасно замалчивание этих ограничений и откровенный подлог, выражающийся в провозглашении идеи свободы. Свободы, которой нет. На этом и строится подспудное управление сознанием посредством идеологии. Идеология якобы провозглашает само собой разумеющиеся вещи свободные от всякого догматизма. Но это только на поверхности. В глубине же, всякая идеология под покрывалом объективности и природной данности понятий протаскивает нужные ей догматы. Т.е. сама идея законности (богоданности), объективности или реальности чего либо есть гипнотический прием для внушения всего чего угодно. Современные идеологии как минимум обязательно используют логику и наукообразность.
Творческое мировоззрение дает иное решение выше поставленной задачи. Задачи единения людей.
Творческое мировоззрение изначально рассматривает мир как результат формирования образов на основе управления вниманием. Поэтому ему нет нужды маскировать истинные механизмы формирования общности людей, основанные на управлении их вниманием. Задача их единения возникает в глубине самого мировоззрения, как стремление человеческих Душ к целостности. Там же дается и способ ее решения - синхронизация "внутреннего" мира Души с мирами других Душ. А это значит игра по согласованным общим правилам. Т.е. решением выше поставленной задачи в творческом мировоззрении будет мир-игра, сознательное включение людей в совместную игру с определенными идеями-принципами и ценностями. На самом деле так оно и происходит, все лишь играют в какую-либо религию или идеологию. Только кто-то осознанно, а кто-то бессознательно. Вторыми, разумеется, при этом управляют первые. Творческое мировоззрение предлагает играть открыто, прямо заявляя о локальности принятых ценностей и принципов, не претендуя на их универсальность и богоизбранность. Мир многообразен.
А посему, в творческом мировоззрении данную игру предлагается называть просто "миром", миром идей и ценностей в котором живет определенная группа людей. У другой группы - другой мир.
А потому есть мир православный, мусульманский, коммунистический, либеральный и много-много других. И многообразие их никогда не исчезнет.
Есть еще мир русский, мир Русского Духа. Вот о нем мы и будем говорить далее.
Метки: религия мир идеология русский мир |
Область приложения творческого мировоззрения и его методологии. |
Спрашивается, а какое практическое применение и в какой области может иметь творческое мировоззрение и его методология?
Разумеется там, где в первую очередь играет роль сам человек. Ведь основная суть данного мировоззрения это совместное сотворение людьми новых миров, новых закономерностей, посредством согласования внутренних миров каждого человека. А это
1. Социальные процессы
2. Экономика
3. Психология
Наука в этих сферах сталкивается с серьезными проблемами и даже находится в кризисе. Например, экономика. Всякий раз выдвигая тот или иной закон, через некоторое время она сталкивается с фактами его нарушения. Некоторые экономисты даже высказывают мысль о невозможности выявления каких бы то ни было объективных законов в сфере экономических отношений, ссылаясь на чрезмерное количество связей, которые невозможно отсечь, но и невозможно учесть.
И они не далеки от истины. Сферы, там где задействован человек, не имеют объективных законов. Законы в них не познаются и не издаются, они в них создаются. Это значит, что сам факт анализа влияет на исследуемые процессы. Законы в этих сферах как не могут быть только произвольно декларироваться (юридически), так и не являются исходно заданными от Бога. Они творятся человеком, но не произвольно, а с учетом текущего состояния системы и сформированных в ней закономерностей.
Дело в том, что исследуя социальную систему, которая представляет собой ничто иное как систему сложившихся образов и представлений, мы тем самым создаем новый образ и озвучивая его внедряем его в эту систему. В итоге система изменяется, включая в себя этот новый образ. А значит перестает быть той системой, которую мы исходно исследовали.
Этот механизм проявляется как во всех социальных системах, так и во всем, что касается индивидуальной психики и сознания человека. Эти сферы не являются ни объективными, ни субъективными. В них нет четко выраженных законов и нет произвола. В них только закономерности формируемые самим человеком.
Вот поэтому в этих системах нет смысла как искать жесткие законы, так и формулировать универсальные правила для всех и на все случаи жизни.
В психологии и социальных системах если ты хочешь иметь какую-то определенность, - создай ее.
Вот этим мы тут дальше и займемся.
Созданием своей социальной системы.
Метки: психология экономика творчество закон общество |
Методология творческого мировоззрения. |
Метки: методология творчества праведность соборность терпимость сердечность безупречность душа дух принцип |
Общие выводы |
|
Пространство и Время |
Метки: жизнь игра сознание душа пространство и время физическое пространство |
Система ценностей |
Метки: игра россия идеология постмодернизм система ценностей |