Последнее время в полемиках различного уровня стало витать слово
слухи, причем как правило различного негативного уровня. Полезно иметь под рукой официальные и нормативные определения.
Словарь по общественным наукам. Глоссарий.ру
Слухи - вид коммуникации, в процессе которого вызывающая повышенный интерес информация разной степени достоверности, с трудом поддающаяся проверке, быстро передается людьми друг другу и становится достоянием широкой аудитории.
Социальная психология. Словарь.
Слухи - специфический вид межличностной коммуникации, процесс и форма распространения более или менее достоверных сведений о социально значимом предмете по каналам межличностной коммуникации в обширной диффузной аудитории. Наряду с описываемыми событиями (реальными или воображаемыми) содержание
слухи отражает также общественное мнение и настроение, стереотипы и установки аудитории и, наконец, общую информационную ситуацию. Поэтому изучение и составление баланса
слухи обеспечивает исследователя (психолога, социолога) ценными разносторонними данными о состоянии и динамике социально-психологической реальности. Вместе с тем, циркулирующие
слухи служат самостоятельным фактором формирования мнений, настроений, установок и таким образом опосредованно влияют на идеологические, политические и экономические процессы.
Слухи принято классифицировать по двум основным параметрам: экспрессивному и информационному. По типу эмоциональных состояний, выраженных содержанием
слухи, и по соответствующим реакциям аудитории (экспрессивный параметр) выделяются
слухи - желание,
слухи. - пугало, агрессивные
слухи. По степени достоверности содержания (информационный параметр)
слухи выстраиваются в шкалу от совершенно ложных до практически совпадающих с действительностью. Исследованиями показано, что
слухи, циркулирующие в рамках широкой значимой аудитории, не бывают полностью достоверными, потому что распространения сюжета подвергается закономерным изменениям: исчезают (сглаживание), другие гиперболизируются (заострение) или видоизменяются, приспосабливаясь к актуализированным стереотипам и установкам (адаптация). Основные факторы циркуляции
слухи: интерес аудитории к предмету и дефицит субъективно надежной информации. Второй фактор, в свою очередь, определяется соотношением количества, доступности официальных сообщений и доверия к источнику сообщений. Возникающий вследствие неудовлетворенного интереса информационный вакуум заполняется спонтанно или целенаправленными пропагандистскими усилиями. Знание причин и закономерностей распространения
слухи помогает формировать "слухоустойчивые" системы информации, снижая вероятность возникновения опасных
слухи и создавая возможность при их возникновении эффективно им противодействовать.
Словарь русских синонимов и сходных по смыслу выражений
Молва (добрая, худая, стоустая), говор, слава, слух, толки, кривотолки; общественное мнение.
Идет говор, носится слух, ходят слухи, носится (циркулирует, курсирует, пронеслась) молва, поговаривают.
По слухам (по рассказам, слышно), он собирается сделать то-то. Ты говоришь понаслышке. Ходили темные слухи, что он состоял когда-то в камердинерах. Тург. Разносить, распространять, распускать слух. Пустить утку (в газете пустить ложную, не основательную весть). Слухом земля полнится. Глас народа — глас Божий.
Толковый словарь русского языка Ушакова
1. Слухи, вести, толки в обществе о чем-нибудь. Грех не беда, молва не хороша. Грбдв. Людская молва - что морская волна. Пословица.
2. Мнение общества о чем-нибудь, общественная оценка чего-нибудь. Дурная молва о ком-нибудь.