ГОЛЛАНДСКИЙ ХУДОЖНИК- ГОЛЦИУС
|
|
|
|
| Голциус учился у гравера Корнхерта (1575), а потом у издателя Филиппа Галле. С 1577 он жил в Харлеме. До отъезда в Италию в 1590 его гравюры и рисунки исполнены под влиянием маньеризма Спрангера, познакомившего художника со своим другом ван Мандером, некоторые композиции которого он гравировал. В эти годы созданы такие характерные для маньеризма гравюры, как Марс и Минерва, Минерва и
Меркурий (1588), а также замечательная серия Пророков и Сивилл.- утонченные по композиции, с учиненными пропорциями фигур с маленькими головами. В 1587-1588 он выполняет серию из семи гравюр на тему Сотворения мира и рисунки пером, иллюстрирующие Метаморфозы Овидия и изданные в 1590 (музеи Амьена. Безансона, Гамбурга) - это один из последних примеров влияния Спрангера на Голциуса.В 1550 Голциус, вместе с Яном Матисом, отправляется в Италию, через Мюнхен. В Италии Голциус посещает Болонью, Венецию, Флоренцию, где он встретил Джованни да Болонью и исполнил его портрет, и Рим, он много рисует, копирует произведения великих мастеров прошлого (например, Моисея Микеланджело), восхищается
фресками Рафаэля на вилле Фарнезина. Вскоре он отправляется в Неаполь, после чего работает в Риме, исполняя заказы иезуитов. В конце
1591 он возвращается в Харлем. В 1592 Голциус исполняет несколько
серий гравюр, многие из которых (Девять Муз, Семь добродетелей, и Сцены из жизни Марии, 1593-1594, названные шедевром Голциуса), - навеяны произведениями Рафаэля, Пармиджанино и Бассано. Действительно, итальянские уроки сыграли определяющую роль в творчестве Голциуса: теперь он отходит от принципов Спрангера и сочетает маньеризм с научным эклектизмом и классическими тенденциями (Рафаэль,Дюрер и Лука Лейденский, которым он открыто подражал). Много больших рисунков пейзажей свидетельствуют о
влиянии Тициана и Кампаньолы, а также Муциано (например, рисунки в
Орлеанском музее). В 1596 Голциус выполняет серию рисунков с изображением Богов (Амстердам, Гос. музей. Кабинет эстампов), также он исполняет гравюры на темы Страстей (1596, 1598, с посвящением кардиналу Федерико Борромео). Его гравюры создали Голциусу репутацию одного из самых крупных мастеров XVI в. В 1600 в его творчестве начинается новый период - художник обращается к живописи. В 1607 написана картина Сусанна и старцы (Дуэ, музей), в которой детали трактованы с реалистической точностью и которая представляет собой один из лучших примеров переложения мастерства гравера в живопись. Позже в картинах Голциуса проявляется влияние Рубенса, лучший пример чему - композиция Венера и Адонис (1614, Мюнхен,
Старая пинакотека), где живость колорита взаимосвязана с пышностью
тел и богатством природы, но при этом сохранена холодность и жесткость гравера. В 1616 Голциус пишет картину Юпитер и Антиопа (Париж,Лувр), где фигура Антиопы напоминает фигуру Ночи Микеланджело. Наряду с влиянием Рубенса, в работах Голциуса можно найти и множество тициановских и, шире, венецианских мотивов (Адам и Ева, Санкт-Петербург. Гос. Эрмитаж, Христос в терновом венце, Утрехт.центральный музей, Св. Себастьян, 1615. Мюнстер, Музей искусства и истории).Картина Старуха и молодой человек (1614, Дуэ. музей) отмечает тенденцию к жанровой живописи, которая восторжествует в искусстве следующего поколения; однако и здесь сохраняется тот безжалостный реализм маньеристического толка, который был свойственен большинству произведений мастера.»
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|