|
Альбрехт Альтдорфер родился около 1480 года в Регенсбурге, где его отец, Ульрих Альтдорфер, за несколько лет до этого получил статус горожанина. В 1491 году Ульрих, испытывающий материальные затруднения, отказывается от регенсбургского гражданства и покидает город. В 1505 году Альбрехт восстанавливает своё гражданство в родном городе. В 1506 году Альтдорфер впервые начинает ставить на гравюрах свою подпись, созданную в подражание знаменитой монограмме Альбрехта Дюрера.
Начиная с 1517 года художник занимает различные должности в городском совете Регенсбурга.
От самых ранних лет его художественной жизни произведений не сохранилось. В зрелый период Альтдорфер выступил как мастер, обладающий ярким и оригинальным творческим почерком. Наивная простота неприкрашенных человеческих чувств и отношений, носящих оттенок бюргерской трезвости, сосуществует в его произведениях с налетом своеобразной романтики и поэтичностью народной сказки. В своем родном городе Peгенcбypгe художник был почетным гражданином и популярным архитектором. Известно, что в 1511 году Альтдорфер совершил путешествие по Дунаю и австрийским Альпам, и красота этих мест несомненно упрочила его пристрастие к пейзажной живописи. Лучшими изображениями Альтдорфера являются те, где наибольшее место отведено пейзажу. Альтдорфер строит сложные пространственные композиции, в которых мастерски применяет эффекты дневного и ночного освещения.
Основные черты творчества Альтдорфера полностью раскрываются уже в одном из его ранних дошедших до нас произведений — «Отдых на пути в Египет» (1510; Берлин). Бесхитростный жанровый мотив вплетен в причудливую обстановку народной сказки. Действие происходит возле большого фонтана, украшенного фантастической скульптурой. В водоеме фонтана плещутся ангелочки. Младенец Христос, лежа на коленях у матери, тянется к ним рукой. Пожилой косматый крестьянин — Иосиф подает Марии корзинку с вишнями. Дальний план картины занят пейзажем, насыщенным множеством деталей. Пейзаж этот — одновременно плод вымысла художника и отражение его реальных жизненных знаний. Уходящий вдаль изрезанный берег реки с горами и скалами, поросшими кустарником, носит нереальный, сказочный характер. В то же время расположенный ближе островерхий деревенский домик с полуразрушенной заросшей кровлей кажется списанным с натуры. Альтдорфер много и продуктивно работал в области гравюры, выполняя гравюры на дереве и на меди, в том числе и посвященные исключительно пейзажу.
Интересны многокрасочные гравюры Альтдорфера на дереве, отпечатанные с нескольких досок, например, «Мадонна». В поздние годы Альтдорфер успешно прибегал к технике офорта; выделяются его офортные пейзажи, отличающиеся легкостью и нежностью фактуры.
Альтдорфер скончался 14 февраля 1538 года в Регенсбурге.
»
|
|
|
|
|
| |
|
|
|
|
|
|
|