Старинные сумочки: вышитые, бисерные, плетеные, серебряные, гобеленовые.
К сожалению, фото, которые удалось найти, не передают всей красоты вышитых и особенно бисерных сумочек.
История дамской сумочки началась сравнительно недавно, менее трех веков назад. До этого, в средние века, как женщины, так и мужчины носили на поясе незатейливый мешочек, узелок или кошель.
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/pur20987.jpg)
TIFFANY 1930-40's petit point evening bag, enameled and sterling metal filigree, frame floral still life motif
------------------
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied//imagesLZ/purses/pur20966a.jpg)
FRENCH multi colored glass beaded bag wreath pattern
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse22083.jpg)
BEADED 6-1/2" by 10-1/2" purse with red and pink roses on a black background with green and golden colored accents.
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse26645.jpg)
COIN PURSE satiny fabric coin purse with basket and flowers motif in metallic and fabric thread
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse32283.jpg)
VICTORIAN glass beaded purse with black background, golden medallions with roses, grapes and flowers,
При вязании крючком использовалась техника простых столбиков без накида. Кроме того, иногда после вывязывания одного столбика отсчитывалась не одна, а две или несколько бисеринок — получалась рельефная вязка с чередующимися выпуклыми и гладкими ромбами или квадратами. Этим же способом вывязывалась и бисерная бахрома, чаще всего украшавшая края. В вязаных изделиях, как и в вышивке, могли применяться сочетания бисера разных размеров для воспроизведения рельефной фактуры.
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse32279.jpg)
VICTORIAN beaded purse with pink roses and floral wreath design
![](http://www.pursestreet.com/images/Beaded%20Purses/Blue%20spiral%20knit%20beaded%20purse1.JPG)
Unusual Spiral Hand Knit Glass Beaded Purse
Hard to Find, ca. early 1900's
Крючком вывязывались и шнуры для окантовки бисерных изделий, им же обвязывались и шарики, прикреплявшиеся иногда к концу шнура, стягивавшего ридикюль или монетницу. Способов бисерного вязания на спицах было два. Наиболее распространенной была обычная чулочная вязка, при которой изделие вяжется вкруговую на пяти спицах и дает неограниченные возможности для рисунка. При этом бусина вывязывается на каждой петле с лицевой стороны. Такая техника вязки является традиционной и уходит корнями в средние века. Позднее появился способ «бусина между петлями», при которой бисерные низки свободно провисают в интервалах между петлями и образуют характерный декоративный эффект — нарядные «фалды». Изделие вывязывается на двух спицах единым полотном, которое затем перегибается пополам и сшивается по бокам. Низки провисают с двух сторон — как с лица, так и с изнанки, из-за чего бисера уходит очень много. Довольно редко при вязании бисером использовали воздушные петли, и тогда получалась бисерная сетка вместо нитяной, служившей обычно для прикрепления сумочки к рамке. Встречались экземпляры, покрытые поверх основы из ткани плетеным бисерным «кружевом», вывязанным крючком.
![](http://www.art-decodame.com/images/P4-FLORALCELLFRAME_small.jpg)
This Deco 1920s vintage beaded purse boasts a FAB FLORAL FRENCH CELLULOID FRAME and colorful new FUN Fringe
![](http://www.pursestreet.com/images/Beaded%20Purses/Flapper_framed_bag_tassel_rhinestones6.JPG)
Vintage Flapper Knit Beaded Purse, ca. 1920
Vintage Flapper Knit Beaded Purse, ca. 1920
При вязании на спицах из-за большего, чем при вязании крючком, расстояния между бисеринками изделие хуже держало форму — возможно, этим и объясняется меньшая популярность этой техники. Но у нее есть и свои достоинства: благодаря эластичности связанных на спицах предметов их краски приобретают дополнительную игру. При «сплошном» бисерном вязании на квадратном сантиметре поверхности умещалось свыше 20–30 бусин, а иногда это количество достигало пятидесяти. Помимо этого изготовлялись сумочки, вязанные из шелковой или шерстяной пряжи, лишь частично унизанной бисером.
-------------------
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/purse32282.jpg)
VICTORIAN glass beaded bag reticule, landscape
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/purse33031.jpg)
VICTORIAN French black velvet purse
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/purse33031c.jpg)
---
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse32280.jpg)
VICTORIAN brown velvet purse with tiny cut steel beads in a regal griffon and snakes motif
![](http://www.art-decodame.com/images/P6-gemcellframebag_large.jpg)
unique Deco vintage beaded purse topped by an ornate JEWELED CELLULOID FRAME
![](http://www.vintage-instyle.com/images/evening_15/fan_purse_3.jpg)
A stunning vintage fan purse covered with glass silver colored beads
--------------современные винтажные
---------------------ВЫШИТЫЕ И ГОБЕЛЕНОВЫЕ--------------------
Reminiscent of the old French aubusson and gobelin tapestry panels that line the walls of so many of our favorite Chateau and Palaces of France and of Europe, these later aubusson loomed tapestry purses became faves in the 1880-1920s
![](http://www.antiquepeek.com/images/Purses/Petit%20Point%20Tapestry%20Fabric/Aubusson_tapestry_handbag02.JPG)
This is an absolutely stunning early 1900's hand woven French Aubusson tapestry purse
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/pur.jpg)
PETIT POINT purse 9 inches long and 7-1/2" wide across the frame
![](http://shop.showcaseantiques.com/images/items/LAS118.jpg)
SILK STITCH ENVELOPE PURSE W/VICTORIAN COUPLE
![](http://shop.showcaseantiques.com/images/items/LAS137.jpg)
PASTORAL (TWO-SIDED) TAPESTRY PURSE WITH JEWELED BRASS FRAME; ONE SIDE SHOWS A MAN AND WOMAN WITH ANIMALS-PURSE
![](http://www.ebold.com/%7Edeja/tapurse3.jpg)
ANTIQUE SCENIC LOVERS TAPESTRY PURSE WITH ENAMEL ART GLASS RHINESTONE FRAME
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse32281.jpg)
VICTORIAN brown velvet purse with tambour work flower bouquet, pink and green jeweled frame
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/pur20980.jpg)
ASIAN evening bag, colorful tooled leather, celluloid elephants Mt Fuji
![](http://www.pariscoutureantiques.com/images/thumbs/blackbeadedrosefrenchpurse1.jpg)
RARE Antique Seed Beaded FRENCH PURSE Flowers
![](http://divineantiques.com/myimages/pur15.jpg)
Wonderful Edwardian Very Fine Petit Point Handbag Purse ~ Rich Colors, Multi Floral ~ Austria
![](http://divineantiques.com/myimages/pur20.jpg)
Fabulous Vintage French Steel Beaded Purse, Handbag ~ Rare Red, Pink, Yellow & Green Beads w/ Jeweled Marcasite Frame, c. 1930's
---------------
![](http://www.antiquepeek.com/images/Purses/Petit%20Point%20Tapestry%20Fabric/Figural_scenic_petit_point_handbag_pearls1.JPG)
Made by hand, likely in Austria during the 1930 era, this figural scenic micro petit point purse is a sight to behold.
Radiant 1930's Figural Micro Petit Point Purse
![](http://www.antiquepeek.com/images/Purses/Petit%20Point%20Tapestry%20Fabric/Figural_scenic_petit_point_purse_mother_of_pearl9.JPG)
----------середина 20 века---------------
----------------С ЮВЕЛИРНЫМИ ВСТАВКАМИ-----------------------
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesH/Hobe/hobe31296.jpg)
HOBE purse with clear cabochons, pink blue and clear rhinestones set in gold tone frame and tambour stitch embroidered floral and beaded body
Закрывались сумки не только с помощью шнурков. Широко применялись металлические рамки и застежки самой разнообразной формы и конструкции. Они богато украшались позолотой, эмалью, вставками из перламутра и полудрагоценных камней. Внимания заслуживают «решетчатые» раздвижные устья, набранные из узких пластинок, соединенных по кругу шарнирами и снабженные вверху круглой крышечкой. Наряду со стальными, бронзовыми, серебряными замками использовались и более оригинальные конструкции. Например, сумочки с бисерным туловом и нитяным узким горлышком замыкались с помощью надетого на горлышко узкого металлического кольца. Изящно выглядели экземпляры в форме кувшинчика: они открывались при перемещении колечка на ручку кувшинчика и замыкались, когда оно надевалось на горлышко. Встречались также сумочки с двумя отделениями, соединенными нитяной сеткой с надетыми на нее двумя колечками, передвижением которых запиралось либо одно, либо оба отделения.
![](http://pics.rubylane.com/graphics/shops/thisoldpurse/B-10.1N.jpg)
Stunning Rare Jeweled Frame Beaded Evening Bag
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesH/Hobe/hobe33195.jpg)
HOBE Josef purse with blue, aqua and pink unfoiled rhinestones frame on a cream iridescent hand beaded body, circa 1950
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesH/Hobe/hobe29807b.jpg)
HOBE ruby, sapphire, aquamarine, citrine and topaz frame purse with replacement body
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse23864h.jpg)
HOBE unsigned purse with beaded and embroidered body
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purs20955.jpg)
FOLD-OVER jeweled sapphire-colored glass cabochons frame and brocade evening bag frame, circa 1920's
Flag Product Hobe Vintage Rhinestone Frame Evening Bag
-----------------ЮВЕЛИРНЫЕ--------------
----------
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/iradj24339.jpg)
IRADJ MOINI attributed round purse with scrolling metal openwork intertwined with cabochon pink tourmalines and rhinestone swirls, set to the center with large cabochon jade-green stones
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse62199.jpg)
RHINESTONE purse with clear rhinestone body and pink
![](http://www.pariscoutureantiques.com/images/large/rhinestonepurse2.jpg)
Rhinestone Encrusted Antique Jeweled Handbag Purse
![](http://pics.rubylane.com/graphics/shops/thisoldpurse/VP-652.1N.jpg)
Vintage Koret Tresor Rhinestone Purse
----------------серебряные--------------
--
![](http://shop.showcaseantiques.com/images/items/LAS94.jpg)
WHITING & DAVIS DELYSIA COMPACT VANITY BAG
Металлические сумочки-кольчужки плелись из колец или из крохотных металлических пластинок, соединенных кольцами. Чаще всего они имели естественный, металлический цвет — стерлингового серебра или золота, если серебро золотилось. Изготовлялись и стальные изделия, в том числе из вороненого металла. Сумочки из пластинок порой покрывались эмалью, одноцветной или разных цветов — в последнем случае достигался эффект мозаики. Особенно славились эмалированные металлические сумочки компании Mandalian Mfg Co. — их называли «мандалайскими сумочками» (mandalian purse).
![](http://shop.showcaseantiques.com/images/items/NEG757.jpg)
VICTORIAN STERLING MESH PURSE
![](http://www.rattlebrain.com/%7Ened/mesh.jpg)
UNUSUAL VINTAGE MESH SCENIC COMPACT PURSE
Unusual vintage gold mesh purse with gold compact attached to lid. Compact lid has scenic design with Asian looking characters and tiger.
![](http://www.skyhighway.com/%7Erex/silvpurse.jpg)
Vintage purse with silver beads
![](http://www.rattlebrain.com/%7Ened/wdnouv.jpg)
WHITING & DAVIS VINTAGE ART NOUVEAU STERLING SILVER PURSE
------------------
PURSE mesh gold tone compact/purse, body 7-1/2" by 3", handle 6", engraved on compact "EAG".
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse20992.jpg)
PURSE Marked "F&N Co" inside., with a silver plated frame
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse28603.jpg)
PURSE Art Nouveau frame circa 1900 steel cut bead round purse with fringe as is
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse31338.jpg)
Rodi & Weinenberger (German company, Pforzheim region)
1920s Deco silver mesh purse with balls, chains and tassels
![](http://www.art-decodame.com/images/P35-evansmeshbag_large.JPG)
this 1920-30s Deco vintage flapper bag features a compact top with powder and rouge wells, a used rouge puff and metal covers that also serve as mirrors
![](http://www.art-decodame.com/images/P37-beadliteduealmesh_large.jpg)
This 1920s enameled mesh bag is in great shape inside and out
-----с серебряными замками-----------
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse28879.jpg)
BLACK velvet 7" by 5-1/2" purse with silver cherubs
![](http://www.morninggloryjewelry.com/images/copied/imagesLZ/purses/purse26705.jpg)
DEUTZ brown wool 7-1/2" by 8" purse with 2" wide gold tone frame
![](http://www.sassyclassics.com/images/accessories/Victorianrevivalpurse.jpg)
Victorian Revival Purse.
![](http://pics.rubylane.com/graphics/shops/antiquesuncommontreasure/207enamprs.1L.jpg)
ANTIQUE VIENNESE ENAMEL & SILVER PURSE, HAND BAG
серебряная с эмалью
Переломным моментом в истории дамской сумочки стало развитие путешествий и туристического бизнеса в конце XIX — начале XX века. Сумка для путешествий стала неотъемлемым предметом гардероба, что оказало влияние и на облик дамских ридикюлей. Для путешествий нужны были менее изысканные и более практичные сумки. С талии или запястья сумочки постепенно перекочевали в руку, а затем и на плечо. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV — и с этого момента багаж властно вторгается в сферу моды и стиля. Начиная с этого времени женская сумочка балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и функциональным вместилищем, «мини-саквояжем», в который складывают все, что может понадобиться, и кое-что еще. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность — handbag.
-----------------просто смешная старинная сумочка-----------
Переломным моментом в истории дамской сумочки стало развитие путешествий и туристического бизнеса в конце XIX — начале XX века. Сумка для путешествий стала неотъемлемым предметом гардероба, что оказало влияние и на облик дамских ридикюлей. Для путешествий нужны были менее изысканные и более практичные сумки. С талии или запястья сумочки постепенно перекочевали в руку, а затем и на плечо. В 1896 году дом Louis Vuitton представил миру первую багажную коллекцию со своим знаменитым логотипом LV — и с этого момента багаж властно вторгается в сферу моды и стиля. Начиная с этого времени женская сумочка балансирует на грани между чисто светской принадлежностью и функциональным вместилищем, «мини-саквояжем», в который складывают все, что может понадобиться, и кое-что еще. Помимо собственно сумочки (purse, reticule) в женском обиходе появилась более вместительная разновидность — handbag.
В пределах этого «семейства» дамская сумка из декоративного аксессуара превращается в деловой, функциональный. Сказывается на этом и процесс женской эмансипации. Но даже «саквояжики» по-прежнему тяготели к миниатюрности. Стильной могла с полным правом считать себя лишь та дама, «джентльменский набор» которой был минимален (правило, которое и по сей день никто не удосужился отменить). Вместе с интересом к путешествиям возросло и производство сувенирной продукции. Во Франции в качестве сувениров продавали кошельки и сумочки с видами Парижа; Италия снабжала свои изделия неувядаемыми античными мотивами. На многих сумочках девятнадцатого столетия были изображены церковь, собор или другое узнаваемое здание.
Двадцатый век — век скорости и перемен — с самого своего начала придал изменениям в моде на фасоны ридикюлей головокружительную интенсивность. В целом это движение, отраженное в многочисленных буклетах и модных журналах, можно охарактеризовать, как лавинообразное нарастание разнообразия к концу десятых — началу двадцатых годов. В начале века в театрах и гостиных почти безраздельно господствуют плоские сумочки с рамками — прямоугольные, круглые, шестиугольные. Изредка они перемежаются округлыми, похожими на фляжки изделиями с шарнирными раздвижными устьями или мешочками с продетыми в край двумя металлическими стержнями.
Первая мировая война и последовавшая за ней «эпоха джаза» ознаменовались бурным разнообразием театральных и бальных сумочек самых разных форм, размеров и фасонов. К исходу второго десятилетия в моду все больше входят пухлые мешочки типа «помпадур», затянутые тесемкой. Они декорированы пестрыми поперечными полосками, ровными или зигзагообразными, внизу украшены пышной подвесной кистью, либо к ним прикреплено плоское донышко, так что сумочка приобретает форму полушария. В начале двадцатых годов в качестве ручек и оформления устья по-прежнему популярны тесемки или лямки, нередко они завершаются металлическим кольцом. Преобладает сложный, многоцветный криволинейный декор — зигзаги, многоугольники, этнические мотивы. Способы вязки, плетения и подвешивания варьируются до бесконечности. К середине второго десятилетия формы и украшения усложняются, сумочки «обрастают» клочковатой бахромой или кисточками самых причудливых очертаний, так что к 1925 году они начинают напоминать глубоководных монстров или невиданные тропические плоды.
Но в середине 1920-х произошла «консервативная революция». Переход к стилю ар деко ознаменовался отказом от наиболее экстравагантных форм в пользу более строгих, но и вместе с тем помпезных — хулиганство сменяется нарочитой стильностью. В качестве излюбленного оформления устья сумочки возвращается рамка. Наиболее употребительной формой становится импозантный расширяющийся книзу кошель, чаще всего связанный способом «бусина между петлями». В моде изделия однотонные либо со спокойным орнаментом в два цвета в виде узких продольных полос, равномерного крапа или мелкой ромбической сеточки. В это же время, с появлением домов моды, начинают изготавливаться сумки, которые сочетались бы с одеждой модных линий. Большую роль начинают играть имена брендов. Именно название бренда становится гарантией качества и подтверждением высокого статуса обладателя вещи. Сумки от Louis Vuitton, Chanel, Dolce&Gabbana, Gucci навсегда становятся классикой.
После Первой мировой войны многие женщины начали работать, и сумки стали не только украшением, но одновременно предметом практическим. Вместе с промышленной революцией пришли новые методы и способы изготовления ридикюлей. Стали широко использовать папье-маше, алюминиевые сплавы, сталь, полимеры. Совмещение этих материалов в сочетании с новыми технологиями привело к появлению новых видов и форм сумок. К началу Второй мировой войны в ходу были сумка-конверт, появившаяся в 20-е годы, сумка-папка, вошедшая в обиход чуть позже, «сумка для автомобиля», сумки-чемоданчики и сумки-портфели. Теперь модная сумка могла получить не только родословную, состоящую из истории модного дома, но и собственное имя. Одной из первых имя получила сумка Kelly от Hermes. Она была создана в тридцатых годах, но популярность приобрела, когда ее начала носить Грейс Келли. После гибели принцессы сумка «унаследовала» ее имя. Еще одна знаменитая сумочка «с именем» — стеганая удлиненная кожаная сумка Дома Chanel на золотой цепочке. Ее официальное имя — «2.55», так как эта модель была запущена в производство в феврале 1955 года.
В мире женской моды сумка — самый важный аксессуар. Неслучайно именно этому предмету дамского туалета посвящены целые музейные экспозиции. Пожалуй, самый знаменитый из музеев, где собрано свыше 2000 экспонатов — от предметов XVII века до изделий современных дизайнеров, — это Музей сумок в голландском Амстелвене.
Еще более представительной коллекцией (3000 экспонатов) располагает токийский Музей сумок (Princess Gallery — Handbag Museum). Обширными коллекциями обладают Музей Виктории и Альберта в Великобритании, парижский Лувр и некоторые другие музеи.