-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zubaydet

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 12


Белая Лебядь: гейша русских земель

Суббота, 19 Июля 2014 г. 19:51 + в цитатник
leeminjung_w2 (533x700, 78Kb)
Sf6uiQ-ohjc (700x393, 29Kb)
В Русской культуре очень популярен образ "белой лебяди"... Чего только от неё не взяли - и боярские рукава до земли, и рубахи - длиннорукавки, а самое главное идеалы красоты...

8b61186cbf5e (640x480, 51Kb)
- Алые губы
- Черные брови
- Белоснежная кожа
- Чистота во всех смыслах....

Лебядь - это тотемное животное языческой богини Мары...
Сама богиня была весьма неоднозначной личностью... Она была и богиней Плодородия и богиней Смерти и богиней Возрождения...
Если перевести на современный язык она была богиней Зимы,Весны, Осени.... говорят что Лета у славян не было и времен года всего насчитывалось три....
away (600x640, 264Kb)
Также Мара отождествлялась с Луной, такая же неизведанная и таинственная...

4eaf1b251de8 (511x700, 45Kb)
Пляски под луной у славянский женщин были обязательным ритуалом, мужчины на него не пущались(но на каждое правило есть исключение) так вот. женщины во время этих плясок заряжались энергией и оставляли все плохое позади - они купались и как бы перерождались как луна.... Ну а мужчины искали себе спутницу жизни (тайком подглядывая за девушками из-за кустов и выбирая самую красивую) Затем они должны были утащить её одежду(ритуальное воровство показывало что покров(тело) будет принадлежать мужу, ведь после свадьбы жена одевалась в "мужнину рубашку", то есть начинала опираться не на родителей - а на мужа... Кстати своих дочерей-невест матери напутствовали пожеланием счастливого полета(семейной жизни) - ведь как я уже упоминала, девушка отождествлялась с лебядью улетающей из дома...
Ну а тот кто смог незаметно утащить одежу суженой незаметно от неё (подруги естественно ничего ей не сообщали - если уже взял, а так, неудачливый вор даже не добравшийся до заветной рубахи мог огрести не по-детски) возвращался на наблюдательный пост и ждал пока все, кроме выбранной им девушки, не уйдут... Ну а дальше девушка пометавшись в поисках понимала что рубаху возвращать надо, и начинались улещения - Коли стар - будь мне дяюшкой, коли млад - будь мне братцем малым, коли ровень мне - будь мне суженым... Ну парень естественно на третьей фразе отзывался и наконец давал той возможность одется... обещание правда не означало что свадьба будет и все, но если парень понравился - то помолвку можно было считать удавшейся... А этот ритуал проводился не столько так спонтанно - чаще всего девушка знала суженого, но традиция - есть традиция...
76158263_rusalka3 (700x483, 104Kb)
Гравировка на браслетах XII века, изображающая женщин в долгорукавках

Длиннорукавные рубахи были известны на Руси и в России в период с IX по XIX вв. Разумеется, этот вид одежды всегда был только праздничный и обрядовый, т.к. работать в такой рубахе сложно (отсюда, кстати, пошла известная поговорка про "спустя рукава"). Женщины носили праздничные долгорукавки, укладывая рукава в замысловатые складки и скрепляя их браслетами.

PJvDI9VOYUw (700x186, 46Kb)


XD6lG5BUoh0 (700x525, 104Kb)

Как обрядовые, рубахи с длинными ложными рукавами надевались для обращения к облачным девам-Вилам, которые позднее стали зваться русалками. Вил почитали как духов деревьев и хозяек дождевых облаков. Русальные ритуалы исполнялись на Руси повсеместно примерно до 1500х годов. Позже они превратились в "областные особенности". В то же время, на Балканах девушки-"додолы" обращались в Вилам вплоть до конца XIX века.

В славянском пантеоне Вилы были подательницами дождя. Поэтому, им молились либо прямо на пашне (в случае засухи), либо в роще на берегу водоема (как часть ежегодного ритуала "русальной недели"). Обряд включал в себя обливание женщин водой. При этом капли, стекая с длинных ложных рукавов наземлю, имитировали желанный дождь. Кроме того, выполняя русальные танцы, девушки размахивали рукавами, как крыльями, приглашая к себе "облачных сестер" (по славянским поверьям, Вилы крылаты).
Гравировка на браслетах XII века, изображающая женщин в долгорукавках, отчетливо указывает на связь этих рубах с водой и дождем. Во-первых, рукава представлены в виде волнистых линий (а волнистая линия в русской и славянской традиции всегда символизировала воду). Во-вторых, одна из женщин держит в руках чашу. В земледельческих культах Евразии ритуальное возлияние всегда понималось как самый верный способ вызвать дождь. Так что, здесь явно показаны жрицы-"додолы" в момент выполнения обряда.

Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов подчеркивается на браслете из Старой Рязани тем, что изображенная здесь женщина, выпивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу, берет ее через спущенный длинный рукав, в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью. До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями-«окошками» для рук как праздничной и свадебной одежды. Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску. После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого — птицы лебеди. Таким образом, героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни.

NsTyzNVFKsQ (393x420, 24Kb)

Русальная рубаха делалась чисто белой, без каких-либо красных и цветных вставок. Это и понятно: вряд ли духам растительности и воды понравилось бы присутствие огня (пусть даже и всего лишь символическое) в посвященной им одежде. В качестве украшения допускалась вышивка в технике "белым по белому" (в этой работе заменена белым "шитьем") и белое кружево.

UQGXxzIAKNQ (700x437, 42Kb)

Ложный рукав ("крыло") шился длинным (до земли) и узким. По уровню запястья в рукаве делалось отверстие для кисти руки. Кроме того, между локтевым и плечевым суставами делался надрез, окантованый вышивкой или кружевом. Эта деталь вообще была присуща русским рубахам XIV-XVII вв., как мужским, так и женским.

В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душегреей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами.

Существовало три манеры ношения рубахи-долгорукавки. В одних селах женщины собирали рукава в мелкие горизонтальные сборки, закреп ляя рукав на руке узкими браслетами из ткани. В других деревнях на рукаве прорезалось отверстие для кисти, сам же рукав спускался вниз.

В XVIII—XIX веках долгорукавки были распространены на русском севере, в Центральной и местами Южной России. Они надевались с сарафаном, душегреей, венцом или кокошником. Однако одежда с длинными, спускавшимися до полу рукавами была известна еще в Древней Руси не только на севере Европейской части, но и в южных районах — в Киеве, Чернигове. В эпоху средневековья длинные рукава можно было увидеть у многих предметов одежды: шуб, однорядок, охабней, телогрей, опашней и т. д.
WUytrZaooqw (536x700, 76Kb)

Ну а после Петра русский костюм в том числе и длиннорукавки попали в опалу... До Екатерины II... Немка по происхождению она испытывала любовь ко всему русскому - и именно она вернула русскость в гардероб народа и даже в гардероб придворных дам...
Так появилось - Русской придворное платье...

h2oqm9q72x (506x700, 67Kb)

Специальный указ 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялись рангом владелицы.

Верхнее зеленое бархатное платье с золотым шитьем полагалось статс-дамам и камер-фрейлинам; синего цвета — наставницам Великих Княжон; платье пунцового цвета — фрейлинам Ее Величества, фрейлинам Великих Княжон — светло-синего цвета, гофмейстеринам при фрейлинах — малинового. Приезжающим ко Двору дамам предоставлялось право иметь платья различных цветов и различного шитья и с различным шитьем, кроме узоров, предназначенных для придворных дам.

Покрой платья всем по одному образцу: очень длинные откидные рукава с открытой проймой, спускавшиеся почти до колен, подчеркнутая декором и планкой с пуговицами, как в русском сарафане, вертикальная линия центра переда. Всем дамам, как придворным, так и приезжающим ко Двору, полагалось иметь «< ...> повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
88770c693e12197c61778f783b705408bc5f6c175686054 (700x466, 60Kb)
aa490bfc5938 (700x660, 55Kb)
Русские придворные платья полюбились даже законченным фанатикам французской моды, и были в обиходе до 1917 г... Затем все переоделись в рабочую робу, того требовало и время и политика нового государства...
Но несмотря ни на что "белая лебядь" пережила и падение язычества, и царства, и империи, и союза... осталась жить... даже сейчас многие дизайнеры включают "русские рукава" в свои современные коллекции.... А невесты отдают предпочтение русскому стилю в своих платьях...

0_2ff27_d133fc0_XL (414x700, 108Kb)
RpOVSYYzJG8 (429x600, 20Kb)
1342538243_olga_i_tatjana (441x574, 107Kb)
78b2cec30f77838d6afaf6f00241e17b53db9f75774016 (452x700, 51Kb)
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку