-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zubaydet

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 08.05.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 12





Трапеза:искусство вкусно есть

Пятница, 29 Августа 2014 г. 18:01 + в цитатник
{EA8073EF-DF41-4C7D-85BA-8FEA7608D96E}_dpKovsh01-b (450x321, 29Kb)
Россия, Новгород, XV в. Серебро, чеканка. Принадлежал архиепископу Евфимию.

Любуясь своеобразной русской посудой в собрании Музеев Московского Кремля во всем своем многообразии, богатстве и красоте, невольно вспоминаешь строки пушкинских стихов:

Не скоро ели предки наши,

Не скоро двигались кругом,

Ковши, серебряные чаши

С кипящим пивом и вином.

Столовая посуда при царских и княжеских дворах на Руси в XVI-XVII веках в большинстве своем была серебряная и золотая.

Так Германский посол Ламберт, посетивший великого князя Василия III, пишет, что "посередине столовой столы, покрытые серебряной посудой, гнулись от ее тяжести". Датчане, прибывшие с женихом Ксении, дочери Бориса Годунова, увидели "четвероугольный стол, искусно украшенный серебряными подносами, чашами, блюдами, кубками". Француз Маржерет, осмотревший в 17 веке Казенный двор - специально построенное в 1485 году здание для хранения государевой казны, называл среди сокровищ огромное число серебряной посуды - блюда, большие и малые, чаши с ручками, золоченые, серебряные бочки.

Естественно золотая и серебряная посуда, украшенная драгоценными камнями и жемчугом, была только у знати. Однако посуда, которой пользовались простые люди, имела точно такую же форму, хотя изготовляли ее из менее благородных материалов - дерева и глины.

Посуда из драгоценных металлов, хрусталя, стекла и перламутра составляла богатство дома, и занимала после икон едва ли не первое место в убранстве жилища. Столовая посуда являлась предметом щегольства и при всяком удобном случае выставлялась напоказ как свидетельство достатка хозяина. Для этой цели использовались шкафы - поставцы ( от слова "ставить"), похожие на стол со ступеньками или специальные полки, обитые сукном или бархатом, которые также назывались поставцами.

Посуда царского и патриаршего двора. Драгоценная посуда царского дворца наряду с регалиями и другими предметами придворного церемониала составляла часть государевой казны и хранилась в Казенном дворе. Она использовалась лишь во время торжественных церемоний: царских обедов, приема иностранных послов и др. знаменательных событий русской истории, проходивших в Грановитой палате - парадном тронном зале, возведенном при Иване III. Особенно пышно обставлялись пиры и приемы. Всем известна фраза "закатить пир на весь мир". Сервировка пиршественных столов в Кремле повергала приезжих иностранцев в крайнее изумление. Главным украшением палаты был так называемый государев поставец, который устраивался в центре зала. Полки поставца были обиты шелковой полосатой тканью и заполнены драгоценными сосудами - золотыми, серебряными, хрустальными, яшмовыми, перламутровыми блюдами, кувшинами, кружками, кубками. Среди них была посуда русской работы, а также утварь немецкая, английская, польская, поднесенная царю иноземными послами.

Поражало иноземных гостей и великое изобилие еды и питья за царским столом. Количество подаваемых блюд доходило иногда до пятисот. Среди горячих кушаний самыми популярными за царским столом были жареные лебеди, которых выносили на огромных, серебряных, густо вызолоченных блюдах. Излюбленные на Руси медовые напитки пили из драгоценных ковшей, которые относились к наиболее ярким образцам русской национальной посуды. В серебряных кувшинах приносили на стол известную на Руси с древности водку "государево винцо", как ее тогда называли, и разливали в миниатюрные серебряные чарки. На столах видных бояр и иностранных гостей стояла позолоченная посуда, на остальных - просто серебряная. Ножи и вилки были до конца XVII столетия большой редкостью и подавались только привилегированным особам.

Особые затейливые поставцы собирались у малолетних царевен и царевичей. Посуда в виде изображений различных птиц и зверей часто в детском быту имела значение игрушек, однако очень нравилась и взрослым. В Казенном дворе хранилось много такой посуды. Она занимала видное место в убранстве поставцов и всегда привлекала к себе внимание иностранных гостей, которые восторженно восхищались: "Мы видели множество превеликих золотых сосудов, каких в уме представить себе неможно… животные (т.е.сосуды в виде зверей) золотые или серебряные расставлены были в стройном порядке…"

В описях царской казны ХVII века неоднократно упоминается посуда, изготовленная не только из драгоценных металлов, но и других ценных или редких материалов : капа твердого нароста на стволе березы, скорлупы кокосовых орехов, алебастра, белого коралла, перламутра и разнообразных поделочных камней - агата, горного хрусталя, сердолика, оникса.

В церковные праздники пышные приемы устраивались в Крестовой палате Патриаршего дворца, возведенном в XVII веке для Патриарха Никона.

Своим великолепием они ничуть не уступали царским. Нередко за таким столом сиживал сам царь. В дни подобных торжеств в Крестовой палате накрывалось несколько столов: на возвышении в правом углу, под образами, для царя и патриарха, рядом "кривой" стол, за который садилось черное и белое духовенство, а ниже располагались гости из московских слобод. Затем сооружали поставцы, причем питейные поставцы - в Столовой палате, а кормовые - в сенях, откуда блюда носили через всю палату к столам.

Многие предметы обихода, в том числе посуда, изготовлялись в мастерских, располагавшихся на первом этаже, в подклетах патриаршего дома. Сохранились высокие серебряные стаканы, нарядные чеканные кубки и кружки, блюда, братины, тарели с надписями красивой вязью о том, что они принадлежали русским патриархам. Нередко на изделиях ставилось клеймо патриарха - благословляющая рука.

Как в личном обиходе патриарха, так и на общих столах использовалась главным образом оловянная, медная или деревянная посуда. Лишь в праздники и почетным гостям подавали серебряные приборы.

Драгоценная посуда имела не только прямое назначение. Часто она использовалась в качестве дорогих подарков, а так же служила одной из самых почетных наград в Русском государстве. Носила она и ритуальный характер. Наполненная специальной едой и водой, она выставлялась на гробе и отправлялась в последний путь вместе с владельцем.

Ковши:

{BD1FDB91-FA6B-487B-ADE9-ECAEE3BF96BD}_dpKovsh03-b (450x319, 17Kb)
Мастерские Московского Кремля, 1591-1600. Чеканка, резьба, чернь, золото. Принадлежал Борису Годунову.

{E973C9D4-A53C-44BA-B66D-3B71BB9EEE28}_dpKovsh04-b (450x336, 17Kb)
Мастерские Московского Кремля, 1618. Золото, серебро, драгоценные камни, ковка, чернь. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу Романову.
{D6CE5188-E338-433E-BFD2-B5B20BEFDC81}_dpKovsh06-b (442x450, 21Kb)
Россия, Москва, 1698. Серебро, чеканка, резьба, литье. Принадлежал купцу Филату Хлебникову.
Доброе угощение на Руси издавна было принято сопровождать хмельным питием. Обычай этот шел еще со времен языческих, и Владимир Красное Солнышко прославился достопамятными словами: "Руси есть веселие питии, не может без того бытии".

Наиболее распространенный на Руси хмельной напиток мед пили из ковшей. Приготовленные по разнообразным рецептам, настоянные на ягодах, фруктах, они различались между собой как по вкусу, так и по цвету. В серебряных ковшах подавали к столу белые меды, в золотых - красные. В зависимости от назначения ковши носили самые разные названия: "выносные", "хоромные", "жалованные", "погребные".

Предполагают, что ковши происходят с Севера Руси. Древние ковши вырезались из дерева и имели вид старинных лодий или водоплавающих птиц - лебедей, гусей, уток. Первые металлические ковши, по мнению некоторых исследователей, были изготовлены в XIV веке новгородскими мастерами.

Самым древним в собрании Оружейной палаты является один из уцелевших металлических ковшей второй четверти XV века. (из.1). Принадлежал он новгородскому архиепископу Евфимию - влиятельному политическому деятелю, строителю новгородской Грановитой палаты, ярому противнику Москвы. Позднее его владельцем оказался сын Ивана Грозного - царевич Иван.

В XV- начале XVI века московские мастера еще подражали новгородским. Примером тому служит большой серебряный ковш князя Ивана Кубенского, кравчего юного Ивана IV. (из.2). По форме он напоминает новгородский ковш XV века, но в оформление его уже чувствуется столичный вкус.

К концу XVI века в московском искусстве вырабатывается особый тип ковша, низкого, широкого, с плоским дном. Типичным изделием московской школы является ковш, принадлежащий царю Борису Годунову. (из.3). Он единственный дошедший до нашего времени из принадлежавших Борису Годунову ковшей, которых, судя по сохранившейся описи его имущества, было когда-то значительное количество.

В XVII веке облик ковшей заметно меняется. Исчезает строгая нарядная простота, уступая место пышному украшению, сложному орнаменту, обилию драгоценных камней. У ковшей появляются поддоны или ножки в виде шариков. К этому времени ковш обретает дополнительное, новое предназначение: он становится почетной наградой за труды и заслуги. Наградные ковши бережно хранились как знаки высоких заслуг, передавались по наследству. Иногда вместе с другим имуществом они возвращались в царскую казну, в случае, если владелец попадал в опалу.

Ковш, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу, выполнен в 1618 году в Мастерских Московского Кремля. (из.4). Выкован ковш из цельного куска золота и весит почти два килограмма.

Заслуживают внимание два ковша, выполненные во второй половине XVII века. (из.5, из.6.). Один из них принадлежал царю Алексею Михайловичу, другой - купцу Филату Хлебникову, о чем свидетельствуют надписи. Они являются яркими образцами искусства 17 века - искусства как предмета роскоши, привилегии двора и знати.

Из таких ковшей пили редко, по большим праздникам, а остальное время они хранились в так называемой «Большой казне». Они использовались лишь во время торжественных приемов в Грановитой палате - парадном приемном зале дворца, где служили украшением особых ступенчатых поставцов, демонстрируя перед иноземными гостями богатство царского двора и искусное мастерство русских златокузнецов.

Корчики:

{2072B571-F5D4-4A3C-B53D-70545F59FF8D}_dpKorch02-b (450x288, 17Kb)
Москва, 1657 г. Серебро, литье, резьба, чеканка, золочение. Принадлежал Патриарху Никону.

{FF6E4813-56D5-4D67-9BDA-021822F519EA}_dpKorch03-b (450x283, 25Kb)
Россия, Новгород, XVII век. Серебро, чеканка, резьба, литье. Принадлежал посадскому человеку Ефиму Никифоровичу Малахову.

{672287FE-7BC8-4CE7-A8FB-85AA2570E929}_dpKorch01-b (450x364, 20Kb)
Россия, XVII век. Серебро. чеканка, резьба, золочение.
Миниатюрные серебряные корчики, предназначенные для питья крепких напитков, получили широкое распространение в русском быту. Они появились на Руси в XVII веке с появлением первых крепких напитков - коньяка и водки. Относительно недорогие из-за незначительного расхода металла, они были доступны довольно широкому кругу покупателей - служилому дворянству, торговым людям, имена которых сохранились на многих из них.

Своей формой корчик близок к традиционному русскому ковшу и, подобно ему, восходит к образу водоплавающей птицы. Внутренние и наружные стенки корчика обильно украшались чеканным рисунком в виде изображений обитателей морского дна, фигурок зверей и птиц, гербовых орлов. Приподнятый носик заканчивался литым шариком, бутоном или маскароном - скульптурным украшением в виде лица человека или головы животного, срезанного сзади и напоминающего маску. По венцу корчика часто вырезались надписи с именем владельца, пожеланием здоровья или нравоучением.

Серебряный корчик XVII века из собрания Оружейной палаты отличает нарядный декор. (Из.1). Его ручка украшена литой фигуркой льва. Внутри корчика в технике высокорельефной чеканки выполнены изображения речных обитателей: рыб, улиток, рака и сказочной сирены с двумя хвостами. На внешней стороне корчика вырезана интересная поучительная надпись: "Истинная любовь уподобися сосуду злату ему же разбитие не бываетъ лицемерная же любовь убодобися со…"

Поверхность корчика 1697 года из Патриаршего дворца мастер оставил гладкой без украшений, как бы давая возможность полюбоваться мягким мерцанием прокованного металла. (Из.2) Голова воина на носике и полка с маскароном - литые, накладные. Корчик является вкладом Патриарха Никона в Ставросский монастырь.

Привлекает к себе внимание новгородский корчик XVII века, из собрания Оружейной палаты. (Из.3). Серебряный, с заостренным носиком, с ажурной литой ручкой, на ножках, выполненных в виде лап животного, он явно отличается своей необычной формой от изделий московских мастеров. Внутри корчика на дне чеканная высокорельефная круглая мишень с изображением птицы среди цветов, тянущейся клюв к яйцу. С внешней стороны, по венцу надпись гладкими буквами: "Ковш посадского человека Ефима Микифорова сына Малахова пити из него на здравие и на веселие во славу Божию".
Чарки:


{D6CE5188-E338-433E-BFD2-B5B20BEFDC81}_dpKovsh06-b (442x450, 21Kb)
Москва, 1501-1534. Золото, чеканка, резьба, чернь. Принадлежала великому князю Василию III.
{7E649DF2-B849-4030-B2CF-3EF9761B3A9A}_dpChark04-b (450x295, 20Kb)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1609-1650. Золото, камни, чеканка, эмаль, резьба. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.
{3420ED81-FBD4-43BB-85B3-2D14A8888F89}_dpChark03-b (450x296, 14Kb)
Россия, Москва, XVII век. Золото, драгоценные камни, сердолик, чеканка, резьба, канфарение. Принадлежала царю Михаилу Федоровичу Романову.
Чарка, круглый сосуд для питья, относится к старинной форме посуды, издавна бытовавшей на Руси. В них наливали крепкий напиток - "государево винцо", как его называли в те времена. Чарки изготавливались из серебра и других металлов. Украшались чеканными растительными узорами, изображениями птиц и морских животных. Нередко орнамент покрывал тулово и поддон чарки. По венцу делались именные надписи.

Чарки XVI века отличаются низкой широкой формой с плоским дном, строгостью и сдержанностью орнамента.

В собрании Оружейной палаты из чарок XVI столетия древнейшая датирована 1515 годом. (из.1) Чарка принадлежала великому князю Василию III , отцу Ивана Грозного, о чем свидетельствует надпись по венцу. Надпись на оборотной стороне ручке повествует о том, что эта чарка была куплена матерью царя Михаила Федоровича Романова инокиней Марфой и подарена ему на Пасху в 1616 году.

В 17 веке форма чарок меняется. Они становятся более высокими, с узким дном. Особое внимание уделяется декору. Чарки украшаются драгоценными камнями, разноцветной эмалью. Большое распространение в ХVII веке получили чарки, изготовленные из перламутра и различных пород камней - сердолика, яшмы, горного хрусталя, часто в серебряных оправах с драгоценными камнями. Такие чарки ценились очень высоко. Они дарились, передавались по наследству, жертвовались монастырям. В коллекции Оружейной палаты хранятся чарки, работы русских мастеров, выполненные из редких пород камня.

Оригинальной формой в виде ракушки и матовым блеском отличается перламутровая чарка, выполненная в 1609 году в мастерских Московского Кремля. (из.2) О ее принадлежности царю Василию Шуйскому свидетельствует надпись, сделанная по венцу.

Чарка из полупрозрачного красноватого сердолика выполнена в первой половине XVII века в Мастерских Московского Кремля. (из.3). Ее золотая оправа декорирована драгоценными камнями, изумрудами и рубинами. На венце чарки имеется черневая надпись с титулом царя Михаила Федоровича, для которого она была сделана.

Драгоценными камнями и разноцветными эмалями украшена чарка, также принадлежащая Царю Михаилу Федоровичу Романову, выполненная в 1609-1650 годах московскими мастерами. Фон чаши напоминает цветочный луг, а форма - распустившийся цветок. (из.4).

Чарка из горного хрусталя в золотой оправе принадлежащая жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне, выполнена в первой половине XVII века в Мастерских Московского Кремля. Чарка пожалована царицей своему сыну царевичу Ивану Михайловичу.(из.5)

Необычайно красива чарка, выполненная московскими мастерами в последней четверти XVII века. Золотая, с ложчатым краем, на трех ножках, чарка украшена разноцветной эмалью и драгоценными камнями. На дне, на розоватом эмалевом фоне, выполнено изображение двуглавого орла. (из.6)

Чаши:

{4B196940-3E76-4B89-8B81-7EBE543466C9}_dpChash01-b (450x274, 13Kb)
Древняя Русь, Чернигов, XII в. Серебро, ковка, резьба. Принадлежала князю Владимиру Черниговскому.
{0F94C0A7-E73C-4EC7-A150-4A9FC664B47E}_dpChash02-b (450x254, 12Kb)
Россия, 1631 г. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Вклад неизвестного в Вознесенский монастырь
{85101A99-E19E-4E01-9F73-B4D6F4EFAB09}_dpChash03-b (450x441, 22Kb)
Россия, Москва, первая половина XVII века. Серебро, чеканка, драгоценные камни. Принадлежала князю Ивану Борисовичу Черкасскому.
Чаша, древнейший глубокий питьевой сосуд без рукояти, бытовал на Руси в ХI-XVIII веках. В слово "чаша" на Руси вкладывался не только предметный смысл, оно означало и обычай провозглашения за праздничным столом здравиц - заздравных чаш. Пить заздравную чашу значило произнести тост за чье-либо здоровье или в чью-то честь. За здоровье государя пилась "государева" чаша, за здоровье патриарха "патриаршья чаша", в честь Богородицы - "Богородицына чаша" и т.д.

Существовала так называемая прощальная чаша, которая выпивалась, по православному обычаю, в "прощеные дни", то есть в воскресенье перед Великим постом. Прощальная чаша наполнялась медами и винами, и в царском быту патриарх угощал ею царя, а затем и всех присутствующих.

Для царского обихода чаши, подобно другим видам дворцовой утвари, выполнялись из драгоценных металлов, украшались затейливыми резными или чеканными узорами. Случалось, что в дальнейшем этими дорогими сосудами царь одаривал своих подданных.

Самая древняя чаша из собрания Оружейной палаты относится к редким памятникам древнерусского искусства XII века. (из.1) Это большая серебряная чаша черниговского князя Владимира Давыдовича.

Чаша, выполненная в 1631 году московскими мастерами, является вкладом в Вознесенский монастырь. (из.2)

В первой половине XVII века форма и художественное оформление чаш явно меняются. Они становятся более высокими, помещаются на поддон. Большое внимание уделяется декору. Чаши украшаются разноцветными эмалями, драгоценными камнями.

Примером тому является серебряная чеканная с драгоценными камнями чаша, выполненная в первой половине XVII столетия в мастерских Московского Кремля. (из.3) Чаша принадлежала известному боярину - князю Ивану Борисовичу Черкасскому.

Особой роскошью и красотой отличается чаша, выполненная московскими мастерами в 1653 году - подарок патриарха Никона царю Алексею Михайловичу. (из.4) Чаша имеет интересную историю. В 1686 году она была пожалована царями Петром и Иваном Алексеевичем князю Василию Васильевичу Голицыну "за его службу, за вечный мир с королем польским". Однако в 1689 году эта вещь вновь вернулась в царскую казну. После падения царевны Софьи, князь Голицын, бывший одним из его сторонников, оказался в опале, и все его имущество было конфисковано. Чаша является шедевром эмальерного искусства XVII века.

Небольшая чаша с крышкой, выполненная во второй половине XVII века в мастерских Московского Кремля - подарок Петра I своему сыну царевичу Алексею. (из.5)

Во второй половине большую известность приобретают изделия мастеров Сольвычегодска. Сольвычегодские серебряники первыми в конце XVII века начали применять роспись по эмали. Этот технический прием заключался в том, что предмет заливали слоем однотонной эмали, обжигали, а затем специальными красками с эфирными маслами наносили рисунок и снова обжигали.

Интересна серебряная чаша с изображением льва, который выглядит трогательно-добродушным зверем, совсем не похожим на грозного хищника. (из.6) Изображение этого животного было наиболее популярно в произведениях русских ювелиров с древнейших времен до начала ХХ века.

Братины:

{341611C8-3999-4758-940A-3965578CD1B2}_dpBratin01-b (349x450, 17Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1625 гг. Серебро, резьба, чеканка, золочение. Принадлежала думному дьяку Петру Третьякову
{970C09F3-C933-4F2E-829E-8FAC668BEE3B}_dpBratin02-b (350x450, 18Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Золото, серебро, драгоценные камни, чеканка, чернь, резьба. Принадлежала Евдокии Лукьяновне, жене царя Михаила Федоровича.
{123A9B03-8362-4221-B255-2840E9976B76}_dpBratin03-b (450x388, 24Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1626-1650 гг. Серебро, чеканка, золочение, резьба. Принадлежала главе Посольского Приказа Грамотину И.Т.

С древнейших времен в России существовал обычай провозглашения за пиршественным столом "заздравной чаши". В глубокой древности в XI столетии в монастырях после трапезы пили три чаши: во славу Бога, в четь Богородицы, за здоровье князя. Этот обычай существовал также при великокняжеском, а позднее при царском дворе, нося название "чин чаши".

Для "чина чаши" выполнялись особенно нарядные шарообразные сосуды-чаши на небольшом поддоне, иногда с крышкой. Во время застолья их передавали от соседа к соседу, братаясь таким образом. Отсюда их и название - братины. Первые письменные упоминания о братинах относятся к XVI веку, но в наиболее многочисленных экземплярах до наших дней дошли братины XVII века. Их делали из золота, серебра, камня кости и даже из кокосового ореха, в драгоценных оправах. Поверхность тулова украшалась чеканным или гравированным растительным орнаментом, декорировалась клеймами и "ложками", эмалью, черневым рисунком с изображением библейских сюжетов. Крышка братины имела форму шлема или купола церкви.

Наиболее интересная часть братины - орнамент и надписи, идущие по венцу. Обычно это имя владельца, какое-либо мудрое изречение или нравоучение. Например, наиболее часто встречаются надписи:"Братина добра человека питии из нея на здравие…", "Безвинно вино, да проклято пьянство".

Братины употреблялись и как поминальные чаши, их наполняли сытой - водой с медом, и ставили на могилы и гробницы.

Оружейная палата обладает великолепным собранием самых различных по материалу, технике исполнения и размерам братин XVII века, изготовленных в мастерских Московского Кремля.

Одной из красивейших считается братина, поднесенная в 1618 году женой думного дьяка Петра Третьякова царю Михаилу Федоровичу с просьбой помиловать ее мужа, обвиненного в измене. По венцу братины выгравировано изречение о верной любви: "Истинная любовь уподобится сосуду злату, ему же разбития не бывает ниоткуда, аще и мало погнется, то по разуму скоро исправится".

Выделяется небольшая золотая братина, поднесенная царю Михаилу Федоровичу торговыми людьми братьями Судовщиковыми. Она выполнена в первой половине XVII века. Позднее царь подарил ее своей второй жене Евдокии Лукьяновне . Островерхая, конусообразная крышка придает братине удивительное сходство с позолоченными луковичными главками московских церквей.

Художественный интерес представляет братина посольского дьяка Ивана Тарасовича Грамотина, человека очень известного в XVII веке. Он успешно служил Лжедмитрию, польскому королю, потом Михаилу Федоровичу. Возглавлял Посольский приказ.

Из женских братин особенно выделяется необычайно изящная маленькая золотая братинка, принадлежавшая второй жене царя Михаила Федоровича, царице Евдокии Лукьяновне. По венцу братинки выведена черной вязью надпись о ее принадлежности.

Заслуживает также внимание женская братина, сделанная на гроб царевны Евдокии Михайловны - дочери царя Михаила Федоровича. Царевна родилась и умерла в 1637 году.

Изяществом эмалевого узора отличается костяная братина, выполненная в 1662 году мастерами Серебряной палаты братьями Василием и Федором Ивановым.

Ендова
{0B9E862B-627A-493B-BDBB-7CF459DF5251}_dpEndov01-b (450x297, 18Kb)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1644 г. Серебро, чеканка, резьба, канфарение. Принадлежала боярину Василию Ивановичу Стрешневу, возглавлявшему в года Мастерские Московского Кремля.

К братине близок еще один тип посуды - ендова, который широко употреблялся в быту до конца XVII века. По форме она представляла собой сосуд в виде широкой братины с носиком по венцу.

Ендовы изготавливались из серебра или меди: тулово украшалось чеканными "ложками" и растительными узорами, на венце располагались надписи. Ендова употреблялась как столовая посуда. В ней приносили к столу напитки - пиво, брагу, мед - и разливали их в питьевые сосуды. Ендовы были разного размера и вмещали в себя от двух-трех до двенадцати литров. В праздничные дни нарядно одетые хозяйки с ендовами в руках у своих изб угощали прохожих напитками.

Единственно-сохранившаяся в Музеях Кремля серебряная ендова XVII века. Она принадлежала боярину Василию Ивановичу Стрешневу, возглавлявшего в 1630-1635 года Мастерские Московского Кремля. Она имеет вид крупного шарообразного сосуда с носиком, декорированного гладким и прочеканенным рельефным орнаментом. По венцу сделана надпись: "сделана сия яндова окольничего Василия Ивановича Стрешнева лета (7152=1644) майя в К день".

Ставцы:


{8C345DE6-7782-4E18-B30F-FE2A1A0E9192}_dpStavst01-b (450x308, 17Kb)
Россия, Москва, 1691-1700 гг. Серебро, чеканка, чернь, резьба. Принадлежал царю Петру I.

{9ADF44C9-6F01-49A8-AA64-19807763143D}_dpStavst03-b (450x298, 16Kb)
Россия, Москва, 1691-1700 гг. Серебро, чеканка, чернь, резьба. Принадлежал царю Петру I.

{CCA19626-A8C0-49E4-AE87-FB2719015A0B}_dpStavst02-b (350x450, 17Kb)
Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Михайлов Михаил, Павлов Андрей, 1685 г. Серебро, чеканка, золочение, резьба. Принадлежал царевне Софье Алексеевне.

Среди древнерусской посуды встречаются небольшие цилиндрические чаши с крышками, называвшиеся ставцами.

Назначение такой посуды до настоящего времени точно не выяснено. Известно, что деревянные ставцы предназначались для жидкой пищи: щей, ухи, взвара (компота). Ставцы широко применялись в монастырях. Существовала даже поговорка "сколько старцев, столько ставцев" или "каждому старцу по ставцу". Для царского и боярского быта их делали из серебра и использовали для десерта.

Ставец был персональной посудой. Так Петру I принадлежал ставец в виде серебряной золоченой чаши с крышкой, украшенной чернью. Поверхность ставца покрыта резьбой с изображением золоченых двуглавых орлов. По венцу имеется надпись: "Великого государя и великого княза Петра Алексеевича всея великие и малые и белые России Самодержца".

Царевне Софьи Алексеевне, сестре Петра I, принадлежал изящный ставец, весь фон которого заполнен мелкими черневыми травками и цветами. На ставце нет даты и имени мастера. Однако архивные документы помогли установить, что ставец выполнен в 1685 году кремлевскими ювелирами Михаилом Михайловым и Андреем Павловым. На венце ставца в прямоугольных клеймах резная надпись с титулом его владелицы Софьи Алексеевны, старшей сестры малолетних царевичей Ивана и Петра: "великие гдрыни блговерные црвни и великие кнжны Софии Алексеевны".

Стоянец


{3E77C4C5-EF0C-43D8-95B6-CAFB217E5E63}_dpStoyan01-b (450x324, 18Kb)
Россия, Москва, 1651-1700 гг. Серебро, чеканка, резьба, золочение. Принадлежал царю Петру I.

В средние века стояном или стоянцем называли столовый сосуд в виде блюдца, чаши, сплошной или прорезной. Иногда она именовалась корзиной на поддоне. Стоянцы служили для подачи на стол некоторых блюд, например рыбных язычков, которые считались изысканной едой.

Серебряный, золоченый, в виде прорезной круглой корзины на поддоне, стоянец, выполненный во второй половине XVII века принадлежал Петру I. Об этом свидетельствует надпись, выполненная по венцу корзины: "Великого гсдря цря и Великого кнзя Петра Алексеевича всея великия и малыя и белыя России самодержца".

Кубки:


{FD5DB173-C667-4B3A-ACEF-BF01DDA17932}_dpKubok03-b (263x450, 12Kb)

Германия, Гамбург, 1633-1635 гг. Дитрих Тор Мойе. Серебро, литье, чеканка, золочение. Входил в состав дипломатических даров, поднесенных царю Алексею Михайловичу послом Швеции Эриком Гилленштерном в 1647 году.
{FEA90231-7711-4935-AF98-98AE274E8474}_dpKubok01-b (330x450, 16Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль, резьба. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.


{64D07465-61A4-4954-9700-986CF29C9EBA}_dpKubok02-b (238x450, 12Kb)

Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, конец XVII века. Андрей Бланкостин (Кашпаров). Серебро, чеканка, литье, резьба, золочение, канфарение.
С древних времен известна на Руси еще одна форма посуды - кубок, старинный сосуд для вина. Форма кубков была различной и определялась формой тулова: в виде стакана, колокола, братины, различных видов плодов: тыквы, кисти винограда и т.д. Существовали фигурные кубки в форме птиц, животных. Стояны кубков делались в виде ножки, литой человеческой фигурки, дерева, обвитого ветвями, балясины (столбика). Поддон имел форму перевернутой чаши или блюдца. Кубки почти всегда были с подъемными крышками. Изготавливались кубки из золота, серебра, украшались рельефным, литьевым и гравированным, эмалевым орнаментом, накладными медальонами, драгоценными камнями. На крышках кубков помещались литые фигурки. Упоминаются кубки из цветных камней, кокосовых орехов, перламутровых раковин, рогов различных животных, из капа - древесного наплыва. Такие кубки часто искусно оправлялись серебром, украшались драгоценными камнями.

До XVII века на Руси бытовали кубки преимущественно иностранной работы, которые привозились из Европы купцами или иностранными гостями в качестве подарков или дипломатических даров.

Оригинальный кубок в виде рога изобилия, поддерживаемый литой фигурой богини Цереры - памятник работы гамбургского мастера Дитриха Тор Мойе. (из.1) Этот кубок входил в состав дипломатических даров, поднесенных царю Алексею Михайловичу послом Швеции Эриком Гилленштерном в 1647 году.

В России кубки появились преимущественно во второй половине XVII века. Их преподносили к семейным торжествам, юбилейным датам, а так же при восшествии на престол. Серебряные кубки составляли гордость владельцев, их выставляли в поставцах на пирах напоказ иностранным гостям и послам.

Хранящиеся в Музеях Кремля кубки московской работы напоминают церковные потиры - чаша для причастия, в которых традиционная литургическая надпись по венцу заменена царским титулом. Примером тому служит золотой кубок, украшенный драгоценными камнями, выполненный в Мастерских Московского Кремля в первой половине ХVII века. (из.2) Он выполнен в форме потира с восьмигранной гладкой чашей на высоком восьмигранном стояне. По венцу чаши сделана надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу Романову:

Однако во второй половине XVII века русские мастера начинают создавать сосуды, в формах которых ощущается влияние западноевропейской утвари.

Примером тому служит, серебряный кубок конца XVII века, изготовленный в Патриаршей серебряной мастерской, мастером Андреем Бланкостиным (Кашпаровым). (из 3). На кубке имеется клеймо - благословляющая рука Патриарха и буквы на щитке - АБС.

Кувшины:


{776DFB07-1EA8-4FFC-A210-99E208A42B5D}_dpKuvshin01-b (367x450, 17Kb)
Россия, Москва, XVII век. Серебро, чеканка, золочение, резьба. Принадлежал царю Алексею Михайловичу.


{B2A56ED2-61CE-49DA-93E2-3509AB48B4DF}_dpKuvshin03-b (385x450, 19Kb)

Россия, Москва, вторая половина XVII в. Серебро, чеканка, золочение, резьба.


{776DFB07-1EA8-4FFC-A210-99E208A42B5D}_dpKuvshin01-b (367x450, 17Kb)
Рукомой: Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1676 г. Прокопьев Федор, Иванов Василий. Серебро, чеканка, скань, эмаль. Принадлежал царевичу Ивану

В ХVI веке кувшины, по словам историографа Н.И.Костомарова, были с "раздутыми боками". Горлышко их как бы перехватывалось обручами, на крышках помещались литые фигурки, к ручке кувшина иногда приделывалась цепочка. В 17 веке форма кувшинов меняется. Они становятся более высокими и вытянутыми. Кувшины украшались чеканными золочеными и серебряными "ложками", различными мифологическими композициями и цветочным орнаментом.

Изящен по своей форме кувшин, принадлежащий царю Алексею Михайловичу, выполненный в мастерских Московского Кремля в XVII веке. Тулово кувшина и носик связаны между собой изображением двуглавого орла. По венцу сделана надпись "Алексей Михайлович всеи Руси самодержец милостию велики гдрь и великий кнзь".

В кувшине, изготовленном московскими мастерами во второй половины XVII века, явно ощущается влияние западноевропейской утвари. И это не случайно. Ведь в царских мастерских совместно с русскими златокузнецами и серебряниками трудились иностранные ювелиры, что способствовало взаимному обмену опытом и мастерством.

Разновидностью кувшинов являлись рукомои. Рукомой - кувшин на стояне, с большой ручкой. На Руси в XV-XVII вв. рукомои употреблялись как в домашнем быту, так и в официальных церемониях. Во время приемов послов царем Михаилом Федоровичем Романовым в 1634 году, по свидетельству немецкого ученого Олеария, рукомой вместе с полотенцем и чашей стоял рядом с державой, «чтобы его царское величество, как послы приложатся к его руке, снова мог умыться».

Рукомой, изготовленный в 1676 году мастерами: Афанасьевым, Прокофьевым, Андреевым и Ивановым, принадлежал малолетнему царевичу Ивану, о чем свидетельствует надпись на тулове: "гдря црвича и великого кнзя Иоанна Алексеевича всея великия и малые и белыя России". Его декоративное оформление носит типично русский характер. Античная же по силуэту форма и тонкая, с легким барочным завитком ручка возникли, несомненно, под влиянием каких-то западноевропейских образцов.

Стаканы:


{A1F01596-06FF-4049-B1B9-353CBE296F1C}_dpStakan05-b (374x450, 11Kb)

Россия, Москва, Патриаршая серебряная мастерская, начало XVII в. Серебро, золочение.
{AD527EA8-976B-4959-8FEE-1A094EEB554A}_dpStakan01-b (293x450, 10Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Серебро, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

{7F6AD0A7-7296-4DA0-B4EF-D94A2B89B4CF}_dpStakan02-b (289x450, 15Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, 1601-1650 гг. Серебро, резьба, золочение. Принадлежал царю Михаилу Федоровичу.

Высокие стаканы, расширенные в верхней части, издавна бытовали на Руси. Они изготавливались из олова, меди, серебра. Стаканы ХVI- ХVII веков были с сильным раструбом стенок. Стеклянные и хрустальные стаканы появились на Руси в ХVII столетиях. Постепенно форма их менялась, приобретая форму цилиндра, иногда на ножках-шариках. Серебряные стаканы XVII века украшались резным и черневым орнаментом из вьющихся стеблей с крупными цветами, изображением фруктов, ягод, связок плодов.

Музеи Кремля обладают уникальной коллекцией серебряных стаканов, изготовленных в Мастерских Московского Кремля.

Серебряный стакан, выполненный в начале XVII века в мастерских Патриаршего двора, отличается простотой формы и отсутствием декора. На дне стакана сделана резная надпись: «/ стакан / патриарш / казеннои / весу 61 [золотник]. (Из.1).

Гладкий на поддоне стакан, принадлежащий царю Михаилу Федоровичу Романову, выполнен в 1650-1700-х годах. По венцу стакана имеется надпись, свидетельствующая об его принадлежности царю Михаилу Федоровичу. (Из.2).

Выполненный в этот период времени другой стакан, владельцем которого так же являлся царь Михаил Федорович, помещен на поддон на трех ножках в виде фигурок маленьких львенков. (Из.3).

Если орнамент стаканов первой половины XVII века графичен, четок и легко читается, то второй половине века рисунок становится густым и сложно закрученным. В орнамент включаются изображения животных и птиц.

Примером тому служит стакан, выполненный в 1651-1700 годах.(из.4). Поверхность его покрыта черневыми травами, на фоне которых размещается резной золоченый орнамент из свободно вьющихся ветвей с листьями, васильков, подсолнухов на длинных прямых стеблях, сидящих на ветке орлов.

Наряду с орнаментальными композициями все большую роль в русском серебряном деле второй половины XVII века начинают играть сюжетные изображения, причем их круг значительно расширяется. Появляются сцены из библейской истории, притчи, всевозможные аллегории. Особенно интересен стакан с библейскими сценами, представляющими собой творчески переработанные композиции по мотивам гравюр библии Пискатора, выпущенной голландским издателем и гравером Класом Висхером в 1650 г. с гравюрами по рисункам нидерландских художников. Стакан выполнен талантливым мастером художником-гравером Василием Андреевым в конце семнадцатого века. (из.5).

В конце XVII века большую роль в декоративном оформлении серебряных изделий играла чернь. Стакан из коллекции Оружейной палаты, выполненный в конце XVII века, является образцом подобного художественного решения. (из.6).

Кружки:


{1E3EA881-B985-490C-BD53-0605ADBA89CD}_dpKrugka02-b (332x450, 17Kb)

Германия, Аугсбург, 1684-1689 гг. Серебро, чеканка, литье, гравировка, позолота. Дрентветт Филипп Якоб III.
{D6FE75AF-7C05-4297-BF10-094002D00B0F}_dpKrugka03-b (448x450, 28Kb)
Россия, Москва, конец XVII в. Серебро, литье, чеканка, чернь, позолота. Принадлежала сыну Петра I царевичу Алексею.

{59541152-3CED-4109-A52F-85B7D98343B1}_dpKrugka01-b (450x442, 22Kb)

Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля, до 1693 г. Серебро, литье, чеканка. Принадлежала Богдану Матвеевичу Хитрово.

Русские мастера начали изготавливать кружки в конце XVII века, до этого времени в России пользовались только привозными европейскими кружками. Форма и оформленные кружек были заимствованы русскими мастерами у иностранных мастеров. Украшались кружки резными и рельефными чеканными изображениями сцен из античной и светской жизни, пейзажами, растительными мотивами. Для отделки в тулово кружки вставлялись монеты или пластинки из слоновой кости. Крышки кружек украшались чеканкой и литыми фигурками. По верхнему ободу располагался расписной венец.

Серебряная, частично позолоченная кружка с откидной крышкой выполнена в Аугсбурге немецким мастером Дрентветтом Филиппом Якобом III в 1684-1689 годах. Она украшена чеканными сценами с символическими изображениями и надписями. (из.1)

Форму этой кружки удачно применили русские мастера при создании кружки, принадлежащей царевичу Алексею Петровичу (из 2). Серебряная, с откидной крышкой, на шариках, украшенная чеканенными пышными цветами, она изготовлена до 1693 года в Мастерских Московского Кремля. Надпись, сделанная в центре, свидетельствует о ее принадлежности царевичу Алексею Петровичу.

Серебряная позолоченная кружка (из.3) принадлежала Богдану Матвеевичу Хитрово, известному московскому придворному деятелю конца XVII века. Долгие годы он возглавлял художественные мастерские Московского Кремля. О ее принадлежности свидетельствует надпись по борту. Эту кружку Хитрово передал в Новодевичий монастырь в память о своей умершей жене.

Блюда:

{DC63CF6E-584E-4B09-BA45-4AE77E59C286}_dpBluda03-b (450x395, 19Kb)

XVII вв. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Принадлежало царице Натальи Кирилловне Нарышкиной.

{CAC1814A-5867-4338-891D-E6E9A97B2BDE}_dpBluda04-b (450x375, 27Kb)

XVII в. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Серебро, резьба, золочение. Принадлежало царю Ивану Алексеевичу.
{A90F583E-25B8-4AA0-B727-9C41D8B5B111}_dpBluda01-b (450x397, 20Kb)

1691-1700 г. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Серебро, резьба. Принадлежала царям Ивану, Петру и царевне Софье.

В средневековой Руси блюда были необходимой принадлежностью торжеств и пиршеств. На блюдах подавали к столу кушанья, их ставили на стол, из них ели. На больших овальных или круглых блюдах с двумя или четырьмя кольцами по краям приносили пищу из поварни. Часто одно блюдо несли два человека. Блюдо, на котором подавали на стол "царское кушанье" - искусно зажаренного целиком лебедя, называлось лебяжьим. Были также гусиные, икорные блюда, блюда на которых подавали жареную говядину и баранину. Блюда особой формы для овощей назывались овощниками. На пирах гости ели с одного блюда по два человека, и такие блюда носили название блюдца. Перед хозяином и почетными гостями ставились опричные, или особые блюда. Это почиталось за честь.

Серебряные блюда изготавливались с широкими бортами и украшались надписями, резьбой, драгоценными камнями, "ложками". Золотые блюда на Руси употреблялись в особо торжественных случаях - таких как венчание на царство или царская свадьба. Блюда, как и другая посуда, оставлялись в наследство и дарились в качестве подарков.

В Музеях Кремля хранится золотое блюдо, изготовленное по приказу Ивана IV к 21 августа 1561 года - дню его свадьбы с "дикой нравом, жестокой душой" кабардинской княжной Марией Темрюковной, о чем свидетельствует надпись по краю блюда.

В свадебных обрядах Древней Руси блюда играли большую роль: на них невесте подносили кику - головной убор со всем свадебным нарядом, а также особые свадебные кушанья. Форма блюда и орнамент были настолько совершенными, что последующие поколения московских мастеров, вплоть до конца ХVII века, повторяли все тот же изобразительный мотив - изогнутые плоские ложки на круглом блюде с гладким бортом, украшенным черневым орнаментом и надписью. После смерти царицы блюдо было помещено в Тоице-Сергиев монастырь на помин души.

Два келейных серебряных блюда 1641-1660 года, принадлежащих патриарху Иосифу (1642-1652 гг), украшены изящными резными золочеными клеймами с надписью о его владельце. .

Серебряное золоченое блюдо, украшенное резьбой, выполненное в 1694 году, принадлежало Натальи Кирилловне Нарышкиной.

Кутейное блюдо, серебряное, золоченое, украшенное драгоценными камнями, чернью и резьбой было выполнено на гроб царя Иоанна Алексеевича в 1696 году. Кутья - обрядовое поминальное кушанье из вареного риса или другой крупы с изюмом или медом. Отсюда и название блюда - "кутейное".

Серебряное гладкое с резными клеймами блюдо, созданное в 1691-1700 гг, отличается строгостью оформления. О принадлежности его царевичу Ивану, Петру и царевне Софьи свидетельствует надпись, выполненная по борту.

Тарелки:


{6694E366-9F9B-4EE3-BDC5-ACB338FAF63B}_dpTarelka03-b (350x450, 23Kb)

Москва, 1667-1676. Серебро, чернь, резьба, золочение. Принадлежала боярину Б.М.Хитрово.


{4BB6A62D-5736-4663-A45D-4FF642CF669D}_dpTarelka01-b (394x450, 33Kb)

Москва, Мастерские Московского Кремля, 1694 г. Мастер Ю.В.Фробос. Золото, эмаль, драгоценные камни. Подарена царицей Натальей Кирилловной Нарышкиной царевичу Алексею Петровичу.
{DAB265D4-3D19-4B8E-A18F-626E4BB7CF5C}_dpTarelka05-b (450x445, 35Kb)

Москва, последняя треть XVII в. Серебро, чеканка, золочение, чернь. Принадлежала В.В.Голицыну (1643-1714 гг.)

Тарелки в старину назывались тарелями или торелями. Постоянно в быту ими не пользовались, их функцию выполняли ставцы, реже мисы.

В XVII веке на торжествах и пиршествах тарелки ставили перед гостями и во время обеда их не меняли. Богатое сословие имело серебряные граненые, иногда позолоченные тарелки, у среднего сословия они были из польского серебра или оловянные. Тарелки были плоской посудой, поэтому их часто называли блюдами.

В XVII веке тарелки имели в основном декоративное назначение, их золотили, украшали эмалью, драгоценными камнями. Они служили почетной наградой.

Во второй половине XVII века, после составления "Титулярника" - нового русского гербовника, где были представлены изображения 33 гербов различных земель, появились так называемые гербовые тарелки.

Необычайной красотой выделяется "Гербовая" тарелка, выполненная в 1667 году мастерами Леонтием Константиновым и Иваном Юрьевым. (из.1). Тарелка принадлежала царю Алексею Михайловичу.

Оригинальна по форме и украшению серебряная тарелка 1667-1676 годах, принадлежавшая боярину Богдану Матвеевичу Хитрово, возглавлявшего Золотую и Серебряную палату в Кремле. (из.2) В центре - изображение фамильного герба Хитрово - рука, держащая меч, перекрещенный двумя саблями.

Золотая тарелка, подаренная царицей Натальей Кирилловной царевичу Алексею Петровичу в 1694 году, выполнена иностранным мастером Фробосом, работавшим в Оружейной палате Московского Кремля. (из.3).

На серебряной тарелке князя В.В.Голицына, любимца царевны Софьи и участника заговора против Петра I, по его повелению было вырезано изображение всадника с мечом и короной над ним. Изображение этого герба князь позаимствовал у Великого княжества Литовского. (из.4).

Необычайно хороша серебряная гербовая тарелка, принадлежащая царю Петру I. На темном фоне представлен орнамент из пышных золоченых цветов. (из.5)

Интересным художественным исполнением отличается тарелка 1693-1709 года. Ее владелец - князь М.А.Волконский. На дне тарелки гравировкой изображен позолоченный черниговский герб князей Волконских в виде одноглавого орла под короной с широко раскинутыми крыльями и лапами. (из.6).

Специи,мои специи:

Уксусница
{4DA4EF84-9530-4E53-8B06-04C7452EA328}_dpPrSp01-b (301x450, 15Kb)

ХVII в. Россия, Москва. Серебро, литье, резьба, золочение.

Солонка
{B65153BA-40EF-4C97-A144-EB7E4F0A5931}_dpPrSp02-b (423x450, 16Kb)
Москва, конец XVII в. Серебро, литье, чеканка.

На Руси издавна любили острую пряную пищу. Солонка или солоница, как ее называли в старину, уксусница и перечница, иногда горчичница считались непременной принадлежностью праздничного стола. Когда стол готовили к трапезе, эти сосуды ставили в первую очередь.

Уксусница - сосуд в виде флакона или бутылочки, кувшинчика с крышкой, боковой ручкой и носиком. Очень изящна серебряная уксусница из Патриарших палат, сделанная в форме кувшина на ножке в виде цветка. (из. 1)

Солонка - небольшой сосуд для соли, подаваемый на стол. Старинные русские солонки в XVI-XVII вв. представляли собой сосуды на стоянцах, с крышками и ручками. Серебряные солоницы делались иногда в виде зверьков, декорировались литыми фигурками зверей, украшались чеканными узорами, финифтью. Солонки вообще имели особое значение в средние века: ими определялись почетные места за столом, и чем выше было положение человека в обществе, тем ближе к солонке он имел право сидеть.

Серебряная солонка из Патриарших Палат выполнена в конце 17 века. (из.2). Ее впечатляющая высота 18 сантиметров объясняется довольно просто - соль стоила дорого, и ее присутствие на столе должно было быть заметным.

Ложки,вилки и ножи


{5F2D0A24-CC74-41DB-8621-126165AAAA0E}_dpStPr01-b (450x447, 22Kb)

70-е гг XVII в. Новгород. Григорий Новгородец. Серебро, эмаль, чеканка. Принадлежали патриарху Питириму.
{CFDAADEF-DE33-4D2A-86D4-94900AD6B313}_dpStPr02-b (300x450, 8Kb)

Вторая половина XVII в. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Золото, драгоценные камни, чеканка, эмаль. Принадлежала царю Алексею Михайловичу.
{A422A103-13C7-4C89-8340-DD0840A18D9D}_dpStPr03-b (319x450, 10Kb)

1664 г. Россия, Москва, Мастерские Московского Кремля. Золото, камни драгоценные, жемчуг, чеканка, эмаль. Вклад боярыни А.И.Морозовой в Чудов монастырь.
{C28B8233-10E4-4B59-A560-E9304929702C}_dpStPr04-b (250x450, 8Kb)

XVII в. Россия. Сталь, агат, камень драгоценный, литье, шлифовка. Масса - 66,8 г.
{9AF93E87-4555-41A2-BAB9-1568D1C70F96}_dpStPr05-b (260x450, 7Kb)

Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастер Максим Буравкин. Сталь, серебро, чеканка, эмаль, скань, золочение.
{322614C9-27D2-4256-8F1D-566E6964EADD}_dpStPr06-b (260x450, 8Kb)

Вятка, конец XVII в. Сталь, серебро, чеканка, эмаль, скань, тиснение (басма).
{31BEFC42-3B2A-4540-B895-C57E86103063}_dpStPr07-b (200x450, 6Kb)

Конец XVII в. Сольвычегодск. Серебро, булат, эмаль, скань, ковка.
{C9A6C0ED-4E5F-4020-9ECC-87540E64199F}_dpStPr08-b (200x450, 8Kb)

Сольвычегодск, 1690-е гг. Мастера братья Поповы. Сталь, серебро, эмаль, скань, ковка, золочение.
{A4E38C95-96AA-436A-8F61-097DBADAEC7F}_dpStPr09-b (350x450, 9Kb)

1690-е гг. Сольвычегодск. Сталь, серебро, эмаль, скань ковка.

Серебряные ложки известны на Руси с конца Х века со времен княгини Ольги. В употребление при дворе они были введены князем Владимиром.

В ХIV-ХVII вв. серебряные ложки являлись предметом обихода князей и бояр, простой люд пользовался деревянными ложками. Драгоценные ложки одновременно являлись и столовым прибором и украшением праздничного стола. Поэтому их оформлению уделялось большое значение. Серебряные ложки золотились, черенок - ручка ложки, украшался различными фигурками, монограммами. В первой половине XVII века черенок ложки был очень коротким, в конце века – напротив, очень длинным и прямым.

Серебряные ложки новгородского мастера Григория Новгородца, принадлежащие патриарху Питириму, выполненные в 70-е годы XVII столетия, имеют короткий черенок и большую чашу. (из. 1)

Ложка, принадлежащая царю Алексею Михайловичу, является великолепным произведением московских эмальеров XVII века. Конец ручки расписан многоцветной эмалью и украшен тринадцатью алмазами и греческими бриллиантами. (из.2).

Ложка, выполненная в Мастерских Московского Кремля в 1674 году, украшена жемчугом и драгоценными камнями. (из.3) Она является вкладом боярыни Анны Ильиничны Морозовой, жены известного политического деятеля 17 века Бориса Ивановича Морозова, в Чудов монастырь.

На Руси в ХVI-XVII веках применялись двузубые вилки, в знатных домах они были серебряные, однако их употребляли редко, заменяя ложками. Широкое использование данного предмета началось во времена Петра I.

Стальная, двузубая вилка, с агатовым черенком – ручкой вилки, выполнена в России в начале 17 века.(из.4) Она отличается простой формой и строгостью оформления. Единственным ее украшением является ручка, выполненная из агата.

Форма вилок к концу 17 века остается прежней, однако художественному оформлению изделий уделяется большое внимание. Особым нарядным декором отличаются вилки из Сольвычегодска.

Стальная двузубая вилка с фигурным череном и серебряной круглой ручкой выполнена сольвычегодским мастером Максимом Буравкиным в 1690-х годах.(из.5)

Вилка с двумя зубцами на фигурном черенке и серебряной округлой ручкой выполнена в конце XVII века неизвестном мастером из города Вятки. (из.6)

В ХVI-XVII веках в богатых домах России употреблялись ножи с оправленными в золото и серебро ручками, украшенными драгоценными камнями. Гостям ножи не подавались, так как еда на столы приносилась уже разрезанной. В это время формы ножей не отличались большим разнообразием. В XVII веке черенок (ручка) ножа бы цилиндрической формы, слегка расширенной к концу или сплющенный с боков. Лезвие выполнялось в виде прямоугольной полосы, с косым срезом на конце.

Особой популярностью пользовались сольвычегодские ножи. Сольвычегодск, где в древнее время добывалась и обрабатывалась железная руда, был в течение всего XVII века крупнейшим центром по производству ножевых лезвий. Ювелиры украшали ножи нарядными ручками. На массового потребителя были рассчитаны ножки с медными эмалевыми оправами, для избранных покупателей царского двора, представителей знати ручки делались из серебра и декорировались эмалью.

Столовый нож с булатным лезвием и серебряной ручкой выполнен в конце в XVII века в Сольвычегодске. (из.7) .

Столовый нож со стальным прямоугольным лезвием со скошенным концом выполнен мастерами братьями Поповыми в конце XVII века в Сольвычегодске. (из.8)

Столовый нож со стальным лезвием и серебряной ручкой, украшенной эмалевыми медальонами с изображениями цветов и фантастических птиц, выполнен в 1690-х годах в Сольвычегодске.(из.9)

Ставы:

{16600BB9-4792-4488-B54E-5F3E9248D557}_dpStav01-b (325x450, 15Kb)

Сольвычегодск, 1696 г. Серебро, дерево, эмаль, скань, резьба.
{AC2DA80B-D46B-4246-9DA5-47738DC1DB11}_dpStav02-b (388x450, 16Kb)

Сольвычегодск, до 1696 г. Серебро, дерево, резьба, эмаль, золочение.
{AF7B6EFA-3F83-4483-B325-1D79A62E5B89}_dpStav03-b (325x450, 18Kb)

Россия, XVII в. Серебро, бархат, шитье, ткачество.

В Древней Руси ножи и вилки хранились и ставились на столах в специальных ставах. Став представлял собой высокую узкую стопу с круглыми отверстиями внутри и со съемной крышкой. Ставы были деревянные. Их резали из мягких пород дерева, как правило, липы. Ставы, предназначенные для парадного быта, обивались снаружи тонкими серебряными листами с разнообразными орнаментами.

На серебряной оправе става, выполненного в 1696 году в Сольвычегодске, имеются изображения крупных тюльпанов и популярных в русском искусстве XVII века аллегорий «Четырех времен года». (из.1) Каждое изображение оттиснуто на отдельной серебряной пластинке. Поверхность става украшена эмалевыми медальонами с изображениями пышных цветов и мужского и женского портрета.

Став для ножей, выполненный до 1696 года в Сольвычегодске, обит тонким листом серебра. (из.2) Размер просверленных сверху отверстий, куда вставляются ножи и вилки, выполнен с таким расчетом, что при снятии крышки со става полностью видны нарядные ручки приборов.

Став ножевой со съемной крышкой, обтянутый красным бархатом, выполнен в XVII веке. (из.3) Поверхность става украшена рельефным шитьем. В узоре используются стилизованные растительные композиции из завитков, листьев, плодов граната.

Оригиналы взяты с сайта: http://www.kreml.ru/exhibitions/virtual-exhibitions.dragotsennaya-posuda-drevney-rusi/posuda-tsarskogo-patriarshego-dvora/

Вязь: по следам русской каллиграфии

Пятница, 29 Августа 2014 г. 15:01 + в цитатник
iuKgmiazBAY (476x640, 62Kb)
Вязь — тип письма, в котором буквы сближаются или соединяются одна с другой и связываются в непрерывный орнамент

Различают вязь простую, сложную и узорную. Обычными приёмами при работе вязью являются:

лигатура: соединение двух или нескольких букв, имеющих общую (слившуюся) часть;
уменьшение отдельных букв и распределение их в промежутках между неуменьшеными буквами;
подчинение: написание малой буквы под какой-либо частью или между штрихами большой;
соподчинение: написание двух или нескольких уменьшенных, одна под другой;
сокращение частей букв в целях сближения их друг с другом;

Приёмы эти в значительной части были известны в Византии и у южных славян, но особенно широкое применение они нашли в русской письменности. Вязью пользовались в целях сокращения письма при недостатке места (запись 1512 по кайме шитой пелены Рязанского музея), ею писались изредка даже целые рукописи (напр. Кодекс Чудовского собр. № 13).

Однако кроме целей делового характера вязь употреблялась — особенно у русских — и для эстетических целей. Элементы вязи сочетаются с чисто орнаментальными мотивами в стиле арабесок. Пустоты в строке вязи обычно заполняются украшениями. Из них различают следующие: ветка, стрелка, глазок, завиток, крестик, листик, лучи, завиток, усики, хоботок, шип. В этом, нередко трудночитаемом, связном письме смысловая сторона отступает на второй план.


вязь (619x624, 255Kb)
Орнаментальная вязь сложилась в Византии ещё в середине XI века, но это было легко читаемое письмо, довольно широкое, с несложными техническими приёмами. Византийская вязь с первой половины XIII века легла в основу вязи южных славян, у которых к концу XIV века — времени южно-славянского влияния на русскую письменность — разработаны были стили этого художественного письма. Южно-славянская вязь также не трудна для чтения и не представляет большой сложности композиции составляющих её частей.

В русской книге вязь появилась в конце XIV века. К концу XV века вязь стала любимым каллиграфическим приёмом в оформлении русской рукописной книги. Рассадниками искусства вязи в это время сделались Псков и Новгород, а в центре Руси - Троице-Сергиев монастырь. Лучшие образцы вязи были созданы в середине XVI века в Москве при Иване IV в каллиграфической мастерской, которой руководил митрополит Макарий, а также в Новгороде. Славятся своей печатной вязью книги, выпущенные русским первопечатником Иваном Фёдоровым.

На Руси в течение XV—XVI веков орнаментальная вязь быстро эволюционировала. Строчные буквы вязи вытянулись так, что высота букв стала превосходить их ширину в 10 раз. В XVII веке московским писцам были известны сотни различных комбинаций буквенных начертаний, но с конца этого столетия дальнейшие изменения в области вязи происходили лишь в старообрядческой среде, особенно в школах поморского письма, которое заметно эволюционировало даже в XIX веке.

Орнаментальная вязь имела широкое применение на предметах, тесно связанных с бытом и общественной жизнью Руси: ею нередко писались заглавия статей и отдельных частей в книгах, она обычна в надгробных надписях, на предметах религиозного культа, встречается на домашней металлической и деревянной посуде, мебели и пр. Эволюция вязи зависела от развития и характера техники работы на разных материалах: своеобразные отличия имеет вязь, писанная в книгах, резанная на камне или кости, шитая на тканях, писанная на дереве. В связи с этим в разных культурных центрах мы находим значительные отличия в этом письме. Широкое развитие производственной техники в Москве XVI—XVII веках объясняет нам в большой степени чрезвычайную сложность московской орнаментальной вязи в XVII веке.
vyaz5_4913 (700x350, 38Kb)

Как читать вязь:
Вязь молитвы «Достойно есть яко» — замысловатая вязь на основе скорописи, приближающаяся к тайнописи. Текст молитвы и ее дешифровка представлены на рисунках.

В итоге получается молитва «Достойно есть», которая в церковной службе действует и по сей день:

«Достоино есть яко воистину блъжъти Тя, Богородицу, Присноблаженую и Пренепорочную и Матерь Бога нашего. Честнъишую Херувимъ и славнъишую без сравнения Серафимъ, без истлъния Бога Слова рождшую, сущую Богородицу Тя въличаемъ.»

Russian_Vyaz_Axion_Estin (700x479, 75Kb)
VjazMolitva02 (700x479, 43Kb)
VjazMolitva03 (700x479, 44Kb)

Разбор вязи знамени Ермака
В коллекции реликвий Оружейной палаты имеются три синих знамени Ермака, под которыми он в 1582 году покорил Сибирское ханство Кучума.

Полотнища стягов имеют длину более 3 аршин (2 метра). На одном вышиты образы Иисуса Навина и св. Михаила (см. рис. 1). На двух других — лев и единорог, готовые к бою.

Сюжет изображения — сцена из Ветхого Завета. После смерти Моисея вождём Израиля становится Иисус Навин. Накануне взятия Иерихона он видит человека с мечом в руке — вождя воинства небесного. «Сними обувь свою, ибо место, на котором ты стоишь, святое» — говорит небожитель. На изображении как раз момент, когда Иисус разувается.

Эта же сцена изображена и на знамени Дмитрия Пожарского (см. Вязь знамени Дмитрия Пожарского) с небольшими отличиями в деталях, из которых наиболее значительным является то, что на знамени Ермака Иисус Навин изображён обычным человеком (без нимба), а на знамени Дмитрия Пожарского он уже святой (с нимбом).

Ermak01 (525x700, 126Kb)
Ermak02 (666x700, 115Kb)



Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Белая Лебядь: гейша русских земель

Суббота, 19 Июля 2014 г. 19:51 + в цитатник
leeminjung_w2 (533x700, 78Kb)
Sf6uiQ-ohjc (700x393, 29Kb)
В Русской культуре очень популярен образ "белой лебяди"... Чего только от неё не взяли - и боярские рукава до земли, и рубахи - длиннорукавки, а самое главное идеалы красоты...

8b61186cbf5e (640x480, 51Kb)
- Алые губы
- Черные брови
- Белоснежная кожа
- Чистота во всех смыслах....

Лебядь - это тотемное животное языческой богини Мары...
Сама богиня была весьма неоднозначной личностью... Она была и богиней Плодородия и богиней Смерти и богиней Возрождения...
Если перевести на современный язык она была богиней Зимы,Весны, Осени.... говорят что Лета у славян не было и времен года всего насчитывалось три....
away (600x640, 264Kb)
Также Мара отождествлялась с Луной, такая же неизведанная и таинственная...

4eaf1b251de8 (511x700, 45Kb)
Пляски под луной у славянский женщин были обязательным ритуалом, мужчины на него не пущались(но на каждое правило есть исключение) так вот. женщины во время этих плясок заряжались энергией и оставляли все плохое позади - они купались и как бы перерождались как луна.... Ну а мужчины искали себе спутницу жизни (тайком подглядывая за девушками из-за кустов и выбирая самую красивую) Затем они должны были утащить её одежду(ритуальное воровство показывало что покров(тело) будет принадлежать мужу, ведь после свадьбы жена одевалась в "мужнину рубашку", то есть начинала опираться не на родителей - а на мужа... Кстати своих дочерей-невест матери напутствовали пожеланием счастливого полета(семейной жизни) - ведь как я уже упоминала, девушка отождествлялась с лебядью улетающей из дома...
Ну а тот кто смог незаметно утащить одежу суженой незаметно от неё (подруги естественно ничего ей не сообщали - если уже взял, а так, неудачливый вор даже не добравшийся до заветной рубахи мог огрести не по-детски) возвращался на наблюдательный пост и ждал пока все, кроме выбранной им девушки, не уйдут... Ну а дальше девушка пометавшись в поисках понимала что рубаху возвращать надо, и начинались улещения - Коли стар - будь мне дяюшкой, коли млад - будь мне братцем малым, коли ровень мне - будь мне суженым... Ну парень естественно на третьей фразе отзывался и наконец давал той возможность одется... обещание правда не означало что свадьба будет и все, но если парень понравился - то помолвку можно было считать удавшейся... А этот ритуал проводился не столько так спонтанно - чаще всего девушка знала суженого, но традиция - есть традиция...
76158263_rusalka3 (700x483, 104Kb)
Гравировка на браслетах XII века, изображающая женщин в долгорукавках

Длиннорукавные рубахи были известны на Руси и в России в период с IX по XIX вв. Разумеется, этот вид одежды всегда был только праздничный и обрядовый, т.к. работать в такой рубахе сложно (отсюда, кстати, пошла известная поговорка про "спустя рукава"). Женщины носили праздничные долгорукавки, укладывая рукава в замысловатые складки и скрепляя их браслетами.

PJvDI9VOYUw (700x186, 46Kb)


XD6lG5BUoh0 (700x525, 104Kb)

Как обрядовые, рубахи с длинными ложными рукавами надевались для обращения к облачным девам-Вилам, которые позднее стали зваться русалками. Вил почитали как духов деревьев и хозяек дождевых облаков. Русальные ритуалы исполнялись на Руси повсеместно примерно до 1500х годов. Позже они превратились в "областные особенности". В то же время, на Балканах девушки-"додолы" обращались в Вилам вплоть до конца XIX века.

В славянском пантеоне Вилы были подательницами дождя. Поэтому, им молились либо прямо на пашне (в случае засухи), либо в роще на берегу водоема (как часть ежегодного ритуала "русальной недели"). Обряд включал в себя обливание женщин водой. При этом капли, стекая с длинных ложных рукавов наземлю, имитировали желанный дождь. Кроме того, выполняя русальные танцы, девушки размахивали рукавами, как крыльями, приглашая к себе "облачных сестер" (по славянским поверьям, Вилы крылаты).
Гравировка на браслетах XII века, изображающая женщин в долгорукавках, отчетливо указывает на связь этих рубах с водой и дождем. Во-первых, рукава представлены в виде волнистых линий (а волнистая линия в русской и славянской традиции всегда символизировала воду). Во-вторых, одна из женщин держит в руках чашу. В земледельческих культах Евразии ритуальное возлияние всегда понималось как самый верный способ вызвать дождь. Так что, здесь явно показаны жрицы-"додолы" в момент выполнения обряда.

Ритуальное значение орнаментированных длинных рукавов подчеркивается на браслете из Старой Рязани тем, что изображенная здесь женщина, выпивая на языческом русальском празднике ритуальную чашу, берет ее через спущенный длинный рукав, в то время как мужчина держит чашу открытой ладонью. До конца XIX века сохранялась в Вологодской, Архангельской, Олонецкой и Московской губерниях традиция использования рубах-долгорукавок, имеющих рукава до двух метров с прорезями-«окошками» для рук как праздничной и свадебной одежды. Возвращаясь вновь к сказке о Царевне-лягушке, стоит вспомнить, что именно на подлинной свадьбе ее и Ивана-Царевича, где Царевна-лягушка впервые предстает перед мужем и его родственниками в своем настоящем облике Василисы Прекрасной, она совершает ритуальную колдовскую пляску. После взмаха распущенного правого рукава появляется озеро, после взмаха левого — птицы лебеди. Таким образом, героиня сказки совершает акт творения мира. Она, как и женщина на браслете XII—XII веков, танцует танец воды и жизни.

NsTyzNVFKsQ (393x420, 24Kb)

Русальная рубаха делалась чисто белой, без каких-либо красных и цветных вставок. Это и понятно: вряд ли духам растительности и воды понравилось бы присутствие огня (пусть даже и всего лишь символическое) в посвященной им одежде. В качестве украшения допускалась вышивка в технике "белым по белому" (в этой работе заменена белым "шитьем") и белое кружево.

UQGXxzIAKNQ (700x437, 42Kb)

Ложный рукав ("крыло") шился длинным (до земли) и узким. По уровню запястья в рукаве делалось отверстие для кисти руки. Кроме того, между локтевым и плечевым суставами делался надрез, окантованый вышивкой или кружевом. Эта деталь вообще была присуща русским рубахам XIV-XVII вв., как мужским, так и женским.

В русской деревне долгорукавки были праздничной одеждой, надевавшейся с сарафаном, душегреей в особенно торжественные дни. Белые долгорукавки надева лись также невестой во время девичника, когда она исполняла свадебные причеты, прощаясь с девичьей жизнью, или, как говорили крестьяне, «убивалась». В этом случае долгорукавки назывались убивальницами.

Существовало три манеры ношения рубахи-долгорукавки. В одних селах женщины собирали рукава в мелкие горизонтальные сборки, закреп ляя рукав на руке узкими браслетами из ткани. В других деревнях на рукаве прорезалось отверстие для кисти, сам же рукав спускался вниз.

В XVIII—XIX веках долгорукавки были распространены на русском севере, в Центральной и местами Южной России. Они надевались с сарафаном, душегреей, венцом или кокошником. Однако одежда с длинными, спускавшимися до полу рукавами была известна еще в Древней Руси не только на севере Европейской части, но и в южных районах — в Киеве, Чернигове. В эпоху средневековья длинные рукава можно было увидеть у многих предметов одежды: шуб, однорядок, охабней, телогрей, опашней и т. д.
WUytrZaooqw (536x700, 76Kb)

Ну а после Петра русский костюм в том числе и длиннорукавки попали в опалу... До Екатерины II... Немка по происхождению она испытывала любовь ко всему русскому - и именно она вернула русскость в гардероб народа и даже в гардероб придворных дам...
Так появилось - Русской придворное платье...

h2oqm9q72x (506x700, 67Kb)

Специальный указ 1834 года узаконил характер парадного женского костюма. Цвет бархата и узор золотого или серебряного шитья определялись рангом владелицы.

Верхнее зеленое бархатное платье с золотым шитьем полагалось статс-дамам и камер-фрейлинам; синего цвета — наставницам Великих Княжон; платье пунцового цвета — фрейлинам Ее Величества, фрейлинам Великих Княжон — светло-синего цвета, гофмейстеринам при фрейлинах — малинового. Приезжающим ко Двору дамам предоставлялось право иметь платья различных цветов и различного шитья и с различным шитьем, кроме узоров, предназначенных для придворных дам.

Покрой платья всем по одному образцу: очень длинные откидные рукава с открытой проймой, спускавшиеся почти до колен, подчеркнутая декором и планкой с пуговицами, как в русском сарафане, вертикальная линия центра переда. Всем дамам, как придворным, так и приезжающим ко Двору, полагалось иметь «< ...> повойник или кокошник произвольнаго цвета с белым вуалем, а девицам повязку, равным образом произвольнаго цвета и также с вуалем».
88770c693e12197c61778f783b705408bc5f6c175686054 (700x466, 60Kb)
aa490bfc5938 (700x660, 55Kb)
Русские придворные платья полюбились даже законченным фанатикам французской моды, и были в обиходе до 1917 г... Затем все переоделись в рабочую робу, того требовало и время и политика нового государства...
Но несмотря ни на что "белая лебядь" пережила и падение язычества, и царства, и империи, и союза... осталась жить... даже сейчас многие дизайнеры включают "русские рукава" в свои современные коллекции.... А невесты отдают предпочтение русскому стилю в своих платьях...

0_2ff27_d133fc0_XL (414x700, 108Kb)
RpOVSYYzJG8 (429x600, 20Kb)
1342538243_olga_i_tatjana (441x574, 107Kb)
78b2cec30f77838d6afaf6f00241e17b53db9f75774016 (452x700, 51Kb)

Метки:  

Родежа: или как модернизировать традицию

Пятница, 18 Июля 2014 г. 13:40 + в цитатник
В последнее время я наблюдая все больший рост различных "культурных маний" решила найти истоки культур таких стран как: Корея, Китай, Япония, Индия.... Ведь глянцевая картинка которую нам показывают сейчас в современных передачах или псевдоисторических сериалах этих стран, зачастую разительно отличается...
Вот современный корейский костюм ханбок...
min_hanbok_12 (525x700, 250Kb)
а вот псевдоисторические костюмы из исторических корейских сериалов - дорам...
Дорама - Солнце в объятиях Луны
sunnmoonbehind120207161 (700x466, 207Kb)
Дорама - Чан Ок Чон: Жизнь ради любви

625707_238524519626223_676460963_n (700x393, 101Kb)
Мое мнение - даже если они приукрашивают это - они все равно молодцы... Ведь мы развиваемся - меняемся, и ни к чему следовать таким условностям как реалистичность и историческая достоверность, особенно в художественном кино (Другое дело документалка)... Короче мое эстетическое чувство удовлетворено...
Но вот возгласы моих уважаемых соотечественников просто умиляют по степени наивности (или тупости)....
"Это древнее, это красивое... у них сильна традиция..." - наслушавшись их я уже перестала пытаться открыть им глаза, и этот пост пишу с настроем ИМХО.... Но те кто еще не сошел с ума должны иметь возможность получить лекарство и надеюсь им станет моя статья...
Так вот, все увидели красивые костюмы жителей Южной Кореи.. Теперь пора увидеть костюмы которые реально существовали..
cAZnC48V1wY (416x632, 248Kb)
0_7462f_6218047c_orig (700x441, 245Kb)
0_7464c_91bdb77f_orig (450x700, 200Kb)
И моя любимая - здесь очень красивая кореянка... но все равно - эти фото совсем не похожи на вновь написанную корейскую действительность...
0_74635_fbd23897_orig (700x508, 157Kb)
То же самое можно сказать про Японию;

kimono-girl-asian-beautiful-brunette-girls-1536x2048 (700x525, 142Kb)
ajinrikishawithtwowo (700x533, 164Kb)

И про Китай:
2881470 (580x435, 109Kb)
323547 (671x700, 442Kb)

И про Индию:
1318619004_www.nevsepic.com.ua-india-36 (466x700, 152Kb)Oa8KZ8ZK2Zk (530x700, 231Kb)

А вот что Россия? Нет 19 век все такой же:
sem-ya-3 (700x518, 247Kb)
А что же современность?
Набила я в Яндексе "русский костюм"
Вышли такие фото:
da00797c564f1e7ac64c499bef1dea6d_XL (700x525, 214Kb)
costume_folk05 (700x465, 389Kb)
nar2 (375x500, 219Kb)
Однообразность цветов - я люблю красный но не в таком количестве(голова болит), отделка - некрасивая и не нужная... Нет гармонии что ли... Хотя не все потеряно... Если долго рыться в прострорах интернетов то найдешь...
Вот дите: одежа славянская...
nVxxPoGDA_Q (402x604, 111Kb)
А вот уже русский сарафан....
N5auZj0Jkw4 (700x525, 269Kb)
Есть люди в русских селениях...)))
Вот еще из "Волкодава" - костюмер чудо, она соединила и костюм Московской Руси и славянские веяния туда включила....
IL1d6T5z3hg (466x700, 204Kb)
um8FPXx932w (466x700, 194Kb)
Так вот; в Китае костюм это - ципао, в Корее - ханбок, в Японии - кимоно, в Индии... ну в Индии названия единого нет, но при запросе сари - там вылезает сари а не новомодные платьица от европейских дизайнеров....(чего не скажешь о сарафане)
В свете сегодняшних событий, предлагаю дать нашему "Русскому национальному костюму" название состоящее из одного слова...
Родежа - от русского слова "одежа" которое в допетровские времена было наиболее употребляемым в отличии от современного слова "одежда" ( оно как раз в допетровские времена было практически неиспользуемым(;и слова Род и Россия.....
А еще модернизировать костюм, делая его удобным, элегантным и РУССКИМ... ведь что за народный русский костюм без русского духа - русской души...
Родежа моей мечты:)
OwfROAQmdFI (516x700, 115Kb)
P.S. Если вам нужны картинки без подписи - обращаетесь, я не кусаюсь...
KkcO53TAGrM (533x700, 72Kb)


Понравилось: 1 пользователю

Дневник Zubaydet

Воскресенье, 08 Мая 2011 г. 17:12 + в цитатник
Блог о личной жизни

И вот я вернулась через 3 года... господи я даже забыла о ЛиРу!!!!


Но вот я вернулся, For Good))))

18/07/2014 17:23


Поиск сообщений в Zubaydet
Страницы: [1] Календарь