Начинаю новый дневник по своим коллекциям проездных билетов. Статьи будут в основном об интересных и уникальных проездных билетах, которые вряд ли уже могут встретиться в коллекционном мире... Этот вид коллекционирования имеет даже свое научное название и даже несколько - ПЕРЕДРОМОФИЛИЯ, СИТИРИСТИКА, ФАРКАРТИСТИКА, ТРЕВЕЛКАРТИСТИКА или просто коллекционирование проездных билетов. За 10 лет я собрал более 30 000 разных билетов со всего мира - что официально озвучена даже в Википедии. После многих интервью своих в СМИ и участиях в выставках, я решил выложить в инет самое интересное из своих находок.
История оплаты проезда - начало
На мой взгляд, впервые оплата проезда появилась еще до Нашей эры, как плата за проезд или перемещение по территории племен или кланов, городов или государств, не только сухопутных а также и морских и речных территорий. До появле - ния денег, как платежного средства, в то время могли служить шкуры животных, живность и оружие. Но и после появления денег проезд оплачивали товаром, зо - лотом и украшениями и другим товаром. Одной из привилегированной оплатой проезда служили перстни влиятельных чиновников, амулеты жрецов, специально выписанные грамоты. Одним из первых официальных документом, который по праву можно назвать – проездным , были – «Подорожные». В которых чиновниками местных властей вписывался маршрут следования лица, семьи или группы людей. Более официально подорожные набрали силу при Петре Первом. Практически на всех границах территорий между волостями и губерниями стояли подорожные службы именуемые в наше время – таможней. И без «Подорожной» проехать было очень сложно. Первыми общественным наземным транспортом естественно были кареты и лошади. А так же и морской и речной транспорт. Оплатой проезда на кораблях часто была – работа на корабле.
Подорожная – он же и Билет , он же и Паспорт удостоверяющий личность человека, его социальный статус и возможности свободного передвижения по стране, которых не было у беглых крестьян и разбойников. В них указывались особые внешние приметы человека, оговаривался срок пребывания в том или ином месте, давались указания, как следует себя вести. Такие документы выдавались по Высочайшему указу за подписью и печатью начальника, губернатора, градоначальника или атамана.
Петр завершал грандиозный первый этап превращения России в империю со всеми вытекающими отсюда последствиями. Паспорт в XVIII столетии играл роль не столько удостоверения или документа «на перемещение», а узды для подданных Его Величества. Кстати, император с семьей паспортов не имели. Ни к чему, ведь государство — это Он!
Век XIX паспортную систему в России значительно усложнил, она стала многогранной и универсальной. Так, одним из самых распространенных видов паспорта в период существования крепостного права был «проездной билет», «подорожная», для перемещения куда-либо. Иностранным подданным выдавались подорожные разных типов. При въезде на территорию России иностранец обязан был у губернатора приграничных губерний в обмен на свой иностранный паспорт, получить у губернатора паспорт - подорожную для следования от города до города, или на годовое пребывание или перемещение по губернии. Или для перемещения по территориям нескольких губерний России. При перемещении с одной губернии в другую, он должен был отметится у тамошнего начальства и получить годовой паспорт – подорожную, для проживания и перемещения внутри губернии. Или отметку с печатью и подписью , разрешающую дальнейшее следование в другую губернию. В подорожный билет ( а этот документ назывался – Билетом ) вписыва -лось имя и фамилия, гражданство, маршрут следования. Отдельно записывались приметы человека – рост, борода, глаза, возраст и др. приметы. Обычно этот билет формата чуть больше А-4 на гербовой бумаге с водяным знаком – двуглавый орел, с гербом в правом верхнем углу , ниже которого стояла стоимость пошлинного сбора. На некоторых подорожных в центре вверху стоял герб губернии. Но встречаются и подорожные без водяных знаков и не на гербовой бумаге. Видимо из за не своевре -менной доставки в губернию бланков. Но все документы были с мокрыми печатями чиновников и личными подписями. Эти билеты нумеровались для отчетности. На почтовых станциях (ямах) обладателя «билета» принимали по чину, отпускали нужное количество лошадей и многое другое. Заодно отслеживали: кто, куда, зачем и почем едет.
(О некоторых порядках в столице )
О. Р. Ницман РОССИЯ. САНКТ-ПЕТЕРБУРГ. ГОД 1809
Некий иностранец имярек прибыл в славную столицу, Прибывший остановился в одном из «съезжих» домов, то есть в гостинице. На стене дома был вывешен приказ обер-полицмейстера Генерал-майора и кавалера господина Ф. Ф. Эртеля . Он – на трех языках: русском, немецком и французском. В приказе полтора десятка параграфов. И вот приезжий имярек читает:«Иностранец,
прибывший в Петербург, должен отдать хозяину дома, где он остановился, свой иностранный пашпорт» (в дальнейшем будем придерживаться современной орфографии). Хорошо, имярек послушно отдавал паспорт. На этом дело, естественно, не заканчивалось. Хозяин съезжего дома относил тот паспорт господину надзирателю квартала для внесения в специальную книгу сведений о новом человеке. Так происходила регистрация гостя по месту проживания. Сегодня это нам знакомо. Паспорт, разумеется, возвращался владельцу. Однако параграф № 4 приказа требовал: «Сей полученный обратно паспорт приезжающий относит на другой день к военному губернатору и получает от него или от обер-полицмейстера билет для проживания в столице.
Полицмейстер Санкт-Петербурга в 1800–1809 гг. генерал-майор Ф. Ф. Эртель должно предъя вить квартальному офицеру в течение 24 часов, который вписывает оный в назначенную
для того книгу». Что ж поделаешь? Иностранец готов и на это. Только бы поскорее окунуться в полную соблазнов столичную жизнь. Но вот еще загвоздка: предъявлять билет квартальному разрешено только на съезжем дворе, и ни в коем случае не беспокоить офицера на его квартире, поскольку означенному офицеру предписано принимать посетителей именно на съезжем дворе и в определенные часы – от 8 до 10 часов утром и от 5 до 6 часов «после обеда». Мы, конечно, уверены: иностранец нашелJтаки квартального офицера, и тот «немедленно вписывает билет
в книгу». Слава богу! Ну а если, скажем, опоздал имярек явиться в часы приема или у офицера не оказалось времени сделать запись? Не беда. Офицер давал подателю паспорта номерок со своей подписью (как нынче, скажем, в ателье по ремонту обуви) и – «приходите завтра илипослезавтра». Ибо квартальный не смел держать у себя билет дольше трех дней «под опасением строгого наказания». Не дай бог, если иностранец подаст жалобу на бюрократа в высшие инстанции. Ему такое дозволялось. Всем иностранцам был предоставлен доступ с жалобами к самому обер-полицмейстеру – по понедельникам и пятницам от 5 до 7 часов вечера, когда высокий начальник уже «изволили отобедать». Билет на проживание в столице полагалось через каждые три месяца
обменивать на новый, в особенности это касалось представителей «тех наций, с коими Россия состоит в войне». Именитые же иностранцы пользовались правом не беспокоиться об обмене билета даже в течение шести месяцев.
ПРЕДСТАВИМ СЕБЕ...
Но вот нашему иностранцу наскучил Петербург, он все здесь осмотрел, изучил, освоил. И вздумалось ему отправиться во «внутренние области России», так сказать, в глубинку. В этом случае ему надо бить челом уже знакомому квартальному надзирателю и спросить у него некое свидетельство в подтверждение
Я ПРЕДОСТАВИЛ ТОЛЬКО ЧАСТЬ ИНФОРМАЦИИ ПО ЭТИМ БИЛЕТАМ И НЕСКОЛЬКО ФОТО ИЗ МОЕЙ КОЛЛЕКЦИИ. ОСТАЛЬНОЕ БУДЕТ В МОЕЙ БУДУЩЕЙ КНИГЕ.. ПРОСЬБА СОБЛЮДАТЬ АВТОРСКИЕ ПРАВА. ССЫЛКИ - ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. НА ЭТОМ ПЕРВУЮ ЧАСТЬ ЗАВЕРШАЮ