Цитата сообщения Отрада
Особняк барона Штиглица в акварели
Роскошные апартаменты самого богатого российского банкира XIX века, запечатленные в акварели.
Архитектурные ансамбли Санкт-Петербурга считаются одними из самых красивых в России. Продуманная застройка, разнообразие стилей и, конечно же, сохранившееся историческое наследие. Особое внимание хочется уделить великолепному зданию XIX века, расположенному на Английской набережной – особняку крупнейшего российского финансиста своего времени барона Штиглица. Сегодня проводятся реставрационные работы по восстановлению здания, но оценить роскошь особняка можно по сохранившимся акварелям, написанным российским художником итальянского происхождения Луиджи Премацци.
Современный вид здания барона Александра Штиглица
В конце XVIII столетия в Россию перебрался Николай Штиглиц. В Санкт-Петербурге он основал торговый дом. Спустя несколько лет к нему приехал брат Людвиг. Торговая жилка позволила Штиглицам быстро разбогатеть. В 1807 году Людвиг Штиглиц принял лютеранство, т. к. для людей, исповедующих иудаизм, существовали некоторые запреты в финансовых операциях.
Барон Александр Штиглиц - российский финансист и меценат.
Александр Людвигович Штиглиц унаследовал от отца состояние в 18 миллионов рублей и финансовую компанию. В соответствии со своим высоким статусом наследник решил, что ему нужен подходящий особняк. Было решено выстроить его на Английской набережной на месте двух прежних домов. Архитектор А. И. Кракау получил неограниченную свободу в фантазии и средствах.
Концертный холл, 1870 год.
На особняк, строительство которого продолжалось с 1859 по 1862 гг., были потрачены по тем временам колоссальные средства – 3,5 миллионов рублей. Фасад был возведен в духе итальянских палаццо, а интерьер соответствовал моде середины XIX века.
Обеденный зал, 1869 год.
Спустя пять лет после окончания строительных работ, барон Штиглиц пригласил итальянского художника Луиджи Премацци, чтобы тот запечатлел все величие его дворца. Живописец прекрасно отобразил каждую комнату в акварельных картинах. Всего получилось 17 акварелей, заключенных в кожаный альбом. На сегодняшний день рисунки Премацци хранятся в Эрмитаже.
Библиотека, 1870 год.
Сам Александр Людвигович запомнился современникам как выдающийся финансист, промышленник, управляющий Государственным банком России и меценат. Многие коллеги очень удивлялись, когда узнавали, что большую часть огромнейшего состояния Штиглиц помещал в отечественные банки и фонды. В ответ на это финансист отвечал: «Отец мой и я получили своё состояние в России: если она окажется несостоятельной, то и я готов потерять с ней всё своё состояние».
Голубая гостиная, 1870 год.
Белая гостиная, 1870 год.
В 1844 году у порога дачи Штиглицев оказалась корзинка с младенцем и запиской, в которой были написаны дата рождения девочки, ее имя – Надежда и имя ее отца – Михаил. Малышке дали фамилию Июнева. Согласно семейной легенде, это была незаконнорожденная дочь младшего брата Николая I, князя Михаила Павловича. Александр Людвигович удочерил найденыша, т. к. своих детей у него не было.
После кончины барона Надежда унаследовала от него состояние в 38 миллионов рублей, всю финансовую империю и, конечно же, особняк на Английской набережной. Он был выставлен на продажу.
Обеденный зал, 1869 год.
Золотая гостиная, 1870 год.
Особняк несколько лет простоял пустым, т. к. его стоимость в 3 миллиона рублей была далеко не каждому по карману. Его купила царская семья в качестве свадебного подарка князя Павла Александровича и принцессы Греческой Александры Георгиевны. С того момента это здание стали именовать Ново-Павловский дворец.
Гостиная, 1870 год.
После Октябрьской революции в особняке поначалу размещался детский дом, а потом конструкторское судостроительное бюро со штатом 1500 человек. Год от года здание ветшало и теряло свое былое величие.
Первая реставрация Ново-Павловского дворца планировалась еще в 1988 году. Тогда была проведена масштабная работа с архивами, но работа по восстановлению прекратилась. В 1990-х владельцем здания являлась компания «Лукойл», но и тогда за его реставрацию никто не взялся. И только несколько лет назад началось восстановление старинного архитектурного наследия города, и уже на конец 2017 года запланировано завершение работ по его реставрации.
Главный кабинет, 1869 год.
Кабинет баронессы Штиглиц, 1870 год.
Источник