Библейская притча о бедном Лазаре:
«Некоторый человек был богат, одевался в порфиру и виссон и каждый день пиршествовал блистательно. Был также некоторый нищий, именем Лазарь, который лежал у ворот его в струпьях и желал напитаться крошками, падающими со стола богача, и псы, приходя, лизали струпья его. Умер нищий и отнесен был Ангелами на лоно Авраамово.
Умер и богач, и похоронили его.
И в аде, будучи в муках, он поднял глаза свои, увидел вдали Авраама и Лазаря на лоне его и, возопив, сказал: отче Аврааме! умилосердись надо мною и пошли Лазаря, чтобы омочил конец перста своего в воде и прохладил язык мой, ибо я мучаюсь в пламени сем.
Но Авраам сказал: чадо! вспомни, что ты получил уже доброе твое в жизни твоей, а Лазарь — злое; ныне же он здесь утешается, а ты страдаешь».
Нет сомнения, что до революции эта притча была у русской православной церкви в таком же почете, как и в наше время. Притча очень трогательная и утешительная для «Лазарей». И церковь этой притчей усердно обещала и успокаивала Лазарей: это ничего, что вы теперь в струпьях и мечтаете о крошках со стола богатых. Зато там, в загробной жизни, все будет наоборот – вас наградят и утешат, а те, кто теперь пирует – получат возмездие.
Совершилась Великая Октябрьская революция. То, что церковь веками обещала миллионам русских Лазарей, произошло в действительности. Те самые Лазари, которые веками гнили в струпьях и мечтали о крошках со стола богатых – стали хозяевами жизни. А богатые, тоже по притче – были наказаны за свою надменность, за бесстыдную роскошь, за презрение к Лазарям.
То есть — все по притче. Только произошло все это не на небе – а на земле, не в загробной жизни – а в нашей русской истории. В остальном же все произошедшее полностью соответствовало духу библейской притчи. Значит, русская православная церковь, столетиями оплакивающая бедного Лазаря — должна была благословить революцию. Но вместо этого она благословила контрреволюцию. Благословила тех, кто старался вернуть прежний порядок, вернуть Лазаря на гноище, чтобы он снова мечтал о крошках со стола богачей.
Революцию же – ту силу, которая освободила Лазаря от струпьев, дала ему полноправное место на пиру – русская православная церковь возненавидела чернейшей ненавистью, прокляла и объявила злодейством. И как только она не клеветала на революцию, какую злобную брань не изрыгала против нее!
Но почему? Ведь в притче ясно сказано – бедные получат награду и утешатся, богатые будут наказаны. Революция все это и совершила. Почему же церковь бесновалась против революции, продолжает бесноваться и теперь?
Потому что она во все века служила не Лазарям – а тем, кто «одевается в порфиру и виссон и блистательно пирует». Трогательные притчи о загробном воздаянии, о награде для Лазаря и наказании для богача нужны были лишь для одной цели – чтобы Лазари покорно продолжали гнить в своих струпьях, надеясь на загробную награду. А богачи тем временем спокойно пировали в своих дворцах.
Суть и роль церкви не изменилась и в наше время. Она так же любит говорить о бедствиях народных, взывать к совести властьимущих, призывать их к милосердию и состраданию. Православные священники так же чувствительно читают притчу о праведном бедняке Лазаре и богаче, получившем возмездие. Но стоит появиться людям, которые действительно, не в загробной жизни, а на земле стараются поднять Лазаря с гноища и воздать пирующим – церковь тут же ополчается на них. Она, не мешкая, объявляет их смутьянами, антихристами, исчадиями зла и т.д. Она сразу начинает свою песню – что все земное есть тлен и прах, что надо думать не о бренной земной жизни, не о социальных вопросах, а о вечном спасении своей бессмертной души. Предостерегает от «политических беспорядков», призывает общество спасаться не социальной деятельностью – а только «покаянием». И тому подобное.
Словом, она тут же показывает, что на самом деле она – с теми, кто пирует. А значит – против тех, кто мечтает о крошках с их стола. Против Лазарей.
Яновна