-Помощь новичкам

Всего опекалось новичков: 8
Проверено анкет за неделю: 0
За неделю набрано баллов: 0 (88835 место)
За все время набрано баллов: 12 (34542 место)

 -Приложения

  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • ТоррНАДО - торрент-трекер для блоговТоррНАДО - торрент-трекер для блогов
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Каталог блогов Каталог блоговКаталог блогов позволяет упорядочить блоги людей и сообществ по категориям, позволяя быстрее находить нужные и интересные блоги среди огромного количества блогов на сайте li.ru

 -Я - фотограф

 -Цитатник

Вечный православный календарь на каждый день - (8)

Вечный православный календарь на каждый день Вам в дневник. Небольшое пояснение: При нажатии в в...

Простые уроки рисования. Природа - (0)

Простые уроки рисования. Природа ...

70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ - (1)

70 ЛЕТ ВЕЛИКОЙ ПОБЕДЫ День Победы Советского Союза над фашистской Германией в Великой От...

С 70-летием Великой Победы - (1)

С 70-летием Великой Победы С 70-летием Великой Победы! 70 лет! Срок немалый, но мы должны ...

Эта полезная зелень - (0)

Эта полезная зелень Скоро начнется зелень со своих огородов. Кушаем и лечимся!1. 2. 3. 4. 5. 6. 7...

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных и пользователей из черного списка. Зарегистрироваться!

 -Всегда под рукой

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в maryzina

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Участник сообществ (Всего в списке: 55) Неизвестная_Планета Рамки_для_днева _СвОиМи_РуКаМи_ ЦИТАТНИК_ЛиРу Хочу_быть_стройной Сделай_дневник_популярный П_С_И_Х_О_Л_О_Г_И_Я Расскажи_свой_сон Рецепты_домохозяек Стильные_аватары_и_дизайны полезные_игрушки Мой_любимый_КРОЛИК Моя_косметика _СИМПА_ПЧЁЛКА_РЕКЛАМА_ Красота_это_реальностЬ Расскажи_о_ЛИРУ ПРИГОТОВИМ_И_СЪЕДИМ О_детях Маски_для_лица Аудиокниги мир_красивых_поделок_и_изделий леди_САМО_СОВЕРШЕНСТВО Я-Женщина ЖИВАЯ_ЭТИЧНАЯ_КОСМЕТИКА Дачные_дела БУДЬ_ЗДОРОВ Это_волшебное_ПЛАТЬЕ Радуга_женственности ХоЧуНиМаГУ Секреты_здоровья Привет_Подружка Я_мама Уголок_психолога Рекламка_дневничков ПИАР_дневников Вегетарианство ЛЮБИМЫЙ_ПРАЗДНИК Картинки_для_днева НАШ_САД Соционика_психология ЭТО_ВСЁ_ЛЮБОВЬ СТИХОТВОРЕНИЯ НЕ_ЖРАТЬ hours_24 Лайф_Радуга Питер _Поиск_Картинок_ Женские_секретики -HochuVseZnat- МОЙ_ЛИЧНЫЙ_ПОВАР ЯРМАРКА_РУКОДЕЛИЯ Мировая_Кулинария Сообщество_Творческих_Людей Вкусно_Быстро_Недорого Клуб_Фотопутешествий
Читатель сообществ (Всего в списке: 18) ЯРМАРКА_ДИЗАЙНА Сообщество_ОЛИМП СкАзОчНыЙ_мИр_КаРтИНоК По_Эстонии Ссылочки_малятам Служба_изменения_кадров Золотые_блоги_Лиру Книга_цитат Как_похудеть_лентяйке Мадамочка_Алюнь free_readings New_Photoshopinka Photoshopinka Релакс_и_вдохновение Celebrity_Style О_Самом_Интересном kayros Поиск_Пропавших_Без_Вести


Пасхальное яичко

Среда, 26 Февраля 2014 г. 19:54 + в цитатник
Цитата сообщения ilya-m1972 пасхальное яичко.

 

15 апреля 2012 года мы будем отмечать праздник Пасхи.
В этот день все человечество, а значит – каждый из нас, получили надежду на спасение, потому что Христос воскрес. Этот день называется Пасхой, что значит – «переход», и отмечается в Православной Церкви как самый главный день в году.
В Пасхе – вся суть христианства, весь смысл нашей веры.
Одним из атрибутов чудесного Воскресения есть пасхальные яйца (писанки, крашанки).
Величие и популярность этого праздника стала поводом для создания огромных пасхальных яиц в разных странах, многие из которых выглядят как настоящие произведения искусства.














 

«Дорого яичко к Христову дню»

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения «чудесного Воскресения» распятого на кресте Иисуса Христа.

 

По древнему церковному преданию, первое пасхальное яйцо Святая равноапостольная Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию. Когда Христос воскрес из мёртвых, Мария Магдалина пошла к римскому императору, чтобы поделиться с ним этой огромной радостью. Но с пустыми руками к императору ходить было не принято. Люди приносили, что могли, каждый по мере возможности. Мария Магдалина принесла обыкновенное куриное яйцо, и, передавая его, сказала: «Христос воскресе!». На что император улыбнулся и возразил, что из мёртвых не может воскреснуть никто. Это невозможно так же, как невозможно превратить белое куриное яйцо в красное. И как только он произнёс эти слова, яйцо стало красным. И тогда удивлённый император с восторгом воскликнул: «Во истину воскресе!!!»

 

Другая легенда крашения яиц гласит: после смерти Христа семь иудеев собрались на пир. Среди блюд были жареная курица и сваренные вкрутую яйца. Во время пира один из собравшихся, вспомнив про казнённого, сказал, что Иисус воскреснет на третий день. На что хозяин дома возразил: «Если курица на столе оживёт, а яйца станут красными, тогда он воскреснет». И в тот же миг яйца изменили цвет, а курица ожила.

 

Еще одна легенда утверждает, что это Дева Мария, чтобы развлечь младенца Иисуса, первой начала окрашивать яйца.

 

По одной из версий, обычай этот связан с сорокадневным Великом посте. В течение его нельзя было употреблять в пищу многие продукты и яйца в том числе. Народ, желая сохранить яйца, варил их, а чтобы не путать с неварёными — окрашивал, преимущественно используя натуральные красители. Вскоре насущная надобность превратилась в традицию, сопровождающую пасхальный праздник.

 

Первое письменное свидетельство о крашеных яйцах на Святую Пасху встречается в рукописи, выполненной на пергаменте и относящейся к Х веку, из библиотеки монастыря Св. Анастасии, что недалеко от Фессалоник в Греции. В конце церковного устава, приведенного в рукописи, после молитв на Пасху надлежало читать также молитву на благословение яиц, сыра, и игумен, целуя братию, должен был раздавать им яйца со словами: «Христос Воскресе!». По рукописи «Номоканон Фотия» (XIII век), игумен может подвергнуть наказанию того монаха, который в день Пасхи не ест красного яйца, ибо таковой противится апостольским преданиям.

 

Празднование Пасхи на Руси было введено в конце Х века. Православная Пасха отмечается у нас в первый воскресный день, следующий за весенним равноденствием и мартовским полнолунием. На Руси, по словам исследователя и собирателя русских народных традиций Ю.П.Миролюбова, Пасха всегда имела универсальный, всеобъемлющий характер. В этот день радовались всему: теплу, свету, небу, земле, родным, чужим... Праздник Воскресения Христа - это и воскресение природы, обновление жизни. Пасха на Руси сопровождалась обрядами, пришедшими из языческих времен, но теперь освященными Светом Христовым. Это - освящение куличей, изготовление сырной массы, крашение яиц.

Почему принято дарить яйца?

В древности дарение яйца, как между иудеями, так и другими народами Азии, было знаком уважения и употреблялось в день нового года, в день рождения и в других важных случаях, например при явлении на поклон вельможам и богачам. И потому не удивительно, что Мария Магдалина, пришедши в знаменитый и гордый Рим проповедовать Имя Христа, предстала перед императором с яйцом. Подарить яйцо – подарить надежду.

 

Яйцо как бы служит видимым знаком Воскресения мертвых, залог которого - Воскресение Христа, Победителя смерти.

 

Красный же цвет, обыкновенно употребляемый при окраске пасхальных яиц, указывает на искупление человеческого рода излиянием крови Богочеловека. Поэтому, даря друг другу в день праздника Воскресения Спасителя красное яйцо, мы выражаем свою радостную уверенность в том, что перейдем в бессмертие!

Как окрасить яйца без «химии»

Яйца, окрашенные в один цвет, раньше назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета - это была крапанка. Еще были писанки - яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

 

Не все «яичные художники» знают, как правильно окрасить яйцо, чтобы оно не треснуло в кипящей воде, а цвет получился интенсивным.

 

Чтобы сохранить скорлупу целой до конца варки, яйца надо около часа подержать при комнатной температуре. В воду желательно добавить столовую ложку соли. Также можно на одном конце яйца проколоть маленькое отверстие. Чтобы краска ложилась ровнее, перед тем как красить яйца, их необходимо обезжирить - протереть мыльным раствором или спиртом.

 

Теперь о самих способах окрашивания яиц.

 

1. Луковая шелуха - самый известный и доступный всем способ. Яйца можно окрасить в цвета от желтого до красно-коричневого. Цвет зависит от концентрации отвара. Нужно приготовить отвар из луковой шелухи и дать ему настояться. Если вы хотите, чтобы цвет был более насыщенным, шелухи надо взять побольше и варить ее около получаса до того, как в отвар опустите яйца. Яйца опустить в настой, довести до кипения и варить в течение 10 мин. Вынуть, остудить.

2. Чтобы яйца получились желтого или золотистого цвета, их красят с помощью березовых листьев. Отвар готовится из листьев, можно сухих, молодой берёзы и настаивается около получаса. Яйца вымыть, опустить в тёплый настой, варить 10 минут после кипения, вынуть и остудить.

3. Уже вареные яйца натереть соком (свекольным, морковным, соком шпината).

 

4. Положите яйца в кастрюлю, залейте их водой. Добавьте чайную ложку уксуса. Кипятите яйца 15 минут с натуральными красящими добавками.

Светло-красный - свекла или черника.

Оранжевый - лук.

Светло-желтый - апельсины или лимоны, морковь.

Желтый - корни куркума, скорлупа грецкого ореха.

Светло-зелёный - листья шпината, крапивы.

Зелёный - зелёные яблоки.

Синий - листья красной капусты.

Бежевый или коричневый - кофе.

Если после окрашивания поставить яйца в этом же отваре на всю ночь в холодильник, то окраска будет более яркой.

5. Мокрые яйца обваливают в сухом рисе, заворачивают в марлю (концы марли надо плотно завязать ниткой, чтобы рис прилип к яйцу) и варят в луковой шелухе обычным способом. Получаются яйца в крапинку.

6. Для получения мраморного эффекта нужно обернуть яйца в луковую шелуху и сверху завязать каким-нибудь хлопчатобумажным материалом.

7. При окрашивании можно обмотать яйца разноцветными нитками, тогда на них получатся интересные разводы.

8.Сварить яйца в воде с содой. Обернуть яйца в разноцветные шелковые лоскутки, перевязать ниткой. Опять их прокипятить в этой воде, дать остыть, открыть лоскутки.

9. Сорвите молодые листики разной формы (например, листики петрушки). Приложите к яйцам эти листики, обмотайте чулком и туго завяжите. Опустите в крепко заваренную луковую шелуху. Варить долго

10. Окрашенные любой пищевой краской яйца еще горячими промокнуть салфеткой, поставить в рюмку или подставку для яиц и тонкой акварельной кисточкой разрисовать их, пока они не остыли. В этом способе все зависит только от богатства вашей фантазии.

11. Так же можно покрасить яйца не только снаружи, но и изнутри. Нужно отварить их 3 минуты, потом достать и в некоторых местах проткнуть скорлупу иголкой. Затем кипятить еще некоторое время до готовности в крепкой заварке с добавлением гвоздики, корицы и кориандра.

После окрашивания пасхальных яиц для придания блеска нужно протереть их растительным маслом.

Другие способы украсить пасхальные яйца

ДЕКУПАЖ

Материалы и инструменты: вареные яйца, клей ПВА, вода, емкость для разведения клея, две-три красивые салфетки хорошего качества, ножницы.

Ход работы:Возьмите салфетки. Вырежьте из них рисунки, которые на них есть. В нашем примере использованы салфетки двух видов с разными рисунками. Вы можете вырезать из них как фигурки (зайчик, овощи), так и просто полоски, квадратики, кружочки. Затем приготовьте клей. Можно приклеить ваши картинки к яйцам просто на клей ПВА, но лучше развести его с водой в такой пропорции: одна часть клея - одна часть воды. Приклейте салфетки, разглаживая складочки. Осталось дать вашей работе высохнуть - и готово!

Примечание:салфетки можно приклеивать как на окрашенные яйца, так и на неокрашенные (как на фото).

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА, УКРАШЕННЫЕ ЛОСКУТКАМИ

Материалы и инструменты: Вареные яйца, клей ПВА, вода, несколько красивых лоскутков ткани, ленточки, кружево, ножницы.

Ход работы:Чтобы украсить эти яйца потребовалось просто приклеить лоскутки, ленточку и кружево на клей ПВА. Мы порезали лоскутки ткани на полоски, но можно сделать по-другому. Порежьте разноцветную ткань на мелкие кусочки и приклейте их, как мозаику.

ПАСХАЛЬНОЕ ЯЙЦО "ХРИСТОС ВОСКРЕС"

Если у вас совсем нечем покрасить яйца на Пасху, то можно просто завернуть их в салфетки и перевязать красивой ленточкой.

Надпись «Христос воскрес» сделана из макарон-букв, приклеенных на клей ПВА.

 

БИСЕРНОЕ ЯЙЦО

Оплетенное бисером яйцо - это настоящее произведение искусства.

Не каждый способен такое сделать. Предлагаем вам более простой вариант. Возьмите длинную нитку, нанизайте на нее бусинки бисера и приклейте эту связочку на яйцо при помощи клея ПВА.

РАСПИСНЫЕ ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА

До окрашивания яйца надо мыть мягким мылом губочкой, не вытирать, а дать высохнуть на полотенце. И в кастрюльку класть в перчатках или с помощью тряпочки. Тогда на них не будет пятен.

Яйца на фото окрашены в хорошем отваре луковой шелухи, а узор нанесен обычным золотым акрилом. Секрет в том, что эта краска ложится тонкой пленочкой, не впитывается и не отравляет яйцо, но все же не стоит рисковать - чем краски меньше, тем лучше.

И еще секрет: чтобы декор не был смыт святой водой при обряде, необходимо полировать яйца обычным парафином (натирать яйцо свечой и натирать тряпочкой до блеска).

Если сделать отвар шалфея (покупная пряность - желтый порошок или оранжевые сухие лепесточки - они лучше), яйца будут золотые. Невероятно красиво и вкусно пахнет! Кстати, отвары после крашения (особенно дорогие - от шалфея, черники и т.п.) можно сцедить и заморозить. Их можно будет на следующий год чуть-чуть освежить новым отваром и снова использовать.

Еще яйца можно покрасить в чае каркаде. Сначала прокипятите листки чая (минут 10-15), чтобы отвар приобрел темно-красный цвет, а потом сварите в нем яйца.

ПАСХАЛЬНЫЕ ЯЙЦА, УКРАШЕННЫЕ КРУПОЙ

Можно использовали рис, пшено, горох, чечевицу и черный перец горошком. Крупа хорошо клеится на клей ПВА, но безопаснее на клейстер. Как приготовить клейстер? Возьмите стакан воды и столовую ложку с горкой муки. Размешайте муку в воде (лучше пользоваться вилкой). Поставьте на медленный огонь и помешивайте. Когда вода закипит, масса начнет густеть. Прокипятите ее минуты три - и готово.

ЯЙЦА ИЗ ГИПСА СВОИМИ РУКАМИ

Чтобы не красить каждый год яйца на Пасху, сделайте их из гипса! Такое яичко не бьется и хранится долго.

 

Материалы и инструменты:гипс строительный (порошок), вода, скорлупки от яиц, стаканчики от детского творожка, нож, емкость для смешивания гипса, шпилька или шило, скотч или лейкопластырь; для раскрашивания - акриловые краски, кисти, бисер, пайетки, клей.

Ход работы:

1. Сначала вам понадобятся пустые яичные скорлупки. Как их получить? Возьмите сырое яйцо, проделайте две дырочки с торцов. Одна из них пусть будет маленькой, а другая примерно 1 см в диаметре, не меньше, ведь через нее придется заливать гипс. После того, как вы проткнули дырки в яйце, воткните в него шпильку и помешайте внутри, чтобы разбить желток. Тогда яйцо легко вытечет (при этом можно подуть в него). Промойте и дайте высохнуть.

 

2. Лучше сразу собрать необходимое количество яичных скорлупок и за один раз залить гипсом. Заклейте маленькую дырочку кусочком скотча или лейкопластырем. Поставьте скорлупки в пустые стаканчики из-под детского творожка или йогурта. Теперь нужно залить их гипсом. Для этого разведите гипсовый порошок водой до получения массы, по консистенции напоминающей тесто на оладьи. То есть масса должна стекать с ложки, но не быть очень жидкой. Внимание! Гипс быстро затвердевает, торопитесь. Не разводите сразу много, примерно на 3 яйца за один раз.

 

3. Теперь дайте вашим заготовкам хорошенько высохнуть, на это уйдет примерно сутки. Потом аккуратно очистите скорлупу. Если форма яиц не совсем правильная, подкорректируйте ее, разведя небольшое количество гипса и замазав ямочки и пустоты. Еще можно пройтись мелкой наждачной бумагой, чтобы убрать шероховатости. Ваши заготовки готовы, но гипсовые яйца еще все равно сыроваты, им нужно еще несколько дней, чтобы окончательно высохнуть. Положите их на солнце или на батарею.

 

4. А теперь самое приятное - раскраска! Она проводится в два-три этапа: сначала раскрасьте яйцо с одной стороны, потом с другой. Используйте акриловые краски, они после высыхания не боятся воды. Вам опять пригодятся маленькие стаканчики. Яйца также можно украсить бисером и пайетками, посадив их на клей. Вот и готово!

Значения символов, используемых

при росписи пасхальных яиц

Сосна — символ здоровья.

Голубь — символ души.

Сеточка — символ судьбы.

Дубок — символ силы.

Точечки — символ плодородия.

Сливы — символ любви.

Хмель — символ плодородия.

Любая ягодка — символ плодородия; матери.

Белый цвет — начало всех начал: судьба, которая строится на небе.

Желтая сеточка — символ солнца и судьбы, которая строится здесь.

Черный цвет — цвет скорби. На черную основу обязательно наносили яркий рисунок. Ребенку делали писанку на вишневом фоне, а не на черном.

Изготовление пасхальных яиц в России

Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня... Они могли быть самых разных размеров - от больших, в которые можно спрятать различные сюрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек - их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

 

В форме яйца исполняли самые разнообразные бытовые предметы - несессеры, часы, вазочки, подарочные чашки и т.д.

 

В России обычай обмениваться на Пасху крашеными яйцами соблюдался во всех слоях общества - от крестьянской избы до царского юра, причем христосовались со всеми домашними, без различия сословий - хозяева со слугами и т.д.

 

При царском дворе, начиная с Алексея Михайловича, обычай подношения пасхальных яиц превратился в строго регламентировании ритуал: «...Чинно и в порядке подходили к царю бояре, окольничие, думные дворяне и дьяки, кравчие, близкие и приказные люди, стольники, стряпчие, дворяне московские. Царь давал им яйца гусиные, куриные и деревянные точеные, каждому по три, по два, по одному, смотря по знатности жалуемого. Яйца были расписаны золотом и яркими красками в узор или цветными травами, а в травах птицы и звери и люди», - писал Н. Костомаров.

 

Изготовлением пасхальных яиц на Руси занимались пекари, иконописцы, травщики (то есть художники по растительному орнаменту) Оружейной палаты и монахи Троице-Сергиевой лавры. Со временем все чаще стали христосоваться рукодельными яйцами, и постепенно пасхальные яйца превратились в своеобразный памятный подарок, нередко весьма дорогой и изысканный.

 

В XVIII-XIX веках производство пасхальных яиц становится самостоятельным видом искусства, а с конца прошлого столетия - и самостоятельной отраслью художественной промышленности. Их делали на стекольных и фарфоровых заводах, на шлифовальных фабриках, в мастерских и т.д.

 

В кладовой Зимнего дворца имелся постоянный запас пасхальных яиц - для императорских детей, для подарков, а также для международных промышленных выставок. Количество подарочных яиц, ежегодно поставляемых царскому двору, постоянно увеличивалось.

 

Эскизы для декорации пасхальных яиц, предназначавшихся царю, членам его семьи и другим знатным особам, нередко заказывали известным иконописцам и художникам (так, например, делали на императорском фарфоровом заводе, где выпуск пасхальных яиц был налажен с 1749 года).

 

Мировую славу снискали пасхальные яйца фирмы Фаберже. Мастера фирмы создали 56 уникальных подарочных яиц для императоров Александра III и Николая II.

 

Двенадцать пасхальных яиц было изготовлено для частных лиц - Александра Фердинандовича Келча (владельца нескольких золотых приисков в Сибири), для князя Юсупова и для герцогини Мальборо.

 

После 1917 года производство пасхальных яиц было прекращено. Однако традиция одаривать на Пасху друзей и родственников раскрашенными яйцами сохранилась.

Пасхальные яйца Фаберже

Первое пасхальное яйцо было заказано Фаберже царем Александром III в 1885 году. Благодаря его мгновенному успеху, Фаберже получил постоянный заказ императорского двора и стал выполнять пасхальные яйца одно за другим, десять - для царя Александра III, которые тот каждый год, вплоть до смерти в 1894 году, дарил своей жене Марии Федоровне; и еще 44 - в период между 1895 и 1916 гг. - для царя Николая II в качестве подарков для его матери, тогда уже вдовствующей императрицы, и для жены Александры Федоровне.

 

В общей сложности, по императорскому заказу им было создано 54 пасхальных яйца. Серия пасхальных яиц Фаберже, выполнявшаяся для двух российских императоров - самый грандиозный проект, который когда-либо доставался на долю кому-нибудь из ювелиров. Условий было всего три: яйцеобразная форма, «сюрприз» и отсутствие повторений. «Сюрприз» чаще всего был связан с тем или иным событием в жизни царской семьи - рождением, годовщиной, совершеннолетием, коронацией.

 

Фаберже отнесся к этому проекту с максимальной серьезностью, часто планируя работу на годы вперед. Изделия, скрепленные застежками и петлями, при необходимости, можно разобрать для ухода за ними или ремонта. Независимо от того, была ли разборка предусмотрена изначально или нет, эта особенность позволяла содержать все его механические компоненты в исправности. Это, в свою очередь, снимало многие ограничения в выборе материалов. Фаберже нравились сочетания драгоценных материалов с теми, что имеют малую стоимость в денежном выражении.

 

Чаще всего «скорлупа» яйца эмалировалась в известной технике Фаберже. Если яйцо состояло из двух раскрывающихся половинок, дизайн разрабатывался так, чтобы декор тщательно маскировал сомкнутые края обеих половинок. Декоративные накладки, крепящиеся к поверхности пасхальных яиц, не только определяли особенности художественного стиля, но и способствовали созданию сюжетов, которые предвосхищали или подчеркивали значение находящихся внутри сюрпризов.

 

Некоторые важные декоративные детали служили еще и в качестве оснований, цоколей и опорных стоек. Выбор материала для изготовления декоративных отделок зависел от их предназначения. При изготовлении пасхальных яиц как заменитель золота, обладающий и красотой, и прочностью, использовались золоченая бронза (ormolu).

 

Также использовалось позолоченное серебро (vermeil), имеющее еще более блестящую поверхность по сравнению с бронзой. Серебро применялось также для изготовления рамок миниатюрных портретов-сюрпризов. Для чисто декоративных целей Фаберже часто использовал цветное золото. Правильно подбирая соотношение чистого золота и других чистых металлов, он получал набор оттенков различной насыщенности.

 

Немало пасхальных яиц украшает сплошная декоративная отделка, обычно называемая cagework (сетка, решетка, каркас). Сами по себе или в сочетании с другими деталями декора, «сетки» изготовлялись из весьма разнообразных материалов.

 

Большая часть деталей внешней отделки, начиная с каркасов и фестонов из золота разных оттенков и кончая листьями и стеблями цветов на пасхальном яйце «Ландыши», крепится к его оболочке при помощи миниатюрных застежек. Застежки, припаянные к обратной стороне крепящихся деталей, вставлялись в отверстия в оболочках. Затем они сгибались вдоль внутренней поверхности оболочки, чтобы прочно закрепить украшения. Во время сверления отверстий в эмалированной оболочке яйцо погружали в воду, чтобы сверло не перегрелось и не повредило эмалевой покрытие.

 

В числе «сюрпризов», спрятанных во многих пасхальных яйцах Фаберже - миниатюрные модели, сделанные из драгоценных материалов, ювелирные изделия, а также изображения людей, событий и мест, имевших значение для императорской семьи. Некоторые сюрпризы - по сути, отдельные произведения искусства, которые можно увидеть или, как в ряде случаев, привести в движение, только при извлечении из яйца.

 

Другие секреты можно наблюдать сквозь прозрачную оболочку яйца. Открывающиеся части яйца крепятся на шарнирах. Верхняя часть может выполнять роль крышки. Боковые части могут быть створками, открывающимися вверх или вниз в зависимости от расположения шарниров. Деталь внешнего корпуса яйца, скрывающая сюрприз, обычно крепится на пружинных шарнирах, которые сконструированы таким образом, что при нажатии кнопки или собачки она плавно открывается.

 

Не было предмета, который испугал бы мастеров Фаберже своими размерами и показался бы невозможным для миниатюрного воспроизведения в качестве сюрприза для пасхального яйца. Макет Гатчинского дворца и прилегающих территорий, с деревьями, фонарными столбами, был изготовлен из гравированного и текстурированного золота четырех цветов.

 

Макет памятника Петру Первому, выполненного Фальконе по заказу Екатерины Великой, также нашел воплощение в «сюрпризе».

 

В некоторые яйца встроены часы. Часовые механизмы заводятся ключами, которые обычно вставляются в отверстие в задней части корпуса, но есть и механизмы, заводящиеся с помощью ручки. На некоторых пасхальных яйцах часы имеют горизонтальную ленту с цифрами, вращающуюся напротив неподвижной отметки. Внутри особых яиц спрятаны фигурки птиц, появляющихся каждый час из верхней части яйца.

 

Пожалуй, самым знаменитым «сюрпризом» является коронационная карета из пасхального яйца «Коронационное» - миниатюрный макет длиной 3 и 1/6 дюйма, сделанный из золота и эмали - точная копия кареты, использовавшейся при коронации Николая II и его жены 1896 г.

 

«Занавески» выгравированы прямо на оконцах из горного хрусталя. Декорированные дверные ручки, размером меньше, чем рисовое зерно, поворачиваются, открывая и закрывая дверцы на защелку. Корпус кареты покоится на ремешках, которые амортизируют, как настоящие кожаные, таким образом, покачивается и корпус на шасси при движении экипажа.

 

Самые хитроумные секреты приводятся в движение заводными механизмами. Основой для создания этих механизма послужили швейцарские автоматы XVIII века; однако макет поезда в пасхальном яйце «Великий Сибирский путь» является точной копией настоящего локомотива и вагонов транссибирского экспресса. Действующая модель поезда складывается секция за секцией в обитый бархатом футляр внутри яйца. Карта железнодорожного маршрута и венчающий всю композицию геральдический орел служат также и намеком на сюрприз, скрытый внутри яйца. Выполненное в лучших традициях Фаберже пасхальное яйцо «Великий Сибирский путь» и его «сюрприз» входят в число тех произведений искусства, что радуют глаз, пленяют воображение и греют душу.

Самое большое пасхальное яйцо

Праздничное пасхальное яйцо, установленное в городском парке в Севастополе, достигает в высоту 4 метров 20 сантиметров. Это самый большой символ Воскресения Христова.

 

Николай Помогалов, директор Детского городского парка, где установлена скульптура, рассказал, что сделана она из арматуры, фанеры и обычной шпаклевки. Сверху яйцо очень красиво разрисовано. С одной стороны на нем изображен будущий храм во имя святого праведного адмирала Феодора Ушакова, еще только строящийся в Севастополе. А с другой – портрет самого адмирала.

Дома в форме яйца

Идея «дома-яйца» далеко не нова и архитекторы периодически прибегают к подобной форме в своих работах. Вместе с тем, в нашем остроугольном мире округлое, а, тем более, яйцевидное здание обязательно обратит на себя внимание, и потому к нему предъявляются повышенные требования со стороны профессионалов и обывателей.

Вряд ли в ближайшее время сферические здания широко распространятся по планете, они до сих пор представляются пришельцами из другого мира, но появляться они обязательно будут.

 Музей «Писанка» от А.В. Попова

«Дом-яйцо» на улице Машкова в Москве, включен в рейтинг самых необычных зданий мира. Его придумали архитектор Сергей Ткаченко и галерист Марат Гельман в конце 90-х годов ХХ века.

 

 

 

 

 

дом-яйцо, Weltstadthaus, Кельн, Ренцо Пиано

 

 

 

 

 

Казино Magritte, Лас-Вегас, Neutelings Riedijk дом-яйцо, Cybertecture Egg

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Пасхальное яйцо - известный русский сувенир. Пожалуй, только расписная матрешка более знаменита за пределами нашего Отечества.

В конце 80-х годов нынешнего столетия в нашу жизнь вернулись забытые обычаи и ритуалы, в том числе старинная русская традиция с троекратным поцелуем и подношением пасхального яйца. Большой интерес у публики вызвали выставки пасхальных яиц в России и за ее пределами. Так, в 1990 году в Италии была впервые показана коллекция русских фарфоровых пасхальных яиц из фондов Государственного Исторического музея. А вслед за ней сначала в городе Сан-Диего (США), а затем в Москве были организованы выставки яиц, сделанных фирмой Фаберже по заказу русской императорской семьи, хранящихся в коллекциях музеев Московского Кремля и Нью-Йоркской галереи журнала 'Форбс'. В 1992 году в рамках международного Сергиевского конгресса, посвященного Сергию Радонежскому, в Центральном доме художника прошла выставка пасхальных яиц.

Пасхальные яйца являются атрибутом одного из главных религиозных праздников христиан - дня поминовения 'чудесного Воскресения' распятого на кресте Иисуса Христа. С древности яйцо служило символом весеннего солнца, несущего с собой жизнь, радость, тепло, свет, возрождение природы, избавление от оков мороза и снега, - иными словами, перехода из небытия в бытие. Когда-то было принято подносить яйцо как простой малый дар языческим богам, дарить яйца друзьям и благодетелям в первый день Нового года и в день рождения. Богатые вместо окрашенных куриных яиц зачастую подносили золотые или позолоченные яйца, символизировавшие солнце. У древних римлян был обычай в начале праздничной трапезы съедать печеное яйцо - это символически связывалось с успешным зачином нового дела.

У каждого народа существуют свои праздники, но среди них есть праздник праздников, самый главный. Таким событием на Руси на протяжении многих столетий была Святая Пасха. Традиция обмена крашеными яйцами на Пасху имеет в России давние корни. Известно, что во времена правления царя Алексея Михайловича для раздачи на Пасху было приготовлено до 37 тысяч яиц. Наряду с натуральными (куриными, лебедиными, гусиными, голубиными, утиными) крашеными яйцами были деревянные и костяные, резные и расписные. Естественно, своеобразным эталоном для размера яиц из дерева, кости, фарфора, стекла, камня был размер яиц натуральных.

В 1664 году травщик (то есть художник по растительному орнаменту) Троице-Сергиева монастыря Прокопий Иванов специально был вызван в Москву расписывать яйца. Два года спустя он привез ко двору 170 деревянных яиц, писанных по золоту 'цветными красками разными добрыми травными образцы'. Ученик известного иконописца Сергея Рожкова Иван Петров Маскжов расписывал точеные яйца по двойному золоту. Царский иконописец армянин Богдан Салтанов в 1675 году поднес Алексею Михайловичу к Пасхе оригинальный дар: 'три блюда - на одном из них пять яиц гусиных травчатых золоченых, на другом - семь яиц утячьих, писанных разными красками по золоту, на третьем - семь курячьих золоченых сильно; а еще ящик за слюдою, а в нем сорок яиц курячьих, писанных по золоту разными красками'. В 1677 году почти все мастера Оружейной палаты делали подарки царю Федору к Пасхе в виде яиц. В 1680 году тот же Богдан Салтанов, который писал иконы по тафте, то есть выполнял живопись по ткани с аппликацией для иконостасов кремлевских церквей, поставил ко двору 50 крашеных яиц. В феврале 1690 года ученик Симона Ушакова иконописец Василий Кузьмин и жалованный царский иконописец Никифор Бавыкин расписали 'разными цветными красками' деревянные точеные яйца, сделанные 'против курячьих, утиных и голубиных'. В 1694 году расписывали яйца сыновья выдающегося изографа Оружейной палаты Федора Зубова Иван и Алексей - будущий основоположник русской исторической гравюры.

В XVIII-XIX веках художественно оформленные пасхальные яйца получают такое широкое распространение среди различных слоев российского населения, что с этого времени о пасхальных яйцах можно говорить как о своеобразном виде декоративно-прикладного и народного искусства. К этому времени достаточно традиционными стали и ювелирные драгоценные яйца, и простые крестьянские 'писанки' и 'крашенки'. Облик ювелирных пасхальных яиц был подвижен и изменялся с течением времени. 'Писанки' и 'крашенки', характерные для крестьянской среды, были менее подвержены стилистическим временным изменениям. Русское прикладное искусство XVIII века получило качественно иной характер по сравнению с искусством предшествовавших столетий. Оно приобрело ярко выраженную светскую направленность. Связано это было в первую очередь с экономическими, политическими и культурными преобразованиями, проведенными Петром I. Наступила эпоха вхождения России в общеевропейский художественный процесс. В едином русле шло развитие изобразительного и декоративно-прикладного искусства.

Появление новых для России материалов, связанных с петровскими преобразованиями, а именно фарфора, стекла, папье-маше, способствовало развитию искусства изготовления русских пасхальных яиц. Первое дошедшее до нашего времени фарфоровое пасхальное яйцо создано к Пасхе 1749 года изобретателем русского фарфора Дмитрием Виноградовым. С открытием в 1748 году фарфора производство декоративных яиц в России было поставлено на промышленную основу. В 1749 году Виноградов записал в дневнике: "Яйца точили и формовали'. Отныне и вплоть до революции Императорский фарфоровый завод выпускал пасхальные яйца. Самым ранним из них было яйцо с изображением амуров, вероятно, по рисунку Франсуа Буше, которое относится к середине XVIII века и находится в Государственном Русском музее. К каждой Пасхе завод делал пасхальные яйца для членов императорской фамилии 'на раздачу' при христосовании. Фарфоровые яйца чаще всего были подвесными и имели сквозное отверстие, куда продевалась лента с бантом внизу и петлей вверху. Такие яйца обычно подвешивались в красный угол, под иконы. В XVIII-XIX веках фарфоровые пасхальные яйца - такая же прихоть моды, как и весь старый фарфор. С 1820-х годов частные фарфоровые фабрики России также стали выпускать пасхальные яйца. Датировать образцы, которые были одноразовым заказом к пасхальным дням, можно по стилистическим художественным признакам.

Сошествие во ад
Декор пасхальных яиц, особенно фарфоровых и стеклянных, наиболее массовых на протяжении всего XIX века, соответствовал тем или иным художественным направлениям в изобразительном искусстве. Начиная со второй половины XIX века оформление пасхальных яиц приняло более специфический характер с использованием традиционных религиозных пасхальных сюжетов ('Сошествие во ад', 'Воскресение' и др.), религиозной символики и атрибутики. В сцене 'Сошествие во ад' Христос, окруженный патриархами и пророками, стоит, держа Адама за правую руку, над дверьми ада, которые он только что разбил.

В 1874 году по заказу московских старообрядцев 'поповского толка' братьями Тюлиными, известными иконописцами из Мстеры, были писаны изображения на пасхальных яйцах для приветствия высоких особ. Тюлины к тому времени прославились расчисткой и починкой старинных икон храмов старообрядческого Рогожского кладбища. Яйца вытачивались из дерева. Каждое из них состояло из двух половинок, внутри было вызолочено матовым золотом, наружная сторона окрашена яркой малиновой краской. Яйцо было очень легким, чрезвычайно изящным и отполированным, как зеркало. Мастера Тюлины расписали яйца двух размеров: десять величиной с гусиное, восемь - с утиное. У всех яиц на одной из сторон был сюжет 'Сошествие во ад Спасителя', а на другой - изображение святого, покровительствующего тому лицу, которому предназначалось яйцо в подарок. Всего было три яйца со Св. Александром Невским, по одному - с царем Константином, князем Владимиром, митрополитом Алексием. Середину, где раскрывается яйцо, мастера отметили орнаментом. Роспись изображений отличается точностью деталей, древнерусской стилистикой, использованием червонного золота, за живопись на этих пасхальных яйцах были выплачены крупные по тем временам вознаграждения: за большие яйца - по 25 рублей, а за малые - по 15 рублей за один раритет.

В 1799 году на Императорском фарфоровом заводе было изготовлено 254 яйца, в 1802-м - 960. В начале XX века на производстве 3308 яиц в год на том же заводе было занято примерно тридцать человек, включая учеников. К Пасхе 1914 года выпущено 3991 фарфоровое яйцо, в 1916 году - 15365 штук. Кроме того, в России появлялись тысячи пасхальных яиц, жизнь которым давали и различные мелкие предприятия, и народные умельцы.

Пасхальные яйца из папье-маше в конце XIX века делали на подмосковной фабрике Лукутина, ныне знаменитой Федоскинской фабрике лаковой миниатюрной живописи. Наряду с религиозными сюжетами мастера фабрики Лукутина часто изображали на пасхальных яйцах православные соборы и храмы. Одним из излюбленных сюжетов лукутинских мастеров был храм Василия Блаженного на Красной площади. В конце XIX - начале XX века наряду с иконами в московских иконописных мастерских, образованных выходцами из традиционных иконописных центров России - Палеха, Мстеры, Холуя, расписывали и пасхальные яйца.

В письмах из России, относящихся к началу XIX века, сестры ирландки Бильмот, гостившие у знаменитой просветительницы Е. Р. Дашковой, рассказывали, что на Пасху по окончании субботней службы все стали дарить друг другу пасхальные яйца - расписные, резные, крашенные в различные цвета. Сестры отмечают, что подарки в этот день обязательны, и в качестве 'яйца' княгиня Е. Р. Дашкова подарила одной из них два бриллианта. При подношении дара, писали сестры Бильмот, говорят: 'Христос Воскресе!' На это отвечают: 'Воистину Воскресе'. Произнося эти слова, продолжают сестры, даже крестьянин имеет право поцеловать руку любому важному лицу (хоть самому императору), и отказать никому нельзя. Из этого свидетельства видно, что в роли 'пасхального яйца' могли выступать и другие подарки, а именно - драгоценности.

Одним из первых соединить пасхальное яйцо с ювелирным украшением попытался Фаберже. Имя Карла Фаберже чаще всего ассоциируется с блестящим искусством декоративного пасхального яйца.
Яйцо "300-летие дома Романовых", 1913
По известным причинам декоративные яиц фирмы Фаберже до недавнего времени были более известны за пределами России Мастерские Фаберже создали 56 пасхальных яиц для императора Александра III и императора Николая II. Александр III в 1885-1894 годах преподнес своей жене 1С пасхальных яиц. Николай II в 1894-1917 годах заказал 46 пасхальных яиц для подарков своей матери, вдовствующей императрице Марии Федоровне, и жене Александре Федоровне.

Двенадцать пасхальных яиц было создано для Л. Ф. Келча, владельца нескольких золотых рудников в Сибири, для князя Ф. Ф. Юсупова и герцогини Мальборо, также выполнялись изящные и дорогие пасхальные подарки, часто содержащие различные сюрпризы. Это были пасхальные яйца со сложными заводными механизмами, представляющие собой чудеса ювелирного искусства, создание каждого из которых обходилось очень дорого. Образцы хранились в специальных футлярах или сейфах и извлекались оттуда для показа только во время Пасхи. В настоящее время известно местонахождение некоторых раритетных пасхальных яиц Фаберже: двенадцать экземпляров хранится у английской королевы, одиннадцатью владеет американский журнал 'Форбс' и десять находится в Оружейной палате Московского Кремля.

Первое пасхальное яйцо 1885 года с полосками из синей эмали было выполнено мастером Михаилом Перхиным. Двадцатишестилетний петрозаводчанин, он в 1886 году становится главным мастером фирмы Фаберже. До 1903 года - года смерти Перхина - его инициалы ставились на всех яйцах-сюрпризах фирмы Фаберже, сделанных для императоров Александра III и Николая II. Яйцо, выполненное Перхиным, состояло из оболочки-скорлупы' из слоновой кости. В скорлупе - покрытая эмалью курица из золота с рубиновыми глазами. Внутри нее - золотая корона, унизанная жемчугом. Л в короне - золотое кольцо. Именно с 1885 года началась традиция ежегодного дарения пасхальных яиц-сувениров фирмы Фаберже. 'Ваше Величество будет довольно' - такой ответ обычно давал знаменитый мастер на вопрос о сюжете очередного яйца.

Изготовление ювелирно украшенных пасхальных яиц имело давнюю традицию в России. Например, посеребренное яйцо-сюрприз было сделано мастером Нордбергом для Александра II. Но именно фирме Фаберже удалось довести искусство изготовления ювелирных пасхальных яиц до непревзойденного уровня мастерства, изящества и творческой фантазии. Фаберже никогда не делал точных копий. На всех его работах лежит печать неповторимого индивидуального почерка, навечно оставшегося в истории мирового искусства.

Трехсотлетие дома Романовых
с глобусом
Русская императорская династия и ее многочисленные королевские и княжеские родственники в Англии, Дании, Греции, Болгарии, Гессене, Ганновере получали яйца Фаберже в подарок из России, высоко ценили эти драгоценные вещицы и передавали их следующим поколениям. После первой мировой войны, падения монархии в Европе и обеднения аристократии многие изделия Фаберже были проданы и перешли к другим владельцам. В 1920-е годы для пополнения казны валютой советское правительство продало ряд произведений искусства из государственных коллекций. Из императорской коллекции, конфискованной после 1917 года, была продана большая часть, видимо, 'абсолютно бесполезных' для советского государства уникальных пасхальных яиц.

Вопреки воинствующему атеизму послереволюционных десятилетий обычай празднования Пасхи передавался из поколения в поколение: слишком важна эта традиция для православного человека по всей России. Когда изготовление художественных подарочных пасхальных яиц прекратилось, Пасху продолжали праздновать с 'крашенками' (теми самыми разукрашенными в один или несколько цветов яйцами, которые известны едва ли не всем в нашем обиходе) и 'писанками' (расписанными орнаментом). Традиция изготовления 'писанок' была сильна в западных районах Украины. Тамошние 'писанки' напоминают о дохристианском характере рисунка, уходящем во времена, когда русские, украинцы, белорусы были единым народом, об истоках общеславянских традиций. Орнамент 'писанок" делится на геометрический, растительный и зооморфный. У западноукраинских 'писанок' много символических обозначений, характерных для древних славян языческого периода - треугольники, звезды, кресты, точки, спирали, кружки, стилизованные растения, петушки, коньки и т. д.

'Писанки", как правило, делают в сельских местностях. В каждом селе имеется две-три расписчицы. Орнаментируют яйца следующим образом: яйцо покрывают воском при помощи тонкой металлической трубочки, закрепленной на деревянной ручке. Трубочкой наносят основные линии рисунка. А когда воск остынет, яйцо опускают в краску. Таким образом оно окрашивается целиком, кроме контурных линий рисунка, остающихся белыми, за тем части яйца, которые хотят сохранить окрашенными в эту первоначальную краску, покрывают воском, а яйцо опускают в краску другого цвета. И так несколько раз. После этого нагревают яйцо, растапливают воск - и 'писанка' готова. Применяются обычно растительные краски. 'Писанки' имеют два или более цвета. Существует особая техника орнаментирования яиц: узор выцарапывается тем или иным острым 'инструментом". Такие яйца называются 'скробанками'.

'В городе Горьком, - писал историк искусства М. Л. Ильин, - на воскресном базаре (лучше всего в так называемое 'Вербное воскресенье', за неделю до Пасхи) на колхозных рынках вы обнаружите подлинные россыпи, иначе не назовешь, замечательного народного искусства. То будут деревянные расписные яйца, коробочки-грибки, детские игрушки и многое другое, покрытое поразительно яркой 'химически-анилиновой' росписью. Это роспись сёл Майдана и Крутца. Она давно перешагнула границы города... Она подлинное современное детище искусства нашего народа, живое, красивое, яркое'. Правда, долгое время это не поощрялось официальными властями, поэтому живое искусство деревянного пасхального яйца сосредоточилось в глухих селах заволжского края - Полховском Майдане и Крутце.

Производство полховско-майданских токарных расписных изделий возникло в начале XX века. В 1914-1916 годах местные кустари начали украшать 'тарарушки' (токарные изделия: пеналы, коробочки и игрушки) по примеру Сергиевских мастеров с помощью выжигания и последующей раскраски. Только в 20-е годы нашего столетия складывается специфический стиль полховско-майданской росписи - она выполняется локально нанесенными красками: алой, желтой, синей. При наложении возникают красные и зеленые тона в пределах четко очерченного тушью контура. Растительный орнамент сочетается с изобразительными элементами росписи: деревьями, рекой, солнцем, домами, птицами. Обычно размер образцов не превышает размера настоящего куриного яйца. Иногда, как исключение, вытачиваются яйца размером побольше. Чаще других мотивов и сюжетов встречаются изображения петушка или курочки, солнца, храма или церкви и др. Именно мастерицы Крутца не боялись в советское время писать на яйцах 'XВ', изображать церкви и всячески обозначать, что яйцо является пасхальным.

Есть предположение, что стиль полховско-майданской и крутецкой росписи занесли в эти края в начале 20-х годов XX века переселенцы с Украины. Наивная крестьянская роспись этих яиц свидетельствует о близости к росписи и орнаментации украинских 'писанок'. Та же языческая символика на яйце - петух, курица, солнце, что является символом возрождения. Размер - близкий к естественному размеру куриного; те же принципы 'оформления'. Таким образом, мы видим, что в изделиях новых художественных центров народного искусства, возникших в XX веке, тесно переплелись христианская и языческая традиции.

В Бабенской артели, расположенной в деревне Бабенки Подольского уезда, вытачивались полированные токарные изделия из дерева и кости, в том числе и яйца. Именно отсюда черпали высококвалифицированные кадры токарей как московские мастерские Кустарного музея, так и кустарные артели Сергиева Посада. Традиции высокого токарного мастерства продолжает сергиево-посадское предприятие 'Сувенир', которое на протяжении всего советского периода выпускало яйца-сувениры, декорированные росписью с выжиганием. Чаще всего на этих одно-, двух- и трехместных яйцах-сувенирах изображаются памятные архитектурные места, связанные с Троице-Сергиевой лаврой.

Недалеко от Сергиева Посада находится еще один центр народного искусства - город Хотьково, знаменитый своими резчиками по дереву и кости. Именно отсюда пошла самобытная, возникшая на рубеже XIX-XX веков абрамцевско-кудринская резьба, создателем которой был талантливый крестьянин из села Кудрино В. П. Ворносков. Абрамцевско-кудринская рельефная резьба с заоваленным контуром и немного углубленным фоном органично сочетает традиционные народные приемы с новыми способами обработки дерева. Часто мастера пользуются протравкой-морилкой для создания различных цветовых оттенков - от золотистых до темно-коричневых. После морения изделие иногда полируется до блеска. Для этой резьбы характерны растительные орнаменты, которые полностью покрывают то или иное изделие, в том числе и поверхность яйца.

Наряду с Подмосковьем, известным высоким техническим и художественным качеством изделий из дерева на токарной основе, славен также Нижегородский край, где одно из первых мест принадлежит легендарной Хохломе. Для хохломской росписи характерны две разновидности орнамента: роспись 'верховая' и 'под фон'. 'Верховой' рисунок наносится мазками кисти на поверхность фона, образуя легкий ажурный узор. Сквозь растительный орнамент с цветами, травами и ягодами просвечивает золотистый фон. Роспись 'под фон' имеет золотистый силуэтный рисунок, окруженный черным или цветным фоном. Этот старинный промысел существует с XVI века, поэтому в рисунках хохломского орнамента присутствуют многие элементы, восходящие к орнаменту Древней Руси. Пасхальное хохломское яйцо, созданное главным художником производственно-художественного объединения - Хохломская роспись' Е. Доспаловой, отличается таким совершенством, что вспоминается легенда о золотом яичке. Именно золотое яйцо многие народы преподносили в качестве подарка и в языческие, и в христианские времена.

Если в народных художественных центрах по обработке дерева искусство токарного орнаментированного яйца не было утеряно в советский период, то в традиционных центрах лаковой миниатюрной живописи на папье-маше оно возникло только В постсоветское время после длительного перерыва и забвения. Одними из первых к росписи пасхальных яиц обратились миниатюристы Мстеры. Имея великолепную традицию росписи пасхальных яиц, воплотившуюся в работах братьев Тюлиных, О. Чирикова, современные мстерские мастера достойно ее продолжили. Бо время празднования 1000-летия христианства на Руси религиозные деятели отмечали, что из старинных центров темперной миниатюрной живописи на папье-маше Мстера наиболее полно сохранила традиции древнерусской живописи.

Как и до революции, пасхальные яйца с лаковой миниатюрной живописью Федоскино, Палеха, Мстеры и Холуя являются заказными и стоят довольно дорого. Обычно за роспись пасхальных яиц в этих центрах берутся только опытные высококвалифицированные мастера. Роспись пасхального яйца требует хорошего знания иконографии. Эти центры имели не только иконописные мастерские. Древнерусское искусство было искусством синтеза, объединяющим иконописцев, чеканщиков окладов, мастеров по эмали и филиграни, вышивальщиц болотного шитья и др. Сегодня роспись пасхальных яиц возрождается не только в Центре мстерской лаковой миниатюрной живописи, но и на предприятии 'Мстерский ювелир'. Здесь производят яйца с ажурной сканью, выполненной на основе геометризованного растительного орнамента.

Искусство холмогорских мастеров известно давно. Алексей Михайлович в XVII веке приглашал их ко двору для выполнения изделий из кости, в XVIII веке они были привезены в новую столицу - Петербург, где создали не превзойденные по мастерству произведения искусства. Творениям холмогорских резчиков присущи особая нарядность и торжественность, их отличает высокое мастерство, свидетельствующее о своеобразных художественных традициях этого центра в селе Ломоносове Холмогорского района. В настоящее время холмогорские мастера создают уникальные по методу изготовления пасхальные яйца. Работа холмогорского мастера С. Минина представляет собой выточенный из цельного куска мамонтовой кости ажурный футляр, основанием которого является позолоченное разъемное серебряное яйцо. По желанию оно может быть превращено в две одинаковые по размеру рюмочки. На эту кропотливую ювелирную работу ушло более полугода, одно неверное движение - и ажурный футляр, выбранный из кости мамонта, мог рассыпаться на глазах.

Керамические производства, выпускающие изделия из фарфора, фаянса, майолики, стремятся к массовому выпуску яиц. Подход к декорированию пасхальных яиц на этих художественных предприятиях достаточно традиционен. Гжельские пасхальные яйца Товарищества 'Гжель' - фарфоровые с кобальтом и майоликовые с многоцветной росписью - широко известны с дореволюционных времен. Они продолжают классическую линию росписи пасхальных яиц на фарфоровых заводах Кузнецова. Цветочные и сюжетные композиции с изображением православных храмов являются наиболее распространенными. Гжельские пасхальные яйца имеют различные размеры. Недавно начал выпускать пасхальные яйца с цветочной росписью Речицкий фарфоровый завод, расположенный неподалеку от Гжели. В последнее время в Москве стали появляться художественные предприятия, выпускающие изделия из керамики малыми партиями. Это - 'Никанд', с образцами из фарфора с кобальтовой росписью. Большинство фарфоровых яиц 'Никанда' являют собой авторские экземпляры. Так, пасхальные яйца расписывает художник С. Р. Керн. В основном это христианские мотивы, а также архитектурные пейзажи.

Высокая профессиональная подготовка художников и мастеров характерна и для московского фарфорового предприятия 'Даки', возникшего в 1992 году. Вместе с росписью фарфоровых изделий кобальтом здесь было налажено производство бисквита - фарфора, не покрытого глазурью, декорированного лепниной и росписью. Пасхальные яйца, как правило, выпускаются в единичных экземплярах и являются заказными.

Известны яйца из фарфора с лепниной кисловодского 'Феникса' и фаянсовые яйца с росписью семикаракорского предприятия 'Аксинья'. Оформление пасхальных яиц на этих фарфоровых производствах идет в рамках собственного художественного стиля. В последнее время известные центры народного искусства проходят процесс разукрупнения. От них отделяются небольшие мастерские, которые более мобильно реагируют на запросы современного общества. Такова фирма 'Саква', возникшая в поселке Мстера Владимирской области, здесь можно заказать пасхальное яйцо в авторском исполнении.

Своеобразная тематика представлена в росписи яиц народного художественного промысла - Товарищества 'Вятский сувенир'. Наряду с традиционным для этого центра инкрустированием соломкой есть и яйца, расписанные на религиозные сюжеты, в частности на сюжет 'Рождество Христово'.

С художественными традициями дореволюционного Санкт-Петербурга связано еще одно явление в современном искусстве оформления пасхального яйца - создание санкт-петербургскими мастерами пасхальных яиц по образцам Фаберже. Среди них выделяются миниатюрные кулоны с использованием христианской и языческой символики. Ажурные кулоны один к одному повторяют ажурные бусины барм из Рязанского клада, относящегося к памятникам ювелирного искусства домонгольской Руси. Первые попытки создания изделий в стиле Фаберже были предприняты в начале 80-х годов нынешнего столетия. Одним из инициаторов обращения к традициям знаменитой ювелирной фирмы был Андрей Ананов. После того как Ананов подарил медальон в виде пасхального яйца представителю фирмы Фаберже, из компании 'Cartier' пришло заключение о его высоком качестве. С Анановым заключили контракт, и вместе с тем была выработана специальная форма клейма 'Фаберже от Ананова' (просто ставить клеймо Фаберже на этих изделиях он отказался). Яйца фирмы Андрея Ананова имеются у выдающихся певцов Монтсеррат Кабалье и Пласидо Доминго, у Нэнси Рейган и Барбары Буш. Современные пасхальные яйца в авторском исполнении представляют собой оригинальное явление в русской художественной культуре конца XX столетия. Они - знак живого свободного художественного поиска. Нынешние пасхальные яйца в авторском исполнении можно разделить на несколько тематических групп: религиозные, пейзажные с архитектурой, просто пейзажные, литературные (по мотивам былин, русских народных сказок, произведений русских писателей), с языческими мотивами...

Яйцо пасхальное с иконой преп Сергия Радонежского

Интересно отметить тот факт, что некоторые художники-профессионалы, обратившиеся к росписи матрешек, через три-четыре года занялись пасхальными яйцами, а позже иконописанием. Таким образом, повторился эволюционный путь, который, по мнению русского богослова, философа, ученого о. Павла Флоренского, от расписного египетского саркофага через фаюмский портрет привел к иконе. Марина Цветаева говорила, что все дары даются неведающим и неблагодарным, кроме дара души, которая не что иное, как совесть и память. В лучших своих проявлениях пасхальные яйца с религиозными изображениями обладают такой энергетикой, такой силой воздействия, что действительно способны пробудить историческую память и осветить наши души.

Искусство традиционного и современного оформления пасхальных яиц - это целый мир, яркие штрихи к живому образу России.

 

 

вот только погодка нас в муроме перед праздничком и выходными подводит. а хочется солнышка и чтобы травка уже зеленела.

 

Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку