-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zimnyi

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2012
Записей:
Комментариев:
Написано: 551


ИСТОРИК СЕРГЕЙ ЛЕБЕДЕВ: ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ. ОБ УНИКАЛЬНОЙ КАРТОТЕКЕ ОСКАРА ЭДУАРДОВИЧА ВОЛЬЦЕНБУРГА.

Вторник, 24 Февраля 2015 г. 05:02 + в цитатник
 
Оскар Эдуардович Вольценбург
(1886-1971).
 
ВОЗВРАЩАЯСЬ К НАПЕЧАТАННОМУ
 
Логотип газеты «Смена» 1970-х годов.
 
ДЕЛО ВСЕЙ ЖИЗНИ

УНИКАЛЬНАЯ картотека сведений по изобразительному искусству, созданная ленинградским искусствоведом и биб­лиографом Оскаром Эдуардовичем Вольценбургом, легла в ос­нову рассчитанного на десять лет издания «Художники народов СССР. Биобиблиографический словарь». Словарь вклю­чает в себя десятки тысяч имен живописцев, скульпторов, графиков, архитекторов, художников театра и кино, декора­тивно-прикладного искусства, мастеров народных промыс­лов. На заглавном листе издания по праву значится имя его главного составителя и библиографа. 



СОБИРАТЬ сведения о деятелях русского изобра­зительного искусства Вольценбург начал еще в студенческие годы. После революции он ра­ботал под руководством А.В.Луначарского в библиотечном отделе Наркомпроса, а в 1932 году стал директором библио­теки Эрмитажа. Он поставил перед собой задачу продол­жить начатую в начале XX ве­ка ученым Н.П.Собко рабо­ту по составлению словаря-указателя о деятелях русского изобразительного искусства.
 
Искусствовед, библиограф
Николай Петрович Собко (1851-1906).

Поиск источников для слова­ря занял более двадцати пяти лет жизни библиографа. Пятьдесят тысяч карточек соста­вили основу задуманного сло­варя о русских художниках с XVIII века по современность. Первый том был готов. Руко­пись поступила в издательство «Искусство» и была принята к печати. Но работа не вышла в свет: началась война. 
 
Академик И.А.Орбели.
Художник Мартирос Сарьян. 1943 год.

Во время блокады директор Эрмитажа академик И.А.Орбели, понимая непреходящее значение картотеки Вольценбурга, предоставил ему специ­альное помещение в музее, чтобы сохранить бесценные для истории отечественной ху­дожественной культуры сведения. Но сил перенести в Эрми­таж все материалы у собира­теля не было: картотека и ар­хив остались в его квартире на площади Искусств. В суровых условиях блокады Ленинграда ученый ни на один день не ос­тавлял своей работы над сло­варем. Эвакуируясь в марте 1942 года вместе с другими сотрудниками Эрмитажа, он вез по «Дороге жизни» два че­модана карточек… 
 
Дом № 3 на площади Искусств,
где жил Оскар Эдуардович Вольценбург (1886-1971).
Фото 2010-х годов.

Квартира собирателя в Ле­нинграде уже тогда находи­лась под охраной государства. Шла война. Летом 1943 года в кабинет ученого попал снаряд. По счастливой случай­ности он не разорвался. Одна­ко причинил большой урон картотеке и архиву: погибло несколько тысяч карточек, зна­чительная часть рукописи сло­варя.
 
Салют.
Художник Анна Петровна Остроумова-Лебедева.
1944 год.

Возвратившись в Ленинград, исследователь все начинает сначала. Потребовалось несколько лет работы, чтобы восстановить утраченное. Кро­потливый, упорный труд занял более десяти лет. 
 
Увидевшие свет тома словаря
«Ху­дожники народов СССР».
Составитель О.Э.Вольценбург.
Издательство «Искусство».
Первый том вышел в 1970 году. 

При жизни старейшего со­ветского искусствоведа-библиографа вышел лишь первый том издания. Сегодня дело всей его жизни продолжают искусствоведы и библиографы, коллектив энтузиастов – сло­варная группа НИИ теории и истории изобразительных ис­кусств под руководством Т.Н.Гориной. 
А в квартире ученого на площади Искусств по-прежне­му постоянно работают искусствоведы, ученые, библиогра­фы. Специфика словаря «Ху­дожники народов СССР» оставляет за бортом сведения о многих архитекторах и инже­нерах, но в картотеке Вольценбурга эти данные имеются. Есть в ней и сведения об ино­странных художниках, рабо­тавших в разное время в Рос­сии. Запросы поступают из многих музеев страны – Русского музея, Эрмитажа, Треть­яковской галереи, издательств и архивов.
 
Ворота дома № 3 на площади Искусств,
где жил Оскар Эдуардович Вольценбург (1886-1971).

По ходатайству Ленинград­ского отделения Союза худож­ников квартира на площади Искусств охраняется государ­ством.
С.ЛЕБЕДЕВ,
историк
 
 
 
Лебедев С. Дело всей жизни.
– Смена, 1979, 27 марта. 
 

  
P.S. – ПРОШЛО 36 ЛЕТ

Со дня этой публикации в газете «Смена» прошло 36 лет. За это время вышло  
несколько томов знаменитого словаря «Ху­дожники народов СССР», составленного Оскаром Эдуардовичем Вольценбургом (1886-1971). 
Непонятно, будет ли завершено издание уникальной картотеки О.Э.Вольценбурга, ведь времени для ее подготовки у чиновников от искусствоведения было более чем предостаточно – четыре десятилетия! 
На смену двум поколениям искусствоведов пришли новые дипломированные знатоки – искусствоведы, библиографы и музейщики. Но видимо, издание словаря Вольценбурга так никогда и не завершится в полном объеме. 
Где находится уникальная картотека Оскара Вольценбурга? В недрах бывшей Императорской Академии художеств? В Русском музее? В библиотеке Государственного Эрмитажа, директором которой был О.Э.Вольценбург? На частной квартире? Или за рубежами нашей страны? 
Между тем нельзя не отметить, что недавний громкий скандал, а точнее, не прекращающаяся перманентная череда скандалов вокруг музея «Государственный Эрмитаж» заставляет поставить вопрос, кому выгодна вся история с неизданием до конца в течение сорока лет знаменитого биобиблиографического указателя О.Э.Вольценбурга «Ху­дожники народов СССР»? – Самим ли музейщикам, искусствоведам, деятельность которых многими связывается с хищениями отпускаемых на музеи колоссальных сумм и подменой подлинных музейных экспонатов муляжами? Историкам искусства и хранителям музейных фондов России, многие из которых на протяжении десятилетий расхищались? 
…Оскар Вольценбург являлся, как уже говорилось, директором уникальнейшей библиотеки музея «Государственный Эрмитаж», у истоков создания которой стояла сама императрица Екатерина II Великая. 
Сегодня идет тотальная проверка библиотечного фонда музея «Государственный Эрмитаж», недавно отметившего свое «250-летие», а заодно и 70-летие жизни и деятельности его директора–орденоносца Пиотровского М. Что касается директорского 70-летия, то эта дата не вызывает сомнений, ибо он родился в 1944 году в теплой и сытой Армении, когда миллионы наших голодных солдат сражались и гибли на фронтах Великой Отечественной войны… 
Что же касается воровства в уникальной библиотеке музея «Государственный Эрмитаж», то это – очередное звено в цепи скандалов, связанных с именем директора-орденоносца, вот уже четверть века руководящего этим крупнейшим музеем России. 
Вспомним о работе комиссии Юрия Болдырева, о хищениях в фондах музея «Государственный Эрмитаж», связанных (?) с именем Ларисы Завадской, о многолетних требованиях верующих и священнослужителей Русской Православной церкви, историков, журналистов и  общественности прекратить кощунство так называемых «музейщиков» над гробницей главы Русского государства, великого полководца России, Святого Благоверного великого князя Александра Невского и возвратить его гробницу из Эрмитажа в Свято-Троицкий собор Александро-Невской лавры. Вспомним о демонстрациях общественности с требованиями прекратить издевательства над посетителями Эрмитажа и коренным образом изменить политику выставочной деятельности эрмитажного руководства. 
В СМИ неоднократно звучало требование отправить Пиотровского М. в отставку, ибо те скандалы, которые связаны с его управлением Эрмитажем, будут продолжаться, как мы понимаем, и дальше. 
Необходимо как можно быстрее навести порядок в музее «Государственный Эрмитаж», где сегодня работает очередная комиссия, призванная выяснить, сколько же уникальных гравюр, рисунков, литографий, акварелей было украдено из библиотеки музея «Государственный Эрмитаж». 
Кстати, правда ли, что после защиты диссертации, посвященной истории библиотечного собрания музея «Государственный Эрмитаж», ее автор отбыла на постоянное место жительства в США? 
Политика в области культуры, проводящаяся чиновниками от культуры в последние три десятилетия, – так называемый «элегантный шарфизм», – по нашему мнению, ни к чему хорошему для жителей многонациональной России не приводит. 
Хочется спросить: 
1. Где находятся тысячи уникальных подарков, присланных к 70-летию со дня рождения председателя Совета министров, генералиссимуса И.В.Сталина, которые были созданы в 1949 году не только на территории СССР, но и за рубежом? Часть из них попала в Государственный музей истории Ленинграда. 
2. Правда ли, что после обнаружения масштабных хищений в фондах Государственного музея истории Ленинграда (фонд драгоценных металлов) покончил жизнь самоубийством главный хранитель фондов ГМИЛ? Музей тогда возглавляла будущий министр культуры Наталья Дементьева – родственница М.Пиотровского. 
3. Нашли ли человека, который подменил в фондах Русского музея рисунки Павла Филонова, которые оказались во Франции? Что это за такое современное «дело  искусствоведа Елены Баснер», в котором фигурирует Русский музей, и почему его так долго изучают в прокуратуре? 
4. Закрыто ли Генеральной прокуратурой дело, связанное с расхищением значительной части уникального собрания профессора В.В.Ашика, в котором фигурируют имена директора петергофского музея В.В.Знаменова и хранительницы фондов того же музея Н.В.Верновой? (Ежелев А. Судьба одной коллекции, которую собирали полтора века, а растеряли в три дня. – Известия, 1986, 11-12 октября). Не пересекался ли «знаменитый искусный фабержист» Михаил Монастырский, «сдавший противнику агентуру», с петергофским Вадимом Знаменовым? 
5. Куда делось около 10 тонн янтаря, которые в свое время передал директору музея Царского Села Ивану Саутову премьер-министр России Виктор Черномырдин? 
6. Выявлены ли прокурорами реставрационно-копийные «художественные» мастерские, которые нелегально действовали и действуют (?) при крупнейших музеях Ленинграда – Санкт-Петербурга (Эрмитаж, Петродворец, Музей религии и атеизма, Музей истории города, Академии художеств, Царское Село…), производя изделия на живописных холстах, в бронзе, янтаре и «фаберже»? 
…Но все же и прежде всего благодаря работникам ФСБ, Следственного комитета и прокуратуры у нас сегодня есть уникальная возможность найти украденные материалы из основанной императрицей Екатериной II библиотеки музея «Государственный Эрмитаж», во главе которого стоял замечательный искусствовед и библиограф Оскар Эдуардович Вольценбург (1886-1971). 
  
По тегам можно раскопать много интересного об Эрмитаже и криминале вокруг «главного музея России». 
В Интернете набирайте: Элегантный шарфизм; Воровство в Эрмитаже; Кражи в Эрмитаже: Ограбление Эрмитажа; Гробница (Рака) Александра Невского; Знаменитая эрмитажная воровка Лариса Завадская… 
http://novayagazeta-ug.ru/news/u2689/2015/02/20/107863 
http://zimnyi1970.livejournal.com/34086.html 
http://www.hristianka.ru/forum/t/3212/ 
http://www.rg.ru/2006/08/04/ermitag.html 
http://maxpark.com/community/13/content/1704043 
http://narodinfo.ru/articles/52901.html 
http://www.utro.ru/articles/2006/08/01/570642.shtml 
http://www.compromat.ru/page_19099.htm 
http://www.newizv.ru/forum/?SectionID=1&ThreadID=7352 
www.svoboda.org/content/transcript/260032.html 
http://yuriboldyrev.ru/interview/rsv37/ 
http://yuriboldyrev.ru/interview/pravda1/ 
http://yuriboldyrev.ru/interview/zavtra5/ 
http://www.vesti.ru/theme.html?tid=38010 
http://paperpaper.ru/papernews/2015/02/20/hermi-check/ 
и т.д. и т.п. 

 

http://istorik-lebedev.livejournal.com/171323.html  

Рубрики:  Власть
Царское Село
Архитектура
Пресса
История за фасадом
Памятники архитектуры
Катастрофа русского просвещения
Императоры и императрицы
Зимний дворец
Президенту России
Пиотровский
Художники
Академия наук
Наука
Историки
Александр Невский
Рака Александра Невского
Гробница Александра Невского
Святое
Православие
Осквернение святынь
Хищения в Эрмитаже
Кощунство
Центральный район
Площадь Искусств
Исторические параллели
Полиция
культура
Петергоф
хищения
преступность
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку