-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zhiva_devica

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 2) притчи_мифы_сказки Школа_славянской_магии

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 20.11.2015
Записей:
Комментариев:
Написано: 455




"Если бы это было так, это бы еще ничего, а если бы ничего, оно бы так и было, но так как это не так, так оно и не этак! Такова логика вещей! 
Л. Кэрролл, "Алиса в стране чудес"

Ткачество на Руси

Понедельник, 15 Мая 2017 г. 22:47 + в цитатник

Предки наши были не только мастерами на все руки во всех отношениях...

5961420_qGO3Ntelip8 (546x600, 48Kb)

 

 

Ткачество на Руси

Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.

Узорно-ремизное ткачество – старинный вид народного ремесла – было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.

Высокого уровня развития достигло среди славян искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станах они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая – крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.

 

5961420_histop_1422000309_big (675x401, 298Kb)

Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.

Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у славян в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.

Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.

Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания – малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.

Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций: срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные – дарственные полотенца.

Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок – ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы – нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них – поднимается чётная группа основы, на другую – нечётная.

 

5961420_avgust08_376 (480x360, 32Kb)

Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвет уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.

Художественное решение узорных тканей во многом определяется техникой ткачества. А техника узорного ткачества в Поморье была весьма разнообразной. Так для изготовления будничной и рабочей одежды (мужских рубах, рабочих юбок и сарафанов), бытовых предметов (наволочек и простыней), использовали технику полотняного и саржевого переплетения. Материалом для изготовления полотна, сукна, холщовых и полушерстяных тканей служили лен, конопля, бумага и шерсть. Наиболее распространены были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску. Менее было распространено в Поморье узорно-ремизное ткачество. Ткани, выполненные в технике многоремизного ткачества, назывались "камчаткой". Такими узорами мастерицы украшали покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.

Выполнять самые сложные по замыслу узоры позволяла техника браного ткачества. Характерными видами поморских изделий браного тканья являются полотенца, женские рубахи, напольные дорожки. В их орнаменте преобладали геометрические узоры.

В самых древних техниках ткачества, без применения ткацкого станка осуществлялось ткачество поясов. Они выполнялись - на дощечках, плетением, на бердечке ("на ниту", "чурочку", "в кружках"). Пояса являлись обязательной частью традиционного северного костюма.

 

5961420_d205841d798c4bfc814845d961979a70 (472x481, 75Kb)

Статьи и обзоры

 

Предыдущая статья Следующая статья

20 января 2013

История ткачества и Ткачество на Руси

 

Зарождение

Сложно судить о времени зарождения искусства и ремесел, корни которых теряются в глубине тысячелетий, а материальные следы (дерево, волокнистые материалы) непрочны и недолговечны. Нам остается один путь – путь аргументированной гипотезы, основанной на следующих основных группах источников информации:
 

- этнографическая – древние устройства и методы, сохранившиеся в традициях современных цивилизаций или используемые примитивными племенами;

- археологическая – находки ткацких устройств или их деталей, тканей;

- художественная – изображения в произведениях искусства соответствующего периода (вазовая или настенная живопись, рельефы и т. д.);

- литературно-фольклорная – исторические описания из различных литературных памятников соответствующего периода или описания, сохранившиеся в фольклоре;

- аналитическая – основанная на анализе социально-экономических условий, сохранившихся тканей, их возможного распределения по географическим регионам.
 

Применительно к начальному периоду истории ткацкой техники полезной будет только пятая группа, в той ее части, где речь идет об анализе социально-экономических условий. Основным стимулом появления одежды у человека считают необходимость защиты тела от неблагоприятных воздействий среды. По мнению некоторых исследователей, дополнительным стимулом служило удовлетворение инстинкта созидания у древних людей, в особенности у живших в местах с благоприятными климатическими условиями.

Необходимой предпосылкой для ткачества является наличие сырья. На этапе плетения это были полоски кожи животных, трава, тростник, лианы, молодые побеги кустов и деревьев. Первые виды плетеной одежды и обуви, подстилки, корзины и сети были первыми ткацкими изделиями. Считают, что ткачество предшествовало прядению, так как в виде плетения оно существовало еще до того, как человек открыл прядильную способность волокон некоторых растений, среди которых были дикорастущая крапива, «окультуренные» лен и конопля. Мелкое скотоводство обеспечивало различными видами шерсти и пуха.

Ни один из видов волокнистых материалов не мог сохраниться длительное время. Самой старой тканью в мире является льняная ткань, найденная в 1961 году при раскопках древнего поселения у турецкого поселка Чатал Хюиюк и изготовленная около 6500 лет до н. э. Эту ткань еще до недавнего времени считали шерстяной и лишь тщательное микроскопическое исследование более 200 образцов старых шерстяных тканей из Центральной Азии и Нубии показало, что ткань, найденная в Турции, льняная.

При раскопках поселений озерных жителей Швейцарии было обнаружено большое количество тканей из лубяных волокон и шерсти. Это послужило еще одним доказательством того, что ткачество было известно людям каменного века (палеолита). Поселения были открыты зимой 1853-1854 годов. Та зима выдалась холодной и сухой настолько, что уровень альпийских озер Швейцарии резко понизился. В результате местные жители увидели развалины свайных поселений, покрытые многовековым илом. При раскопках поселений был открыт целый ряд культурных слоев, самые нижние из которых датированы каменным веком. Были найдены грубые, но вполне пригодные для использования ткани из лубяных волокон, лыка и шерсти. Некоторые ткани были орнаментированы стилизованными человеческими фигурами, раскрашенными естественными красками.

В 70-е годы ХХ века с развитием подводной археологии вновь развернулись исследования поселений в обширном альпийском районе на границах Франции, Италии и Швейцарии. Поселения датировались от 5000 до 2900 лет до н. э. Найдено много остатков тканей, в том числе саржевого переплетения, клубков нитей, берд деревянных ткацких станков, деревянных веретен для прядения шерсти и льна, различных игл. Все находки указывают на то, что жители поселений занимались ткачеством сами.

Первые ткани были очень просты по структуре. Как правило, они вырабатывались полотняным переплетением. Однако довольно рано стали производить орнаментированные ткани, используя в качестве декоративных элементов религиозные символы, упрощенные фигуры людей и животных. Орнамент наносился на суровые ткани вручную. Позднее стали орнаментировать ткани вышивкой.

Дошедшие до нас памятники культуры и прикладного искусства позволили восстановить характер применявшихся в то время узоров, покрывавших кайму ворота, рукава и подол одежды, иногда пояс. Характер узоров менялся от простых геометрических, иногда с использованием растительных мотивов, к сложным с изображением животных и людей.

Передняя Азия и ткани

Плетение и ткачество были широко развиты в Древнем Двуречье. Для плетения чаще всего использовали тростник. Тростниковыми плетенками прикрывали или обвертывали покойников, ими завешивали дверные и оконные проемы, стены домов. Из тростника плели корзины для хранения документов в храмах и дворцах. Более тонкие вещи плели из травы. Такое плетение изображено на золотых филигранных ножнах из гробницы Мескаламдуга.

Ведущую роль в хозяйстве Двуречья играла культура финиковой пальмы. Из ее листьев делали вожжи, кнуты, различные крышки, плетенье для грузовой телеги.

В изобразительном искусстве Двуречья имеется лишь один рельеф позднего времени с изображением знатной эламитянки, занятой прядением, но в самых древних поселениях Хлама были найдены пряслица, обвернутые в куски ткани медные топоры. Пряслица из обожженной глины и камня – были найдены Р. Кольдевеем при раскопках Вавилона. В текстах из Фары-Шуруппака упоминаются нити, руно, пряжа, намотанная на шпулю. При раскопках в Уре найдены остатки ткани (или войлока), которой был подбит знаменитый золотой шлем Мескаламдуга.

Ткачеством занимались как рабы, так и свободные ремесленники. Рабы работали под началом надзирателя в "доме ткачей" в царских и храмовых хозяйствах и делились на две категории: старших и младших ткачей. Свободные ремесленники жили в особом квартале: текст из Керкука, хранящийся в Лувре, упоминает о «квартале ткачей». Записи о ткачах, работавших около 2200 года до н. э., найдены в халдейском городе Уре. В больших хозяйствах ткачам по счету выдавались «медные станки»: вероятно, речь идет о каких-то ткацких принадлежностях.

Сохранились целые списки одежд времени III династии Ура, где наряду с одеждой из волокна и из «травы» говорится о роскошной одежде, покрытой золотом и драгоценными камнями, об одежде мягкой нежной, твердой и плотной. Изготовленная одежда взвешивалась (одна из них, например, весила около 1300 граммов).

Хорошее представление об узорах тканей того времени дают барельефы. Например, алебастровые барельефы, когда-то покрывавшие стены дворцов Ниневии, датируются не позднее VIII века до н. э. Как утверждают многие ассириологи, орнамент барельефов есть не что иное, как подражание вавилонским тканям, а сами барельефы – косвенное свидетельство существования коврового производства.

Среди первых текстильных материалов были шерсть и лен. В VII веке до н. э. после завоевания Вавилона Синахерибом народы Двуречья познакомились с хлопчатником. «Деревья, дающие шерсть», упоминаются на ассирийском цилиндре того времени.

Известные в древности вавилонские ткани славились многоцветьем и сложностью орнамента. По Плинию Старшему, именно в Вавилоне была изобретена многоцветная вышивка.

Найденные при раскопках медные и бронзовые иглы говорят о том, что вышивка и шитье в Двуречье были известны, возможно, ранее 1100 лет до н. э.

Техника ткачества народов Древнего Двуречья пока остается неизвестной, так как до сих пор не найдено ни деталей ткацких станков, ни их изображений, неизвестна нам и технология ткачества.

Самыми старыми из текстильных цветных изделий Передней Азии остаются ковры и ткани, найденные в оледенелых курганах Горного Алтая. Древнейшим в мире является шерстяной узелковый стриженый ковер V века до н. э., обнаруженный в пятом Пазырыкском кургане, изготовленный где-то в Мидии или Персии. Прямоугольный ковер размером 1,83 х 2 метра имеет сложный узор, включающий изображения всадников с лошадьми, ланей и грифов. В том же кургане найдены ткани, покрывавшие войлочный чепрак и нагрудник и изготовленные на горизонтальном ткацком станке с расположением вертикальных линий узора вдоль утка. Все ткани двусторонние, многокрасочные, плотность по основе 22-26 нитей на сантиметр. В ткани, покрывавшей чепрак, плотность по утку 55 нитей на сантиметр, на некоторых узорных участках – до 80 нитей на сантиметр, ширина ткани составляет не менее 60 сантиметров.

На нагрудник нашита полоска ткани шириной 5,3 сантиметра и длиной 68 сантиметров с плотностью по утку от 40 до 60 нитей на сантиметр. На ткани изображены идущие вереницей 15 львов, по ее краям выполнена кайма из чередующихся цветных треугольников.

Качество тканей и тонкость рисунка позволяют судить о довольно высоком уровне ткачества в Передней Азии середины первого тысячелетия до н. э. Для примера можно отметить, что в изображениях человеческих фигур на ткани, покрывавшей чепрак, можно различить даже ногти на пальцах рук, и это при ширине самой ткани 6,5 сантиметра. Высокое качество тканей позволяет предположить хороший уровень ткачества и в более ранний период. Известный советский искусствовед С. И. Руденко полагает, что «упоминаемые древними авторами шитые иглой узоры ... вовсе не вышивки в современном их понимании, а тончайшие гобеленовые рисунки, полученные в процессе изготовления ткани на ткацком станке».

Древний Египет

Начиная примерно с 3400 года до н. э. проследить за развитием ткачества довольно несложно. Египетский метод мумификации, погребение вместе с умершим множества предметов из повседневной жизни, особые климатические условия Египта, способствовавшие сохранению большого числа погребений, дали человечеству значительные практические сведения о жизни и привычках древних египтян. Кроме того, до нас дошло много памятников египетской живописи и скульптуры, по которым также можно судить о развитии ткачества.

Сохранились льняные ткани неолитического, бадарийского и додинастического периодов и эпохи 1 династии. На фрагментах льняной ткани из додинастического погребения в Гебелайне изображена сцена охоты на гиппопотама на двух лодках разных размеров. В гробницах фараонов I и II династий (3400-2980 годы до н. э.) найдены ткани с основными и уточными нитями одинаковой толщины и с плотностью по основе – 48 нитей на сантиметр, по утку60 нитей на сантиметр. Ткани мемфисской династии (2980-2900 годы до н. э.), найденные в гробницах в Верхнем Египте, тоньше современных льняных полотен и имеют плотность 19Х32 и 17Х48 нитей на квадратный сантиметр.

В египетских гробницах были также найдены деревянные и глиняные фигурки (около 2500 года до н. э.) ткачей и сновальщиков за работой. Снование с помощью колышков, забитых в землю, до сих пор используется некоторыми народами в ручном ткачестве (например, в Гватемале).

Среди рисунков на стенах гробницы Хемотепа из Бени - Хасана (2000-1788 годы до н. э.) есть несколько рисунков  изображением вертикального станка и работающих ткачей, а также процессов изготовления пряжи и подготовки ее к ткачеству. Аналогичные изображения имеются на стенах еще нескольких гробниц XII династии в Бени-Хасане и Эль-Берше, а также в гробницах XVIII династии в Фивах. В Фивах археолог Уинлок нашел модель времени XI династии, изображающую ткущих женщин.

Ткани египетских мумий показывают, что люди Древнего Египта владели совершенным ткацким мастерством. При всем нашем современном оборудовании мы не можем достичь некоторых результатов, полученных когда-то древними мастерами. В отдельных тканях египетских мумий плотность по основе превышает 200 нитей на сантиметр, в то время как современное ткацкое оборудование не позволяет вырабатывать ткани с плотностью по основе большей чем 150 нитей на сантиметр. Так, например, повязка на лбу мумии, хранящейся в одном из английских музеев, сделана из полотна с плотностью по основе 213 нитей на сантиметр. Линейная плотность пряжи в этой ткани 0,185 текс (т. е. масса одного километра пряжи составляет 0,185 грамма). Масса одного квадратного метра такой ткани составила бы 5 граммов.

Интересны результаты исследования образца ткани египетской мумии, хранящейся в Ивановском художественном музее. Ткань датируется XVI-XV веками до н. э. и состоит из четырех слоев: полотна, пропитанного прозрачным веществом желто-охристого цвета, белого грунта, напоминающего по цвету и блеску рыхлый снег, краскизеленого, красного и желтого цветов, прозрачного лака серовато-пепельного цвета. Ткань полотняного переплетения имеет плотность по основе 24 нити на сантиметр, по утку13 нитей на сантиметр. Грунт состоит из мелких анизотропных кристаллических обломков белого цвета, нерастворимых в эфире. Краска аморфная, с кристаллическими включениями, нерастворимая ни в воде, ни в универсальных органических растворителях, сохранила свежесть и яркость. Лак аморфный, не подвергшийся кристаллизации. Полученные результаты говорят о том, что в датируемое время египетские мастера умели изготовлять прочные полотняные ткани, знали способ их предохранения от тления, им был известен некристаллизующийся лак, сохраняющий яркость и свежесть красок в течение длительного времени.

В музеях мира хранится большое число образцов орнаментированных тканей, датируемых около 1500 года до н. э. Несколько образцов цветной гобеленовой льняной ткани было найдено в гробнице фараона Тутмоса IV (1466 год до н. э.). На ковре из этой гробницы виден узор в виде лотосов, полукругов и обычного для Древнего Египта крестообразного амулета. В погребении молодого фараона Тута, относящемся примерно к этому же времени, было найдено большое количество изумительных по красоте тканей.

На стене спальни в главном дворце Ахетатона, столицы фараона Аменхотепа IV (Эхнатона), сохранились остатки росписи с изображением дочерей фараона, сидящих на подушках. Рисунок тканей на подушках представляет собой параллельно расположенные ромбы голубого цвета на розовом фоне. В рельефе из гробницы Пареннефера в Ахетатоне также имеется изображение подушки, покрытой узорной тканью. Узор ткани выполнен в виде «дорог» из ромбов разных размеров. На крышке ларца из гробницы Тутанхамона (1375-1350 годы до н. э.) изображена сцена охоты фараона на львов. На фараоне одежда из ткани золотистого цвета с несложным геометрическим орнаментом. Конь в колеснице фараона покрыт узорной тканью, вероятно, ковром, с мотивами геометрического орнамента на золотистом фоне и с тремя темно-синими полосами по краям. Поле ткани между полосами заполнено тем же узором, что и основной фон ткани.

Древние египтяне знали и широко применяли окрашивание пряжи. Ткани мумий имеют кромки голубого и желто- коричневого цветов. Ложе мумии Тутанхамона покрывала темно-коричневая ткань. Цветом, близким к черному, окрашена ткань, покрывавшая парадные жезлы. На статую телохранителя у входа в гробницу была накинута тонкая темно-желтая ткань. В гробнице Тутанхамона найдено также несколько изделий из цветной гобеленовой льняной ткани.

В Древнем Египте ткачество было тесно связано с мелким крестьянским хозяйством. Ткани были натуральной податью землевладельцев как в Древнем, так и в Новом царстве. При XVIII династии визирь Рехмир принимал в числе подносимых ему даров ткани различных сортов.

Основываясь на тканях римского периода, найденных в Антиное и Александрии, археолог Э. Флемминг высказал предположение, что они были изготовлены на ткацком станке с подвязями. Однако вопрос о происхождении этих тканей долгое время оставался дискуссионным. Первые находки были сделаны в Антиное еще в 1896-1897 годах, и ведущие востоковеды того времени - Стржиговский и позднее Херцфельд - признавали иранское происхождение тканей, датируя их временем Сасанидов (224-651 годы). Немецкий историк искусства О. фон Фальке в своем известном труде «Художественная история шелкоткачества» защищал гипотезу о местном происхождении тканей. Этой точки зрения придерживались многие ученые, в том числе и Э. Флемминг, пока Р. Пфистер на основе дополнительных материалов, полученных французской археологической экспедицией, не доказал, что ткани были изготовлены в сасанидской Персии. Крупнейший историк текстильного искусства А. Майер, всю жизнь посвятившая изучению художественных тканей, так же как и Э. Флемминг, считает, что упоминаемые ткани были выработаны на станке с подвязями. Иран является родиной этого примечательного технического изобретения, о котором мы еще будем говорить.

Вернемся к Египту. В птоломеевский период ткачество было царской монополией, но со II века до н. э. начинает распространяться и частное ткацкое производство. Как правило, частное ткацкое производство было семейным, но иногда использовали также труд наемных работников.

Америка

Северная и Центральная Америка. Ткачество на американском континенте, как и ткачество в странах Старого Света, уходит своими корнями в глубь веков. Раскопки поселений, существовавших задолго до цивилизации инков, показали, что древние люди были весьма искусны в ткачестве.

Индейцы, как и египтяне, начинали с простых тканей полотняного переплетения, но вскоре уже изготовляли ткани таких переплетений, как саржевое и перевивочное. Они создавали сложные геометрические узоры, которые ткали или раскрашивали вручную.

Древние люди использовали в ткачестве лен, траву, волос бизонов, кроликов и опоссумов. Позднее они научились использовать шерсть этих животных, а их знакомство с хлопком произошло одновременно с народами Старого Света. Ткацкие станки были похожи на найденные при раскопках в Египте. Отличие заключалось только в том, что для внесения утка в зев вместо челнока они использовали длинный прутик.

В древних каменных пещерах в горном массиве Озарк были найдены тканые сумки, рыболовные сети, обувь, сплетенная из травы, и одежда из перьев. Древние глиняные сосуды племени алгонквин имеют отпечатки тканей или веревок, указывающие на то, что при изготовлении сосуды обертывались в тканый материал.

Так называемые изготовители корзин (2000 год до н. э.) делали тканые сумки и отлично сплетенные корзины. Значительный шаг вперед в ткацком искусстве сделали  народы, жившие после «изготовителей корзин» на юго-востоке Северной Америки. Среди образцов тканей, изготовленных в то время, имеются ткани, сделанные из пряжи, полученной из волокон дикорастущих растений. После того как в качестве сырья для получения пряжи стали использовать хлопок, в хлопчатобумажные ткани часто вплетались перья (например, перья индюшек). Доисторические индейцы передали свое умение изготовлять ткани потомкаминдейцам, о которых имеются письменные свидетельства. Последние в свою очередь обучили индейцев навахо, переселившихся после испанской колонизации на юго-запад Северной Америки. Навахо оказались способными учениками и вскоре превзошли своих учителей. Они делали более тонкие и сложные ткани.

И в настоящее время индианки племени навахо ткут на ручных станках так же, как это делали их далекие предки. Они ткут одеяла, узоры которых хранятся только в их памяти. Одеяла и подстилки навахо изготовляют в гобеленовой технике. Большинство этих изделий сотканы так плотно, что не пропускают воду. До настоящего времени индианки в одном месте нарушают рисунок так, чтобы «злой дух» мог выйти из одеяла. Эта своеобразная маркировка отличает одеяла навахо.

От ткачества майя остались лишь пряслица и небольшое количество фрагментов тканей, найденных на дне источника Чичен Ица. И только фрески, керамика и скульптура рассказывают нам о тканях майя, которые, судя по изображениям, были так же красивы, как и перуанские ткани. Из сырья широко использовали однолетний и многолетний хлопчатник, который растет по всему полуострову Юкатан. Из Мексики привозили шерсть кроликов. Перед ткачеством пряжу окрашивали в соответствии с символикой, принятой у майя. Изготовляли простые грубые ткани «манта» длиной 16,5 м, красочные ткани «хуипил» для женщин, ткани для мужских штанов и занавесей, накидки для вождей, священников и идолов. Из ткани «манта», вымоченной в соляном растворе, делали защитное снаряжение.

Ткацкие устройства майя ничем не отличались от обычных устройств, используемых всеми американскими индейцами. Ткачество у майя было домашним занятием женщин. В отличие от инков майя не назначали «отобранных женщин» ткать при монастырях. Ткани изготовляли как для себя, так и на продажу.

Перу. Одним из выдающихся центров древнего ткачества является Перу. По сухости климата Перуанское побережье напоминает Египет. Как и в Египте, места для погребений выбирали в пустынных районах, где дождя практически не бывает, что обеспечило хорошую сохранность тканей. Перуанские «мумии», как и египетские, заворачивали в тонкие ткани, вероятно, специально изготовлявшиеся для погребальных целей.

Древние жители Перу знали хлопок, шерсть и лубяные волокна (кроме льна, который был неизвестен). Мы не имеем сведений о начале текстильного производства в горах, но на побережье первым волокном был хлопок, лубяные волокна использовали в основном для специальных изделий: тонких сеток для волос, веревок и т. п. Очень рано среди материалов появляется шерсть лам, альпак и диких викун. Для грубых тканей использовали шерсть ламы (желтокоричневого цвета), более тонкой была шерсть альпаки (белого, черного и коричневого цветов).

Самые ранние ткани Перу были найдены при раскопках Уака Приета, палеолитического поселения на Северном побережье, датируемого около 2500 года до н. э. Было найдено около 3 тысяч фрагментов тканей, в основном хлопчатобумажных, и лишь небольшое количество из какого-то местного лубяного волокна, шерстяных тканей не было вообще. Около 78 процентов тканей выполнено в технике перевивки, непосредственно развившейся из плетения.

Европа

Кости животных использовали наши предки для изготовления самых разных вещей. В Северной Европе,в том числе и в Древнем Новгороде, где при раскопках собрано более 400 таких костей 0 орудий труда. Но еще больше найдено там заостренных предметов, именуемых проколками и изготовленных из костей овцы, козы, лошади, собаки, лося или других животных. Наибольшее число новгородских проколок относится к самым древним горизонтам X века, меньше их оказалось в слоях XI века, а количество еще более поздних и вовсе незначительно. То же характерно и для других центров Древней Руси. Если предположить, что такие заостренные кости применялись как инструмент, прокалывающий кожу, то уменьшение их количества могло быть связано с появлением более совершенных орудий. Этого, однако, не наблюдается.

Скорее всего, проколки служили инструментом ткача, подбивавшего им нити утка и, кстати, для той же цели могли использоваться мечевидные деревянные орудия, обычно принимаемые за детские игрушки. Уменьшение числа и тех и других в более поздних археологических слоях, по-видимому, связано с периодом усовершенствования ткацкого производства. Дело в том, что такая подбивка была нужна лишь при работе на вертикальном станке, где полотно ткали сверху вниз. Такие станки – благодаря своей исключительной простоте – имелись буквально в любом хозяйстве, ведь вся одежда была в те времена домотканой. С появлением же горизонтального станка изменилась сама технология ткачества: специальное решетчатое устройство стало равномерно распределять нити основы и прижимать нити утка.

Горизонтальный станок был уже значительно эффективнее и принадлежал обычно ремесленнику-профессионалу. В Западной Европе он получил распространение в XI веке – с появлением первых крупных центров текстильной индустрии во Фландрии, Англии и на севере Франции.

Археологические свидетельства появления горизонтального станка немногочисленны: отдельные его детали находят в напластованиях XI века в Хедебю и Гданьске. И судить о его распространении чаще приходится по отсутствию в слое деталей вертикального станка - таких, как проколки и мечевидные предметы из Новгорода.

Ткачество на Руси

Всю историю славянского ткачества можно рассказать по предметам крестьянского быта. Наиболее распространёнными видами народного бытового искусства были вышивка, узорное ткачество, вязание, резьба и роспись по дереву, обработка бересты и металла. Такое многообразие форм изобразительного творчества обуславливалось самой жизнью народа. Условия натурального хозяйства заставляли создавать домашнюю обстановку, утварь, орудия труда и одежду своими руками. Эти вещи сопровождали его в течение всей жизни, а потому понятно, что крестьянин стремился делать не только полезные и удобные, но и красивые предметы.

Узорно-ремизное ткачество – старинный вид народного ремесла – было развито во многих деревнях Нижегородского края, особенно на северных его окраинах. Домоткаными узорами крестьянки украшали половики, одежду, покрывала, скатерти, столешницы, полотенца. Материалом для ткачества служили лен, шерсть и хлопок. Нижегородское ткачество отличалось большой узорностью геометрического орнамента и тонкостью колорита. Количество цветов в ткани немногочисленно, гармонично и благородно в оттенках. В основном это белый, красный, синий цвета. Благодаря тонко найденному композиционному решению цвета и орнамента изделия ткачих имели особенную изысканность.

Высокого уровня развития достигло среди славян искусство узорного ткачества. На примитивных ткацких станах они вырабатывали гладкие полотна и прекрасные по своим художественным достоинствам рисунчатые ткани. Часть узорных изделий украшала одежду, другая – крестьянский интерьер. Материалом служили льняные нити. Зачастую к льняной добавляли конопляную или шерстяную нить.

Узоры орнамента создавались благодаря использованию различных приемов переплетения нитей в самой ткани.

Наиболее простой и распространённый способ орнаментации применялся у славян в пестрядинных тканях с полотняным переплетением. Эти ткани использовались для будничной одежды – мужских и женских рубах, сарафанов. Узоры пестряди для одежды были в клетку, полоску, очень сдержанной расцветки. Преобладали голубые, серые, сиреневые тона, перекликавшиеся с колоритом окружающей природы. Иногда в тканях с добавлением шерстяной или конопляной нити использовались яркие и сочные цвета: красный, коричневый, розовый и другие.

Праздничную одежду, в частности женские рубахи, шили из холста белого цвета, подолы украшались красной полосой тканого узора. Общий колорит и подбор тонов в традиционной одежде свидетельствуют об удивительном вкусе и чувстве гармонии у славянских мастериц.

Тканые узорные полотенца, подзоры и женские рубахи изготовлялись браной двухуточной техникой тканья. Техника браного двухуточного тканья не отличается особой сложностью, но она очень трудоёмка и требовала от ткачихи большого внимания – малейшая оплошность при отсчёте нитей вызывала искажение всего рисунка.

Техникой тканья обуславливался характер браных узоров и их композиционный строй. На подзорах и полотенцах узоры располагались строгими горизонтальными рядами, с преобладанием трёхчастных композиций: срединной широкой полосы и бордюров, симметрично обрамляющих центральную кайму. Многоярусными композициями украшали особенно нарядные – дарственные полотенца.

Несмотря на небольшой круг исходных мотивов, тканые узоры чрезвычайно разнообразны по общему виду, что достигалось благодаря различным комбинациям и перестановке фигур. Даже простое удлинение или укорочение геометрических фигур создавало новый орнамент.

Ткацкие станки древних славян были сделаны из толстых брусьев станины и поднёбника. На последнем крепятся все подвижные его части: рамы нитянок – ремизок с петлями из льняных ниток. В петли одной из рам продеваются чётные нити основы, в петли другой рамы – нечётные. Через подвижные блоки, привязанные к поднёбнику, пропускают веревки, соединяющие подножки с ремизками. Наступить на одну из них – поднимается чётная группа основы, на другую – нечётная.

Особенностью северорусских народных тканей является их узорчатость, тщательная графическая разработка самого узора, порой довольно сложно заплетенного, и в то же время сдержанность в его применении: цветным узором здесь украшали лишь край изделия, оставляя основную часть его или гладко-белой, или с белым рельефным, очень скромным и неброским рисунком. Сдержан и колорит северных тканей: он строится на классически строгом сочетании красного с белым, где белый количественно преобладает (белое поле самой ткани и красная неширокая кайма). В самой кайме красный узор выступает на белом фоне, причем белый и красный цвет уравновешены, количество их почти одинаково, отчего общий тон этого узора не густо-красный, а розоватый. Это придает колориту северных тканей известную легкость, изысканность. Если ткань многоцветна, например полосатый половик или клетчатая пестрядь, то и здесь колорит чаще бывает мягким, сравнительно светлым.

Художественное решение узорных тканей во многом определяется техникой ткачества. А техника узорного ткачества в Поморье была весьма разнообразной. Так для изготовления будничной и рабочей одежды (мужских рубах, рабочих юбок и сарафанов), бытовых предметов (наволочек и простыней), использовали технику полотняного и саржевого переплетения. Материалом для изготовления полотна, сукна, холщовых и полушерстяных тканей служили лен, конопля, бумага и шерсть. Наиболее распространены были поморские пестряди. Основой для них служили хлопчатобумажные льняные ткани в клетку или полоску. Менее было распространено в Поморье узорно-ремизное ткачество. Ткани, выполненные в технике многоремизного ткачества, назывались "камчаткой". Такими узорами мастерицы украшали покрывала, скатерти, столешницы, полотенца.

Выполнять самые сложные по замыслу узоры позволяла техника браного ткачества. Характерными видами поморских изделий браного тканья являются полотенца, женские рубахи, напольные дорожки. В их орнаменте преобладали геометрические узоры.

В самых древних техниках ткачества, без применения ткацкого станка осуществлялось ткачество поясов. Они выполнялись - на дощечках, плетением, на бердечке ("на ниту", "чурочку", "в кружках"). Пояса являлись обязательной частью традиционного северного костюма.

 


Метки:  

Понравилось: 34 пользователям

Масленица идет!)

Четверг, 23 Февраля 2017 г. 15:44 + в цитатник

5961420_p587EjSG0M (480x472, 49Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Ожившее дерево

Четверг, 16 Февраля 2017 г. 12:11 + в цитатник

Петер Демец  (Peter Demetz) - итальянский скульптор и художник, родился в 1969 году в Больцано (Италия). В 1993 году Петер получил диплом магистра скульптуры и с этого времени участвует в различных групповых и персональных выставках. Особенность этого скульптора в том, что он создает свои работы из довольно сложного материала - дерева. Но определенные трудности при создании скульптур не смущают Петера, в его умелых руках дерево превращается в реалистичные и очень детальные фигуры людей, которые и поражают зрителей выставок работ скульптора. 

5961420_15048143_1125146704266826_898774472792735744_n (480x480, 41Kb)

5961420_6d59ffbe58e69c8db85b883e5ddbd09a (236x467, 15Kb)

5961420_80247a893fa5def312210c47e36df739 (525x700, 186Kb)

5961420_e8539f24bb9a571683a9d7fd99494e5c (236x354, 13Kb)

5961420_Peter_Demetz_02 (700x487, 86Kb)

 

С трудом верится, что это вырезано из дерева. Столь кропотливый и нелегкий труд превращается в изящество и красоту!




Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Всем доброго утра!)

Вторник, 14 Февраля 2017 г. 10:02 + в цитатник

5961420_ (700x700, 400Kb)




Процитировано 2 раз
Понравилось: 1 пользователю

Как бы говорили наши предки)

Воскресенье, 12 Февраля 2017 г. 19:38 + в цитатник

СОВРЕМЕННЫЕ ЖАРГОНИЗМЫ НА СТАРО-СЛАВЯНСКОМ. 

Посвящается всем, кто не признает изменений в русском языке. 
Язык (любой) постоянно меняется за счет заимствований, новые реалии изменяют нашу жизнь, и это быстрее всего отражается в речи. Можно сопротивляться изменениям в словарном составе, но это процесс неизбежный. 

Анонимус доставил — Незнамокто принесе; 
Аффтар жжот — Писарь возжегаше; 

Бан — Исторженіе во тьму внѣшнюю; 
Банхаммер — Мечъ-кладенецъ; 
Бомбила — Ямщикъ; 
Быдло — Чернь, Сбродъ, Смердъ, Холопъ; 
Быдло детектед — Смерд явленный! Зрю чернь набѣгающу! 
Быстро, решительно! — Борзо, пребуйно! 

Вещества — Зелья дурманныя; 
Взять и у***ть — Яти да зѣло поразити; 
Все пи***ы, а я — д’Артаньян — Содомиты окрестъ, азъ же единъ 
Добрыня Никитичъ есмь; 

Гипножаба — Лягва прельстива; 
Гот — Отрокъ блѣдноликій; 
Граммарнаци — Лютый писарь, Грамотей-опричникъ; 

Задрот — Одержимецъ, рукоблудецъ; 

ИМХО — Нижайше полагаю; 
Интерфейс — Междумордіе; 

КГ/АМ — Сіе твореніе смердитъ, а писарь — охальникъ; 
Копипаста — Канонъ; 
Креведко — Пучинный тараканъ; 

Манул — Котъ-Баюнъ; 
Маньяк — Писюкатый злодѣюка, Злыдень писюнявый; 
Мат — Глаголы нелѣпые, словеса срамныя; 
Моар! — Паче! 
Мотиватор — Сподвигатель; 

Например — Яко аще; 
Ниасилил — Вельми буквицъ, не превозмогъ; 
Ня — Любо, Премило; 

Ололо на башорг! — Огого, в болота поганыя! 
Офисный планктон — Подьячий, Козявка приказная, Людишки посадскiя; 

Пацталом — Возхохоташе подъ лавкою; 

Реквестировать — Испрошать, Бить челомъ; 
Респект — Исполать, Благодать во устнехъ твоихъ да будетъ! 

C блекджеком и шлюхами — Съ зернію и прелесницами; 
Слоупок — Звѣрь-тугодумъ, Звѣрушка неспѣшна, Неспѣшунъ, Тварь зѣло медленная; 
Сфейлил — Бѣсъ попуталъ; 

Тред доставил — Нить зѣло веселяща; 
Тролль — Лѣшій, Всеядецъ, Смутьянъ, Прелестникъ, Червословъ, 
Хулитель, Глумецъ, Тварь навья, Подстрекатель къ раздору; 
Троллфейс — рожа ехидная; 

УГ — Калъ безрадостный; 

Хикки — Пустынникъ, Затворникъ, Нелюдимъ; 
Холивар — Усобица ретивая, Ярое копій преломленіе, Сѣча свѦщѣна; 
Хороший, годный — Благій, лѣпый; 

Школота — Отроча, Дѣтва неразумная, Дите безштанное; 

Эмо — Слезливецъ; 
Эпично — Былинно; 

Cool story bro — Хладенъ сказъ твой, бояринъ; 
Facepalm — Челодлань, Лицеладоніе, Ликоприкладство; 
GTFO — Изыди; 
Just for lulz — Токмо смѣху ради, Единой потѣхи для; 
LOL — СВГ (Смѣюсь вельми гласно); 
Sad but true — Скорбно, да истинно; 
Tits or GTFO — Перси али изыди;


Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 5 пользователям

Субботний релакс

Суббота, 11 Февраля 2017 г. 12:07 + в цитатник




Метки:  

Понравилось: 3 пользователям

Как там? Весна еще не началась?...

Четверг, 09 Февраля 2017 г. 09:39 + в цитатник

5961420_medv_berloga (600x400, 80Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Немного о жизни

Среда, 16 Ноября 2016 г. 18:45 + в цитатник

5961420_9gxJP_u2AM (604x603, 34Kb)

5961420_AwfET4p0qDY (604x353, 46Kb)

5961420_gxWizH04_Os (496x497, 37Kb)

5961420_Q3jZaH69GLs (471x604, 61Kb)

5961420_V0e6qPCVpZM (604x604, 46Kb)

5961420_w7sOen5yneY (604x604, 47Kb)

5961420_Xa8IbtCsgD0 (604x604, 46Kb)

5961420_8g3ANVHSwXM (484x604, 34Kb)

5961420_XAMTmLhkTdQ (460x604, 37Kb)




Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Всем утра!)

Среда, 16 Ноября 2016 г. 11:19 + в цитатник

5961420_snegiri (700x469, 257Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

10 книг, которые захватывают с первой фразы

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 17:17 + в цитатник

5961420_ (700x469, 264Kb)
1. Рубен Давид Гонсалес Гальего — «Белое на черном»
«Я — герой. Быть героем легко. Если у тебя нет рук или ног — ты герой или покойник. Если у тебя нет родителей — надейся на свои руки и ноги. И будь героем. Если у тебя нет ни рук, ни ног, а ты к тому же ухитрился появиться на свет сиротой, — все. Ты обречен быть героем до конца своих дней. Или сдохнуть. Я герой. У меня просто нет другого выхода.»

2. Борис Виан — «Пена дней»
«Колен заканчивал свой туалет. Выйдя из ванны, он завернулся в широкую махровую простыню, оставив обнаженными только ноги да торс. Он взял со стеклянной полочки пульверизатор и оросил летучим ароматным маслом свои светлые волосы. Янтарный гребень разделил его шелковистую шевелюру на тонкие оранжевые пряди, напоминающие борозды, которые вилкой прокладывает веселый пахарь на блюдце с абрикосовым конфитюром. Отложив гребень, Колен вооружился щипчиками для ногтей и косо подстриг края своих матовых век, чтобы придать взгляду таинственность. Ему часто приходилось это делать — веки быстро отрастали.»

3. Эрленд Лу — «Мулей»
МЫ ПАДАЕМ.
ЛЮБЛЮ ТЕБЯ.
ДЕЛАЙ ЧТО ТЕБЕ ХОЧЕТСЯ.
ПАПА
(SMS-сообщение, посланное с борта самолета в Центральной Африке в апреле 2005)

4. Альбер Камю — «Посторонний»
«Сегодня умерла мама. Может, вчера, точно не знаю».
Считается, кстати, самым запоминающимся началом за всю историю французской литературы.

5. Патрик Зюскинд — «Парфюмер»
«В восемнадцатом столетии во Франции жил человек, принадлежавший к самым гениальным и самым отвратительным фигурам этой эпохи, столь богатой гениальными и отвратительными фигурами. О нем и пойдет речь. Его звали Жан-Батист Гренуй, и если это имя, в отличие от других гениальных чудовищ вроде де Сада, Сен-Жюста, Фуше, Банапарта и т.д., ныне предано забвению, то отнюдь не потому, что Гренуй уступал знаменитым исчадиям тьмы в высокомерии, презрении к людям, аморальности, короче, в безбожии, но потому, что его гениальность и его феноменальное тщеславие ограничивалось сферой, не оставляющей следов в истории, — летучим царством запахов.»

6. Владимир Набоков — «Лолита»
«Лолита, свет моей жизни, огонь моих чресел. Грех мой, душа моя. Ло-ли-та: кончик языка совершает путь в три шажка вниз по небу, что бы на третьем толкнуться о зубы. Ло. Ли. Та.»

7. Габриэль Гарсия Маркес — «Любовь во время чумы»
«Так было всегда: запах горького миндаля наводил на мысль о несчастной любви. Доктор Урбино почувствовал его сразу, едва вошел в дом, еще тонувший во мраке, куда его срочно вызвали по неотложному делу, которое для него уже много лет назад перестало быть неотложным. Беженец с Антильских островов Херемия де Сент-Амур, инвалид войны, детский фотограф и самый покладистый партнер доктора по шахматам, покончил с бурею жизненных воспоминаний при помощи паров цианида золота.»

8. Сергей Довлатов — «Чемодан»
«В ОВИРе эта сука мне и говорит:
- Каждому отъезжающему полагается три чемодана. Такова установленная норма. Есть специальное распоряжение министерства.»

9. Александр Солженицын — «Раковый корпус»
«Раковый корпус носил и номер тринадцать. Павел Николаевич Русанов никогда не был и не мог быть суеверен, но что-то опустилось в нём, когда в направлении ему написали: «тринадцатый корпус». Вот уж ума не хватило назвать тринадцатым какой-нибудь протезный или кишечный.»

10. Иэн Макьюэн — «Цементный сад»
«Я не убивал своего отца. И все же порой мне кажется, что я подтолкнул его к гибели.»


Метки:  


Процитировано 3 раз
Понравилось: 2 пользователям

Традиционные славянские музыкальные инструменты

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 15:51 + в цитатник

5961420_IMG_0635 (700x466, 144Kb)

Домра – старинный народный струнный щипковый музыкальный инструмент, издревле известный на Руси.

В своем обычном виде, у домры присутствует три струны, на которых играют с помощью медиатора.

Считается, что домра является прообразом или потомком первой Русской балалайки.
В принципе, никаких различий между домрой и балалайкой не существует.
Отличия можно обнаружить только во внешнем виде того или иного музыкального инструмента.
В первую очередь, любому зрителю сразу бросается в глаза разная форма корпуса у домры и балалайки (треугольная и овальная).

Музыкант, играющий на домре, носит название домрачея.

Трехструнная домра встречается в нескольких видах:  пикколо (самая маленькая), малая, альтовая и басовая.

Корпус домры и ее гриф сделаны из древесины.
Гриф, как и у всех струнных инструментах, состоит из двух частей: головки и шейки.
Иногда, правда, гриф выполняется цельным, в виде одной детали.
Колки-валики домры, служащие для настройки инструмента, следует прокручивать вручную.
Корпус домры предпочтительно изготавливается из клена или палисандра.
Понятно, что для изготовления грифа, берутся твердые породы дерева.
Колки в современное время изготавливаются из металла, а в прежние время их тоже изготавливали из твердых пород дерева.
Струны изготавливаются из стальной проволоки, имеющей различную толщину.

Все детали домры следует подгонять с высокой тщательностью и ответственностью, поскольку от этого зависит качество и чистота звучания домры.

Читать далее...

Метки:  

Понравилось: 2 пользователям

Снежного дня!)

Воскресенье, 13 Ноября 2016 г. 11:54 + в цитатник

5961420_13_11_2016 (700x469, 259Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

УДИВИТЕЛЬНЫЕ СВОЙСТВА ГРАНАТОВЫХ КОРОК.

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 23:04 + в цитатник

5961420_granat (600x394, 53Kb)


1. Похмелье, нарушение сердечного ритма.
2 ст. ложки корок залить 250 мл кипятка, настоять 30 мин., добавить 1 ст. ложку меда. Принимать в течении дня.

2. Ссадины и трещины на коже.
Присыпать измельченной в порошок сухой кожурой.

3. Воспалительные заболевания почек.
Корки граната измельчить. 2 ст. ложки залить 250 мл кипятка, кипятить на водяной бане 30 мин.. Процедить и долить воды до первоначального объема. Принимать перед едой по 50 мл. За день нужно выпить стакан настоя.

4. Хронический кашель.
Заварить кожуру как чай, до окрашивания воды в розовый цвет. Пить маленькими глотками с медом в теплом виде. В день выпивать стакан настоя.

5. Кожные заболевания.
Вас «достали» угри и гнойнички - сделайте маску из прожаренных в течении 5-6 мин. корок граната, которые истолките и смешайте с любым маслом 1:1. Хранить в холодильнике, использовать не более 2 раз в неделю.

6. Ожоги.
Сначала место ожога смажьте соком граната, потом посыпьте порошком из сухих корок. Боль пройдет, и пузыри не появятся.


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

Деревянное зодчество Руси

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 20:00 + в цитатник

5961420_image_0094_arkona (700x507, 365Kb)

Деревянное зодчество

Естественными строительными материалами на Руси издавна служили дерево и глина. И того, и другого было в изобилии. Но если кирпичи из глины появились лишь к середине X века, то дерево в качестве основного строительного материала использовалось с древнейших времен. Именно в деревянной архитектуре русские зодчие выработали то разумное сочетание красоты и пользы, которое перешло затем в сооружения из камня и кирпича. Многие художественные и строительные приемы, отвечающие условиям быта и вкусам лесных народов, вырабатывались в течение столетий в деревянном зодчестве.

Как дерево для дома выбирали и как дома строили

Лесные народы всегда очень чутко относились к дереву. Мы привыкли к тому, что густые еловые северные леса называются тайгой. Однако так называли дремучий лес лишь в Восточной Сибири. В центральной же Руси его называли тайболой, а в Западной Сибири - урманом. Опушка леса - это раменье. И сосна в разном лесу разная. Сосновый лес в болотистой низменности - мяндач. А на сухой возвышенности - бор. И сама сосна в бору - конда . Это самое лучшее дерево для всякого строительства - и легкое, и стройное, и на корню просмоленное.

Самые значительные постройки на Руси возводились из многовековых стволов (по три века и более) длиною до 18 метров и диаметром более полуметра. И таких деревьев ведь было множество на Руси, особенно на европейском Севере, который в старину называли "Северным краем ".

На стены изб и храмов шли просмоленные на корню сосна и лиственница, из легкой ели устраивали кровлю. И только там, где эти породы были редки, использовали для стен крепкий тяжелый дуб, либо березу.

Да и дерево рубили не всякое, с разбором, с подготовкой. Загодя высматривали ровную подходящую сосну и делали топором затесы (ласы) - снимали кору на стволе узкими полосами сверху вниз, оставляя между ними полосы нетронутой коры для сокодвижения. Затем, еще лет на пять оставляли сосну стоять. Она за это время густо выделяет смолу, пропитывает ею ствол. И вот по стылой осени, пока день еще не начал удлиняться, а земля и деревья еще спят, рубили эту просмоленную сосну. Позже рубить нельзя - гнить начнет. Осину же, и вообще лиственный лес, наоборот, заготовляли весной, во время сокодвижения. Тогда кора легко сходит с бревна и оно, высушенное на солнце, становится крепким как кость.

Читать далее...

Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Японские мечи и катаны, о которых слагали легенды

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 17:24 + в цитатник

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды
Меч во все времена был оружием знати. Рыцари относились к своим клинкам, как к боевым товарищам, и, потеряв свой меч в бою, воин покрывал себя несмываемым позором. Среди славных представителей этого вида холодного оружия есть и своя «знать» — знаменитые клинки, которые, согласно преданиям, обладают волшебными свойствами, например, обращать в бегство врагов и защищать своего хозяина. В таких россказнях есть доля истины — артефактный меч одним своим видом мог воодушевить соратников его владельца. Вот некоторые смертоносные реликвии в истории Японии, известные на весь мир. 

Кусанаги-но цуруги

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды
Этот мифический меч на протяжении нескольких веков является символом власти японских императоров. Кусанаги-но цуруги (в пер. с яп. — «меч, скашивающий траву») также известен как Амэ-номуракумо-но цуруги — «меч, собирающий облака рая».

Японский эпос гласит, что меч был найден богом ветра Сусаноо в теле убитого им восьмиголового дракона. Сусаноо подарил клинок сестре, богине солнца Аматэрасу, позже он оказался у её внука Ниниги, а через некоторое время попал к полубогу Дзимму, который затем стал первым императором Страны восходящего солнца.

Интересно, что власти Японии никогда не выставляли меч на всеобщее обозрение, а наоборот, стремились спрятать его подальше от любопытных глаз — даже во время коронаций меч выносили завёрнутым в полотно. Предположительно он хранится в синтоистском святилище Ацута, расположенном в городе Нагоя, однако никаких доказательств его существования нет.

Единственным правителем Японии, публично упомянувшим о мече, был император Хирохито (Hirohito): отказываясь от трона после поражения страны во Второй Мировой войне, он призвал служителей храма хранить меч, во что бы то ни стало.

Кровожадные клинки Мурамасы

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды
Мурамаса — знаменитый японский мечник и кузнец, живший в XVI-м веке. Согласно легенде, Мурамаса молил богов, чтобы те наделили его клинки кровожадностью и разрушительной силой. Мастер делал очень хорошие мечи, и боги уважили его просьбу, поместив в каждый клинок демонический дух истребления всего живого.

Считается, что если меч Мурамасы долго пылится без дела, он может спровоцировать владельца на убийство или суицид, чтобы таким образом «напиться» крови. Существует бесчисленное множество историй об обладателях мечей Мурамасы, которые сошли с ума или зарезали множество людей. После серии несчастных случаев и убийств, произошедших в семье знаменитого сёгуна Токугавы Иэясу, которые народная молва связала с проклятием Мурамасы, правительство объявило клинки мастера вне закона, и большая их часть была уничтожена.

Справедливости ради надо сказать, что школа Мурамаса — это целая династия оружейников, просуществовавшая около века, поэтому история с «демоническим духом кровожадности», засевшим в мечах, не более, чем легенда. Проклятием клинков, изготовленных мастерами школы, стало, как ни парадоксально это звучит, их исключительное качество. Многие опытные воины предпочитали их другим мечам и, видимо, благодаря своему искусству и остроте клинков Мурамасы, чаще других одерживали победы.

Хондзё Масамунэ

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды
В отличие от кровожадных мечей Мурамасы, клинки, изготовленные мастером Масамунэ, согласно легендам, наделяли воинов спокойствием и мудростью. По преданию, чтобы выяснить, чьи клинки лучше и острее, Мурамаса и Масамунэ опустили свои мечи в реку с лотосами. Цветы раскрыли сущность каждого из мастеров: лезвие меча Масамунэ не нанесло им ни единой царапины, потому что его клинки не могут причинить зло невинному, а изделие Мурамасы, напротив, будто само стремилось разрубить цветы на мелкие кусочки, оправдывая свою репутацию.

Конечно, это чистейшей воды вымысел — Масамунэ жил почти на два века раньше оружейников школы Мурамаса. Тем не менее, мечи Масамунэ действительно уникальны: секрет их прочности не могут раскрыть до сих пор, даже применяя новейшие технологии и методы исследования.

Все уцелевшие клинки работы мастера являются национальным достоянием Страны Восходящего Солнца и тщательно охраняются, однако лучший из них, Хондзё Масамунэ, был передан американскому военнослужащему Колди Баймору (Colde Bimor) после капитуляции Японии во Второй Мировой войне, и в настоящее время его местонахождение неизвестно. Правительство страны пытается разыскать уникальный клинок, но пока, увы, тщетно.

Семизубый меч

Японские катаны и мечи, о которых слагали легенды
Этот необычайно красивый клинок был обнаружен в 1945-м году в синтоистском святилище Исоноками-дзингу (японский город Тэнри). Меч разительно отличается от привычного для нас холодного оружия из Страны Восходящего Солнца, прежде всего, сложной формой лезвия — на нём есть шесть причудливых ответвлений, а седьмым, очевидно, считался кончик клинка — поэтому найденное оружие получило имя Нанацусая-но-тати (в пер. с яп. — «Семизубый меч»).

Меч хранился в ужасных условиях (что очень нехарактерно для японцев), так что его состояние оставляет желать лучшего. На лезвии имеется надпись, согласно которой правитель Кореи подарил это оружие одному из китайских императоров.

Описание точно такого же клинка встречается в Нихон сёки, древнейшем труде по истории Японии: согласно легенде, семизубый меч был преподнесён в дар полумифической императрице Дзингу.

Тщательно изучив меч, специалисты пришли к выводу, что, скорее всего, это тот самый легендарный артефакт, поскольку предположительное время его создания совпадает с событиями, описываемыми в Нихон сёки, кроме того там упоминается и о святилище Исоноками-дзингу, так что реликвия просто лежала там больше 1,5 тысяч лет, пока её не нашли.

© Дмитрий Зыков


Метки:  


Процитировано 2 раз
Понравилось: 2 пользователям

Коллекция миниатюрных книг

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 17:18 + в цитатник

В библиотеке университета Уиллис, Северный Техас расположена библиотека миниатюрных книг. На данный момент библиотека располагает 3000 книг. Миниатюрными книгами считаются книги 6 см. в высоту. Миниатюрный литература выпускается со времен античности и продолжает выпускаться по сей день. Ниже представлены книги наиболее популярные из библиотеки.
Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Миниатюрная книжная коллекция началась с группы миниатюрных детских книг, пожертвованных в 1930-х годах Gustine Courson Weaver как часть ее детской книжной коллекции. В 1981 году в библиотеке открылся отдел редких книг и эти крошечные фолианты от миссис Уивер были выставлены с другими миниатюрами, которые были наработаны годами.
Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

К 2001 году, миниатюрной книжной коллекции было охвачено более 600 томов. Поскольку все больше и больше внимания было сосредоточено на коллекции, больше книг было подарено и некоторые пришлось покупать, чтобы заполнить пробелы в коллекции. В июле 2004 года была приобретена 100-я миниатюра. В настоящее время коллекция включает в себя почти 3000 экспонатов, и является одной из самых популярных коллекций для посетителей.
Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Одна из самых старых информационных элементов в библиотеке являются две крошечные 4 000 летние глиняные таблички которые хранятся с миниатюрной коллекцией книг. Следующая по возрасту - миниатюрный одиночный оригинальный лист с раннего 15-го века "Парижский иллюминированный часослов". Коллекция также содержит несколько факсимиле 15 века.
Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Старейшей печатной миниатюрной книгой в коллекции является копия произведения Цицерона, и была опубликована в 1521 году. Следующий по возрасту - это религиозные произведения и произведения классических авторов.
Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Коллекция миниатюрных книг (40 фото)

Источник: http://billionnews.ru/


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 3 пользователям

30 интересных фактов про новый год

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 17:13 + в цитатник

Новый год – праздник, хорошо знакомый нам с самого раннего детства. Казалось бы, что нового можно узнать про него? Однако существует множество интересных фактов про Новый год, которые, возможно, смогут вас удивить.

1. Первые документальные свидетельства о традиции наряжать елку относятся к началу XVII века. Как утверждают историки, первые наряженные в честь Рождества деревья появились в Эльзасе (тогда это была часть Германии, в настоящее время – Франция). Для срубленных елей, сосен и буков праздничными украшениями служили розы из цветной бумаги, яблоки, печенье, кусочки сахара и мишура.

2. Первый стеклянный елочный шар был сделан в Тюрингии (Саксония) в XVI веке. Промышленное массовое производство елочных игрушек началось только в середине XIX века также в Саксонии. Мастера-стеклодувы выдували игрушки из стекла, а их помощники вырезали из картона колокольчики, сердечки, фигурки птиц и зверей, шары, шишки, орехи, которые потом раскрашивали яркими красками.

3. Светящейся электрической гирляндой из разноцветных лампочек впервые была украшена ель у американского Белого дома в 1895-м году.

4. Традиция отмечать Новый год 1 января появилась на Руси указом Петра I с 1700 года. До этого церковный Новый год отмечали 1 марта, а светский – 1 сентября.

5. В 1903 году в рождественском выпуске детского журнала «Малютка» было опубликовано стихотворение Раисы Адамовны Кудашёвой «Ёлочка», а через 2 года композитор-любитель Леонид Карлович Бекман положил текст на музыку – так увидела свет всеми любимая песня «В лесу родилась ёлочка».

6. С 1918 по 1935 годы елка, как символ Рождества, в России находилась под запретом: советская власть назвала Рождество Христово и все ритуалы, связанные с ним, буржуазными предрассудками и мракобесием. С 1935 года вместо Рождества по указу Сталина Рождество превратилось в Новый год, а Вифлеемская звезда – в красную пятиконечную звезду. Тогда же впервые появились Дед Мороз и Снегурочка.

7. С 1949 года 1 января считается в нашей стране нерабочим днем. 

8. Российский Дед Мороз отмечает свой день рождения 18 ноября – именно в этот день на его вотчине, в Великом Устюге, наступает самая настоящая зима и ударяют морозы.

9. В России у Деда Мороза существует сразу три официальные резиденции: в Великом Устюге (начиная с 1998 года), в Чунозерской усадьбе (с 1995-го) и в Архангельске (с конца 80-х годов). Кроме того, постоянным местом обитания Деда Мороза, по крайней мере, с середины ХХ века, считается Северный Полюс.

10. Снегурочка празднует свой день рождения в ночь с 4 на 5 апреля, а ее родиной считается село Щелыково Костромской области: именно там в 1873 году Александр Островский написал пьесу «Снегурочка». Наибольшую известность Снегурочка, как внучка Деда Мороза, получила в 50-е годы ХХ века, благодаря Кремлевским елкам, сценарии для которых писали Лев Кассиль и Сергей Михалков.

11. В Древнем Риме Новый год встречали в марте: именно в это время начинались полевые работы. В 46 году до н.э. римский император Юлий Цезарь перенес начало года на 1 января. Названный его именем Юлианский календарь распространился по всей Европе.

12. Во Франции до 755 года началом года считали 25 декабря, потом его перенесли на 1-е марта. В XII веке начало года приурочили к Пасхе, а с 1564 года по указу короля Карла IX начало года было назначено на 1 января.

13. В Англии Новый год долго отмечался 25 марта, в День Благовещенья, и только в 1752 году первым днем Нового Года признали 1 января. К тому времени в Шотландии Новый Год начинался 1 января уже более 150 лет.

14. Эскимосы отмечают Новый год с приходом первого снега.

15. На Кубе в Новый год всю посуду в доме наполняют водой, которую затем выплескивают на улицу в новогоднюю ночь, чтобы смыть все грехи. Новый год на Кубе называется Днем Королей.

16. В Греции глава семьи в новогоднюю ночь на улице о стену дома разбивает плод граната. Удачу обещают разлетевшиеся в разные стороны зерна.

17. Мусульманский Новый год – Навруз – отмечают в день весеннего равноденствия, 21 марта. Обычно на его празднование отводится 1-2 дня, а в Иране – не менее 5 дней.

18. В Италии существует необычная традиция: выбрасывать из окон в новогоднюю ночь старые вещи. Это может быть как одежда и посуда, так и мебель. Считается, что чем больше старых вещей будет выброшено в новогоднюю ночь, тем больше богатства и удачи принесет Новый год.

19. В Израиле Новый год отмечают дважды – 1 января, по-европейски, и еще раз – в сентябре. 

20. В Индии Новый год празднуют 1 января, а в Непале – 17-18 апреля. 

21. В Таиланде 1 января Новый год отмечается неофициально. «Официальное» празднование Нового Года проходит в апреле и сопровождается водными сражениями. 

22. В Эфиопии Новый год отмечают 11 сентября. Кроме того, в этой стране до сих пор принят старый Юлианский календарь.

23. Под Новый год в Тибете все пекут пирожки и раздают их прохожим. Считается, что богатство в новом году напрямую зависит от количества розданных пирожков.

24. В 1843 году в Лондоне была напечатана первая новогодняя открытка – так появилась традиция обмениваться поздравительными открытками на Новый год.

25. Хотите поздравить своих друзей и близких с Новым годом по-японски? Скажите им «Akimashite Omedetto Gozaimasu».

26. Традиция оставлять подарки под новогодней елкой в России появилась еще в 18 веке и сохранилась по сей день.

27. Год Овцы (Козы) согласно восточному календарю наступит 19 февраля 2015 года и продлится до 07 февраля 2016 года.

28. В русских народных сказках Деда Мороза называют разными именами: Мороз Иванович, Мороз Красный Нос, Зимник, Дед Трескун.

29. Один из древнейших русских обычаев – украшать елку сладостями: оригинальные игрушки-лакомства можно сделать своими руками.

30. Пенсионный фонд России присвоил Деду Морозу звание «Ветерана сказочного труда».

 
Источник: https://deti.mail.ru

Метки:  

Понравилось: 1 пользователю

Новогодний декор из цитрусовых

Суббота, 12 Ноября 2016 г. 16:54 + в цитатник

5961420_005650x433 (650x433, 75Kb)

5961420_5Bw2tgh2Vtc (564x438, 29Kb)

5961420_6Xim8SIbKgw (604x506, 73Kb)

5961420_119023269_4800487_pomander (699x465, 228Kb)

5961420_citrysi (700x238, 158Kb)


Метки:  


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

Русская архитектура

Пятница, 11 Ноября 2016 г. 18:59 + в цитатник

5961420_5GW7CHvN6ZI (540x700, 83Kb)

5961420_173140901 (700x546, 56Kb)

5961420_1260728352_rusarhitek1878_12 (500x372, 50Kb)

5961420_aJ0NJkXPHyQ (564x690, 107Kb)

5961420_dwxYE7cbAQs (564x631, 112Kb)

5961420_0_be74e_d9f489fd_XL_jpg (700x430, 102Kb)

5961420_IN09vnYOmXY (564x593, 78Kb)

5961420_QZ1SFug4n5A (564x671, 107Kb)

5961420_uMgp9y9oVuw (564x619, 105Kb)

 


Метки:  


Процитировано 4 раз
Понравилось: 5 пользователям

Взгляд из космоса

Четверг, 10 Ноября 2016 г. 23:52 + в цитатник

1. Соляные пруды, Сан-Франциско, США

5961420_184760154 (569x700, 170Kb)

2. Вальпараисо, Чили

5961420_satelliteaerial1 (560x700, 272Kb)

3. Пальманова, Италия

5961420_satelliteaerial2 (700x700, 267Kb)

4. Бока-Ратон, Флорида, США

5961420_satelliteaerial5 (560x700, 299Kb)

5. Багамские острова

5961420_satelliteaerial6 (548x700, 95Kb)

6. Крепость Буртанж, Вестерволд, Нидерланды

5961420_satelliteaerial4 (700x393, 137Kb)

7. Мона-Вейл, Сидней, Новый Южный Уэльс, Австралия

5961420_satelliteaerial3 (562x700, 166Kb)

8. Севилья, Испания

5961420_satelliteaerial7 (654x700, 341Kb)

9. Соль и глина, пустыня Намиб, Намибия

5961420_satelliteaerial9 (521x700, 128Kb)

10. Аль Фаллах, Абу-Даби, ОАЭ

5961420_satelliteaerial8 (700x690, 307Kb)

11. Автоматические оросители, Вади Ас-Сирхан Басин, Саудовская Аравия

5961420_satelliteaerial10 (550x700, 118Kb)

12. Рисовые поля, Юньаньг, Китай

5961420_satelliteaerial11 (577x700, 211Kb)

13. Храм Бахаи, Уилметт, Иллинойс

5961420_satelliteaerial13 (699x700, 181Kb)

14. Проход Лос Караколес, Анды

5961420_satelliteaerial12 (500x700, 131Kb)

15. Фруктовые сады, Уэльва, Испания

5961420_satelliteaerial14 (466x700, 245Kb)

16. Великие пирамиды, Каир, Египет

5961420_satelliteaerial21 (608x700, 102Kb)

17. Жилые участки в пригороде Копенгагена, Брондбю, Дания

5961420_satelliteaerial16 (700x393, 168Kb)

18. Пласа-де-Сувейра, Барселона, Испания

5961420_satelliteaerial17 (587x700, 285Kb)

19. Ниагара Фолс, Канада, США

5961420_satelliteaerial15 (700x700, 235Kb)

20. Сан-сити, Аризона, США

5961420_satelliteaerial18 (700x654, 305Kb)


Метки:  

Понравилось: 4 пользователям

Поиск сообщений в Zhiva_devica
Страницы: [3] 2 1 Календарь