-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zetta_Starlec

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.08.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 1233


Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири

Воскресенье, 27 Января 2013 г. 15:43 + в цитатник
Цитата сообщения Dancing_Witch Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири


Обзор литературы для изучающих орнаменты в вышивке. Всю диссертационную работу можно приобрести по ссылке - http://www.dissland.com/catalog/branie_uzori_na_te...restyan_vostochnoy_sibiri.html
Я выкладываю только введение, но здесь перечислены все основные статьи и книги, написанные на тему изучения вышивки и орнамента, начиная с прошлого - и позапрошлого века. "БРАНОЕ ТКАЧЕСТВО

Браное ткачество одна из древнейших техник орнаментации тканей, декоративного оформления бытовых и обрядовых изделий из ткани. Название произошло от способа создания узора (слова "брать"), когда нити основы "пробираются" при помощи специальной дощечки - бральницы. Те нити, которые остаются над дощечкой, в узоре остаются белыми, а те нити, которые остались внизу бральницы, будут затканы уточными нитями другого цвета. Так, при сочетании нитей различного цвета получаются северные браные узоры.
Браными узорами в старину любили украшать полотенца, скатерти, детали женской одежды. Все предметы, украшенные браными узормаи, имели в старину ритуальное значение, были связаны с различными праздниками и обрядами, поэтому и узоры на них являются древними знаками-символами оберегательного значения. Длинные полотенца на концах украшались рядами орнаментальных полос, в основе которых лежат геометрические узоры из квадратов, ромбов, крестов и других элементов. Традиционным являлось цветовое сочетание красного с белым. Для орнаментации полотенец использовали двухуточную браную технику "клетчатину", когда в одном утке использовалась красная нить, а в другом - белая. Такая техника браного ткачества была очень трудоёмка и требовала от мастерицы большого внимания, терпения и усидчивости, но зато позволяла выполнять самые сложные по замыслу узоры."http://www.cultnord.ru/Branoe_tkachestvo.html


Диссертация
Автор: Шахнович, Алефтина Геннадьевна

Заглавие: Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири

Справка об оригинале: Шахнович, Алефтина Геннадьевна. Браные узоры на текстильных изделиях русских крестьян Восточной Сибири : диссертация ... кандидата искусствоведения : 17.00.09 / Шахнович Алефтина Геннадьевна; [Место защиты: Вост.-Сиб. гос. акад. культуры и искусств] Иркутск, 2007 249 c. : 61 07-17/185

Физическое описание: 249 стр.

Выходные данные: Иркутск, 2007



Содержание:

Введение 3
Глава 1 Браные узоры как составляющая часть народного искусства: общее и специфическое
§ 11 Браные узоры: понятие и истоки 25
§ 12 Модуль Типология 37
§ 13 Коэффициент асимметрии соотношения площадей браного 49-62 и фонового узоров как метод изучения браных узоров
Глава 2 Текстильные изделия с браными узорами русских старожилов Восточной Сибири
§ 21 Браные узоры: материал, предметы в истории и культуре 63-88 старожилов
§ 22 Изобразительно-выразительные средства браных узоров 88
§ 22 Декоративность браных узоров русских старожилов 105



Введение:
Актуальность темы исследования. Актуальность исследования обусловлена реальными потребностями российского общества в сохранении и развитии национально-культурных и культурно-исторических традиций народов Российской Федерации. Об этом свидетельствуют такие важные государственные документы, как Федеральная программа «Развитие и сохранение культуры и искусства Российской Федерации» (1997-1999 гг.), Указ президента РФ от 01.07.1996 № 1010 «О мерах по усилению государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации».
Работа посвящена рассмотрению вопросов, касающихся народного искусства русских старожилов Восточной Сибири, такой его составляющей, как декорирование текстильных изделий браными орнаментами и их региональным особенностям.
Основные черты русского народного искусства в крае в значительной мере определялись составом и происхождением основного ядра старожильческого населения, которое составили выходцы из северных российских губерний (Вологодской, Пермской, Костромской, Архангельской и др.), переселенцы принесли в регион привычный уклад жизни, нравы, обычаи, веками воспитанные художественные навыки и традиции. Для браных орнаментов свойственно сохранение древнейшей первоосновы, они несут в себе символическое значение, связанное с различными сферами бытия: миропониманием, культурой, укладом и образом жизни, они характеризуются через мотивы, их конфигурацию, сорасположение, цветовое решение, назначение, технологию исполнения. Обладая культурной и художественной ценностью браные орнаменты в определенный исторический период были социально востребованы, поэтому бытовали в регионе как вид народного искусства в течение длительного времени. К первой половине XX в. по историческим, политическим, экономическим и иным причинам они утратили свое значение в культурно-бытовой жизни крестьянства и перестали использоваться в декорировании текстильных изделий.
Значимость браных орнаментов как части народного искусства заключается в том, что они, относясь к явлению художественной культуры прошлого, представляют собой уникальное художественное наследие. Браные узоры русских старожилов Восточной Сибири в искусствоведческой науке не были рассмотрены. Комплексное изучение и освоение этого художественного наследия обогатит новыми знаниями в сфере истории и теории искусства, будет способствовать эстетическому воспитанию и художественному образованию.
Степень научной разработанности проблемы. В отечественной науке проделана значительная исследовательская работа историками и археологами, этнографами и искусствоведами по изучению различных аспектов орнаментики в народном искусстве крестьянства России.
Историки и археологи привлекают орнамент крестьянских текстильных декорированных изделий в качестве исторического источника, их точка зрения базируется на изобразительной стороне орнамента. Для этнографов он является одним из характерных и широко распространенных способов украшения предметов быта и одежды. В исследованиях этих ученых важное место занимают изучение и описание приемов и способов вышивки, тканья, используемых материалов, местных особенностей технологий, типичных орнаментов, областей и регионов их существования. Искусствоведы изучают художественные особенности предметов материальной культуры, которые включают изобразительный характер орнамента; создаваемую фактуру декорируемой поверхности за счет свойств техники, технологии и используемых материалов; композиционное решение украс. Указанное определяет специфику образных и выразительных средств вышивки и тканья как прикладного искусства.

Следует считать временем становления науки о русском искусстве 1872 год, когда был издан Обществом поощрения художников первый научный труд - альбом русских вышивок с большим объяснительным текстом крупнейшего историка искусства В. В. Стасова «Русский народный орнамент. Шитье, ткани, кружева» [169]. В нем автор отмечает традиционность художественных образов вышивки и ее повсеместное распространение в России. До первой четверти XX в. шел процесс накопления фактологического материала и его описания, а с 30-х годов началось его научное осмысление и анализ [163, 193, 64, 87, 126, 134, 135, 136, 71]. В то же самое время выходит в свет альбом С. Соколова и И. Томского «Народное искусство Севера России» с предисловием И. Грабаря. В альбоме видим дивные узоры браного ткачества и бранья иглой - уникальные памятники, в которых «чувствуется какая-то сила и простота. и веет от них какой-то северной сказкой» [165, с. 6].
Темы нашего исследования касаются труды, систематизирующие и обобщающие понятие «народное искусство», рассматривающие вопросы истории и теории русского искусства, в том числе и сибирского народного искусства, его особенностей, орнаментику. Такими трудами являются исследования В. С. Воронова, В. А. Городцова, Л. А. Динцеса, М. А. Некрасовой, В. С. Иванова, Б. А. Рыбакова, Д. А. Болдырева-Казарина, Л. М. Русаковой, И. П. Работновой и других ученых.
В работе известного исследователя народного искусства В. С. Воронова «Крестьянское искусство» обосновывается значение русских крестьянских вышивок как «исключительной страницы в мировой истории искусств, определяющей наибольшую хронологическую глубину этого искусства и неопровержимо свидетельствующей о символическом и религиозном характере его первых иконографических слоев» [26, с. 12]. Автор отмечает, что «богатую и особенно оригинальную культуру графической линии крестьянской вышивки представляет главным образом северная фигурная вышивка красной нитью на подзорах простынь и на концах полотенец. Она содержит в себе исключительно древние орнаментальные слои русского искусства. Образы неведомых вышивальщицам богов и богинь, символических зверей и птиц в ритмичных графических построениях образуют прекрасные магические узоры на этих бытовых холстах. Красная нить в ряде различных технических приемов шва. достигает высоких степеней четкости, ритма, выразительности.» [26, с. 90]. В А. Городцовым рассмотрены общие черты композиционного строя русского народного искусства и дако-сарматского изобразительного творчества, уходящие в глубокую древность эпохи формирования восточнославянского искусства и отражающие процессы взаимного влияния культур [28].
В 20-е гг. были заложены основы изучения русского народного искусства в его разнообразных связях, как внешних, - со средой существования, так и внутренних (изобразительные средства, стилистические особенности воплощения отдельных образов, композиционный и колористический строй в их взаимообусловленности).

Руководитель отдела народного искусства Государственного Русского музея (ГРМ) Л. А. Динцес в своих работах показывал связи русского народного искусства с искусством других этнических общностей. Кроме того, он представил крестьянскую вышивку как явление изменяющееся, в котором наряду с образами, уходящими своими истоками в глубокую старину, появляются современные мотивы. В статьях Л. А. Динцеса содержится множество исторических фактов и выводов о народных ремеслах [45-47]. Говоря об изобразительных мотивах в шитье, Л. А. Динцес отмечал, что жанровые мотивы в формах древнего геометрического стиля более всего сохранены в народной вышивке.
Вопросам существования народного искусства, в том числе вышивки как части духовной культуры народа, посвятила свои исследования М. А. Некрасова, осмысливая место народного искусства в культуре не только прошлого, но и настоящего, как части целостного гуманитарного мира [127-132].
Б. А. Рыбаков привлекал материал по вышивке как самостоятельный источник при рассмотрении археологических и изобразительных памятников, начиная от скифо-сарматских до этнографических собраний, с их помощью реконструировались обычаи, обряды и верования древних славян [152].
В 1932 году в Москве был создан Научно-исследовательский институт художественной промышленности (НИИХП). В опубликованных трудах института изучалась русская народная вышивка, региональные особенности, сформулированы закономерности объединения ее в группы по региональным признакам. Это публикации В.Я.Яковлевой [6, 30, 63, 133], И. П. Работновой [141-147], Н.С.Королевой [77,78] и других научных сотрудников института.
С. В. Иванов в своих работах подробно исследовал не только образно-сюжетный строй орнамента вышивки, но и технику ее исполнения. Он различал виды вышивок обских угров - двустороннюю «роспись» и одностороннюю «гладь» - «набор» и проводил аналогию с русской вышивкой [57-59].
В рамках тематики настоящего исследования представляет интерес следующий факт: анализируя приведенные автором схемы узоров, приходим к выводу, что узоры III типа (решетка-«репей»; Б-элементы, ромбы с крючками - «лягушки», гребенчатые ромбы) по начертанию являются браными узорами. Они имеют «строго геометрические формы, прямолинейность, си-луэтность, излом под прямым углом, отростки и основу, состоящую из широкой ленты» [57, с.90]. Узоры эти характерны для многих коренных народов Сибири и сходны с узорами коми-зырян, саами и встречаются вышитыми на одежде, ткаными на поясах, вывязанными на чулках и носках, представлены в искусстве чувашей, башкир, марийцев, мордвы, удмуртов, карел, коми и северных русских [57, с. 97].
С 1936 г. публикуются результаты исследований крупного специалиста по русскому народному искусству Г. С. Масловой [102-121]. Она рассматривает искусство народной вышивки в историческом, этнографическом и искусствоведческом планах, раскрывает разнообразие и богатство этого искусства, его социальную значимость и место в художественном наследии русского народа, особое внимание уделяется семантике орнамента и роли художественных предметов в народном быту. В 1978 году был опубликован ее фундаментальный труд «Орнамент русской народной вышивки как историко-этнографический источник» [112]. Обширный полевой материал, собранный автором во время многочисленных экспедиций в северные районы и отчасти в среднюю полосу СССР, дополнен данными по вышивке и тканью южнорусских областей. Особое внимание уделяется семантике орнамента и народным названиям узоров. Важное значение имеет раздел, посвященный распространению мотивов и локальных типов вышивки (их картографирование -авт.) Мы согласны с автором монографии, что «геометрический орнамент, богатый и разнообразный, широко представленный в народной вышивке всех регионов . составляет обширную область орнаментального искусства и должен послужить темой отдельного исследования» [112, с.8].
В работе Д. А. Болдырева-Казарина «Народное искусство в Сибири», представлен анализ художественного качества композиции, элементов в орнаментальном народном искусстве, цветовой гаммы. В заключение отмечается: «. то, что сделано, обеспечивает народному искусству в Сибири почетное место в общей истории искусства Русского» [18, с. 5-20].


В монографии JI. М. Русаковой «Традиционное изобразительное искусство русских крестьян Сибири» комплексно исследуется развитие крестьянского искусства [150]. Ею обобщен значительный материал по вышивке, узорному тканью, кружеву, рассмотрены орнаментация предметов быта и одежды геометрическими и геометризованными узорами в технике браного ткачества, вышивки и кружевоплетения, композиционные и цветовые решения, их символизм, местные и региональные особенности и сравнительные отличия изделий и их декора [150].
Проблема связи образной семантики браной орнаментики и декорированных материальных памятников искусства и культуры с древними мифологическими и религиозными представлениями освещена в работах Е. Н. Клетновой, В. П. Даркевича, И. Я. Богуславской, И. И. Шангиной, А. К. Амброза, Б. А. Рыбакова, В. П. Дурасова, Л. М. Русаковой, С. В. Жарниковой, Д. А. Баранова и Е. Л. Мадлевской. Е. Н. Клетнова, изучая элементы украс Смоленского края, подтверждает положение, высказываемое многими учеными, что все первичные орнаменты являются символами чисто религиозного или приближающегося к нему значения - тотемистического, магического, профилактического и т.п. Впоследствии они утрачивают первоначальное значение и становятся просто лишь украшающими узорами. В работе отмечается, что основой орнамента является круг. Опираясь на исторические данные, автор приходит к заключению, что круг «изображаемый в силу технических условий в виде ромба, есть ничто иное как «символ бога-Солнца». Рассматривая распространенные узоры: «круговые» (большие и малые), Е. Н. Клетнова дает объяснение гребенчатым и городчатым ромбам, рассматривает их разновидности; «лягушечки» (простые и «завивастые»). Особое внимание уделено крюковым фигурам - свастикам, полагая, что «первоначально знак свастики был эмблемой огня и молнии, а летящая птица, которую она напоминает, являлась символом той же молнии [60, с. 18].
В. П. Даркевич рассмотрены основные «небесные» символы, которым придавалось значение чудесных оберегов [42].
И. Я. Богуславской анализируются многочисленные варианты вышивок с древними мотивами, относящимися к XIX -XX вв., отмечаются три основные тенденции развития древних мотивов [14, 15]. И. И. Шангиной изучен архаический пласт сюжетной вышивки на обрядовых полотенцах и выделены в ней антропоморфные, зооморфные, орнитоморфные, растительные и полиморфные мотивы. Автор рассматривает использование орнаментированных полотенец в свадебной, родильной, погребально-поминальной обрядности и приходит к выводу, что сюжеты вышивок отражали «проблемы соотношения жизни и смерти, воспроизводство людей» [191, с Л 6].
А. К. Амброз на историко-археологическом материале исследует «ромбы с крючками». Сторонники солярной теории считали его вариантом круга с загнутыми лучами. Поиски этнографических аналогий показали, что изучаемый знак - один из основных элементов крестьянского геометрического орнамента XVIII - XX вв. на огромной территории, охватывающей Среднюю и Восточную Европу [4, 5]. Б. А. Рыбаковым исследованы происхождение и семантика ромбического орнамента, как символа плодовитости, продолжения жизни, плодородия [153, с. 134]. Л.М.Русаковой на документальном этнографическом материале рассматриваются варианты мотива ромба с крючками, принципы включения его в орнаментальные композиции и этих последних в структуру всего декора полотенца, предпринимается попытка интерпретации смыслового содержания выделенного мотива и всей орнаментики полотенца в связи с функциями, которые выполнял этот орнаментированный предмет в свадебном обряде [148]. В статье «Образ мира в геометрическом орнаменте на полотенцах русских крестьянок» Л. М. Русаковой исследуются изготовленные в конце XIX - начале XX в. стеновые полотенца кержаков -русских старожилов Алтая, проживающих в долине реки Бухтармы. Исходя из важной роли орнаментированного полотенца в ритуалах жизненного цикла, автор подошел к характеристике его как семиотически значимого предмета, в котором запечатлен образ мира, каким он представлялся древнему человеку [149].
Общеславянское название ромба с крючками «лягушка» («жаба»). Действительно, ромб с расположенными попарно на двух (или четырех) вершинах крюками напоминает лягушку. Этот символ содержит и глубокий смысл. С. В. Жарникова отметила на материале сенокосных рубах и головных уборов Севера и Северо-запада России сакральную значимость орнаментов, включавших ромбы с крючками, или «жаб», а также «странных зооантропо-морфных рожающих существ» [53-55]. Н. П. Гринкова в статье «Отражение руки в русской орнаментике» указала на культовое значение мотива руки в народном искусстве - вышивке и резьбе [35]. В работе Д. А. Баранова и Е. Л. Мадлевской «Образ лягушки в вышивке и мифоэпических представлениях восточных славян» речь идет об образе лягушки в восточнославянской вышивке, встречающемся на предметах убранства жилища (полотенца, подзоры) и на деталях женского костюма (подолы рубах, головные уборы) [10].

На рубеже ХХ-ХХ1 вв. появилась монография Р. В. Багдасарова «Свастика: священный символ», которая представляет первое в России полномасштабное исследование, посвященное символизму свастики [7]. И. М. Денисова в своих статьях рассматривает вопросы семантики изображений в русской северной вышивке антропоморфных фигур по начертанию схожих с деревом [43,44].
Анализ художественных особенностей народного орнамента осуществлен в работах И. Я. Богуславской, Т. Бадяевой, Л. А. Кожевниковой. Г. Н. Климова в книге «Текстильный орнамент коми» освещает вопросы типового состава орнамента и генеалогии некоторых типов, определяет место отдельных видов узорной техники и типов орнамента коми среди искусства родственных и соседних народов. Особое внимание уделено понятийному аппарату исследований [68]. Вводимый новый термин «диагонально-геометрические узоры» характеризуется видом стежка, конструктивнми особенностями, видом симметрии. Одной из характеристик рассматриваемых узоров принято соотношение узора и фона. «Узор и фон чаще всего уравновешены, или узор преобладает над фоном, что достигается сдвоенной, строенной и т.д. линией узора» [68, с. 5].
Основы анализа художественных особенностей русской народной вышивки с геометрическим орнаментом заложены И.Я.Богуславской [14-17]. Преобладающими компонентами геометрического орнамента являются ромбы, квадраты, клетки, перекрестья, звезды, полосы, кресты-свастики и варианты, возникшие из указанных мотивов. Ограниченность исходных мотивов компенсируется богатством и разнообразием композиций на основе определенных приемов построения узоров (зеркальной симметрии, на равновесии и пропорциональном соотношении частей орнамента), используются принципы розетки, бордюра и сетки в сложных комбинациях и совмещениях. Благодаря технологии шитья фоновые промежутки между фигурами также приобретают вид узора, узор и фон равнозначны и могут меняться местами. Среди декоративных характеристик узоров указывается плотность, связанность. Сочетание в одной композиции различных технологий вышивки создает определенную фактуру, усиливая выразительность орнамента. С природой нитей и фактурой шитья тесно связан цвет вышивки. Господствует красный цвет на белом фоне полотна [17].
И. П. Работновой особое внимание уделено гармоничности пропорций, очертаниям мотивов и всей композиции вышивки на предметах быта и одежды крестьян, цветовому решению, анализу композиционных приемов, сближающих искусство русского текстильного орнамента со словесным и музыкальным фольклором [142]. Автор указывает, что части женских фигур, мотивов гуськов, оленей, и т.д., иногда настолько геометризированных, почти теряющих сходство с конкретным прообразом, выполнялись в технике браного ткачества или при вышивке счетными швами. «Части фигур - прямоугольные, равноширокие отрезки, из которых как из брусочков складываются достаточно разнообразные узоры, играют в вышивках с сильно гео-метризированными мотивами как бы роль первичного модуля орнамента. Строгой ритмичности орнамента этого типа способствует не только одинаковая ширина отрезков, строящих фигуры, и равенство углов, под которыми пересекаются его линии (идущие только по горизонтали), но и то что ширина просветов фона равна ширине элементов узора, благодаря чему фон также становится орнаментальным» [142, с. 28]. Изложенное убеждает, что хронология развития браной орнаментики основывается на принципе «от простого к сложному». Так самыми древними были узоры, составленные из полос с равной горизонтальной шириной, как указывает автор статьи; затем появились узоры, элементы которых суть сдвоенные такие полосы, разделенные узкой полоской ткани и позднее узоры стали создавать из сдвоенных полос, разделенных двумя узкими полосками ткани с расположенной между ними узкой цветной полоской. В указанной работе автор, к сожалению, не дает четкого понятия «первичного модуля орнамента», неясно, что конкретно имеется в виду под названием «прямоугольные равноширокие отрезки»? В другом месте читаем: «Одним из слагаемых общей гармонии является равновесие узора и фона, которое достигается нередко простой равновеликостью, одинаковостью ширины элементов узора и фона»[142, с.42]. Сказанное требует, на наш взгляд, количественного подтверждения, поскольку последнее не всегда верно, вследствие наличия оптических эффектов. Указанное справедливо наверняка лишь при условии одинаковости по начертанию браного и фонового узоров.
Т. А. Бадаева, анализируя виды народного творчества, отмечает, что мотивы народного орнамента сродни образам народной поэзии. Они также емки, метафоричны и поэтичны. По этой причине орнамент является своего рода атрибутом духовно-материальной культуры народа. Геометрический орнамент - древнейший слой народного узорочья, он имеет более опосредованную образную структуру, более жесткую творческую дисциплину, математически упорядоченные закономерности узорообразования, технологическую обусловленность многих приемов построения не только отдельных элементов, но и всей композиции. В орнаментальном творчестве господствующее положение занимает модульная система создания орнаментального целого [8].
Г. П. Громов, Д.В. Деопик, В. Н. Плющев, считая недостаточным метод визуальных наблюдений, применили методику статистического изучения орнамента при анализе вышивки Архангельской области [38]. Авторы сделали попытку проследить изменение форм элементов фигуры в зависимости от I вида шва. Расчеты осуществлялись на ЭВМ. Показанная методика анализа орнамента - шаг вперед, делающий наши знания более точными и определенными.

JI. А. Кожевниковой отмечается узорное ткачество Севера как очень разнообразное в построении узора, его расположении, масштабе самого рисунка [74]. Автор указывает, что браные узоры очень декоративны, богаты по фактуре, что ткачество часто сопровождается вышивкой, образуя единую композицию. В качестве характеристики для сравнения тканых браных узоров автором принята плотность узора, в котором белый фон узора играет значительную роль, влияет на декоративный эффект, оказывающий на зрителя эмоциональное воздействие [74, с. 110]. Исследования И. П. Работновой и JI. А. Кожевниковой по орнаментике в вышивке и художественном ткачестве русских Севера ценны для нас [141-147, 73-75].
Исследователи Б. А. Куфтин, Н. И. Лебедева, Н. П. Гринкова зафиксировали терминологию, материал, основные мотивы орнамента, обогатив науку новыми данными [87, 90-92, 37]. Исследователь Н. И. Калиткин, обратившись к местному археологическому материалу, обнаружил в орнаментальных * мотивах немало параллелей с геометрическим орнаментом вышивки [64].
Плодотворная исследовательская работа в области техники вышивания была проведена А. И. Некрасовым. В книге «Русское народное искусство» он делает важный вывод о том, что общая техника для Центральной и Северной Руси, стоит в зависимости от основы вышивки, то есть от клетчатой структуры холста, при вышивании отсчитывается точное число продольных и поперечных нитей соответственно основы и утка («счетное» шитье), то узор подчиняется геометрической разделке, т.е. геометризации [126]. В. А. Фалеевой детально исследовано исполнение различной техники вышивки: «двусторонний шов», «набор» [176, 177,179].
Методические вопросы изучения народного орнамента в разной степени затронуты в работах В. Харузиной, С. В. Иванова, Г. С. Масловой, Б. Э. Петри и других ученых [181, 59, 105,139].
Технические приемы исполнения вышивок и узорных тканей рассматриваются в учебно-методической литературе, призванной помочь в изучении чрезвычайно актуальных для современной культуры вопросов теории и истории орнаментального искусства, воспитанию художественного вкуса, снабдить знаниями об основах создания предметов, обладающих художественной ценностью [49, 50, 69, 70, 72, 76, 80, 86, 95, 96, 101, 161, 166, 173, 174, 175, 178, 187-190, 13, 168, 39, 40]. Однако в изученных работах не обращено должного внимания на бранье иглой, не раскрыты богатейшие возможности этой техники вышивания для достижения требуемого декоративного эффекта.
Картина изучения вышивки и узорного ткачества, как видов народного искусства старожилов Енисее-Ангаро-Ленского междуречья выглядит следующим образом. Русские крестьяне рассматриваемого региона в конце XIX - начале XX вв. представляли компактную и однородную группу старожильческого населения, связанного общностью исторических судеб, условий формирования и развития местного культурно-бытового уклада. Эти обстоятельства имели большое значение для его изучения, в котором нами выделены такие этапы:
• до последней четверти XIX в. имеются разрозненные упоминания путешественников о тех или иных видах народного искусства;
• с конца XIX до начала XX в. работа интенсифицировалась благодаря деятельности в этой сфере политических ссыльных; послереволюционный период изучения народного искусства продолжался до конца 30-х годов XX в. усилиями ученых Восточно-Сибирского Отдела Русского Географического Общества (ВСОРГО);
• после тридцатилетнего перерыва в связи с историческими, политическими и экономическими событиями в стране изучение духовной культуры и быта старожильческого населения было возобновлено в 1957 - 1962 гг., особенно в зоне затопления Братской ГЭС;
• последние десятилетия характеризуются общим процессом возрождения русской духовности и повышающимся интересом к народной культуре: традициям, обрядам, изобразительному искусству и т.д.
Огромная роль в организации этнографических исследований в Восточной Сибири принадлежит ВСОРГО. Оно создало широкую сеть корреспондентов на местах. Присланные ими материалы о разных сторонах жизни населения края впоследствии вошли в рукописный фонд ученого архива РГО. Значительное число работ опубликовано в этнографических сборниках ВСОРГО «Сибирская Живая Старина», выпускаемых под редакцией М. К. Азадовского и Г. С. Виноградова; в журнале археологии, истории и этнографии Сибири «Сибирский архив» и др.
В первой четверти XX в. выходят в свет работы А. А. Макаренко, М. В. Красноженовой, Н. И. Воробьева, А. Ермолаева, Д. Н. Мишарина, в которых имеются некоторые замечания о существовании среди женских рукоделий русских старожилов такого вида искусства, как декорирование предметов крестьянского быта и одежды браными узорами [97-100, 81, 25, 52, 124].
Большую роль в изучении быта русских старожилов региона, его культуры и искусства сыграли политические ссыльные, например А. А. Макаренко, В. С. Арефьев. Объектом их интереса были селения Енисейской губернии, расположенные по средней и нижней Ангаре. Публикации о традициях и быте населения Кежемского района особенно важны. Это один из старых очагов русского заселения с типичной для Приангарья культурой. Кежемский район - центральный для Приангарья по своему географическому положению и по той роли, которую он играл в прошлом. Здесь концентрировались транспортные, торгово-экономические, бытовые и другие связи населения края.
В опубликованном А. А. Макаренко в 1913 г. труде «Сибирский народный календарь в этнографическом отношении» отмечается, что изучением «народного быта вообще» он, бывший политический ссыльный, занялся с 1886 г., бывая в Енисейской и Иркутской губерниях в уездах: Ачинском, Красноярском, Енисейском, Канском, Минусинском, Нижнеудинском, Ки-ренском, волостях: Маклаковской, Казачинской, Пинчугской, Кежемской » [100]. Изучая быт и культуру русского населения, ему удалось собрать коллекцию предметов старины, которая пополнила фонды ГЭМ (г. Санкт-Петербург). Количество же этнографических материалов о русском крестьянском искустве Восточной Сибири в 20-е годы XX в. незначительно. Послевоенная разруха, немногочисленность исследовательских сил в регионе не позволяли развернуть экспедиционную работу в широких масштабах.
В соответствии с выдвинутой периодизацией исследований в русле тематики данной работы значительный интерес представляет деятельность Этнологической секции ВСОРГО в 30-е годы XX в. В этой связи обращает на себя внимание свидетельство об интенсификации работ по изучению русского населения Восточной Сибири в отчете о деятельности Этнологической секции ВСОРГО за 1925 г.: «По сравнению с прошлым (1924 - авт.) годом, несомненно, обращает внимание резкое преобладание тем и вопросов, относящихся к этнографии русского населения»[137, 167].
Носителями браных узоров являются текстильные изделия, это предметы крестьянского быта, одежда, головные уборы, чулки, носки, пояса и т.д. Ранее специальному целенаправленному сбору таких предметов в регионе должного внимания не уделялось. Подтверждением этому является следующая информация. И.И. Шангина в работе «Обрядовая одежда восточнославянских народов в собрании Государственного музея этнографии СССР» отмечает: «Одежда русского населения Урала и Сибири собрана недостаточно полно. Свадебная одежда русского населения огромной территории, включающей в себя Нижнее Поволжье, Урал, Сибирь, представлена в музее небольшим числом экспонатов: три женских костюма, одна мужская рубаха, > один женский головной убор и один платок. Такая картина сложилась потому, что собирательская деятельность музея среди русского населения этих регионов во все времена его существования была очень незначительна» [191, с. 159, 184]. Однако у русских крестьян именно свадебная одежда, особенно женская, всегда богато украшалась красным браньем.
В Государственном архиве Иркутской области даны сведения о характере работ П. Ф. Требуховского, проведенных им по поручению Этнологической секции ВСОРГО в 1927-1928 гг. [ф. 565 оп.2 д.2 л.З]. В 1927 г. (июль-август) он приступил к монографическому изучению русского старожилого населения поангарья Балаганского района. Прежде всего обращалось внимание на явления и стороны жизни, которые быстро видоизменяются, а иногда и исчезают. Таковыми в частности являются: искусство, жилище, обрядности, народная медицина и др. П. Ф. Требуховский, как нам стало известно из протокола заседаний Этнологической секции от 21 февраля 1928 г. доложил, что он посетил в Приангарском районе деревни: Кильварию, Шиверу, Мет-ляеву, Одиссу - места, где до последнего времени существовали элементы народной культуры (материальной и духовной). Собирая различные памятники старины он руководствовался соображениями, что Приангарская деревня, как хранительница старины, быстро вымирает. Свой доклад П. Ф. Требуховский иллюстрировал экспонатами, фотографическими снимками, зарисовками, дающими представление о народном строительном искусстве, художественной отделке на том или другом материале (резьба на наличниках, швейки, замки, орнаменты на комнатных заборках, вышиванье, вязанье и др.). В заключение докладчик высказал необходимость охватить гибнущую старую культуру в Приангарском районе. По его словам для этой цели нужно проработать в нем года три, собрать сырой материал, а затем приступить к I его систематической проработке по отделам. Однако, работа по изучению народной культуры и искусства старожильческого населения региона была прервана на тридцать лет, вплоть до конца 60-х годов XX в., а с середины XX в. такой вид народного искусства как украшение текстильных изделий браными узорами полностью утратил свое значение в культурно-бытовом укладе крестьянства.
Более детальное изучение русского населения Восточной Сибири началось в связи с интенсификацией освоения края. В 1957 г. Институт этнографии и Институт истории искусств АН СССР совместно с Ангарской археологической экспедицией сосредоточили усилия этнографов, искусствоведов, археологов на том, чтобы спасти культурные ценности в зоне затопления Братской ГЭС. Исследованиями были охвачены Братский, Балаганский, Бо-ханский, Кировский, Нижнее-Илимский и Усть-Удинский районы Иркутской области; Богучанский, Кежемский, Удерейский районы Красноярского края. Именно к этим территориям относится большинство публикаций первых этапов изучения русских старожилов в Восточной Сибири. В 1957-1962 гг. состоялось пять экспедиций. Результатом проведенных экспедиций по изучению материальной и духовной культуры в период 70-80-х годов XX в. явились публикации Л.М.Сабуровой [156, 157, 158, 160], Г. С. Масловой [116], Ф. Ф. Болонева [19], Н. И. Лебедевой [93]. Содержание работ, в основном обзорных, составляют данные из изученных архивов, либо результаты опроса старожилов исследованных районов, которые еще помнили «как это было». В этих работах в той или иной мере затронуты вопросы народного искусства.
Последнее десятилетие характеризуется общим процессом возрождения русской духовности и повышающимся интересом к народной культуре: традициям, изобразительному искусству, одежде, фольклору. В этой связи ускорилась работа по сбору и восстановлению «преданий старины глубокой», которые еще можно собрать и восстановить по рассказам тех немногих, доживших до наших дней хранителей и хранительниц народных традиций и обрядов. Многое уже забылось, другое уходит безвозвратно, потому решение задачи возрождения, сохранения и передачи будущим поколениям такой составляющей народного искусства, как орнаментация изделий браными узорами является исторически необходимой. В этой связи заслуживает внимания работа этнопедагога А. Д. Назаркина, которым по результатам своей этнографической экспедиции были опубликованы орнаменты на обрядовых браных полотенцах русских крестьянок Приленья [125].
Анализ научной литературы, проведенный диссертантом, выявил следующее: при безусловном интересе отечественных учёных и практиков к вопросам декорирования браными узорами текстильных изделий русскими крестьянами, и в частности, старожилами Восточной Сибири, они изучены недостаточно. Это и определило необходимость настоящего искусствоведческого исследования.
Объектом исследования выступают текстильные изделия русских крестьян как составная часть народного искусства.
Предмет исследования - браные узоры XIX - начала XX вв, декорирующие текстильные изделия русских старожилов Восточной Сибири.
Территориальные рамки исследования включают регион Енисее-Ангаро-Ленского междуречья, где сконцентрировалась основная масса русского переселенческого населения, сохранившего традиции народного искусства.
Целью настоящей работы являются художественно-типологический анализ браных орнаментов и выявление их региональных особенностей.
Задачи исследования:
• определить понятие «браный узор», основываясь на технологических особенностях;
• определить критерий для выявления закономерностей построения браных орнаментов;
• разработать количественные характеристики для анализа браных узоров;
• дать общую характеристику текстильным изделиям с браными узора> ми русских старожилов Восточной Сибири;
• осуществить анализ изобразительно-выразительных средств браных узоров;
• выявить декоративные и региональные особенности браных узоров русских крестьян исследуемого региона.
Методологическую основу исследования составили работы отечественных историков, этнографов и искусствоведов, в которых определены подходы и принципы изучения народного искусства (А. К. Амброза, Е. Э. Бломквист, И. Я. Богуславской, В. С. Воронова, Н. И. Гаген-Торн, В. А. Городцова, Л. А. Динцесса, Г. П. Дурасова, Г. С. Масловой, М. А Некрасовой, Б. А. Рыбакова, И. И. Шангиной, В. И. Чичерова); культуры и искусства русского сибирского населения (Л. М. Бережновой, Д. А. Болдыре-ва-Казарина, Ф. Ф. Болонева, В. С. Иванова, Н. И. Лебедевой, Б. Э. Петри, Л. М. Русаковой, О. М. Рындиной, Л. М. Сабуровой, Е.Ф. Фурсовой).
Специфика объекта исследования, поставленная цель и задачи обусловили необходимость применения следующих методов: искусствоведческого анализа: наблюдение и описание, позволившие получить данные и атрибутировать материальные памятники; формальный метод использован для анализа формы браных орнаментов и их стилистических особенностей; сравнительно-исторический метод и метод комплексного подхода, при котором привлекались данные таких наук как искусствоведение, этнография, математическая статистика, теория множеств, языкознание; методы: моделирования, полевых исследований, картографирование, позволившие зафиксировать и структурировать первичный эмпирический материал.
Эмпирическую базу исследования составили:
• музейные коллекции и отдельные экспонаты-образцы вышивок и бра-( ного ткачества из фондов: Российского этнографического музея (РЭМ), Иркутского областного краеведческого музея (ИОКМ), Архитектурноэтнографического музея «Тальцы» (г. Иркутск), Музея истории г. Иркутска (МИГИ), Братского городского объединенного музея истории освоения Ангары, Государственного историко-этнографического музея-заповедника «Шушенское» и др.;
• частные коллекции А. Д. Назаркина, Л. С. Дмитриевой, И. И. Таюр-ской и др.;
• альбомы и каталоги по браной орнаментике других регионов России;
• публикации в этнографических сборниках В СОРГО «Сибирская живая старина», в журналах «Сибирский архив» и др.;
• материалы авторских полевых исследований, проводимых в течение 1995-2005 гг.;
Научная новизна работы заключается в следующем:
• дано понятие «браные узоры» через их технологические и стилистические особенности;
• предложен модуль, позволяющий установить закономерности построения браных узоров, их классификацию, и положено начало формированию банка браных узоров;
• обоснован метод изучения браных узоров на основе теории множеств и коэффициента асимметрии;
• рассмотрены текстильные изделия с браными узорами исследуемого региона как вид народного искусства, имеющий историко-искусство-ведческое значение;
• дан анализ изобразительно-выразительных средств браных узоров;
• исследован декор материальных памятников русских старожилов Восточной Сибири, декорированных браными орнаментами, установлены их технологические, декоративные, структурно-типологические, региональные особенности.
Теоретическая и практическая значимость работы заключается в применении количественного метода к исследованию народного орнамента, а именно оценки соотношения площадей фонового и браного узоров; в применении методов математической статистики для анализа значений коэффициента асимметрии групп браных узоров с характерными закономерностями построения.
Материалы и выводы диссертационного исследования могут найти применение при разработке программ и спецкурсов «Декоративно-прикладное искусство народов России», «Дизайн костюма», «Орнамент народов Сибири», при чтении лекций для студентов, обучающихся по специальности «Народное художественное творчество» и для искусствоведов высшего и среднего специального образования; в деятельности краеведческих, этнографических и художественных музеев, при создании историко-культурных экспозиций; а также при создании сценических костюмов для различных фольклорных и хореографических коллективов.
Апробация результатов отдельных положений диссертации прошла в виде докладов на международной научно-практической конференции «Россия и Сибирь: проблемы взаимодействия в региональной политике в исторической ретроспективе» (Иркутск, 2003) и научно-практической конференции «Русский костюм на рубеже эпох» (Иркутск, 2002); сообщений на мастер-классах, проводимых Иркутским областным центром народного творчества и досуга (2002, 2005, 2007 гг.), в областной школе фольклора (2000, 2004, 2007 гг.), в областной мастерской «Русский костюм» (2004 г.) и «Искусство вышивки» (2006 г.).
Исследовательские материалы использовались диссертантом при составлении учебного курса по ручной вышивке и педагогической практике.
Результаты исследования отражены в 10 научных публикациях, в том числе в научном журнале «Вестник Иркутского государственного технического университета», включённом в перечень журналов ВАК, общим объемом 6 п.л. и книге-альбоме объемом 21,6 усл. п.л.
Положения, выносимые на защиту.
1. Браные узоры на текстильных предметах старожилов Восточной Сибири, существовавшие в определенный исторический период, являются частью русского орнаментального искусства; они обладают художественной ценностью, несут определенную смысловую нагрузку и имеют региональные } особенности.
2. Разработка технологии воссоздания схем браных узоров и создание свода использовавшихся в композициях декора на предметах быта орнаментальных мотивов, обнаруженных на натурных образцах, остатках изделий, а также на копиях, зарисовках и фотографиях недоступных или утраченных памятников материальной культуры.
3. Результаты искусствоведческого анализа браных орнаментов, позволяющие выделить такие общие черты как узнаваемость характерных орнаментальных мотивов, архаичность их происхождения, монохромность (они традиционно выполнялись красным цветом), браная техника исполнения, используемый материал, назначение, полифункциональность, изобразительно-выразительные средства создания художественного образа: геометрическая стилизация, ритм, симметрия, динамика, статика, контраст, нюанс, гипербола, тектоника и др.
4. Количественный метод оценки соотношения площадей браного и фонового узоров, позволивший сравнить орнаменты разных групп с характерными закономерностями построения и выявить способы построения орнаментов с узором и фоном, одинаковыми по начертанию.
5. Эстетическое значение изделий с браными узорами заключается в ценности художественной организации среды обитания людей (жилища). Будучи сакральными предметами, они были необходимыми атрибутами, сопровождавшими человека от рождения до смерти. В социальной жизни при непосредственном использовании предметов с браными узорами происходили все важные события, так как считалось, что они обладают защитной, благо-пожелательной, целительной и объединяющей силой. у
Рубрики:  Поделки
Метки:  

Аноним   обратиться по имени Суббота, 05 Марта 2016 г. 16:52 (ссылка)
Между прочим, большая часть фотографий (станок, браные узоры и т.д. и т.п.) ни разу к Сибири отношения не имеют. Те фото, на которых есть логотип Ингигерды, происходят из её блога ф ЖЖ, либо с её (то есть моей) же страницы в контакте. И живёт этот человек в Великом Новгороде. Фото со станком просто но коммент - это я у себя в квартире фотографировала. Где Великий Новгород и где Сибирь??? Авторы этого опуса проявляют просто потрясающая бесцеремонность в подмене информации.
Ответить С цитатой В цитатник    |    Не показывать комментарий
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку