-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zemlanka

 -Подписка по e-mail

 

 -Интересы

огород. сад шитье. валяние из шерсти. чтение. музыка

 -Постоянные читатели

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 3) WiseAdvice О_Самом_Интересном Рецепты_блюд

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 03.02.2013
Записей: 632
Комментариев: 36
Написано: 703


Зачем держать язык за зубами или как сохранить энергию?

Пятница, 19 Сентября 2014 г. 18:32 + в цитатник
Цитата сообщения light2811 Зачем держать язык за зубами или как сохранить энергию?

Зачем держать язык за зубами или как сохранить энергию?



В пословицах часто даются очень полезные наставления. Особенно если перестать искать в них двойной смысл и воспринимать, как есть. Держи язык за зубами - советовали древние и не зря. Возможно речь здесь не только о пользе молчания - в практике йоги встречается техника, при которой язык помещается за зубы - "набхи-мудра" или "набхо-мудра".

Вот выдержка из классического йогического текста Гхеранда Самхиты:
"Где бы ни находился йогин и что бы он ни делал, он всегда должен держать язык кверху и задерживать дыхание. Это Набхо-мудра, отгоняющая болезни от йогина."

А вот описание, которое дает Свами Шивананда:
"Набхи-мудра заключается в касании нёба кончиком языка. Этот прием используется для замыкания определенных контуров циркуляции праны (жизненной энергии)
в системе каналов тонкого тела и выполняется постоянно в течение всей практики всех упражнений."

Под каналами тонкого тела в данном случае подразумевается то, что в китайской традиции принято называть микрокосмической орбитой или малым небесным кругом. 
Малый небесный круг включает в себя два канала (передний и задний) и является важной состовляющей энергетической структуры человека. 
Через него осуществляется контроль работы всех остальных каналов, наполнение их энергией.

Вот какое определение дает мастер цигуна Мантэк Чиа:
"Древние даосские учителя обнаружили, что в теле имеются два энергетических канала. Один канал, канал действия, или канал инь, начинается у основания туловища в точке промежности идет вверх вдоль передней части тела, проходя лобок, органы брюшной полости, сердце и горло и заканчиваясь на кончике языка. Второй канал, канал управителя, или канал ян, начинается в том же самом месте. Он идет от промежности вверх к копчику, затем вдоль позвоночника вверх в мозг, а затем спускается к нёбу. "

Имеется три варианта выполнения набхи-мудры, которые отличаются точкой соприкосновения языка с нёбом. 

Ставим язык за зубы и ведем им по верхнему нёбу назад, последовательно проходя все три точки:

1. Вайю (воздух) набхи-мудра — кончик языка касается твердого нёба над верхней десной. 
2. Агни (огонь) набхи-мудра — кончик языка касается точки перехода твердого нёба в мягкое.
3. Джала (вода) набхи-мудра — кончик языка касается мягкого нёба в глотке.

Мы используем только первый вариант, поскольку он наиболее нейтрален.
Остальные два варианта имеют соответственно "огненные" и "водные" характеристики и используются для количественного увеличения этих стихий в системе, другими словами они не всем и не всегда показаны.

"набхи-мудра", мы замыкаем энергетические каналы, тем самым 
повышая устойчивость тела к болезням.

ВОПРОС: для чего нужен языковой замок?

ОТВЕТ: Очень часто, начиная или продолжая регулярно практиковать, мы упираемся в недостаточность нашей личной силы. При этом мы постоянно получаем энергию из пищи (в основном), которой питается наше органическое тело. И, поскольку мы привыкли совершенно безответственно к ней относиться, мы, человеки, вынуждены получать ее в огромном количестве, значительно - на несколько порядков - превышающем то, которое нам действительно жизненно необходимо. Происходит это еще и потому, что попытки вернуть себе контроль над бездарно растрачиваемой энергией, в свою очередь тоже требуют энергии. Замкнутый круг. И для того, чтобы его разорвать, нам достаточно просто прекратить разбазаривать ту энергию, которую мы каждый день получаем.

Хатха-йога предлагает практикующему методы, с помощью которых он может "залатать дыры" в своем повседневном образе жизни - те самые "дыры", сквозь которые постоянно ускользает его личная сила, то есть, по мере возможности, устранить из своей жизни "статьи неоправданных расходов" энергии. 

Такие "утечки" - это те аспекты нашего состояния и образа жизни, благодаря которым мы просто теряем энергию ни за что ни про что. Говоря об аспектах образа жизни, к "зонам утечки" можно отнести привычки и действия, которые никому не нужны. Например, привычку болтать без умолку, привычку злиться, привычку "качать права", привычку "круто" выглядеть в глазах окружающих, привычку "охмурять" противоположный пол, чрезмерная эмоциональность и т. п. Когда же речь идет о состояниях, к числу "утечек" можно отнести такие привычные состояния психики, органов, систем, групп мышц, следствием которых становится неконтролируемое бессмысленное рассеивание энергии. Простейшие типичные примеры - отвисший живот и не замкнутый на нёбо язык. 

Рассеивание энергии верхних центров у подавляющего большинства человеческих существ происходит из-за того, что они не привыкли держать кончик языка прижатым к основанию верхней десны. Казалось бы, - примитив, но тем не менее... Замыкание языка на нёбо обеспечивает целостность малого небесного круга, или "микрокосмической орбиты", - одного из главнейших энергетических каналов тела. От характера циркуляции энергии в контуре малого небесного круга зависит подавляющее большинство жизненно важных функций человеческого организма.

Язык является как бы мостиком между задней (восходящей) и передней (нисходящей) ветвями микрокосмического контура. Этим мостиком можно соединить воедино два главных энергетических канала в теле человека — функциональный и управляющий, по которым движется энергия разной полярности. Если кончик языка не касается нёба, контакт между ними нарушается, в месте "зазора" происходит рассеивание огромного количества жизненной силы, что приводит к серьезным искажениям характера циркуляции энергии во всех потоках энергетического тела. Это - одна из причин того, почему такие, казалось бы, безобидные действия, как, например, долгие разговоры и перманентное жевание жевательной резинки, совершенно чудовищным образом исподволь нас истощают. Однако происходит это не сразу, а постепенно, понемногу, что делает привычку держать разомкнутым контур малого небесного круга еще более предательской по отношению к нашей энергетической структуре. 

Таким образом, устранив с помощью так называемого "языкового замыкания" разрыв контура малого небесного круга, мы предотвращаем достаточно существенные утечки энергии. 

ТЕХНИКА ПЕРВАЯ - "ЯЗЫКОВОЕ ЗАМЫКАНИЕ" 

Традиционные названия языкового замыкания: "набхи-мудра" - "небесный символ", "джихва-бандха" - "замок языка". 
Выполняется языковое замыкание очень просто: мы прижимаем кончик языка к нёбу. Однако благотворный эффект, который это оказывает на состояние всей нашей энергетической структуры, трудно переоценить. Древние классические трактаты по йоге рекомендуют практикующему держать язык замкнутым на нёбо в течение двадцати четырех часов в сутки("Гхеранда-Самхита", "Шива-Самхита"...), размыкая цепь контура микрокосмической циркуляции только тогда, когда это предусмотрено техникой выполнения конкретных упражнений, например при практике так называемого "львиного дыхания". 

Существует три основных типа языкового замыкания. В зависимости от того, на какую точку нёба замыкается язык, в системе энергетического тела преобладают потоки Силы той или иной из стихий(См. Шри Свами Шивананда "Йога-терапия", А. Сидерский "Третье открытие Силы"). Таким образом, с помощью изменения типа языкового замыкания мы можем в некоторых пределах корректировать свой энергетический статус. 
Часть нёба непосредственно над верхней десной - это точка ветра. Именно ею рекомендуется пользоваться как основной. Сила стихии воздуха или ветра достаточно нейтральна, поэтому языковое замыкание в точке ветра (вайю-набхи-мудра) наилучшим образом подходит для постоянной непрерывной практики как непосредственно в ходе тренировки, так и во все остальное время. 

Посередине нёба находится точка огня. Прижав язык к нёбу в этой точке, получим огненное языковое замыкание. Им пользуются для быстрого разогревания тела в начале практики, а также для того, чтобы компенсировать действие Силы стихии воды, если последняя оказывается в избытке. Рыхлость, вялость, аморфность и тяжесть энергетического тела, отечность и нездоровая полнота либо хлипкость органического тела относятся к числу признаков избыточности Силы стихии воды в системе. 

В то же время, если избытка Силы стихии воды нет, то чрезмерное увлечение практикой огненного языкового замыкания может негативно отразиться на состоянии энергетической структуры. Нездоровая подвижность и "клочковатость" энергетического тела, субъективное ощущение жара при нормальной температуре органического тела, ощущение сухости, боли в желудке и солнечном сплетении, хруст и боли в суставах и в позвоночнике, учащение пульса, - такими могут быть признаки избыточности Силы стихии огня в системе. Для ее компенсации пользуются языковым замыканием в точке воды, во время тренировки прижимая язык к мягкому нёбу позади того места, где оно граничит с твердым. 
В отличие от воздушного языкового замыкания, которое "йогин удерживает всегда, куда бы ни шел и что бы ни делал"("Гхеранда-Самхита"), языковое замыкание в точке огня (агни-набхи-мудра) и языковое замыкание в точке воды (джала-набхи-мудра, или апо-набхи-мудра) практикуются только при необходимости и только во время тренировки. По окончании тренировки мы вновь возвращаемся к воздушному языковому замыканию. 

Энергия нижних центров рассеивается из-за того, что у подавляющего большинства людей отсутствует контроль над зоной пупочной открытости. Отвисший живот, рыхлая мускулатура брюшной стенки и жировые отложения - этого более чем достаточно, чтобы живот представлял собой зияющую "энергетическую дыру", сквозь которую личная сила со свистом "сифонит" в никуда. Учитывая то, что именно в этой области находится главный центр Силы человеческого существа, нетрудно понять, насколько катастрофически запущенным является состояние энергетической структуры подавляющего большинства из нас. Согласитесь, не так уж часто удается встретить человека, живот которого подтянут, мышцы брюшной стенки находятся в идеальном тонусе и всегда чуть-чуть напряжены, а толщина жировых отложений строго соответствует идеальной толщине тонкого слоя подкожного жира... Даже большинство спортсменов - сильных, хорошо тренированных и весьма мускулистых людей - не имеет привычки постоянно держать живот втянутым за счет легкого напряжения нижней части брюшной стенки. Поэтому для того, чтобы "быть в форме", им приходится очень много есть, иначе тренировки съедают их вместе со всей их наличной энергией, и в конце концов они начинают очень серьезно болеть. Обычный рацион обычного человека (который принято считать нормальным) как минимум в два-три раза превышает то, чем мог бы удовольствоваться тот, чье состояние близко к оптимальному. А спортсмены, как известно, едят еще больше. Это, в свою очередь, приводит к гипертрофии органов пищеварения, в результате чего живот начинает понемногу увеличиваться, а когда человек по каким-то причинам прекращает тренироваться, то и вовсе отвисает со всеми проистекающими из этого последствиями. И тупое "качание пресса" тоже по большому счету ничего не дает. Нужна привычка к постоянному осознанному контролю состояния брюшной мускулатуры. Это может показаться примитивным, однако, тем не менее, это - действительно так. Для того чтобы кардинально изменить свой энергетический статус и заметно повысить эффективность всех своих проявлений, человеку достаточно всего-то навсего научиться всегда держать живот слегка втянутым, плечи - расправленными и гордо смотреть вперед. 

ТЕХНИКА ВТОРАЯ - "ЗАПЕЧАТАТЬ НИЖНИЙ СОСУД" 

Необходимо выработать привычку всегда держать живот подтянутым. Для этого мы, во-первых, вырабатываем правильную осанку, при которой спина выпрямлена, плечи гордо расправлены и грудь, что называется "колесом". А во-вторых, мы всегда и везде держим нижнюю половину брюшной стенки - от впадинки над пупком до лобковой кости - чуть-чуть напряженной, как бы слегка вжимая внутрь органы брюшной полости. Тем самым мы не только "запечатываем" открытость поля нижнего центра, но и "упаковываем" энергию нисходящего потока, постоянно ненавязчиво "пропитывая" ею "тонкие слепки" внутренних органов и окружающих их слоев соединительной ткани.
Рубрики:  психология

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку