-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zarajara

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 475


Женские культы Древнего Рима

Среда, 19 Октября 2016 г. 16:05 + в цитатник
Цитата сообщения Эльф_в_капюшоне Матер-матута и другие женские культы Древнего Рима

Человечество пережило очень длинную эпоху поклонения женским божествам, главнейшим из которых была Богиня-Мать. Многочисленные культы Богини-Матери зародились в глубокой древности, что отчасти подтверждается археологическими находками (например, так называемые «палеолитические Венеры»):

 

Слева - "палеолитическая венера", справа - "повелительница зверей"


Последние остатки древних женских культов после возобладания мужских божеств, перед тем, как пришло новое время и религия изменилась в сторону монотеизма, прослеживаются в этрусской и римской культурах. Наиболее известными сходными культами поклонения Великой Матери являются культ Деа Бона (Dea Bona, Благая Богиня), культ Юноны Люцины и культ Матер Матуты. Я рассматриваю их тут именно из-за их схожести (хотя в Риме того времени существовали и другие культы женских божеств).

Культ Юноны
«Празднества в честь Юноны Люцины, богине, к которой обращались во время родов, назывались Матроналии. Это одни из самых известных празднеств в Древнем Риме. Они справлялись ежегодно в одно и то же время (sacra stativa) - мартовские Календы. Характерно, что до 153 г. до н.э. эта дата совпадала с празднованием Нового года. В Матроналиях как священнодействиях могли принимать участие лишь матроны, как это видно из самого названия - т.е. почтенные, замужние женщины, состоявшие в любом из трех законных видов брака. Нам ничего не известно о самих священнодействиях, которые в Риме могли проводится в храме Юноны Люцины на Эсквилинском холме или в священной роще, посвященной этой богине, находившейся, по сообщениям древних авторов, там же. Однако нам ясно, чем сопровождался этот праздник - женщинам делали подарки (причем даже супруги, хотя обычно подарки между мужем и женой были запрещены). Женщины нарядно одевались в этот день, праздник сопровождался цветами.»(1)
(От ЭвК – не могу отделаться от стойкого ощущения, что это похоже на 8 марта!)
Возможно, дата праздника означала освящение храма Юноны Люцины на Эсквилинском холме в Риме или заключение мира между римлянами и сабинами. Рабыни к участию в празднике не допускались. Юнона считалась главной покровительницей брака и деторождения.

 

Слева - Юнона Соспита, оригинал в Ватикане; справа - изображение Юноны 300-100 г. до н.э., этруски(?)

Dea Bona
«Празднества Доброй Богини справлялись в какой-либо день декабря, специально устанавливаемый магистратами (sacra conceptiva). Нам известны некоторые подробности культа, хотя во время празднеств, которые справлялись тоько в доме магистрата, облеченного властью (imperium), не должно было быть ни одного мужчины, включая хозяина дома. Даже мужские изображения выносились. Святилища и дом перед праздником Доброй Богини украшались цветами, сами мистериии сопровождались играми и музыкой (по крайней мере, игрой на флейте). Еще древние (Plut., Caes., 9; Iuven., VI, 314-319) отмечали орфический характер этих таинств, возможно, там употреблялось вино (которое вообще-то было запретно для женщин). Тайный характер этих мистерий, присутствие при обряде весталки, возможно, указывает на их связь с обрядами женской инициации.»(1)

 

Изображения дионисийских мистерий - Вилла Мистерий, Помпеи. Возможно, праздник Dea Bona проходил примерно так же.


«В низших слоях римского общества богиня почиталась как освободительница от рабства. Среди её почитателей было много вольноотпущенников и рабов, а также членов простых плебейских родов.
Богиню именовали Bona Dea, поскольку её имя считалось святым и не произносилось вслух. Посвящённые богине ритуалы не входили в официальную религию римского государства. 1 мая — день пробуждения богини, который праздновался в её храме среди цветов и праздничного веселья. Римлянки, независимо от положения в обществе, собирались на мистерии, которые начинались на рассвете и заканчивались в сумерки. Во время празднеств они должны были пить в больших количествах «молоко» богини, подаваемое в «медовых горшочках». На самом деле это было не что иное, как крепкое молодое вино в специальных серебряных сосудах. Также женщины на празднестве имитировали половые акты со змеями.

 

Слева - любительская фотография музейной экспозиции, "Благая богиня 1000 грудей из Неаполя" (мне это напоминает другое изображение - м.б., автор фото ошибается?), справа - римская статуя Dea Bona.

После праздника женщины, в нём участвовавшие, надевали на головы короны из виноградных листьев и расходились по домам. Считалось, что для женщины, побывавшей на празднике, совокупление с мужчиной в этот день приведёт к зачатию. Естественно, все это не распространялось на весталок, хотя в празднествах они принимали самое непосредственное участие.»(2)
Второй праздник – день, когда Богиня погружалась в зимний сон, праздновался в ночь с 1 на 2 декабря. Участие принимали только знатные патрицианки. Считалось, что «любые дочери богини могли быть свидетелями её рождения, но только дочери царей могли видеть её смерть. Всем женщинам, не участвовавшим в церемонии, после заката солнца и до рассвета необходимо было находиться в своих домах.»(2)


Кадр из сериала "Рим" - знатные патрицианки

В 62 году до н.э., во время этого праздника в резиденции великого понтифика Гая Юлия Цезаря разыгрался ужасный скандал – Клодий Публий Пульхр, влюбленный в жену Цезаря Помпею Суллу (вторую жену, женщину, отличавшуюся редкой красотой), переоделся в женское платье и пришел вместе со своей сестрой Клодией на женские таинства, однако его узнала и разоблачила мать Цезаря. Последствия святотатства были ужасны и отразились на всех – хотя Цезарь простил Клодия и уговорил весталок не разрешать светскому суду вмешиваться в дела Богини (Клодия ждала смерть за нарушение запрета), мужчина на долгие годы считался проклятым. Пострадала, не смотря на невиновность, и Помпея Сулла – Цезарь немедленно развелся с ней, мотивируя свой поступок в знаменитой фразе «Жена Цезаря должна быть выше подозрений». Таинство было осквернено. Согласно утверждению весталок, «все женщины, которые присутствовали на церемонии, были прокляты и могли искупить проклятие только повторной попыткой совершения таинства.» Самое страшное, что проклятие распространялось на плоды тех, кто пришёл на таинство беременными. Весталки давали им специальное снадобье, приводившее к выкидышам, или настаивали, чтобы они шли к лекарям и делали аборты. «Повторное таинство прошло в январе уже следующего года. Оно чуть не стало причиной политического кризиса в Риме, так как великий понтифик не мог объявить смену года до того, как не будут произведены ритуалы таинства. Следовательно, в должность не могли вступить вновь избранные магистраты, пропреторы не могли разъехаться по своим провинциям для управления.»(2) Так что глупый поступок Клодия имел серьезные последствия, в том числе и для его семьи – его беременная жена Фульвия потеряла своего ребенка…
Вот как увидели жрицу, изображающую Богиню и поклонение ей создатели сериала «Рим»:


Поклонение Богине:




Культ Матер-Матуты
Наиболее элитарный и загадочный культ.
«У Матралий, празднеств в честь Матер Матуты, тоже была четко установленная дата - 11 июня. В литературе бытовало устоявшееся мнение, что Матер Матута - богиня утренней зари. Однако мы склонны считать ее богиней плодородия. Об этом говорят жертвоприношения, которые совершались во время Матралий - для нее пекли специальный хлеб (testuacium), в ее храме в Сатрике были обнаружены терракотовые статуэтки женщин, посвященные этой богине. Справлялись празднества не просто матронами, а женщинами, вышедшими замуж лишь один раз. Поэтому, как представляется, Матралии носили несколько элитарный характер. Известно (Plut., Quaest. Rom., 16; Ovid., Fast., VI, 481, 482, 551) что рабыням в ее храм доступ был запрещен, но одну рабыню вводили специально и хлестали по щекам. Кроме этого, был еще один довольно странный обычай - молиться в этом храме за детей сестер. Видимо, эти ритуалы, восходящие к глубокой древности, являются наследием каких-то архаических систем родства.»(1)

Интересные особенности – молитва не только за своих детей, но и за детей сестры, происхождение имени богини – «имя производили не только от matutinus (утренний), но и от manus (добрый), а также maturus (зрелый), т.е. связывали с плодовитостью (Авг. О граде, II, 8). Часто ее отождествляли с греческой Левкотеей ( Plut. Quest.Rom. 16; Ovid. Fast. VI; Cic. Tusc. I, 12).» Странный ритуальный хлеб (с шафраном?) – «для богини пекли специальный хлеб, который Овидий называет желтыми пирогами (flava liba)14.» Странный обычай хлестать по щекам рабыню и присутствия на обрядах только лишь единожды замужних женщин наводит на мысли о какой-то особой ритуальной чистоте единожды заключенного брака, потому рабыня как возможная наложница мужа верной жены воспринималась как нечто скверное. Обряды многими исследователями объясняются с помощью мифологии – Матер-матута была отождествлена с Ино-Левкофеей, и обряд объяснялся как воспоминание о том, что Ино воспитывала сына своей сестры Семелы Диониса и пострадала от рабыни — наложницы своего мужа. Сын Ино Меликерт был отождествлен с сыном Матер-матуты Портуном — богом гаваней. Матер-матута связывалась также с утренней зарей и покровительством морякам.

 

Изображения Матер-матуты

Вероятнее всего, римским авторам уже не было понятно происхождение архаичных обрядов, связанных с Матер Матутой.
Наиболее подробное описание Матер-матуты дает Овидий в 6-й книге цикла «Фасты»:
ОВИДИЙ, "ФАСТЫ" (Перевод Ф. Петровского), отрывок:
475 Добрые матери, вам (Матралии - это ваш праздник)
Желтый богине пирог надо фивянке нести.
Рядом с мостами лежит и с Цирком известная площадь,
Что названа по быку, статуей ставшему там.
Здесь, в этот именно день, говорят, в старину был Матуте
480 Матери храм посвящен Сервия царской рукой.
Что за богиня она, зачем служанок от храма
Гнать ей (а гонит!), к чему надобны ей пироги,-
Ты объясни мне, о Вакх, завитой и плющом и лозою;
Если ж и твой это храм, песни поэта направь!
485 Внял Юпитер Семеле. Она сгорела, а Ино,
Взявши, младенец, тебя, грудью кормить начала.
В гневе Юнона была, что та от соперницы сына
Кормит, за то, что течет сестрина в мальчике кровь.
Фурий шлет к Афаманту она и мутительный призрак -
490 И от отцовской руки пал ты, младенец Леарх.
Горем убитая мать схоронила Леарховы тени
И совершила обряд должный над прахом его;
А схоронив, стала волосы рвать на себе, горемычной,
Из колыбели тебя выхватила, Меликерт;
495 Узкая есть полоса земли между морем и морем,
Там, где бушует прибой с той и другой стороны,
Здесь-то она обняла в безумном объятии сына
И с возвышавшейся там бросилась в море скалы.
Тут невредимыми их Панопея и все ее сестры,
500 К ней потихоньку скользнув, царством своим понесли.
Не Левкотея еще и мальчик, еще не Палемон,
Устья достигли реки Тибра в пучинах его.
Роща священная есть, то ли Стимулы, то ли Семелы:
Там авзонийских менад было жилье, говорят.
505 Ино спросила у них, какой здесь народ? "Аркадийцы,-
Слышит она,- и Эвандр этой земли властелин".
Но завлекает в обман дочь Сатурна латинских вакханок -
Скрывши свое божество, так им хитро говорит:
"О легковерные, вы поддались обольщению сердца!
510 То не подруга пришла к вам хороводы водить -
Хочет коварно она проникнуть в обрядные тайны;
Но у нее есть залог, чтобы ее наказать!"
И, не дослушав еще, завопили фиады, раскинув
Пряди волос по плечам, по ветру вопли пустив;
515 Ино хватают, ребенка хотят из рук ее вырвать;
И умоляет она ей еще чуждых богов:
"Боги и люди страны, помогите вы матери жалкой!"
Крик ее долетел до авентинских высот.
К берегу гнал тут этейский герой коров иберийских:
520 Он услыхал и на крик тотчас скорей поспешил.
А как пришел Геркулес, на насилье готовые жены,
Спины ему показав, в страхе пустились бежать.
"Матери Вакха сестра,-вопросил Геркулес,-что с тобою?
Или тебя, как меня, та же богиня гнетет?"
525 Тут рассказала она о себе, но иное и скрыла:
Стыдно при сыне вести речь о безумном грехе.
Слух разлетается по миру, мчась на порывистых крыльях,
Вот уже имя твое, Ино, у всех на устах.
В гости к себе, говорят, ее пригласила Кармента,
530 И утолить она тут голод свой долгий могла.
Быстро пирог испекла, говорят, тегейская жрица
На торопливом огне и поднесла угостить.
(Вот почему пироги она любит в праздник Матралий:
Всех ухищрений милей сельская ей простота.)
535 "Ты, говорит, открой мне мои, пророчица, судьбы,
Ежели можно, и тем гостеприимство умножь!"
Мало помедлив, к себе призывает пророчица силы
Неба и чует она: грудь ее богом полна;
Неузнаваемо вдруг она изменилась, и ростом
540 Выше она и святей став вдохновенным лицом.
"Радуйся ныне! Ликуй: твои муки окончились, Ино,-
Этот, сказала, народ ты осчастливь навсегда.
Оба, и ты, и твой сын, божествами вы будете моря;
Имя иное в водах наших получите вы:
545 Ты Левкотеею будь для греков, для нас же - Матутой;
Сын твой, по всем берегам пристань блюдя и причал,
Будет у нас Портун, а на вашем наречье -Палемон;
Благоприятствуйте вы нашей, молю я, стране!"
Счастлива Ино. Ее наконец прекратилися муки:
550 Переменив имена, стали богами они.
Но отчего же она не пускает рабынь? Ненавидит.
А почему, я скажу, если она разрешит.
Было ведь так, что одна из служанок дочери Кадма
Часто, обнявшись, спала с мужем неверным ее;
555 И от нее-то узнал Афамант бесчестный украдкой,
Что земледельцам дают жженые лишь семена.
Ино сама отрицает все это, но слух такой ходит:
Вот почему она всех и ненавидит рабынь.
Все-таки нежная мать не должна ей молиться о детях,
560 Ибо несчастной сама в детях была эта мать.
Лучше потомство других ее поручать попеченьям,
Ибо полезней была Вакху, чем детям своим.(3)

Великолепные статуи Матер-матуты, скорее всего, символизировали передачу рожденных детей (своих собственных или детей сестер) под покровительство богини. С моего давнего интереса к этой великолепной статуе и начался этот пост. :)


Вот как описана одна из самых замечательных статуй (сверху) в книге Кольпинского и Бритовой «Искусство этрусков и Древнего Рима»:
«Особое место в этрусской скульптуре 5 века до н.э. занял мотив сидящей женщины с младенцем на руках – изображение этрусско-латинского божества Великой Матери, «Матер-матута». Наиболее монументальным воплощением этого образа является фигура, находящаяся в настоящее время в Археологическом музее Флоренции (статуя из Кьянчино близ Кьюзи, середина 5 века до н.э.). …Следует отметить то неопределенное, но явно ощущаемое состояние загадочной задумчивости, почти скорбности лица самой богини и жизненность уснувшего на руках матери младенца… мы видим отход от безличной экспрессивной выразительности этрусской архаики к той психологической одухотворенности образа, которая будет характеризовать этрусское искусство рубежа 5-4 вв. до н.э.»(4)
Странной «теневой» стороной образа выступает то, что Ино, ассоциируемая с Матер-матутой, была той самой «злой мачехой из сказки» и пыталась погубить приемных детей – Фрикса и Геллу (думаю, их история, связанная с появлением Золотого Руна, известна всем), однако занималась воспитанием Диониса, сына своей погибшей сестры Семелы.


Изображение - Kagaya "Aries" (Овен, Фрикс и Гелла, ничего более подходящего не нашла, а эта иллюстрация хорошая)

Наиболее интересный храм Матер-матуты великолепно описывает О.В. Карамзина в своей интереснейшей работе «Культ Матер-матуты в древней Капуе»:
«Прежде всего, заслуживает внимания само место расположения памятника. Обнаруженное здание находилось на восточной окраине древней Капуи, за стенами города. Оно было построено вдоль Via Appia, в центре обширного некрополя. Пространство вокруг здания ограничивалось деревьями и оградой. Внутри ограды были положены терракоты и статуи из туфа. Ограда имела только один вход с восточной стороны, рядом с которым находилась яма, заполненная краснофигурными вазами. Здание (предположительно храм) было ориентировано по частям света и представляло собой прямоугольник с пропорциями, близкими к пропорциям храма Юпитера Победителя на Палатине и Зевса в Помпеях. Святилище было сооружено из огромных туфовых блоков, поставленных друг на друга без раствора. На высокий (2 м) подиум вела лестница из 12 ступеней, по бокам ее тянулись пилястры, переходящие в крылатых сфинксов.
На подиуме, вероятно, находились одно или несколько зданий. Сохранился алтарь, который окружали шесть колонн. Археологами были обнаружены эхин капители, датированный концом VI в. до н.э., части карниза и зубчатого орнамента. Вокруг святилища было найдено бесчисленное множество раскрашенных фигурных антефиксов. Как предполагает В.Йоханновский, начало строительства этого храма можно отнести к первой половине VI в. до н.э. В I в. н.э. стена, окружающая храм, была частично перенесена, чтобы расположить на освободившемся месте могилы. Разрушен храм был, вероятно, в начале II в. н.э.
В северной части здания были обнаружены в беспорядке около 160 статуй из серого туфа, добытого на горе Тифата, вблизи Капуи. Первоначально они были покрыты белой (а в некоторых местах красной) штукатуркой. Все статуи передают, за редким исключением, одинаковый образ. Это сидящая на троне женщина, одетая в тунику, которую может дополнять длинный плащ, часто закрывающий сидение и голову. Женщина держит на руках или на коленях одного ребенка или несколько младенцев в пеленках. Индивидуальные особенности изображенных женщин не подчеркиваются. Они сидят в одинаковой величественной позе: скорее это обобщенный образ, а не изображение реальных женщин. Лишь немногие из них имеют украшения: змеевидные и пирамидальные серьги, фибулы, ленты и браслеты на руках.»(5)
На что стоит обратить внимание - храм построен на месте гораздо более древнего святилища…

Думаю, интереснейшая тема древних индоевропейских женских божеств очень обширна и нас ждут все новые и новые открытия современных исследователей.

Использованные материалы:
1.Боровикова Н.А. «Женские празднества в древнем Риме»
2.«Благая Богиня», статья из Википедии: http://ru.wikipedia.org/wiki/Bona_dea
3.Овидий «Фасты»
4.Кольпинский, Бритова «Искусство этрусков и Древнего Рима»
5.О.В. Карамзина «Культ Матер-матуты в древней Капуе»

Серия сообщений "ЛЮБИМОЕ (избранное)":
Часть 1 - Европа эпохи Меровингов. Часть 1
Часть 2 - Древние карты звездного неба
...
Часть 19 - Мадонна на троне (Мадонна дель Чеппо, 1452г.)
Часть 20 - Благовещение (образ Мадонны, Ренессанс)
Часть 21 - Матер-матута и другие женские культы Древнего Рима
Часть 22 - Святая Екатерина на полотнах эпохи Ренессанса
Часть 23 - Средневековые композиторы. Hildegard von Bingen
...
Часть 28 - Мадонна, старинные полотна
Часть 29 - Загадка Козимо
Часть 30 - Девушка с жемчужной сережкой
Рубрики:  Статьи/чужие статьи
всякая всячина
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку