-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в zarajara

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.11.2010
Записей:
Комментариев:
Написано: 475


ГОБЕЛЕН В АРМЕНИИ

Суббота, 23 Апреля 2016 г. 07:53 + в цитатник

ГОБЕЛЕН В АРМЕНИИ

При исследовании армянского изобразительного искусства, особенно его декоративно-прикладных видов, всегда велик соблазн обратиться к истокам и вести отсчет из глубины веков, благо глубокая древность армянской культуры предоставляет такую возможность. Тем не менее, стоит попытаться, насколько воз- можно, избежать этого при рассмотрении такого явления, как армянский гобелен. Да, действительно, традиции ковроткачества в Армении имеют многовековую давность и вполне живы и сегодня. Трудно найти какой-либо вид художественного текстиля, который не оставил бы зачастую блистательных образцов, будь то вышивка или кружево («асехнагорцутюн»), ворсовый ковер или карпет, и все же гобелен, строго говоря, к этим традициям отношения не имеет. Напротив, он является своего рода контрапунктом к традиционным видам армянского художественного текстиля.

Было бы несправедливо вести летоисчисление армянского гобелена, опираясь на генеалогию этих почтенных, но, по сути, чужих предков. Более того, возможно, именно традиции ковроткачества, столь основательные во всем нашем регионе, служат одной из причин того, что гобелен с трудом пробивается в культуру, ибо та ниша, на которую он может претендовать, в значительной мере занята ворсовым ковром и карпетом. Примечательно, что сюжетный ковер не ткался именно в регионе ковроткачества, включая Малую и Центральную Азию, что, кстати, косвенно подтверждает, что он не только не является генетическим потомком карпета, а более того, претендует на роль соперника и конкурента.

Водораздел между карпетом и настенным ковром проходит не в плоскости техники ткачества, здесь различия могут быть и не очень существенны. Водораздел проходит там, где рождается идея произведения, так как гобелен, в отличие от традиционных видов ткачества, в частности ворсового ковра и карпета, явление сугубо индивидуальное, авторское. Его природа изначально элитарна, в отличие от народности ковра. Ковер демократичен, гобелен - аристократ по рождению. Ковер энтографичен, гобелен - космополит. Ковер может ткаться в деревенском доме и для него же предназначаться, его существование почти не зависит от политического строя или социального положения, в каком-то смысле он может являться той опорой, которая помогает этносу сохранить свою идентичность в годину испытаний или при чужеземных завоеваниях. Гобелен «согревает» холодные парадные залы дворцов и замков, гобелен прославляет государство, сам в определенной мере являясь его атрибутом. Ковер же при любых размерах в значительной мере интимен, в нем глубокая и подчас «наивная теплится душа народа». Гобелен зачастую чопорно-официален, декларативен, смыкаясь с монументальной живописью. Недаром Ле Корбюзье назвал его «кочующей фреской».

Таким образом, само отсутствие государственности в Армении на протяжении нескольких столетий уже делает невозможным привязку родословной армянского гобелена к традициям ворсового ковра и карпета. Зато у исследователя-искусствоведа появляется редкая возможность проследить развитие этого сложнейшего и на редкость эффектного вида декоративно-прикладного искусства, что называется “ab ovo”, с самых первых шагов, сделанных при жизни одного, еще не старого поколения. 

ЗАРА МАЛОЯН

Это мое предисловие к альбому "Армянский гобелен", который  вышел в 2004 году. 

Scan-160422-0005 (496x700, 114Kb)

1.
Scan-160422-0002 (496x700, 530Kb)

2.
Scan-160422-0003 (496x700, 229Kb)

3.
Scan-160422-0004 (496x700, 431Kb)


5.
Scan-160422-0006 (496x700, 434Kb)

6.
s-l1000 (369x500, 241Kb)

Рубрики:  искусство/Декоративное искусство
Гобелены
Армянские художники
Обо мне
Статьи
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку