-Рубрики

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Zairi

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 10.12.2010
Записей: 16935
Комментариев: 50
Написано: 17173


Без заголовка

Вторник, 23 Октября 2018 г. 12:26 + в цитатник
Цитата сообщения Соккар Дети Ниобы - невинные жертвы корыстных богов

  Взаимоотношения богов и людей очень часто приводят к гибели последних. Причины могут быть самые разные. Далеко не всегда рассказчик знает, что явилось причиной гибели современников, а тем более если речь идёт о далёком прошлом. Ведь мифы длительное время существовали в устной традиции, а, будучи записанными, затем многократно корректировались редакторами. Тантал, сын Зевса, был приговорён к голодной смерти за то, что рассказывал тайны богов смертным. Постоянный участник застольных трапез и пиров на своём печальном опыте постиг, что значит быть лишённым самого необходимого. Месть богов настигла утратившего доверие бессмертных. Трагической участи не избежали и его внуки. Семь сыновей и семь дочерей Ниобы, дочери Тантала, были расстреляны из лука Аполлоном и Артемидой. Почти все мифографы согласно говорят, что внуки Тантала погибли вследствие гнева богини Лето, вызванного словами Ниобы, что она родила четырнадцать детей в то время как Лето всего лишь двоих... От стрел близнецов погиб и Амфион, муж Ниобы. Несчастная мать от горя превратилась в камень. Почему месть по столь незначительному поводу приводит к таким трагическим последствиям? Почему Аполлон и Артемида, сын и дочь Зевса, убивают правнуков Зевса, а сам владыка богов равнодушно взирает на вражду и гибель своих потомков? Античные авторы называют разное количество детей, рождённых Ниобой, некоторые мифографы говорят о том, что Аполлон и Артемида оставили в живых одну девочку и одного мальчика, но суть от этого не меняется: невинные дети гибнут от неосторожных слов своей матери. Но может ли быть поводом для убийства обида одной матери, вызванной словами другой матери, гордящейся своими детьми? Статус богини Лето намного выше статуса смертной женщины, почему же богиню ранят эти слова? В чём тут дело? Рассмотрим дело об убийстве детей Ниобы.

Аполлодор, "Мифологическая библиотека", книга III:

"Зет женил­ся на Фиве, по име­ни кото­рой и сам город стал назы­вать­ся Фива­ми. Его брат Амфи­он женил­ся на Нио­бе, доче­ри Тан­та­ла, кото­рая роди­ла ему семь сыно­вей — Сипи­ла, Эвпи­ни­та, Исме­на, Дама­сих­то­на, Аге­но­ра, Феди­ма и Тан­та­ла и столь­ко же доче­рей — Это­дайю (дру­гие назы­ва­ют ее Неэрой), Кле­одок­су, Астио­ху, Фтию, Пело­пию, Асти­кра­тию и Оги­гию. Геси­од же гово­рит о деся­ти сыно­вьях и деся­ти доче­рях, а Геро­дор — о двух детях муж­ско­го пола и трех жен­ско­го. Гомер же сооб­ща­ет, что у них роди­лись шесть сыно­вей и шесть доче­рей. Будучи мно­го­дет­ной мате­рью, Нио­ба ста­ла гово­рить, что она пло­до­ви­тее боги­ни Лето, и та, вос­пы­лав гне­вом, напра­ви­ла Апол­ло­на и Арте­ми­ду про­тив детей Нио­бы. Арте­ми­да выстре­ла­ми из лука умерт­ви­ла всех доче­рей Нио­бы в ее соб­ствен­ном доме; сыно­вей же, кото­рые охо­ти­лись на скло­нах горы Кифе­ро­на, убил Апол­лон. Из юно­шей спас­ся толь­ко Амфи­он, а из деву­шек — стар­шая Хло­ри­да, кото­рая потом ста­ла женой Нелея. Но соглас­но Теле­сил­ле, спас­лись Ами­кл и Мели­бея. От стрел богов пал и сам Амфи­он. Нио­ба же, оста­вив Фивы, при­шла к сво­е­му отцу Тан­та­лу в Сипил и там, взмо­лив­шись богам, пре­вра­ти­лась в камень: и камень этот стру­ит сле­зы днем и ночью".

Если понимать миф прямо без иносказаний, то убийство детей Ниобы Аполлоном и Артемидой за обиду своей матери поражает прежде всего несоответствием размером нанесённого ущерба. И действительно, как бы ни были болезненны душевные терзания Лето, нанесённые ей неосторожными словами Ниобы, их ни в коей мере нельзя сравнить с лишением жизни несчастных детей многодетной матери. Дети в любом случае невиновны. Да и как может богиня обижаться на слова смертной женщины! Она могла бы просто не услышать слов Ниобы. Дети Лето - вечные боги, питающиеся нектаром и амброзией, как гласят мифы, они живут в мире, недоступном пониманию земных людей, что для них дети Ниобы - смертные люди пусть даже и знатного рода. Боги, обижающиеся на людей? Что это за боги! Но боги, мстящие людям, вовсе даже не боги, а завистливые, мстительные и мелочные существа. Именно поэтому обида не может быть причиной мести Лето. Если она богиня...


   Мужем Ниобы был Амфион, сын Антиопы. И вот краткая история его жизни по Аполлодору. "У Ник­тея была дочь Антио­па, с кото­рой сошел­ся Зевс. Когда она забе­ре­ме­не­ла, отец стал ей угро­жать нака­за­ни­ем. Тогда Антио­па бежа­ла в Сики­он к Эпо­пею и вышла за него замуж. Ник­тей, охва­чен­ный тос­кой по доче­ри, покон­чил с собой, пору­чив перед смер­тью Лику, чтобы тот нака­зал Антио­пу и Эпо­пея. Лик отпра­вил­ся похо­дом на Сики­он и поко­рил его. Эпо­пея он убил, а Антио­пу захва­тил в плен и увел. В пути Антио­па роди­ла двух сыно­вей — это про­изо­шло в Элев­те­рах в Бео­тии. Дети были бро­ше­ны, и их нашел пас­тух, кото­рый стал их вос­пи­ты­вать, назвав одно­го Зетом, дру­го­го Амфи­о­ном". Лик держал Антиопу в заточении и жестоко обращался с ней, как и его жена Дирка. Когда близнецы выросли, они изгнали из Фив Лаия и, захватив власть в городе, укрепили его стены.

   Если не принимать на веру слова мифографа обо отцовстве Зевса, то можно допустить, что отцом мальчика был Эпопей. Ведь именно к нему бежит беременная Антиопа. А после убийства мужа "дети были брошены"... И трудно понять, кто совершил это преступление - сама Антиопа или Лик? Даже они знали, что Зевс к зачатию близнецов не имел никакого отношения. "Отцовство" Зевса - это миф, сочинённый наивными людьми. В любом случае воспитание детей не входит в его должностные обязанности. Легко быть богом, но трудно быть отцом. Если бы Зевс был отцом, то Никтею следовало бы гордиться внуками, а не угрожать своей дочери. Брошенные близнецы - это незаконнорождённые дети. Кажется, дедушка и богом Зевса не считает... Наивным Никтей точно не был и кем называют мужчин, не желающих нести ответственность за воспитание своих детей, он знал.


   Уже став правителем Фив, Амфион женился на Ниобе, которая и родила ему четырнадцать (!) детей. Столь многочисленное потомство объясняется, видимо, тем, что Ниоба рождала близнецов. Разумеется многодетная мать имеет полное право гордиться своими детьми. По мнению мифографа это и вызвало гнев Лето. Но настоящей причиной гибели детей Ниобы являются вовсе не обида, зависть или гнев Лето. Как ни банально это звучит, но настоящей причиной убийства во все времена чаще всего являются стремление к наживе, корысть и жадность. Если внимательно прочесть всех авторов на эту тему, то эта версия несомненно подтвердится.
  Конфликт между Амфионом и Аполлоном - это спор между Дельфами (Фокида) и Фивами (Беотия): должны ли жители последней совершать жертвоприношения в Дельфийском храме. В этом заинтересованы Лето, Аполлон, Артемида и жрецы храма, но не желают Амфион и Ниоба - правители Фив. Свершая жертвоприношения в этом храме, жители Фив обязаны делать подношения жрецам. Вот что можно прочесть у Публия Овидия Назона в "Метаморфозах", книга шестая, 155-164:

"Счаст­ли­вей­шей мате­рью мож­но
Было б Нио­бу назвать, коль себя не сочла б тако­вою
Как-то Тире­сия дочь, вла­дев­шая даром про­зре­нья,
Ман­то, по ули­цам шла и, боже­ствен­ной дви­жи­ма силой,
Про­воз­гла­ша­ла: «Тол­пой, Исме­ни­ды, сту­пай­те, неси­те
160 Ладан Латоне ско­рей и обо­им, Лато­ной рож­ден­ным,
С бла­го­че­сти­вой моль­бой! Впле­ти­те в воло­сы лав­ры!
Ибо Лато­на сама мои­ми гла­го­лет уста­ми!»
Внем­лют ей доче­ри Фив, чело укра­ша­ют лист­вою
И на свя­щен­ный алтарь моле­нья при­но­сят и ладан".



  О чём здесь идёт речь? Дельфы расположены на границе Фокиды и Беотии. Жрецы Дельфийского храма решают увеличить свои доходы (расширить налогооблагаемую базу) за счёт жителей соседней области. Дочь фиванского прорицателя Тиресия предлагает фиванцам совершать жертвоприношения не в своём городе (что было бы естественно), а в чужом (что явно выдаёт её заинтересованность в этом деле). Жрецы Дельфийского храма действуют через своих доверенных лиц - Тиресия и его дочь Манто ("Ибо Латона сама моими глаголет устами!"). Такой корыстный интерес не может понравиться жене правителя Фив Амфиона Ниобе:

"«Что за безумье? — кри­чит, — пред­по­честь пона­слыш­ке извест­ных —
Зри­мым воочью богам? Поче­му алта­ря­ми Лато­ну
Чтут, а мое боже­ство — без куре­ний?".
("Метаморфозы", книга шестая, 170-172)

И далее она с гордостью перечисляет свой знаменитый род - от деда Зевса, отца Тантала до всех своих детей и заканчивает обращением к гражданам Фив:
"Не пони­маю, как вы порож­ден­ную Кеем-тита­ном
Сме­е­те мне пред­по­честь — Лато­ну, кото­рой для ро́дов
Даже вели­кой зем­лей в ничтож­ном отка­за­но месте.
Небо, зем­ля и вода — все вашу отверг­ло боги­ню".
("Метаморфозы", книга шестая, 185-188)


  Доходы жрецов - это в значительной степени и доходы города. Ниобе не нравится, что жители Фив будут совершать (а некоторые уже и совершают) жертвоприношения в Дельфах. Её обращение к гражданам Фив приносить жертвоприношения в своём родном городе сократит доходы жрецов в Дельфах. Это целесообразная политика любого разумного правителя, заботящегося о своём городе. Но именно она и стала причиной гнева Латоны и вызвала желание расправиться с конкурентами. Удар решено нанести в самое уязвимое место - будущих наследников. Вряд ли в расправе участвовал один Аполлон. Жрецы Дельф послали отряд лучников, которые и расстреляли юношей во время охоты. Ни один из сыновей Ниобы не успевает применить оружие! У некоторых остриё стрелы выходит из горла - наглядное свидетельство, что нападение было сзади. О каком тут сопротивлении могла идти речь! Девушки были убиты в доме и невероятно, что их расстреляла из лука Артемида. Лук - оружие дальнего боя и в жилом помещении его никто не применяет. Скорее всего и здесь убийца был не один и действовали они ножами. Несчастная мать, утратившая всех детей за один день, в буквальном смысле была убита горем. Погиб и Амфион, предпринявший попытку отомстить Аполлону. Потрясённые убийством правителя и его детей, жители в течение девяти дней (!) не хоронили мёртвых. Вот как описывает Гомер в "Илиаде", 24, 609-612:

"Двое сии у гор­див­шей­ся мате­ри всех погу­би­ли.
Девять дней валя­ли­ся тру­пы; и не было мужа
Гро­бу пре­дать их: в камень людей пре­вра­тил гро­мо­вер­жец.
Мерт­вых в деся­тый день погреб­ли мило­сер­дые боги".
(Пер. Гнедича)


  Страх и ужас (φόβος) внушает Лучезарный (Φοῖβος) Аполлон людям. По городу распространялся трупный запах, жителям Фив был вынесен ультиматум: хоронить детей горожане смогут только после жертвоприношения в Дельфах. После гибели Амфиона они не могут рассчитывать на его защиту. На милосердие богов фиванцы могут надеяться только после того как принесут жертвы служителям Дельфийского оракула.


Sarcophagus_Niobids_Glyptothek_Munich_345_front (700x266, 140Kb)
Рубрики:  интересно/античность

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку