Всё это вполне применимо и к Отто Пилни. Он несколько раз бывал в Египте, ещё в молодости совершил тяжёлый переход через пустыню вместе с караваном из Каира в Триполи, и постепенно стал своим для жителей этой страны, даже получил почётную должность придворного художника египетского вице-короля. Но помимо напыщенных придворных портретов Пилни рисовал для европейцев совсем другие картины: красочные, экзотические, не чураясь обнажённой натуры, благо на неё всегда был хороший спрос, а необычность обстановки — невольничьи рынки и гаремы с одалисками, позволяла избежать каких-либо проблем с цензурой даже в чопорном британском обществе.
Такова и картина «Невольничий рынок», которую Пилни написал в 1910 году. Тут восточная экзотика во всей красе: работорговцы подвели невольниц к двум знатным восточным баям, которые спокойно, с сознанием собственного превосходства сидят на ковре и курят кальян. Одну из них работорговец уже раздел, чтобы показать товар во всей красе, такое же унижение вскоре ждёт и вторую девушку. Наверняка запросят они немало: девушка — настоящая красавица, пригодная хоть для гарема какого-нибудь шаха.
Она зацепилась за край своего платья, в надежде хоть как-то прикрыть свою наготу: хотя, конечно, этот жест выглядит несколько наигранным, Пилни просто хотел соблюсти некие рамки приличия, вот и изобразил девушку в таком виде.
Она ещё пытается оказать сопротивление, вырваться на свободу, но работорговцы держат девушку крепко, да и куда бежать, если кругом одна сплошная пустыня? Так-то судьба её незавидная, хотя вряд ли участь многих европейских девушек, которые вынуждены были работать проститутками или на тяжёлой физической работе, намного лучше. А так она наверняка будет жить в каком-нибудь гареме, пока не состарится или не надоест своему господину.
Кстати, писал Пилни в стандартной академической манере, которая в те годы уже казалась безнадёжно устаревшей. Поэтому красивостей и условностей на его картинах немало, они отличаются несколько приглушёнными цветами, сглаженными мазками, тщательно проработанным, хотя и несколько «огламуренным» изображением. Однако Пилни путешествовал всё же не зря: он не был «диванным фантазёром», поэтому многое на его картинах передано очень точно, в том числе и изумительные пустынные закаты и восходы.
Чтобы так написать, нужно это видеть в реальности, и причём неоднократно. Всё, что касается одежды, аксессуаров, общего вида пустыни, оазисов и восточных городов передано почти с документальной точностью.
Пилни позволял себе художественные вольности лишь в изображении полуобнажённых наложниц — понятное дело, с открытой грудью они вряд ли путешествовали через пустыню, и в построение некоторых композиций для картин.
Однако, даже несмотря на это, стоит отдать должное мастерству художника и его искреннему интересу к Востоку. https://dzen.ru/a/ZsGzvItWLW2fcrax