Немецкий импрессионизм — особое явление в рамках европейской живописи. Как минимум — недооценённое. Как максимум — претендующее на статус абсолютного культурного феномена.
Заменив сплошной контур на малые контрастные мазки, поделив цвета на первичные и вторичные, отказавшись от работы с внутренними отражениями красочного слоя в пользу внешних, «сумрачный германский гений» решил, что с него хватит заимствований. На рубеже веков целый ряд немецких мастеров импрессионизма перестал следовать в фарватере Парижа. Отказался отказываться от серьёзных сюжетов. От предметности и объектности. В конце концов — от любимого нацией чёрного цвета. Попрощался с влиянием французских родоначальников и отправился навстречу XX веку по своему особому пути. Ловис Коринт, «Читающая женщина», 1888
Пока обитатели Монмартра и их мюнхенские подражатели продолжали смотреть на мир широко открытыми глазами, пытаясь уместить в своих работах как можно больше внешних проявлений переменчивости бытия, взгляд прочих немецких импрессионистов оставался пристален и сосредоточен. Им мало было попросту воспринимать красоту нашего мира и переносить на полотно игры форм и оттенков. Им требовалось понимать, осмысливать, интерпретировать... Ловис Коринт, «Риттерспорн», 1924,Баварские государственные коллекции живописи
Как говаривал один не в меру энергичный французский император: «...если они (т.е. немцы*) не утопили мир в крови — они утопят его в слезах». И был прав. Удивительный факт: именно немецкие, а не французские художники подарили миру экспрессионизм. Стали теми, кто сделал следующий логический шаг. Подарил субъективным эмоциям художника право на существование. Помог самовыражению автора возобладать над формой подачи.
Давайте признаемся друг-другу, дорогой читатель: всем нам, привыкшим с одной стороны восхищаться дерзостью замыслов и свободой эстетики французских импрессионистов, а с другой — воспринимать немецкую живопись как вечную жертву консервативных общественных и академических воззрений, — рождение революционного модернистского течения на берегах Эльбы кажется чем-то из ряда вон выходящим. Неочевидным (и до некоторой степени нелогичным) явлением. Но так происходит лишь до тех пор, пока выраженная сентиментальность немецкого импрессионизма не расставляет всё по местам. Пока не принимаемся вдумчиво рассматривать творчество таких замечательных художников, как Ловис Коринт.
Обратите, пожалуйста, Ваше внимание на работу под названием «Утреннее солнце». Какие ассоциации вызывает у Вас эта композиция? Ощущаете ли Вы радость, лёгкость, душевный подъём, исходящие от этого произведения? Вполне возможно. А между тем, данная картина вовсе не так проста, как хочет казаться на первый взгляд. За чередой крупных и плотных мазков кроется нечто куда более серьёзное, чем милый сюжет о радостном пробуждении...