Пекин 2014 часть 1. |
Мы здесь!
Знаете, аэропорты всех больших городов огромны, Гонконг, Лондон, Сингапур, нельзя сказать из собственного опыта, какой из них больше, какой меньше, всё равно любой из них не обойдёшь весь, но пекинский аэропорт по крайне мере визуально производит впечатление фантастически огромного пространства, возможно из-за футуристической куполообразной крыши усеянной симметричной сетью лампочек.
Китайские садики, озерки с лилиями, скульпторы драконов, маленький поезд, курсирующий между терминалами, темнокожие девушки с дредами, арабы всем семейством завёрнутые в паранджу, европейские пенсионеры, сотня магазинчиков, миллион табло и указателей, переходы ведущие прямо в стену высоко-высоко над землёй, будто там людей ждут висящие в воздухе космические корабли, отблески и отражения в мраморном зеркале пола, в стекле и пластике стен, окон и ограждений, в металле поручней и перил, тележек и электромобилей, KFC и Starbucks, а ещё огромная миска лапши в супе с этим не очень здоровым запахом классической острой китайской приправы.
2 часа ночи. По аэропорту гуляют таксисты, предлагая довести до отеля за 400 юаней. Ждём до 6-30, когда откроется метро. Взяли в справочном столе карту города и узнали там же у девушки, до какой станции метро нам лучше добраться, чтоб попасть в отель. Пока гуляем по аэропорту, одни и те же таксисты подходят к нам снова и снова, рассматривают снова и снова адрес нашего отеля и снижают цену всё ниже и ниже. 200 юаней оказалось их последней ценой. Таксист, которого мы взяли у станции метро на которую нам рекомендовали приехать, вёз нас до отеля долго и извилисто, остановившись, в конце концов, на улице, на которой мы в упор не видели вывески нашего отеля, и потребовав при этом с нас 60 юаней. Мы показываем ему название отеля, показываем, что не видим его вокруг, и сталкиваемся с типичным, как потом оказалось, поведением китайцев: много говорить в ответ по-китайски, бессмысленно, потому что они знают – мы не понимаем ни слова, просто говорить и ничего больше не делать. Просто таксист остановился на улице, просто требует 60 юаней, мы выходим - незнакомая улица, не знаем где мы, куда идти. Стоим, смотрим на карту, пытаемся разглядеть вокруг названия улиц (они все продублированы по-английски). Проходящие мимо местные жители дважды за три минуты останавливаются возле нас, чтобы узнать не нужно ли нам помочь и, прочитав на распечатке адрес нашего отеля, показывают, что нам надо идти дальше вдоль по улице. Через десять минут ходу, наконец, видим вывеску нашего отеля.
После бессонной ночи в самолёте и в аэропорту, добравшись до отеля, просыпаем весь первый наш день в Китае и выходим на улицу только после заката. Мы оказываемся на шумной многолюдной улице с бесконечными магазинчиками, ресторанчиками, цветастыми красиво подсвеченными китайскими зданиями-шкатулками. Заходим в ресторанчик прямо возле отеля, слева, если стоять к входу лицом. Цены совсем не китайские, меню по-китайски, но с картинками. Нам приносят не по-китайски маленькие порции, а на чеке, уходя, мы обнаруживаем непонятные лишние 10 юаней. Нам показывают, что это цена пользования посудой! Ещё один обман. Не заходите в эту чуфаньку и заодно на всякий случай не заходите в любой ресторан, где видите на столах наборы посуды, упакованные в целлофан.
Оказалось, мы живём в двух шагах от улицы Qianmen, эдакой «оси интересностей» Пекина, улицы окружённой кварталами торговых улиц и улочек, рынков и хутонов. Если идти в одну сторону по Qianmen, мы за несколько минут доходим до перпендикулярной ей центральной улицы города, а за ней – до центральной площади, а за ней – до Запретного города, если же идти в другую – мы упрёмся в стену Храма Неба. Мы – в центре!
Запретный город.
Попытка № 1. В понедельник нам попасть в Запретный город не удалось, оказалось, что в понедельник Запретный город закрыт. Но, тем не менее, мы, не зная этого, взяли билеты и куда-то вошли. Попали в парк на берегу канала тянущегося вдоль внешней стены Запретного города. Замечательно. Сделали марш-бросок вдоль высокой стены, мечтая уметь проходить сквозь стену и не понимая куда, собственно, мы идём. Так, наверное, чувствовали себя гунны, доходившие до границы Поднебесной империи.
Попытка № 2. Во вторник Запретный город был явно открыт, то есть и в понедельник вокруг него околачивалось много народа, но во вторник перед воротами стояла огромная многотысячная толпа, выстраивавшаяся в десятки длинных очередей за билетами.
9999,5 залов, комнат и комнатушек, широкие площади, которые должны были вмещать тысячи слуг, солдат личной охраны, наложниц и евнухов, залы Верховной гармонии, Полной гармонии и Сохранения гармонии. К главному трону императора пробраться не удалось, толпа фотографирующих туристов обступивших вход в залу оказалась непреступной. Впрочем, потеря не фатальна. Интерьеры императорских зал довольно схожи, залы не освещены изнутри, там полумрак. Убранство комнат посерело и состарилось, как-то совсем не поражает воображения. В книгах - альбомах, которые продаются в магазинчиках запретного города (а в запретном городе есть и туристические магазинчики и даже кусочный плохой дорогой фастфуд) убранство зал выглядит гораздо более привлекательным, чем в реальности: для этих фотографий использовалось дополнительное освещение, а потом на компьютере золото сделано более ярким, цветные узоры более контрастными и насыщенными, так что вся обстановка начинает выглядеть не столь выцветшей и бесцветной, как в реальности.
Не смотря на большие размеры Запретного города его архитектурную идею схватываешь быстро. Прямоугольные здания, покатые, покрытые красной черепицей, с рядами скульптурок по четырём углам крыши, площади, огороженные каменными резными столбиками, большие металлические чаны и иногда скульптуры, полотна каменной резьбы, идущие вдоль лестниц. Архитектура китайских храмов оказалась довольно однообразной, достаточно беглого осмотра, чтоб составить полное впечатление, при дальнейшем осмотре будешь встречать бесконечное повторение одной и той же архитектурной темы с вариациями разве что во взаиморасположении окружающих строений, да в разнообразии разбросанных то тут, то там бронзовых скульптур. Зато осмотра одного храма достаточно, чтоб понять устройство всех китайских храмов и вообще видеть общие черты китайской традиционной архитектуры даже в уличных зданиях построенных или оформленных с элементами китайской стилистики. Впрочем, сейчас эти черты известны каждому, но в китайских храмах они представлены в чистом виде, точнее сказать, в китайских храмах кроме них ничего и нет.
При входе в Запретный город почему-то проходишь мимо баскетбольной площадки, каких-то вешалок с одеждой и полок с обувью, мусора нет, в принципе чисто, но камни стен окло земли, ступеней и брусчатки при входе в Запретный город местами довольно сильно зачуфанены, похожи на русские вокзалы. За открытой дверью стоят швабры и вёдра. Потом мы увидели, что для китайцев это нормально: в красивом парке или храме, чистом и ухоженном, с обратной стороны какого-нибудь из красивых залов или между открытой дверью и стеной на виду у всех стоят мётла, швабры, вёдра, там же сторож может развесить на верёвке своё бельё. То есть, вы же видите – это обратная сторона, это не имеющий художественной ценности закуток, так что на то, что здесь находится обращать внимания не надо, вы же понимаете что у всякого, даже самого красивого места есть свои, так сказать, физиологические потребности, его надо мыть, подметать, его должен обслуживать дворник, у которого тоже есть своё хозяйство в виде рабочей одежды, так что нечего стесняться того, что естественно и неизбежно, а вы ходите и смотрите на то, зачем пришли, а не на швабры, стоящие в углу.
Сразу за стеной Запретного города начинаются самые неокультуренные хутоны, да и сам Запретный город находится в странном для главной исторической ценности Китая состоянии. То есть, в целом он не плох, но эти ободранные до деревянной основы куски конструкций с осыпавшейся не только краской, но и грунтом, плохо состыкованные квадраты скульптурной лакированный лепнины на стенах, стёртые ногами миллионов туристов пороги, облезлая краска. Лепные гипсовые лакированные узоры на стенах не плохи, лак придаёт гладкость формам, хотя шедевром мастерства они не выглядят, сине-золотые росписи зданий так же симпатичны, но всё же это просто росписи, к тому же один и тот же элемент рисунка повторяется по всему периметру. Качественней всего выглядят металлические артефакты, они, похоже, вообще не подвержены облупливанию и деградации, сделаны гладко и качественно даже в самых мелких элементах. Каменные узоры ограждений, столбиков, каменных панно вдоль лестниц, ряды голов каменных чудищ когда-то были белыми, но сейчас стали серыми с подтёками, кое где растрескались и сточились от времени, хотя в большинстве случаев сохранились не плохо, но узоры эти слишком мелкие и слишком однообразные внутри цельного архитектурного комплекса, так что на них довольно быстро перестаёшь обращать внимание. Вообще Запретный город надо воспринимать как единое целое, это мировое наследие в макроскопическом масштабе, не в микроскопическом, шедевры резьбы по камню или изобразительного искусства стоят под стеклом в музее, но с другой стороны не возможно не замечать различных нюансов исполнения этого шедевра, когда находишься возле них. С другой стороны – это же четырнадцатый или типа того век. Не знаю, что и когда там перестраивалось и достраивалось, но для тех времён это шедевр самого мирового уровня.
Почему в китайских храмах столько деревьев странной формы, со спирально закрученными или бородавчатыми стволами и ветвями? Они так трансформируют их специально или в этих деревьях живут какие-то паразиты? А откуда взялись эти нагромождения пористых камней в парке Запретного города, которые немного не вписываются в общую стилистическую концепцию, воспринимаются как что-то отдельно стоящее? Это что – даосский сад? Способность китайцев воспринимать красоту природного хаоса этих бесформенных каменных глыб, способность ценить их так высоко, чтоб сделать частью Запретного города, отличает их от людей западной культуры (до эпохи модерна), всё же склонных в своих творениях к искусственному, геометрически правильному и рукотворному.
Если пройти сквозь весь запретный город и выйти через ворота на противоположном его конце, перейдя через дорогу, мы попадаем в императорский парк, расположенный у подножья небольшой сопки. Сопка – тоже часть парка. Поднявшись на самый верх, мы вступаем в храм с круговой смотровой площадкой, откуда можно увидеть Пекин, простёршийся внизу во всех направлениях. Честно говоря, слыша о масштабных стройках больших китайских городов, я думал, что увижу эдакий китайский Нью-Йорк или даже супер Нью-Йорк, но Пекин оказался больше похож на Москву. Смесь убогого советского панельного железобетона, страшного парадного китайского коммунистического индастриала центральных улиц, дешёвая китайская архитектура с претензией на современность и настоящие современные красивые многоэтажки и небоскрёбы. Ну и ещё конечно традиционная китайская архитектура, этого в Москве нет.
http://vk.com/album11414318_208571346
Рубрики: | города |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |