Запад не даром восторгается китайским экономическим чудом. Но почему же никто не замечает чуда в родном отечестве. Не пора ли уделить чуть больше внимания европейской стране чудес - Германии. В период кризиса страна пережила суровую рецессию на фоне сокращения заказов в секторе обрабатывающей промышленности. Однако уже в прошлом году экономика восстановилась, показав уверенный рост на 3.6% - быстрее, чем в любой другой развитой стране. Конечно, отчасти, позитивная динамика была обусловлена эффектом "резинки", когда за глубоким спадом следует год блистательного роста. Но некоторые показатели, включая низкий уровень безработицы (минимальный с 1992 года) и рост благосостояния, измеренный как увеличение ВВП на душу населения, говорят о том, что Германия вырвалась в лидеры среди стран Большой Семерки. Страна начала 2011 год на оптимистичной волне. Об этом свидетельствуют данные опросов Allensbach. Деловое доверие достигло максимальных значений за последние 20 лет. Так в чем же секрет Германии? Во-первых, в стране не было пузыря на рынке жилья и кредитования. Германия держала в порядке свои государственные финансы. Но, прежде всего, Германия активно использовала преимущества экспортно-ориентированной страны: в отличие от других богатых стран, Германии удалось сохранить свою долю на внешнем рынке, даже после того, как туда пришел Китай.
Сторонников активной политики индустриализации просим обратить внимание, что это никак не связано с гением немецкой политической мысли, хотя компании, конечно же, выиграли за счет государственной поддержки исследовательских институтов. Не последнюю роль сыграло простое везение. У Германии прямо под боком есть источник дешевой рабочей силы - страны Центральной Европы. Именно они помогли повысить эффективность немецких компаний за счет сдерживания роста заработных плат. В то же время, Германия производит как раз то, что так нужно развивающемуся Китаю: начиная от автомобилей класса люкс, и заканчивая промышленным оборудованием, которое делает из китайских заводов мастерские мира. Таким образом, Германия оказалась в выигрышной ситуации, как с позиции спроса, так и с позиции предложения. Евро также обеспечил необходимый стимул благодаря спросу со стороны Испании и Греции.
Но немцам не откажешь и в мастерстве. Например, немецкие компании преуспели в вопросе поиска скромных, неброских но очень прибыльных ниш, в которых они стремятся достичь мирового превосходства. В первую очередь, это относится к среднему бизнесу, к мелким и не очень мелким компаниям, формирующим костяк немецкой экономики. Такие предприятия как Koenig & Bauer (производитель печатных станков), Leitz (оборудование для деревообрабатывающей промышленности) и RUD (промышленные цепи), конечно, не на слуху у обывателя, но они лучшие в своем роде. Реформы, направленные на либерализацию, помогли Германии более полно использовать все присущие ей положительные качества. Реформы социал-демократа Герхарда Шредера, предшественника Ангелы Меркель, сделали рынок труда более гибким, а труд чуть более привлекательным по сравнению с пособиями по безработице. А теперь, когда степень участия банков в промышленности снизилась, руководители стали вольны сокращать неэффективные подразделения и концентрироваться исключительно на росте. В время спада немецкие компании также пошли на риск. Благодаря государственным субсидиям, они не стали сокращать рабочих, надеясь на то, что заказы скоро возобновятся. Так и случилось. В итоге, они сохранили квалифицированный персонал и трудовые ресурсы, чтобы оперативно отреагировать на восстановление экономики.
Как в Пекине, так и в Берлине
Все это объясняет, почему немецкие лидеры в последнее время держатся столь заносчиво. На саммите в Давосе Меркель предложила своим европейским коллегам поучиться у Германии вести дела. "Делайте как мы, и все будет хорошо", - таким был смысл ее послания. Возможно, кто-то также захочет эмулировать немецкую дисциплину, сфокусированность, способность растить таланты, реформы рынка труда и надежную финансовую систему. И все же, у немецкой модели есть два серьезных недостатка. Во-первых, она слишком сильно зависит от внешнего спроса, что выливается в профицит текущего счета (в прошлом году он составил 5% от ВВП). Внутренний спрос в Германии остается вялым. Если все европейские страны последуют примеру Германии в этом отношении, кризиса не избежать. Германии, как и Китаю, нужно перебалансировать свой рост, направив усилия на стимулирование внутреннего спроса. Если же немцы начнут больше тратить, сосдений страны смогут вздохнуть с облегчением. Во-вторых. в Германии плохо обстоит дело с ростом производительности. В отличие от промышленного сектора, сфера услуг в Германии остается незащищенной и неэффективной. Нужно больше конкуренции и меньше бюрократической волокиты. Без повышения внутреннего спроса и приозводительности, Германии не удастся долго блистать на мировой арене. Потребительские расходы в последнее время стали играть более существенную роль в экономике, что уже неплохо. Далее нужны реформы, направленные на повышение производительности. Только тогда можно будет говорить о немецком чуде.
по материалам The Economist