-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Yuliasoap

 -Подписка по e-mail

 

 -Сообщества

Читатель сообществ (Всего в списке: 1) О_Самом_Интересном

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 11.04.2011
Записей: 600
Комментариев: 1095
Написано: 2780


Механизмы влияния упражнений йоги

Суббота, 20 Октября 2012 г. 11:25 + в цитатник
Цитата сообщения yoginya-Natalika Механизмы влияния упражнений йоги.

ТИПЫ УПРАЖНЕНИЙ ЙОГИ. МЕХАНИЗМЫ ИХ ВЛИЯНИЯ.

В йоге существуют следующие типы упражнений: Асаны, Пранаямы, Бандхи, Мудры,
Крийи, Мантры, Медитативные техники.

В данной работе описываются основные группы для каждого из этих типов упражнений и объясняются механизмы их воздействия.

I. Асаны.

Асаны, согласно Патанджали, - "это положение тела, которое удобно и приятно". Некоторые современные практикующие, прочитав это определение, могут воспринять его как издевательство. Действительно, некоторые позы йоги требуют для своего выполнения немалой ловкости, силы, растяжки и едва ли могут быть названы "удобными и приятными". Данный парадокс связан с тем, что, по-видимому, во времена Патанджали йоги использовали лишь небольшое количество асан, среди которых не было изощренных, подобно тем, что предлагают современные школы. Так, в "Хатха йога прадипике" приводится перечень из 11 асан для укрепления тела и 4-х медитативных асаны. К первой группе относятся: Свастикасана, Гомукхасана, Вирасана, Курмасана, Кукутасана, Уттана Курмасана, Дханурасана, Матсьяасана, Пашимоттанасана, Маюрасана, Шавасана.

Ко второй: Сиддхасана, Падмасана, Симхасана, Бхадрасана.

Такое ограниченное количество упражнений являлось не следствием неразвитости системы, а четким пониманием, что йога - это не техника для гипертрофированного развития физического тела. Асаны не самоцель, а лишь промежуточный инструмент, предлагаемый йогой для духовного развития человека. На мой взгляд, для успешной практики йоги, направленной как на поддержание физического здоровья, так и на внутреннюю работу, достаточно десятка асан, хотя сам список этих асан будет различным для разных людей, и зависит он от их физических и психологических особенностей.
В "Гхеранда самхите" перечислены уже тридцать две асаны, которые до сих пор считаются наиболее важными и используемыми:

Сиддхасана (поза сиддха), Падмасана (поза лотоса), Бхадрасана (благоприятная поза), Муктасана (поза освобождения), Ваджрасана (алмазная поза), Свастикасана (поза свастики),
Симхасана (поза льва), Гомукхасана (поза головы коровы), Вирасана (поза героя), Дханурасана (поза лука), Шавасана (поза трупа), Гуптасана (тайная поза), Матсиасана (поза рыбы),
Матсиендрасана (поза Матсиендры), Горакшасана (поза Горокши), Пашиматтанасана (поза наклона вперёд), Уткатасана (поза на корточках), Санкатасана (трудная поза), Маюрасана (поза павлина), Каккутасана (поза петуха), Курмасана (поза черепахи), Уттанакурмасана (поза стоящей черепахи), Врикшасана (поза дерева), Мандукасана (поза лягушки), Уттанамандукасана (поза стоящей лягушки),, Гарудасана (поза орла), Врисабхасана (поза быка), Шалабхасана (поза кузнечика), Макарасана (поза мифического животного макары), Уштрасана (поза верблюда), Бхуджангасана (поза кобры), Йогасана (поза йога).

Поскольку некоторые упражнения йоги все же сложно классифицировать (например, многим непонятно, почему йога-мудра считается мудрой, хотя внешне выглядит как асана), попытаемся дать более точное определение асаны, основываясь на значимых видовых критериях.

Асана - это упражнение, в котором управление энергией и физиологическими процессами в организме осуществляется за счет перераспределения натяжений, сжатий и напряжений в теле. Асана может иметь специально обусловленную последовательность входа и выхода, однако обязательным является статическое пребывание в позе в течение некоторого времени. Асана воздействует преимущественно на физическое и эфирное тело и мало затрагивает эмоциональную сферу человека.

Механизмы воздействия асан на организм.

Механическое влияние асан.

Большинство йогических асан задействуют для своего выполнения значительную часть мышц, включая те группы мышц и в таких последовательностях, которые практически не используются в повседневной жизни. Именно это объясняет особую изощренность йоговских асан. В отличие от всех прочих упражнений, они направлены на локальное воздействие на разные части физического тела. При обычных физических упражнениях у человека достаточно бессистемно задействована основная часть мышц. А как задействовать строго определенную группу мышц? Нужно принять специальное положение. Чем более сложны йоговские асаны, тем точнее они воздействуют на локальные группы мышц. Это позволяет сэкономить энергию, которая в иных упражнениях тратится на "ненужные" мышцы.

Также йоговские асаны оказывают механическое воздействие на внутренние органы и таким образом осуществляют их стимуляцию за счет специфических деформаций формы тела. Для других видов физических упражнений, направленных преимущественно на мышечную систему, внутренние органы практически недоступны.

Гуморальный механизм.

С физической точки зрения корпус человека можно представить как взаимосвязанную систему полостей, заполненных различными жидкостями и газами. Упражнения йоги очень значительно, причем выборочным образом, влияют на объемы этих полостей, а значит, и на уровень давления в них. Таким образом, подобные упражнения позволяют провести своеобразный внутренний гидравлический массаж органов. Понимание гидравлического аспекта упражнений подсказывает некоторые критерии их выполнения: поскольку каждая асана связана с определенным изменением внутриполостных давлений, а подвижность жидкостей в организме ограничена анатомически, скорость входа в асаны и выхода из них должна быть такой, чтобы полостные давления успевали стабилизироваться, т.е. входить и выходить из асаны надо достаточно медленно, а пребывать в ней достаточно долго. Невыполнение этого условия не позволяет задействоваться гуморальному механизму, превращая выполнение асан в лучшем случае в гимнастику для мышц.

Другим гуморальным механизмом влияния асан является изменение гидростатического давления. Как известно, гидростатическое давление задается формулой: где r- плотность жидкости, g - ускорение свободного падения, а h - высота столба жидкости. Таким образом, в большинстве асан имеет место изменение гидростатических давлений на различные органы. Особенно это выражено в перевернутых позах типа сиршасаны, сарвангасаны и халасаны. Исследование этого механизма влияния асан было проведено Д. Эбертом [с. 34]. Для усиления указанного эффекта некоторые позы сопровождаются уддияной бандхой, которая повышает корпоральное давление наиболее простым способом - за счет уменьшения объема корпуса.

Психосоматический механизм.

О существовании взаимосвязи между телом и душой человека известно очень давно. В глубокую древность уходят своими корнями и попытки диагностировать особенности характера человека по тем или иным внешним признакам, например: физиогномика - искусство определения характера и судьбы человека по его лицу, хирология - по линиям на ладони, френология - по особенностям строения черепа и т.д. Однако в современной психологии данная проблема была поднята сравнительно недавно. Лишь в середине ХХ века В. Райх, У. Джеймс, А. Лоуэн и некоторые другие известные психотерапевты обнаружили, что психика человека проецируется на его физическое тело в виде конституционных особенностей, мышечных зажимов, контрактур. Верно также и обратное: воздействуя на тело определенным образом, можно изменить психологическое состояние человека. Проективная сетка, связывающая психику и тело, выглядит, согласно современным представлениям, следующим образом:

Горло и шея связаны с интеллектом, способностью формулировать свои мысли, правом иметь свои суждения, свои мнения, принимать самостоятельные решения. Зажимы в области горла зачастую связаны с тем, что человек "зажимает" желание высказать обиду или какую-либо другую переполняющую его эмоцию. Это может вызывать заболевания щитовидной железы. Зажимы в задней части шеи, шейный остеохондроз связаны с повышенным грузом ответственности, который "взвален" на человека, иногда желанием "спрятаться", втянуть голову в шею, стать незаметным.

Грудная клетка, область сердца связанны с чувственной сферой человека. Зажимы в этой области вызваны неумением выражать искренне и свободно такие чувства, как любовь, неприязнь, симпатии и т.д. Наиболее распространенным типом зажимов в этой зоне является неспособность человека дышать полной грудью, т.е. с равномерным расширением грудной клетки во все стороны и поднятием ключиц при ровном позвоночнике. Типичными болезнями, возникающими вследствие этих эмоциональных проблем, являются заболевания сердца, остеохондроз. Неспособность искренне радоваться всем жизненным проявлениям приводит к легочным заболеваниям, долго не высказываемые обиды - к астме.

Область живота связана с потребностью в доминировании, с властью, признанием, агрессией. Если соответствующие потребности фрустрированы, человек имеет слабый брюшной пресс, рыхлый живот, иногда заболевания брюшных органов. Напряжение поясничных мышц связано со страхом нападения.

Область таза связана с потребностью в сексе и удовольствиях. Люди с ригидным тазом, как правило, ограничивают себя в удовольствиях. С этой же проблемой связана и плохая растяжка ног. Характерными заболеваниями в подобном случае являются поясничный остеохондроз, заболевания мочевого пузыря, внутренних половых органов. Жадность, стремление сэкономить на себе приводит к запорам и геморрою.

Лицо, кроме волевого центра на лбу, содержит вторичные проекции всех проективных зон. Так, голова проецируется на лоб, горло - на нос, сердце - верхняя губа, живот - зубы, таз - нижняя губа, щеки - руки, локти - желваки. Ригидность соответствующих зон лица свидетельствует о наличии зажимов в соответствующей части тела и соответствующих психологических проблем. Легко заметить, что данная сетка соответствий сильно напоминает чакральную систему человека - базовую энергетическую модель, принятую в йоге, а зажимы, контрактуры и прочие аномалии являются физическими выражениями энергетических дефектов чакр. С этих позиций становится понятной главная задача физических упражнений йоги, в частности, асан, которая состоит в том, чтобы путем воздействия на физическое тело человека изменить его психологические состояния, восстановить энергетическую целостность, развить чакральную систему.

Психосоматическое воздействие асан строится на еще одном механизме - разрывании патогенных дуг. У большинства людей в течение жизни накапливаются неадаптативные двигательные стереотипы, например, сжав руку в кулак, Вы обнаружите, что напряглись мышцы челюсти. При выполнении асан (см. раздел "Психологическая работа в асанах") возникает возможность разорвать подобные стереотипы, что существенно увеличивает процент двигательной, а значит, и психологической свободы человека, а также позволяет сэкономить много энергии.

Рефлекторный механизм.

Существует ряд рефлекторных механизмов, обеспечивающих дополнительное влияние асан. Наиболее простым из этих механизмов является изменение локальной гемодинамики - компенсаторного усиления кровообращения после растяжения или сжатия. Более сложными являются кожно-висцеральные и моторно-висцеральные рефлексы, позволяющие напрямую влиять на функции различных органов. Их существование основано на том, что чувствительные нервы внутренних органов, участков кожи (зоны Захарьина-Геда) и мышц пересекаются на уровне сегментов спинного мозга, соответствующих чакрам. Как следствие, напряжение определённых мышц и стимуляция определённых участков кожи воздействуют на внутренние органы.

Стрессовый механизм.

Всякий, кто хоть раз сталкивался с асанами, отметил, что, несмотря на высказывание Патанджали, большая часть асан не является естественными, т.е. принимаемыми в обыденной жизни, положениями тела. По сути, асаны произвольно ставят тело человека в принципиально непривычное положение, вызывая микро-стресс. Подобный стресс оказывает позитивное влияние на организм, стимулируя лимбическую систему, если, конечно, микро-стресс не перерастет в макро- . Из этого механизма можно вывести некоторые практические правила:

Для того чтобы асана "работала", необходимо, чтобы она содержала "сверхусилие", т.е. не казалась организму обыденным положением тела. Сверхусилие может быть вызвано увеличением натяжения (не на грани боли, разумеется), чуть более длительным, чем рефлекторно хотелось бы телу, пребыванием в позе, произвольным изменением естественного ритма дыхания и т.д.
Организм быстро адаптируется к привычным стрессам, поэтому однотипные упражнения уменьшают свою эффективность. Комплексы надо обновлять и совершенствовать. Это касается как асан и пранаям, так и всех прочих техник, включая очистительные процедуры стрессового типа (голодания) и медитаций.

Слишком стрессовое выполнение упражнений оказывает эффект, противоположный желаемому. Макрострессы разрушают. Поэтому следует знать меру.

Гормональный механизм.

Некоторые асаны существенным образом изменяют интенсивность кровотока в районе тех или иных эндокринных желез. Например, матсиасана усиливает кровоток в области щитовидной железы, что стимулирует ее работу и посредством выделяемых ею гормонов воздействует на организм в целом.

Энергетический механизм.

Все перечисленные выше механизмы работают, разумеется, не только для йоговских асан. Однако, воздействие йогических упражнений не сводится, подобно обычной физкультуре, лишь к работе с физическим телом. Основным объектом воздействия асан является эфирное тело, витальная энергия человека. Многие современные школы оккультно-экстрасенсорной направленности говорят о работе с энергией и пытаются управлять энергией при помощи сознания посредством визуализации. У некоторых получается.... В большинстве же своем такие люди находятся во власти своих фантазий. Отличить "фантазийную" работу с эфирной энергией от реальной в действительности несложно. Эфирная энергия оказывает сильное воздействие на физическое тело, и любые ее перемещения вызывают выраженные соматические эффекты: изменение температуры в отдельных частях тела, появление внутренней вибрации (такое случается при "переборе" энергии в некоторую зону), исчезновение болей. Если перечисленных эффектов не наблюдается - нет и реальной работы с энергией.

2.12. Сначала появится пот, потом дрожь в теле и, наконец, дыхание станет устойчивым и неподвижным.
/Хатха-йога прадипика/

Нет, работать с энергией посредством воли возможно. Но это уровень, достичь которого удается не сразу. Однако существует принципиально иной, традиционно используемый в йоге способ овладения энергией, основанный на взаимосвязи эфирного и физического тел. Правильно сформированная поза вызывает некоторые перемещения энергии в эфирике.

Существует несколько принципов, описывающих взаимосвязь физического и эфирного тела.

Энергия двигается из сжатых областей тела в растянутые и из расслабленных - в напряженные.
Энергия двигается по каналам. Каналом является растянутая на поверхности тела линия. У здорового человека естественными каналами являются так называемые мышечно-сухожильные меридианы , однако при наличии энергетических блоков энергия может огибать их и другими путями.
Канал является открытым, только если открыты все его части, т.е. если он равномерно растянут по всей длине. Закрытость канала хотя бы в одной точке закрывает его полностью, подобно тому, как вода не течет по шлангу, на который наступили в одном-единственном месте.

Движение энергии по каналу обязательно сопровождается физиологическими эффектами по всей протяженности канала. Чаще всего это ощущение перемещения тепла или даже жара . При наличии загрязненностей канала могут возникнуть эффекты, подобные "покалыванию", такому, как ощущается при восстановлении затекшего органа. Когда блок "пробивается", покалывание сменяется ощущением жара. При наиболее сильной блокировке канала могут возникнуть судороги в соответствующем месте.
Исходя из сказанного, можно сформулировать энергетические механизмы влияния асан:

Открытие и "прочистка" каналов. Заблокированность каналов связана чаще всего с некоторым количеством "замороженной" эфирной энергии на пути следования канала. Подобные куски энергии связаны, в свою очередь, с блокированными эмоциями, т.е. астральными энергиями, вокруг которых и кристаллизуется эфирная энергия, составляющая блок. На физическом уровне такие блоки проявляются в виде хронических мышечных напряжений, зажимов и контрактур. Соответственно, работать с такими блоками можно, начиная как с астрального тела (посредством катарсического отреагирования заблокированных эмоций), так и через эфирное и физическое тела, т.е. посредством асан. Разумеется, наиболее эффективным является совмещение методов, о чем более подробно можно прочитать в моей статье "Психологическая работа в асанах".

Перераспределение энергии в эфирике из участков тела, где ее в избытке, в зоны, где наблюдается ее недостаток. В частности, "залатывание" дырок в эфирике, стимуляция угнетенных и седатирование возбужденных чакр.

"Проработка", т.е. энергетизация проблемных зон. Недостаточная энергетичность какой либо зоны может быть обусловлена конституционным типом или сформированной в процессе воспитания выстройкой и выражается в явной слабости соответствующей части тела. Например, утонченной шеей, "буратинообразных" рук и ног и т.д. В более мягком варианте недостаточная энергетизация может проявиться в том, что определенная часть тела (чаще периферическая) имеет тенденцию постоянно мерзнуть. Выполняя асаны, можно энергетизировать подобные зоны.

Общее усиление циркуляции энергии. В большинстве эзотерических традиций считается, что личная сила и энергетичность человека зависит не только от количества энергии в его тонких телах, но и от интенсивности ее циркуляции внутри тела. Мастера ци-гун считают, что у нормального человека толщина энергетического канала чуть больше нити, тогда как у специалиста по ци-гуну она может сравниться с толщиной пальца. Изменяется также скорость движения энергии по каналам. Это легко подтвердить следующим наблюдением. При правильном занятии йогой для достижения физиологических эффектов от выполнения асаны занимающемуся требуется все меньше времени пребывания в ней. Так, если ощущение движения жара по позвоночнику в голову в бхуджангасане достигается начинающими спустя полторы минуты после выхода из асаны, то уже через год занятий для этого надо 10-15 секунд.

Типы асан.

В зависимости от механизма воздействия асаны делятся на 6 типов:

растягивающие;
скручивающие;
силовые;
перевернутые;
сдавливающие;
равновесные.

Растягивающие асаны оказывают воздействие на меридианы, расположенные на передней и задней поверхности туловища. К передненатянутым относятся, например: бхуджангасана, уштрасана, чакрасана.

К задненатянутым относятся: йога мудра, пашимотанасана, падахастасана.

Скручивающие асаны воздействуют на диагональные меридианы. Скручивающими являются:
артхаматсиендрасана, триконасана, паривритта триконасана, паривритта парсваконасана.

Силовые асаны не растягивают никаких каналов, а вызывают уплотнение эфирика за счет естественного движения энергии к напряженной зоне. К силовым относятся, например:
пурвотанасана, салабх- и артхасалабасана, фирабхадрасана, уткатасана, випарита-карани, кукутасана, артха- и парипура навасана.

Перевернутые асаны вызывают изменение циркуляции энергии и жидкостей в организме под действием силы тяжести. К таким асанам относятся: сиршасана, сарпасана, халасана, карнапидасана.

Сдавливающие или выдавливающие асаны выдавливают энергию из некоторой зоны за счет физического давления на нее. Это гомукхасана и маюрасана.

Равновесные асаны воздействуют на организм, задействуя для поддержания равновесия те или иные группы мышц, связанные с ними гравитационные и барорецепторы, а также активизируя мозжечок и лимбическую систему. Интересно отметить, что среди описанных в Хатха-йога прадипике классических асан присутствует по одной-две из каждого типа.

В действительности приведенные здесь перечни асан далеко не исчерпывающие. Более того, каждая из упомянутых асан имеет бесчисленное количество модификаций. Возможно также построение комбинированных асан, включающих признаки каждого из типов. Однако каноническое перечисление всех асан не является целью данной статьи. Догматика смертельна для духовного учения. Мы попытаемся обратиться к истокам и понять принципы, лежащие в основе хатха-йоги, опираясь на которые, занимающийся сможет самостоятельно конструировать асаны и другие упражнения в соответствии с поставленной перед собой задачей и своими психофизиологическими и энергетическими особенностями.

II. Пранаямы.

Дыхание человека - единственный процесс, который управляем и мозгом человека, и его сознанием. Дыхание - мостик между биологической и духовной природой человека. Тип дыхания, особенности, глубина, задействованные в нем мышцы напрямую связаны с состоянием сознания человека. Не случайно в обиходе употребляются такие метафоры, как "сперло дыхание", "затаив дыхание", "комок в груди" и т.д. Если состояние сознания (точнее, всей психики, поскольку подсознание влияет на дыхание ничуть не слабее сознания) человека спокойное - его дыхание глубокое, устойчивое, с равномерным ритмом.

Напротив, при изменении физического состояния или направления потока сознания ритм или тип дыхания меняется. В пределе происходит "срыв" дыхания, временная, неконтролируемая сознанием задержка дыхания. Например, при попытке человека поднять что-то слишком тяжелое наступает "срыв", выражающийся в напряжении и кряхтении. Но ведь иногда точно такой срыв происходит и тогда, когда предмет, который собирается поднять человек, и не является в действительности слишком тяжелым. Срабатывает установка - предмет слишком тяжел в сознании человека. На этом примере мы наблюдаем "срыв" сознания. Такой же срыв, который приведет к аналогичному "срыву" дыхания, может произойти при вспоминании человека о некоторой психологически тяжелой для него ситуации.

Человек может полагать, что его состояние совершенно спокойно. Но любой сторонний наблюдатель, посмотрев на особенности дыхания, легко определит, так ли это. Дыхание выражает истинное эмоциональное состояние. И, наоборот, контролируя дыхание, можно научиться контролировать эмоциональное состояние. Опираясь на более детальное знание чакральной системы и других принципов психосоматических взаимодействий, можно подробно анализировать текущее состояние психики человека, только наблюдая или слушая его дыхание.

Однако для целей йоги важно, что работает и обратный принцип: сознательно формируя и удерживая некоторый тип дыхания, мы формируем определенное, заранее выбранное состояние сознания. Именно на этом принципе и базируется следующий тип упражнений йоги - ПРАНАЯМЫ. Пранаяма - это контроль дыхания. Йогакундалья-упанишада утверждает: "Есть две причины, принуждающие разум блуждать - васаны (желания, вызванные скрытыми впечатлениями чувств) и дыхание. Если одно покоряется, то и другое само по себе поддается управлению. Из этой пары прежде следует овладевать дыханием".

Итак, пранаямы - это дыхательные упражнения. В "Хатха-йога прадипике" описано 8 пранаям: Сурья Бхеда, Уджайи, Ситкари, Ситали, Бхастрика, Бхрамари, Мурчха, Плавини. Иногда в древней йоге пранаямой называли практику задержек дыхания. В современной йоге насчитывается несколько десятков пранаям и их разновидностей, например: полное дыхание, быстрые пранаямы, медленные, динамические пранаямы. Пранаяма оказывает незначительное, по сравнению с асанами, воздействие на физическое тело. Ее основными целями являются эфирное и астральное тела, т.е. жизненность и эмоциональная сфера. Механизм действия дыхательных упражнений, в частности, пранаям, основан на следующих принципах воздействия.

Изменение соотношений концентрации кислорода и углекислого газа в организме. Увеличение концентрации кислорода способствует процессам торможения и достигается за счет интенсивного дыхания, гипервентиляции легких. Увеличение концентрации углекислого газа достигается за счет задержек дыхания на различных фазах и приводит к возбуждению некоторых зон мозга.

Так, например, при повышении в процессе дыхательной гимнастики концентрации СО2 возбуждаются все гиперкапнические хеморецепторы и дыхательный центр, возникает ответное усиление вентиляции, поэтому успешность тренировки дыхания определяется именно постепенным, медленным повышением гиперкапнии. Только в этом случае удается добиться повышения устойчивости хеморецепторов и нейронов дыхательного центра к гиперкапническому стимулу, что повышает устойчивость дыхательной системы при физических нагрузках, в условиях замкнутых пространств (транспорт и т.п.) Долговременная адаптация к гиперкапнии также повышает компенсаторные возможности буферных систем, способствует устранению гипервентиляционных нарушений, гипокапнии, нормализации углекислоты в тканях и оптимизации обменных процессов в клетках через цикл трикарбоновых кислот, реакции карбоксилирования и пр.

Данные эффекты исследовались современными медиками, которые сделали выводы, аналогичные сделанным в древности в йоге. Так, уже упомянутый Л.Х. Гаркави и соавторы показали, что гиперкапнию можно успешно использовать как фактор повышения неспецифической резистентности организма. Другой исследователь, С.П. Павленко, писал, ""гиперкапния" - обычно эффект патогенетический, но, возбуждая до определенного момента дыхательный центр, она играет и саногенетическую роль".

Аналогичные исследования проводились и в "противоположной" области - при избытке кислорода. Так, исследования активности мозга в состоянии холотропного дыхания, проведенное в Институте высшей нервной деятельности РАН, показали, что при выполнении такого дыхания у человека активными становятся задняя левая и передняя правая зоны мозга, так называемая "ось сверхсознания". Они же активизированы в состоянии творчества. В обычном же состоянии активизированы передние (лобные) доли левого полушария и задние - правового ("когнитивная ось").

Комбинируя соотношение длительностей вдох-задержка-выдох-задержка, можно добиваться строго определенного соотношения концентраций кислорода и углекислого газа в крови, тем самым достичь различных "калиброванных" состояний. Эффективность подобного метода увеличивается также за счет непосредственного ритмического воздействия на мозг через нервные окончания, расположенные в носоглотке. Методы ритмического дыхания использовались не только в йоге, но и в магической практике, ци-гуне, боевых искусствах, шаманских психопрактиках.

Задействование в процессе дыхания различных групп мышц. Взаимосвязь между различными мышцами человека, в частности, дыхательными, была отмечена и введена в современную теорию психосоматики А. Лоуэном, хотя она с очевидностью следует из структуры чакральной системы. Суть такой взаимосвязи состоит в том, что человек не использует в дыхании мышцы, расположенные на уровне пробитой или ослабленной чакры. Верно и обратное: задействование в дыхании группы мышц, соответствующей некоторой чакре, активизирует эту чакру. Дополнительным воздействием является укрепление (тренировка) различных групп дыхательных мышц.

Рефлекторное воздействие на мозг посредством воздействия на обонятельные и другие рецепторы, находящиеся в дыхательных путях. Некоторые исследователи считают, что лимбическая система, связанная, с одной стороны, с эмоциональной сферой человека, а другой - с управлением работой внутренних органов , имеет в своей эволюционной основе обонятельный мозг. Поэтому ритмическое прохождение воздуха через нос формирует специфическое состояние лимбической системы, что в свою очередь сказывается на всем состоянии организма как физиологическом, так и эмоциональном. Более глубокие нейрофизиологические исследования автору неизвестны, поэтому при подборе циклов приходится, как и древним йогам, опираться на эмпирические наблюдения и рефлексию.

Гидравлический массаж мозга и внутренних органов. Пранаямы, в особенности выполняемые в быстром ритме (например, капалабхати и бхастрика), создают некоторые колебания давления как в теле, так и в голове, что приводит в эффекту их внутреннего гидравлического массажа. Из этого принципа следует, что существует минимальная скорость выполнения таких пранаям, при которой они еще оказывают воздействие.

Рефлекторное воздействие на симпатическую и парасимпатическую нервную систему. В классической йоге считается, что дыхание правой ноздрей носит стимулирующий характер и способствует процессам диссоциации в организме (солнечное дыхание). Дыхание левой ноздрей, напротив, успокаивает организм и способствует процессам ассимиляции (лунное дыхание). Поэтому преднамеренное задействование той или иной ноздри или их специфическое чередование важный элемент йоги, практически ее "визитная карточка".

2.7. Сидя в Падмасане, пусть йогин делает вдох через левую ноздрю,задерживает воздух, сколько сможет, и делает выдох через правую ноздрю.

2.8. Затем он должен вдохнуть через правую ноздрю, задержать дыхание и выдохнуть через левую ноздрю.

/Хатха-йога прадипика/

Воздействие через внутридыхательную систему психосоматических соответствий. Базовая система психосоматических соответствий, описанная выше, не является единственной. Можно выделить и другие локальные, связанные с отдельными органами, системы. Например, 7 шейных позвонков проективно связаны с 7 чакрами. Существует подобная взаимосвязь и в дыхательной системе: более периферийные отелы носоглотки связаны с нижними чакрами, а более глубокие - с верхними. Верхние отделы связаны с мозгом, нижние - с телом. Комбинируя аэродинамические типы дыхания (например, за счет положения головы или напряжений носа), можно добиваться воздействий на заранее выбранные зоны. Другим вариантом использования этого механизма является концентрация на разных типах ощущений в носу, т.е. задействование разных рецепторов, а следовательно, и отделов мозга.

Дыхание может быть успешно скомбинировано с медитативными техниками. Существуют целые группы дыхательных медитаций, основанных на структурировании сознания (не обязательно успокоении) через дыхание. Самая простая из них: практикующий садится, и начинает слушать свое дыхание. В одной из шастр эта техника сформулирована таким образом: "Слушая свое дыхание, ты слушаешь дыхание Вселенной". Следует сидеть и дышать, просто дышать и ничего не делать. Нужно дышать и слушать дыхание. С помощью этой медитации можно очень быстро впасть в трансовое состояние.

III. Бандхи.


Бандха в переводе с санскрита означает "замок", что и характеризует сущность их механизма влияния. Бандхи перекрывают определенные токи энергии и связанные с ними перемещения жидкостей внутри организма, поэтому чаще всего бандхи делаются при выполнении упражнений, изменяющих корпоральное давление. В классической йоге выделяют три основные бандхи: джаланадхара-бандха, уддияна-бандха и муладхара-бандха.

Джаланадхара-бандха перекрывает движение энергии в голову и препятствует повышению внутричерепного давления в упражнениях, связанных с повышением корпорального, например, в кумбхаке. Действительно, "снимите" джаланадхара-бандху при выполнении кумбхаки и Вы почувствуете гидравлический удар в голову, т.е. резкое повышение внутричерепного давления, которое выразится в виде "зябликов" перед глазами или шума в голове.

Уддияна-бандха уплотняет энергию в манипуре и перекачивает ее оттуда в анахату. Именно поэтому после бхастрик делается кумбхака и уддияна-бандха. Избыток энергии, накачанной посредством бхастрики в манипуру, перемещается в анахату. Помимо описанного, уддияна-бандха оказывает позитивное влияние на органы брюшной полости за счет их механического массажа.

Муладхара-бандха уплотняет энергию в нижних чакрах. Она также делается во всех случаях, когда существует избыточное давление или избыточная концентрация энергии для того, чтобы препятствовать уходу энергии в землю. Кроме того, муладхара-бандха препятствует оттоку энергии муладхары, связанной с жизненной силой, на других людей. Если при общении с некоторым человеком Вы начинаете чувствовать резкое похолодение конечностей, озноб или ухудшение физического (не эмоционального!) самочувствия, вероятно, имеет место именно такой отток и мулабандха поможет устранить соответствующие симптомы. На механическом уровне муладхара-бандха стимулирует внутренние половые органы, способствует развитию интимных мышц, нужных мужчине для контроля семяизвержения, а женщине - для усиления оргаистических ощущений и внутреннего массажа мужского полового органа при сексе.

IV. Крийи.

Слово крийя переводится с санскрита как "движение", поэтому в последнее время этим термином стали называть многие динамические практики йоги. Однако, в действительности крийи - это упражнения, оказывающие динамические воздействия, по сути, массаж, внутренних органов. Крийи - одно из "ноу-хау", поскольку они не имеют аналогов в других системах физической культуры. К крийям относятся, в частности: уддияна-бандха крийя, наули крийя. Также крийями или шаткармами называются процедуры физического очищения, связаные с ниямой. Они предназначены для выведения шлаков из организма. Отдельное внимание уделяется очищению пищеварительного тракта, кровеносной системы и других систем. Существует шесть видов очистительных процедур: Дхаути, Басти, Нети, Тратак, Наули, Капалабхати. К каждому виду относятся различные процедуры и техники очищения. Принципы воздействия этих упражнений в большинстве случаев очевидны.

V. Мудры.

Обычно, в обывательском восприятии, под мудрами понимают специфические положения рук. Такой взгляд порожден в значительной мере буддийской традицией, активно использовавшей именно этот тип мудр. Однако, строго говоря, в классической йоге категория "мудра" намного шире: существуют положения тела, которые также относятся к мудрам, например, уже упомянутая йога-мудра, шактичелани-мудра и другие, хотя таких меньшинство. К мудрам относят также специальные положения глаз (например, самбхави-мудра, вайшнави-мудра), языка (набхо-мудра, кхечари-мудра) и даже ануса (ашвини-мудра).

В большинстве случаев мудры применяют в медитативной практике и редко связывают с физическими упражнениями. Это и понятно, поскольку мудры оказывают очень тонкое влияние на организм человека, причем исключительно на его эмоциональную сферу (астральное тело). Механизм воздействия мудр также связан с психосоматическими соответствиями. Для того, чтобы понять этот механизм, обратим внимание на ближайших родственников мудр - жесты. Самые обычные жесты, которые составляют значительную часть динамики общения.

Жесты напрямую связаны с текущим эмоциональным состоянием человека и воспроизводят движения энергии в ауре. Мудры используют обратный принцип, "раскручивая" нужные движения энергии и тем самым формируя требуемое состояние. Обратите внимание на положение рук людей, сидящих в общественном транспорте. Иногда руки сплетены в сложные и экзотические мудры, но это не следствие повального увлечения эзотеризмом, а одна из естественных форм саморегуляции организма, замеченная и поставленная на службу древними практиками. Способность мудр активизировать эмоции использовалась в классическом индийском театре и танцевальном искусстве, где мудры имели название "хасты".

В некоторых "популярных" источниках по йоге можно встретить утверждение, что мудры воздействуют на организм, потому что "замыкают каналы". Причем под каналами понимают меридианы, используемые в китайской медицине (чжень-цзю терапии). Действительно, шесть из этих каналов заканчиваются на руках, однако какую пользу можно извлечь из замыкания канала легких и тонкого кишечника, как это "происходит" в классической джнана мудре? Мне не известны случаи радикального влияния мудр на физическое состояние организма, вегетативные реакции, т.е. эфирное тело, поэтому такое объяснение считаю надуманным. Мудры воздействуют на организм очень тонко. Если сравнить работу со своим организмом с ремонтом, то мудры - мелкая шкурка, которой Вы пользуетесь после того, как проработали свой организм рубанком, потом прошлись тонкой шкуркой, потом полакировали и теперь полируете. А если вы взяли мелкую шкурку, а у вас ещё занозы торчат, то эффект такого воздействия минимальный. Мудры - упражнения, относящиеся к очень продвинутому уровню.

По типам мудры разделяются на замыкающие, блокирующие отток энергии из какой либо чакры:
дхъяна-мудры, способствующие удержанию состояний в различных формах медитации,
и выводящие, которые направляют астральную энергию вовне.

VI. Вибрационные техники (мантры).

Одной из древнейших в истории человечества практикой является повторение мантр определенных наборов звуков, резонансно воздействующих на отдельные участки головного мозга или тела. Согласно исследованиям современных нейропсихологов, практика произнесения мантр действительно изменяет относительные амплитуды ритмов мозга, что способствует достижению измененных состояний сознания. Мантры не следует путать с молитвами и формами, предназначенными для словесного самовнушения, поскольку они могут не иметь смысловой нагрузки (хотя могут и иметь).

Не является принципиально значимым и символический аспект мантр. Правда, некоторые мантры имели символический смысл, например, шесть слогов основной мантры тибетского буддизма Ом мани падме хум соотносились с шестью мирами буддийской космогонии, но это скорее исключение. К сожалению, механизмы психологического воздействия мантр изучены слабо. Возможно, ключом к пониманию такого воздействия являются исследования фоносемантики относительно первичных значений звуков, а также схемы соответствий различных зон человеческого тела звукам различным звукам.

Можно выделить еще один механизм влияния мантр резонансное воздействие на эндокринную и вегетативную нервную системы. Действительно, при пении определенных звуков можно сформировать выстройку таким образом, что максимальная амплитуда вибрации придется на соответствующие зоны. Таким образом, мантры могут обеспечить внутренний массаж эндокринных желез (см. "Уджайя").

Следует отметить, что в истории человечества существовали механические аналоги произнесения мантр. Так, известный музыкальный инструмент северных народов, варган, использует в качестве резонатора череп играющего, что позволяет локализовать акустические вибрации максимальной амплитуды в определенных зонах мозга, стимулируя, таким образом, их деятельность.

В индийской традиции существовало четыре способа (точнее восходящих ступени) произнесения мантр.

1-я ступень мантра произносится вслух громко и отчетливо;
2-я ступень мантра произносится шепотом, но с четкой артикуляцией;
3-я ступень мантра произносится мысленно;
4-я ступень - высшая слова мантры не произносятся, но человек вызывает соответствующее мантре состояние.

Существует менее известные варианты использования мантр. Один из них - прислушивание к звукам, издаваемым вдыхаемым и выдыхаемым воздухом. В индийской традиции считается, что вдыхаемый воздух производит звук "Со" или "Сах", а выдыхаемый "Хам".

Другая техника, которую можно отнести к мантрам, состоит в резком выкрикивании определенных звуков. Так, например, в Тибетской йоге для снятия депрессии резко выкрикивалась мантра "Пхат". В Японии использовались мантры "Ос" и "Киай". При использовании такого типа мантр также важны техники произнесения и согласования с дыханием.

VII. Медитативные практики в йоге.

Психологический аспект.

Медитативные методы основаны на управлении функциями психики с помощью концентрации внимания (пассивная медитация) или воли (активная медитация). Поскольку не только методы, но и способы медитирования различны, и более того, под понятием "медитация" понимают зачастую совершенно разнородные процессы, попытаемся сформулировать типологию медитаций по способу их выполнения.

В медитациях первого типа внимание концентрируется на сигналах, исходящих от объекта. Непроизвольно этот тип медитации делается, когда мы пристально всматривается, прислушивается или принюхивается, а также "вчувствываемся" в болевые симптомы или другие ощущения организма. Простейшими из наиболее известных медитаций данного типа являются тратака - концентрация взгляда на блестящем предмете, созерцание деревянного шарика, практикуемое в Китае и др. Эти медитации обладают двояким эффектом. С одной стороны, сосредоточение на каком-либо внутреннем объекте приводит к его актуализации, т.е. сознательному его восприятию, что способствует расширению сознания. С другой стороны, длительное сосредоточение может привести к отключению внимания вследствие усталости и аутогипнозу.

Объектом созерцательной медитации могут являться не только внутренние сигналы, но и стереотипы поведения человека. Приведем пример соответствующей практики из буддийской традиции:

Вдыхая, он знает, что вдыхает и, выдыхая, он знает, что выдыхает.
Вдыхая длинным вдохом, он знает: "Я вдыхаю длинным вдохом".
Выдыхая длинным выдохом, он знает: "Я выдыхаю длинным выдохом".
Так он практикует.
Вдыхая коротким вдохом, он знает: "Я вдыхаю коротким вдохом".
Выдыхая коротким выдохом, он знает: "Я выдыхаю коротким выдохом".
Так он практикует.
"Я вдыхаю и осознаю все мое тело.
Я выдыхаю и осознаю все мое тело".
Так он практикует.
"Я вдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным.
Я выдыхаю, и все мое тело становится тихим и мирным". Так он практикует.
"Я вдыхаю и чувствую радость. Я выдыхаю и чувствую радость".
Так он практикует.
"Я вдыхаю и чувствую счастье.
Я выдыхаю и чувствую счастье".
Так он практикует.
"Я вдыхаю и осознаю активность ума во мне. Я выдыхаю и осознаю активность ума во мне". Так он практикует.
"Я вдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру. Я выдыхаю и привожу активность ума во мне к покою и миру". Так он практикует.
"Я вдыхаю и осознаю мой ум. Я выдыхаю и осознаю мой ум". Так он практикует.
"Я вдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным. Я выдыхаю и делаю мой ум счастливым и мирным". Так он практикует.
"Я вдыхаю и концентрирую мой ум. Я выдыхаю и концентрирую мой ум". Так он практикует.
"Я вдыхаю и освобождаю мой ум. Я выдыхаю и освобождаю мой ум". Так он практикует.
"Я вдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю преходящую природу всех дхарм". Так он практикует.
"Я вдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм. Я выдыхаю и наблюдаю исчезновение всех дхарм". Так он практикует.
"Я вдыхаю и созерцаю освобождение. Я выдыхаю и созерцаю освобождение". Так он практикует.
"Я вдыхаю и созерцаю оставление всего. Я выдыхаю и созерцаю оставление всего". Так он практикует.
/Сутра полного осознавания дыхания/


Медитации второго типа - различные формы внушения, т.е. активное управление функциями организма с помощью воли. В зависимости от способа подачи волевой команды, эти медитации можно разделить на визуализации, словесные и кинестетические внушения. Наиболее часто практикуются первые две.

При визуализации волевая команда передается подсознанию в виде некоторых понятных ему визуальных образов, картин, форм. Наиболее известными медитациями этого типа являются визуализация движения энергии в виде сияния определенного цвета, медитация на рисунках чакр, органах, мандалах и т.д. К словесным внушениям относятся медитации, при которых волевая команда подается в словесной форме, как, например, в системе аутогенной тренировки Шульца ("Моя правая рука тяжелеет") и самовнушении Э. Куэ ("Мне с каждым днем становится все лучше и лучше во всех отношениях"). Практикующие кинестетическое внушение волевым усилием пытаются вызвать в теле различные ощущения - тяжести, легкости, тепла или холода и т.д. Объектом активного воздействия при медитациях второго типа могут быть не только физиологические ощущения, но и мысли:

"Все мысли по мере их появления должны пресекаться. Даже мысль о пресечении мыслей должна быть отброшена прочь". /Махаяна шраддхотпада шастра/

Также объектами медитации могут стать элементы мировоззрения человека, его жизненной позиции, самоощущения и самопозиционирования в мире.

"Тот, кто практикует аналитическое созерцание, должен наблюдать, что все обусловленные явления в мире являются непостоянными и находятся в процессе постоянного изменения и разрушения Ему следует созерцать, что все мыслимое как прошлое, есть лишь иллюзия, подобная сновидению, что все, что может мыслиться как настоящее, есть лишь подобное вспышке молнии, и что все, что может мыслиться как будущее, есть лишь подобное облакам, внезапно разгоняемым ветром". /Махаяна шраддхотпада шастра/

Считается, что в западной психологии предпочтение отдается использованию активных техник; в восточных же традициях, наоборот, преобладают техники концентрации, спокойствия, созерцательного подхода, с помощью которых можно с успехом вызывать состояния восторга, молчания ума и транса. В действительности такой взгляд является поверхностным. Каждая из традиций располагала достаточно широким набором медитаций.

Учитывая все сказанное выше, следует отметить, что только медитация третьего типа, собственно говоря, и является медитацией в полном смысле этого слова и представляют собой синтез обоих описанных выше типов упражнений. Практикующий одновременно дает волевые команды, направленные на изменение состояния, и созерцает свое состояние, что позволяет контролировать результативность команд и корректировать их, а, следовательно, повышает шансы достигнуть желаемого состояния.

Энергетический аспект медитаций.

Мы поговорили о медитациях с позиции психологии. Что же представляют собой медитации с позиции эзотерики? Медитации - это упражнения для астрального тела. Астральное тело, как и физическое, поддается тренировке при помощи определенных упражнений, причем смысл этой тренировки, как и для физического, так и для эфирного тел, состоит в том, чтобы сделать соответствующее тело более гибким, т.е. способным достигать более широкого диапазона состояний, более сильным, т.е. более устойчивым к внешним эмоциональным воздействиям, и более энергетичным, т.е. ярким в своих эмоциональных проявлениях. Из этого следует, что медитации, как и асаны, надо делать комплексно, четко осознавая задачу и план тренировки, компенсируя одни измененные состояния психики другими, противоположными им с тем, чтобы расширить диапазон допустимых состояний в реальной жизни и тем самым увеличить число внутренних степеней свободы.

Иногда понятие медитации существенно заужают, относя к медитативным состояниям только некоторые "успокоенные", пассивные состояния психики. Например, известный немецкий исследователь йоги Дитрих Эбберт дает следующее определение: "Медитация есть не что иное, как трофотропное состояние с преобладанием активности парасимпатической части вегетативной нервной системы". Однако можно привести десятки, если не сотни примеров медитативных техник, явно активизирующих человека, т.е. делающих активной именно симпатическую часть ВНС. Поэтому нам представляется, что такой взгляд является отражением господствующего на западе неправильного понимания йоги, порожденного "орелигиозниванием" многих школ индийской йоги. Более подробно с проблемой психопрактик в различных традициях можно ознакомиться в моей монографии "Религиозные психопрактики в истории культуры".

http://www.all-yoga.ru/
Рубрики:  Йога/медитации
Йога/хатха-йога
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку