-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Yulia_-_Yovenko

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2012
Записей: 69
Комментариев: 93
Написано: 208


Греческий храм и Акрополь

Среда, 02 Января 2013 г. 16:19 + в цитатник

Первоочередной задачей греческого строительного искусства было возведение храмов. В основе планировочной структуры храмов лежал жилой дом типа мегарон. Это были простые здания, имевшие продольный прямоугольный план, с внутренним пространством - святилищем (наос) и передней частью (пронаос), ограниченным стенами и колоннами, расположенными или перед одним из фасадов (храм в антах, простиль), или на двух противоположных фасадах (амфипростиль), или окружавшими здание со всех сторон (периптер). Последний тип был наиболее популярен в зрелой архитектуре храмов.

Храм всегда ставился на мощное ступенчатое основание и сверху перекрывался пологой двускатной кровлей. Внутренние помещения храма, которые считались местом пребывания бога, не использовались для собрания верующих, последние собирались только перед храмом. Внутреннее пространство больших храмов было трехнефным, в среднем из них помещалась большая статуя божества.

Масштаб интерьера был более мелким, чем масштаб фасада, что подчеркивало величину статуи. В глубине больших храмов располагались меньший зал, сокровищница. Кроме большого числа прямоугольных иногда строились круглые храмы, например круглые периптеры.

Храмы обычно были сгруппированы на огороженной территории, куда вели монументальные входные ворота. Комплекс этих зданий постепенно дополнялся все большим количеством скульптур и жертвенных алтарей. Свои храмовые комплексы имели Афины, Олимпия, Дельфы, Приена и все другие города.

К наиболее значительным архитектурным комплексам относится афинский Акрополь, представляющий собой мастерское произведение строительного искусства, которое во время Перикла возводили виднейшие мастера. Акрополь стал композиционным центром города.

Его характерная черта - свободное размещение отдельных сооружений. Посетитель подходил к ним не по центральной оси, а сбоку, и они постепенно разворачивались перед его глазами. Доминантой всего комплекса был дорический Парфенон, размещенный за входными мраморными пропилеями и маленьким храмом богини Ники-Аптерос.
Этрусское строительное искусство

Расенов, обитателей холмистой Этрурии, греки называли тирренами. а римляне-этрусками. Они-то и стали первыми учителями римлян. Цивилизация этрусков до сих пор остается для историков загадкой. Эти наставники римлян, смешавшись с италийскими племенами, исчезли как нация задолго до нашей эры. С тех пор улыбающиеся статуи и расписные гробницы расенов хранят молчание, подобно руинам Крита; из девяти тысяч сохранившихся этрусских надписей большая часть не расшифрована. Не удалось даже точно определить, к какой группе принадлежит их язык, потеряны следы их первоначальной родины.

Расены заявили о себе в Италии лет за сто до основания Рима, но происхождение этого народа до сих пор остается неясным, согласно одной теории пришли в Этрурию (современная Тоскана) из Малой Азии, видимо, после Троянской войны. В соответствии с более поздней точкой зрения этруски представляли собой древнейшее население Италии. В пользу обеих теорий имеются доказательства в сохранившихся памятниках как искусства, так и архитектуры. В своих истоках этрусское искусство имело немало общего с древневосточным и древнегреческим искусством.

В VIII в. до н. э. в Этрурии возникает культура, отличная от остальных культур, существовавших на территории Италии того времени. Начиная с VII в. до н. э. наблюдается бурное развитие цивилизации: возникают этрусские города Вейи, Тарквинии, Вульчи и ряд других. VI в. до н. э. был вершиной этрусского могущества, когда этруски расширили свою территорию и вели интенсивную торговлю со всеми областями, примыкающими к Средиземному морю. В III в. Этрурия попадает в подчинение Рима.

Этрусская архитектура хотя и не достигла такой изысканности форм, как греческая, однако оказала значительное влияние на последующую римскую архитектуру. Остатки построек этрусков сохранились в незначительном количестве.

В VI в. до н. э. этруски возводят ряд значительных инженерных сооружений, например канализацию в Риме, укрепления вокруг Капитолия, и закладывают римские оборонные стены. Этруски были мастерами строительства сводов. Кроме дерева и обожженного кирпича они использовали камень - или необработанный, прежде всего для "циклопической" кладки, или тщательно отесанный для сводов. Камни, составляющие свод, были отесаны так, что швы между ними направлялись точно в центр образования его кривизны.
Города и архитектура гробниц

Кроме инженерных сооружений, строятся города с мощными каменными стенами, широкими замощенными улицами, канализационной сетью и домами, имевшими сложную планировку, которая позже становится типичной для римлян. Помещения дома окружают центральный дворик, атриум, в центре которого находится небольшой водоем для сбора воды, стекающей с крыши.

Представление об этрусском доме мы получаем из археологических раскопок, на основе сохранившихся урн и надгробных сооружений, которые как место загробной жизни повторяли формы дома. Этрусские города имели прямоугольную планировочную структуру с двумя главными пересекающимися коммуникационными осями. Эта система была использована позднее при основании римских городов.

В храмах, гробницах, крепостных сооружениях чувства, мысли и вкусы зодчих находили отражение в характере пропорций, ритмов, числовых соотношений.

В целом об этрусских городах мы знаем не очень много, так как ни один из них не был достаточно тщательно изучен. Для строительства городов выбирались места, удобные для обороны от неприятеля. Дополнительно они обносились стенами. Наибольшее число сохранившихся этрусских построек представляют собой гробницы самых разнообразных форм. Некоторые имеют конусообразную форму.

Монументальная архитектура гробниц, которая появляется в VII в. до н. э., носит черты внешних влияний и прежде всего Востока. Ранние надгробия часто перекрывались сводами, конструкция которых известна из микенских купольных гробниц. Большой интерес представляет гробница в виде круглого каменного цоколя, в котором имеются входы в отдельные погребальные помещения.

На цоколе насыпан земляной холм конусообразной формы - тумулус. Гробницы средней Италии подобны гробницам на "тумулусовых полях" в Анатолии (Малая Азия), у городов Гордион и Сарды - древних столиц Фригии и Лидии. Хотя сотни этих надгробных сооружений в Италии были уничтожены и разобраны, но и сейчас встречается много тумулусов у Кортоны вблизи Тарквиний, недалеко у Кастелина в Чианти, рядом с Вульчи и у Вей.

Своей вершины культура этрусков достигает в VI в. до н. э., когда в Риме временно правила династия этрусских царей, а затем сливается с римской. Римляне в своем строительстве активно используют достижения и этрусков, и греков.
Архитектура этрусских храмов

Господствующее положение в городах занимали храмы. Архитектура этрусских храмов формировалась под греческим влиянием: храм размещался на подиуме, т. е. на пьедестале, передняя часть которого решалась в виде лестницы. За входным портиком располагалось основное помещение, обычно разделенное на три продольные части - святилища трех богов.

В архитектуре этрусских храмов использовался специфический ордер, который в период ренессанса был переработан в так называемый тосканский ордер. Колонны своей формой исходят из дорического ордера, однако имеют базу, гладкий ствол с энтазисом и капитель, состоящую из шейки, эхина и абаки. Антаблемент простой, без ритмических членений. Этот тип храмов с трехчастным внутренним пространством и открытым входным портиком стал основой для позднейших римских храмов.

Об этрусских храмовых постройках можно составить представление по высказываниям древних авторов (Витрувий), некоторым терракотовым погребальным урнам, воспроизводящим их форму (урна из Сатрикума), редким руинам храмов (акрополь в Марцаботто и Пирге), а также по дошедшим до нас их терракотовым украшениям (Неми, Фалерии Ветерес и др.).

Уже к VII в. до н. э. в Этрурии сформировались два типа храмов – с одной целлой и тремя. К входу в здания, стоявшие на высоких подиумах, вела широкая лестница; входной портик отличался большой шириной и глубиной. По боковым сторонам и сзади храмы обычно не имели колонн, не было с тыльной стороны и входа. Основной признак этрусской храмовой архитектуры – фасадность сооружения.

Выдающиеся памятники этрусской архитектуры – три храма на акрополе Марцаботто, от одного из которых хорошо сохранился сложенный из блоков травертина подий со сложной профилировкой внешней стороны и ведущая на этот подий лестница. Крыши этрусских храмов, выступавшие над портиками, поддерживали тосканские колонны с капителями, напоминавшими дорические, но имевшие внизу профилированные базы. Редкая расстановка колонн обеспечивала ощущение широты пространства портика. Перекрытие двускатной кровли состояло из терракотовых черепиц.

Храмы украшались статуями. Храмовая скульптура этрусков в подавляющем большинстве не каменная или бронзовая, а несколько более легкая – терракотовая, тяжесть которой могли выдержать сырцовые стены и деревянные перекрытия храмов. Покрывая узорными терракотовыми фризами поверхность балок, она выполняла функцию не только декоративную, но и культовую в изображениях антефиксов, сюжетных рельефов, крупных статуях божеств. Представление о принципах таких украшений дают терракотовые модели храмов из Вульчи (VI в. до н. э.), скульптурного фронтона из Неми (конец IV – III в. до н. э.), терракотового фронтона со сценой гигантомахи из Пирги (все из музея Вилла Джулия).

Этрусские храмы искусно были декорированы антефиксами. Скульптор храма в Вейях, возможно Вулка, исполнил антефикс в виде головы Медузы Горгоны с широко разинутой пастью и высунутым языком, с кольцами змеек, гибко извивающихся вокруг лика чудовища, выпученными глазами и взметнувшимися бровями. Завершавшие края черепиц антефиксы были необходимыми строительными элементами, порой и водоотводами – сквозь разинутую пасть Горгоны по высунутому языку дождевая вода должна была стекать с крыши. Антефиксы выполняли к тому же еще культовую задачу апотропеев. Апотропеи оберегали храмы от злых сил. Воспринимавшиеся же издали, они играли декоративную роль, оживляя своими формами спокойные плоскости стен.

Уже в конце VI в. до н. э. этрусский царь Тарквиний Старый возводит на Капитолийском холме в Риме большой храм, имевший три ряда колонн. Следует отметить, что он был построен на полстолетия раньше, чем Парфенон на афинском Акрополе. Трудно переоценить значение художественного наследия этрусков для римлян, которые на протяжении нескольких веков не только впитывали достижения этрусского гения, но с его помощью воспринимали и успехи ведущих средиземноморских цивилизаций первого тысячелетия до н.э.

1295022951_100_1852 (700x443, 101Kb)
Рубрики:  Архитектура

Понравилось: 1 пользователю

Олена_Мартинюк   обратиться по имени Воскресенье, 06 Января 2013 г. 11:06 (ссылка)
Благодарю!
Ответить С цитатой В цитатник
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку