-Поиск по дневнику

Поиск сообщений в Yulia_-_Yovenko

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.12.2012
Записей: 69
Комментариев: 93
Написано: 208


Стейхен Эдвард

Среда, 02 Января 2013 г. 16:10 + в цитатник

Мастера фотографии. Родился 27 марта 1879 года в Люксембурге. Ему было 18 месяцев, когда его родители эмигрировали в США и поселились в городе Ханкок (штат Мичиган), где отец будущего фотографа устроился работать на медный рудник. Еще в школе Эдвард увлекся рисованием и живописью, а получив аттестат о среднем образовании, несколько лет работал в литографической компании в Милуоки (штат Висконсин), сделав карьеру от подмастерья до дизайнера. Знаменитые фотографы хвалили его!

В 1895 году Эдвард Стейхен «просто из любопытства» приобрел фотокамеру. Его первые фотографические опыты трудно было назвать удачными, позже он с улыбкой вспоминал, что из его первой пленки получился один единственный кадр, да и то далеко не шедевр. Отец уговаривал его бросить эту «бесплодную затею», но к счастью для нас молодой человек остался глух к «доводам разума» и к родительским увещеваниям.
В 1890-е годы Стейхен был постоянным посетителем библиотеки, где самостоятельно изучал предмет история искусства. Его кумирами в то время были английский художник и скульптор, мастер мифологических и аллегорических полотен Джордж Фредерик Уотс, французский живописец, один из основателей импрессионизма Клод Моне, а также английский художник Джеймс Эббот Макнил Уистлер который по праву считается одним из ключевых предшественников импрессионизма и символизма. Молодой человек не пропустил ни одного выпуска журнала Альфреда Стиглица «Camera Notes» выходившего с 1897 по 1903 год. Он открыл для себя пикториализм, понял, что назначение фотографии простирается далеко за простое копирование реальности. Именно тогда начал формироваться стиль раннего Стейхена – размытые силуэты людей, туманные картины городских и природных ландшафтов, неясные как будто невесомые фрагменты.
В 1899 году Эдвард Стейхен послал три снимка на Вторую филадельфийскую выставку пикториальной фотографии. Один из критиков назвал эти работы «ультра экспрессионистическими», но, несмотря на это (а может быть благодаря этому), их приняли. Это был первый успех молодого фотографа и в следующем году он закрепил его, послав три другие работы на фотоконкурс в Чикагский художественный институт. Примерно в это же время он познакомился и стал сотрудничать с Альфредом Стиглицем – воистину ключевой фигурой в истории американской фотографии.
В июле 1900 года Эдвард Стейхен отправился в Европу: сначала в Париж, потом в Лондон. Вместе со своими знаменитыми соотечественниками Элвином Лэнгдоном Кобюрном и Фредериком Холландом Дэем он принял участие в выставке «Новая школа фотографии» в Лондоне. Там же молодой человек получил первый заказ на изготовление фотопортрета: его моделью стал уже упоминавшийся английский художник Джордж Фредерик Уотс.
Долгое время Стейхен продолжает совмещать фотографию с живописью, время от времени выставляя свои работы в различных музеях. Видимо иногда он подолгу не брал фотоаппарат в руки; однажды обеспокоенный Стиглиц даже поинтересовался, не собирается ли он забросить фотографию и целиком посвятить себя живописи. «Я всегда буду заниматься фотографией – мне кажется, что для воплощения некоторых идей она подходит лучше, чем любые другие средства художественного самовыражения», – успокоил Стейхен своего старшего коллегу.
К сожалению (может к счастью?) позднее он уничтожил практически все свои картины, так что сейчас нам трудно сказать что-нибудь определенное об их достоинствах и недостатках. И хотя некоторые его работы (например, живописный портрет фотографа Фредерика Холланда Дэя выставленный в Париже в 1901 году) получили лестные отзывы критики, но именно фотография принесла ему известность и средства к существованию.
В 1901 году Стейхен принял участие в выставке американской фотографии в Париже, позднее в этом же году его пейзажи были напечатаны в книге известного художественного критика Чарльза Каффина «Фотография как искусство» («Photography as a Fine Art»). Большую известность принесла молодому фотографу серия портретов «Великие люди» («The Great Men») куда вошли фотографии Фрица Таулова, Альфонса Мухи, Джона П. Моргана, Уинстона Черчилля, Теодора Рузвельта, Мориса Метерлинка, Анри Матисса и многих других художников и артистов, писателей и поэтов, политиков и бизнесменов. Самая известная работа серии – портрет Огюста Родена, который был восторженно принят как художественной критикой, так и самим Роденом. Кстати сказать, фотография была напечатана с двух негативов; в то время Эдвард Стейхен гораздо больше уделял внимания художественной ценности отпечатка, чем документальности. Другая неординарная работа серии – портрет Джорджа Бернарда Шоу. «Снимок нарушал установившиеся правила построения и воспринимался как свежее явление искусства», – писал об этом портрете российский историк фотографии Сергей Александрович Морозов, – «Так фотография приоткрывала свои, ей только свойственные формы выразительности. Приемы, которые через десятки лет станут повсеместно принятыми в "репортажных портретах", во времена молодого Стейхена были новым словом».
В 1902 году Стейхен принял активное участие в организации Photo-Secession – группы передовых американских фотографов возглавляемых Альфредом Стиглицем. Стейхен разработал дизайн журнала «Camera Work», которому предстояло в течение нескольких лет быть самым популярным фотографическим изданием не только в Америке, но и в Европе.
В 1904 году Стейхен много экспериментировал с цветной фотографией, он одним из первых американских фотографов использовал автохромирование для производства цветных фотоснимков. С помощью этого революционного в то время метода была сделана фотография «Озеро в лунном свете» («Pond-Moonlight»), которая через 100 с лишним лет (15 февраля 2006 года) будет продана с аукциона за 2,928,000 долларов!
В 1914 году с началом Первой мировой войны Стейхен вернулся в Америку и поселился в Нью-Йорке. В это время он стал постепенно переходить от пикториальной к так называемой прямой фотографии. По мнению автора книги «О фотографии» («On Photography», 1977) Сьюзен Зонтаг он сыграл решающую роль в тех поистине революционных преобразованиях мира фотографического искусства которые имели место в первую четверть XX века: «Как на ранних этапах своего развития, так и теперь в любительском варианте в фотографии действует укоренившееся правило: прекрасная фотография – это, прежде всего фотография прекрасного объекта. Но, начиная с того момента в 1915 году, когда Эдвард Стейхен сделал снимок молочной бутылки, стоящей на пожарной лестнице жилого дома, родилось и новое представление о прекрасной фотографии». Может быть это и преувеличение – Стейхен был далеко не единственным фотографом старавшимся разглядеть прекрасное в изображении обычных предметов, тем не менее, его заслуги не подлежат сомнению.
В 1917 году он предложил свои услуги фотографа армии США. Его послали во Францию и до 1919 года он служил экспертом по аэрофотографии, дослужившись до звания подполковника. Ряд биографов Стейхена полагают, что именно военные фотографии, которая по определению не может быть туманной и загадочной подвигла фотографа отказаться от пикториализма. Но, во-первых, как отмечалось выше переход к прямой фотографии наметился у него еще до службы в армии; во-вторых, и это самое главное, отказ от пикториализма в первые десятилетия XX века был достаточно обычным явлением.
После демобилизации Эдвард Стейхен некоторое время жил во Франции в местечке Вуланжи недалеко от Парижа. Он продолжал свои занятия фотографией, живописью, а кроме всего прочего увлекся садоводством. Он даже стал признанным экспертом в выращивании некоторых видов садовых цветов! Наконец в 1923 году он принимает решение покончить с живописью, сжигает все свои полотна и уезжает в Соединенные Штаты.
Впервые Стейхен попробовал себя в коммерческой фотографии еще в 1911 году, сделав несколько иллюстраций для статьи знаменитого французского модельера Поля Пуаре. Приехав в Америку он решил посвятить себя коммерческой фотографии и с радостью принял предложение издательского дома Конде Наст занять пост генерального фотографа журналов «Vogue» о моде и «Vanity Fair» о светской жизни. Кроме того он время от времени сотрудничает с другими модными журналами и рекламными агентствами.
В то время для художника – в том числе и с приставкой фото – считалось зазорным работать на подобные «гламурные» издания. Многие знаменитые фотографы, включая Поля Стренда, Уолкера Эванса, а самое главное Альфреда Стиглица, жестко критиковали Стейхена за «предательство идеалов высокого искусства ради денег». Некоторое время Стейхен даже не подписывал рекламные фотографии своим именем, чтобы сохранить репутацию художника. Но это продолжалось недолго – уже в конце 1923 года его фотографии и в «Vogue» и в «Vanity Fair» стали печататься с указанием авторства. На критику коллег он возражал, что коммерческая фотография может быть также и художественной, заявлял, что именно на пересечении этих двух направлений он хочет себя реализовать. Впрочем, каждый остался при своем мнении.
Одной из самых известных работ Стейхена той поры был портрет знаменитой актрисы Глории Свенсон, сделанный в 1924 году по заказу американского «Vogue». «Фотосессия была долгой», – вспоминал фотограф, – «Глория Свенсон сменила массу костюмов, я перебрал все типы освещения. Она ни разу не пожаловалась. Наконец я взял черное кружево и повесил у нее прямо перед лицом. Свенсон моментально поняла мой замысел. Глаза расширились, и я увидел взгляд дикой кошки, затаившейся в листве».
Трудно конечно назвать этот образ правдивым или документальным и Стейхен понимал это лучше других. Но он и не считал своей задачей донести до зрителя правду жизни, более того не считал это возможным: «Обман поселяется в фотографии с того момента, когда фотограф выбирает параметры экспозиции, когда лаборант в темной комнате работает над деталями снимка или контрастом. Каждая фотография лжет с начала до конца: чистой объективной фотографии не существует», – заявлял фотограф. И, видимо напуганный собственной категоричностью, добавлял что «остается вопрос о степени обмана».
С 1923 по 1938 год Эдвард Стейхен был одним из ведущих фотографов моды и знаменитостей в Соединенных Штатах. Ему позировали Грета Гарбо, Марлен Дитрих, Чарли Чаплин, Джоан Кроуфорд, Колетт, Анна Мэй Вонг, Фред Астер, Гари Купер, сотни других звезд и звездочек. Он был одним основоположником стиля фэшн-фотографии, который по существу сохранился и по сей день.
В 1938 году Стейхен покидает мир моды и гламура. Может быть, ему надоели знаменитости, а может просто захотелось сменить сферу деятельности: «Раз в десять лет каждый должен хорошенько пнуть себя пониже спины», – пояснял он свое решение.
Стейхен уезжает на ферму в штате Коннектикут, где занимается своими любимыми делами: разведением лошадей и садоводством. Вскоре администрация Музея Современного Искусства Нью-Йорка (Museum of Modern Art, сокращено MoMA) предлагает ему устроить выставку цветов. Это было важное событие в истории цветоводства – первая цветочная выставка в музейных стенах, и в судьбе цветовода – первая выставка Стейхена в MoMA. Он мало занимается фотографией, хотя и не бросает ее полностью – так в конце 1930-х годов он проводит несколько месяцев в Мексике снимая репортаж на 35-миллиметровую пленку.
В 1939 году началась Вторая мировая война и уже немолодой фотограф вновь пытается уйти добровольцем на фронт. В связи с возрастом на передовую его не пускают, а назначают директором Военно-морского фотографического института США. В 1942 году по заданию комитета национальной обороны он устраивает в MoMA выставку «Дорога к победе» («Road to Victory») основной целью которой было подготовить общественное мнение к возможному решению правительства Соединенных Штатов вступить в войну. У широкого зрителя выставка имела огромный успех: газета New York Times назвала ее «самым волнующим событием сезона», а Daily Worker «самой сенсационной выставкой фотографий в этой части земного шара». Отношение фотографической общественности и художественной критики было куда более сдержанным. Бьюмон Ньюхолл, один из самых уважаемых специалистов в области истории фотографии, писал Анселю Адамсу: «Между нами говоря, хотя время для выставки было выбрано очень удачно, но она не имеет никакого отношения к фотографии (Ньюхолл имеет в виду "к фотографическому искусству" – А.В.) и может принести больше вреда, чем пользы. Это как оркестровка Баха выполненная Стоковским: очень эффектно, очень мелодично, очень доходчиво, но совсем не Бах и хорошим вкусом там и не пахнет». Адамс был полностью согласен со своим коллегой: он полагал, что подобную выставку нужно проводить не в музее, а на стадионе.
Много лет спустя, во время празднования своего 90-летия Стейхен заявил: «Когда я начал интересоваться фотографией, я думал, что она принадлежит к одному из изящных искусств. Сегодня я придерживаюсь совершенно другого мнения. Предназначение фотографии – содействовать взаимопониманию между людьми и помогать человеку разобраться в самом себе. И это одна из самых трудных задач в мире».
Это высказывание цитируют все биографы фотографа, как правило, вырывая его из контекста. Вся деятельность Стейхена как фотографа показывает, что фотография до конца жизни оставалась для него искусством – по крайней мере, в том числе. Заявление Стейхена нужно понимать как ответ тем фотографам и художественным критикам, которые формально подходили к вопросу подразделения фотографии на художественную и нехудожественную (репортажную, научную и тому подобное). Здесь опять стоит вспомнить утверждение Сьюзен Зонтаг, что именно со Стейхена родилось «новое представление о прекрасной фотографии» и это «новое представление» было далеко не общепринятым.
В 1947 году в Музее Современного Искусства появляется отделение фотографии и Стейхен несмотря на возражения некоторых его коллег – например того же Анселя Адамса – становится его первым директором. За время работы он лично организует 46 выставок, некоторые из которых путешествовали по другим музеям Соединенных Штатов, а иногда и других стран. Самой значительной из них была выставка «The Family of Man» («Род человеческий», другой возможный перевод «Семья человеческая»).
Стейхен начал подготовку к выставке в самом начале 1950-х годов. Он обратился в художественные музеи, фотографические организации, даже фотоклубы различных стран с просьбой прислать ему снимки, показывающие человеческую жизнедеятельность в самых разных ее проявлениях. Со всех концов земли пришло более двух миллионов фотографий! Стейхен со своими ассистентами сначала отобрал четыре тысячи, а впоследствии сформировал окончательную экспозицию из пятисот трех снимков. Заставкой выступила известная фотография Вернера Бишофа: мальчик-флейтист на дороге в Перу. Завершалось выставка одной из лучших работ Юджина Смита «Дорога в рай». На выставке были работы 273-х фотографов из 68 стран, как знаменитых, так и никому неизвестных; были даже простые любительские карточки без указания имен.
Торжественное открытие выставки состоялось в Музее Современного Искусства 24 января 1955 года. Опять нашлись критики – например известный французский философ и теоретик искусства Ролан Барт – написавшие не самые положительные отзывы, но на то они критики. Нельзя сказать, что подборка фотографий была безупречной: скажем, абсолютно непонятно почему Стейхен отклонил работы Андре Кертеса – скорее всего дело заключалось в том, что Кертес не очень жаловал американскую фотографию и не скрывал этого.
Тем не менее, успех был феноменален, выставка путешествовала в разных версиях по 38-ми странам, до 1962-го года ее посетили около 10 миллионов человек. В 1966 году, уже после ухода на пенсию, Стейхен привез «The Family of Man» к себе на родину в Люксембург. Фотограф выразил желание, чтобы коллекция была включена в постоянную экспозицию замка Клерво (Clervaux) и его просьба была удовлетворена после реконструкции замка в 1994 году. В сентябре 2003 года «Род человеческий» был включен в регистр памятников мирового наследия ЮНЕСКО. К сожалению, до двух последних событий Эдвард Стейхен не дожил.
 В 1962 году Стейхен вышел на пенсию и жил на ферме в Коннектикут до самой смерти 25 марта 1973 года. Он прожил без малого 94 года; на его долю выпало столько свершений в области фотографии, что хватило бы на десяток жизней. И в самом деле: если бы он только создал серию «Великих людей», или только революционизировал мир модной фотографии в 1920-1930 годах, или только был первым директором отдела фотографии Музея Современного Искусства, или только организовал выставку «The Family of Man» – любое из перечисленного обеспечило бы ему достойное место в истории фотографии.[\more] 

Рубрики:  Фото

Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку