Аудио-запись: Creedence Clearwater Revival - Suzie Q (1968) |
Метки: creedence clearwater revival suzie q 1968 apocalypse now |
Аудио-запись: Creedence Clearwater Revival - I Heard It Through The Grapevine (Cosmo`s Factory 1970) |
Метки: creedence clearwater revival i heard it through the grapevine cosmo`s factory 1970 |
Creedence Clearwater Revival - Cosmo`s Factory 1970 обложка альбома |
роскошная ссылка (на португальском) об изданном к сорокалетию группы подарке всем почитателям Криденс
Метки: 1970 creedence clearwater revival run through the jungle cosmo`s factory cover album |
Пленэр в Никитском VI-VIII - Сентябрь 1982 |
Глава VI
Составляя двухнедельный план, к концу первого дня пленэра за основу приняли методическую брошюрку наших профессоров Андрея Унковского и Глеба Смирнова “Пленэр. Практика по изобразительному искусству” М.: Просвещение, 1981. 36 с: ил.
Начинается день
картон, масло 11.1 х 17.8 см
Второе сентября. 10:30 - два этюда этим утром уже намахано. Похоже, будет солнечно; от тумана не осталось и следа. Встаю на то же место, где был написан этюд в 7 часов: интересно выявить различие двух состояний одного утра. Папуасы начинают признавать пользу расписания и продуманной методики - если бы они еще начали признавать пользу регулярного ведения хозяйства! Почему-то завтрак сам не зовет есть себя! Нужно, понимаешь, спускаться по склону к роднику за водой (похвалю себя за удачный выбор места рядом с источником), разжигать примус и - ё! - тупо варить какую-нибудь пшенку... Заправлять советской тушенкой с какими-то тягучими субстанциями в слое жира. А потом еще и посуду мыть с содой в холодной речной воде; мочалкой, по-моему служила прибрежная трава: руки красные и гудят, пока поднимаешься к палатке с чистым котелком и мисками.
Хмурое утро 3 сентября 1982. Березка на склоне
картон, масло 12.4 x 17.9 см
Дождь на пленэре - это действительно стихийное бедствие для художника. Одежда - куртки, брюки - мокрые и никаких шансов просушить. Хорошо, что додумались взять резиновые сапоги (E/G/E/G "У кого на ногах из черной резины грязные сапоги? E/G Это гопники!") - в солнечную погоду их можно оставлять торчащими из палатки в качестве муляжа спящего туриста, - когда нужно пойти на этюд к реке или в магазин за хлебом: не собирать же палатку, в конце концов!
«Зоопарк» и Майк Науменко – это немного позже, в 85-м. Чуть раньше услышал пинкфлойдовский «The Final Cut» – Роджер Уотерс как раз в 82-м его записывал. В том же 82-м снят фильм «Стена» и – как мне он был нужен тогда! Но с собой ни радио, ни какого-либо из теперешних дивайсов, которыми все мы теперь опутаны, как Лаокооны. Это я не к тому, что мне нравилась эта угловатая, суровая дикость, просто допускаю, - уже писал об этом, - важно пропитаться реальностью, как обувь пропитывается дождем.
Опять же вспомнил анекдот, рассказанный Дастином Хоффманом. Когда он работал над ролью Ратсо в «Полуночном ковбое» (1969) Джона Шлезингера, то нарочно по нескольку суток подряд не спал и даже ночевал на улице, чтобы выглядеть достоверно в своей полу-бредовой изможденности бездомного. Встретив Марлона Брандо, молодой актер рассказал о своих злоключениях, на что Брандо заметил: "А Вы не пробовали просто сыграть?" По другой версии (статья из Инопрессы 2006 года "Когда искусство имитирует жизнь") этот совет Хоффман получил от Лоуренса Оливье, когда снимался с ним в 'Марафонце' (1976).
Глава VIII
Сентябрьское солнце. Никитское (сарай) холст на картоне/масло 21 x 38 см
Странный парадокс: следовать расписанию и одновременно точно, вдумчиво относиться к технической стороне исполнения трудно, почти невозможно. Пересматривая сейчас, в 2011 году свои Никитские этюды я узнаю и не узнаю себя. Иногда кажется, что моей рукой водила неведомая внешняя сила. Как страницы книжки с картинками перед глазами ребенка, когда их перелистывает невпопад и слишком быстро невнимательный родитель.
Тропинка у леса. Сумерки картон/масло 15.8 x 10.3 см
Мгновенный отчет об опускающихся сумерках: тропинка вдоль кромки леса. Справа - "наша" опушка, где установлена палатка; сейчас будет зажжен примус и сварен или подогрет ужин. Слева - поле и крутой склон над самой рекой, под которым вдоль прибрежных ив бежит другая, более широкая дорожка, мимо Авдотьина (на другом берегу Рожайки), мимо деревни с таинственным названием Ушмары, в направлении Константинова-Константиновки , а это уже почти цивилизация: двух- трех- пятиэтажные дома, магазины – полных 3 года проработал там оформителем на шерстопрядильной фабрике. На фабрике той трудилось много по-своему выразительных работниц.
Ссылки выше - на Интернет-ресурсы, где размещены и обсуждаются рисунки, созданные в те годы, когда я работал на КШФ:
портрет прядильщицы Суворовой 1983 года
"Художественная самодеятельность" 1984-85 (оба - графитный карандаш по бумаге)
Ушмары -
КШФ -
... звучит тепло и жутко.
|
Выставка Леонида Остапенко, живопись (Подольск 2011) |
Леонид Остапенко
"Искусство заключается в природе"
живопись
В Подольском выставочном зале весной 2011 года проходила персональная выставка замечательного мастера русского реалистического пейзажа Леонида Остапенко "Искусство заключается в природе".
Леонид Остапенко. В лучах зари. 2004 холст, масло 70х90 см
Леонид Павлович Остапенко родился в 1937 году. В 1957-м окончил Московское областное училище Памяти 1905 года, где его учителями были А.И.Саханов, А.К.Деулин и Василий Бакшеев, учившийся еще у Саврасова, Поленова и Перова.
В 1967 Леонид Остапенко заканчивает Московский педагогический институт (преподаватели Б.М.Десницкий и А.М.Лактионов, знаменитый автор "Письма с фронта") .
Начиная с 1957 года неустанно работает в жанре камерного реалистического пейзажа.
В 1972 году основал и до 1994 года возглавлял Домодедовскую художественную школу, воспитав несколько поколений талантливых учеников.
В 1983 году Остапенко вступает в Союз художников России.
Участвует в многочисленных групповых выставках, в России и за рубежом.
Персональные выставки:
1988 - Москва
1989 - Радольфцелль (земля Баден-Вюртемберг, Германия)
1989 - Мюнхен, ФРГ
1999 и 2011 - Подольск (Московская область)
Работы находятся в собраниях музеев российских городов (Красноярск, Калининград), в коллекциях галерей Громанна и Винтера (ФРГ), в многочисленных частных коллекциях на разных континентах.
В 1997 и 2008 годах изданы каталоги произведений Леонида Остапенко (в частности, "Искусство заключается в природе", Москва, 2008, издательство Сканрус).
Работы, представленные на выставке характеризует строгий профессионализм, безупречное владение материалом. Художнику открыты секреты передачи неуловимых состояний природы средней полосы, при этом его полотна далеки от протокольной фиксации времен года или погодных явлений; каждый холст - это плод трепетного лирического переживания. Все произведения неповторимы и каждое несет теплое личностное послание, с достоверностью исповеди пробуждающее в зрителе любовь к родному краю.
*********
На сайте imgsrc.ru расположен альбом "Леонид Остапенко - живопись пейзажа (выставка в Подольске 2011 и архив)" - в нем около 100 - в том числе редких и уникальных архивных - снимков, описывающих творческую биографию Леонида Остапенко. Многим было бы интересно рассмотреть, например, более чем полувековой давности снимок, на котором запечатлен коллектив из 80 преподавателей и студентов-выпускников Московского областного училища прмяти 1905 года, среди которых и старейший художник, друг Левитана, Василий Бакшеев.
Основная часть фотографий - отчет о вернисаже персональной выставки, прошедшего 30 марта 2011 года. Здесь и выступление искусствоведов и коллег пейзажиста, и теплое общение с многочисленными благодарными учениками.
Также можно познакомиться с содержанием альбома 2008 года "Искусство заключается в природе" и избранными живописными полотнами.
В конце подборки - подробное описание мастерской художника в Подольске, включая поучительные для профессионалов кадры: палитра, кисти и краски перед мольбертом с начатой картиной (снято в августе 2009 года).
Все снимки в высоком разрешении (на сайте imgsrc.ru жмем на слово "оригинал" слева под заинтересовавшей фотографией).
На другом ресурсе: Picasa.com те же снимки снабжены подписями и даже географической привязкой; таким образом можно заочно познакомиться с семьей художника и некоторыми их его повзрослевших учеников; у кого-то из них уже подрастают внуки.
Будем надеяться, славная традиция русского реалистического пейзажа на пресечется и найдет продолжателей.
Метки: подольск живопись пейзаж реализм традиция 2011 yuri yudaev юрий юдаев леонид остапенко василий бакшеев |
Быть пейзажистом на севере диком |
О моем первом учителе живописи, Леониде Павловиче Остапенко.
Школа.
Учителя и ученики.
Традиция. Конец традиции?
История. История несовпадений.
Что это за притча: появиться на свет столетием позже Перова, Шишкина и Саврасова?
Что значит быть учеником Бакшеева (в свою очередь, ученика Саврасова)?
Где стройная институциональная модель, к созданию которой в России эти достойные мужи приложили столько усилий? В какой мере сегодня, в 2011-м, дом творчества синонимичен дому престарелых?
Модернисты
Набирая этот текст, наткнулся взглядом на фотку, валяющуюся у компьютера среди не разобранного вороха бумаг, дисков и проч. Снимку почти 16 лет. В далеком 1995-м, прямо перед новым годом, мы с женой купили в ЦУМе какую-то из японских мыльниц и пленку Фуджи к ней. Пришли в новое здание ГТГ на Крымском на выставку Владимира Янкилевского (он, между прочим, всего пятью месяцами моложе Леонида Остапенко).
Ни души в залах. Только мы вдвоем; и смотрители. Это понятно, приближается долгожданный новогодний праздник. Сделано несколько кадров, - вот один из них.
Владимир Янкилевский. (Крупная, до 2-х метров высотой картина-агрегат, философские размышления о рождении, смерти, существовании.)
Не мое дело выносить квалифицированное суждение, или использовать сравнение как риторическую фигуру. Модернизм и традиционализм сосуществовали тогда, в 1995-м. Сосуществует сейчас. Есть своего рода кланы в искусстве, и внутри каждого из кланов - ревнители чистоты рядов. Вспомним, как это начиналось у нас, 100 лет тому назад; как маститый Александр Бенуа реагировал на "Черный квадрат". Как цеплялся за иерархичность мироустройства Мережковский.
На одном из выставкомов 80-х в областном СХ на Крутицком валу Михаил Абакумов (недавно ушедший, как грустно...) заметил по поводу представленного мною масляного портрета в пиксельной технике лаконично: "Это для ВДНХ!" Не помню, он уже был академиком? На войне он был бы генералом.
Сейчас российское общество представляется более многослойным, чем в 1910-х и даже 1980-х.
Для меня это - свидетельство его жизнеспособности.
Если непримиримые критики не уничтожают друг друга, есть надежда на то, что на берегу весенней реки или на заснеженном склоне под соснами спор модернистов с традиционалистами не завершится стрельбой из гранатометов.
Во всяком случае, в приложении к моему учителю такая перспектива непредставима абсолютно.
Традиционалист
К нему вообще неприложима парадигма насилия. Он тверд. Предельно принципиален и бескомпромиссен в базовых вещах. Но нарочитая грубость, хамство ему не свойственны ни в малейшей степени. Он - химически чистый европеец.
Леонид Павлович Остапенко родился в 1937-м, в Западной Украине. Его юность совпала с оттепелью 1950-х, а творческая зрелость пришла в конце советского застоя. Как многие из его коллег он совмещал кредо живописца профессией педагога и (как немногие) - художественного критика; публиковал статьи в периодике.
По окончании худграфа пединститута, он какое-то время преподавал там же историю искусства, и чуть не защитил диссертацию по графике Александра Дейнеки - многие месяцы библиотек, спецхран Ленинки с залитованными номерами
«Безбожника у станка» и прочих изданий, где можно было прочесть пламенные речи (еще "нашего") Троцкого.
Но судьба рукописи сложилась трагикомично: одно сановитое ничтожество от искусствознания, взяв работу на рецензию, вначале выпускает статью в периодике по этому материалу, даже под исходным названием, только под своим именем, а вскоре и вовсе публикует монографию, не упоминая Леонида Павловича, у которого, как можно было догадаться, высоких покровителей нет.
Как удалось Остапенко не отчаяться? Бог весть; но, к сожалению, публиковаться он после этого случая бросил.
Надо думать, в душе остался шрам, коль скоро он вспомнил эту историю в беседе с сильно повзрослевшими учениками в [такой духоподъемный!] день своего недавнего вернисажа.
Очень повезло мне, - встреча с ним пришлась на 1976-й, то есть на пик его педагогической практики, и я воспринял сочную дозу его опыта.
Два года в домодедовском подвале дали мне очень много, так много, как никакие другие годы долгой учебы.
Леонид Остапенко. Незамерзающая речка 1992, фрагмент 50х70 см
Метод живописца.
Особая наблюдательность.
Особый дар - и выработанная до филигранности способность совмещать тщательную детализацию и цвет; удерживать в деталях, подробно описывать, и не впадать в дробность, не нарушать единство состояния, держать точно выверенный звук.
В час открытия недавней его персональной выставки, произнося перед микрофоном приветственное слово собравшимся, Остапенко вытянул руки по швам (три года срочной армейской службы), чуть отставил в стороны крупные, сравнительно с ростом, красивые кисти рук, выставил вперед и вверх свой нос с горбинкой и - как жаль, что я не догадался включить видео! - живо напомнил мне весеннего скворца.
Да, как раз в такие как эти весенние дни Саврасов брал своих учеников по училищу живописи ваяния и зодчества и тащил на этюды в Сокольники, на Лосиный остров. Между прочим, и Левитана, любимчика своего, да еще Василия Бакшеева, учителя Остапенко - помните в Третьяковке "Житейскую прозу"? - достойный Чехова или А.И.Куприна сюжет.
"На свете счастья нет, но есть покой и воля" (1834).
Власть над временем.
Пейзажи Остапенко - если позволить себе такую фантазию - это мир до человека (или после человека). Сегодня Россия ускоряется в депопуляции, уступая в темпах, кажется, лишь Латвии и Болгарии, в таком аспекте перспективы победы пейзажа над человеком вполне ощутимы.
Конечно, Леонид Остапенко не об этом пишет. Тем не менее, есть в его полотнах что-то, увиденное из вечности. Нет следов крестьян или рыбаков/охотников. Нет ни дачников, ни туристов, ни шумных пикников с шашлыками и ухающей в автомагнитолах попсой.
Несколько раз встречаются в его полотнах стога сена. Яблони в небольшом саду (но это - своего рода члены семьи, объект незамутненного опыта: переход от работы в мастерской /вид из окна/ к полевым исследованиям).
Тропа через поле.
Дорога на краю леса - раскисшая под осенним дождем, непролазная.
Но что точно ощущается, - это следы Грабаря, Рылова, того же Бакшеева, Левитана, Бялыницкого-Бирули, Крымова, Туржанского, Ромадина, Федосова, - незримые следы их мыслей, волеизъявлений, незавершенных споров. Никакого подражания нет и в помине. Но Остапенко в постоянном и напряженном диалоге с пантеоном мастеров русского ландшафта - вот к этим богам Третьяковки обращены его молитвы.
"Der bestirnte Himmel über mir, und das moralische Gesetz in mir", - изрек мой бессмертный земляк в "Критике практического разума".
Леонид Остапенко. Лунный свет. 1980 холст, масло 65х70см
Леонид Остапенко. Лунная ночь. 1980 холст, масло 80х100 см
И наконец, - Леонид Павлович! Моя искренняя и глубочайшая признательность Вам. Редко встречал я в художнике столько тихой, серьезной сосредоточенности на глубоких проблемах мастерства. Мало я видел в глазах зрителей столько открытой восторженности, как на Вашем весеннем (уверен, далеко не последнем!) вернисаже.
*********
Что касается непримиримости ... Вспомним две киносцены: зимнюю зорьку в «Морозко» (1964) Александра Роу и ослепление резчиков по камню в «Андрее Рублеве» (1966) Тарковского. Обе сняты в одной стране, в одно время и на близком материале.
И то, и другое - искусство. Про "чувства добрые".
Фотоотчет с открытия персональной выставки художника Леонида Остапенко 30 марта 2011 года, Подольск, около 70-ти снимков плюс архив.
Метки: традиционализм модернизм пейзаж живопись владимир янкилевский yuri yudaev реализм художник леонид остапенко юрий юдаев василий бакшеев |
Сентябрь 1982 - V. Пленэр в Никитском |
Утренний туман. 2 сентября 1982
картон/масло 12.2см x 18см
*****************************
Концертная запись "Бега иноходца": довольно долго - половину пятиминутного трека - Владимир Высоцкий балагурит перед публикой, дает отдых голосу.
Метки: карта живопись пейзаж реализм владимир высоцкий этюды пленэр racei yuri yudaev юрий юдаев село никитское |
Сентябрь 1982 - IV. Пленэр в Никитском |
Метки: живопись пейзаж реализм этюды пленэр racei yuri yudaev юрий юдаев село никитское церковь великомученика никиты |
Сентябрь 1982 - III. Пленэр в Никитском |
Метки: живопись пейзаж реализм этюды пленэр racei yuri yudaev юрий юдаев село никитское борис иогансон |
Сентябрь 1982 - II. Пленэр в Никитском |
Метки: живопись пейзаж пикассо реализм этюды пленэр череп человека racei yuri yudaev юрий юдаев село никитское |
Сентябрь 1982 - I. Пленэр в Никитском |
Метки: живопись пейзаж реализм этюды пленэр racei yuri yudaev юрий юдаев рачей село никитское |
Всадник - витражная роспись |
Дважды брался за витражи: в 2003 году, и в итоге установлены 2 витража в интерьере; и в 2009-2010 годах - многочисленные опыты витражной росписи еще продолжаются и, скорее всего, перейдут на 2011-й.
Вот уже второй год с перерывами я занимаюсь росписью по стеклу. Использую краски для холодной росписи. Эти опыты созвучны моим исследованиям Средневековья последних восьми лет и живописным работам на тему "Средневековый город". Расписанное стекло - это не просто живопись, в то же время - не прикладная декорация для конкретного интерьера. Впрочем, каждому, кто сталкивался даже с простыми вставками цветных стекол в оконные переплеты, известно, до какой степени меняется характер комнаты [днем], а вечером - экстерьера дома.
В цветном стекле заложена реальная магия, преобразующая пространство и время. И целой жизни мало для понимания мудрости, какой в совершенстве владели создатели Шартрского собора.
В начале лета 2010 ко мне приезжали друзья : Вячеслав Степанов и Сергей Савинков. И застали мою работу над стеклами в самом разгаре.
|
коннект с Яндексом |
|
Митинг в поддержку Юрия Самодурова и Андрея Ерофеева |
Метки: андрей ерофеев юрий самодуров запрещенное искусство суд идеология притеснения митинг художникию современное искусство |
The Tiger Lillies |
Метки: venus the tiger lillies love and war martyn jacques |
Цитата сообщения
Моя нежная любовь к Битлам умрёт вместе со мной:) Oh, I, Me, My... |
Цитата |
Метки: beatles битлы |
Комментарии (0) |
Майский лес |
Метки: видное пейзаж май |
Майская зелень: проблема сопоставления |
Метки: техника видное живопись этюд акрил пленэр юрий юдаев |
God save the Queen и пара прикольных переводов на русский |
Метки: панк Sex Pistols god save the queen секс пистолз johnny rotten машинный перевод боже спаси королеву |
Первая запись |
Метки: интернет выделенная линия подключение |
Мотивация |
|
Страницы: [1] Календарь |