Цитата сообщения ZnichKa
Остоженка. Пойдем гулять
Справочно прогуляемся по уже весенней Москве... хрестоматийно-ликбезно.
Остоженка. Название улицы пошло от стогов, которые когда-то стояли в этих краях на заливных лугах около Москвы-реки. Первые застройки относятся к 14 веку (Зачатьевский монастырь), улица заселялась сначала в основном беднотой, дворянские усадьбы стали появляться здесь в 18 веке и в основном в начале 19, после пожара Москвы 1812 года. Строительный бум начался здесь на рубеже 19-20 веков, в связи со строительством храма Христа Спасителя. Тогда появились красивые доходные дома и новые особняки.
Советская власть Остоженку почти не изменила - по Сталинскому проекту ее почти целиком предполагалось снести и прорубить широкую магистраль, связывающую Дворец Советов с Лужниками. К счастью, не сбылось... Зато Остоженка была основательно разрыта - открытым способом строилась первая линия Московского метро, в честь которой улица на много лет стала Местростроевской.
Дворец Советов предполагался на месте Храма Христа Спасителя.
Если смотреть от метро Кропоткинская - то в самом начале улицы обращает на себя внимание "Доходный дом Я.М.Филатова". Легендарный дом с опрокинутой "рюмкой" (1907-1909 годы).
Здание состоит из сложных объемов, имеющих разнообразные по форме и силуэту завершения. Его автор — Валентин Евгеньевич Дубовской, талантливейший архитектор эпохи модерна. В народе известен еще как «дом под рюмкой». Башенка на углу дома воспринимается как перевернутая рюмка, и о ее появлении, конечно, есть легенда. Якобы купец Филатов, заказчик дома, долго пил и едва не потерял всего своего состояния, но сумел завязать. И в память об этом своем подвиге попросил архитектора поставить на крыше дома перевернутую рюмку. Дескать, всё.
«Московский еженедельник» в связи с этим писал:«Каждый новый год приносит Москве несколько десятков новых, чудовищно нелепых зданий, которые врезаются в городские улицы с какой-то особенной, только одной Москве свойственной удалью. Ну, где еще встретишь что-нибудь подобное новому дому в начале Остоженки...» )))
Символ Остоженки - "замок". Первоначальный проект особняка был выполнен в 1900 году архитектором В.Кузнецовым. Его план лег в основу постройки, возводившейся под началом владельца, известного архитектора Льва Кекушева.
Здание, выполненное в стиле "модерн", напоминает средневековый европейский замок. На первых двух этажах дома располагались крупные помещения: зал, смежная с ним гостиная с эркером в башенке, кабинет хозяина. Спальни были устроены в мансардах. Интересно, что все эти помещения с трех сторон окружают парадную светлую лестницу, к которой примыкает крыльцо с главным входом. Над щипцом главного фасада первоначально была размещена огромная скульптура льва, которая ныне утрачена.
А еще это "дом Маргариты" , Булгаковской. Он себе её там фантазировал, очень любил это место.
Сейчас же в этом доме располагается Бюро Египетского военного атташе.
Опера-хаус. Большой жилой комплекс составляет единое целое с центром оперного пения Галины Вишневской. Целый квартал занимает.
Многочисленные переулки, убегающие от Остоженки. Новодельные дома рядом со стариной.
Вот в этом доме жила чета Бриков.. и Маяковский с ними)
«В одной из отдаленных улиц Москвы, в сером доме с белыми колоннами, антресолью и покривившимся балконом, жила некогда барыня, вдова, окруженная многочисленною дворней». Так начинается "Му-му", да. Дом принадлежал матери Ивана Тургенева – Варваре Петровне Лутовиновой, и сам писатель часто бывал там. События, описываемые Тургеневым, тоже разворачивались здесь, и участвовала в них его собственная матушка.
Маленький высоконький домик рядом с усадьбой Тургенева - здание учебных мастерских ремесленного приюта им. Великого князя Сергея Александровича. 1901 архит. Н. Какорин
Забавная «узенькая» постройка в «русском стиле», имеющая два одинаковых фасада — на улицу и с левой стороны; правый боковой фасад — глухой, так как примыкает к соседнему владельческому участку. При взгляде с левого угла домик как бы опоясан четырьмя рядами по-разному декорированных окон. Первоначально здание завершала высокая четырехскатная крыша с гребнем, придававшая всей постройке сходство со скворечником)))
Красивая Москва, хорошая погода, зеркальные лужи, приятные воспоминания и солнце!
Так умиляешься старине, идёшь и не замечаешь... А это - Дом фотографии. Точнее, уже Мультимедиа Арт Музей — открывшееся после 5-летнего ремонта обиталище Московского дома фотографии. Обратите внимание, что осталось от домика, в котором размещается ... этот самый музей. Теперь пространство музея насчитывает 2500 квадратных метров выставочных площадей.
А это красивое здание было возведено в 1889-1890 гг. по проекту архитектора Я.И. Антонова. Здание построено в стиле с использованием декоративного языка московского узорочья XVII века, насыщено сложными архитектурными элементами и узором переплетов окон второго этажа.
Ранее здесь находился Московский совет детских приютов ведомства учреждений императрицы Марии Федоровны. Со времен Советской власти в здании располагался «Дом матери и ребенка».
Сейчас в этом здании находится факультет экономики и права Московского государственного лингвистического университета (МГЛУ).
В начале 19 в. здание принадлежало генерал-губернатору П.Д. Еропкину.
В основе дома - несколько палат 18 века, принадлежавших разным владельцам. Из них в 1764—72гг. был возведен один монументальный дом (архитектор - Матвей Казаков). Позднее он расширялся и перестраивался, пристраивались корпуса, уходящие вглубь переулка, и на сегодня здание имеет невообразимо запутанную внутреннюю структуру.
Обитателем этого огромного дома стал Петр Дмитриевич Еропкин (1724-1805). Он был генерал-губернатором, а до этого он ведал Московским здравоохранением. Боролся с чумой, был председателем "Комиссии для охранения и врачевания от моровой язвы". Усмирял Чумной бунт. Боролся с наводнениями, строил Водоотводный канал и мосты через Москва-реку и много еще чем занимался.
Хлебосольство Еропкиных, кстати, было исключительным даже для старой хлебосольной Москвы. Они, как говорили тогда, «держали открытый стол» - всякий «пристойно одетый» человек мог ежедневно приходить к ним обедать, и сколько бы ни сошлось в еропкинской столовой этих незваных гостей - всем хватало.
После смерти Еропкина в 1806 году дом был передан для коммерческого училища, созданного "для обучения купеческих детей началам правильной коммерции" - то есть, для детей недворянского сословия. В начале 20 века здание из двухэтажного стало трехэтажным, теперь этажей четыре, позднее были пристроены корпуса для спален воспитанников. В этих стенах училось немало славных людей, а философ Соловьев даже родился (его отец служил законоучителем и священником училища и имел здесь служебное жилье). В итоге здание сейчас занимает Лингвистический университет, более известный под названием иняз имени Мориса Тореза. Сзади пристроен современный корпус, практически незаметный с улицы.
Изнутри здание имеет очень запутанную конфигурацию, которая постигается только путем длительных упражнений на ориентирование. По-простому - не надо Сусанина, чтобы заблудиться, "сделай сам". Приходилось бывать)))
Двухэтажный особняк Е.Е. Карташова был возведен в эклектическом стиле по проекту архитектора А.Л. Обера, перестраивался в 1902 году. Характерный пример доморощенной московской эклектики кон. XIX в., тяготеющей к декоративизму. Чудом сохранился, и лепнина вся!
Две уютных усадьбочки.
Одна из них - образец подлинного ампира – поэтический особнячок с гербом дворян Всеволжских. Одноэтажный деревянный дом с каменным задним крылом построен в 1820-х годах в глубине узкого, вытянутого участка и отделен от улицы металлической оградой ампирного рисунка. Главный фасад оформлен шестиколонным портиком с нарядным лепным декором. Небольшие размеры дома и характер портика, огражденного балюстрадой, придают зданию камерный оттенок
А этот его сосед. Не удалось разузнать, кто его хозяева.
На Остоженке смешалось то, что в реальности вообще не должно встречаться.
Удивительная современная жизнь... иногда циничная, иногда нежная до безобразия.
А вот и Зачатьевский монастырь... о нем - в следующий раз.
А после службы - розовый "тихи свете" обливает благодатью всё на Остоженке - и автомобили, и дорожные знаки, и пешеходов...
Только Энгельс, стоя под Полярной звездой, что-то излишне напряжен)))
И пора домой, хотя и жалко расставаться... До встречи, Остоженка!