Цитата сообщения Erisena
Английское кружево и портреты в овалах от Hilliard Nicholas...
Nicholas Hilliard - английский художник и теоретик искусства, мастер ренессансной портретной миниатюры, родился в 1547 году в Эксетере, Южная Англия – умер 7 января 1619 года в Лондоне.
Портрет неизвестной дамы Портрет сэра Уолтера Рейли, 1585
Лондон, Национальная галерея Англии
Английские воротнички, сплошь кружевные, резные и ажурные. Легкие, воздушные и.... необъятные. Это вам не XVII век с его водопадами нежных кружев. Это время стойкости. Стоять должно все, включая воротники, манжеты и гульфики.
И эта ажурная вольность, закрепленная на шее проволочным каркасом - единственная дань легкомыслию среди придворных елизаветинской эпохи.
Автопортрет (1577, Музей Виктории и Альберта)
Вся эта история с английскими кружевами началась в том момент когда в конце XVI в. появились английские переводы итальянских сборников узоров ретичелла для вышивки шов по прорези и кружев.
"Костюмы изображенных на портретах английских дам и кавалеров украшены большими крахмальными воротниками и манжетами, сделанными из ажурных вышивок шов по прорези и обшитыми длинными зубцами со звездным орнаментом".
Портрет юноши среди роз, около 1588 Портрет английской королевы Елизаветы I, около 1590
Лондонский музей Виктории и Альберта Лондонский музей Виктории и Альберта
Увы, английские кружева не смогли стать образцом элегантности и изящества. В XVII и XVIII вв. в Англии пользовались главным образом привозными кружевами — итальянскими и особенно фламандскими.
Английские кружевницы в целом не могли соперничать с мастерством прославленных фламандских мастериц. Основным центром местного производства стал Хонитон в графстве Девоншир.
Плетение кружев было занесено фламандскими беженцами, переселившимися туда в 1568-1577 гг. В Хонитоне и его окрестностях в XVII и XVIII вв. делалось кружево по образцу брюссельского, но менее тонкое по рисунку и из более грубых ниток, а также плетенное на коклюшках кружево, называвшееся по месту своего производства хонитон, очень похожее на вырабатывавшийся в г. Брюгге во Фландрии гипюр дюшес.
Ажурное, с изящным орнаментом кружево хонитон продолжало изготавливаться и в XIX в.
Портрет Алисы Брандом, жены художника, 1578
Лондонский музей Виктории и Альберта
Страсть к кружевам приняла такие размеры, что в XVII веке во время Тридцатилетней войны специально заключались "кружевные перемирия", чтобы господа военные успели постирать свои пышные воротники и манжеты и просушить их, развесив на своих мушкетах.
Кружевами обшивали не только рубашки, даже мужские сапоги были кокетливо украшены дорогими кружевными вставками. Прически, бриджи, шляпы и перчатки - все украшалось кружевами.
Портрет английской королевы Елизаветы I, ок.1587
Лондон, Национальная портретная галерея
Портрет богемской королевы Елизаветы, 1605-1610
Частное собрание, Англия
Портрет Ричарда Хиллиарда, отца художника, 1577
Лондонский музей Виктории и Альберта
Портрет неизвестной, 1602
Лондон, Музей Виктории и Альберта
Портрет неизвестного, держащего женскую руку, 1588
Лондон, Национальная галерея Англии
источник