-Цитатник

Без заголовка - (0)

Ад гэтаго часу Беларуская Народная Рэспубліка абвешчаецца Нізалежнай і Вольнай Дзяржа http://...

Календарь для МВД - (0)

Календарь для МВД http://chukcha.net/photorep/11002-kalendar-dlja-mvd-5-foto.html Заместитель ...

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 28.11.2009
Записей:
Комментариев:
Написано: 139


Национальные символы Беларуси

Пятница, 22 Января 2010 г. 14:46 + в цитатник

 

Вадим Ростов. Ожившие истоки истории

Эта статья яв­ля­ет­ся про­дол­же­ни­ем  пуб­ли­ка­ций на те­мы ис­то­рии Бе­ла­ру­си и ее ис­то­ри­чес­ких сим­во­лов и це­ли­ком ос­но­ва­на на мно­го­чис­лен­ных воп­ро­сах, ко­то­рые мы по­лу­чи­ли от чи­та­те­лей га­зе­ты.

«Аналитическая га­зе­та «Сек­рет­ные ис­сле­до­ва­ния»

 

Крест Словакии

Белорусы испытывают огромный интерес к своей национальной истории,к истокам народа и к его древним символам - в этом нас убедили десятки звонков и писем читателей,поступивших в редакцию после публикаций на эти темы.

Поп­ро­бу­ем в этой статье от­ве­тить на часть воп­ро­сов. Наш пос­то­ян­ный чи­та­тель из Брес­та Анд­рей Бу­не­вич пи­шет:

«Меня за­ин­те­ре­со­ва­ла статья «Бе­ло­рус­ская ве­ра», опуб­ли­ко­ван­ная на стра­ни­цах Ва­шей га­зе­ты. В свя­зи с этим у
ме­ня воз­ник­ло нес­колько воп­ро­сов.На од­ном из рос­сий­ских те­ле­ка­на­лов я уви­дел ре­пор­таж, пос­вя­щен­ный за­хо­ро­не­нию вен­герс­ких сол­дат, по­гиб­ших во вре­мя ВОВ на тер­ри­то­рии СССР. В ре­пор­та­же бы­ло по­ка­за­но отк­ры­тие вен­герс­ко­го клад­би­ща, над вхо­дом ко­то­ро­го сто­ял шес­ти­ко­неч­ный пра­вос­лав­ный крест, ана­ло­гич­ный крес­ту Евф­ро­си­нии По­лоц­кой. Точ­но та­кой же крест мож­но бы­ло уви­деть и на фор­ме мо­ло­деж­ной сбор­ной Венг­рии по хок­кею в
мат­че с мо­ло­деж­ной сбор­ной Бе­ла­ру­си (эфир 12.12.05 г. на «БТ-1»). Ана­ло­гич­ный крест мож­но уви­деть на гер­бе и
фла­ге Сло­вац­кой Рес­пуб­ли­ки.
 
 
Какое от­но­ше­ние име­ет пра­вос­лав­ный крест к этим двум ка­то­ли­чес­ким стра­нам?»
 
Воп­рос дей­ст­ви­тельно очень ин­те­рес­ный: крест венг­ров и сло­ва­ков иден­ти­чен крес­ту на щи­те всад­ни­ка бе­ло­рус­ской «По­го­ни» - крес­ту Евф­ро­си­нии По­лоц­кой. При­чем, в не­ко­то­рых ис­пол­не­ни­ях этот крест венг­ры и сло­ва­ки пы­та­лись из­ме­нить на ка­то­ли­чес­кий ма­нер, де­лая пе­рек­ла­ди­ны крес­та рав­ны­ми по дли­не (так из­ме­ни­ли на ка­то­ли­чес­кий ма­нер «По­го­ню» и в Рес­пуб­ли­ке Ле­ту­ва). Од­на­ко ис­то­ки крес­та - вов­се не ка­то­ли­чес­кие.
 
Для на­ча­ла поз­на­ко­мим­ся с са­мой ис­то­ри­ей гер­ба Сло­ва­кии. Пер­вые смут­ные упо­ми­на­ния о нем от­но­сят­ся к ру­бе­жу 11-12 вв. К это­му вре­ме­ни от­но­сит­ся и са­мый ран­ний герб Венг­рии - из­го­тов­лен­ный для ко­ро­ля Бе­лы III тре­угольный щит с изоб­ра­же­ни­ем се­реб­ря­но­го двой­но­го крес­та на крас­ном фо­не. Этот герб до­жил до на­ших дней в зна­чи­тельной сте­пе­ни бла­го­да­ря то­му, что был изоб­ра­жен на се­реб­ря­ных мо­не­тах то­го вре­ме­ни. Двой­ной крест был сим­во­лом Вен­герс­ко­го ко­ро­левст­ва и сим­во­лом Верх­них Зе­мель (Верх­ней Венг­рии), т.е. Сло­ва­кии. Мо­ло­дая сло­вац­кая на­ция (судьба ко­то­рой весьма по­хо­жа на судьбу бе­ло­рус­ской на­ции) за­кон­чи­ла свое об­ра­зо­ва­ние во вре­мя ре­во­лю­ции 1848-1849 го­дов. Она уч­ре­ди­ла сво­им гер­бом этот ста­рый герб Верх­ней Венг­рии (т.е. Сло­ва­кии). На этом гер­бе был изоб­ра­жен двой­ной крест на трех хол­мах.
 
В это же вре­мя по­яв­ля­ет­ся трехц­вет­ный бе­ло-си­не-крас­ный на­ци­ональный флаг. Три хол­ма на гер­бе из­на­чально бы­ли зо­ло­ты­ми ли­бо се­реб­ря­ны­ми (14-й век), за­тем зе­ле­ны­ми, а на­чи­ная с 1848 го­да - си­ни­ми, в ре­зульта­те при­ня­тия бе­ло­го, си­не­го и крас­но­го на­ци­ональны­ми цве­та­ми. Пос­ле авст­ро-вен­герс­кой ин­тер­вен­ции 1867 го­да Сло­ва­кия бы­ла под­верг­ну­та на­сильной ас­си­ми­ля­ции, и ис­пользо­ва­ние на­ци­ональной сим­во­ли­ки бы­ло зап­ре­ще­но (ана­ло­гич­ные прес­ле­до­ва­ния про­ис­хо­ди­ли в 1864 го­ду в Бе­ла­ру­си, пос­ле по­дав­ле­ния царс­кой Рос­си­ей ос­во­бо­ди­тельно­го бе­ло­рус­ско­го вос­ста­ния).
 
Стрем­ле­ние сло­ва­ков к на­ци­ональной са­мо­ре­али­за­ции при­ве­ло их к со­юзу с Че­хи­ей, ко­то­рый пос­ле об­ра­зо­ва­ния Че­хос­ло­ва­кии в 1918 го­ду был сим­во­ли­чес­ки вы­ра­жен объеди­не­ни­ем сло­вац­ко­го двой­но­го крес­та с чешс­ким сим­во­лом - львом. Пос­ле Вто­рой Ми­ро­вой Вой­ны ис­пользо­ва­ние сло­вац­ких сим­во­лов не при­ветст­во­ва­лось, и, на­ко­нец, в 1948 го­ду они бы­ли пол­ностью зап­ре­ще­ны ком­му­нис­ти­чес­ким ре­жи­мом. В 1960-м эта те­ма дос­тиг­ла та­кой сте­пе­ни ост­ро­ты, что был при­нят за­кон, за­ме­ня­ющий сло­вац­кий ис­то­ри­чес­кий герб на вновь соз­дан­ный, изоб­ра­жа­ющий зо­ло­той кос­тер на фо­не си­не­го си­лу­эта гор­но­го пи­ка. «При­ня­тие это­го гер­ба ста­ло НЕ­ЗАС­ЛУ­ЖЕН­НЫМ УНИ­ЖЕ­НИ­ЕМ НА­ЦИИ», - так ска­за­но на офи­ци­альном сай­те Рес­пуб­ли­ки Сло­ва­кия.
 
Чи­тая эти сло­ва, ста­но­вит­ся обид­но за бе­ло­ру­сов, ко­то­рые на ре­фе­рен­ду­ме 1995 г. с лег­костью от­ка­за­лись от сво­его та­ко­го же ис­то­ри­чес­ко­го на­ци­онально­го гер­ба. Ибо в СССР у бе­ло­ру­сов точ­но так из­го­ня­лась ис­то­ри­чес­кая па­мять, они уже поч­ти ни­че­го не зна­ли о сво­ей ис­тин­ной на­ци­ональной ис­то­рии, а слои на­се­ле­ния, нос­тальги­ру­юще­го по СССР, от­вер­га­ли все на­ци­ональное бе­ло­рус­ское. Как же по-раз­но­му от­но­сят­ся к сво­им ис­то­ри­чес­ким на­ци­ональным сим­во­лам сло­ва­ки и бе­ло­ру­сы! 1-го мар­та 1990 го­да сло­вац­кий пар­ла­мент при­нял за­кон о гер­бе, фла­ге, пе­ча­ти и гим­не Сло­вац­кой Рес­пуб­ли­ки. Пос­ле мно­го­лет­не­го зап­ре­та бы­ла вос­ста­нов­ле­на ис­то­ри­чес­кая сло­вац­кая сим­во­ли­ка.
 
Итак, от­ку­да же у сло­ва­ков и венг­ров взял­ся этот крест?
 
В статье «Исто­ки Ру­си в Польской Хро­ни­ке» (N 18, 2005) мы под­роб­но рас­ска­за­ли о том, что на тер­ри­то­рии меж­ду Венг­ри­ей и Сло­ва­ки­ей в ран­нем сред­не­ве­ковье су­щест­во­ва­ла Ду­най­ская Русь (Мо­равс­кая Русь) со сто­ли­цей в Ке­ве (го­род у устья ре­ки Мо­ра­вы). Пов­то­ряться не бу­дем - со­ве­ту­ем пе­ре­чи­тать эту статью. На­пом­ним лишь, что эта Ду­най­ская Русь фи­гу­ри­ру­ет в ты­ся­чах ев­ро­пей­ских хро­ник, а на­се­ле­на она бы­ла сла­вя­на­ми По­лабья и По­морья, вы­ход­ца­ми с зе­мель лу­жи­чан, обод­ри­тов и др. Где - в По­лабье и По­морье - и бы­ла са­мая древ­няя Русь, серд­це сла­вян и ис­то­ки Ру­си. Как я пи­сал в статье «За­гад­ки древ­не­го гер­ба» (N1, 2006), ру­си­ны По­лабья ис­по­ве­до­ва­ли ари­анст­во, сим­во­лом ко­то­ро­го был как раз крест с дву­мя пе­рек­ла­ди­на­ми.
 
 
 
 
 
 
 Этот крест - и на древ­ней пе­ча­ти Мин­дов­га (1252 г.), прус­ско­го ко­ро­ля и соз­да­те­ля ВКЛ, и на гер­бах лу­жиц­ких сер­бов и сла­вян-по­мо­ров (тер­ри­то­рия быв­шей ГДР), ко­то­рые, оче­вид­но, этот герб при­нес­ли и в Прус­сию (По­русье), ког­да этот край был ими сла­вя­ни­зи­ро­ван до не­мец­кой экс­пан­сии.
 
Мож­но пред­по­ло­жить, что сло­ва­ки и венг­ры (асси­ми­ли­ро­вав­шие Ду­най­скую Русь в свои эт­но­сы) по­лу­чи­ли этот ари­анс­кий крест, как и мы (бе­ло­ру­сы и прус­сы), из од­но­го ис­точ­ни­ка - от сла­вян По­лабья и По­морья. И это пред­по­ло­же­ние име­ет мно­го ос­но­ва­ний. Это в пер­вую оче­редь на­ли­чие в рай­оне Ду­най­ской Ру­си и у нас в Бе­ла­ру­си цент­ров ари­анст­ва, соз­дан­ных по­лаб­ца­ми и по­мо­ра­ми (о том, что до хрис­ти­анст­ва бе­ло­ру­сы ис­по­ве­до­ва­ли ари­анст­во, пи­сал еще В.У. Лас­товс­кий в 1910 г.).
 
Это и мно­жест­во ар­хе­оло­ги­чес­ких ар­те­фак­тов, со­дер­жа­щих ари­анс­кие ру­ны По­лабья. Та­ким об­ра­зом, этот крест - это, оче­вид­но, из­на­чально ари­анс­кий крест По­лабья и По­морья. Те­му дальше раз­ви­ва­ет вто­рой воп­рос на­ше­го чи­та­те­ля А. Бу­не­ви­ча: «В статье «Бе­ло­рус­ская ве­ра» го­во­рит­ся, что из­на­чально, с мо­мен­та кре­ще­ния Ру­си, сим­во­лом РПЦ Ки­ева был шес­ти­ко­неч­ный пра­вос­лав­ный крест, а восьми­ко­неч­ный пра­вос­лав­ный крест был «изоб­ре­те­ни­ем» Мос­ковс­ко­го пра­вос­ла­вия. По­че­му на церк­вях в Сер­бии, Бол­га­рии и дру­гих бал­канс­ких стран сто­ят восьми­ко­неч­ные крес­ты, хо­тя эти стра­ны в си­лу сво­его ге­ог­ра­фи­чес­ко­го по­ло­же­ния бли­же к Ви­зан­тии, а не к Моск­ве?»
 
Здесь у чи­та­те­ля не­точ­ность: мы «изоб­ре­те­ни­ем» Моск­вы на­зы­ва­ли не прос­то восьми­ко­неч­ный крест, а восьми­ко­неч­ный крест с му­сульманс­кой лу­ной под ним - ко­то­рая бы­ла вве­де­на РПЦ Моск­вы как знак «общей го­су­дарст­вен­ной ве­ры» для та­тар Ор­ды, ко­то­рых Моск­ва на­сильно об­ра­ща­ла в свое сво­е­об­раз­ное пра­вос­ла­вие (став­шее эда­ким гиб­ри­дом ис­ла­ма и пра­вос­ла­вия).
Не­ко­то­рые ис­то­ри­ки пи­шут, что этот серп под крес­том был вве­ден Ива­ном Гроз­ным как «знак по­бе­ды над Ка­занью», мол - из­де­ва­тельство над ис­ла­мом. На са­мом де­ле это не так, ибо в это же вре­мя Иван Гроз­ный на­чи­на­ет че­кан­ку мо­нет с над­писью по-арабс­ки «Ибан». Яс­но, что и че­кан­ка та­ких мо­нет, и вне­се­ние в крест сер­па име­ют од­ну при­чи­ну: соз­да­ние еди­но­го с зах­ва­чен­ной Ор­дой го­су­дарст­ва, с еди­ной ве­рой - пра­вос­лав­но-исламс­кой.
 
Что же ка­са­ет­ся крес­та Евф­ро­си­нии По­лоц­кой, то по­ла­гаю, что из­на­чальный ари­анс­кий шес­ти­ко­неч­ный крест у нас прос­то по тра­ди­ции ста­ли на­зы­вать «ви­зан­тий­ским»
 
 
 
Так как в Ви­зан­тии дей­ст­ви­тельно очень час­то упот­реб­лял­ся и шес­ти­ко­неч­ный крест (в том чис­ле он на мо­не­тах и пе­ча­тях Ви­зан­тии).
 
А в пра­вос­лав­ных стра­нах Бал­кан (как и в Мос­ко­вии) ари­анс­кой пре­дыс­то­рии крес­та не бы­ло, по­то­му там в хо­ду восьми­ко­неч­ный. Что ка­са­ет­ся Ки­ева и Ки­евс­кой Ру­си, то там сре­ди са­мых древ­них изоб­ра­же­ний - и шес­ти­ко­неч­ные ари­анс­кие, и во­об­ще че­ты­рех­ко­неч­ные ка­то­ли­чес­кие крес­ты.
 
На­до ска­зать, что се­год­ня мно­гие ис­то­ри­ки пи­шут о том, что РПЦ Ки­ева и РПЦ Моск­вы фальси­фи­ци­ро­ва­ли ис­то­рию, ут­верж­дая, что Ки­ев при­нял пра­вос­лав­ную ве­ру: най­де­но мно­жест­во до­ка­за­тельств то­го, что вна­ча­ле-та­ки Ки­евс­кая Русь при­ня­ла ка­то­ли­чест­во, а только спус­тя дос­та­точ­но про­дол­жи­тельное вре­мя пе­реш­ла под дав­ле­ни­ем юж­но­го со­се­да на его ве­ру. Но это, впро­чем, уже дру­гая те­ма, о ко­то­рой на­до рас­ска­зы­вать в от­дельной пуб­ли­ка­ции. Под­ве­дем ито­ги. Как мне ка­жет­ся, наш и сло­вац­кий шес­ти­ко­неч­ные крес­ты име­ют од­ни ис­то­ки. Они - в древ­ней ари­анс­кой Ру­си По­лабья и По­морья, сла­вянс­ко­го про­ис­хож­де­ния, по­яви­лись при­мер­но в од­но вре­мя - с за­се­ле­ни­ем на­ших зе­мель эти­ми ко­ло­нис­та­ми. Сам этот воп­рос НИК­ТО до это­го не ис­сле­до­вал. Хо­тя са­ма те­ма, оче­вид­но, та­ит в се­бе уди­ви­тельные отк­ры­тия.
 
 

 МОСКОВСКАЯ «ПОГОНЯ»

 

В про­дол­же­ние те­мы бе­ло­рус­ско­го гер­ба сле­ду­ет вспом­нить о том ма­ло­из­вест­ном фак­те, что «По­го­ня» бы­ла од­ним из глав­ных сим­во­лов и Мос­ко­вии. Имен­но об этом го­во­рят мо­не­ты Мос­ко­вии, на ко­то­рых, как ука­зы­ва­ет рос­сий­ский ис­то­рик Алек­сей Быч­ков в кни­ге «Мос­ко­вия: ле­ген­ды и ми­фы» (М. 2005), изоб­ра­же­на имен­но «По­го­ня». Эти мо­не­ты хо­ро­шо из­вест­ны ну­миз­ма­там и, ве­ро­ят­но, от­ра­жа­ют родст­вен­ные свя­зи Ве­ли­ких кня­зей Мос­ковс­ких с Ве­ли­ки­ми князьями ВКЛ (нап­ри­мер, бе­ло­рус­ский князь Ви­товт был де­дом Ва­си­лия II по ма­те­ри). Мос­ковс­кие мо­не­ты с «По­го­ней» на­чи­на­ют че­ка­ниться имен­но с пе­ри­ода кня­же­ния Ва­си­лия II и его сы­на Ива­на III (се­ре­ди­на XV в.) - и вплоть до се­ре­ди­ны прав­ле­ния Ива­на IV Гроз­но­го.

Моск­ва расп­рост­ра­ня­ла в этот пе­ри­од герб «По­го­ня» и на зах­ва­ты­ва­емые ею тер­ри­то­рии. Быч­ков пи­шет: «Пос­ле при­об­ре­те­ния Нов­го­ро­да к Моск­ве ме­ня­ет­ся над­пись на обо­рот­ной сто­ро­не. Те­перь она уже ука­зы­ва­ет на за­ви­си­мость Нов­го­ро­да от влас­ти ве­ли­ко­го кня­зя - «Деньга ве­ли­ко­го кня­зя» и «Пе­чать ве­ли­ко­го кня­зя» («По­го­ня»). За­тем ме­ня­ет­ся и вид ли­це­вой сто­ро­ны. Вмес­то двух­фи­гур­ной ком­по­зи­ции (нов­го­род­ца и свя­той Со­фии) по­ме­ща­ет­ся всад­ник с ме­чом, тра­ди­ци­он­ный для мос­ковс­ких мо­нет вто­рой по­ло­ви­ны XV ве­ка». Это имен­но РУС­СКИЙ герб, так как им вла­де­ли только Ве­ли­кие князья Рус­ские и, со­от­ветст­вен­но, их рус­ские кня­жест­ва. А не «ли­товс­кий» герб, как его мно­гие оши­боч­но на­зы­ва­ют. Хо­чу на­пом­нить, что пра­ви­те­ли ВКЛ бы­ли Ве­ли­ки­ми князьями Рус­ски­ми и Рю­ри­ко­ви­ча­ми, а 80% тер­ри­то­рии ВКЛ - кня­жест­ва Ру­си. У них всех и бы­ла эта су­гу­бо пра­вос­лав­ная «По­го­ня».

А вот то, что мы се­год­ня на­зы­ва­ем «Рес­пуб­ли­кой Лит­ва», - это ис­то­ри­чес­ки Жмудь и Аукш­тай­тия, и у них в сред­ние ве­ка был свой собст­вен­ный герб - «Ко­люм­ны». Его и сле­ду­ет на­зы­вать «ли­товс­ким», а вов­се не «По­го­ню», ко­то­рая бы­ла гер­бом ТОЛЬКО рус­ских кня­жеств и рус­ских кня­зей - и НИ­КОГ­ДА жмудс­ких или аукш­тай­тс­ких.

И еще лю­бо­пыт­ная де­таль: ди­нас­тию Мин­дов­га мно­гие счи­та­ют как бы «не на­шей», по­то­му что она - ди­нас­тия прус­ских ко­ро­лей. Од­на­ко и ди­нас­тия Ро­ма­но­вых - это то­же точ­но та­кая ди­нас­тия прус­сов. Быч­ков на­по­ми­на­ет: «Пер­вый из Ро­ма­но­вых, ко­го мы зна­ем по име­ни, Анд­рей Ко­бы­ла, был вы­ход­цем на мос­ковс­кую служ­бу «из прусс», т.е. ли­товс­ко­го пле­ме­ни». Прус­са­ми бы­ли и не­ко­то­рые из­вест­ные ро­ды из ок­ру­же­ния Ро­ма­но­вых, в том чис­ле Ше­ре­метьевы. Я только не сог­ла­сен с тем, что прус­сов на­зы­ва­ют «ли­тов­ца­ми». Они к ны­неш­ней Лит­ве-Ле­ту­ве ни­ка­ко­го от­но­ше­ния не име­ют, ибо бы­ли за­пад­ны­ми бал­та­ми, а не вос­точ­ны­ми, и бы­ли родст­вен­ны не им, а на­шим дай­но­ва, ма­зу­рам и ят­вя­гам. Имен­но это бы­ла тог­да Лит­ва, и вся эта ис­то­ри­чес­кая Лит­ва на­хо­ди­лась на тер­ри­то­рии ны­неш­ней Бе­ла­ру­си. Од­на­ко уже дав­но ис­то­ри­ки, упот­реб­ляя тер­мин «Лит­ва», име­ют в ви­ду вов­се не на­шу Бе­ла­русь, а бе­зос­но­ва­тельно Жмудь и Аукш­тай­тию, ко­то­рые «Лит­вой» тог­да ес­ли и на­зы­ва­лись, то только как вас­са­лы Бе­ло­рус­ской Лит­вы.

 

 

БЕЛО-КРАСНО-БЕЛЫЕ ЦВЕТА
    
Третий воп­рос Анд­рея Бу­не­ви­ча та­кой:
 
«С не­ко­то­рых пор я стал за­ме­чать од­ну ин­те­рес­ную де­таль на празд­нич­ных оде­яни­ях иерар­хов РПЦ. В част­нос­ти, на оде­янии Пат­ри­ар­ха Мос­ковс­ко­го и Всея Ру­си Алек­сия II и Мит­ро­по­ли­та Минс­ко­го и Слуц­ко­го Фи­ла­ре­та мож­но наб­лю­дать бе­ло-крас­но-бе­лые по­ло­сы. Точ­но та­кие же по­ло­сы я наб­лю­дал и на празд­нич­ном оде­янии не­дав­но изб­ран­но­го Пат­ри­ар­ха ста­ро­ве­ров, и та­кие же оде­яния с по­ло­са­ми мож­но наб­лю­дать на древ­них ико­нах. Что обоз­на­ча­ют эти по­ло­сы, и есть ли ка­кая-ни­будь связь это­го со­че­та­ния цве­тов на цер­ков­ной одеж­де с преж­ним бе­ло-крас­но-бе­лым фла­гом? По­пут­но про­шу Вас рас­ска­зать о про­ис­хож­де­нии бе­ло-крас­но-бе­ло­го фла­га, его ис­то­ри­чес­ких кор­нях».
 
Тут не прос­то «ка­кая-то связь»: бе­ло-крас­но-бе­лая сим­во­ли­ка - это имен­но и конк­рет­но СИМ­ВО­ЛИ­КА РУС­СКО­ГО ПРА­ВОС­ЛА­ВИЯ. В 1993 го­ду в Минс­ке из­да­тельство «Унi­вер­сi­тэц­кае» на­пе­ча­та­ло реп­ринт­ное из­да­ние кни­ги В.У. Лас­товс­ко­го «Ка­рот­кая гiс­то­рыя Бе­ла­ру­сi» (1910, Вильня). В пос­лес­ло­вии к не­му А.Гриц­ке­вич, док­тор ис­то­ри­чес­ких на­ук, про­фес­сор, пи­шет на стр. 124 (пе­ре­во­жу на рус­ский): «В кни­ге по­ме­ще­ны и два порт­ре­та цер­ков­ных де­яте­лей - пра­вос­лав­но­го ки­евс­ко­го мит­ро­по­ли­та Иоси­фа Сол­та­на (ум. В 1522 г.), по­лоц­ко­го пра­вос­лав­но­го ар­хи­епис­ко­па Мя­ле­тия Смот­риц­ко­го (1572-1630 гг.).
 
Сол­тан был гла­вой пра­вос­лав­ной церк­ви в ВКЛ с ре­зи­ден­ци­ями в Вильно и Но­вог­руд­ке (ки­евс­кий мит­ро­по­лит - это ти­тул). Оде­яние обо­их иерар­хов пра­вос­лав­ной церк­ви на­пол­не­но бе­ло-крас­но-бе­лы­ми по­ло­са­ми. Эти цве­та на цер­ков­ном оде­янии пра­вос­лав­ных и уни­атс­ких мит­ро­по­ли­тов, ар­хи­епис­ко­пов и епис­ко­пов оз­на­ча­ют их мис­сию, вы­ра­жа­емую в сим­во­ли­ке кро­ви Иису­са Хрис­та на чис­той ду­ше че­ло­ве­ка. Бе­ло-крас­но-бе­лые по­ло­сы но­сят и те­перь иерар­хи пра­вос­лав­ной церк­ви. Эти цве­та есть и на порт­ре­тах цер­ков­ных иерар­хов в ху­до­жест­вен­ном му­зее в Вильню­се. Они сов­па­да­ют с ис­то­ри­чес­ки­ми цве­та­ми бе­ло­рус­ской на­ци­ональной одеж­ды, а так­же с цве­та­ми бо­евых стя­гов бе­ло­рус­ско-ли­товс­ко­го вой­ска в XVI-XVI­II вв., и Бе­ло­рус­ско­го гу­сарс­ко­го пол­ка в рус­ской ар­мии в кон­це XVI­II - на­ча­ле XIX вв., и с го­су­дарст­вен­ным бе­ло­рус­ским фла­гом».
 
Мо­гу лишь до­ба­вить, что эти же цве­та бы­ли у Грод­ненс­ко­го гу­сарс­ко­го пол­ка, как ска­за­но в эн­цик­ло­пе­дии «Бе­ла­русь» (Минск, 1995), где при­во­дят­ся изоб­ра­же­ния фор­мы этих пол­ков с ко­кар­да­ми и пол­ко­вы­ми зна­ме­на­ми, на ко­то­рых «По­го­ня». А жур­нал «На­ука и жизнь» в статье о гу­са­рах со­об­ща­ет, что пол­ки бе­ло­рус­ских гу­сар во­ева­ли в Оте­чест­вен­ной вой­не в фор­ме бе­ло-крас­но-бе­лых цве­тов, а пол­ки ук­ра­инс­ких гу­сар - в фор­ме жел­то-го­лу­бой, то есть в фор­ме на­ци­ональных цве­тов бе­ло­ру­сов и ук­ра­ин­цев (и жур­нал при­во­дит на цвет­ном раз­во­ро­те мун­ди­ры всех гу­сарс­ких пол­ков, где это ил­люст­ри­ру­ет­ся). Осо­бый пласт те­мы - в том, что про­фес­сор А.Гриц­ке­вич крат­ко ох­ва­ты­ва­ет фра­зой «Они [цве­та] сов­па­да­ют с ис­то­ри­чес­ки­ми цве­та­ми бе­ло­рус­ской на­ци­ональной одеж­ды».
 
Да, на­ци­ональная одеж­да бе­ло­ру­сов - бе­ло­го и крас­но­го цве­тов. От­ку­да взя­лась зе­ле­ная сос­тав­ная в со­ветс­ком фла­ге БССР об­раз­ца 1922 го­да, ко­то­рой ни­ког­да не бы­ло сре­ди цве­тов бе­ло­рус­ской одеж­ды, - это во­об­ще ка­зус. Рос­сий­ские ис­то­ри­ки А.Но­ви­ков и С.Ко­за­ко­ва в кни­ге «Стра­на Со­ве­тов» (М., 1996) пи­шут, что зе­ле­ная сос­тав­ная «бы­ла взя­та слу­чай­но»: морс­ким рес­пуб­ли­кам да­ва­ли си­нюю по­ло­су, а не морс­ким рес­пуб­ли­кам зе­ле­ную - мол - фло­ра, мол - су­хо­пут­ная рес­пуб­ли­ка. Вот так лег­ко­мыс­лен­но, дей­ст­ви­тельно слу­чай­но соз­да­ва­лись за пять ми­нут эфе­мер­ные фла­ги рес­пуб­лик СССР, ко­то­рые пол­ностью иг­но­ри­ро­ва­ли на­ци­ональные фла­ги (ибо за­да­ча СССР ле­жа­ла в пол­ном от­ри­ца­нии на­ци­ональной са­мо­иден­ти­фи­ка­ции на­ро­дов СССР). Хо­тя от­верг­ну­тые СССР на­ци­ональные фла­ги как раз соз­да­ва­лись мно­го­ве­ко­вой культур­ной ра­бо­той на­ро­дов. От­ри­цать ее - это от­ри­цать сам на­род, все его культур­ное со­дер­жа­ние.
 
И пос­лед­нее в этой те­ме: бе­ло-крас­ные цве­та - это об­щех­рис­ти­анс­кие цве­та, сим­во­ли­зи­ру­ющие кровь Иису­са на че­ло­ве­чес­кой ду­ше. Ог­ром­ная часть стран и ре­ги­онов Ев­ро­пы име­ет эти цве­та хрис­ти­анст­ва на сво­их го­су­дарст­вен­ных сим­во­лах: Авст­рия, Польша, Лат­вия, Анг­лия, Швей­ца­рия, Да­ния, Мальта, Мо­на­ко и про­чие, вклю­чая ог­ром­ное чис­ло кня­жеств, зе­мель и кан­то­нов. Вез­де ука­зы­ва­ет­ся, что это су­гу­бо хрис­ти­анс­кие сим­во­лы, во­шед­шие в сим­во­лы го­су­дарст­ва. И вез­де ука­зы­ва­ет­ся, что на фла­ге - кровь Иису­са Хрис­та. Точ­но так из этих цве­тов вы­пол­нен и хрис­ти­анс­кий герб Моск­вы «Ге­ор­гий По­бе­до­но­сец» (его цве­та - как раз бе­лый и крас­ный, он же яв­ля­ет­ся гер­бом Анг­лии и мно­жест­ва ев­ро­пей­ских про­вин­ций и го­ро­дов).

 

 

ПРУССЫ БЕЛАРУСИ
    
Откликаясь на статью «За­гад­ки древ­не­го гер­ба» (N1, 2006), мне поз­во­ни­ла жи­тельни­ца Минс­ка Ли­дия Ефи­мов­на (Евфи­мов­на, как она уточ­ня­ет - от­чест­во ис­ко­вер­ка­ли в СССР служ­бы ЗАГС), ко­то­рая рас­ска­за­ла, что яв­ля­ет­ся как раз предс­та­ви­те­лем той «прус­ской сос­тав­ной» бе­ло­рус­ско­го на­ро­да, о ко­то­рой мы и пи­са­ли в этой статье. Она в семье го­во­рит на прус­ском язы­ке, как на этом же язы­ке го­во­рит вся ее род­ня. Что на­ша чи­та­тельни­ца и про­де­монст­ри­ро­ва­ла, пе­рей­дя в раз­го­во­ре со мной на РАЗ­ГО­ВОР­НЫЙ прус­ский язык. Это, ко­неч­но, выз­ва­ло у ме­ня шок, так как, сог­лас­но на­уч­ным предс­тав­ле­ни­ям, прус­сы дав­но вы­мер­ли как на­род, а их единст­вен­ные три сох­ра­нив­ших­ся письмен­ных па­мят­ни­ка от­но­сят­ся к 15-16 ве­кам. И - что во­об­ще отк­ры­тие - ни­ка­ко­го прус­ско­го раз­го­вор­но­го язы­ка се­год­ня в прин­ци­пе нет, как счи­та­ет на­ука. «А вот есть та­кой раз­го­вор­ный язык!» - со­об­ща­ет чи­та­тельни­ца.
 
В Пинс­кой и Брестс­кой об­лас­тях до сих пор жи­вут де­сят­ки ты­сяч прус­сов, ко­то­рые в семье, меж­ду со­бой, го­во­рят на род­ном прус­ском язы­ке. Это не бе­ло­рус­ский язык, не польский и не ли­товс­кий, а прус­ский, и де­тям из по­ко­ле­ния в по­ко­ле­ние пе­ре­да­ют де­ды, что вы - прус­сы, а не бе­ло­ру­сы, по­ля­ки или ли­тов­цы.
 
На­ша чи­та­тельни­ца так­же со­об­щи­ла, что ряд древ­них бе­ло­рус­ских текс­тов, ко­то­рые ис­то­ри­ка­ми ком­мен­ти­ро­ва­лись как «на­пи­сан­ные не­из­вест­ны­ми письме­на­ми не­из­вест­ным язы­ком», ею впол­не чи­та­ют­ся, так как на­пи­са­ны на ее род­ном прус­ском язы­ке. В том чис­ле она при­ве­ла при­мер сог­ла­ше­ния о зак­лю­че­нии Люб­ленс­кой Унии 1569 го­да (объеди­не­ние ВКЛ и Польши в со­юз­ное го­су­дарст­во Речь Пос­по­ли­тую - Рес­пуб­ли­ку): текст сог­ла­ше­ния в од­ном из до­ку­мен­тов был на­пи­сан, как ком­мен­ти­ру­ют ис­то­ри­ки, «не­по­нят­ным ни­ко­му язы­ком».
 
А вот на­ша чи­та­тельни­ца сей текст по­ни­ма­ет в каж­дом сло­ве, ибо он, как она го­во­рит, на ее язы­ке и на­пи­сан. Каж­дое сло­во по­ни­ма­ет - из текс­та, ко­то­рый объявлен на­ши­ми уче­ны­ми «не­раз­ре­ши­мой за­гад­кой». (Кста­ти, по­ду­мав, я на­шел, что сос­тав­ле­ние од­но­го из текс­тов сог­ла­ше­ния об Унии на прус­ском язы­ке - вещь ес­тест­вен­ная, так как две тре­ти жи­те­лей Брестс­кой, Пинс­кой, Грод­нес­кой и ос­тальных за­пад­ных и цент­ральных зе­мель Бе­ла­ру­си сос­тав­ля­ли как раз прус­сы - миг­ран­ты из Прус­сии - и родст­вен­ные им мест­ные дай­но­ва, ят­вя­ги - то есть за­пад­ные бал­ты, ко­то­рые в ВКЛ и име­но­ва­лись об­ще лит­ви­на­ми. Они в ВКЛ ак­тив­но ас­си­ми­ли­ро­ва­лись в ру­си­нов (бе­ло­ру­сов), но, как ви­дим, ост­ров­ки из­на­чальной на­ци­ональной са­мо­иден­ти­фи­ка­ции сох­ра­ни­лись да­же до на­ших дней.)
 
Чи­та­тельни­ца наз­ва­ла и нес­колько прус­ских сел в Бе­ла­ру­си, где се­год­ня до сих пор жи­вут прус­сы, сох­ра­ня­ющие свою прус­скую са­мо­иден­ти­фи­ка­цию, вспом­нив из мно­гих, как я за­пи­сал, Од­ри­жин и Об­де­мер. Есть и се­ла, наз­ва­ния ко­то­рых об­ра­зо­ва­ны от сло­ва «прус­сы». Наз­ва­ла и уче­но­го, ко­то­рый за­ни­мал­ся 10 лет на­зад ис­то­ри­ей бе­ло­рус­ских прус­сов - это Ше­ля­го­вич, тог­да яв­ляв­ший­ся пре­по­да­ва­те­лем БГУ. Ни­че­го бо­лее конк­рет­но­го тут чи­та­тельни­ца не ска­за­ла и так же не­конк­рет­но до­ба­ви­ла, что у прус­сов Бе­ла­ру­си в прош­лом из­да­ва­лась и своя га­зе­та, наз­ва­ние ко­то­рой зву­ча­ло при­мер­но как «Ву­дин­не» - от ву­ди­ни­чей, бе­ло­рус­ской на­род­нос­ти сме­ше­ния сла­вян с прус­са­ми в Пинс­кой и Брестс­кой об­лас­тях. В об­щем, тут дей­ст­ви­тельно ог­ром­ный пласт сок­ры­той ис­то­рии Ро­ди­ны.
Сен­са­ци­ей для на­уки уже яв­ля­ет­ся факт, что прус­сы не вы­мер­ли, как ма­мон­ты, а впол­не ком­форт­но вы­жи­ли в Бе­ла­ру­си, и я по те­ле­фо­ну слы­шал ЖИ­ВУЮ прус­скую речь. Это то же са­мое, как най­ти се­год­ня жи­вую ока­ме­не­лость - об­на­ру­жить жи­вым РЕ­ЛИКТ.
 
НАДПИСИ НА ДРЕВНИХ КАМНЯХ
 
 
 

 
Наш чи­та­тель Вя­чес­лав Ро­ма­но­вич, зам. пред. Фе­де­ра­ции под­вод­но­го спор­та РБ, во вре­мя по­ез­док по ре­кам и озе­рам стра­ны на­шел осенью 2005 го­да в озе­ре Нав­лиц­кое По­лоц­ко­го рай­она ос­ко­лок кам­ня с письмен­ностью, ко­то­рую он оп­ре­де­лил как «ру­ни­чес­кую».
Но ког­да мы сфо­тог­ра­фи­ро­ва­ли и изу­чи­ли эту над­пись, то смог­ли ее точ­но иден­ти­фи­ци­ро­вать вов­се не как ру­ни­чес­кую, а ле­ту­винс­кую - язы­ка вос­точ­ных бал­тов. Чи­та­те­ли са­ми мо­гут срав­нить бук­вы кам­ня со сред­не­ве­ко­вым ле­ту­винс­ким ал­фа­ви­том жму­дов и аукш­тай­тов.
 
Пе­ре­вес­ти над­пись на кам­не мы не смог­ли, тем бо­лее что она - только от­ры­вок, а ос­тальная часть уте­ря­на с ос­тальной частью кам­ня. И мож­но те­оре­ти­чес­ки пред­по­ла­гать, что про­дол­же­ние по­ис­ков на этом озе­ре поз­во­лит най­ти и дру­гие час­ти это­го кам­ня (что даст про­честь всю над­пись), и, воз­мож­но, по­мо­жет най­ти еще и дру­гие кам­ни с ана­ло­гич­ны­ми над­пи­ся­ми. По­яв­ле­ние этой над­пи­си мож­но от­нес­ти при­мер­но к 14-15 ве­кам, ког­да Ле­ту­ва уже пе­реш­ла с ал­фа­ви­та рун (прив­не­сен­ных со­се­дя­ми с За­па­да) на свой уни­кальный вос­точ­но-балтс­кий ал­фа­вит (от ко­то­ро­го по­том сно­ва от­ка­за­лась, при­няв уже ла­тинс­кий).
 
На­ход­ка в рай­оне По­лоц­ка ар­те­фак­та с ле­ту­винс­ким письмом сно­ва до­ка­зы­ва­ет тес­ную ис­то­ри­чес­кую связь бе­ло­ру­сов с вос­точ­ны­ми бал­та­ми. Ока­зы­ва­ет­ся, в рай­оне По­лоц­ка жил анк­лав вос­точ­ных бал­тов, ос­та­вив­ший здесь пос­ле се­бя письмен­ные па­мят­ни­ки. Кто бы­ли эти пе­ре­се­лен­цы, и бы­ли ли они во­об­ще пе­ре­се­лен­ца­ми - не­из­вест­но. Тут сно­ва це­лое по­ле для ис­сле­до­ва­ний ис­то­ри­ков.

 

Рубрики:  ИСТОРИЯ БЕЛАРУСИ
Метки:  

Процитировано 4 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку