ДОРОГИЕ ДРУЗЬЯ!
Я ХОЧУ С ВАМИ ПОДЕЛИТЬСЯ УРОКОМ ПО СТИХОСЛОЖЕНИЮ ЧЛЕНА СОЮЗА ПИСАТЕЛЕЙ РОССИИ НАДЕЖДЫ КУДАШКИНОЙ, КОТОРЫМ ПОЛЬЗУЮСЬ САМА, ЯВЛЯЯСЬ УЧЕНИЦЕЙ НАДЕЖДЫ НИКОЛАЕВНЫ.
ВСЕГДА ПОМНЮ ЕЕ ОБРАЗНОЕ СРАВНЕНИЕ СТИХОВ ,КОТОРЫЕ ЧАСТО ТОРОПЛИВО ПУБЛИКУЮТ, ЗАБЫВ ПРОВЕРИТЬ ПО ВСЕМ ПАРАМЕТРАМ, ПОДПРАВИТЬ. В ИНТЕРВЬЮ РАДИО LINA-FRANS-RADIO, ОНА СРАВНИЛА ТАКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ С РОЖДЕННЫМ РЕБЕНКОМ, КОТОРОГО ЗАБЫЛИ УМЫТЬ, ПРИЧЕСАТЬ, ПРИОДЕТЬ И В ТАКОМ ВИДЕ ВЫПУСТИЛИ ГУЛЯТЬ. ВСЕГДА ПОМНЮ ОБ ЭТОМ))) И СТАРАЮСЬ СДЕЛАТЬ САМОАНАЛИЗ, ЕСЛИ В ЧЕМ-ТО СОМНЕВАЮСЬ , СОВЕТУЮСЬ С ДРУЗЬЯМИ-ПОЭТАМИ.
НАДЕЮСЬ, ЧТО И ВАМ ЭТИ ЗОЛОТЫЕ ПРАВИЛА НАДЕЖДЫ НИКОЛАЕВНЫ ПРИГОДЯТСЯ!
ОТ ВСЕГО СЕРДЦА, БЛАГОДАРНА НАДЕЖДЕ НИКОЛАЕВНЕ ЗА ЕЕ МУДРОСТЬ!
Надежда Кудашкина,
13-03-2013 09:14
http://my.mail.ru/community...
Приведу несколько подсказок-рекомендаций для полноценного анализа стихотворения.
Начинайте анализ с положительного - что удалось, необычные сравнения, образы, эпитеты, интересная рифмовка, глубоко раскрытая тема, заявленная в заголовке, если он есть.
1. Раскрыта ли тема?
2. Ритм ( размер), если чувствуете сбой, пересчитайте количество слогов в рифмующихся строчках, замените слова, сбивающие ритм строки синонимом, или перестройте строку.
3. Рифмы - точные, приблизительные. Посмотрите, нет ли перехода с одной рифмы на другую: мужская - с ударением на последнем слоге (земнОЙ, веснОЙ),женская с ударением на предпоследнем слоге (хоРОший, веСЁлый) и дактилическая с ударением на третьем с конца слоге (РАдуга, ВЕсело)
4 Словесная инструментовка стиха (Образы, сравнения, эпитеты. гиперболы и др.- словесные поэтические приёмы.
5 Прозрачность стиха . В русском языке принято на 100 гласных применять 135 согласных Если 100 : на 135, получится примерно
0,75 , это и есть показатель прозрачности стиха. если чувствуете, что трудно читать, проверьте строку на прозрачность. Небольшие отклонения - нормально, а если согласных много, получится - СЛОВОСТЫК, если наоборот, гласных рядом много - ЗИЯНИЕ. Попробуйте вслух прочитать: "Ау, Яна, ау!" или "И алое моё алоэ".
Гласные выполняют роль столбиков в языковой изгороди, а согласные - перекладинки, держащую изгородь Поправить можно , определив прозрачность стиха.
6 Иногда звуки , слоги сливаются при чтении вслух и образуют слова, не нужные в тексте.
Скажите вслух:"Он же - ребёнок" . получите жеребёнка.
Иногда образуются ругательные и даже матерные слова. "Спереди нас - рать, СЗАДИ НАС - РАТЬ, и БИТВОЮ МАТЬ-РОССИЯ СПАСЕНА". Прочитайте вслух и ужаснитесь, а ведь мысль-то была хорошая, только пренебрежение законами эвфонии привели к такому казусу.
7. Посмотрите, гармонична ли форма стиха и его содержание. Иногда автор по незнанию пишет серьёзное стихотворение, порой грустное и печальное, но берёт парную рифму, а она подходит больше для детских стихов, сказок, шуток.
8 выскажите своё отношение к написанному, тронуло или нет.
Интересное и полезное из комментариев под этим постом:
Надежда Кудашкина:
если вы можете НЕ писать, - не пишите, значит это - не ваше дело. Поищите себя в другом, более близком вашей душе. И будете счастливы. Но, если пишете, то старайтесь следовать законам стихосложения. иначе ваша работа не будет востребована. Когда пишешь, не думаешь, какой ритм вам пришёл . какая рифма просится, - стихи сами приходят , но требуют тщательной работы, для этого и надо знать законы стихосложения.Просто срифмованные строчки | |