-Приложения

  • Перейти к приложению Открытки ОткрыткиПерерожденный каталог открыток на все случаи жизни
  • Перейти к приложению Стена СтенаСтена: мини-гостевая книга, позволяет посетителям Вашего дневника оставлять Вам сообщения. Для того, чтобы сообщения появились у Вас в профиле необходимо зайти на свою стену и нажать кнопку "Обновить
  • Перейти к приложению Я - фотограф Я - фотографПлагин для публикации фотографий в дневнике пользователя. Минимальные системные требования: Internet Explorer 6, Fire Fox 1.5, Opera 9.5, Safari 3.1.1 со включенным JavaScript. Возможно это будет рабо
  • Перейти к приложению Всегда под рукой Всегда под рукойаналогов нет ^_^ Позволяет вставить в профиль панель с произвольным Html-кодом. Можно разместить там банеры, счетчики и прочее
  • Перейти к приложению Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги» Кнопки рейтинга «Яндекс.блоги»Добавляет кнопки рейтинга яндекса в профиль. Плюс еще скоро появятся графики изменения рейтинга за месяц

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в xrizantema9

 -Цитатник

Как JPG преобразовать в Word с распознаванием текста. - (0)

Как JPG преобразовать в Word с распознаванием текста. Во время работы с файлами разных типов случ...

МАС адрес компьютера - (0)

Как узнать MAC адрес компьютера: 6 простых способов. Как правило, чтобы создать сеть между двумя ...

Тебе ещё самой не верится - (0)

Тебе ещё самой не верится, Что этот мир – твоё владение... 1. Тебе ещё самой не верится, Ч...

Клавиша WIN – полезные функции. - (0)

Мало кто знает, для чего на клавиатуре нужна горячая клавиша Win. А ведь ее использование значительн...

Рамочка "Первые тюльпаны в январе ..." - (0)

Рамочка "Первые тюльпаны в январе ..." Здесь будет ваш текст... Здесь будет ваш текст.....

 -Рубрики

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 18.08.2011
Записей:
Комментариев:
Написано: 58889


Русские исторические усадьбы:Абрамцево

Понедельник, 05 Октября 2015 г. 19:41 + в цитатник
Цитата сообщения Майя_Пешкова

Русские исторические усадьбы:Абрамцево
 

«Деревня обняла меня, своим запахом молодых листьев и расцветающих кустов, своим пространством, своею... тишиною и спокойствием. Не умею объяснить тебе, какой мир пролился в мою душу!»                                                                                                                            С.Т. Аксаков об усадьбе Абрамцево

Среди подмосковных усадеб Абрамцево занимает особое положение. В отличие от роскошных дворцов Архангельского князя Н. Б. Юсупова, Кускова и Останкина графа Н. П. Шереметева, Абрамцево с его скромным домом не представляет с точки зрения архитектуры интереса, являясь обычным образцом мелкопоместных дворянских усадеб того времени.

Значение Абрамцева заключается в том, что ему выпала завидная участь — дважды на протяжении XIX века усадьба была одним из центров русской культурной жизни

.


Первые упоминания об Абрамцеве относятся к XVI в. «Обрамково», как называют эту местность документы 1580-х гг., вместе с соседней деревней Мутовки числилось тогда за помещиком Волынским. О судьбе поместья в последовавшее затем Смутное время и при правлении первых Романовых сведений не сохранилось.

Осень в Абрамцево.В.Поленов

В начале XVIII в. Абрамково, как теперь называлось поместье, стало владением Федора Ивановича Головина – представителя старинного знатного рода, возвысившегося при Петре I. Прослужив двадцать лет во флоте, в 1727 г. Головин уволился в отставку и поселился в Абрамкове. Здесь он прожил почти безвыездно более полувека, занимаясь устройством усадьбы, в общих чертах сохранившей свой облик до наших дней. Помещичья усадьба располагалась на высоком берегу речки Вори.





К одноэтажному деревянному господскому дому, с запада примыкал двор, окруженный служебными постройками, а за ним, на одной оси с домом, находились два пруда.

Дом для челяди

Господская кухня.

       

 

                        

С севера был разбит фруктовый сад, с востока – регулярный парк, спускавшийся к реке. С юга от дома проходила дорога, которая вела к Покровскому монастырю в соседнем Хотькове, где разветвлялась: налево – в Троице-Сергиеву лавру, направо – в Москву.

Баня-Теремок

Скромное по размерам поместье не было доходным. Усадьба помещика – сельцо Абрамково, и две деревушки к северу от него – Быково и Мутовки, насчитывали всего полтора десятка крестьянских дворов. Привлекательность усадьбе придавало живописное местоположение, богатые охотничьи и рыболовные угодья, обилие грибов и ягод. Во владении Головиных поместье оставалось до 1783 г., затем за короткий срок сменило нескольких хозяев.





В 1797 г. Абрамково приобрел Ларион Васильевич Молчанов, семья которого владела поместьем до 1840 г. При Молчановых над домом был пристроен мезонин, сооружены террасы в парке на спуске к реке и вырыт пруд у самой реки, сохранившиеся до наших дней.

Составить представление о поместье того времени можно по экономическому описанию Дмитровского уезда Московской губернии за 1800 г.: «На правом берегу реки Вори дом господский деревянный об одном этаже и при нем сад с плодовитыми деревьями. Деревни Быкова и Мутовка на правой стороне той же реки Вори, коя в жаркое время имеет широты 3 сажени, глубины 1 аршин (1 сажень равна 3 аршинам или 2,1336 м. – Прим. ред.), в ней рыбы: щуки, окуни, плотва.


На оной состоит мучная мельница о двух поставах и действует во всегодичное время для крестьянского употребления и в соседственные имения. Вода к употреблению людям и скоту здорова. Лес строевой: сосновый и еловый; дровяной: ольховый, кленовый, березовый и орешник, а частью дубовый. В том лесу бывают набегом звери: волки, зайцы, лисицы, белки и налетом птицы: тетерева, рябцы, куропатки и прочие. Грунт земли иловатый с песком, к урожаю ржи, ячменя, овса, гречи, льну, конопли, пшеницы и ярового и к произращению сенных покосов средственный. Крестьяне упражняются на пашне и возят для продажи в Москву дрова. Женщины же прядут лен, посконь, шерсть и ткут холсты. Зажитком средственные».


В 1841 г. поместье приобрел у дочери Молчанова Василий Васильевич Неведомский, но уже в 1843 г. продал его С. Т. Аксакову.

Сергей Тимофеевич Аксаков (20 сентября [1 октября] 1791, Уфа — 30 апреля [12 мая] 1859, Москва) — русский писатель, чиновник и общественный деятель, литературный и театральный критик, мемуарист, автор книг о рыбалке и охоте, а также собирании бабочек. Отец русских писателей и общественных деятелей славянофилов: Константина, Ивана и Веры Аксаковых.

Сергей Тимофеевич Аксаков, представитель старинного, но небогатого дворянского рода, родился в Уфе. Здесь, а также в имении деда в Оренбургской губернии прошло его детство.

Аксаков получил образование в Казанской гимназии, преобразованной за время его учебы в университет (1801–1807). Затем он служил в Петербурге, где сблизился с будущими участниками литературного общества «Беседа любителей русского слова» – поэтом Г. Р. Державиным, писателем, адмиралом и государственным деятелем А. С. Шишковым и др. В 1812 г. Аксаков вернулся в родное имение и провел там следующие полтора десятилетия, периодически посещая Петербург и Москву.

Мастерская.

В 1816 г. Аксаков обвенчался с Ольгой Семеновной Заплатиной (1793–1878), с которой прожил всю оставшуюся жизнь (в семье было четырнадцать детей). Сыновья Аксакова, Константин (1817–1860) и Иван (1823–1886), стали впоследствии видными участниками движения славянофилов, отстаивавших самобытный путь исторического развития России, а Григорий (1820–1891) – самарским и оренбургским губернатором, земским деятелем.


В 1826 г. Аксаков переехал с семьей в Москву и вновь поступил на службу: сначала цензором (1827–1832), затем инспектором Константиновского землемерного училища, а после превращения этого учебного заведения в межевой институт – его директором (1833–1838).

После смерти отца он получил наследство и вскоре окончательно ушел в отставку с государственной службы. За эти годы он завязал знакомства в литературной и театральной среде Москвы и Петербурга, приобрел известность как театральный критик. Друзьями Аксакова были писатели Н. В. Гоголь и И. С. Тургенев, историк М. П. Погодин, актер М. С. Щепкин, славянофилы И. В. и П. В. Киреевские, Ю. Ф. Самарин, А. С. Хомяков, другие знаменитые современники. В конце 1843 г., после долгих поисков подходящей подмосковной усадьбы, Аксаков приобрел Абрамцево.

                        

Кабинет С. Т. Аксакова.В усадебном доме в Абрамцево                                                                

Титульный лист первого издания повести «Детские годы Багрова-                                                                                                                     внука» с автографом автора. 1858

При Аксаковых усадьба сохранила свой прежний вид: господский дом западным фасадом выходил на прямоугольный двор, который окружали хозяйственные строения – людская, кухня, сарай с амбаром, баня. К юго-востоку от дома располагался жилой флигель – единственная постройка, сделанная новыми хозяевами.

                     

Усадьба и парк оставались неогороженными и сливались с окружающими полями и лесами.
Для Аксакова, любителя природы, заядлого рыбака и охотника, Абрамцево стало местом, где можно было отдохнуть от московской суеты. «Прекрасный мирный, уединенный уголок, где собрано все, что нам нужно», – писал он сыну Ивану в начале 1844 г. В Абрамцеве Аксаков сложился как писатель и создал свои лучшие литературные произведения: «Записки об уженье рыбы» (1847) и «Записки ружейного охотника Оренбургской губернии» (1852), автобиографические повести «Семейная хроника» (1856) и «Детские годы Багрова-внука», сказку «Аленький цветочек» (обе – 1858).

                                                                                                                                                                                                                                                  

                  
Незаурядный дар рассказчика, наблюдательность и правдивость, точность и простота языка принесли Аксакову заслуженное признание. «Если бы тетерев мог рассказать о себе, он бы, я уверен, ни слова не прибавил к тому, что о нем поведал господин Аксаков», – писал о «Записках ружейного охотника…» И. С. Тургенев. При Аксакове Абрамцево посещали Гоголь, Тургенев, Погодин, Щепкин и другие друзья писателя. После смерти С. Т. Аксакова, а вскоре и его старшего сына Константина, Абрамцево опустело, а в 1870 г. усадьба была продана С. И. Мамонтову.

Вид на реку Воря


Бывший лечебный корпус

                     

Савва Иванович Мамонтов (1841–1918), выходец из старинной купеческой семьи, родился в г. Ялуторовск Тобольской губернии (ныне Тюменская область).

                                        

С. И. Мамонтов. 1880-е                                           В столовой усадебного  дома.Слева направо: Всеволод, Сергей,,Александра и Андрей                                                                                        Мамонтовы. Конец 1880-х

                    

Гостинная Мамонтовых

                         

Кабинет Мамонтовой

Избушка на курьих ножках

Его отец, Иван Федорович Мамонтов (1802–1869), основал акционерное общество, проложившее Московско-Ярославскую железную дорогу, участвовал в разработке первых нефтяных промыслов в Баку. Около 1850 г. семья Мамонтовых поселилась в Москве. С. И. Мамонтов учился в московской гимназии, Петербургском горном институте (1854–1855) и в Московском университете (1860–1862), который не закончил. И. Ф. Мамонтов, желая приобщить сына к семейному делу, отправил его на стажировку в Баку (1862–1863), а затем ввел в правление Московско-Ярославской железной дороги.

 

В 1865 г. С. И. Мамонтов женился на Елизавете Григорьевне Сапожниковой (1847–1908), также происходившей из старинной купеческой семьи, владевшей ткацкими фабриками. Супруги поселились на Садовой-Спасской улице в доме, подаренном И. Ф. Мамонтовым. В семье было пятеро детей – Сергей (1867–1915), Андрей (1869–1891), Всеволод (1870–1951), Вера (1875–1907) и Александра (1878–1952), названных по первым буквам имени С. И. Мамонтова – Савва.

Церковь Спаса Нерукотворного Образа (1881-1883, арх. П. М. Самарин по рисункам В. М. Васнецова и В. Д. Поленова)

После смерти отца С. И. Мамонтов, унаследовав часть его состояния, стал директором (1872), а затем председателем правления преобразованного Акционерного общества Московско-Ярославско-Архангельской железной дороги (1894–1899).


В 1870 г. С. И. Мамонтов приобрел у дочери С. Т. Аксакова усадьбу Абрамцево. В обветшавшей усадьбе все строения требовали ремонта, и Мамонтовы взялись за ее обустройство


В 1870–1880-х гг. был отремонтирован усадебный дом, заново построены кухня и людская. В северной части двора были возведены ветряная водокачка и сарай с амбаром, на месте фруктового сада – теплица и две оранжереи, где выращивались клубника и персики, а к юго-западу от двора – конюшня и каретный сарай. Скотный двор с молочной в «голландском стиле», сенной сарай и дача под названием «Яшкин дом» не уместились на территории старой усадьбы, и были вынесены за ее пределы. До наших дней большинство из этих построек не сохранилось.

Баня-Теремок

Стремясь улучшить положение местных крестьян, Елизавета Григорьевна Мамонтова организовала первые в округе больницу (1873) и школу (1874). При школе была открыта столярная мастерская (1876) с целью предотвратить уход сельской молодежи на заработки в город. Эти постройки, располагавшиеся к северо-западу от усадьбы, получили название «Культурный поселок» и также не дошли до нашего времени.


Предприниматель по профессии, С. И. Мамонтов был художником по призванию: его живо интересовали изобразительное искусство, архитектура, театр. Во время учебы в университете он участвовал в театральном кружке, которым руководил драматург А. Н. Островский, затем брал уроки пения в Милане, занимался рисунком в Риме. С конца 1860-х гг. дом Мамонтовых на Садовой-Спасской начали посещать представители творческих профессий – художник Н. В. Неврев, архитектор В. А. Гартман и др. В 1872 г. Мамонтовы побывали в Италии, где познакомились со скульптором М. М. Антокольским, художником В. Д. Поленовым и историком искусства А. В. Праховым. В память об этом событии в Абрамцеве, с юго-восточной стороны усадебного дома, была посажена «Римская роща».

Пруд в Абрамцево.В.Поленова

В последующие годы к кругу знакомых Мамонтовых присоединились И. Е. Репин, В. М. и А. М. Васнецовы, В. А. Серов, И. С. Остроухов, Е. Д. Поленова, К. А. Коровин, М. В. Нестеров, М. А. Врубель, А. А. Киселев и другие художники. Творческое содружество этих мастеров вошло в историю искусства как Мамонтовский художественный кружок.


С конца 1870-х гг. участники кружка подолгу жили и работали в Абрамцеве. В усадьбе и ее окрестностях были написаны «Крестный ход в Курской губернии» (1880–1883) и «Не ждали» (1884–1888) Репина, «Аленушка» (1881) и «Богатыри» (1881–1898) Васнецова, «Девочка с персиками» (1887) Серова, «Видение отроку Варфоломею» (1889–1890) Нестерова и другие шедевры русской живописи. Но деятельность Мамонтовского кружка не ограничивалась изобразительным искусством.


По инициативе Е. Г. Мамонтовой, при участии И. Е. Репина, В. Д. и Е. Д. Поленовых, В. М. Васнецова и Андрея Мамонтова, в Абрамцеве была собрана коллекция произведений народного искусства (1881–1890-е). На основе этой коллекции создавались изделия абрамцевской мастерской, преобразованной в столярно-резчицкую. Художественное руководство мастерской с 1885 по 1892 г. осуществляла Е. Д. Поленова, создавшая более ста эскизов, по которым изготовлялись украшенные резьбой и росписью мебель и другие предметы быта. Позднее мастерской руководили художницы М. Ф. Якунчикова и Н. Я. Давыдова.


В 1890 г. в «Культурном поселке» была построена керамическая мастерская, художественным руководителем которой стал М. А. Врубель. Он выполнил изразцовые печи для московского и абрамцевского домов Мамонтовых, многочисленные произведения декоративной скульптуры и посуды. Существенный вклад в деятельность мастерской внес мастер-технолог П. К. Ваулин, заведовавший керамическим производством более десяти лет.


В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники. Абрамцевские изделия пользовались спросом в Москве, Петербурге и других городах, получали премии на престижных выставках, в том числе на Всемирной выставке в Париже (1900). В 1890-х гг. подобные художественные мастерские были открыты в имениях Соломенки М. Ф. Якунчиковой и Талашкино княгини М. К. Тенишевой. В работе мастерских участвовали также Васнецов, Поленов, Серов, Коровин, Киселев, Андрей Мамонтов и другие художники.

Портрет железнодорожного магната и мецената искусств Саввы Ивановича Мамонтова. . Государственный театральный музей имени Алексея Александровича Бахрушина, Москва. Портрет работы И. Е. Репина. 1880 год.


В Абрамцеве поддерживали широко распространенную в те годы традицию домашних спектаклей. Режиссером, а нередко и драматургом в них выступал С. И. Мамонтов, роли исполняли все желающие, а декорации и эскизы к костюмам создавали Поленов, Васнецов и другие художники. Эти любительские постановки во многом способствовали созданию Мамонтовым Русской частной оперы (1885–1891, 1896–1899) в Москве

Баня (1877–1878) по проекту И. П. Ропета

Половецкая баба,привезенная Мамонтовым с Украины

На территории усадьбы, рядом с господским домом, были построены скульптурная мастерская (1873) по проекту В. А. Гартмана и баня (1877–1878) по проекту И. П. Ропета – образцы популярного в то время «русского стиля», одного из течений архитектурной эклектики. В 1881–1882 гг. в усадебном парке по проекту В. М. Васнецова и В. Д. Поленова была возведена церковь Спаса Нерукотворного. В 1883 г. по соседству с церковью по проекту В. М. Васнецова была построена беседка, которая за свой причудливый вид получила название «Избушка на курьих ножках».

Церковь и избушка считаются первыми произведениями русского модерна.

В 1893 г. участники Мамонтовского художественного кружка отметили пятнадцатилетие своего содружества. На праздновании этого события выступил с речью В. М. Васнецов, а в следующем году был издан юбилейный альбом «Хроника нашего художественного кружка», обложку которого оформил В. Д. Поленов. И речь Васнецова, и альбом были посвящены театральной деятельности кружка, но его наследие более значительно и многообразно.

Фрагмент_Церкви_Спаса_Нерукотворного

                       
Мамонтовский художественный кружок заложил основу национального, неорусского направления стиля модерн и во многом определил творчество объединения «Мир искусства», Художественного театра К. С. Станиславского и Русских сезонов С. П. Дягилева на рубеже XIX–XX столетий. Участники кружка создали один из первых музеев произведений русского народного искусства, а абрамцевские мастерские положили начало возрождению и развитию старинных ремесел – резьбы по дереву и производства майолики.

Русская изба, в которой выставлены работы Врубеля

За прошедшие годы предпринимательская деятельность С. И. Мамонтова значительно расширилась: он проложил Донецкую каменноугольную железную дорогу, был главным акционером Московского акционерного общества Вагоностроительный завод, Товарищества Невского механического завода, Общества Восточно-Сибирских чугуноплавильных заводов, став одним из создателей российской железнодорожной промышленности.

                                                                                                                                                                                                                                     

Букет Абрамцево.

Летний день в Абрамцеве,И.Репин

 Но в 1899 г. Мамонтов был арестован по обвинению в финансовых злоупотреблениях и несколько месяцев провел в тюрьме. На следующий год он был оправдан судом присяжных, но полностью разорен. Московский дом, опечатанный после ареста Мамонтова, и хранившаяся в нем коллекция художественных произведений были проданы на аукционе для уплаты долгов. Абрамцево, переписанное в 1880 г. на Е. Г. Мамонтову, удалось сохранить.

В 1880 году в Абрамцеве решили построить церковь, так как приходская церковь в Ахтырке находилась далеко, а весенние разливы Вори мешали сообщению с Хотьковским монастырем. В. Д. Поленовым и В. М. Васнецовым были набросаны эскизы часовен и церквушек, из которых окончательно был принят проект Васнецова, в основе которого лежал древний храм Спаса Нередицы близ Новгорода.


Пруд в Абрамцево.В.Поленов

С 1900 г. С. И. Мамонтов большую часть времени жил в Москве, в доме на 2-й улице Ямского поля у Бутырской заставы, купленном в середине 1890-х гг. на имя младшей дочери Александры. Сюда в 1896 г. была перенесена Абрамцевская керамическая мастерская, получившая название Керамический завод «Абрамцево», управлению которым посвятил себя Мамонтов.

Пейзаж_под_Абрамцевым.Васнецов

Изделия завода занимали почетные места на российских и международных выставках, украшали московские здания: панно «Принцесса Греза» (1899 – 1903) М. А. Врубеля – фасад гостиницы «Метрополь», панно К. А. Коровина на темы русского Севера (1990-е) – интерьеры Ярославского вокзала, фриз по эскизу В. М. Васнецова (1903) – фасад Третьяковской галереи.


После смерти Е. Г. Мамонтовой Абрамцево перешло по наследству к дочери Мамонтовых – Александре. К тому времени усадьба приобрела широкую известность и сюда приезжали многие художники и историки искусства.

В 1910 г. старший сын Мамонтовых Сергей построил по соседству с усадьбой дачу «Яснушка». Здесь бывали писатели И. А. Бунин, И. С. Шмелев, певец Ф. И. Шаляпин и другие знаменитые современники. До нашего времени дача не сохранилась.


После Октябрьской революции 1917 г. Абрамцево было национализировано. Здесь открылся для посетителей музей, получивший название Музей-усадьба «Абрамцево». Его первой хранительницей стала Александра Саввишна Мамонтова. К началу 1920-х гг. коллекция музея насчитывала около двух тысяч экспонатов.


Осень в Абрамцево.В.Поленов

В 1932 г. доступ посетителей в музей был закрыт, а на территории усадьбы организован дом отдыха для работников искусства. Сюда приезжали режиссер Г. А. Александров, актриса Л. П. Орлова, композитор Т. Н. Хренников и другие представители творческих профессий. В 1933 г. на противоположном от усадьбы берегу Вори был построен поселок художников, получивший название «Ново-Абрамцево». Здесь жили и работали художники И. Э. Грабарь, И. И. Машков, скульпторы В. И. Мухина, Б. Д. Королев и многие другие мастера. В 1938 г. абрамцевский дом отдыха был преобразован в санаторий для работников начальной и средней школы. С началом Великой Отечественной войны (1941–1945) музейные предметы были вывезены из Абрамцева в Загорский музей, а в усадьбе разместился госпиталь.


В послевоенные годы к Абрамцеву проявили интерес сразу две влиятельные организации: Союз художников СССР и Академия наук СССР. Судьба Абрамцева решалась на самом высоком уровне. В 1947 г. руководитель Советского государства И. В. Сталин принял президента Академии наук С. И. Вавилова и передал Абрамцево в ведение Академии.


Летний пейзаж (Вера Алексеевна Репина на мостике в Абрамцеве)

Усадьба Абрамцево вновь получила статус музея, но половину ее территории занял академический санаторий. Научное руководство музеем было возложено на художника и историка искусства, академика И. Э. Грабаря, а из Загорского музея в Абрамцево были возвращены 1375 экспонатов. В 1948 г. хранителем абрамцевского музея был назначен Всеволод Саввич Мамонтов, начавший его восстановление. В 1950 г. музей принял первых посетителей.


В 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория, возведенном в 1930-х гг. напротив усадебного дома, был организован отдел «Советские художники в Абрамцеве» (в настоящее время – экспозиция «Русские художники XX века в Абрамцеве»). В 1977 г. музей получил всю территорию усадьбы и современное название – Государственный историко-художественный и литературный музей-заповедник «Абрамцево».

На лодке.В.Поленов

В 1982 г. в помещении бывшей надвратной церкви Иоанна Предтечи в Северных воротах Покровского монастыря в г. Хотьково был открыт отдел реставрации и охраны памятников музея-заповедника. В 1998 г. отдел был переведен в здание бывшей монастырской гостиницы и переименован в художественно-краеведческий (в 2007 г. преобразован в отдел художественных ремесел).


В 1989 г. музею-заповеднику был передан дом отдыха «Абрамцево», располагавшийся на территории бывшего «Культурного поселка» Мамонтовых. В 1995 г. указом Президента РФ музей-заповедник получил статус объекта исторического и культурного наследия федерального значения.

Аллея Гоголя

По-разному сложилась судьба абрамцевских мастерских. В середине 1920-х гг. Керамический завод «Абрамцево» был передан учебно-производственной базе ВХУТЕМАСа, а затем переоборудован в экспериментальную лабораторию огнеупорных материалов. Его художественное значение было утрачено. Абрамцевская столярно-резчицкая мастерская, после ряда преобразований в 1920-х гг., получила название «Абрамцевская деревообделочная профтехшкола» и в 1931 г. была переведена в Хотьково. В 1957 г. на ее основе было создано Абрамцевское художественно-промышленное училище им. В. М. Васнецова, в 1990-х гг. преобразованное в колледж, продолжающий абрамцевские художественные традиции.

Собрание изобразительного искусства XX в. было открыто для посетителей в 1971 г. в бывшем лечебном корпусе санатория – здании в псевдоклассическом стиле, построенном в 1938 г. напротив усадебного дома. Основу экспозиции составляют произведения художников объединения «Бубновый валет»: П. П. Кончаловского, А. В. Лентулова, И. И. Машкова, А. А. Осмеркина, В. В. Рождественского, Р. Р. Фалька.Здесь также представлены живописные работы Н. И. Андронова, А. В. Васнецова, И. Э. Грабаря, Е. А. Малеиной, Д. А. Шмаринова, Н. А. Удальцовой и других художников. В коллекции скульптуры – произведения В. И. Мухиной и Б. Д. Королева. Многие из этих мастеров жили и работали в Поселке художников, основанном в 1930-х гг. поблизости от усадьбы, на противоположном берегу реки Вори.

                             

Хроника нашего художественного кружка», изданная в типографии брата Саввы Ивановича А. И. Мамонтова в 1894 году к двадцатилетию абрамцевского содружества. В нее вошли пьесы, поставленные в домашнем театре, состав исполнителей, фотографии сцен из спектаклей. В фонде имеются два экземпляра «Хроники». На одном из них – пометки рукой С. И. Мамонтова.

                             Кроме семейной библиотеки, мамонтовский раздел представляют:

 - редкие книги, посвященные творчеству художников, входивших в абрамцевское содружество: И. Е. Репина, В. Д. Поленова, В. А. Серова, М. А. Врубеля, М. М. Антокольского.

                             

-периодические издания конца XIX – начала XX веков: «Искусство и художественная промышленность», «Мир искусства», «Столица и усадьба».

                             
- книги на английском, французском, итальянском, немецком языках. Среди них – сочинения Мольера, Расина, Корнеля.
- Либретто и клавиры опер, поставленных в «Русской Частной Опере» С. И. Мамонтова.
Фонд редкой книги пополняется изданиями XVIII и XIX веков, отражающими литературную и художественную жизнь России.

                            

Фонд рукописей и документов

Фонд включает около 2100 единиц хранения. Основу фонда составляют рукописи аксаковского и мамонтовского времени, а также документы, имеющие отношение к истории усадьбы и музея.Наибольший интерес в аксаковской части фонда представляют

                          

  -письма Аксаковых к разным лицам и письма к ним;
 - письма Н. В. Гоголя, М. И. Гоголь и ее дочерей к Аксаковым;
 -письма И. С. Аксакова к А. А. Нарышкину и его жене Е. А. Нарышкиной 1877–1878 годов, относящиеся к деятельности И. С. Аксакова на посту председателя Славянского Благотворительного комитета;

                    

  письма И. С. Аксакова к А. И. Кошелеву 1852–1880 годов. Большая часть корреспонденции посвящена обсуждению крестьянской реформы и ее последствий;

  альбом 1847 года, подаренный семьей Аксаковых невесте сына Григория Софье Александровне. В него вошли отрывки из произведений С. Т. Аксакова, стихотворения и статья «Публика-народ» К. С. Аксакова, стихотворения И. С. Аксакова и рисунки дочерей;

  альбом посланий С. Т. Аксакова своей невесте О. С. Заплатиной 1816 года.

В составе мамонтовской части наибольший интерес представляют

Групповой портрет на садовой скамейке.1880-ые гг.Музей-заповедник «Абрамцево»

-семейная переписка Мамонтовых;

- переписка Е. Г. Мамонтовой и Е. Д. Поленовой;
-письма Мамонтовых разным лицам и письма к ним;
- рукописи воспоминаний В. С. Мамонтова о С. И. Мамонтове, Русской частной опере, художниках Абрамцевского художественного кружка.
Особо стоит выделить рукопись «Летопись сельца Абрамцево», в которой описывались события усадебной жизни, приезды гостей, домашние спектакли.

Н.В.Якунчикова (в замужестве Поленова)и Е.Г.Мамонтова.Этюд на пленере. 1880-ые гг.Музей-заповедник «Абрамцево»

В фонде также хранятся материалы, относящиеся к деятельности мастера Абрамцевской столярной мастерской Е. А. Зеленкова, художников В. И. Соколова и С. В. Малютина.


В 1980 году музеем был приобретен фонд Праховых. Это 288 единиц хранения рукописей и документов, связанных с жизнью и деятельностью А. В. Прахова (1846–1916) – историка искусств, археолога и М. В. Прахова (1840–1879) – филолога, лингвиста. Братья Праховы были частыми гостями Абрамцева и оказали большое влияние на формирование художественно-эстетического мировоззрения абрамцевского содружества.Большая часть рукописного фонда опубликована музеем в разных изданиях.






 

Пахомов Н. Музей Абрамцево: Альбом / Автор-составитель Н. Пахомов; Оформление художника Н. Перовой. — М.: Советский художник, 1968. — 96 с.
Нащокина М. В., Арзуманова О. И., Любартович В. А. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. — М.: Жираф, 2000.

Борисова Е. А. Архитектура в творчестве художников Абрамцевского кружка: (У истоков «нерусского стиля») // Отв. Стернин Г. Ю. Художественные процессы в русской культуре второй половины XIX века. — М.: Наука, 1984. — С. 137—182.

abramtsevo.net,a-v-o-s.blogspot.ru 

 

Рубрики:  Вокруг света/Интересные места России
История
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку