-Метки

nazgul theme автономка акция антипитательные вещества астрал астральная проекция астральное оружие боевой хомяк боль бредятинка вов вто гальдр графомань домашнее образование дурак духи желания жратва забавные наукообразные рассуждения игра исс кастанеда косметические процедуры кошки локи локианство лытыдыбр любовь любопытство магия магия связи мастерство маятник медицина миры миф мифология мозговынос научно-популярная литература ноосфера образование орки парфюм своими руками перекресток перепросмотр плющщ политика понимание понимания понятийка приключения притча прошлые жизни психическая энергия психология раммштайн растения силы религия ролевик ролевые игры рпг рпц руны самнамешаль самоделкин сейд сказка сказки скандинавская мифология смерть смех сновидение сны сон стеб стихи страх судьба суицид сша творчество трикстер трип трип-репорт убей пирамиду увлечения учеба фэнтези чечня чсв чтиво чудесатии экономика эксперимент энергуйство энтеогены ювенальная юстиция юмор юю

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в xorxoy

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 13.11.2007
Записей:
Комментариев:
Написано: 33097


Локианство в понимании Сэринэ Сэйнорлиссэ

Вторник, 21 Апреля 2009 г. 14:55 + в цитатник

Откопала старую статью, которая когда-то меня изрядно вдохновила.

Статья про Локи: Часть первая
Локи: немного из личного досье.
Итак, для начала, Вы решили прочитать сей, не побоюсь этого слова, «опус». Для этого может быть много разных причин, но факт есть факт: Вы взялись за это и отступать пока не намерены. А между тем, нас ждёт немало подводных камней. Даже если не обращать внимания на сомнительные литературные достоинства этой статьи, проблем остаётся много. Но не надо меня бить, всё же попытка рассказать о Локи так, чтобы понятно было даже тем несчастным, кто не читал скандинавской мифологии и (о ужас!) абсолютно ничего о ней не слышал.
Ну что же, если Вы принадлежите именно к этому типу людей, то первый важный вопрос у Вас уже возник. И звучит он так:
КТО ЖЕ ТАКОЙ, ЧЁРТ ВОЗЬМИ, ЭТОТ ЛОКИ?
Расслабьтесь и посчитайте до ста. Таки именно это мы и будем выяснять в этой статье. Но коротко можно сказать, что это персонаж скандинавской мифологии. Есть, знаете ли, такие занимательные книжки – Старшая Эдда и Младшая Эдда. К сожалению, они обе были написаны уже тогда, когда христианство огнём и мечом было насажено по большей части Скандинавии. Младшая или Прозаическая Эдда написана позже чем Старшая Эдда, называемая Поэтической. Автор Младшей Эдды – Снорри Стурлсон. Сей впечатляющий человечище и гигант мысли умудрился сохранить древние предания, за что ему честь и слава, но проблемы с его творением были – о том, какие, поговорим чуть позже. А Поэтическая Эдда была найдена позже чем её более молодая товарка, но написана раньше и считается более достоверным источником.
Вобщем, Локи, также именуемый Лофт, Лис, Небесный Странник, Хитрец и т.д, в этих книжках не простой персонаж, а бог. Ага-ага, если кто не знал, у древних шведов, норвежцев и их соседов был политеизм. Многобожие, то бишь. Вот Локи и подрабатывает богом на полставки. Хотя его вообще-то трудно отнести к нормальным богам – как-то не очень ему поклоняются, требований к его последователям никаких, на троне не сидит, чертогов собственных вроде как не имеет. Вы только представьте себе – он даже никому ничего не приказывает! Непорядок, братцы, ну какой же он после этого бог?
А такой! Вполне себе бог, хоть и нестандартный, тем более для Скандинавии. «Бог Свободных людей», как выразилась Мария Кузнецова, автор нескольких художественных рассказов про Локи. Кто же он в конце концов? Бог огня, шутник, нарушитель спокойствия и вечный двигатель сонного царства других богов. Трикстер, плут, пересмешник. Упс, поднимите-ка руку, кто не знает этого слова? Поехали…
Трикстер: зарисовки с натуры
Локи удивительно многогранен, и, наверное, если его вообще возможно как-то охарактеризировать одним словом, то это понятие «трикстер» - потому что оно почти настолько же разнообразно. Что же это за зверь такой? Это ловкач, хитрец, нарушитель спокойствия и попиратель общепринятой морали. Сюжет о мудром проходимце, легко обводящем вокруг пальца сильных мира сего, далеко не нов. Подобные истории в изменённом виде можно найти практически в любой культуре. К ним можно отнести, например, многие эллинские истории о Гермесе, Одиссее и Автолике, восточные рассказы о Ходже Насреддине, английские баллады о Робине Гуде, фламандский фольклор с участием Тиля Уленшпигеля, конечно же историю Локи.и многие другие. Конечно, невозможно точно определить, трикстер перед нами или нет – ведь этот редкий и пугливый зверёк ни разу не был пойман и исследован на операционном столе, даже точного фоторобота трикстера в принципе не существует. Но на мой взгляд, не так важно, фигурируют в мифе боги или люди, так как в политеизме общество богов всегда во многом было отражением человеческого общества. Главное – сама суть трикстера.
Мифы и сказки очень хорошо отражают менталитет народа, создавшего их. И если славянский фольклор прославляет везучего Ивана Дурака, или Емелю, которому всё достаётся «по щучьему велению» и который в итоге живёт долго и счастливо, то эллины, скандинавы и большинство других изображают умного человека, который достигает чего-то собственной хитростью, но почти всегда плохо кончает. Здесь видна разница во взглядах на жизнь. Наверно, именно поэтому славянам ближе Локи-шут, и они, даже понимая остальные его качества, предпочитают эту грань Бога Огня. Ну, по крайней мере, большинство. Нельзя говорить о всех, всегда есть исключения (хм, в конце концов, посторонних рассуждений здесь будет едва ли не больше чем непосредственно относящихся к Локи). Но Пересмешник не является только развлекательно-юмористическим персонажем. У всех трикстеров есть серьёзная сторона, более того – они неожиданно мудры - каждый по-своему. Кроме того, в истории трикстера нередок и трагизм. Именно поэтому наш подопытный – самый жизненный персонаж мифологии, ведь в жизни смех сквозь слёзы нередок.
Трикстер часто высмеивает и тычет лицом в грязь представителей официальной власти. Здесь дело не столько в его хаотичной природе, сколько в необходимости отрезвления для самих обьектов его насмешек. Люди, как известно, часто переносят в фольклор то, что волнует их в реальной жизни.
Но нельзя забывать и ещё об одном аспекте трикстера – теневом. Яростно сражаясь с проявлениями глупости и самодовольства, он сам нередко проявляет свою хищную, звериную природу. Не зря у американских индейцев есть Койот, а у африканцев Паук. Они близки к сфере подсознательного, эмоционального, животного – а человек очень этого боится. Но не все понимают, что разум и логика не должны притеснять подсознание и эмоции – они должны быть в гармонии. И трикстер, являющийся воплощением хаоса, дающего жизнь, необходим. Даже вред и разрушения, причиняемые трикстером, ведут к обновлению старого – факт, хорошо известный нашим языческим предкам, и отвергнутый христианством.
Итак, наш Локи – трикстер. Он и насмешник, и срыватель покровов, и обновитель.

Скандинавская мифология: галопом по Мидгарду.
Такс, тут у нас не общая лекция по Скандинавии, так что постараемся быстро разобраться с основными вещами. Итак, есть Асгад, и Мидгард. В Асгарде живут боги, среди которых имеется Один – главный, так сказать, заведующий войной, пьянками, магией и поэзией. Есть Тор, опять же бог войны (а куда ж без этого? ), а по совместительству любитель устроить гром. Есть Фрейя – красавица, ведьма и просто настоящая леди. Есть Браги – поэт и скальд а также большой пьяница и рогоносец. Есть Хеймдалль, золотозубый страж богов, который охраняет Бифрёст – радужный мост между Асгардом и Мидгардом. Мидгард – это уже мир людей. Это всё, конечно, абсолютно неполно, но можно я не буду рассказывать здесь всё строение миров у скандинавов, а то это ни к чему. Кто знает – тот знает, а кто не знает – пусть читает нормальную литературу. Тем более, что я всё равно не могу дать исчерпывающих данных даже по непосредственному предмету исследования. Итак, скандинавская мифология – безусловно, одна из самых захватывающих в мире, и больше всего похожа на качественное современное фентэзи. Захватывающие приключения, магия, хороший для своего времени литературный стиль (что заметно даже в русском переводе, а в английском даже тенденция к «высокому» стилю не портит повествования), драматизм, а также отсутствие деления мира на добро и зло. Скандинавы слишком хорошо знали жизнь, чтобы питать иллюзии насчёт существования эфемерных и субьективных понятий вроде добра, зла, смысла жизни и единой для всех истины. Отношение к богам, коих здесь называли эзир, совсем не выглядит благоговейным. Могущественные боги поступают смешно и глупо не только в шуточных баснях, но и в Старшей Эдде. Нередко почти юмористические сюжеты контрастируют с возвышенным стилем, особенно в англоязычном варианте. Суровая жизнь порождает суровых и во многом простых богов. Однако, замечательные приключенческие и юмористические сюжеты саг иногда переплетаются с мрачными, почти готическими настроениями. Такова мифология Севера.

Две Эдды: Кому верить?
Конкретной датировки Старшей Эдды не существует, но известно, что она таки старше Младшей. Первые наличествующие материалы относятся где-то к 13 веку, но существуют ссылки на то, что текст основан на более давних материалах, которые, к сожалению, утеряны. Говорят, она была написана Сэмундом Мудрым до прихода христианства на Север, но прямых доказательств не существует. Прозаическая же Эдда написана Снорри Стурлсоном через более чем 200 лет после принятия Исландией христианства, что случилось в 1000 году нашей эры – а она, кстати, попала под власть христианской церкви последней из скандинавских стран. К тому времени фольклор явно серьёзно отличался от того, что бытовал во времена язычества, он был изменён и урезан под тесные догматы христианства.. Ни один из этих источников нельзя считать на сто процентов оригинальным. Определённые изменения настоящие мифы претерпели, по крайней мере у Снорри – точно. Он вообще представляет Асов не как богов, а как пришельцев из Византии, которых северяне приняли за богов. Впрочем, христианская церковь быстро бы разобралась с тем, кто рискнул бы написать книгу с пересказом религиозных верований без кучи предварительных извинений и отречения от того, что автор хоть каким-то боком считает, что это правда. Вобщем, без этого фарса книга ни за что не дошла бы до нашего времени. Да и Снорри пишет о некоторых вещах, которых в Старшей Эдде нету. Но это не отменяет того, что утверждения Младшей Эдды должны ставиться под серьёзное сомнение, а при расхождениях между книгами всё же стоит выбирать трактовку Поэтической Эдды, как более вероятную. Ведь написана она явно раньше, и если здесь и имеются расхождения с оригинальной мифологией, то они незначительны. Вобщем, раз не имеется точного источника, которому доверять можно безоговорочно (в лице случайно попавшего в наше время на глазах многих людей викинга, который при всём честном народе рассказал бы, о чём они верили ), придётся признавать Старшую Эдду достоверней прозаической.

Мифы с участием Локи: Создание первых людей
Итак, первый миф, в котором упоминается наш герой (ну, не совсем, но вроде как), рассказывает о создании первых людей. По Старшей Эдде, а именно в Прорицании Вельвы, боги, совершившие сие необдуманное деяние, зовутся Один, Хёнир и Лодур. Младшая Эдда называет Одина, Вили и Ве, но мы уже выяснили, что более достойна доверия именно Поэтическая. Принято считать, что Лодур – это хейти (другое имя) Локи, так как кроме этого отрывка Лодур больше нигде не упоминается, и Локи путешествует с Одином и Хёниром не только здесь. Итак. трОица шла-шла, и увидела деревянные прототипы людей, мужчины и женщины – Аска и Эмблы. Один дал людям дыхание, Хёнир – дух, а Лодур – тепло (огонь?). Эхх, любили же древние скандинавы иносказания… впрочем, можно предположить что это самое «тепло» - эмоции и страсть, можно даже сказать – жизнь, ибо какая жизнь без эмоций?  Впрочем, что здесь плохо, так это то, что всё таки нельзя точно утверждать, что Лодур – это Локи. Хотя всё же по логике это так.

Строительство стен Асгарда: Лошадиное сумасшествие.
О! Вот вам пример истории, которая встречается только у Снорри. И миф, кстати, очень симптоматичный вообще. Пришёл к Асам некий строитель, и сказал, что построит им стены вокруг Асгарда за полгода – нереальный срок! А за дело потребовал Фрейю (богиню любви и красоты и по совместительству любительницу кошек, ведьму.), Солнце и Луну. Нехилые запросы? Нехилые. Но ведь и дело не из тех, что раз плюнул – и готово. Посовещались все асы, и решили что вполне можно согласиться на такие условия, и даже позволить строителю, как тот и просил, воспользоваться помощью его коня Свадильфари. Ну, строитель ни разу не смутившись приступил к делу. И получалось у него всё настолько ладно и быстро, что боги. Конечно заволновались. Как же, им совсем не хотелось выполнять условия сделки! А крайним оказался Локи. Пояснили ему доступно – мол, если не найдёшь способа отмазать нас от выплачивания счетов, то будет тебе очень нехорошо. А как помешать мастеру выполнить заказ в срок? Лис не придумал ничего лучше, чем превратиться в красивую кобылку и сманить жеребца Свадильфари в ближайшие кустики. От сего родился восьминогий (мутант?!) конь Слейпнир, очень быстрый и вообще замечательный жеребёнок, который позже стал личным конём Одина. А ещё мастер таки не успел закончить постройку. И если бы асы просто отпустили расстроенного строителя! Ага, с разгона. Тор его убил. И где здесь справедливость? Асы не только не захотели выполнять условия своего договора. Но и довольно грубо свалили решение проблемы на Локи. Вряд ли Хитрецу было приятно заниматься этим, не так ли? Вполне было на что и за что обижаться. И с этого начинается основное веселье…

История Тьяцци
И снова похождения Локи, Одина и Хёнира. Непосредственно в Поэтической Эдде про это не рассказывается, хотя ссылки на леганду имеются. Источники, которыми можно пользоваться здесь – Младшая Эдда и более древняя поэма, в которой рассказывается сей миф. Угадайте, что мы будем принимать за более достоверный источник? Конечно же поэму. Впрочем, рассмотрения достойны оба варианта.
Итак, развесёлая троица путешествует. На них «вдруг откуда не возьмись» нападает ётун (гигант, хотя нельзя сказать, что ётуны и гиганты – одно и то же, но это ближе всегою) Тьяцци в образе орла. Орлуша ловит Локи, отлетает подальше, и… нет, не собирается сожрать Лофта, а заставляет того пообещать, что приведёт Идунн, хозяйку яблок вечной молодости, в лесок, где Тьяцци сможет её выкрасть и притащить к себе в Ётунхейм. Локи говорит богине, что видел где-то яблоки не хуже чем её собственные, и та с энтузиазмом бежит за ним. Ну, ётун преспокойненько ловит девушку и уносится с ней на «романтическое свидание». Боги быстро замечают отсутствие Идунн по тому… что начинают постепенно стареть (а раньше не спохватились?). Ну и Локи опять же заставляют разгребать, даже как-то не особо удостоверившись, он ли это всё сделал (удивительно, как они таки попали на тот случай, когда он действительно натворил дел.). Итак, Локи превращается в сокола, и летит в Ётунхейм. Удивительно, как он легко перемещается между мирами! Найдя в доме Тьяцци Идунн, он превращает её в желудь, берёт в когти, и преспокойно улетает, оставив великана с большущим носом. Тьяцци, ясное дело, совсем не счастлив, и пускается в погоню за Лофтом. В Асгарде зажигают огонь, и Локи пролетает через него, а Тьяцци – нет… не успевает затормозить. Бедный, наивный ётун.
Но это ещё не конец. Дочь Тьяцци, крутая леди типа «терминатор» по имени Скади, приходит под станы Асгарда и угрожает разнести всё к чьей-либо матери если ей не возместят смерть папы. Папеньку она, не умея мыслить масштабно, оценила дёшево – потребовала чтобы на ней женился ас, которого она выберет, и чтобы её рассмешили (Тоже мне царевна Несмеяна). Её уговаривают на то, чтобы выбирать себе жениха только по ногам. А девушка, тайно мечтающая прибрать к рукам Бальдра (красивый, добрый и жутко правильный сын Одина), выбирает самые красивые ноги, и капитально обламывается. Обладателем супер-ножек оказывается морской бог Ньёрд. Девушка расстроена и совсем не внастроении смеятся. И как её развеселить? Тут опять, непонятно почему, приходит на помощь Локи. Он берёт верёвку и привязывает один её конец к козлу, а другой к своеё мужской гордости. И оба начали тянуть верёвку к себе. Тут Скади и засмеялась. Дело сделано, хотя опять с кучей неприятных ощущений. Получается, что Локи опять в центре действия, на грани, на лезвии.
Здесь Локи приходится решать – сдержать обещание, пусть даже данное под угрозой смерти, или соврать и не сдержать. Он отлично понимает, что асы его таки не простят за воровство молодящих яблок (сама Идунн как-то не берётся в счёт), но всё же предпочитает сдержать обещание. Да уж, парень слишком уж честен. И что ещё любопытно в этой ситуации, так это то, что все боги стареют при отсутствии присутствия яблочек… кроме Локи. То есть, про него ничего не сказано. Ведь иначе он сам первым помчался бы выручать Идунн! На вопрос «почему он вроде как не стареет?» ответа чёткого нет. Может, он просто не совсем ас, имеет свои, особые источники сил? Впрочем, раз уж он бог огня и хаоса, то брызжущая через край энергия и молодость не удивительны, хотя хотелось бы, конечно, более внятное обьяснение.
 

Статья про Локи: Часть вторая

Дети Локи
Как-то Локи встретил Ангеброду, очень красивую девушку из ётунов, и они так сказать, без предисловий забрались в кустики. Получилось из этого троица весёлых деток. Гигантский волчара Фенрир, очень сильный и вечно голодный (ну сначала-то он был вполне мирным щенком). Огромный змей Ёрмундганд, тоже неслабое создание. А ещё милая девочка Хель, у которой половина лица была чёрной, а половина – красной как мясо. Когда деток привели в Асгард, боги, конечно, удивились. Прозвучало предсказание, что волк Фенрир убьёт Одина. И боги повели себя совсем неожиданно: Хель сослали в ледяное царство мёртвых Нифльхель, где она стала царицей, Эрмундганда сбросили в Мировой Океан, и он когда вырос, опоясал собой весь мир. А вот Фенрира оставили в Асгарде. Это дико для нас, держать при себе врага таки глупо, но Один сделал это не только для того, чтобы держать его под постоянным наблюдением. Показывать презрение к смерти тогда считалось естественно и правильно, даже если от этого могли пострадать другие. Но когда Фенрир вырос, боги и богини стали его бояться. Хотели его приковать цепью, но он рвал все цепи, и вот наконец выковали гномы-цверги тоненькую цепь Глейпнир из несуществующих вещей – корней гор, птичьей слюны, шума кошачьих шагов, женской бороды. А волк не захотел к ним подходить. Но боги вспомнили, что Фенрир гордится своей силой, и начали дразнить волка, что он таки слаб, ибо боится не порвать такую тонкую цепь. Тот сказал, что позволит себя связать для того, чтобы проверить его силу, но только если один из богов положит свою руку ему в пасть, как залог того, что его развяжут в случае чего. Руку в пасть волку положил бог справедливости Тюр, и когда волка связали и не захотели отпускать, тот откусил Тюру руку. Вобщем, отношение богов к живым существам, которых всех по своему лишили свободы, говорит само за себя. А бейздействие Локи при том, как ведут себя с волком, змеем и девочкой, очень странно. Почему, спрашивается? То ли он был сам в шоке от того, какие дети получились, то ли ему просто за кадром помешали что либо сделать, то ли он уже заранее предвидел какие-то последствия от этого, которые были ему нужны. Ведь Хель замечательно устроилась, и именно она собирает войско мёртвых для армии, которую поведёт Локи против богов во время последней битвы богов, Рагнарёка, да и Фенрир с Ёрмундгандом неслабо помогут тогда. Выглядит, конечно, цинично, но позже мы рассмотрим возможную цель всего этого, которая вполне может оправдывать всё это. Да и совсем не факт, что Локи сам решил не вмешиваться. Так что здесь, как и во многих других случаях, можно только догадываться, хотя рассуждения на эту тему могут быть очень интересными.

Кольцо Андвари: Таки оттуда у Толкиновского «Властелина Колец» конечности растут!
Вобщем, жил себе богатый крестьянин и по совместительству колдун Грейдмар. И было у него три сына: один Фафнир, другой Регин, а третий и вовсе Отр. Отр умел превращаться в гигантскую выдру, и часто ловил рыбу в ближайшей реке. А тут как-то раз проходили мимо… Один, Хёнир и Локи. Да-да, уже знакомая нам весёлая троица. Вот они увидели Отра, и приняли его за настоящую выдру. Ау, ребята. Вы там боги или где? Впрочем, вопрос риторический. Вобщем, вернёмся к нашим баранам. Локи, недолго думая, убил бедного зверька. Гринписа на такое нет, вот что!. Ну, а поскольку было уже поздно, господа асы попросились переночевать в ближайший дом, которым оказалось, конечно, жилище Грейдмара. И даже умудрились предложить в оплату за проживание шкурку Отра. Грейдмар сделал вид что ничего не заметил, так как догадался что это асы и их не так просто поймать. А хорошенько выспавшись, асы проснулись уже связанными. Грейдмар потребовал от богов выкуп за убийство его сына – виру. Требования оказались такими: набить шкуру Отра золотом и покрыть её им же так, чтобы каждый волосок был прикрыт. За выкупом послали Локи. Тот сразу помчался к богатому карлику Андвари, который когда-то был превращён в щуку и жил в реке, на дне которой и хранил своё золото. Бог Огня не смог поймать щуку руками, так что ему пришлось идти к повелительнице морских глубин Ран и прихватил у неё симпатичную сеть, которой она топит корабли. С её помощью Локи поймал Андвари, и пообещал выпустить его если тот отдаст всё своё золото. Карлик выбросил на песок кучу золота, но Лис заметил, что под плавником бывшего богача что-то блеснуло, и заставил того отдать кольцо, с помощью которого Андвари собирался восстановить свои сокровища. Чем больше Локи смотрел на кольцо, тем больше оно ему нравилось. Он забрал всё, включая кольцо, которое карлик проклял.
Золота вполне хватило чтобы выполнить условия Грейдмара, и тот развязал Одина и Хенира. Но когда Один увидел кольцо, то попросил Локи отдать его ему. Тот так и сделал. А Грейдмар, увидев колечко, тоже вдруг стал очень жадным, и нашёл на шкуре неприкрытый ус, и Одину пришлось отдать кольцо. Асы ушли, а колечко наделало ещё кучу проблем, но это уже совсем другая история, которую популяризировал Рихард Вагнер своим «Кольцом Нибелунгов»
Да-да, все заметили, что колечко-то не простое, и вызывает желание им обладать? Все срочно вспомнили Джона Рональда Руэла Толкина и его эпопею «Властелин Колец». Родоначальник жанра фентэзи очень даже любил скандинавскую мифологию, хотя воспринимал её в христианизированом, чёрно-белом варианте.
Как видим, в этой ситуации Локи действует крайне непредусмотрительно, но не более непредусмотрительно чем остальные, и гораздо более активно. Он таки снова вытянул богов из серьёзной передряги, в которую вовсе не хотел их втягивать.

Волосы Сив
Итак, одним прекрасным утром Тор, тот самый громила-громовик, выясняет что кто-то кардинально постриг его жену Сив. Видимо, новый имидж жены ему совсем не понравился, потому как он очень рассердился, и тут же нашёл крайнего. А крайний у нас как обычно Локи. История та же – ему угрожают скорой расправой, если Лофт что-то не сделает с этим. Тот отправляется в Свартальфхейм, где живут карлики-цверги, мастера –технари. Цверги рады страраться, и выдают на-гора не только классный парик, но и кораблик Скидбладнир для бога плодородия Фрейра и копьё Гугнир для Одина. Затем Локи приходит к двум другим цвергам, и говорит, что готов голову поставить на кон, что они не сделают ничего лучше этих сокровищ. Карлики берутся за работу. Локи, превратившись в муху, пытается им мешать, чтобы не потерять голову, но не слишком удачно – чудесное кольцо Драупнир для Одина и золотой кабан Гуллинбурсти для Фрейра сделаны без осечек, а могущественный молот Мьёлльнир для Тора всего лишь имеет короткую ручку. Решить, чьи творения лучше должны асы, и они решают, что Локи проиграл спор. Цверги уже собрались отрезать ему голову, то Лофт напомнил им, что он ставил на кон свою голову, но не шею, и пусть они отрубят ему голову если смогут не коснутся шеи. Но это же невозможно! Офигевшие от такой наглости работники молота и наковальни сильно расстроились, и отыгрались на том, что зашили Локи рот верёвкой Вартари.
Ага, теперь разберём всю эту историю с волосами Сив по косточкам. Если вспомнить, что у скандинавов была традиция стричь волосы неверным женам, и добавить то, что на пиру Эгира Локи говорит, что Сив изменяла Тору с ним, то всё становиться на свои места, и претензии Тора к Локи выглядят оправданными – а как же, никому не хочется прослыть рогоносцем. Но заставлять Локи доставать новые волосы для Сив – а это зачем? Всего лишь ещё один акт самодурства? По крайней мере, у меня других вариантов нет. А золотые волосы – очень сомнительное удовольствие, это ж неудобно. И вообще, она что, египтянка чтобы парик носить? В завершение размышлений о этом эпизоде скажу, что больше всего в этой истории меня интересует вопрос, почему Локи добывал остальные сокровища. Конечно, здесь присутствовало желание откупиться, но едва ли не большую роль сыграл азарт Лодура. Чего-чего, а азарта у него предостаточно. Вот и захотелось парню проверить свою хитрость и удачу. Что поделаешь, если в заднице шило, то это надолго.

Путешествие Тора в Утгард
Тор и Локи путешествуют, и останавливаются на ночь на ферме. А надо сказать, что Тор путешествует на колеснице, запряжённой двумя козлами. Если этих козлов зарезать и сьесть, то к утру они оживут. Так вот, зарезали они несчастных животных, а один из них с утра хромает. В чём дело? Да просто сын фермера Яльви по глупости сломал одну из его костей. Тор заставляет Яльви и его сестру Роскву стать его слугами пока нога козла не срастётся. Почему наказали парня за простую неосторожность, и почему сюда приплели его сестру, науке неизвестно. Они все четверо отправляются дальше. По дороге они прячутся от землетрясения в укрытие, которое позже оказывается… перчаткой великана. А само землетрясение вызывали шаги великана . Великана звали Скрюмир и он навязался в попутчики. По дороге он прикольнулся над Тором, предложив тому открыть его огромную котомку, чего ас не смог сделать.. А потом они таки добираются до Утгарда, где живут великаны и другие весёлые создания. Местный начальник, Утгарда-Локи (ничего не напоминает?), устраивает им соревнование: Локи соревнуется в скорости еды с Логи (огонь), Яльви соревнуется в скорости бега с Хуги (мысль), а Тор борется со старой женщиной Элли (старость), пытается выпить рог, который на самом деле является морем, и пытается поднять кошку, которая на самом деле - гигантский мировой змей Ёрмундганд. Конечно же, победить они не могут – что может быть прожорливей огня, быстрее мысли, сильнее старости? Ну, конечно, можно спорить, но видимо авторы этого мифа были уверены, что ничто. Вот так, можно сказать, бесславно, сия компания навестила Утгард.

Статья про Локи: Часть третья
Гейррёд
Сия история подозрительно напоминает начало ситуации с Тьяцци. Полетел себе Локи в образе сокола в Ётунхейм по своим делам, и тут ётун Гейррёд ловит его, и берёт с бога Огня обещание, что тот приведёт к нему… нет, не Идунн, а Тора. Без его знаменитого молота Мьёлльнира, пояса и перчаток силы (Тор что, уже в джедаи заделался?). Лофт уговаривает Тора оставить дома своё оружие, но в дороге они встречают великаншу Грид, которая даёт Тору свои перчатки, пояс и посох. Затем они переправляются через очень бурную речку (Локи в это время висит на поясе громилы Тора), и встречают Гейррёда и его дочерей. Тор убивает всю семью и оба аса направляются назад. Кроме этого, в более древней версии упоминается Яльви, спутник Тора, про которого известно совсем мало.

Женитьба Трюма (Трюмсквида)
Просыпается Тор – а молоточка-то его и нету! И снова помогать должен Локи, который берёт соколиное оперение у Фрейи, и надев его, превращается в сокола (хотя зачем заимствовать чужое оперение, если сам прекрасно можешь превращаться в животных?), и летит в Ётунхейм выяснять, кто спёр Мьёлльнир. Выясняется, что всё это великан Трюм, который закопал молоточек на глубине восьми миль под землёй. Трюм говорит, что не отдаст молот пока к нему не приедет Фрейя с целью женитьбы. Фрейя явно несогласна, и боги держат совет. Как ни удивительно, первым подаёт хорошую идею не Локи, а Хеймдалль. Он предлагает переодеть Тора в Фрейю. Охх, какие же были в древней Скандинавии женщины, если такой качок мог сойти за богиню красоты, пусть даже в вуали и пышной одежде? Локи переодевается в подружку невесты (Тора просто нельзя отпускать одного, с его-то отсутствием мозгов.) и отправляется к Трюму вместе с Громовержцем. На пиру Тор дважды чуть не выдаёт себя. Для начала, он очень много ест - и–когда удивлённый Трюм спрашивает почему, хитрый Локи тут же отвечает, что это потому, что невеста так хотела к нему, что очень уж долго не ела. Позже великан хочет поцеловать «невесту», но когда он слегка приспускает покров, видит пылающие красные глазищи Тора. Локи тут же обьясняет сие явление тем, что Фрейя якобы так хотела к Трюму, что много дней не спала. А когда Мьёлльнир приносят в пиршественный зал как свадебный подарок, Тор быстро его выхватывает и резносит бедных ётунов в пух и прах. И всё только за то, что они пришли на свадьбу! Кто тут сказал, что это Локи плохой?

Скрюмсли и сын крестьянина
Менее всего известная история, ибо ни в Старшей ни в Младшей Эддах её нету, но вообще-то очень любопытная. Здесь Локи помогает без сования пациэнта лицом в грязь – наверно, потому, что данного человека вроде как не особо и лечить нужно
Итак, великан по имени Скрюмсли и некий крестьянин любили играть (скорее всего в шахматы). Они делали ставки, и крестьянин так проигрался, что сдуру поставил на кон своего сына… и проиграл! Великан пообещал зайти завтра утром и забрать сына крестьянина. Родители начали взывать к Одину, и тот спустился на землю, и превратил мальчика в зёрнышко пшеницы, и спрятал в колоске посреди большого поля, сказав, что так великан его никогда не найдёт. А гигант, не найдя мальчика в доме, сразу пошёл к полю с косой, и скосил пшеницу, а затем выбрал именно тот колосок, в котором был спрятан мальчик. Он уже собирался взять то самое зёрнышко, в которое сына крестьянина превратили, но Один появился и выхватил зерно из рук великана. Он превратил его обратно в ребёнка и отдал родителям, сказав, что больше ничем помочь не может. Великан, ясное дело, расстроился, что его так грубо обманули, и поклялся снова придти и забрать-таки мальчика. Люди попросили помочь Хёнира (и тут неразлучная троица ), итот пришёл и превратил ребятёнка в клочок пуха, и спрятал его на груди у лебедя. Скрюмсли пришёл и обо всём догадался, и пошёл ловить лебедя. Великан откусил лебедю шею (бедное животное), и чуть её не проглотил. Однако же, Хёнир выхватил у него изо рта эту самую шею и отнёс мальчика обратно к родителям. Ясное дело, сказав, что больше ни фига сделать не может. И вот тогда Скрюмсли пригрозил придти и в третий раз. Родители мальчика обратились к Локи, а тот превратил сына крестьянина в икринку, и спрятал в камбале. Затем он встретил великана, который как раз «совсем случайно» решил половить рыбку. Локи пошёл вместе с Скрюмсли, и когда тот поймал ту самую рыбу и нашёл нужную икринку, выхватил её, превратил в мальчика, и сказал бежать домой, но по дороге не забыв забежать в сарай для лодок и закрыть за собой дверь. Ребёнок так и поступил. Великан за ним погнался не разбирая дороги, а Локи тем временем прикрепил копьё так, что Скрюмсли со всей скорости напоролся на него головой (и не спрашивайте меня, к чему он это копьё прикрепил!). Великан упал, но не умер, и Локи отрезал ему ногу, но к его удивлению, куски начали сами срастаться. Локи тут же разгадал магию, и принялся действовать. Он отрезал великану вторую ногу, и бросил кремень и железо между телом и ногой, что нейтрализировало магию. Крестьяне потом считали Локи сильнейшим из богов, потому что только он смог сделать что-то с такой запутанной ситуацией.
На самом деле, именно здесь образ Локи мне не так уж и сильно нравиться. Он уподобляется другим богам, убивая великана Скрюмсли, который всего лишь хотел получить свой выигрыш. Да крестьянин же сам виноват, не сумев вовремя остановиться в игре! Впрочем, человек явно так испугался, что остался научен на всю жизнь. А Локи явно не сторонник рабства, так что, думаю, если бы это человек украл ребёнка турса, он бы сделал то же самое. И совершенно справедливо. Никто не должен получать чужие шишки. И то, что здесь Локи справляется с тем, что оказывается не под силу Одину и Хёниру, очень любопытно, и, видимо, имеет свои причины. На самом деле, мы ещё поговорим о том, почему общепринятое мнение что древние скандинавы не поклонялись Локи, считая его воплощением зла, ошибочно.

Смерть Бальдра
С некоторых пор сыну Одина Бальдру, который настолько хороший и правильный что аж тошно, начинают сниться плохие сны о том, что его убьют. Жена Одина, то бишь мать Бальдра Фригг тут же начинает бегать по всему свету и брать со всех живых существ и со всех вещей клятву, что они не причинят вреда Бальдру. Только с побега омелы не взяла она такую клятву, ибо тот мал ещё был. Ну, Бальдр становится крут, и асы то бишь эзир устраивают себе развлечение – бросаться в Бальдра разным оружием. Зачем, спрашивается? Они таки сами зовут проблемы на свои головы! И проблемы не замедлили придти. В лице подозрительной старухи, которая заявилась к Фригг и вызнала у неё про омелу. А потом, по версии Снорри (которому мы уже договорились доверять но проверять), Локи подошёл к слепому богу Хёду, который жалел, что не может развлечься вместе со всеми, выстрелив или метнув что-то в Бальдра. Локи предложил помочь ему, направив руку Хёда. И дал ему метнуть… дротик из ветки омелы. Ну, с помощью Локи Хёд не промахнулся, и Бальдр был убит. Богам это ясное дело не нравится. Один зачинает с великаншей сына Вали, специально для того, чтобы отомстить убийце Бальдра… Хёду. Вот что интересно – зачем было специально для этого зачинать сына? А ещё – раз уж этот самый специально зачатый парень убивает именно Хёда, значит, всё же виноват был он. А правильно, ведь он вполне был не против выстрелить в Бальдра. Неужели, боги, бросаясь в сына Одина оружием, не искушали удачу? Очень даже искушали. Так что опять же, что просили то и получили. Локи выполняет функции Немесис – законов природы, естественной справедливости, естественного хода вещей. Точно так же обыкновенная случайность может разрушить старательно построенные планы и посодействовать спонтанно начатому сложному делу. Никто не знает, каким местом повернётся удача и вселенский Закон Равновесия. Вот и Локи действует то на пользу Эзир, то на пользу Ётунам. Хотя точнее будет сказать, что он всегда действует по собственному желанию. Это легкомысленно, но и его легкомыслие странное – всегда в конце преподносит богам важный и серьёзный урок, хотя они явно не слишком хотят учиться. И чем упорнее они, тем более жёстко относится к ним Локи.
Далее, история продолжается таким образом. Эзир отправляют посланца к Хель, чтобы уговорить её отпустить Бальдра. Ещё одна попытка пойти против Природы, и, как ни странно, Хель, дочь Локи, соглашается. Если все создания в мире живых будут его оплакивать. И по просьбе Фригг, все создания так и делают, кроме одной великанши, Тёкк, чьё имя значит «благодарность» (ещё один символ?). Она не собирается плакать о Бальдре, и говорит, что ей безразлично, жив он или нет. Потом эзир предполагают, что это Локи превратился в великаншу Тёкк, но доказательств этому нету, кроме сомнительных подозрений богов.
Итак, если Лофт всё-таки приложил руку к убийству Бальдра, то зачем он мог это сделать? Наверно, ответ лежит в его непокорном и вспыльчивом характере истинного бога Огня. Взбалмошный, эгоистичный (а кто сказал что это плохо?) Лофт многогранен как сам мир, и выглядит более живым, настоящим чем Один, Тор и компания. Особенно чётко видна эта пропасть при сравнении Локи и Бальдра. Бальдр, всеобщий любимчик просто идеализирован, и, следовательно, ничем не задевает за живое как персонаж. Не имеющий недостатков, как ледяной кристалл он очень напоминает христианского бога, и они оба – мертвы. Потому что живой человек должен ошибаться, ненавидеть, сражаться. А любимый сын Одина находиться в состоянии покоя, которое суть смерть. Совсем не удивительно, что Лодур убивает Бальдра окончательно, отправляя его туда, где ему и место, удивительно было бы, если бы он этого не сделал. Отрицание, байроновский дух бунтарства (или Мефистофелевский дух нигилизма, кому как нравиться) и хаос всегда были сущностью Бога Огня, особенно это касается «мира и покоя», каковые на поверку оказываются элементарной скукой и смертью. Вот этой скуки, застывания, Локи и боится больше всего. Ибо это значит заледенеть, перестать двигаться – а движение, хаос есть жизнь. Итак, получается, что Лофт – бог хаоса, жизни и свободы. А Бальдр его нервирует, возможно даже пугает – такое состояние заразно. Это не единственный нюанс в этой истории. Прежде всего, мы должны исходить из того, что для скандинавов убийство далеко не всегда было зазорным. Законы местные были резкими и довольно жестокими, но вряд ли извращёнными. Так что, если члены одного… хм, рода, стояли друг за друга горой, то по отношению к остальным никто никаких обязательств не имел. Все знают, что викинги довольно часто промышляли разбоем, были наёмниками и так далее. Посему Тор, убивающий ётунов пачками (и безоружных убить может – где уж тут говорить о чести?) не осуждается, а вообще воспевается как герой. Не стоит приписывать скандинавам ханжескую христианскую мораль. Однако, интересы рода, или, во многих случаях, боевой дружины, ставились очень высоко. Впрочем, это не Япония с её Бусидо – неудачливого конунга вполне могли «сместить», притом, скорее всего с помощью убийства. Если же в дружину викингов попадал иноземец, вряд ли остальная часть команды могла питать к нему любовь. А если представить себе, что этот иноземец – образованный, умный, хитрый человек, знающий и умеющий то, чего сами простые викинги не умеют, если этот харизматичный иноземец имеет власть над конунгом, то малейший промах приведёт к его, иноземца, смерти. Подставили ли Локи с убийством Бальдра? Не думаю. Скорее всего, руку Хёда таки направил он. И тут уже его врагам оставалось ждать, пока он совершит явный промах. Что и произошло на пиру у Эгира… стоп, с этим разберёмся позже
Так, снова возвращаясь к истории с Бальдром. Надо сказать, что в итоге сын Одина пережил Рагнарёк, Гибель Богов, а Локи – нет. А ведь по версии Старшей Эдды, Локи подозревается в причастности к убийству Бальдра, но прямых доказательств нет – кроме того, что он позже сам говорит, что «из-за меня не войдёт больше Бальдр в чертоги Асгарда». Как по мне, толковать можно по разному. Да, кстати, если великанша Тёкк и была Локи, то он сделал совершенно правильно, так как умирают все, и естественному ходу природы противиться нельзя. Почему кто-то один должен иметь возможность вернуть мёртвого сына, если другие не могут? Нет, лично я не против, но вот законы природы очень даже против. Смерть и жизнь сменяют друг друга, и это естественно. Цикл нельзя прерывать, как бы не было больно осознавать, что при всей красоте жизни смерть необходима тоже. Время проходит, но никогда не оставляет пустоту, приходит новая жизнь со свежими силами. То, что отгнило, должно уступать место новому. И к этому мы ещё вернёмся, когда будем говорить о Рагнарёке.
Кроме того, существует очень занимательная версия, по которой Один сам попросил Локи убить Бальдра, чтобы тот пережил Рагнарёк. Вполне вписывается в логическую систему – Один говорит с Фригг и, может быть, другими богами, о необходимости убить Бальдра для того, чтобы тот выжил (парадоксально!), Фригг, как настоящая хрестоматийная мама-наседка психует и бежит это предотвращать, а хитрый Локи опять всех спасает, находя способ сделать то, что нужно. Да и бросание в Бальдра оружием теперь начинает выглядеть более осмысленным – а вдруг что-нибудь да убьёт? И ведь ещё неизвестно, каким Бальдр вышел из Нифльхеля. Может, в обители смерти он, наконец, понял силу жизни? Кто знает. Мифология об этом молчит. Хотя я лично надеюсь на это. Ну что поделаешь, оптимистка я. Впрочем, бунтарская сила хаоса и свободы никогда не исчезает, лишь меняет обличье. Она исчезнет только вместе с миром, а мир исчезнет только тогда, когда в нём прекратиться борьба, а тогда всё уже будет неважно. А где есть жизнь, там есть Локи. Как раз ту силу, которую воплощает Локи, можно назвать тем, из-за чего стоит жить – огнём, эмоциями, страстью, хаосом.
 

Статья про Локи: Часть четвёртая

Перебранка Локи (Локасенна): А судьи – кто?
В доме морского владыки Эгира пируют асы. Слуги очень послушны и одного из них, Фимафенга, начинают расхваливать за его услужливость. Локи, видимо, в конце концов не выдержал того, что здесь используются рабы и покорность восхваляют (впрочем, это лишь моя версия, причина могла быть и другой, хотя логически больше ничего не приходит на ум), и рассердился. И просто взял и убил… Фимафенга. Почему? Опять же – да откуда я знаю? Может, просто под руку попался, может, случайно, а может и не случайно. При этом в доме Эгира боги поклялись соблюдать мир и никому не наносить вреда. Вобщем, смысл этого поступка где-то витает, но поймать его невозможно. Может быть, Локи пытался что-то сказать до того, а его не слушали? Да нет, не выглядит это причиной для убийства, Локи всё же предпочитает другие способы воздействия. Вобщем, я бы могла ещё долго рассуждать. Но ведь здесь без фактов догадки строить бессмысленно. Так что вернёмся к вечеринке.
Итак, Локи выгоняют оттуда, что, в принципе более чем логично. А тот погулял-погулял, и, узнав что боги бахвалятся своими подвигами и вообще сами себя расхваливают, решил таки вернуться – чтоб жизнь мёдом не казалась и правда не забывалась. А правда в том, что никто не идеален, и нельзя забывать о своих недостатках, это не только глупо но и вредно, ослабляя равно человека и бога перед опасностями, ведь самодуры не могут адекватно оценивать свои собственные силы. Итак, Локи возвращается в жилище Эгира. Он напоминает Одину о том, что они названные братья и клялись в дружбе. Тот приказывает освободить место для Лофта. А тот резко начинает высказывать чрезвычайно неприятные для богов вещи. Он обвиняет Браги в трусости. Тот обещает Локи ценные подарки если тот замолчит, но бог Огня лишь повторяет, что раз Браги трус, то откуда же ему добыть ценности (а большинство ценностей викинги добывали в битвах и грабежах). Здесь, возможно, скрыто как раз обвинение в этих самых грабежах, но опять же утверждать с полной уверенностью никак нельзя. Браги пытается удержать стремительно падающую репутацию, и отпирается, но Локи отвечает знаменитыми строками, полными великолепного острого сарказма и неприкрытого презрения, как говорит только человек, знающий что говорит правду и не собирающийся больше молчать.
Сидя ты храбр, украшенье скамьи
Но в битве беспомощен!
Смелость свою докажи в сраженьи
Кто смел, тот не медлит! (Перебранка Локи)
Дальше Лофт рассказывает богам всё, что про них думает, напоминая им об их недостатках. Богини распутны и неверны (впрочем, какое Локи дело? Ему же лучше, ведь это он любовник большого количества богинь), боги трусливы, нечестны, несправедливы, не имеют гордости, склонны к инцесту. Весело. Особенно если вспомнить ещё про их непомерную жестокость, непонятную ненависть к ётунам и лживость. Впрочем, про это Локи не говорил. Видимо, в то время это не считалось большой проблемой. А ведь Лофту требовалось пристыдить богов и богинь перед остальными, чтоб те задумались - и–выбирал самые неприглядные на то время качества. А уж то, что грязи среди эзир было полно, более чем заметно.
Сив подходит к Небесному Страннику и просит его не ругать её, но тот говорит, что и так не стал бы её обвинять, если бы Сив и вправду была неприступна, но что как минимум раз она точно изменила Тору – с ним, Локи. Весело. Повезло ещё, что самого Тора здесь нету. А ещё Локи спорит с Одином. Локи возмущается тем, что Один часто нечестно решает жребии воинов, Один же упрекает Лофта в женовидности (не упоминая Свадильфари, он намекает на ещё одну неизвестную страницу биографии Локи, когда тот долго сидел под землёй в женском обличье и рожал детей – намёк на шаманское посвящение?). А Лофт парирует тем, что Один и сам женоподобен – ибо занимался женской шаманской магией Сейд, переодевшись женщиной. Видимо, оба бога – шаманы, что подтверждается и другими фактами. Например, Локи часто меняет форму, а Один изобретает руны.
Показательно, что Небесный Странник и себя обличает. Он говорит Фригг, что это из-за него Бальдр больше не придёт в Асгард. И это пропускается богами, можно сказать, мимо ушей. Казалось бы – вот оно, убийца сам признаётся, они должны были быть шокированы и тут же его наказать… ан нет. Всё наводит на мысль, что они и так уже всё знают, но ничего не делают. Это косвенно доказывает, что Один сам “заказал” своего сына, чтобы тот пережил Рагнарёк, или же Локи обьяснился. Впрочем, это мы уже кажется обсуждали.
Перебранка длится довольно долго, пока не приходит Тор. То угрожает Локи, а коварный ас парирует. И вот, Лофт заканчивает, сказав “я высказал асам, я высказал асиньям, всё, без утайки…”, и убирается из дома Эгира. За ним гонятся асы, но хитрейший из асов превращается в лосося. Впрочем, в итоге его вылавливают. И привязывают кишками его сына Нари (второй сын, Нарви, превратился в волка, и что с ним стало - неизвестно) к трём камням, а Скади вешает над лицом Лофта змею, которая плюётся в него страшным ядом. Жена Локи, Сигюн, остаётся с ним и собирает яд в чашу, но когда она отходит вылить яд из переполненной чаши, змее таки удаётся насолить Локи, и тот содрогается от боли и ярости так, что от этого бывают землетрясения. И так продолжается очень долго, пока не наступит Рагнарёк…
Итак, что здесь фактически получилось? Локи (продолжая аналогию с иноземцем в викингской дружине) решил высказать варварам-викингам всё, что о них думает, и обвинения были вполне обоснованы, так как только раз ему сказали что он лжёт, да и то, Лис просто преувеличил факты (это было тогда, когда он сказал что Фрейя спала со всеми асами, альвами и другими созданиями в мире, а это физически таки невозможно… хотя девушка Фрейя таки страстная, кто её в самом деле знает?). И, надо сказать, собственных недостатков Локи тоже не отрицает. Вообще, у него единственного есть смелость не только сказать Одину и его дружине в глаза всё, что он думает, но и без стеснения принять собственные недостатки. А у остальных с этим проблемы. Вот Локи и расплатился за правду. Кстати, это ещё одна характерная вещь – он всегда платит за свои действия, какой бы цена ни была.

Рагнарёк: Гибель Богов
Сумерки Богов, так назвал это Рихард Вагнер. Последний Час Богов, и старого мира. В определённое время среди людей начнутся межусобные войны, брат пойдёт на брата, ну и так далее в том же роде. Не удивительно, что мир из-за этого становится на грань гибели. Вырвутся Гарм, Фенрир, и из Нифльхеля послывёт корабль из ногтей мертвецов, на котором будут опять же мертвецы ;-). Называется сей кораблик Нагльфар. А ещё из Муспелльхейма, страны Огненных Великанов, тоже приплывёт корабль, править которым будет Локи (кто тут ещё сомневается что он бог Огня?). И будет великая битва, в которой погибнет Один в битве с Фенриром, Тор в битве с Ёрмундгандом, и все остальные боги, и пламя охватит весь мир. У Снорри ещё упоминается, что Локи будет сражаться с Хеймдаллем, но в Старшей Эдде подтверждения этому нет.
Но – мир обновится, и выживут некоторые асы, включая Бальдра, и выживут двое людей – Лив и Ливтрасир (Жизнь и Живущий), и снова будет жизнь. А вот Локи – не выживет… впрочем, разве без него можно обойтись? Вернётся, никуда не денется.
Скандинавы всегда верили в необходимость перемен, и особенно это бросается в глаза в Предсказании Вёльвы. Да-да, это то самое любопытное место, где рассказывается о Рагнарёке. Мир будет разрушен, но возродится. Сурово, грозно и величественно звучат строки предсказания, и странный оптимистичный фатализм скандинавов особо хорошо заметен именно здесь. Ведь главный акцент сделан на то, что Рагнарёк – не конец мира, а просто новый виток. Он просто необходим. Это прежде всего обновление. Посмотрите на наш мир, старый, серый, сьедаемый раковой опухолью «цивилизованного» человечества: он медленно гниёт, а мы с радостью ускоряем этот процесс. Разве не лучше было бы – так?:
«…Видит она – вздымается снова
Из моря земля – зеленее чем прежде
Падают воды, орёл пролетает
Рыбу из вод хочет он выловить… » (Старшая Эдда, «Предсказание Вельвы»)
И мне жаль, что Сумерки Богов – всего лишь миф. Между прочим, скандинавская мифология – замечательное напоминание о том, что частная жизнь конечна, а Жизнь вообще - нет.

Потерянные куски, или за что был отрезан хвост Эддам
Меня всегда удивлял тот факт, что истории знакомства Локи и Одина как таковой не существует. Странно, что такой важный эпизод пропущен. Лис – названый брат Одина, как мы узнаём из «Локасенны», но при каких обстоятельствах они стали братьями по крови – ведь это считалось даже важнее обычного братства – неизвестно. Можно предположить, что это имеет отношение к тому, как Один учился у женщин шаманству, женской магии сейд, которая для мужчин была запретна. Локи припоминает Одину эту весёлую ситуацию, а Один, в свою очередь, рассказывает про то, как Локи долгое время провёл под землёй в образе женщины и даже рожал. И эти ссылки используются так, как будто где-то это достаточно подробно описано. Но где? Видимо, существовал ещё как минимум один важный и обьёмный миф, который сейчас утерян. Но если его все знали, то не мог же он по одному слову христианских проповедников исчезнуть! Где-то он бродит, видоизменённый до неузнаваемости. Впрочем, после драки кулаками не машут – восстановить его в данный момент представляется невозможным.
 

Статья про Локи: Часть пятая

Наезды на христианство в свете Скандинавской мифологии
Так, хватит разглагольствовать, что у нас дальше по расписанию? Ага, ну да, скепсис. Короче, я всегда стараюсь относиться к любой книге, даже к научным исследованиям, как к заведомой выдумке и большому Имху, а к религии особенно. Положение, знаете ли, обязывает. Какое положение? Да атеистки, блин! Ну не верю я ни в каких богов, и верить не собираюсь. Впрочем, как и в экстрасенсов с зелёными человечками. Я не люблю макаронные изделия у себя на ушах. Более того – надо сказать, пресловутые макароны никому не идут. А кроме того, религия, ИМХО, есть утешение слабых и рабов. Хочеться, правда, хочеться чтобы был кто-то всесильный и всезнающий, который предпочитал бы людей животным (хотя, в сущности животные лучше), выделял бы людей (всем хочеться быть особыми), любил бы, защищал, говорил что правильно а что нет, и прежде всего гарантировал что будет жизнь после смерти, и что нам после смерти будет хорошо, а нашим врагам плохо. Фи. Такая философия есть сакс. Нет, я не говорю, что не люблю религиозных людей – просто у меня с ними обычно не получается нормально общаться. В некотором смысле их стоит пожалеть. Они позволяют чему-то управлять собой, сами запирают себя в клетку. Но это, в конце концов, их выбор. Впрочем, чёрно-белое мировоззрение больше всего развито в монотеистических религиях, поэтому к политеизму, в частности, к вере в эзир, я отношусь неплохо. Только вот некоторые трактуют эти религии с позиции христианской морали. А вера в эзир изначально предлагает совершенно другую мораль. Знаю я одного из поклоняющихся Одину, который ненавидит Локи, и относиться к нему как к дьяволу. Да только тут всё значительно сложнее. Эти двое не только кровные братья, они ещё и во многом похожи. Я не согласна с теми, кто считает их «двумя сторонами одной медали», но схожесть явно есть. И надо сказать, что Один даже в большей степени обманщик чем Локи. Вспомним истребление Ётунов в начале времён, кражу Мёда Поэзии, войну с Ванами, занятие женскими видами магии, et caetera. Короче, Один, Всеотец, Альтфадир ворует, убивает, обманывает и делает ещё много чего скверного. Локи занимается тем же, но парадоксальным образом он честен – в основном он не врёт а обводит вокруг пальца. Его знаменитый фокус «руби голову, не трогая шеи», переодевание в подругу невесты, а Тора в невесту, и, в конце концов, признание в убийстве Бальдра доказывают это.
Так, я забежала вперёд. Правильно, кто может быть менее подходящим под христианскую мораль, чем Локи? Хитрый, ловкий, дерзкий, свободолюбивый, не боящийся говорить то что думает в лицо. Так мало похожий на покорных «рабов божьих», пропагандируемых христианской моралью (пардон, мораль и ханжество – для меня синонимы), и в то же время непохожий и на самодовольных, не видящих собственных недостатков эзир.

Локеанство
То, что можно назвать поклонением Локи, (хотя поклонение – не то слово, но за неимением лучшего…), принято считать изобретением нашего времени. И да, хаотичный и быстро движущийся 21 век с его свободой взглядов и убеждений как нельзя лучше подходит для этого активного бога. Но существуют свидетельства того, что скандинавы для успешного заключения торговых сделок или удачного исхода рискованной авнтюры, или чтобы скрыть что-то от других асов, носили маленькие статуэтки Локи, также в географических названиях сохранилось имя Лофта, а одна очень яркая звезда до сих пор называется Lokabrenna – «сожжение Локи». Да и легенда «Скрюмсли и сын крестьянина» свидетельствует об уважении, с которым относились к коварному асу. И кроме того, какие у них были причины не считать Локи богом, раз он им всё-таки был? Так что Локи таки полноправный бог, и презрительное отношение некоторых современных язычников к тому, кто движет мир, просто смешно.
Асатру, вера в асов, недавно начала возрождаться в Скандинавии. В 1972 в Исландии была создана первая община Асатру, а в 1973 там же Асатру официально признана религией. В 2001 же основано российское обьединение Асатру. Немало заинтересованных людей по всему миру, Асатру становится довольно популярным. И хотя многие ортодоксальные язычники предпочитают в лучшем случае не замечать, а в худшем ненавидеть Локи, всё же есть среди них и те, кто понимает его важность для всей системы, и не настолько подвержен остаткам христианской морали. А есть и те, кто предпочитает Лофта всем остальным, чувствуя, что эта дорога – именно та, что ему подходит. И Локианство хорошо тем, что не имеет требований и ограничений. Оно абсолютно свободно. Главное – понимать и принимать ответственность, которую накладывает свобода. И ещё – Локианцем не становятся, Локинцем рождаются. Только человек с особым, редкостным складом характера, поймёт и примет Небесного Странника таким, каким он есть… и – пойдёт своей дорогой. Нет, Локи никому не облегчает жизнь, указывая путь и говоря, что правильно а что нет.

Вроде как вывод
Вообще, всё, что делает Локи, в конце приносит огромную пользу. Его бесконечные бредовые идеи встряхивают излишне расслабившихся асов, напоминают им что то, что они имеют в любой момент может исчезнуть, в конце-концов элементарно обеспечивает богов кучей могущественных и нужных арефактов. Небесный Бродяга оказывается тем, кто заставляет мир вертеться, он даёт жизнь всему, так как без движения жизни нет. Он будит всех ото сна, побуждает к действию, словно овод. Сбивает божественную спесь и заставляет посмотреть друг на друга и на себя самих в истинном, часто невыгодном, свете. Многие приводят как пример мальчика, говорящего, что король-то – голый. То есть, получается, что бог хитрости и обмана на самом деле разбивает иллюзии, показывает нам горькую правду, оставляя нас совершенно открытыми в действиях и чувствах, как и сам Лофт. Таким образом, получается, что он ещё и бог правды. Точнее, не самой правды как таковой, а срывания покровов и открытия дверей. Как эллинский Гермес он имеет не только крылья свободы на ботинках, но ещё и владеет ключом от дверей не только жизни/смерти, но и правды/лжи. Также он постоянно в пути, постоянно ищет, узнаёт. Он не только ищет знаний, он проверяет людей «на вшивость». Сила, которую представляет Локи – вездесуща, и называется то случайностью, то Немезидой, то кармой, то судьбой то «законом подлости». Человек не должен жить тихо, спокойно и в самодовольстве – он должен становиться лучше, закаляться, уметь с улыбкой побеждать трудности, видеть себя таким, какой он есть, и быть готовым принять ответственность за свой выбор. Конечно, этого всего должны добиваться мы сами, и этот персонаж только напоминает нам, что это необходимо. Впрочем, кому это мы должны? Единственный действительно важный долг – перед самим собой. Кстати, Один и ко, не слушавшие Локи, между прочим, должны погибнуть в Последней Битве. Впрочем, получается, что они тоже выбрали и тоже заплатили за свой выбор. Да уж, «люди всякие нужны…», потому что иначе скучно будет. А ещё Локи, похоже, соединяет в себе все три аспекта Великой Триады – творца, хранителя и разрушителя, три великие силы, одинаково важные для жизни – ибо без уничтожения нет обновления, и все три части Колеса тесно связаны, и это отлично понимали не только викинги. Хотя, конечно, скандинавы никогда не превращали своих богов в символы, их боги были списаны с людей, как и большинство богов в других политеистических религиях, но именно здесь, среди эзир, это проявилось особенно ярко. И Локи - не только и не столько сила, движущая мир, сколько очень яркая личность. Бунтарь, хитрец, умница, ловкач, воин. Он неподражаем, когда надо выбраться из передряги и когда надо в неё попасть. Он смел, честен, вспыльчив и эгоистичен. Он сперва действует, а потом думает. Он молод и амбициозен. Он непредсказуем и хаотичен, нередко не знает, чего хочет, а нередко знает это слишком хорошо. Он никогда не носит маски – это многогранность его личности создаёт впечатление изменчивости. Сложно остаться равнодушным к Лофту. Можно уважать или ненавидеть, но редко кто абсолютно равнодушен. А ведь равнодушие к миру – часть застывания, от которого спасает Бог Огня. Надо сказать, иногда неприятными способами, вроде брани или злой шутки, но это всегда идёт на пользу обьекту этих шуток.
Категорически противопоказано забывать тот факт, что Локи – всё же трикстер. А трикстер всегда является трагикомичным персонажем, то есть, соединяет вроде бы противоположности. Бога Огня нельзя изучать лишь с одной стороны, а не то наше понимание этого персонажа будет измеряться в отрицательных величинах. Он не только бунтарь, кое-чем схожий с Прометеем, и не только предводитель войска мёртвых в Последней Битве, он ещё и комичен, причём возможно, что весь его образ начинался именно с анекдотичного хитреца. Нелепые ситуации, в которые попадают эзир и не только, редко обходяться без него. Сама история рождения Слейпнира, торговли за артефакты и «Операция «Омела»» очень смешны, а ведь есть ещё сюжет со Скади, и целая «Перебранка Локи», где юмора ещё больше. Герой народных баек и анекдотов – пересмешник и ловкач вполне мог со временем превратиться в грозного предводителя мертвецов в день Последней Битвы, но, с другой стороны, и грозный персонаж вполне мог превратиться в героя анекдотов, а, возможно, в нём соединилось несколько самостоятельных древних божеств. На самом деле, происхождение той или иной мифологической личности выяснить точно просто невозможно, так что всё, что остаётся – это догадки и теории, тем более что многогранность Небесного Бродяги даёт огромный простор для размышлений.
Надо сказать, что на фоне некоторых личностей, Лодур вообще «белый и пушистый». Вы только вдумайтесь – подлец Один, массовый убийца Тор (все мозги которого в молоточке), трус и пьяница Браги, туповатое дитя инцеста Фрейр, сторожевой пёс Хеймдалль, совсем неразборчивые в сексе Фрикка и Фрейя, видно, ещё непуганные СПИДом… да уж, семейка эзир – тот ещё подарочек. Тем более что деспотизм Отца Дружин довольно-таки заметен. Можно было бы и не вспоминать о способе, которым они «расправились» с Локи, но я вредная, я вспомню. Начать хотя бы с Нари и Нарви. При чём тут они? Первого вообще убили и его кишками связали Лофта (гуманизм так и прёт), а со вторым вообще непонятно что случилось после того, как он превратился в волка. А змея? Зачем она тут, для мебели, что ли? Вобщем, бессмысленной жестокости хватает. И это при том, что скандинавы, вообще-то, были не любителями изощрённых пыток. Кровная месть была жёсткой, но если не платили виры, то всё обычно заканчивалось быстрой смертью. И вообще, инквизиция появилась совсем в другом месте. Что ещё можно сказать, всё-таки совсем не удивительно что Бог Огня решил отомстить, я бы тоже была более чем в настроении для сведения счётов.
И поэтому – да здравствует Бог Свободных Людей, персонаж, заставляющий задуматься над многими вещами, но никогда не дающий ответов. А уж ответы мы отыщем, а? ;-) Каждый свои.
 

http://serine999.livejournal.com/28715.html#cutid1

http://serine999.livejournal.com/29127.html#cutid1

http://serine999.livejournal.com/29196.html#cutid1

http://serine999.livejournal.com/29572.html#cutid1

http://serine999.livejournal.com/29889.html#cutid1

Метки:  

Процитировано 8 раз

Анатолий_Франц   обратиться по имени Вторник, 21 Апреля 2009 г. 16:54 (ссылка)
Интересно!
Ответить С цитатой В цитатник
Laego   обратиться по имени Вторник, 21 Апреля 2009 г. 17:43 (ссылка)
Отличная работа.
Ответить С цитатой В цитатник
xorxoy   обратиться по имени Вторник, 21 Апреля 2009 г. 17:59 (ссылка)
А вот неплохо было бы еще "шаманский период" восстановить! Жаль, взять неоткуда...
Ответить С цитатой В цитатник
irreelaa   обратиться по имени Вторник, 21 Апреля 2009 г. 18:18 (ссылка)
спасибо!
Ответить С цитатой В цитатник
xorxoy   обратиться по имени Вторник, 21 Апреля 2009 г. 18:31 (ссылка)
Все "спасибы" адресовать Сэринэ Сэйнорлиссэ, serine999@livejournal.com
Ответить С цитатой В цитатник
BarmaG   обратиться по имени Четверг, 23 Сентября 2010 г. 13:15 (ссылка)
да.. такой сибе архе-типчег..
Ответить С цитатой В цитатник
Xana_Suray_II   обратиться по имени Четверг, 14 Июля 2011 г. 20:24 (ссылка)
да уж, пол дня почти читала, но рада, спасибо!-)
Ответить С цитатой В цитатник
Комментировать К дневнику Страницы: [1] [Новые]
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку