Смуглянка |
«Смугля́нка» — песня на слова Якова Захаровича Шведова и музыку Анатолия Григорьевича Новикова.
В результате проведённого в 2015 году журналом «Русский репортёр» социологического исследования, текст песни занял 24-е место в сотне самых популярных в России стихотворных строк, включающем, в числе прочего, русскую и мировую классику.
Песня была частью сюиты, написанной композитором А. Новиковым и поэтом Яковом Шведовым в 1940 году по заказу ансамбля Киевского особого военного округа. В ней воспевалась девушка-партизанка времён гражданской войны. А вся сюита посвящалась Г. И. Котовскому. Однако песня в довоенные годы так и не исполнялась. Клавир её был утерян, у авторов остались только черновики. Композитор вспомнил об этой песне через четыре года, когда ему позвонил художественный руководитель Краснознамённого ансамбля А. В. Александров и попросил показать песни для новой программы своего коллектива. В числе других Новиков показал и «Смуглянку», которую прихватил на всякий случай. Но именно она и понравилась Александрову, который тут же начал её разучивать с хором и солистами.
Впервые ансамбль спел песню в Концертном зале имени Чайковского в 1944 году. Запевал её солист Краснознамённого ансамбля Николай Устинов, которому песня эта в значительной степени обязана своим успехом. Концерт транслировался по радио. «Смуглянку» услышало, таким образом, очень много людей. Её подхватили в тылу и на фронте. Песня, в которой говорилось о событиях войны гражданской, была воспринята как песня о тех, кто боролся за освобождение Молдавии в Великую Отечественную войну.
После войны песня «Смуглянка» в разных обработках входила в репертуар таких известных исполнителей, как Иосиф Кобзон, София Ротару, Надежда Чепрага, Zdob şi Zdub и многие другие. Песня звучала в кинофильме «В бой идут одни „старики“» 1973 года; по сюжету один из главных героев фильма, молодой лётчик, знакомит с этой песней свою эскадрилью и тут же получает прозвище Смуглянка, а также и в четвёртой части киноэпопеи «Солдаты свободы» 1977 года, где песня исполняется на концерте перед началом Ясско-Кишинёвской операции.
|
Выхожу один я на дорогу |
|
«Шарманщик» |
«Шарманщик», — одна из самых потрясающих по безысходности песен Шуберта, решенная предельно скупыми средствами: уныло повторяющиеся примитивные звуки шарманки прерывают берущую за душу, тоскливую, удивительно простую мелодию, которая завершается горестным вопросом.
|
ЖИТЬ. Как научиться в мире жить... |
|
Шуберт. Песня «Лесной царь» |
Шуберт. Песня «Лесной царь»
Der Erlkönig, Op. 1, D. 328 (1815 год)
«Лесной царь» — произведение, в котором ярко проявилось романтическое влечение к необычному, к образам фантастическим, к сюжетам, где реальное подчас неотделимо от вымышленного. Характерно само обращение к жанру баллады.
С конца XVIII и особенно в XIX веке возрастающий интерес к фольклору возрождает балладную поэзию. Для поэтов и музыкантов романтического направления этот род искусства обладает особой притягательностью. Баллада, одна из форм народно-поэтического творчества, своими корнями уходит в далекое средневековье. Пережив длительную эволюцию, баллада сложилась в эпико-драматический жанр со своими типическими признаками. Прежде всего — это произведения сюжетные. Сюжеты баллад легендарны, иногда навеяны отдаленными историческими событиями или старинными преданиями, преображенными народной молвой. Развитие действия часто происходит на мрачно-фантастическом фоне, в необычных условиях.
Баллада — развернутое эпическое полотно, в котором объективное повествование о давно прошедшем свободно переходит в драматический показ событий; в то же время эпичность и драматизм не исключают личного авторского отношения, лирических отступлений. Сплетение эпического, драматического и лирического открывало широкий простор творческой фантазии.
|
Прощай, Масленица!... |
Масленица (рус. Масленица, Масляница, укр. Масниця, белор. Масленіца, Масленка, польск. Zapusty, словацк. Fašiangy, чеш. Masopust, сил. Kozelek, морав. Voračky, Voráčí, Končiny, словен. Pustni teden, серб. Покладе, болг. Сирна седмица/Сирни заговезни, макед. Проштена недеља) — славянский традиционный праздник, с языческими корнями, отмечаемый в течение недели (иногда трёх дней) перед Великим постом, сохранивший в своей обрядности ряд элементов славянской мифологии.
Воскресенье — проводы Масленицы
Также называется: Целовальник, Прощёный день, Заговенье, Прощёное воскресенье; Сыропустие, Заговины масленые, Заговины постовые, Запуски великопостные, Запусты масленые, Масница, Пущенье постовое.
Кульминация всей масленичной недели. В воскресенье происходило заговенье перед началом Великого поста. Все близкие люди просили друг у друга прощения за все причинённые за год неприятности и обиды. Остатки праздничной еды сжигали, посуду тщательно мыли. В конце праздника торжественно сжигали чучело Масленицы, полученный пепел рассыпали по полям.
Н.А. Римский-Корсаков - Хор "Прощай, Масленица!..." из оперы "Снегурочка"
|
ИСТОРИЧЕСКИЙ СЕРИАЛ - "ДРУЖИНА" |
Метки: художественный фильм |
Первая Татьяна - Марья Николаевна Климентова-Муромцева |
Марья Николаевна Климентова, по мужу Муромцева (4 января [16 января] 1857, Курск, Российская империя — 25 января 1946, Париж, Франция) — русская певица (сопрано, лирико-драматическое сопрано ) и преподавательница пения. Солистка Большого театра (1880—1888) и театра С. И. Зимина. Член правления Российского музыкального общества за границей (РМОЗ) со дня его основания в 1930. Профессор Русской консерватории в Париже.
Из купеческой семьи. Окончила Московскую консерваторию с малой серебряной медалью по классу вокала Дж. Гальвани (1880). Солистка Большого театра (1880–1889), исполнительница ведущих партий лирического сопрано: Антонида («Жизнь за царя»), Людмила («Руслан и Людмила»), Тамара («Демон»), Маргарита («Фауст»), Оксана («Черевички») и др. По настоянию П. И. Чайковского, считавшего её «очень талантливой артисткой», именно Климентова впервые исполнила партию Татьяны в опере «Евгений Онегин» (1880). Присутствовавший на одной из репетиций И. Тургенев, восторженно отозвавшись о новой опере, в своем письме к П. Виардо писал о Климентовой: "Красивый голос, хотя и недостаточно обработанный, подлинный драматический темперамент".
|
Выпускной вечер Академии русского балета им. А.Я. Вагановой в Мариинском театре |
Выпускной вечер Академии русского балета им. А.Я. Вагановой в Мариинском театре
В программе спектакля Академии русского балета им. А.Я. Вагановой: картина "Польский бал" из оперы Михаила Глинки "Иван Сусанин" (хореография Андрея Лопухова и Сергея Кореня, возобновление Ирины Генслер); картина "Волшебные сады Наины" из оперы Михаила Глинки "Руслан и Людмила" (хореография Михаила Фокина, редакция Николая Цискаридзе); "Болеро" - одноактный балет на музыку Мориса Равеля (хореография Брониславы Нижинской, редакция Андриса Лиепы); "Фея кукол" - одноактный балет на музыку Йозефа Байера, вставные номера на музыку Петра Чайковского, Риккардо Дриго, Цезаря Пуни (хореография Сергея Легата и Николая Легата, возобновление Константина Сергеева, в редакции Николая Цискаридзе).
Исполнители: студенты Академии русского балета им. А.Я.Вагановой, Симфонический оркестр и хор Мариинского театра.
Дирижер: Валерий Овсяников.
Вступительное слово: Николай Цискаридзе (ректор Академии).
|
Музыка русского свадебного обряда |
Русский свадебный обряд является одним из важнейших семейных обрядов. Он включает в себя множество этапов: сватовство, смотрины, рукобитие, вытие, проведение девичника, проезд свадебного поезда, выкуп невесты, свадебный обряд в узком смысле, гуляние, послесвадебные обряды... Большинство этих этапов обязательно сопровождается обрядовыми песнями, причитаниями, обрядовыми играми. Свадебный обряд - отнюдь не произвольный набор песен и обрядовых действий, а стройная ритуальная система, сложившаяся в 13 - 14 веках.
Андрей Рябушкин. «Крестьянская свадьба в Тамбовской губернии.» 1880 год
|
Музыка Баха и Бриттена в мультфильме «Великан-эгоист» |
«Великан-эгоист» — мультфильм 1982 года по мотивам сказки Оскара Уайлда.
В мультфильме использована музыка Иоганна Себастьяна Баха и Бенджамина Бриттена.
Работа режиссера Наталии Головановой. Мультфильм создан по мотивам сказочного произведения Оскара Уайльда. Один Великан жил в своем замке отшельником — он не любил находиться в компании и ни с кем не дружил. Птицы его раздражали, и он прогонял их от себя. Дети досаждали ему своими шутками и проказами, и Великан решил построить каменную стену вокруг замка, чтобы никто не смог помешать его одиночеству.
Так он и сделал — очень скоро его замок окружил высокий неприступный забор. Великан укрылся за ним и перестал выходить наружу. Ему все надоели, ничье общество его не привлекало, он считал себя эгоистом и хотел быть один. Так продолжалось целую зиму, а потом прилетела фея-весна и раскрасила мир яркими красками. Весна побывала всюду, но только не за высоким каменным забором Великана. Дети стучали в дверь, крича Великану, что пришла весна. Но вместо того, чтобы впустить ее, Великан отвечал, что ему вообще никто не нужен. В его замке продолжалась зима и хозяйничала вьюга. Скоро дыхание Великана стало ледяным, и он развлекался, дыша на окна и создавая на стеклах невиданные узоры. Сначала его это веселило, но со временем он так промерз, что стал задумываться о том, почему это весна не приходит так долго. Он, наверное, позабыл, что сам отказался открыть ей двери... В первый раз Великан почувствовал себя несчастным и одиноким. Однажды Великан услышал щебет и увидел, как маленькая птичка залетела в его владения. Он стал звать ее и услышал птичьи трели, раздающиеся из-за забора... Что теперь будет делать Великан? Покинет ли он свое укрытие, увидит ли весну и лето, наступившие во всем мире? Подружится ли он с детьми и перестанет ли быть эгоистом?
"Великан-эгоист" — увлекательная и поучительная сказочная история о том, как плохо быть одному, ни с кем не дружить и никого не любить.
|
Образ Снегурочки из оперы Николая Андреевича Римского-Корсакова |
Опера "Снегурочка", любимейшее сочинение автора, была создана по одноименной пьесе А.Н. Островского на собственное либретто. Композитор был влюблён в поэтическую красоту "весенней сказки", и опера в целом была написана на одном дыхании за летние месяцы 1880 года, а окончательно завершена в 1881-м.
Костюмы и декорации Виктора Васнецова к опере «Снегурочка»
"Не было для меня на свете лучшего сюжета, не было для меня лучших поэтических образов, чем Снегурочка, Лель или Весна, не было лучше царства, чем царство берендеев с их чудным царём, не было лучше миросозерцания и религии, чем поклонение Яриле-Солнцу", - вспоминал композитор о своей увлеченности сюжетом.
Опера стала светлым гимном идеальной стране берендеев с её высшими законами добра и красоты, гармоничному единению человека и природы, волшебной и животворящей силе народного искусства, могуществу справедливости, разума и любви, которые управляют судьбами мира.
|
Душа самой музыки - Этюд ми мажор Шопена |
Этюд ми мажор (ор. 10 № 3) не случайно исполняют также в переложениях для скрипки, для виолончели и для певческого голоса в сопровождении фортепиано. Мелодию, звучащую в крайних разделах трёхчастной формы этого произведения, сам Шопен считал лучшей из всех, им созданных. Изумительно нежная и певучая, она исполнена сердечного тепла - словно ласковая материнская колыбельная песня с тихими, "баюкающими" покачиваниями в аккомпанементе.
А контрастная аккордово-пассажная середина этой пьесы - будто разыгравшаяся грозная буря или охвативший человека страшный сон. Но всё рассеивает возобновляющееся успокаивающее звучание задушевной песни. Слушая однажды, как Этюд ми мажор играл один из его учеников, Шопен воскликнул: "О, моя Родина!".
Слушаем:
|
Франц Шуберт. "Экспромт" ми-бемоль мажор |
Среди фортепианных миниатюр Шуберта выделяются восемь "Экспромтов". Это романтический жанр, пьесы,возникающие как бы в результате импровизации под влиянием какого-либо внезапного впечатления, вдруг нахлынувшего настроения.
В "Экспромте" ми-бемоль мажор проявил себя дар Шуберта претворять в музыке поэтическое восприятие голосов природы и тем самым полнее раскрывать мир душевных переживаний человека. В крайних частях трехчастной формы этой пьесы прихотливо вьющееся стремительное пассажное движение напоминает журчание ручья с кристально чистыми, звонкими струями. Кажется, что они то весело сияют, отражая солнечные лучи, то темнеют от набежавших туч, рождая тревожные думы. А мелодия, выступающая на первый план в средней, си-минорной части, звучит подобно песне одинокого странника, полной взволнованных надежд и помыслов. Этой песне аккомпанируют словно беспокойно "завихряющиеся" всплески воды.
Тема среднего раздела вновь появляется в заключающей коде, которая заканчивается модуляцией в ми-бемоль минор.
Слушаем:
Брянцева В.Н. Музыкальная литература зарубежных стран.
|
Глинка. Увертюра к "Руслану и Людмиле" |
Увертюра к "Руслану и Людмиле" стала первой вершиной симфонического творчества Глинки. Она была сочинена после завершения всего произведения, строится на темах оперы и передаёт её главную идею - победу светлых сил над миром зла. Музыка увертюры, стремительная и ликующая, по словам Глинки, "летит на всех парусах"; она содержит основные образы оперы - мужественную героику, радость любви, таинственную сказочность.
Увертюра написана в тональности ре мажор, звучащей празднично и приподнято; она имеет сонатную форму. Вступление начинается с решительных могучих аккордов оркестра: они подобны, по выражению композитора, богатырским ударам кулака. Ярко национальный характер звучания первых тактов достигается благодаря плагальным оборотам (тоника - субдоминанта - тоника), типичным для русской музыки. Главная партия (взятая, как и тема вступления, из финала оперы), динамичная и неудержимая, также воплощает богатырский героический образ.
Певучая и исполненная радостного чувства побочная партия появляется в фа мажоре (в репризе прозвучит в ля мажоре). Она построена на теме любви из арии Руслана во втором действии и поручена виолончелям.
В разработке характер обеих тем меняется; внезапные контрасты динамики, регистров, тембров, повторяющиеся "аккорды оцепенения" делают музыку таинственной и тревожной. Однако силы добра и любви побеждают: когда после "бурлящей" радостью репризы у тромбонов возникает призрак Черномора (целотонная гамма), то он быстро исчезает под напором жизнерадостных богатырских сил.
Слушаем:
По кн.: Козлова Н.П. Русская музыкальная литература
|
Рахманинов. Этюд-картина ля минор ор.39 № 6 |
Этюд-картина ля минор ор.39 № 6. Жуткая аллегория-сказка лежит в основе этой пьесы. Этюд, по словам Рахманинова, "вдохновлен образами Красной Шапочки и Волка". Вообще весь опус 39 у Рахманинова мрачный, грозный, свирепый. Он создавался в 1916 - 1917 годы, накануне надвигаюшихся социальных катастроф, и творческая реакция композитора была смятенная.
Этюд строится на развитии двух контрастных образов. Зловещая хроматическая тема в басу с грозно "рыкающими" аккордами - это Волк. Жалобные, захлебывающиеся, будто спотыкающиеся шестнадцатые в высоком регистре - Красная Шапочка, убегающая от Волка.
Начинается преследование. Ритм скока Волка жесткий, агрессивный. Все быстрее темп, все размашистее прыжки, все торопливее и беспомощнее бег шестнадцатых, все чаще они "спотыкаются", будто выбиваясь из сил. Хроматическая гамма в басу и два аккорда-удара завершают пьесу. Волк настиг свою жертву.
Слушаем:
|
Я слышу музыку везде |
Ольга Филиппова
16 лет, Пензенская область, Белинский район, с. Чернышево
Музыка
Музыка: Антон Аренский. Сюита для 2-х фортепиано №1. Romance
|