Марина ОВСОВА.
Президент аукционного дома "Гелос" Олег Стецюра ответил на
вопросы читателей "МК"
Мы, конечно, не сомневались в отзывчивости читателей, но чтобы
их так заинтересовала, согласитесь, несколько специфическая для
нашего населения тема антиквариата, откровенно - не ожидали.
Главный вопрос тут же получил ответ: есть, есть еще в закромах
у народа ценные раритетные вещички! Не все отобрали и вывезли...
Некоторые звонки звучали как сенсация: у кого-то случайно завалялась
книга, на минуточку, XIV века (как она смогла сохраниться при
всех катаклизмах истории?!). Или шкатулка французской королевы...
Но возможно, главные сенсации еще впереди - когда обладатели
еще неизвестных шедевров предъявят их на аукционы "Гелоса".
Однако все по порядку...
- Олег Николаевич, куда обратиться? У меня есть рукописное
издание Александра Сергеевича Пушкина "Капитанская дочка", черновой
вариант. Издание 1833 года.
- Прямо ко мне. Заочно не могу подтвердить, что это соответствует
действительности, но любопытно было бы посмотреть.
- Я проходил проверку в Государственной библиотеке им. Ленина...
- Записывайте телефон: 946-11-71.
- Пенсионерка Мария Ивановна. Мой вопрос такой: почему вы
занялись именно антиквариатом?
- Почему? Потому что интересовался старыми вещами всегда.
Любил историю и любил работать руками. Первый мой кооператив
ориентировался на реставрацию мебели. Дальше потихонечку, не
сразу, пришел к аукционной торговле. В 88-м году мы провели свой
первый аукцион. Выставили на торги восемь предметов мебели. Зал
арендовали на Петровке, в салоне "Русские узоры". Кстати, тогда
о первом антикварном аукционе написал "Московский комсомолец",
который особо отметил норковые шубы и горностаевые воротники
на дамах, посетивших торги. А потом, хотите верьте, хотите нет,
нашел подтверждение в гороскопе. Уже в зрелом возрасте ввел свои
данные в компьютер, и он мне выдает: "Может быть владельцем антикварного
магазина". Так что, если хотите, так сложились звезды.
- Антон Артемьевич беспокоит. Олег Николаевич, вы мне можете
объяснить популярно: когда все-таки вещь становится антиквариатом?
А то у меня старых вещей много, а антиквариат это или нет - я
же не знаю!
- А вы нам их приносите - мы подскажем. Есть официальное определение
антиквариата. Это предметы старше 50 лет. Если брать нынешнее
время, то, соответственно, границей считается 1953 год. Однако
я придерживаюсь другой позиции. Все-таки при определении, антикварная
вещь или нет, в первую очередь должно учитываться качество вещи,
а не ее возраст. Мы не считаем зазорным выставлять на аукцион
предметы, сделанные в 80-х и даже в 90-х годах ХХ века. Если
они высококлассные.
- У меня есть четыре тома книги. Называется "Императорская
охота на Руси", автор Кутепов. В четырех коробках. Каждый экземпляр
имеет серебряные уголки. Она подарочная. Обложка кожаная. В идеальном
состоянии.
- Предварительная консультация: их было выпущено около 600
экземпляров. Это издание представляет историческую ценность и
сейчас довольно востребовано на рынке.
- Я пенсионер, не пришлют ли мне потом какие-то большущие
налоги?!
- Мы вас проконсультируем, и, я думаю, мы найдем модель, которая
будет удобна для вас, государства и Аукционного дома.
- Может ли заинтересовать аукционный дом винный набор, очень
большой, серебряный, работы мастера Овчинникова?
- Эти предметы имеют интерес. Но все будет зависеть от того,
какую цену вы назовете. Достаточно иметь фотографию, а если вы
нам доверяете, то к вам приедут наши эксперты. Мы обязательно
составляем договор при наличии паспорта.
- Олег Николаевич, проясните, чем торгует ваш "Гелос"? Это
только картины, мебель и всякие там серебряные сахарницы?
- Я могу перечислить, но это будет долго. Скажу: торгуем всеми
видами искусства. Наши эксперты занимаются всем, начиная с живописи
и заканчивая марками, монетами, старыми открытками, книгами и
картами. В нашем ассортименте есть даже старинные вина.
- Владимир, студент. Почему у нас так мало аукционных домов?
- Можете добавить: практически один. Мы играем на этом поле,
потому что научились быстро продавать предметы: у нас в месяц
уходит до двух с половиной тысяч антикварных вещей. У других,
видимо, не получилось, и они ушли с рынка. Аукционная торговля
за последние 15 лет не стала приоритетной. Вот возьмите Англию.
Только в Лондоне таких домов около сорока - начиная от совсем
маленьких до всемирно известных. Насколько знаю, была попытка
создать Международный аукционный дом на Арбате, в Доме дружбы.
Пытались для таких же целей использовать здание Центрального
Военторга. К сожалению, не знаю, на каком этапе сейчас создание
Кремлевского аукционного дома. Но пока мы на этом поприще одни.
- Но вы, конечно, следите за деятельностью западных домов?
- Обязательно учитываем статистику ведущих аукционов. Получаем
их каталоги и в ответ посылаем свои. Я думаю, на Западе внимательно
изучают наш сайт www.gelos.ru, особенно эксперты, которые занимаются
русским искусством.
- У меня коллекция монет СССР с 1924 по 1991 годы, из бронзы
и меди. Могу ли я предложить на аукцион эту коллекцию?
- Да, конечно. Рекомендую поставить на аукцион месяца - каждая
последняя пятница месяца. По телефону 945-44-10 можете соединиться
с аукционным отделом.
- Я хотел посоветоваться. Мне в наследство досталось две картины
салонных малых голландцев. Пейзажи. Они на досках, сзади стоит
печать сургучная. В советские времена я их носил на экспертизу
в Музей имени А.С.Пушкина, и они сказали, что они из Дрезденской
галереи.
- Хочу дать вам комментарий. Первое - что касается возможности
принадлежности к Дрезденской галерее: есть федеральный закон
о реституции. Ввиду срока давности претензий к вам ни Германия,
ни Россия предъявить не могут и изъять их у вас никто не может:
вы добросовестный собственник. Не беспокойтесь. Если вы будете
определять стоимость этих картин на рынке, обязательно нужно
провести экспертизу. Экспертизу в нашем аукционном доме делают
на трех уровнях. Сначала оценщики поясняют, какая будет примерная
стоимость, если экспертиза подтвердит ценность этих работ. Далее
мы обращаемся в музей. В частности, в Пушкинский. Там есть эксперты,
которые визуально осматривают картины, сравнивая с эталонными
образцами, - подтверждают или сомневаются, что это голландцы,
например. При необходимости мы проводим технический анализ: спектральный,
химический. Определяем время создания. После этого изучаем, кто
наиболее компетентен в России по данному времени и по данной
стране. Обращаемся к нему для определения авторства или школы.
С вами подпишут договор. Все действия, которые мы проводим на
рынке антиквариата, застрахованы.
- Меня зовут Вероника Антоновна. Олег Николаевич, когда вам
в руки попадает очень редкая, музейного уровня вещь, вы извещаете
об этом музеи?
- Любопытный вопрос. Если к нам поступает предмет и мы видим,
что это безусловно редчайшая вещь, которая может относиться к
национальному достоянию, в первую очередь мы информируем прессу.
Совсем недавний случай. Буквально полгода назад принесли нам
серебряную табакерку. По всем признакам тяготеет к XVIII веку,
ко временам Французской революции. На крышке - два портрета на
стекле и вензель... Марии Антуанетты, той несчастной французской
королевы, которую вместе с супругом, Людовиком XVI, казнили на
эшафоте. Наши эксперты склонны утверждать, что эту табакерку
королева подарила своему супругу по случаю рождения наследника
короны. Есть определенная версия, как табакерка попала в Москву.
Сначала ее реквизировал германский солдат, когда фашисты оккупировали
Париж. А уже в Берлине, в конце войны, шкатулку таким же образом
взял с собой уже русский солдат. И теперь его потомки принесли
ее нам. Естественно, этот предмет попал в каталоги, которые мы
рассылаем в музеи и в Министерство культуры. Так что все заинтересованные
лица информированы. Другое дело, что большинство музеев не в
состоянии самостоятельно покупать шедевры на аукционах.
- Олег Николаевич, все-таки проясните ситуацию с "Черным квадратом"
Казимира Малевича, о котором так много писали в прессе...
- Инкомбанк, когда встал вопрос о реализации его собрания
культурных ценностей, обратился в Министерство культуры, с тем
чтобы оно посоветовало, кто бы мог на профессиональном уровне
провести эти торги. "Гелос" оказался единственным профессиональным
образованием, способным осилить эту задачу. Речь шла о почти
1100 произведениях искусства. Это большое количество для нашего
рынка, и выдвинуть всю эту массу за короткое время на рынок -
значило его обрушить. Но мы начали готовиться. Конечно, самым
ценным в коллекции был четвертый "Черный квадрат" Малевича, и
мы понимали, что выставление его на аукцион - это событие мирового
масштаба. Нами было привлечено большое число высококлассных специалистов
- мы тщательно отбирали, кто будет работать с этим "квадратом".
Подготовку к аукциону, естественно, доводили до прессы. И вот
в какой-то момент государство вдруг осознало, что "такая корова
нужна самому". Как это, такая вещь - и вдруг поступит на рынок!..
А если нужна - значит, нужно придумать модель, по которой картина
будет изъята из аукционной массы. "Черный квадрат" был объявлен
национальным достоянием и напрямую, без аукциона, куплен для
Эрмитажа за 1 миллион долларов. Можно сказать, что была нарушена
принятая нашим государством экономическая модель. А Инкомбанк
недополучил тех денег, которые он должен был вернуть кредиторам.
- Добрый день! У меня есть книга - согласно заключению, это
книга 1496 года. Она на латыни. "Переход острова Родос от рыцарского
ордена Петра де Бюссона, французского владельца земли в Греции,
к туркам".
- Речь идет, видимо, об ордене тамплиеров. Кто давал заключение?
- Библиограф один. Я хотел бы эту книгу продать.
- Приносите.
- Здравствуйте. Это Даша. А правда, что вы готовите антикваров?
- Этой профессии не учит ни один институт. Кроме нашего. Уже
три года у нас существует официальное учебное заведение - Институт
"Гелос". Не скрываем, что использовали идею аукционного дома
"Сотбис", где подобный институт существует давно. Кто у нас учится?
Конечно, это и будущие дилеры, и жены бизнесменов приходят к
нам, чтобы научиться профессионально покупать антиквариат и оценивать
картины современных мастеров. А также представители правоохранительных
органов, таможни, музейные работники, которые хорошо разбираются
в искусстве, но ничего не знают о ценообразовании.
- Владимир Серафимович, пенсионер. Вероятно, к вам иногда
попадают совершенно необычные вещи. Меня всегда такие истории
интересовали...
- Их было настолько много... Может быть, самый первый необычный
предмет - это большой резной каменный слон работы Карла Фаберже.
Он объявился в Санкт-Петербурге в середине 90-х. Антиквары рассматривали
его не только с интересом, но и с недоверием: слишком туманно
было его появление на антикварном рынке. Таких слонов в мире
было известно два. Один - у господина Солодкова в Лондоне. Другой,
если не ошибаюсь, - у королевы Норвегии. Многократно описанные,
досконально изученные... Этот - третий - немного от них отличался.
Мы долго совещались с экспертами и в результате все-таки приняли
решение его купить. После этого составили его описание, связались
с господином Скуровым - это основной эксперт произведений Фаберже.
К нам приехала Татьяна Фаберже, представляющая интересы семьи.
Когда она взяла слона в руки, никаких сомнений у нее уже не осталось.
И, наконец, в подтверждение подлинности шедевра Фаберже в архивах
нашлась фотография, на которой именно этот слон стоит на тумбочке
в магазине Карла Фаберже на Морской.
А вот еще история. Года три назад выпускник нашего института,
родом из Рыбинска, будучи в одной из местных деревень, обратил
внимание на странную доску, которой была забита дыра в хлеву,
проделанная хрюшкой. Он привозит эту доску в Ярославский художественный
музей - и там шок: доска оказалась... иконой XIV века. Представьте,
она было создана, когда Мамай еще не дошел до Руси! К нам ее
везли с мигалками, на бронированном инкассаторском автомобиле,
в сопровождении автоматчиков...
- Здравствуйте, Олег Николаевич. Я банковский служащий, зовут
Андрей. Мне кажется, что у вас много недоброжелателей. Иногда
пишут, что что-то у вас там не продается, что-то изъяли...
- Не знаю, Андрей, что там пишут и где. Думаю, недоброжелатели
есть в каждой сфере деятельности, в которой есть динамично развивающаяся
организация. Мы держим определенную долю рынка. Может быть, кому-то
ее не хватает. Есть люди, которые не удовлетворены не только
нашим существованием, но и операциями, которые мы проводим. Даже
те, кто когда-то с нами вместе работал. Вы меня понимаете? Находятся
такие, кто считает, что могут работать с антиквариатом лучше
нас. У них не получается - вот и злятся.
- Добрый день! Маргарита Васильевна. Я хотела бы проконсультироваться.
Мой муж инвалид, он ухаживал за соседской старушкой. Она ему
подарила икону, старую. Там написано: "Святой Тихон". Икона большая.
- Маргарита Васильевна, Тихон Задонский - очень уважаемый
святой. Сейчас уже восстановили его монастырь в Воронежской области.
Что касается вашей иконы, нам необходима или фотография цветная,
или сама икона, чтобы мы вам подсказали, какого она времени,
где была написана. И тогда можно узнать, по какой цене она могла
бы быть востребована. Можете подъехать к нам. Мы находимся рядом
с Боткинской больницей, целый квартал занимаем. Адрес: 1-й Боткинский
проезд, д. 2/6. Работаем с 10 утра до 20 вечера без выходных.
Полную версию "прямой линии" с президентом аукционного дома
"Гелос" Олегом Стецюрой читайте на нашем сайте: www.mk.ru.
<$>
//Источник информации: Московский комсомолец //Дата источника: 09.01.2003
Интересная заметка о сертификации