-Цитатник

подписывая любой деловой документ - дополняйте свою подпись “БЕЗ УЩЕРБА” (UCC 1-308, UCC 1-308.4) - (1)

подписывая любой деловой документ - дополняйте свою подпись “БЕЗ УЩЕРБА” (UCC 1-308, ...

Изменение реальности - (0)

Изменение реальности   Популярный пост     1. Вам нужно се...

Без заголовка - (0)

Развитие Каждый ЧЕЛОВЕК проявляет СВОЮ Божественную реальность. Семинар В.Ю. Мироновой Фрагмент. ...

Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место - (0)

Обвисшие щеки: кулак и 10 минут чтобы вернуть лицо на место.   Народные Средств...

alexandr44: Как погибала прошлая цивилизация. Как и когда погибнет наша. Ракурс первый - (0)

alexandr44: Как погибала прошлая цивилизация. Как и когда погибнет наша. Ракурс первый. (Философия, ...

 -Рубрики

 -Фотоальбом

Фотоальбом закрыт для неавторизованных. Зарегистрироваться!

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в wselennaj

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 05.04.2011
Записей: 11057
Комментариев: 2483
Написано: 16682


Есть женщины в русских селениях...

Четверг, 23 Марта 2017 г. 10:23 + в цитатник
Цитата сообщения babeta-liza Есть женщины в русских селениях...

"Во всех сохранившихся до наших дней памятниках

шитья, древних, обветшалых  и, казалось бы, 
отживших, есть живая сила, сила красоты 

и индивидуального творчества"

Н.П.Шабельская

Этнографический музей, основанный по велению царя Николая II в Санкт-Петербурге, с первых дней создания своей основной задачей ставил представление целостной картины культуры народов, проживающих на территории России и в приграничных регионах. На сегодняшний день в собрании музея находится более 500 000 экспонатов, архивных документов, фотографий, рисунков отражающих культуру народов великой Российской империи на рубеже ХІХ-ХХ веков.

Большая часть коллекций музея представлена традиционными костюмами, бытовыми и культовыми предметами 157-и народов, населяющих Россию.

Каждый год музей организует международные выставки, в том числе и в сотрудничестве с франкоговорящими странами. В 2009 году на выставке, организованной совместно с Фондом Пьера Берже и Ива Сен-Лорана, Российский Этнографический музей представил Франции свою уникальную коллекцию «Русский народный костюм».

Сегодня я с большой душевной теплотой представляю издание редких фотографий из довольно большого свода любовно собранных Натальей Шабельской и хранящихся в Российском этнографическом музее.
 


39. Южная Россия, Пензенская губерния


Читатель, открыв это собрание, сможет взглянуть на лица русских красавиц, позировавших в костюмах, которые скорее можно назвать произведениями искусства последней четверти XIX века, а не просто портняжным мастерством.


История России знает много фамилий, прославившихся своей собирательской деятельностью и чьи коллекции со временем становились достоянием народа. Одна из них коллекция семьи Шабельских, которая знаменита собранием народного женского костюма и образцов вышивки XVIII-XIX вв. По этой коллекции можно понять вкусы  русского народа, его понимание красоты и гармонии, историю развития традиционного костюма, символику украшений.
 40. Южная Россия, Курская губерния



41. Южная Россия, Рязанская губерния
Начало систематическому собиранию уникальной коллекции положила Наталья Леонидовна Шабельская, урожденная Кронеберг (1841-1904), блестяще образованная, прекрасно игравшая на фортепиано, увлекавшаяся рукоделием. В 17 лет она вышла замуж за крупнейшего землевладельца Харьковской губернии Петра Николаевича Шабельского (капитана в отставке, участника турецкой войны 1854 года). В своем имении, селе Чупаховка Лебединского уезда, она устроила своеобразную мастерскую, куда взяла 14 талантливых вышивальщиц и умело руководила ими . Во время одной из летних поездок по Волге, в конце 70-х гг. XIX века, семья Шабельских посетила знаменитую Нижегородскую ярмарку, которая поразила их самобытностью, колоритностью, многообразием различных ремесел.


42. Западная Россия, Смоленская губерния
Именно в этот период «красота родной старины» окончательно определила интерес и направленность собирательской деятельности Натальи Леонидовны, которой она увлекла и своих дочерей, старшую, Варвару Петровну (186?-1939?) и младшую, Наталью Петровну (1868-1940?), активно помогавших, а позже и продолживших дело матери. В то время, когда практически не было никаких изданий, готового материала для руководства, интерес в обществе только пробуждался, а частные собрания охватывали лишь отдельные темы, Шабельским «приходилось идти новым, не проторенным путем, потребовавшим большой затраты энергии, труда и средств»


43. Центральная Россия, Владимирская губерния
С середины 90-х гг. началась работа и по фотофиксации коллекций: в одном из своих писем известному археологу и историку И.Е. Забелину в 1895 году Шабельская сообщала, что «снято по сей день 175 фотографий одежды и по совету Вашему каждая будет с выкройками изображаемой одежды». Фотоколлекция Шабельских — уникальный источник не только по изучению истории русского костюма — она является редкой по своей художественной и научной значимости. Создававшаяся, прежде всего, с целью фиксации костюмов различных губерний, которые демонстрировали модели, она стала абсолютно самостоятельным феноменом в истории русской фотографии


44. Центральная Россия, Московская губерния
 Фотографированием коллекции занимались больше дочери Шабельской — Варвара Петровна (в замужестве — княгиня Сидамон-Эристова) и Наталья Петровна, которые и сами выступили в роли фотомоделей. При жизни Натальи Леонидовны, которая с 1895 года по 1904 год жила из-за болезни за границей, информация о ее коллекции была частично опубликована в различных изданиях и каталогах, но, к сожалению, без иллюстраций.


45. Южная Россия, Пензенская губерния

 Своим активным участием во многих выставках (Москва, 1890, Санкт-Петербург, 1892, Чикаго, 1893, Антверпен, 1894, Париж. 1900) Н.Л. Шабельская внесла выдающийся вклад в популяризацию русского искусства как в России, так и за рубежом. Творческий подход глубоко преданного своему делу коллекционера имел неизменный огромный успех и вызывал всеобщее удивление.

46. Южная Россия, Пензенская губерния
 После ее смерти, в 1904 году, встал вопрос о судьбе музея. Сестры Шабельские, понимавшие ценность и редкость собрания и обеспокоенные его дальнейшей судьбой, предложили дирекции Этнографического Отдела в Санкт-Петербурге приобрести коллекцию при условии устройства в музее зала имени их матери . Уникальное собрание женской одежды, головных уборов, кружев, различных предметов из дерева и кости, знакомящих с традициями шитья золотом, украшения жемчугом, низанья бисером, резьбы (всего более 4000 экспонатов) поступило в 1906 году в Этнографический Отдел от сестер Шабельских. Часть предметов (1478) была подарена, а 2596 приобретена за 40 тысяч рублей золотом в рассрочку на 5 лет императором Николаем II и дарована Этнографическому Отделу Русского музея 


47. Южная Россия, Курская губерния
Сестры Шабельские, умершие, как и их мать, в Ницце, в эмиграции, мечтали о полноценной жизни их коллекций на родине и возвращении в Россию той части, которая осталась во Франции . К сожалению, официальное признание труда всей их жизни наступило значительно позже. 

48. Южная Россия, Тульская губерния
 Символично, что «второе» рождение их уникального собрания происходит в наши дни, абсолютно подтверждая слова, сказанные Натальей Петровной Шабельской в 1920 г.: «Во всех сохранившихся до наших дней памятниках шитья, древних, обветшалых и казалось бы отживших, есть живая сила, сила красоты и индивидуального творчества»
Вкратце опишу главные атрибуты русской одежды того времени.


49. Южная Россия, Тульская губерния
Символами русского национального костюма принято считать сарафан и кокошник. Это объясняется тем, что появление сарафана и формирование сарафанного комплекса одежды относится к периоду сложения и развития Русского централизованного государства (конец XIV - середина XVI в.), и именно в это время происходит этническая самоидентификация русских. Сарафан, надевавшийся поверх длинной рубахи, в сочетании с твердым головным убором («кокошником» или «кикой») в XVI в. был в широком употреблении как у феодальной знати и горожан, так и у крестьян.


50. Северная Россия
Костюм с сарафаном закрепился, прежде всего, в севернорусских областях. Распространение он получил также в средней полосе России, в губерниях Поволжья, в Приуралье, в Западной Сибири. С момента раскола Русской Церкви во 2-й половине XVII в. старообрядцы, укрываясь от преследований, принесли комплекс с сарафаном в Заволжье, Восточную Сибирь, на Алтай, на Дон, на Украину, в Прибалтику. В XIX веке шло его проникновение в южные губернии России.


51 . Южная Россия, Орловская губерния
Праздничные рубахи для сарафанного комплекса изготавливали из дорогих покупных тканей: полупарчи, шелка, кисеи . Их шили с широким, длинным, почти до пола, рукавом, который сужался внизу. На большинстве фотографий Н.Л. Шабельской, запечатлевших одежду северных и центральных губерний России, можно видеть, что такой рукав сосбаривался на руке, и это придавало ему большую пышность. Запястья поверх рукавов нередко украшали накладными манжетами из картона, покрытого дорогой тканью: бархатом или шелком, - вышитой золотной нитью, рубленым перламутром, жемчугом


52. Северная Россия, Тверская губерния
 Иногда в рукаве, в области запястья, делалось отверстие для кисти, и тогда конец рукава ниспадал до пола . На Русском Севере такими делали свадебные рубахи: просватанная девушка, причитая об уходящей девичьей воле, ходила по избе и размахивала длинными рукавами. Самобытными были праздничные рубахи Нижегородской губернии: здесь их шили из тонких хлопчатобумажных тканей белого цвета, с двойным сужением на рукаве, выше и ниже локтя


53. Центральная Россия, Костромская губерния
Сарафаны имели несколько типов покроя. С рубежа XVIII-XIX вв. наибольшее распространение получил косоклинный распашной сарафан . Его шили из двух передних и одного заднего полотнища, с косыми клиньями по бокам. Спереди полы застегивались сверху донизу на множество пуговиц с воздушными петлями. В некоторых локальных традициях полотнища сарафана собирались в вертикальные складки, образуя плиссе


54. Южная Россия, Курская губерния
Распашные сарафаны изготавливали из самых разных тканей домашней и фабричной выработки. Однотонные сарафаны из холста, кумача, китайки украшали по подолу и вдоль распаха хлопчатобумажной или шелковой тесьмой . Сарафаны из полупарчи, бархата, разных видов шелков декорировали позументом или золотным кружевом


55. Центральная Россия, Костромская губерния
Обязательным элементом костюма обычно являлся пояс, обхватывающий сарафан по талии , но нередко, чтобы уберечь дорогостоящую ткань от трения и порчи, пояс повязывали по рубахе под сарафаном.


56. Центральная Россия, Ярославская губерния
Поверх сарафана надевали передник (62) или другую нагрудную одежду разных видов. Распашная однобортная одежда на узких или широких лямках, имевшая несколько типов покроя, называлась «душегреей» или «коротёной» Эта одежда была известна еще в ХVI -ХVII вв. в боярской и купеческой среде. Душегреи изготавливали, по большей части, из дорогих фабричных тканей: бархата, плиса, парчи, полупарчи, шелка - и украшали полосами позумента, бахромой из металлической нити, меховой опушкой; 


57. Центральная Россия, Калужская губерния
 С сарафанным комплексом носили также распашную однобортную одежду с длинными рукавами, известную в городской среде еще в XVII в. и называвшуюся «шугаем»В XIX в. шугаи шили разной длины: до начала или середины бедра, до колена. У шугая имелся широкий круглый воротник, нередко он был накладным. Обычно шугаи изготавливали из парчи или дорогих узорных шелковых тканей со сложной фактурой.


58. Северная Россия
Для холодной погоды существовали такие виды одежды, как «епанечка» - недлинная накидка без рукавов ; шубка или кафтан ; подбитая мехом шуба. Для тепла использовались также накладные меховые воротники . На голову надевали меховую шапку с платком


59. Южная Россия, Тульская губерния

В комплексе с сарафаном чаще всего носили кожаную обувь, но в некоторых местах использовали и плетенные из лыка лапти, если костюм был из тканей домашнего производства

60. Северная Россия, Тверская губерния
Типичным праздничным аксессуаром костюмов девушек и молодых женщин была «ширинка» - квадратный или прямоугольный кусок холста или шелка, украшенный вышивкой


61. Южная Россия, Воронежская губерния
Девушки и женщины праздничный костюм дополняли различными украшениями. В ушах носили серьги; исключительно южнорусским наушным украшением являются «пушки» из гусиного пуха, которые крепились к ушам или к головному убору. Шейные и нагрудные украшения делали преимущественно из бисера ,  популярны были также бусы, которые носили по много низок и нередко вместе с украшениями другого типа


62. Центральная Россия, Московская губерния



63. Центральная Россия, Московская губерния


64. Центральная Россия, Владимирская губерния


65. Центральная Россия, Костромская губерния
история

Северная Россия, Олонецкая губерния

история моды

Орловская губерния

история костюма

Пензенская губерния

народный костюм

Пензенская губерния
коллекция

Пензенская губерния

Рязанская губерния

Рязанская губерния

Рязанская губерния

Рязанская губерния

Рязанская губерния

Тверская губерния

Тверская губерния



28, 29, 52-Тверская губерния;7, 12, 48, 49 - тульская губерния; 13, 56 - ярославская губерния

Источник:

https://www.livemaster.ru/topic/120920

Н.Л. Шабельская и ее коллекции в Государственном музее этнографии народов СССР// Сообщения ГРМ. Вып. X. Л, 1976. С. 168-173

http://anna-tarabrina.livejournal.com/972

Серия сообщений "Национальный костюм":
Рубрики:  искусство. музеи. культура/русская культура
философия история религия наука
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку