-Метки

90-е covid-19 xix век xx век xxi век youtube авиация азия анти-ностальгия армиигры армия армия и флот армия россии архитектура африка безопасность белорусь благодатный огонь большевизм брикс великобритания видео возлядовская воспитание воспоминания время-вперёд! вторая мировая война германия гимнастика грузия демография дети европа евросоюз ес женщина жизнь жития святых здоровье здравоохранение зерновая сделка изобразительное искусство индейцы интервью история зарубежных стран история православной церкви история россии канада керчинский мост кино кино советского времени китай коронавирус космос крым культура ленинград либерализм литература литературная критика медицина мемуары менталитет москва мужчина музыка мультфильм нато ново-николаевск новосибирск нытики о нас о себе образование общество отечественная история пандемия пасха патриотизм педагогика песня политика политинформация поэзия права человека православие православная архитектура праздники президент притча психология публицистика путин пятая колонна развитой социализм расизм регресс рисунок родители и дети российская империя русская литература санкт-петербург санкции сво святоотеческая литература северная америка сельское хозяйство семья серебряный век сибирь события советский союз современная россия социальные службы спорт статистика стихи сша такер карлсон теракт терроризм техника транспорт третий город турция угроза украина философия финансы фотографии ссср фотография франция школа экология экономика экспорт эмиграция ювенальная юстиция юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -_Solo_-

 -Подписка по e-mail

 


Игорь Аретано. Отличие пропаганды от аналитики

Понедельник, 03 Апреля 2023 г. 18:03 + в цитатник

Задали мне вчера студенты первого курса вопрос: каковы конкретные признаки пропаганды в отличие от аналитики; как распознать пропаганду, особенно если она маскируется под аналитику?

Ну, вопрос, к счастью простой, а то, бывает, спросят такое, что не знаешь, что и ответить. И приходится глубокомысленно от вопроса увиливать, обильно употребляя при этом всякие иностранные слова и умные (якобы) англицизмы.

На вопрос о характерных признаках пропаганды сходу можно накидать пунктов 10-15 и массу цитат всяких великих людей - Бернейса, Почепцова и прочих. Да ещё и порассуждать, что такое пропаганда как феномен. Но если без болтовни и по сути, то все признаки пропаганды можно свести к трём:

1. Умолчание.

2. "Одноцветность".

3. Лексика.

1. Умолчание.

Прежде всего обращайте внимание на то, о чем автор молчит. У каждой стороны конфликта обязательно есть "болезненные", чувствительные точки. Вот и смотрите, говорится ли одинаково об этих болезненных точках в отношении обеих сторон или же только в отношении одной.

Например, когда идёт военный конфликт, самый болезненый момент - это боевые потери, количество погибших. Ну, и когда Русская служба Би-би-си (имхо, превратившаяся в пошлый пропагандистский листок) или какая-нибудь "Горгона" со смаком, подробно, регулярно с цифрами пишут о потерях лишь одной стороны конфликта, а о потерях второй громко молчат и никаких цифр не приводят - вопросы есть? 

Чрезвычайно характерная особенность любой пропаганды - молчание о деньгах. Например, когда обсуждается круг вопросов, связанных с иноагентами. Главное-то что в иноагенте, признак сущностный его какой? То, что он получает деньги из-за рубежа. А теперь почитайте любой материал в защиту обиженных иноагентов: никогда ни словечка о бабле, ни полслова о том, от кого оно конкретно.

2. "Одноцветность". 

В аналитическом материале всегда излагаются, как минимум,  две точки зрения, две версии. Одна из них может автором критиковаться, но, тем не менее, она им добросовестно и достаточно полно пересказывается. Если нет изложения двух версий - всё, значит пропаганда.

3. Лексика. 

В пропагандистском материале , в отличие от аналитического, всегда есть яркие слова. Если встретите эпитеты "узурпатор", "клептократ", "тиран" или, наоборот "клоун", "комик", "кокаинист" - всё, значит пропаганда. При этом даже самый талантливый пропагандист, сознательно ставящий задачу замаскироваться под аналитика, не умеет не сваливаться в пафос, в эмоции, обходиться без "красного словца".

Вот, имхо, и всё - если главное и простыми словами. 

Я, разумеется, не против пропаганды , и не только потому, что это объективная реальность. Пропаганда в принципе интереснее, живее аналитики. Она вот именно что литературна. Лучшие журналисты - всегда пропагандисты. И великий этот Сеймур Херш - разумеется, пропагандист. Как и все, например, великие фотокорреспонденты. 

Каждый писатель, конечно, пропагандист - а кто же он ещё-то?

Признаки, по которым можно отличить рекламу от объективной коммерческой информации - один к одному такие же, как для пропаганды. Умолчание о слабых местах товара, непредоставление слова конкурентам-оппонентам, лексика. Но я лично не против и рекламы. Главное - чтобы ее было в меру, точнее - мало. Тогда она, кстати, и более действенна.

Источник.

 

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку