-Метки

90-е covid-19 xix век xx век xxi век youtube авиация азия анти-ностальгия армиигры армия армия и флот армия россии архитектура африка безопасность белорусь благодатный огонь большевизм брикс великобритания видео возлядовская воспитание воспоминания время-вперёд! вторая мировая война германия гимнастика грузия демография дети европа евросоюз ес женщина жизнь жития святых здоровье здравоохранение зерновая сделка изобразительное искусство индейцы интервью история зарубежных стран история православной церкви история россии канада керчинский мост кино кино советского времени китай коронавирус космос крым культура ленинград либерализм литература литературная критика медицина мемуары менталитет москва мужчина музыка мультфильм нато ново-николаевск новосибирск нытики о нас о себе образование общество отечественная история пандемия пасха патриотизм педагогика песня политика политинформация поэзия права человека православие православная архитектура праздники президент притча психология публицистика путин пятая колонна развитой социализм расизм регресс рисунок родители и дети российская империя русская литература санкт-петербург санкции сво святоотеческая литература северная америка сельское хозяйство семья серебряный век сибирь события советский союз современная россия социальные службы спорт статистика стихи сша такер карлсон теракт терроризм техника транспорт третий город турция угроза украина философия финансы фотографии ссср фотография франция школа экология экономика экспорт эмиграция ювенальная юстиция юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -_Solo_-

 -Подписка по e-mail

 


Зачем мне этот мусор?

Четверг, 31 Марта 2022 г. 13:54 + в цитатник
Цитата сообщения Vlad53 Необычные музеи. Иркутск. Музей на свалке, или Последний шедевр "сибирского панка".

Рассказывает Илья Буяновский.



Увы, бывает так, что музей заканчивает своё существование на свалке. Но бывает, как ни странно, и наоборот: на иркутском "полигоне твёрдых бытовых отходов" (как корректно называют свалки в наши дни), стараниями его директора Александра Расторгуева, музей в 2015 году зародился. С тех пор он неуклонно разрастается, для многочисленных гостей Байкала превратившись чуть ли не самую популярную достопримечательность Иркутска, а "зелёная повесточка" тут мирно уживается с культом Победы.

Показав в прошлых частях Усть-Илимск на севере Иркутской области, этим странным музеем, за поездку в который спасибо Сергею valenok_s, я открываю рассказ про Большой Иркутск - одну из самых колоритных и интересных городских агломераций России.

Не знаю, ещё город здесь или уже окрестности: официальный адрес Музея-на-свалке - "5-й километр Александровского тракта". В Иркутской области слово "тракт" романтично, но вполне официально заменяет более привычное "шоссе", и на севере города широкая развязка служит общим корнем для Качугского тракта, ведущего на Ольхон и в Усть-Кут, и Александровского тракта, тянущегося правым берегом Ангары через старинные сёла. На первых километрах его, однако, лишь промзоны, кладбища и дачки, но именно садовые товарищества становятся спасительными по большим праздникам - лишь лабиринт их улиц позволяет обойти глухую пробку, возникающую на тракте во время событий в музее.


Ну а в общем на своих колёсах найти дорогу к Музею-на-свалке не трудно - достаточно пристроиться в хвост какому-нибудь мусоровозу. Вот мусоровоз сворачивает на неприметную лесную дорогу, и где-то через километр из-за плавного поворота вдруг выплывает ТАКОЕ:


У ворот полигона встречает самый что ни на есть Русский Военный Корабль, сбитый из горбыля:


По опушке тянется стена с карикатурными рыцарями на башнях:



Преграждающая дорогу эффектными воротами с двуглавыми орлами и длинномерными драконами. Из-за ворот звучат механические голоса диспетчеров, через динамик сообщающие въезжающим грузовикам, в какой сектор везти твёрдые бытовые отходы.


Начальник свалки Александр Расторгуев оказался не по должности, а по призванию самым что ни на есть креативным директором, и в 2015 году решил просто украсить свой полигон воротами из горбыля и металлолома. В своих интервью он везде говорит "мы с мужиками", "мы с рабочими", но легко подумать, что рабочие тут - не таджики какие-нибудь, а стареющие панки и студенты-реконструкторы. Сооружая ворота, они обнаружили, что в их распоряжении есть и весь необходимый инструмент и, натурально, горы разных материалов, а стало быть - на свалке нет преград для фантазии.


Главные ворота так и остались въездом непосредственно на свалку. Для гостей музея же между стеной и кораблями оборудовали парковку, от которой тенистая улочка ведёт через подобие сибирского острога. Беглым взглядом - весьма убедительное, но приглядевшись, понимаешь, что башни и избы тут даже не срубные - на бревенчатые каркасы приколочен всё тот же горбыль:


Спонтанные музеи бытовых отходов возникают на постсоветском пространстве в любом заброшенном сооружении. Один из таких, уж не знаю, стараниями работников или посетителей, набросали и в башне:


За воротами встречает целое конное войско из жести (в основном барабанов стиральных машин), резины и пластика:


Ворота стерегут баллиста-драконобойка и деревянный предок "Града" и "Катюши":


Дорога от ворот...


...уходит в мусорные дали, где по горам отходов миллионной агломерации снуют грузовики и бульдозеры. Помойной вони, при этом, тут почти не ощущается даже в жаркий летний день. Тем более что в ночь перед поездкой я несколько раз просыпался в иркутской квартире от запах гари, такого плотного, будто в соседней комнате задымилась розетка. То был дым грандиозных лесных пожаров в Красноярском крае и Якутии, которые летом трагически обсуждал весь рунет. Оттуда, из далёкой горящей тайги, а вовсе не со свалки, натянуло сюда хорошо заметную дымку:


Жестяные рыцари стерегут кассу музея, вход в который, мягко говоря, не дёшев - 300 рублей за взрослый и 200 рублей за детский билет. Но спрос рождает предложение - приехав в первый час после открытия, мы даже постояли тут небольшую очередь, а дальше народ лишь прибавлялся. Туристы среди отправляющихся на свалку заметны, но явно не в большинстве - в основном сюда приезжают иркутяне с детьми. За кассой две дорожки расходятся в малый дворик избы с кадра выше и на основную поляну музея, отделённую стеной от горбылёвых кораблей. Сюда и направились мы первым делом:


У входа - звонница, и скульптуры священников странно смотрятся в стилистике славянских капищ. А приглядевшись к колоколам, понимаешь, что даже они успели здесь побыть металлоломом:


С другой стороны дорожки - фанерные и жестяные реплики машин от тачанок и броневиков Гражданской войны до Карбараса какой-то более поздней, чем в "Раз, два - горе не беда!" модели:


Дальше раскинулось широкое поле, вид которого в дыму лесных пожаров кажется стоп-кадром битвы:


Поворотным в истории Музея на свалке стал 2017 год, когда к Александру Расторгуеву обратился за помощью другой энтузиаст - режиссёр Солбон Лыгденов, бурят из Тункинской долины. Прежде он работал на съёмках "Сталинграда", но устав от блокбастерных фальши и пафоса, задумал снять собственное кино о Великой Отечественной, несовместимо по нынешним временам столь же патриотическое, сколь и антивоенное. Назвали фильм так же без пафоса - "321-я Сибирская", а героями его стали русский и бурят, сводные братья из Сибири, попавшие вместе на фронт. Готовили фильм с помощью народных пожертвований и шаманской магии, большинство ролей играли непрофессионалы, с реквизитом и формой помогли реконструкторы, разрушенные города снимали в заброшенных промзонах Свирска, и всё же отчётный ролик смотрится впечатляюще. Ну а масштабные сцены битв стали совместным творением Расторгуева и Лыгденова: броневики, "Катюши" и "тридцатьчетверки" были сделаны из списанных грузовиков и вездеходов, дополненных фанерой и жестью.


Съёмки "321-й" затянулись, и только в 2019 году первая часть была презентована в Доме культуры Свирска. В какой-то момент проектом Лыгденова даже заинтересовались продюсеры Брент Баум и Джонатан Шварц из "Paramount Pictures", предложившие помочь с монтажом и продвижением на Западе. Но из-за пандемии помощь Голливуда была отложена до лучших времён, а теперь и вовсе есть сомнения, что такие времена настанут при нашей жизни. "321-я Сибирская" так и не вышла в прокат, а вот Музей-на-свалке съёмки вывели на качественно новый уровень: с 2018 году на День Победы тут устраивается масштабная реконструкция абстрактного сражения Великой Отечественной войны, посмотреть на которую ездит теперь пол-Иркутска.


Причём тут явно далеко не всё из тех времён. Увы, моих познаний в технике не хватает ни чтобы отличить самодельные реплики от аутентичных списанных машин, ни чтобы классифицировать последние. Так что надеюсь на вашу помощь в комментариях! Вот это, например, Bv 206 - шведский "Лось", с большим отрывом самый массовый вездеход (11 тыс. машин с 1974 года) иностранного производства, в России по причине многообразия собственных вездеходов довольно редкий.


В сосновой роще над полем битвы - скамейки и армейские палатки, где, видимо, отдыхают и обедают гости Дня Победы:


В этой части Музей-на-свалке подозрительно схож с подмосковным парком "Патриот", но отличается от него примерно тем же, чем "321-я Сибирская" от "Сталинграда" - большей искренностью и меньшим пафосом. Там всё масштабно и высокобюджетно, но даже вот этот сугубо функциональный уголок своей атмосферой на две головы превосходит тамошнюю "Партизанскую деревню":


Выше по опушке воплотился то ли приход какого-то панка, то ли тексты песен "Гражданской обороны", Янки, "Чёрного лукича":


Часть поля боя огорожена знаками "Проход запрещён!" - она находится на линии огня местного тира:


Стоимость выстрела варьируется от 30 рублей из автоматов и винтовок до 50 рублей из станковых пулемётов "Максим" и системы Горюнова. К пушке с кадра выше посетителей, по крайней мере в обычные дни, не пускают, равно как и всякие мушкеты да пистоли лежат в зале просто для красоты.


На опушке напротив Карбараса - буфет, который стережёт пара трансформеров. Zагадочную букву же приколотили к его двери ещё в те времена, когда это не стало мейнстримом:


В буфет мы зашли перекусить, но сразу же впечатлились интерьером корчмы в стимпанковской деревне:


С основной задачей, впрочем, кибер-корчма тоже справляется - мы взяли драники и лимонад, обнаружив, что цены тут вполне терпимые, а качество годное.


Из какого фэндома происходят здешние скульптуры из жести и автодеталей - увы, так и не понял:


Но драконы хороши!


Фантастика и фэнтези в Музее-на-свалке - привычные соседи дедовских побед. На краю поля боя целятся по "мясным ублюдкам" и их допотопным машинам терминаторы:


Орки из "Варкрафта" на резиновых конях чего-то выжидают:


Зерги и протоссы до Иркутской области пока не долетели, а вот Чужие уже успели передраться с Хищниками:


Пара гордых яутжа стерегут вход в Зал Славы:


Он открылся зимой 2021 года, и основой его стала личная коллекция Александра Расторгуева, которую он собирал порядка 15 лет - награды, знамёна, оружие, обмундирование с русских войн ХХ века:


В военно-морском отделе - ещё и макеты кораблей:


Пулемёт "Максим" соседствует с символикой Русской весны:


Часть Зала Славы же в августе 2021 года была пуста - словно как задел на будущее. От вида топоров и мосинок, коловратов и красных звёзд в одном кадре так и начинает звучать в ушах кинчевское "Небо славян". Впрочем, оно и физически тут звучит регулярно: над полем боя льётся грозный саунд-трек от песен послевоенной эпохи до патриотического рока постсоветских лет. С парком "Патриот", при этом, репертуар немного отличается - музыка Музея-на-свалке в целом чуть тяжелее, чуть серьёзнее (калугинский "Das Boot" я в "Патриоте" не могу представить) и в ней больше малоизвестных, возможно даже сугубо иркутских, групп.


Покинув поле боя, возвращаемся к кассе, напротив которой пара витязей с цепными бородами стерегут вход на малый двор:


Отсюда видны мусорные дали:


А павильоны Музея-на-свалке плавно переходят в подсобки ТБО:


Длинный ангар скрывает гордость всего этого комплекса - собственно Музей мусора. Иначе говоря - выброшенных вещей:


Стена у входа специализируется на часах и музыкальных инструментах:


А дальше весьма условные отделы музея плавно перетекают друг в друга:


Самое, пожалуй, впечатляющее здесь то, что всё это не антиквариат, а хлам. Официальные музеи начинают интересоваться такими вещами лишь тогда, когда они становятся редкими. И потому Музей-на-свалке - самая настоящая "капсула времени" рубежа тысячелетий, где свалена в кучу вся Россия нашего детства и юности.














В дальнем конце зала - этнографический уголок с санями, серпами, корзинами и тележными колёсами, куда больше похожий на традиционные музеи:


На заднем дворе музея внезапно ощущаешь запах зверя. Когда-то на свалке, помимо всяческих крыс и лис, поселилась пара медвежат, видимо оставшихся без матери. Их отловили, и в других местах усыпили бы, но у Расторгуева даже медведи послужили делу, образовав живой уголок:


Совсем не удивлюсь, если вокруг него вырастет целый зоопарк с типичной фауной свалок.


За зоопарком - ещё один дворик, куда туристы почти не заглядывают, чем пользуются орки, держащие совет. Музей-на-свалке сейчас переживает, думается, своё лучшее время - он уже успел разрастись до впечатляющих масштабов, а для туристов, коротающих день между аэропортом и Байкалом, явно потеснил из культурных программ деревянный модерн и буддийское барокко. Прогрессивные иркутяне было опомнились от первого шока и понемногу затянули неизбежную "в этой стране" волынку о дурновкусии и отсутствии чувства прекрасного, но сам музей ещё не успел забронзоветь да озаботиться нравственным воспитанием молодёжи. Пока что всё это - весёлое хобби Расторгуева и работников свалки с ничем не ограниченным полётом грубоватой фантазии. Вот только протоссов и зергов не хватает...


В следующей части вернёмся к традиционным достопримечательностям окрестных "декабристских сёл".
Метки:  

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку