-Метки

90-е covid-19 xix век xx век xxi век youtube авиация азия анти-ностальгия армиигры армия армия и флот армия россии архитектура африка безопасность белорусь благодатный огонь большевизм брикс великобритания видео возлядовская воспитание воспоминания время-вперёд! вторая мировая война германия гимнастика грузия демография дети европа евросоюз ес женщина жизнь жития святых здоровье здравоохранение зерновая сделка изобразительное искусство индейцы интервью история зарубежных стран история православной церкви история россии канада керчинский мост кино кино советского времени китай коронавирус космос крым культура ленинград либерализм литература литературная критика медицина мемуары менталитет москва мужчина музыка мультфильм нато ново-николаевск новосибирск нытики о нас о себе образование общество отечественная история пандемия пасха патриотизм педагогика песня политика политинформация поэзия права человека православие православная архитектура праздники президент притча психология публицистика путин пятая колонна развитой социализм расизм регресс рисунок родители и дети российская империя русская литература санкт-петербург санкции сво святоотеческая литература северная америка сельское хозяйство семья серебряный век сибирь события советский союз современная россия социальные службы спорт статистика стихи сша такер карлсон теракт терроризм техника транспорт третий город турция угроза украина философия финансы фотографии ссср фотография франция школа экология экономика экспорт эмиграция ювенальная юстиция юмор

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в -_Solo_-

 -Подписка по e-mail

 


Вертинский. Я был счастлив, как никогда в жизни!

Четверг, 17 Марта 2022 г. 21:36 + в цитатник
Цитата сообщения Elena_ARVIK Один эпизод из жизни Александра Вертинского, рассказанный им самим.

"Помню, где то в Польше, в местечке, я перевязывал раненых в оранжерее какого то польского пана. Шли тяжёлые бои, и раненые поступали непрерывным потоком. Двое суток я не смыкал глаз. Немцы стреляли разрывными пулями, и ранения почти все были тяжёлыми. А на перевязках тяжелораненых я был один. Я делал самую главную работу — обмывал раны и вынимал пули и осколки шрапнели. Мои руки были, так сказать, «священны» — я не имел права дотрагиваться ими до каких либо посторонних вещей и предметов. Каждые пять часов менялись сестры и помощники, а я оставался. Наконец приток раненых иссяк. Простояв на ногах почти двое суток, я был без сил. Когда мыл руки, вспомнил, что давно ничего не ел, и отправился внутрь оранжереи, где было помещение для персонала. Раненые лежали как попало — на носилках и без, стонали, плакали, бредили. В глазах у меня бешено вертелись какие то сине-красные круги, я шатался как пьяный, мало что соображая. Вдруг я почувствовал, как кто то схватил меня за ногу.
— Спойте мне что нибудь, — попросил голос.
Я наклонился, присел на корточки. Петь? Почему? Бредит он, что ли?
— Спойте… Я скоро умру, — попросил раненый. Словно во сне, я опустился на край носилок и стал петь. По-моему, это была «Колыбельная» на слова Бальмонта:
В жизни, кто оглянется,
Тот во всем обманется.
Лучше безрассудною
Жить мечтою чудною,
Жизнь проспать свою…
Баюшки-баю!
Закончил ли я песню — не помню. Утром мои товарищи с трудом разыскали меня в груде человеческих тел. Я спал, положив голову на грудь мёртвого солдата.
Да, мы отдавали раненым все — и силы свои, и сердца. Расставаясь с нами, они со слезами на глазах благодарили нас за уход, за ласку, за внимание к их несчастной судьбе. За то, что спасли им жизнь. И в самом деле — случалось, что делали невозможное.


S3_vc0amu1Q (444x700, 298Kb)

Однажды ко мне в купе (вагоны были уже забиты до отказа) положили раненого полковника. Старший военный врач, командовавший погрузкой, сказал мне:
— Возьмите его. Я не хочу, чтобы он умер у меня на пункте. А вам все равно. Дальше Пскова он не дотянет. Сбросьте его по дороге.
— А что у него?
— Пуля около сердца. Не смогли вынуть — инструментов нет. Ясно? Он так или иначе умрёт. Возьмите. А там — сбросите…
:
Не понравилось мне все это: как так — сбросить? Почему умрёт? Как же так? Это же человеческая жизнь. И вот, едва поезд тронулся, я положил полковника на перевязочный стол. Наш единственный поездной врач Зайдис покрутил головой: ранение было замысловатое. Пуля, по-видимому, была на излёте, вошла в верхнюю часть живота и, проделав ход к сердцу и не дойдя до него, остановилась. Входное отверстие — не больше замочной скважины, крови почти нет. Зайдис пощупал пульс, послушал дыхание, смазал запёкшуюся ранку йодом и, ещё раз покачав головой, велел наложить бинты.
— Как это? — вскинулся я.
— А так. Вынуть пулю мы не сумеем. Операции в поезде запрещены. И потом — я не хирург. Спасти полковника можно только в госпитале. Но до ближайшего мы доедем только завтра к вечеру. А до завтра он не доживёт.
Зайдис вымыл руки и ушёл из купе. А я смотрел на полковника и мучительно думал: что делать? И тут я вспомнил, что однажды меня посылали в Москву за инструментами. В магазине хирургических инструментов «Швабе» я взял все, что мне поручили купить, и вдобавок приобрёл длинные тонкие щипцы, корнцанги. В списке их не было, но они мне понравились своим «декадентским» видом. Они были не только длинными, но и кривыми и заканчивались двумя поперечными иголочками.
Помню, когда я выложил купленный инструмент перед начальником поезда Никитой Толстым, увидев корнцанги, он спросил:
— А это зачем? Вот запишу на твой личный счёт — будешь платить. Чтобы не своевольничал.
И вот теперь я вспомнил об этих «декадентских» щипцах. Была не была! Разбудив санитара Гасова (он до войны был мороженщиком), велел ему зажечь автоклав. Нашёл корнцанги, прокипятил, положил в спирт, вернулся в купе. Гасов помогал мне. Было часа три ночи. Полковник был без сознания. Я разрезал повязку и стал осторожно вводить щипцы в ранку. Через какое то время почувствовал, что концы щипцов наткнулись на какое то препятствие. Пуля? Вагон трясло, меня шатало, но я уже научился работать одними кистями рук, ни на что не опираясь. Сердце колотилось, как бешеное. Захватив «препятствие», я стал медленно вытягивать щипцы из тела полковника. Наконец вынул: пуля!
Кто то тронул меня за плечо. Я обернулся. За моей спиной стоял Зайдис. Он был белый как мел.
— За такие штучки отдают под военно-полевой суд, — сказал он дрожащим голосом.
Промыв рану, заложив в неё марлевую «турунду» и перебинтовав, я впрыснул полковнику камфару. К утру он пришёл в себя. В Пскове мы его не сдали. Довезли до Москвы. Я был счастлив, как никогда в жизни!

Александр Вертинский, "Дорогой длинною..."


Кстати, это эпизод не вошел в недавно показанный на ТВ фильм о великом артисте. А зря, он рассказал о Вертинском больше, чем большинство других - вошедших.
Метки:  
Понравилось: 1 пользователю

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку