ФилиппАндреевичМалявин родился 10 (22 по н.с.) октября 1869 года в селе Казанка Бузулукского уезда Самарской губернии в небогатой крестьянской семье. Мальчик с детства проявил недюжинные способности, он лепил из глины, вырезал фигурки из дерева, но больше всего любил рисовать, используя для этого обычные угли. А еще он любил ходить в церковь и слушать колокольный звон...
Детство Малявина было трудное. Семья бедствовала, еле сводила концы с концами. Да тут еще пожар. Сгорела изба.
Филипка рос, как все деревенские ребята, лазал по деревьям, таскал яйца, «словом, был грачиный бич». Взобравшись на высокую березу, оттуда, с вершины, «звонил языком, подражая двенадцати церковным колоколам».
Но посреди всех этих нехитрых мальчишеских забав и затей одна ранняя страсть одолевала Филипку — он рисовал, лепил из глины, вырезал из дерева, словом, изображал. Скоро и в семье и соседи все заметили талант у парнишки. Друзья уговаривали Андрея Ивановича отдать сына учиться на иконописца, ну хотя бы в Афон, откуда на село попадали иконы, но отец юного художника был неумолим. Поглаживая огромными, натруженными руками бороду, он говорил; «Из крестьян, да еще почти из нищих, ученых не бывает».
Однако добрая воля односельчан победила. Нашлись доброхоты, обошли село, набрали денег и всем миром снарядили и отправили сияющего Филиппа в далекий Афон. Благо, что в селе в ту пору гостил монах, приехавший из тех краев навестить родичей. Мечта осуществилась. Сборы были недолги. Плакала, как водится, мать. Причитала: «Из дому отдают только сирот». Но дело было сделано. Отец положил на плечи сыну тяжелые руки, неспешно, троекратно облобызал. Промолвил: «Сдюжишь?»
Так необычно, в шестнадцать лет, начал свой путь скитальца Малявин. Думал ли, что полжизни он будет вот так бродить по свету? Но это еще все предстояло. А сейчас в дорогу! Ведь впереди Греция.
Афон разочаровал Малявина. Учение поставлено плохо. Мастера были слабые. Самоучка Филипп быстро становится ведущим иконописцем. Вот свидетельство современников: «Освоившись быстро со всеми приемами иконописания, Малявин горячо принялся за работу, но тут встретилась новая беда: монастырь требовал от него точного списывания с установленных образцов, а Малявина неудержимо тянуло писать по-своему. Дают юноше скопировать образ, а он переделывает его на свой лад; дают другой, а он и его изменяет до неузнаваемости. Должно быть, однако, работа Малявина производила впечатление в монастыре, потому что в конце концов его оставили в покое и дали ему даже расписать целую стену в одной церковке, к сожалению, скоро сгоревшей».
Девка 1903 г. Третьяковка
Девка 1903 г. Нац. галерея, Ереван
Крестьянки. 1904 г.
Его полотна почти ничего не рассказывали. Девки, бабы в ярких сарафанах либо улыбчиво глядели на зрителя, либо плясали, либо просто о чем-то раздумывали... О чем?
Вот тут-то и начиналось загадочное обаяние искусства Малявина. Художник увидел Русь. Самую глубинную, сокровенную, сложную. Могучую и обильную... В его произведениях и восторг, и печаль, и радость, и жуткие предчувствия.
Порою кажется, что, глядя на пылающие краски полотен Малявина, видишь затухающий громадный костер. Еще где-то бушуют багровые языки пламени, но уже предвещают гибель огня розовые угли, тлеющие в самом сердце полыхающей стихии. Гаснут пурпурные блики, темнеет багряный свет, и вот уже ночь готова вступить в свои права. Синие, изумрудно-зеленые, бирюзовые краски — холодные, рассветные — вступают в борьбу с пожаром.
Тончайшая душа русского живописца, подобно нежнейшей мембране, ощущала предгрозовую, огневую атмосферу кануна века революций и войн.
«Вихрь». Это апофеоз малявинского таланта. Этот огромный холст горит так ярко, что не только соседние картины меркнут, но даже живые люди, стоящие рядом с полотном, кажутся серыми, бледными копиями.
Репин, как всегда восторженно и категорично, заявил: «...У нас в России гениальным представителем нового вида искусства я считаю Малявина. А самой яркой картиной революционного движения в России — его «Вихрь».
Михаил Васильевич Нестеров, особенно остро чувствовавший тему Руси, писал члену совета, ведавшего тогда Третьяковской галереей, И. С. Остроухову: «Не упускайте Малявина, не останавливайтесь на полумерах, нет их хуже! Искренне желаю Вам обновить галерею Малявиным, столь же искренне желаю, чтобы галерея вместила в себя все, что и впредь появится свежего, талантливого, будь то произведение с громким именем автора или вовсе без такового».
Русская печать остро реагировала на «Вихрь». Вот отклик из газеты «Новости дня»:
«...Огромное малявинское полотно буквально ослепляет... Чем-то стихийным веет от этих могучих баб-богатырш, несущихся в вихре стремительной пляски. Словно сказочные героини старорусских былин, из хаоса восставшие дочери Микулы Селяниновича проносятся перед зрителем...»
Малявин много обещал. Казалось, что богатырский склад его таланта создаст новый, невиданный мир образов. Что его «Вихрь», его девки и бабы только великанская заявка, почин.
...Поразительна судьба Малявина. За считанные годы никому дотоле не известный мастер покоряет Петербург, Париж, Европу. Казалось, нет преград художнику, былинности его образов.
Живописец внешне верен себе, своей теме, он уезжает в Рязань, в глубинку и скрывается от суеты, от завистливых глаз. Несколько лет он отсутствует на выставках и пишет, рисует, компонует.
Его посетил друг Грабарь и записал встречу: «В августе я уехал к Малявину... Когда я приехал, то застал его в мастерской вместе с четырьмя или пятью бабами, разодетыми в цветные сарафаны. Бабы ходили по мастерской, а Малявин быстро зарисовывал их движения в огромный альбом. Он рисовал большими обрубками прессованного мягкого грифеля».
Верка 1913 Русский музей, СПб
Крестьянская девочка.1910
Качели
Молодая Крестьянка
Две девки. 1910г.
Автопортрет с женой и дочерью. 1911 г.
Написанные им портреты и картины с крестьянками, зачаровывавшие зрителей буйством красок, пользовались большой популярностью и регулярно выставлялись на выставках Товарищества передвижников, «Мира искусства», «Союза русских художников». Осенью 1918 года, в связи с национализацией усадьбы, Филипп Малявин переезжает из Денежникова в Рязань,где работал преподавателем и занимался пропагандой и распространением искусства по поручению художественного отдела Комиссариата там прошла его первая персональная выставка, а затем в Москву.
Вот воспоминания современника о первой выставке картин Малявина в Рязани, открытой в феврале 1919 года: «Такой выставки никогда не видала Рязань... Большая, сильная выставка. На заводах, в депо железных дорог кликнули клич: «На выставку!». На базарах, постоялых дворах, среди крестьян ходили агитаторы: «На выставку!». И было это необыкновенно. Но было именно так. Еще гремели выстрелы, голод давал о себе знать резко и властно, белогвардейцы устраивали заговоры, иностранные интервенты двигались к центру, чтобы задушить только что родившуюся социалистическую республику. Все было пронизано борьбой. И вдруг выставка. Но разве эта выставка не была частью той же борьбы? «Искусство в массы!», «Искусство миллионам!» — разве в этом не было нового, разве это не хоронило прошлое?
— Идемте, идемте, — зовет Малявин и тащит меня за руку в зал. Я вхожу. Рабочие, крестьяне, солдаты — их много, они заполняют комнату.— Смотрите,— говорит он. Я оглядываюсь по его зову и вижу: около портрета старухи — группа женщин.
— Я говорил вам, позовите крестьянок, работниц, и они скажут: «Малявин — наш», — шепчет мне Малявин».
С 1 апреля 1919 года коллегия Губоно утвердила Малявина руководителем по живописи в Свободных государственных художественных мастерских в Рязани, но уже в мае Филипп Андреевич выбывает из преподавательского состава мастерских. Позднее он возглавит гарнизонную (красноармейскую) художественную студию, но в обоих случаях преподавательская работа не пришлась ему по душе. Попытки местных властей предоставить художнику помещение под новую мастерскую летом 1920 года не повлияли на его решение навсегда покинуть Рязань. Произведения из усадьбы в Денежникове, спасенные от национализации благодаря охранной грамоте, художник благополучно перевез в Москву, за исключением нескольких картин, похищенных в марте того же года, о чем губернский комиссар сделал запись в своем дневнике: «Прибежал утром Малявин; у него на хуторе произошла кража. Страшно волнуется — говорит собственник в нем; подозревает культпросвет, который помещается в его доме… крестьяне к нему относятся враждебно. Ему хочется и имение за собой оставить, и с населением жить в ладу»45.
В 1930-е годы деревянный дом Малявина в Денежникове разобрали, перенесли в соседнюю деревню Аксиньино и переделали под школу.
Осенью 1920 года Малявины поселяются в Москве в Обуховом переулке. Живший в доме №8 в Чистом (так стал называться Обухов) переулке во второй половине 1930-х годов Варлам Шаламов вспоминал: «В одном из домов, как идти по правую руку со стороны улицы Кропоткина, есть железная решетка, густая, с каким-то лиственным узором. <…> В решетке есть калитка, дверь... Среди железных листьев укреплен незвонящий электрический звонок, пуговка, не действующая уже много десятилетий, а близ пуговки надпись “Малявину”. Здесь жил когда-то знаменитый русский художник <…>.
После Октябрьской революции кому бы, как не Малявину, поддержать и приветствовать новую власть. Малявин поступил экстравагантно. Стал заявлять всюду, что он — незаконный сын какого-то графа или князя, но отнюдь не природный крестьянин. Такое поведение было малявинской формой протеста, выражением неприятия революции».
Сам же Малявин как-то ответил губернскому комиссару Воронкову на предложение записать его биографию, дабы сохранить «чудный для поколений материал»: «Пока дочь не вышла замуж, он не может рассказывать о себе, так как рассказ обнаружит его мужицкое грубое происхождение!»
Материальная жизнь семьи Малявина в течение двух лет проживания в Москве складывалась из спорадически получаемых заказов, продажи ранних работ и академического пайка. Подготовительные работы, предшествовавшие написанию портретов Ленина, Троцкого и Луначарского, велись на общественных началах. Для многих художников, в том числе иностранных, запечатлеть с натуры лидера большевиков считалось большой удачей (так, в октябре 1920 года приступила к лепке бюста Владимира Ленина скульптор из Великобритании Клэр Шеридан, кузина Уинстона Черчилля)51. Ф.Малявин оказался в числе первых художников (наряду с Н.Альтманом и Н.Андреевым), выдержавших конкурс, организованный Наркоматом просвещения в преддверии очередной годовщины Октябрьской революции. Получив уникальную возможность «беспрепятственно бывать в Кремле, и в частности на квартире у Владимира Ильича и в рабочем кабинете», с 1 ноября 1921 года Малявин начинает делать натурные зарисовки Ленина. Насчитывается около 40–50 листов различной степени завершенности, в большинстве своем они носят эскизный характер, однако целостность восприятия образа от этого не утрачивается. Отдельными работами графической серии Ленинианы Малявина восхищался впоследствии Пикассо
Ленин В. И.
Луначарский, Ленин, Троцкий 1920 Г
Из трех задуманных портретов руководителей Советской России до эмиграции был закончен портрет Анатолия Луначарского, экспонировавшийся в начале лета 1922 года на выставке Ассоциации художников революционной России. Помимо кремлевской группы, московскому периоду принадлежит портрет Морица Шлуглейта, бывшего антрепренера, в советское время возглавлявшего бывший театр Корша: «Мориц Шлуглейт… был очень крупной фигурой в театральном мире… его портрет нарисовал Малявин (это, кстати, была последняя работа художника в России)»
Завершил ли Малявин свою деятельность в России, портретируя Шлуглейта или Луначарского, до конца не ясно. Портрет Шлуглейта, недавно обнаруженный в частном собрании, не доступен для исследователей.
Осенью 1922 года Малявин прибыл в Берлин, где несколько его картин экспонировались на «Первой Русской художественной выставке», открывшейся 15 октября в галерее Van Diemen. Недолгое пребывание Малявина в Германии сопровождалось политическим скандалом после данного им интервью эмигрантской газете, которое в России расценили как антисоветскую провокацию. Суждения художника о ситуации в стране, едва начавшей приходить в себя после изнуряющей Гражданской войны, по нашему мнению, носили отпечаток личной трагедиии поэтому отличались резкостью оценок. Своим интервью Ф.А.Малявин раскрывал причины отъезда из России: «Наш народ смертельно устал, обнищал, одичал и обносился до ужаса. В деревне вы не увидите мужика или бабы в сапогах. Лапти и кое-какие лохмотья на плечах — вот их обычный вид. Красных “баб” в ярких сарафанах там уже не напишешь. <…> Футуризм, имажинизм и кубизм, царившие четыре года при покровительстве Луначарского, приелись ныне всем. Даже яркие коммунисты требуют иного. В России ныне снова загорается то реалистическое искусство, вождем которого в 80–90-х годах был Репин.
В общем пока глубокая усталость художественных кругов России. Русское искусство, как и душа России, находятся в состоянии смертельного изнеможения. <…>
Луначарский и его помощники “по управлению искусством” Штер[е]нберг и Альтман — убили русскую живопись так же, как весь советский режим убил печать, школы, театр. Пайки, мелкий карьеризм, халтура — вот чем живут сейчас в России служители искусства…
Публичное заявление спровоцировало разбирательство в Москве. Оказавшийся в крайне щекотливом положении нарком просвещения, который взял на себя личную ответственность за выезд художника из страны, был вынужден давать объяснения: «Означенный художник входил здесь в организацию революционных художников, сделал мой личный портрет, был принят у тов. Ленина, который одно время лично ходатайствовал о пропуске его за границу, и числился вообще в числе наиболее революционно настроенных художников, поэтому упрек в безалаберности при пропуске таких художников, как Малявин, отпадает целиком. <…> Я прошу ГПУ и Инотдел заранее считать разрешенным в отрицательную сторону вопрос о возвращении Малявина в Россию. <…> О въезде Малявина в Россию не может быть и речи».
Предысторией берлинских событий послужило официальное обращение Малявина к Ленину в январе 1922 года. Под предлогом сбора средств в фонд помощи пострадавшим от голода в Поволжье, Крыму, на Кавказе и в ряде других регионов страны художник обосновывал целесообразность устройства на коммерческой основе своей персональной выставки в Европе и Америке: «Прошу оказать мне содействие для вышеуказанной цели, выезд для меня за границу и получение моих произведений из государственных учреждений и от частных лиц»
Словом, Малявин беспрепятственно выехал за границу. В Берлине стали ясны истинные мотивы художника, ранее демонстрировавшего полную лояльность правящему режиму. Подобная эластичность вызвала волну возмущения со стороны представителей советских художественных и литературных кругов: «Вот что, гр. Малявин. Или вы откажитесь, и публично, от ваших или вам приписываемых слов, или имейте мужество снять ваши вещи с российской выставки».
Впрочем, о благополучном исходе берлинских перипетий свидетельствует скорее факт пересечения Малявиными германо-итальянской границы. В запросе о предоставлении права на въезд в Италию «для организации выставки картин» указывалось, что это «…даст мощный толчок развитию итало-российских отношений, которым положили удачное начало выставки в Венеции и Флоренции». На самом деле прервавшиеся после Октябрьской революции дипломатические отношения между Советской Россией и Францией обусловили выбор Италии лишь в качестве транзитной страны по пути во Францию.
На долгие годы адресом парижской мастерской Филиппа Малявина стал дом № 73 на rue des Vignes в самом «русском» районе Парижа, 16-м округе, расположенном на границе с Булонским лесом, атмосферу которого пронизывал особый флер элегантной роскоши.
Малявин много работал как салонный портретист. В первой половине 1920-х годов в этом жанре им было создано несколько прекрасных вещей: выразительный по игре цветовых контрастов этюд к портрету прима-балерины Большого театра Александры Балашовой (1923, Sotheby’s - здесь и далее указываются аукционные дома, на которых выставлялись произведения Ф.Малявина) и ее большой портрет (1924, ГХМ, Ханты-Мансийск), искусно сочетающий грацию с блеском и пылкостью, изысканный «Портрет дамы» в теплой коричневой гамме (1923, Sotheby’s), интересный образ знаменитой певицы Надежды Плевицкой (1924, MacDougall’s), портрет княгини Волконской (1925, Sotheby’s), etc. Особняком стоит акварель «Портрет элегантной молодой дамы» (1923, Bukowskis), которая ослепляет исходящей от поверхности бумаги эманацией светоносности. Мягкие размытые контуры, нежная моделировка лица, напоминающая прием сфумато, белизна легких росчерков на платье привносят в грациозный, наполненный чарующим обаянием образ чистоту и воздушность. По артистизму и утонченности линий, по сдержанному изяществу колорита и благородной цветовой гамме, контрастирующей с искрометной живописью мастера красочных симфоний, акварель можно отнести к вершине малявинского графического искусства.
.
Баба на качелях 1920
Портрет Александры Балашовой 1924 г.
Материнство
Баба Яга
Крик. 1925
Фарандола.1926
Три грации под большевизмом
Портрет Н. Плевицкой. 1929
Богатая крестьянка
Поющие крестьяне
Сплетня
Даная.
Кто только не писал этот сюжет из греческой сказки. Вообще-то больше
всего принято восхищаться "Данаей" Рембрандта.И это действительно
великая работа. Во всём великая, кроме самой Данаи.
Великий новатор написал сороколетнюю,--- или старше,---- толстоватую
и некрасивую тётку.
Но почему-то, Зевс всё равно влюбился в неё и протёк к ней
в подол золотым дождём.
А здесь всё сделано по-своему. И анатомия бёдер закручена классно.
Не имеет значения, если вам кажется, что анатомия написана неестественно.
Имеет значение ваше впечатление.
Это уже экспрессионизм, наверное с остатками влияния символизма.
(С)
Весной 1923 Малявин участвует в I Международной выставке акварели, проходящей в Милане
В 1924 г он снова в Париже: выставляется в Салоне Независимых, в Салоне национального общества изящных искусств, представляет собрание своих работ на персональной выставке
Первое время Малявин жил в Париже, затем поселился в Ницце.
Художник много работал, писал портреты и своих знаменитых русских баб, но из его картин постепенно уходила былая легкость кисти. Он это понимал и с горечью говорил: «Вне родины нет искусства». Понимали это и его друзья. Пожалуй, наиболее точно это выразил Ф.Шаляпин: «Малюет он и сейчас неплохо, да только все его сарафаны полиняли, а бабы сделались какими-то тощими, с постными лицами... Видно, его сможет освежить только воздух родных полей, и больше ничто...».
Обнажённая
Былой славы у художника уже не было, но его картины охотно покупали, периодически поступали заказы и на портреты.
1930-е годы отмечены небывалым всплеском творческой энергии. Персональные выставки сменяют друг друга, художник кочует из страны в страну и, кажется, не знает усталости. Выставочный марафон открылся индивидуальными показами в Милане и Риме (1929, 1931–1932). За Италией последовала столица Югославии Белград (1933) и Прага (1933), где состоялась самая масштабная в творчестве Малявина персональная выставка. Затем — Швеция и Дания (1934–1935), Великобритания (1935), Чехословакия (1937) и снова Стокгольм (1938). Среди обширной выставочной географии в творческой карьере Ф.Малявина отчетливо проступает скандинавская линия..
Принятие Малявина в почетные члены Шведского культурного объединения имени Бунина способствовало его укоренению в местную среду.
В период начала оккупации фашистами Бельгии Малявин был в Брюсселе, где писал очередной портрет. Художника заподозрили в шпионаже в пользу СССР и арестовали, но вскоре выпустили. Добираться до Ниццы Малявину пришлось пешком и на попутках, что окончательно подорвало его силы. Вернувшись в Ниццу, Филипп Андреевич тяжело заболел и 23 декабря 1940 года скончался. Чтобы организовать художнику достойные похороны, дочь Малявина вынуждена была за бесценок продать многие его полотна.
В наши дни работы художника находятся во многих музеях и частных коллекциях по всему миру. Интерес к творчеству Филиппа Андреевича Малявина не угас. Его яркие, брызжущие весельем картины продолжают радовать зрителей.