-Рубрики

 -неизвестно

 -неизвестно

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в wolfleo

 -Подписка по e-mail

 

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 19.01.2010
Записей: 18672
Комментариев: 37837
Написано: 58698


Проекты «специальной техники» Третьего рейха.

Воскресенье, 19 Января 2014 г. 15:48 + в цитатник

За свое недолгое существование нацистская Германия успела показать миру то, что принято называть словами «сумрачный тевтонский гений». Помимо развитых систем по непосредственному уничтожению себе подобных немецкие инженеры создали немало других конструкций. Особого внимания достойна военная техника и сопутствующие ей системы. Обычно в качестве примера нестандартного подхода германских конструкторов приводятся одни и те же разработки, зачастую слишком известные для того, чтобы быть интересными. Достаточно редко внимания авторов удостаивается техника, которая не должна была идти в бой, но работать на его обеспечение. Для таких машин у немцев существовал термин «специальная техника». А ведь даже среди невоплощенных или не пущенных в серию проектов встречаются интересные идеи.
 


Тягачи

Трудно представить поля Второй Мировой войны без артиллерии. Однако «в тени» самих орудий остались их, если можно так выразиться, средства обеспечения. Очевидно, что буксируемая пушка без тягача потеряет большую часть своего потенциала. В немецком руководстве это прекрасно понимали и постоянно предпринимали попытки сделать что-то, что должно было прийти на смену старым добрым тягачам Sd.Kfz.6 и Sd.Kfz.11.

 

Тягач Sd.Kfz.11





Начиная с 1942 года, немецкий Департамент изучения инженерного оборудования вел две программы перспективного тягача. Надо заметить, каким-то светлым головам из этой организации пришла оригинальная мысль – надо делать не просто артиллерийский тягач, но бронированный и с возможностью использования в качестве ремонтно-эвакуационной машины. В таком случае, по их мнению, Вермахт получил бы универсальный аппарат «на все случаи жизни». Идея выглядит достаточно сомнительно, ведь излишняя универсализация порой приводит к проблемам. Но в Департаменте решили именно так. Первой техническое задание на колесный тягач получила штутгартская фирма Lauster Wargel. Главное требование к новой машине касалось высокой подвижности и высокой удельной мощности. Для обеспечения возможности буксировки подбитых танков тяговое усилие должно было находиться в районе 50 тонн. Также ходовую часть тягача нужно было приспособить к бездорожью Восточного фронта.

 

Опытный образец тягача LW-5

В 1943 году опытный образец тягача LW-5 вышел на испытания. В нем было соединено сразу несколько оригинальных идей. Так, вместо привычного для подобной техники гусеничного шасси было применено колесное. Собственно колеса были изготовлены из металла и имели диаметр около трех метров. Обеспечение маневренности было возложено на сочлененную схему. Для этого LW-5 состоял из двух частей, соединенных между собой шарниром. Каждая половина имела не только собственную пару колес, но и свой двигатель. Это был бензиновый Maybach HL230 с мощностью 235 лошадиных сил. Экипаж из двух человек и моторно-трансмиссионное отделение были защищены бронекорпусом. Относительно толщины листов и их материала сведений нет. Отдельно стоит отметить тот факт, что в передней части каждого «модуля» тягача LW-5 находились рабочие места экипажа. Кроме того, впереди и сзади они оснащались системами сцепки. Таким образом, по задумке конструкторов Lauster Wargel, несколько «модулей» или тягачей можно было соединить в одну длинную машину с соответствующими возможностями. При полученном на испытаниях тяговом усилии в 53 тонны (один тягач из двух блоков) нетрудно догадаться о возможностях составного «поезда» из нескольких LW-5.

Только возможности машины в качестве тягача не смогли перевесить недостатки. Максимальную скорость чуть более 30 километров в час представители Вермахта сочли недостаточной, а слабое бронирование корпуса и фактически ничем не защищенный шарнир только подтвердили сомнения в целесообразности проекта. В середине 1944 года проект LW-5 закрыли. До конца войны все наработки Lauster Wargel по сочлененной технике пролежали в архивах. Пригодились они только через несколько лет, когда некоторые компании стали разрабатывать подобные машины гражданского назначения.

Не менее неудачным оказался и другой проект нового многофункционального тягача. Только в случае с проектом фирмы Auto Union, получившим наименование Katzhen, тягач пытались «скрестить» с бронетранспортером. Гусеничная машина должна была перевозить до восьми человек личного состава и буксируемое орудие, а также разгоняться до 50-60 км/ч и защищать экипаж от пуль и осколков. Конструкторы Auto Union сделали конструкцию своего бронетранспортера-тягача с нуля. Пятикатковая ходовая часть имела в своей основе мотор Maybach HL50 на 180 л.с.

 



В 1944 году было изготовлено два опытных образца машины Katzhen. Неплохое для таких задач бронирование (30 мм лоб и 15 мм борта) привлекло представителей германской армии. Однако мотор и трансмиссия оказались явно несоответствующими возлагаемым задачам. Из-за этого бронетранспортер-тягач не смог выполнить и половины предъявлявшихся к нему требований. Проект фирмы Auto Union закрыли. Немного позже в качестве замены для так и не сделанного «Катцхена» было собрано несколько экспериментальных машин аналогичного назначения. На этот раз с новой ходовой решили не мудрить и взяли ее с легкого танка Pz.Kpfw.38(t). Новый тягач с возможностью перевозки «пассажиров» оказался более простым и выполнил большую часть требований. Однако уже было поздно и второй вариант проекта Katzhen также был прекращен за бесперспективностью.

Минные тральщики

С самого начала Второй Мировой войны перед немецкими военными стоял вопрос проделывания проходов в минных полях. Эти действия вменялись в обязанности саперам, но со временем появились и минные тралы. Кроме того, уже в ходе войны было создано несколько оригинальных и интересных самоходных машин подобного назначения.

Первым был Alkett Minenraumer. В 1941 году фирма Alkett при содействии Krupp и Mercedes-Benz приступила к созданию самоходного минного тральщика. По задумке инженеров, эта машина должна была самостоятельно уничтожать противопехотные мины противника путем банального наезда на них. Для этого бронемашина была оснащена тремя колесами. Передние два были ведущими и имели диаметр порядка 2,5 метров, а заднее управляемое было в два раза меньше. Для того чтобы после каждого взрыва не нужно было менять все колесо, на ободе размещались трапециевидные опорные платформы, по десять на ведущих колесах и 11 на рулевом. Действовала система так. Установленные на шарнирах платформы буквально наступали на мину и приводили в действие ее нажимной взрыватель. Противопехотная мина взрывалась, но не наносила ущерб самой машине, а лишь деформировала платформу. Корпус аппарата Alkett Minenraumer имел в своей основе бронекорпус танка PzKpfv I. От танкового корпуса оставили переднюю половину, а остальное сделали заново. Вместе с характерными обводами лба танка Minenraumer получил и башню с двумя пулеметами. В «приделанной» к половине танкового корпуса части тральщика разместили моторно-трансмиссионное отделение с двигателем Maybach HL120 мощностью в 300 л.с. Экипаж машины состоял из механика-водителя и командира-стрелка.

 


 



В 42-м году Alkett Minenraumer отправился на испытания. Документов с их результатами не сохранилось, но единственный построенный образец после войны был испытан в Кубинке. При выезде на мягкий грунт аппарат довольно быстро увяз и 300 «лошадей» мотора не смогли обеспечить даже расчетные 15 км/ч. Кроме того, вызвала сомнения сама идея «давить» мины колесами, ведь при подрыве экипаж подвергается нескольким неблагоприятным воздействиям. Советские инженеры признали проект бесперспективным. Судя по отсутствию Minenraumer на полях Второй Мировой, немецкие ответственные лица посчитали так же. Единственный опытный экземпляр отправили в дальний угол полигона, где он был обнаружен красноармейцами.

Примерно через год фирма Krupp, учтя все недостатки трехколесного противоминного средства, представила свой проект. На этот раз машина представляла собой нечто среднее между Alkett Minenraumer и тягачом LW-5. 130-тонный (проектная полная масса) четырехколесный монстр тоже должен был в прямом смысле давить мины. Принцип действия был позаимствован у ранее описанного тральщика, с той разницей, что Krupp Raumer-S (так назвали эту машину) имел неподвижные опорные платформы. Чудо на 270-см колесах приводилось в движение двигателем Maybach HL90 мощностью 360 л.с. Поскольку обеспечить нормальный поворот колес при массе в 130 тонн не представлялось возможным, конструкторы компании «Крупп» применили сочлененную схему. Правда, в отличие от LW-5, не было предусмотрено узлов для «удлинения» машины. Зато при необходимости Raumer-S мог работать тяжелым тягачом, для чего имел соответствующее оборудование. Примечательно, что конструкторы сразу понимали низкие показатели маневренности будущей машины. Поэтому, скорее всего, для более удобного и быстрого возвращения с минного поля, оснастили Raumer-S двумя кабинами в передней и задней части. Таким образом, один механик-водитель проделывал проход в минном поле, а второй возвращал машину обратно, не теряя время на развороты.

 



По имеющейся информации, Krupp Raumer-S успел поездить по полигону. Однако его преследовали ровно те же проблемы, что и тральщик от Alkett. Большая масса и низкая удельная мощность делали из оригинальной идеи нечто сложное и неповоротливое. К тому же вызывала вопросы боевая живучесть – вряд ли противник станет спокойно смотреть на то, как непонятная машина ездит по минному полю перед его позициями. Так что Raumer-S не спасла бы даже вторая кабина – свои два-три снаряда он «поймал» бы задолго до окончания разминирования прохода. Одновременно с этим были сомнения и в сохранении здоровья экипажа после подрыва мин. В итоге по результатам испытаний еще один проект минного тральщика был закрыт. Иногда встречается информация о том, что Krupp Raumer-S успел поучаствовать в боевых действиях на Западном фронте, но документальных подтверждений тому нет. Единственный изготовленный 130-тонный гигант стал трофеем союзников.

Поняв бесполезность казавшейся когда-то перспективной идеи, на фирме Krupp вернулись к проекту другого тральщика, более простой и привычной по нынешним меркам конструкции. Еще в 1941 году было предложено взять серийный танк и сделать для него трал. Тогда проект посчитали ненужным и заморозили, но после неудач Raumer-S к нему пришлось вернуться. Собственно трал был чрезвычайно прост – несколько металлических катков и рама. Все это нужно было крепить к танку и проход проделывался без особого риска для бронемашины. В то же время, еще помнились особенности боевой работы экипажа Raumer-S, который то и дело рисковал получить травмы. Поэтому было решено взять в качестве основы танк PzKpfw III и сделать из него более приспособленную к разминированию машину. С этой целью ходовая часть исходного танка была значительно переработана, что позволило увеличить клиренс почти в три раза. Помимо преимуществ в деле сохранения здоровья экипажа такое решение придало готовому тральщику Minenraumpanzer III характерный внешний вид.

 



В 1943 году Minenraumpanzer III привезли на полигон и начали испытывать. Трал работал превосходно. Уничтожались почти все типы существовавших в то время мин с взрывателями нажимного действия. А вот к «носителю» трала возникли вопросы. Так, высокий центр тяжести заставлял сомневаться в устойчивости бронемашины на поворотах, а диски трала имели свойство разрушаться после нескольких уничтоженных мин. Осколки дисков при неблагоприятном стечении обстоятельств могли пробить лобовую броню Minenraumpanzer III и привести к печальным последствиям. Так или иначе, по совокупности результатов полигонных испытаний новый тральщик также не был запущен в серию.

Дистанционно управляемая техника

Третье направление технической «экзотики», на которое стоит обратить внимание, касается управляемых на расстоянии аппаратов. Еще в начале войны были созданы «сухопутные гусеничные торпеды» семейства Goliath. Относительно небольшой гусеничный аппарат, управляемый по проводам, первоначально предназначался для уничтожения вражеских танков. Однако со временем его стали применять и в качестве инженерного средства, например, для уничтожения каких-либо заграждений.


 



На основе единой компоновки было создано несколько вариантов «Голиафа». Всех их объединял гусеничный движитель, обхватывающий корпус наподобие первых английских танков, маломощный двигатель (электрический или бензиновый), а также управление по проводам. Практическое применение самоходных противотанковых «мин» показало их непригодность для таких целей. «Голиафу» не хватало скорости для того, чтобы вовремя оказаться в точке встречи с танком. Что касается уничтожения укреплений, то заряд в 60-75 килограмм взрывчатого вещества был явно недостаточен.

 



Одновременно с «Голиафами» фирма Bogward разрабатывала другое аналогичное средство. Проект B-IV подразумевал создание дистанционно управляемой танкетки. Гусеничный аппарат можно было применять для множества целей: от разрушения заграждений до буксировки минных тралов. Аппарат на гусеничном ходу приводился в движение 50-сильным бензиновым двигателем. Максимальная скорость 3,5-тонной машины при этом достигала 35-37 километров в час. Система радиоуправления позволяла аппарату Sd.Kfz.301 (армейское обозначение B-IV) действовать на удалении до двух километров от оператора. При этом запаса топлива хватало на преодоление 150 километров. Интересно, что в начальных итерациях проекта радиоуправляемая танкетка вместо стальной брони имела бетонный верх корпуса. Перед постановкой в серию бетонный «архитектурный изыск» был заменен нормальным стальным противопульным бронированием. Грузоподъемность Sd.Kfz.301 позволяла буксировать минный трал либо перевозить до полутоны грузов. Чаще всего этим грузом была взрывчатка. Полтонны аммотола были солидным средством для борьбы с противником, но далеко не всегда оператор мог довести свою танкетку до цели.

 

Слева - танк управления Pz-III и управляемые им телетанкетки B-IV Sd.Kfz.301. Восточный фронт; справа - порядок перемещения на марше роты, вооружённой радиоуправляемыми танкетками

Доводка ряда систем, в первую очередь, радиоуправления привела к тому, что начатый в 1939 году проект дошел до фронта только в 43-м. К тому времени радиоуправляемая танкетка уже вряд ли могла доставить проблем противнику. К тому же аппарат Sd.Kfz.301 был достаточно дорог для того, чтобы массового использовать его против танковых соединений. Тем не менее, впоследствии было создано две модификации танкетки различного назначения. Среди прочих стоит отметить импровизированный истребитель танков, вооруженный шестью противотанковыми гранатометами – Panzerfaust или Panzerschreck. Очевидно, что ни о каком нормальном наведении этого оружия при использовании радиоуправления и речи идти не могло. Поэтому модификация Sd.Kfz.301 Ausf.B уже оснащалась не только радиоуправлением. В средней части машины было сделано рабочее место механика-водителя, который заодно играл роль наводчика и стрелка. На марше оператор танкетки мог работать водителем. О боевой эффективности такой системы сведений нет. Точно так же почти нет информации о боевых успехах других машин семейства B-IV. Из-за своих достаточно крупных размеров большая часть радиоуправляемых танкеток стали жертвами противотанковой артиллерии Красной Армии. Естественно, никакого влияния на ход войны эти средства оказать не смогли.

По материалам сайтов:
http://aviarmor.net/
http://shushpanzer-ru.livejournal.com/
http://ursa-tm.ru/
http://strangevehicles.greyfalcon.us/


 

Рубрики:  Оружие


Процитировано 1 раз
Понравилось: 2 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку