«Отцелюбие римлянки». |
«Отцелюбие римлянки». Древняя история или завещание потомкам?
Петер
Пауль Рубенс (1577-1640)
Отцелюбие римлянки
(Цимон и Перо)
~1612г, холст, масло, 140.5x180.3
cм
Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург
Легенда, изложенная
древнеримским историком Валериусом Максимусом, действительно гласит, что Кимон
был осужден на голодную смерть. Его дочери Перо разрешили приходить в тюрьму
каждый день ухаживать за ним: умывать, давать пить, менять солому… День за днем
отец становился все слабее и слабее. Не в силах видеть пытку умирания, она
решила поддержать его – и дала ему грудь (дочь незадолго до этого родила и
кормила грудью своего младенца).
Сколько времени это продолжалось?
Никто не знает. Никто не знает потому, что все, написанное об этой истории
Валериусом Максимусом, уложилось в три строчки. Можно предположить, что довольно
долго. Известно, что человек может прожить без пищи месяц. Кимон голодал не
день-два. Может быть, что и 2, и 3 недели. Власти ждали его смерти, а Кимон все
не умирал. Никто не мог понять причины такой живучести, пока тюремщики не
проследили за Перо.
Естественно, они доложили: мол, так и так, смерти
Кимона ожидать не приходится, потому что дочь подкармливает его грудью. Как
пишут историки, ей это грозило смертью: кормление взрослого грудью
приравнивалось к инцесту, кровосмешению. Ее могли осудить и казнить. Перо это
знала, но любовь к отцу взяла верх над страхом собственной смерти.
Власти
оказались в тупике: с одной стороны – Перо преступница. С другой стороны – с
какой благородной целью это делалось: продлить жизнь отца, насколько это
возможно. При всей жестокости нравов древнего Рима судьи приняли решение
освободить Кимона и не наказывать Перо.
За что осудили Кимона, Валериус
Максимус не упоминает. Одно можно сказать определенно, что Кимон был не раб и не
простолюдин. Это был патриций. Поэтому его не отправили на съедение зверям, не
повесили, не отрубили ему голову.
Хотя иногда и патрициев казнили всеми
перечисленными способами. Но, видимо, преступление было таким, за которое
полагалась лишь голодная смерть. А может быть, его заслуги перед Римом были
настолько значительны и признаны, что его решили казнить «тихой
смертью»?
В древнем Риме морили голодом граждан верхних слоев общества, в
частности, женщин из семей патрициев. Это могла быть и супружеская неверность, и
соучастие в убийстве. Пишут, что весталки, которые потеряли девственность, тоже
приговаривались к голодной смерти.
За какое преступление осудили Кимона –
не имеет значения. В памяти людей его имя осталось благодаря самоотверженной
дочери.
К этому сюжету художники обращались уже с момента, когда эта
история стала известна. И, возможно, еще до того, как ее записал Валериус
Максимус. В Помпеях есть фреска, датированная первым веком нашей эры, на которой
изображены Кимон и Перо.
Фреска
(Помпеи, I век н.э.)
Что в этом привлекало художников? Несомненно,
готовность к самопожертвованию. Рубенс писал этот сюжет дважды: в 1612 году и в
1630 году.
Первое полотно – это отец и дочь. Тюремная камера в подвале.
Изможденный старик в ручных кандалах на земляном полу. Под ним – солома. Кандалы
вмурованы в каменную стену. Потухший, полубессознательный взгляд. Рядом –
молодая женщина, на ее лице – страдание. Дочь поддерживает старика и дает ему
грудь, но ей это не удается, он обессилел.
Отцелюбие
римлянки, 1630. Холст, масло, 155х190.
Рийксмузеум, Амстердам
На
втором полотне появляются новые лица – тюремщики в окне, которые наблюдают за
происходящим в камере. Перо разговаривает со стражей, она слезно просит дать ее
отцу насытиться.
Почему Рубенс вернулся к этому сюжету спустя 18 лет? В
биографии художника нет никаких намеков на причину, которая понудила его
повторно обратиться к римской легенде. Но в этих полотнах звучит мотив
самоотверженной любви к родителям – и это заставляет присмотреться к отношениям
Рубенса с матерью (отец умер, когда Питеру было около 10 лет).
При всем том,
что Рубенс был великолепный портретист, что он оставил много автопортретов,
портретов своих жен и детей, некоторых родственников и родственниц, нет ни
рисунка, ни полотна с портретом его матери.
Питер
Пауль Рубенс, Отцелюбие римлянки, 1612 г. Фрагмент
Случайность? Вряд ли.
Скорее, след глубокого конфликта. Может быть, что конфликт был вызван
недостатком денег, из-за чего Питера, когда ему было 11 лет, определили в
латинскую школу. Фактически убрали из родного дома.
Мать хотела, чтобы
он пошел по стопам отца, чтобы он изучал право. Но Рубенс в 14 лет добивается
разрешения учиться живописи, работает у художника, как и все ученики, растирая
краски и подготавливая холсты.
Питер
Пауль Рубенс, Отцелюбие римлянки, 1630 г. Фрагмент
Спустя какое-то время
он меняет наставника, затем получает право брать себе учеников, становится
членом гильдии художников, признанным художником. К нему приходит известность –
и в возрасте 21 года он уезжает в Италию. На несколько лет. Возвращается в
Антверпен только тогда, когда получает известие о тяжелой болезни матери. В
живых он ее не застал.
Возможно, «Отцелюбие римлянки» – как бы символ
исполнения долга перед родителями, своеобразное покаяние. Покаяние в том, что
она не получила от него сыновней любви.
И эти картины – завещание всем:
дарите людям любовь при жизни, давайте близким все, что только можно дать
http://pda.privet.ru/blog/28489977
Рубрики: | Интересные факты |
Комментировать | « Пред. запись — К дневнику — След. запись » | Страницы: [1] [Новые] |