-Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в WoleDeMort

 -Метки

2019 2020 2021 2023 2024 23 февраля 70-е годы 9 мая xx век xxii век альтернативная история аналитическая статья аномальные явления ар-нуво археология архитектура безопасность библионочь бояръаниме весенние праздники весна видео винтаж вкусное война вчк девять неизвестных демография день космонавтики деревенская жизнь деревня документальные свидетельства дом домашнее хозяйство домашние животные достижения древний мир древняя история европа еда живопись животные загадки здоровье зима зимние праздники знаменательные даты знамения из жизни интересные места интернет информация искусство историческая фотография история история литературы календарь капитализм кгб книга завершена книги компьютер конспирология космическая фантастика космос котики кошки красивое лето литература магия маразмы мистика мифы моё мораль москва мужское и женское на злобу дня небо новая глава новая книга новости новый год ностальгия облака огород октябрьская революция олимпиада опрос осеннее равноденствие осенние праздники осень открытки пидорасы планы погода подарок поздравление полезное полемика политика попаданцы правда истории праздник праздники практика практический опыт прекрасная эпоха прекрасная эпоха 2.0 приколы приметы природа прода психическое здоровье психология пчёлы растения революция рецепты рождество россия русская глубинка русское сельское хозяйство сказки сказочные персонажи скандал скидка славянское фэнтези совпанк современность справочное ссср сша текучка техника традиции украина урожай фантастика фанфикшен философское фото фотография фэнтези цветы читать читать бесплатно экономика юбилей ювелирные украшения язычество

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2018
Записей: 1193
Комментариев: 5982
Написано: 9205


Всеобщая история попаданцев: Первый попаданец

Пятница, 06 Января 2023 г. 13:08 + в цитатник

Итого, как и обещал, продолжим рассказ об истории, современности, особенностях и деталях попаданческой литературы. И сегодня я расскажу только об одном герое и одном авторе. Но каком Герое и Каком Авторе! Сегодня речь пойдёт о первом настоящем попаданце! То, что просто обязан прочитать любой, кто интересуется попаданческой литературой и уж особенно любой автор, пишущий про попаданцев. Но сначала,чтобы просто понять всё величие Свершения этого Автора, немного повторим пройденное:

Повторение пройденного

Как я уже сказал в предыдущей статье, попаданческая литература выросла из приключенческой – историй о путешествиях. К началу XX века она достигла своего расцвета, но тогда же наступил и её кризис. Просто потому, что на Земле не осталось мест, куда можно было бы отправить приключенца приключаться. Всё уже было хорошо известно. Поэтому и стали появляться всякие Маракотовы Бездны и Плутонии. Но это всё равно было путешествие. Но вот в 1912 году, молодой и талантливый автор совершил прорыв. И хотя в его книгах ещё оставались кое-какие рудименты приключенческой литературы, это была настоящая революция. Встречайте!

Эдгар Берроуз и его "Принцесса Марса"!

6469237_i_027 (700x516, 45Kb)

Вообще говоря, самым первым попаданием в истории литературы был янки из Коннектикута, которого, волею Марка Твена, занесло ко двору короля Артура. Но эта книга, хоть и гениальная (Марк Твен же!), хоть и популярная, но тренда не породила. Видимо потому, что стёб и сатира. Хотя, уже и там мы находим полный набор косяков и роялей в кустах, обязательных для попаданцев в прошлое. В том числе и для тех попаданцев, которые спасают СССР. Так что для всех, пишущих о попаданцах в прошлое, эта книга к прочтению тоже обязательна.

А вот книги Берроуза (Барсумский цикл, марсианские хроники), действительно прогремела и создала тренд. Потому, что не отягощённая дополнительной нагрузкой была всё такой же приключенческой книгой с некоторыми изменениями относительно канонов такой литературы. И эти изменения стали воистину революционными!

Так что же мы видим в марсианских хрониках Берроуза? Вроде бы всё то же самое, что и в прочей приключенческой беллетристике: сильный герой-нагибатор, чудеса всяческие, красивые битвы, как один на один, так и эпичные сражения. Есть прекрасные дикарки... в смысле, аборигенки, с голым бюстом. И всем остальным тоже голым. Есть прекрасная пленница (та самая, с голым бюстом и всем прочим), которую герой спасает. К тому же ещё и принцесса. И лубоффф тоже есть. Что бы там не писали маркетоиды, но опыт показывает: любовь в мужской литературе тоже способствует читаемости.

6469237_7f91e34d4fec3c94fd4139afcd7cb96d (472x600, 60Kb)

И даже писать сериями – не его изобретение. Вспомним того же Гулливера.

В общем всё, что было до него. Но Берроуз добавил в этот коктейль успеха три пункта:

(а) Действие происходит где-то, куда ножками не дотопать. В месте, отделённом от исходного места жительства героя непреодолимым барьером. В данном конкретном случае – на Марсе, но это не важно, потому как с тем же успехом можно загнать в любую другую точку метавселенной.

(б) Герой попадает туда чудесным образом (потому и попаданец). И, что особенно важно, другим способом туда не добраться.

(в) Эта поездка – принципиально в один конец.

Да, конечно, в самом конце первой книги Джон Картер возвращается на Землю (вернее, та же неведомая сила его возвращает), но это – откровенно искусственный эпизод, вставленный только ради того, чтобы объяснить читателям, как таки эта история попала в руки издателя. Явный рудимент оставшийся от приключенческой литературы прошлого. Нынешняя поподанческая проза от этого атавизма избавилась.

Вот эти три перечисленные пункта и составляют суть попаданческой литературы. Это, не побоюсь сказать, эпохальное открытие в литературе открыло перед автором (и всеми, кто за ним последовал) потрясающие возможности!

Первое и самое главное – непреодолимость барьера между исходной локацией и пунктом назначения попаданца. То есть переезд в пункт назначения происходит чудесным способом. Это суть и основа попаданчества. Шёл – споткнулся – упал – очнулся –... ПОПАЛ!!!! И вообще, я считаю, что тру попаданец должен попадать в пункт назначения чудесным способом. Если как-то иначе – уже не тру.

Почему? Да потому, что такое чудесное попадание ставит между исходной локацией попаданца и пунктом назначения непреодолимый барьер. И это принципиально отделяет попаданца от путешественника. Путешественник путешествует туда, куда дойти можно, значит можно и вернуться. Попаданец попадает туда, куда не дойти. И этот барьер, преодолимый только с помощью чудесной и неведомой силы, сразу же кардинально меняет суть всего повествования. Начать с того,что это полностью развязывает руки автору и отвязывает его фантазию! Чудесным образом попасть можно куда угодно, в самые чудесаые места. На этом фоне мелким, но важным бонусом смотрится тот факт, что чудесное перемещение избавляет автора от необходимости писать, а читателя читать про долгий и опасный путь нафиг. А заодно и про подготовку экспедиции и предысторию самого героя. То есть можно, конечно, если это важно для дальнейшего повествования. В этом смысле те несколько весьма объёмистых глав, где рассказано кто такой Джон Картер, как и почему его загнало в ту пещеру, из которой его чудесным образом занесло на Марс – не более чем вредный атавизм.

Вторым важным следствием непреодолимости барьера между исходным местом жительства и пунктом назначения попаданца стало то, что попаданец получает билет в один конец. Всё, приятель! Попал, так попал! Назад пути нет! Вот это и есть самое важное отличие попаданца от путешественника. Последнее, конечно, создаёт ряд проблем. Например: как автор вообще узнал о приключениях приключенца? Но, в то же время избавляет и автора и героя от целого вороха других проблем. Попал туда? Ну так и не дёргайся! Осваивай мир, приключайся, захватывай себе царство, собирай гарем из принцесс и прочая и прочая. Снимается и вопрос куда девать прекрасную дикарку. В приключенческой литературе её обычно мочили в конце приключения, в попаданческой она либо остаётся единственной и неповторимой спутницей героя, либо её добавляют в гарем.

Вывод места действия куда-то во вне Земли автоматом срывает все ограничители с фантазии автора. Можно набивать создаваемый мир странными расами, невиданными чудовищами, заполнять его остатками древних погибших цивилизаций и вообще, выдумывать как Злой на душу положит. А Он, как показывает опыт, такого кладёт... От такого и Лавкрафт содрогнётся.

Таким образом это нововведение – перенос основного места приключений куда-то нафиг, за какой-то непреодолимый нормальными средствами барьер, тут же избавило приключенческую литературу от всех её естественных ограничений и, плюс к тому, добавило массу возможностей, что разом вывело весь жанр приключенческой литературы из тупика. Правда теперь это уже несколько другой жанр... Читателям это, понятное дело, понравилось, а значит и писателям тоже. И понес... А вот и не совсем, как это ни удивительно. В доинтернетную эпоху попаданцев было довольно много, даже в советской(!) фантастике, но при этом оставались они на обочине мейнстрима. И на то были довольно веские причины. Но об этом в следующей серии, а сейчас, как и полагается

Подробнее о герое репортажа (+немного спойлеров)

6469237_596f30270a87f78fd3dcba2511d72169aprincessofmarspaperbackbooks (409x700, 266Kb)

Что же такое, этот барсумский цикл или, оно же, марсианские хроники? Как ясно из названия, это серия (цикл) из 11 книг. Первую Берроуз напечатал в журнале "All-Story", посвящённом фантастике, в 1912 году, последнюю в "Amazing Stories" в 1943. Итого, 11 книг за 31 год. Кто-то там наезжает на нас, авторов, что мы редко проды выкладываем? Мы не выпендриваемся, мы берём пример с корифеев!

Главный герой эпопеи – Джон Картер, простой солдат Конфедерации, время действия – сразу после Гражданской войны в США... Стоп! Довольно быстро выясняется, что Джон Картер совсем не простой человек, а может и не человек вовсе. Ведь он... А что он? А читайте сами! Спойлерить тоже надо в меру.

Пытаясь как-то устроиться после Гражданской войны, он забредает в пещеру, которой и индейцы боятся, откуда неведомая сила переносит его куда-то нафиг. Это нафиг оказывается планетой Марс (Барсум, как называют его местные). Там его ждут захватывающие приключения и прекрасная аборигенша без одежд, да к тому же ещё и принцесса. А чтобы проще было спасать принцессу и нагибать всех прочих, герою даны две имбы: Во-первых, он намного сильнее любого природного марсианина. Ведь большую часть жизни он провёл на Земле, где гравитация почти втрое сильнее. Поэтому же, кстати, он там, на Марсе, прыгает как стрекозёл. Во-вторых, его телепатическая способность (а на Марсе все телепаты) работает только в одну сторону: он чужие мысли читать может, а его мысли читать не может никто.

А ещё на Марсе когда-то жила очень развитая цивилизация, но к моменту появления там Джона картера заметно выродилась. Отдельные очаги ещё пытаются сопротивляться деградации, а местами даже и развитие какое делать (как, например Гелиум, город, откуда происходит Дея Торис, та самая прекрасная аборигенка, умница, отличница, спортсменка и вообще принцесса), но общую деградацию это остановить не в силах. Вот и бродят по бескрайним равнинам Барсума, среди руин величественных городов, орды одичавших аборигенов да режут друг друга насмерть в локальных конфликтах. А для них любая встреча с другим племенем – уже конфликт. И в этих декорациях Джон Картер раз за разом спасает свою возлюбленную из тех задниц, куда её заносит злая судьба (и собственная неспокойная голова).

Первая книга цикла – "Принцесса Марса", у нас выходила также под названием "Дочь тысячи джедаков". Остальные книги... В общем, если будет интересно – сами найдёте. Как я уже сказал, Барсумский цикл Берроуза – значимая часть мирового культурного наследия и прочитать хотя бы "Принцессу Марса" любому культурному человеку как минимум весьма желательно. Ну а тем, кто пишет о попаданцах – просто обязательно!

Серия сообщений "История попаданцев от древности до наших дней":
Попаданцы - самый популярный жанр современной литературы. Давайте рассмотрим его под микроскопом: Откуда есть пошло и что там есть сегодня? С живыми примерами в естественных местах обитания.
Часть 1 - Всеобщая история попаданцев от древности до наших дней. Часть 1: От древности
Часть 2 - Всеобщая история попаданцев: Первый попаданец

Метки:  
Понравилось: 4 пользователям

Юрий_Мишенев   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2023 г. 13:29 (ссылка)
ну.. хоть и попал куда-то, а все то же што и везде, што и всегда..
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 13:53ссылка
Ну так всё как всегда. А чо ты хотел?
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 13:56ссылка
? дак - хотел бы узнать: а на хрена тогда попадать?
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 14:04ссылка
Не, ну в принципе-то всё одно, а в деталях разное. Вот тут, например, дамы одетые ходят, даже когда жарко. А там голые, даже когда холодно...
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 14:32ссылка
и - ето как-то объясняется?
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 14:59ссылка
Это объясняет, почему туда хочется.
Сим_Никин   обратиться по имени Пятница, 06 Января 2023 г. 22:02 (ссылка)
Отличный цикл. Читал давненько, но помню, что запоем. Сейчас в голове путается с циклом про тарнсменов Гора. Эти два цикла весьма схожи)
Ответить С цитатой В цитатник
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 22:46ссылка
Так Норман и не скрывает, что вдохновлялся Берроузом.
Перейти к дневнику

Пятница, 06 Января 2023 г. 22:58ссылка
А вообще, больше ничего похожего, ассоциирующегося с этими произведениями не встречал. Вот интересно, не один ли переводчик поработал над российскими изданиями. Ведь стиль изложения сильно зависит от перевода.
Перейти к дневнику

Суббота, 07 Января 2023 г. 17:29ссылка
В общем да. Попаданцев много, а Берроуз один.
 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку