-Метки

2019 2020 2021 2023 2024 23 февраля 70-е годы xx век xxii век Баба Яга аналитическая статья аномальные явления археологический артефакт археология архитектура безопасность бояръаниме былины весенние праздники весна видео винтаж вкусное война девять неизвестных день космонавтики день победы деревенская жизнь деревня дом домашнее хозяйство домашние животные достижения древняя история европа еда живопись животные загадки здоровье зима зимние праздники знаменательные даты знамения из жизни интересные места интернет информация искусство историческая фотография история история литературы капитализм книга завершена книги компьютер конспирология космическая фантастика космос котики кошки красивое легендарные места легенды лето литература магия маразмы мистика мифическая география мифические существа мифы моё мораль москва мужское и женское на злобу дня небо новая глава новая книга новости новый год ностальгия облака огород октябрьская революция олимпиада опрос осеннее равноденствие осенние праздники осень открытки печи пидорасы пионерия планы погода подарок поздравление полезное полемика политика попаданцы правда истории праздник праздники практика практический опыт прекрасная эпоха прекрасная эпоха 2.0 приколы приметы природа прода психическое здоровье психология пчёлы растения революция рецепты рождество россия русская глубинка русское сельское хозяйство сказки сказочные персонажи скандал скидка славянское фэнтези совпанк современность ссср сша тайные общества текучка техника традиции украина урожай фантастика фанфикшен философское фото фотография фэнтези хвастаюсь цветы читать школа экономика это другое юбилей ювелирные украшения язычество

 -Подписка по e-mail

 

 -Поиск по дневнику

Поиск сообщений в WoleDeMort

 -Статистика

Статистика LiveInternet.ru: показано количество хитов и посетителей
Создан: 04.06.2018
Записей:
Комментариев:
Написано: 9225


Всеобщая история попаданцев от древности до наших дней. Часть 1: От древности

Понедельник, 17 Октября 2022 г. 17:22 + в цитатник

Всеобщая история попаданцев/6469237_1 (400x314, 41Kb)Да, я решил перезапустить эту тему. По этому поводу: (а) Все предыдущие посты про попаданцев удалены и (б) в категории "Лоции по литературе" выделена отдельная подкатегория про попаданцев.

Далее тема пойдёт более развёрнуто, чем это было в первый раз, более регулярно и более интересно.

А сейчас встречайте первую статью:

Всеобщая история попаданцев от древности до наших дней. Часть 1: От древности

Надеюсь, все, кто меня читает, люди грамотные, поэтому объяснять: кто такие попаданцы не надо. Можно опустить ненужные определения и пояснения и сразу перейти к делу.

Попаданческая литература – пожалуй самый популярный тренд современности, особенно на просторах самиздата. Но если кто-то думает, что возникла она вот только что – этот кто-то глубоко ошибается. По большому счёту, тема попаданцев стара, как сама литература. Самый первый сюжет такого толка (из популярных) – библейская история про Иосифа. Но, надо признать, что в собственно древней и средневековой литературе подобные сюжеты – с относительно классическим попаданчеством – редки, если вообще не единичны. Зато крайне популярны истории о путешествиях, которые вполне можно считать непосредственными предшественниками историй о попаданцах.

Схема такой истории о путешествиях, в новое время выросших в приключенческую литературу, всегда одинакова: приключенец волей, а порой и неволей, отправляется в дальние страны, где переживает множество приключений, встречает всяческие чудеса и в конце концов возвращается домой. А сама история – это его рассказ.

Одна из самых древних историй такого рода – знаменитая "Одиссея" Гомера, но у древних греков и кроме Гомера хватало историй на ту же тему. Из других значительных произведений стоит упомянуть "Сказки 1001 ночи". Там тоже большая часть сказок повествует о путешествиях.

В более поздние времена появляются и более документальные повествования, в которых реальные путшественники повествуют о своих реальных путешествиях. На Руси первым представителем был Афанасий Никитин со своим "Хождением за три моря". В Европе эту традицию поддержали путешественники вроде Марко Поло. В их произведениях уже нет людей с пёсьими головами и прочих циклопов, но читателям и без этого чудес хватало: чужая культура же! Там всё такое необычное и экзотическое!

Что объединяет все эти истории и чем они отличаются от современной попаданческой литературы? Прежде всего, это именно путешествия: герой ушёл из дома, герой поприключался, герой вернулся домой. Даже остров нимфы Калипсо, где Одиссей залип на 10 лет – локация сугубо временная. В конце концов он отправляется оттуда домой. Единственным исключением выглядит рассказ про того же Иосифа, который на новом месте прижился и даже перевёз туда всю родню.

Вторая важная черта всех без исключения историй о путешественниках – достижимость описанных в них локаций. Герой попадает туда либо пешком, либо на лошади, либо на корабле. То есть используя обычный для своего времени транспорт. И, порой, описание путешествия таково, что локации можно легко привязать к реальной географической карте. Не зря же Шлиман нашёл Трою по описаниям в "Иллиаде"! Да и маршрут Одиссея, включая, но не ограничиваясь: и остров нимфы Калипсо, и остров циклопа Полифема и даже земли лотофагов, довольно легко определяется даже сегодня. И даже в царство мёртвых Одиссей идёт ножками, через пещеру, до которой добирается на корабле.

Третья важная черта большинства древних историй о путешествиях – претензия на достоверность. Не важно, что там рассказывают про циклопов, псоглавцев или русалок с рыбьими хвостами! Герой, он же рассказчик, видел всё это своими глазами! А кто не верит – может сходить туда и посмотреть сам. Земля велика, а известный мир заканчивается за околицей. А там, в неведомых землях, может быть вообще что угодно.

Популярность этого приключенческого жанра на протяжении истории не спадала и писатели нового времени продолжали отправлять своих героев в неведомые земли. Кто-то всерьёз, а кто-то в шутку, как, например, Свифт своего Гуливера. При этом подмеченные нами черты приключенческого жанра оставались неизменными: Герой путешествует по Земле, все локации, где он побывал, достижимы известным транспортом и завершив путешествие он возвращается домой. А вот с третьим важным признаком всё не так просто. Всё-таки образованное общество (для которого большей частью и писали книги) уже более-менее понимал: что может быть, а что – не очень. Поэтому хоть авторы и делали реверансы в сторону некоторых признаков достоверности (например – подробная привязка некоторых элементов маршрута к реальной географии), но все понимали, что эти истории большей частью являются авторским вымыслом.

Эпоха великих географических открытий дала богатую пищу для приключенческой литературы, но она же её и убила. По крайней мере в классическом её виде. Просто настал момент когда уже некуда стало путешествовать. Все земли оказались открыты и описаны.

Наверное, последним из могикан в этом жанре (по крайней мере в чистом, классическом, его виде) был Генри Хаггард со своим циклом про Алана Квотермейна. Впрочем, в последней книге цикла – "Аллан и ледяные боги" – Хаггард скатывается уже в откровенное попаданчество.

Но в целом первые 30 лет XX века ознаменовали закат этой ветви приключенческой литературы. Авторам приходится отправлять героев во всё более отдалённые и неизведанные районы. Как Конану Дойлю в его "Затерянном мире" или Обручеву в "Земле Санникова". Но в это же время происходит трансформация жанра. Авторы начинают отправлять героев хоть и по Земле, но в такие места, существование которых как минимум спорно. В повести "Маракотова Бездна" Конан Дойль отправляет героев в подводное царство, а тот же Обручев в "Плутонии" – в подземное. Впрочем, дефицит мест, куда можно послать героев обычным земным транспортом стал ощущаться ещё во второй половине XIX века. Уже Жюль Верн отправлял своих героев то в путешествие в "20 тысяч лье под водой", то в "Путешествие к центру Земли".

Однако пока маститые и именитые искали, куда бы ещё послать приключенцев, в Англии появился молодой писатель, который сделал важный шаг в переходе от приключенческой литературы к попаданческой. Я говорю про Герберта Уэллса. В первом же своём фантастическом романе – "Машина времени" – он рвёт с одним из важнейших неписанных канонов приключенческой литературы. А именно – в место, куда он направляет приключенца обычным земным транспортом (пешком, дирижаблем, подводной лодкой и даже на слонах) не попасть. Для этого нужно изобрести эту самую машину времени, что несколько нетривиально. То же самое можно сказать и о романе "Первые люди на Луне". Чтобы повторить путь героев надо изобрести кэйворит, экранирующий гравитацию. Таким образом Уэллс совершил революцию в приключенческой литературе, существенно приблизив её к попаданческой. Он вывел локацию, куда отправляются герои из нашего привычного мира, сделав её принципиально недостижимой для обычного человека.

Но всё это были небольшие эволюционные подвижки, а в 1912 году произошло великое событие – рождение истинно попаданческой литературы, со всеми её атрибутами. Но об этом – в следующей серии.

Серия сообщений "История попаданцев от древности до наших дней":
Попаданцы - самый популярный жанр современной литературы. Давайте рассмотрим его под микроскопом: Откуда есть пошло и что там есть сегодня? С живыми примерами в естественных местах обитания.
Часть 1 - Всеобщая история попаданцев от древности до наших дней. Часть 1: От древности
Часть 2 - Всеобщая история попаданцев: Первый попаданец

Метки:  
Понравилось: 3 пользователям

 

Добавить комментарий:
Текст комментария: смайлики

Проверка орфографии: (найти ошибки)

Прикрепить картинку:

 Переводить URL в ссылку
 Подписаться на комментарии
 Подписать картинку